преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

Послание к Галатам св. Апостола Павла

Глава I

1) Павел, Апостол – не от человеков и не через человека, но через Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых, 2) и все братия, которые со мною – церквам Галатии: 3) благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4) Который отдал Себя Самого за грехи наши, да избавит нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5) Которому слава во веки веков. Аминь. 6) Удивляюсь, что вы так скоро переходите от призвавшего вас благодатью Христовою к иному евангелию, 7) которое не иное, если только не иные – [люди], встревожившие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8) Но хоть бы даже мы или Ангел с неба благовествовал вопреки тому, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9) Как прежде мы сказали, [так] и ныне снова говорю: если кто благовествует вопреки тому, что вы приняли, да будет анафема. 10) Только ведь человеков я призывал или Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я все еще угождал людям, не был бы рабом Христовым. 11) Делаю вам, братия, известным, что Евангелие, которое благовествовано мною, не есть по человеческому [вдохновению], 12) ибо и я не от человека принял его, ни научился, но через откровение Иисуса Христа. 13) Ибо вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я сверх меры гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14) и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий. 15) Когда же стало благоугодно Тому, Кто избрал меня от утробы матери моей и призвал благодатью Своею, 16) дабы открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал сразу после сего прилагаться к плоти и крови, 17) и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, но пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18) Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. 19) Прочих же Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. 20) В том же, что пишу вам, – вот, пред Богом: не лгу. 21) Затем отошел я в страны Сирии и Киликии. 22) Я был неизвестен в лицо церквам в Иудее, что были во Христе, 23) а только внимали они слуху, что тот, кто гнал нас некогда, ныне благовествует веру, которую некогда истреблял, 24) и прославляли во мне Бога.

Глава II

1) Потом, через четырнадцать лет, снова взошел я в Иерусалим с Варнавою, взяв [с собою] и Тита. 2) Взошел же по откровению, и подытожил с ними благовествование, проповедуемое мною язычникам, и в отдельности тем, кто что-то собой представлял, как бы мне не впустую бежать или пробежать. 3) Но они и Тита, который был со мною, хотя и язычника, не принуждали обрезаться. 4) Но из-за вкравшихся лжебратий, которые скрытно приходили выведать о нашей свободе, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы обратить нас в рабство. 5) Им мы ни на час не уступили и не подчинились, дабы истина Евангелия пребывала у вас. 6) И в тех, кто что-то собой представлял, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог нелицеприятен к человеку; ибо для меня то, что они что-то собой представляли, ничего не прибавляет. 7) Напротив того, когда они увидели, что мне вверено Евангелие для необрезанных, как и Петру для обрезанных 8) (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне у язычников), 9) и когда узнали о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве десницы общения, чтобы нам [идти] к язычникам, им же – к обрезанным, 10) только чтобы мы помнили нищих, что и я старался исполнять, это именно. 11) Когда же Кифа пришел в Антиохию, то я в лицо противостал ему, ибо он был небезупречен. 12) Ибо, прежде чем пришли некоторые от Иакова, ел вместе с язычниками; когда же те пришли, таился и устранялся, опасаясь бывших от обрезания. 13) И с его притворством согласились и прочие иудеи, так что и Варнава был вовлечен ими в их притворство. 14) Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, сказал Кифе на виду у всех: «Если ты, когда ты иудей, живешь по-язычески, а не по-иудейски, каким же образом помышляешь сделать иудеями язычников? 15) Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники; 16) узнавши же, что человек оправдывается не делами Закона, а только через веру в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою Христовою, а не делами закона; сего ради от дел Закона не оправдается никакая плоть. 17) Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались «грешниками», неужели Христос есть служитель греха? Да не будет! 18) Ибо если я, что разрушил, снова сие созидаю, сам себя делаю преступником. 19) Ибо я чрез закон умер для закона, да живу Богом. Я сораспялся Христу. 20) Живу же уже не я; живет же во мне Христос. А что ныне живу во плоти, живу в вере Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Самого Себя за меня. 21) Не отвергаю благодати Божией; ибо если законом оправдание, то Христос даром умер».

Глава III

1) О, несмысленные [insensati] галаты! Кто заворожил [fascinavit] вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами Иисус Христос предначертан был, [как бы] у вас распятый? 2) Этому одному хочу научиться от вас: через дела ли Закона вы получили Духа, или от слышания в вере? 3) Так ли вы глупы, что, когда начали Духом, теперь завершаете плотью? 4) Столь многое претерпели вы, [неужели] бесполезно? Если бы только бесполезно! 5) Подающий же вам Духа и совершающий между вами чудеса, через дела ли закона [сие производит], или от слышания веры? 6) Как написано: «Авраам поверил Богу, и вменилось ему в праведность» (Быт. 15:6). 7) Познайте же, что сущие от веры, они суть сыны Авраама. 8) Провидев же Писание, что верою оправдает язычников Бог, предвозвестило Аврааму: «Ибо в тебе благословятся все народы» (Быт. 12:3). 9) Итак, которые от веры благословлены будут с верным Авраамом. 10) Ибо все, кто от дел Закона, суть под проклятием. Ибо написано: «Проклят всяк, кто не пребывает во всем, что написано в книге Закона, дабы творить его» (Втор. 27:26). 11) А что в законе никто не оправдывается пред Богом, это явно: «Ибо праведный верою живет» (Авв. 2:4). 12) А закон не по вере, но: «Кто исполняет то, тот жив будет в них» (Лев. 18:5). 13) Христос нас искупил от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23), 14) дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса стало [переходить] на язычников, да обетование Духа получим верою. 15) Братия, (говорю по-человечески): даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]. 16) Аврааму изречены были обетования и семени его. Не говорит Он: «и семенам», как бы о многих, но как бы об одном: «и семени твоему» (Быт. 12:7), которое есть Христос. 17) Сие же говорю: завета, прежде Богом утвержденного, Закон, который появился по прошествии четырехсот тридцати лет, не отменяет, так чтобы обетование потеряло силу. 18) Ибо, если по Закону наследство, уже не по обетованию. Аврааму же Бог даровал [оное] по обетованию. 19) Для чего же Закон? Ради преступлений постановлен, и доколе не придет Семя, Которое обетовано, он устроен через Ангелов в руку посредника. 20) Посредник же при одном не бывает, Бог же один. 21) Итак, Закон противен обетованиям Божиим? Да не будет! Ибо если бы дан был Закон, могущий животворить, воистину праведность была бы от Закона. 22) Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование по вере в Иисуса Христа было дано верующим. 23) Прежде же чем пришла вера, мы были под стражею Закона, заключенные в веру, которой надлежало открыться. 24) Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, да от веры оправдаемся. 25) А когда пришла вера, мы уже не под [руководством] детоводителя. 26) Ибо все вы – чада Божии чрез веру, что во Христа Иисуса. 27) Ибо все вы, кто во Христа крещены были, во Христа облеклись. 28) Нет ни иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужчины, ни женщины. Ибо все вы одно во Христе Иисусе. 29) Если же вы Христовы, следовательно, вы семя Авраамово, по обетованию наследники.

Глава IV

1) Говорю же: в то время, когда наследник малютка, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2) но он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. 3) Так и мы, когда были малютки, были порабощены стихиям мира. 4) А когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, ставшего от жены, ставшего под законом, 5) чтобы подзаконных искупить, дабы нам получить усыновление. 6) А так как вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, вопиющего: «Авва, Отче!» 7) Итак, он уже не раб, но сын; а если сын, [то] и наследник через Бога. 8) Но при том тогда, не знав Бога, тем, которые по естеству не боги, вы служили. 9) Ныне же, когда вы познали Бога, конечно же, познанные Богом, как же вы возвращаетесь опять к немощным и жалким стихиям, которым снова хотите служить? 10) Дни соблюдаете, и месяцы, и времена, и годы! 11) Боюсь за вас, как бы не без толку я трудился у вас. 12) Будьте, как я, ибо и я, как вы; братия, умоляю вас! Вы ничем не обидели меня. 13) Знаете же, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам не так уж давно, а вы от искушения вашего во плоти моей 14) не отвратились и не отплевывались, но как Ангела Божия приняли меня, [и] – как Христа Иисуса. 15) Итак, где же блаженство ваше? Ибо засвидетельствую вам, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. 16) Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам правду? 17) Ревнуют по вас нехорошо, но хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. 18) Хорошо же ревновать в добром всегда, а не только, когда я присутствую у вас. 19) Детушки мои, коих я снова рождаю в муках, доколе не изобразится в вас Христос! 20) Хотел бы я быть у вас вскоре и изменить голос мой, потому что мне стыдно за вас. 21) Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не читали закона? 22) Ибо написано: «Потому что Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной» (ср. Быт. 16:15, 21:3). 23) Но который от рабы, тот рожден по плоти; который же от свободной, по обетованию. 24) Каковые [слова] были иносказательно сказаны. Ибо это два завета. А именно, один на горе Синай, рождающий в рабство, который есть Агарь, 25) ибо Синай есть гора в Аравии, которая соединена с тем, что ныне есть Иерусалим, и он в рабстве с детьми своими. 26) Тот же Иерусалим, который горний, свободен, он же матерь нам. 27) Ибо написано: «Возвеселись, неплодная, которая не рожала; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; ибо у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1). 28) Мы же, братия, дети обетования по Исааку. 29) Но, как тогда тот, кто рожден по плоти, гнал [рожденного] по духу, так и ныне. 30) Но что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо не будет наследником сын рабы с сыном свободной» (Быт. 21:10). 31) Итак, братия, мы не невольницы дети, но свободной: каковой свободой Христос нас освободил.

Глава V

1) Стойте, и не подвергайтесь опять игу рабства. 2) Вот, я, Павел, говорю вам: поелику, если вы обрезываетесь, Христос вам не принесет никакой пользы. 3) Свидетельствую же снова всякому человеку обрезывающемуся, что он должен творить весь Закон. 4) Вы опустошены без Христа – [те], которые оправдывают себя Законом, вы отпали от благодати. 5) Ибо мы в Духе, от веры, упования праведности ждем. 6) Ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет какой-либо силы, ни необрезание, но вера, действующая любовью. 7) Вы шли хорошо; кто воспрепятствовал вам, чтобы вы не слушались истины? 8) Внушение сие не от Призывающего вас. 9) Малая закваска портит все тесто. 10) Я надеюсь на вас в Господе, что вы ничего иного не будете мудрствовать; смущающий же вас, понесет на себе суд [judicium], кто бы он ни был. 11) А я, братия, если я еще проповедую обрезание, за что же претерпеваю преследование? Тогда изничтожился бы соблазн креста. 12) О, если бы и подвергли себя отсечению смущающие вас! 13) Ибо вы призваны к свободе, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но посредством любви Духа служите друг другу. 14) Ибо весь Закон в одном слове исполняется: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). 15) Если же вы друг друга кусаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16) Говорю же: ходите в Духе, и вы не будете совершать вожделений плоти, 17) ибо плоть вожделеет противного духу, дух же – противного плоти: ибо сии друг другу противятся, дабы вы все не то, что хотите, делали. 18) Если же вы Духом водимы, вы не под Законом. 19) Дела же плоти явны; кои суть: блуд, нечистота, бесстыдство, распутство, 20) идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, гнев, противостояния, разногласия, ереси, 21) зависть, человекоубийства, пьянства, пирушки и тому подобное; о чем я заранее говорю вам, как и говорил ранее, что которые так поступают, Царствия Божия не наследуют. 22) Плод же Духа: любовь, радость, мир, терпение, благость, доброта, долготерпение, 23) кротость, вера, скромность, умеренность, чистота. Против таковых нет закона. 24) Те же, которые Христовы, плоть свою распяли с пороками и похотями. 25) Если мы живем Духом, в Духе и ходить должны. 26) Не будем алкать тщетной славы, друг друга подстрекая, друг другу завидуя.

Глава VI

1) Братия! А если и будет охвачен человек каким проступком, вы, будучи духовными, наставляйте такового в духе кротости. Наблюдай за самим собою, чтобы тебе не быть искушенным. 2) Бремена друг друга носите, и так исполните закон Христов. 3) Ибо кто почитает себя чем-нибудь, когда он ничто, сам себя обольщает. 4) Каждый же да испытывает свое дело, и так будет иметь похвалу только в самом себе, а не в другом, 5) ибо каждый понесет свое бремя. 6) Да делится же всякий, оглашаемый словом, с тем, кто его наставляет, всяким благом. 7) Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. 8) Ибо, что посеет человек, то и пожнет. Потому что сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; кто же сеет в дух, от духа пожнет жизнь вечную. 9) Делая же добро, да не ослабеем, ибо в свое время пожнем, не ослабевая. 10) Итак, доколе у нас есть время, будем делать добро всем, наипаче же домашним /своим/ по вере. 11) Смотрите, какими [большими] буквами написал я вам своею рукою. 12) Все те, которые по плоти желают произвести хорошее впечатление, сии пытаются принудить вас к обрезанию, лишь бы не перетерпеть гонения за крест Христов. 13) Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят вас обрезать, чтобы похвалиться в вашей плоти. 14) Мне же чтобы похвалиться, да не будет, разве только о кресте Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15) Ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет какой-либо силы, ни необрезание, но новая тварь. 16) И всем тем, которые будут следовать сему правилу, мир над ними и милосердие, и над Израилем Божиим. 17) В отношении остального, никто не отягощай меня, ибо я раны Господа Иисуса на теле моем ношу. 18) Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним Блаженный, Стридонский / Москва. 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle