Воскресение Христово

Источник

Параграф 1 2 3 4

 

 

Воскресение Христово – уникальное историческое событие – отличает христианство от какой бы то ни было другой религии. В прочих религиях основатели – смертны, тогда как Главой нашей Церкви является воскресший Христос. Христово Воскресение – это обновление человеческой природы, воссоздание человеческого рода, переживание Царства Божия, пришедшего в силе.

Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна...» (1Кор. 15, 17). Истинность и сила веры обязаны светлому событию Воскресения Христова. Без него христиане «несчастнее всех человеков» (1Кор. 15, 19).

§ 1

Празднование Воскресения начинается с Великой Субботы. «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» – поем мы в церкви. Разрушение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть – после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обессилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола.

Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста, которое читается за Пасхальной Литургией. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» (Ис. 45, 2). Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» – чтобы показать тюрьму бессильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется – не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.

§ 2

После Своего воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Почему Христос не явился всем людям, а главное, распявшим Его и отрицавшим Его Воскресение, чтобы те уверовали в Него?

Явление Христа никогда не происходит для зрелищности и принуждения человека. Христос никого не принуждает верить. Кроме того, явление Бога человеку – это критический момент в жизни последнего. В будущей жизни, после Второго пришествия Христа, Его увидят все. Для подготовленных и очищенных явление Бога станет откровением Царства радости, в то время как для нечестивых оно же будет адом. То же самое произошло бы и в данной ситуации. Поэтому Бог по Своей любви и человеколюбию не явился к отрицавшим и распинавшим Его.

Однако явление Христа Своим ученикам после Воскресения не было событием, произошедшим исключительно для них. Все, кто прошел соответствующую стадию излечения и очищения, удостаиваются участвовать в Христовом Воскресении и видеть Воскресшего Христа. В этой перспективе мы должны рассматривать и случай с апостолом Павлом, который обратился к вере лишь после Пятидесятницы, когда и произошло явление ему Воскресшего Христа.

Явление Воскресшего Христа напрямую зависит от духовного состояния человека. Несмотря на то, что Христос воскрес в определенный день и час, всегда на протяжении веков существуют свидетели Его Воскресения. Созерцания Воскресшего Христа удостоились многие святые. Православная Церковь, являющаяся Телом Христовым, предлагает нам участие в опыте Воскресения. Святой Симеон Новый Богослов, упоминая молитву «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному», учит, что мы обращаемся не к Воскресению, которое видели ученики, то есть не к одному только историческому факту, – но к Воскресению, или скорее к Воскресшему Христу, созерцаемому нами в недрах Церкви. Мы не говорим: «в воскресение Христово уверовавше», но «видевше». Существует много верующих в Воскресение, но есть также и такие, пусть даже немногие, которые ежечасно видят Воскресшего Христа, лучезарного и сияющего «в молниях нетления и божества». Потому что действительно, Воскресение Христа «есть наше воскресение, воскресение долу лежащих». Таким образом, одни являются свидетелями Христова Воскресения «от слышания», а другие – «от видения». Именно последние и являются, прежде всего, свидетелями Христова Воскресения.

§ 3

Согласно Писанию, первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда как женщины с любовью и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу, дабы умастить благовониями тело Иисуса. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. А это значит, что для того, чтобы удостоиться узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

§ 4

Христово Воскресение ни в коем случае не должно праздноваться как только историческое событие; оно – событие онтологическое, оно дает нам причастие благодати Воскресения. Для достижения этого, по учению всех Отцов Церкви, требуется очищение как телесных, так и душевных чувств.

Цель духовной жизни человека – соединение с Воскресшим Христом, созерцание Его в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолевает страстные образы и греховные помышления, как некогда преодолел печати гроба. Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании, но о внутреннем.

Участие в таинстве Воскресения является переживанием обожения. Посвятивший себя непостижимой силе Воскресения на собственном опыте познает цель создания мира Христом. Действительно, человек создан для того, чтобы достичь обожения, и чтобы мир принял освящение через человека. Отсюда следует, что тот, кто посвящает себя этой непостижимой силе Воскресения, достигает обожения и таким образом исполняет цель своего существования.

В Огласительном слове святого Иоанна Златоуста – поистине победном, триумфальном гимне – говорится, что в Воскресении Христовом разрешились все человеческие беды.

Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее Царство».

Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение воссияло от гроба».

Никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас смерть Спасителя».

Универсальность Воскресения Христова абсолютна, его плоды даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся.


Источник: Иерофей (Влахос), митрополит. Воскресение Христово. [Электронный ресурс] // Народный Православный Университет

Комментарии для сайта Cackle