святитель Игнатий (Брянчанинов)

БОЛЕЗНЬ

Постигшую Вас болезнь невольно сделайте посредством благодарения произвольной жертвой, и да примет ее Бог, как кадило, исполненное благовоннейшего духовного фимиама. Фимиам – благодарение.

Человек – как трава, и много ли надо, чтобы подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить его здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без воли Божией, научает нас благодарить Бога за все по мановению Его приходящие нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпьями Иов. Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силой живой веры. Озаренный внезапно светом веры, ум начинает созерцать дивный Промысл Божий, неусыпно бдящий над всей тварью. Такое созерцание приводит в духовный восторг; душа начинает обильно благодарить, славословить Бога, начинает восхвалять Его Святой Промысл, предавать себя Его Святой Воле. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали.

Ждали мы Вас в столицу – дождались неприятной вести о Вашей болезни. Таков обычай верховного Царя царей: Он их же любит, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет.

Теснясь в пределах человеческого суждения, помышлял я, что Вы здесь очень нужны, но ин суд Божий и ин человеческий. Хотелось бы мне Вас видеть опять в Вашем доме, окруженного семейством, радостного, довольного, но Господь, утверждающий нашу к Нему любовь злоключениями, попустил рассыпаться Вам в разные стороны, как зернам пшеницы.

Вспомните, почтеннейший мой благодетель, что Законоположник наш претерпел Крест и последователям и слугам Своим предвозвестил: «в мире скорбни будете!» (Ин. 16, 33). – Отчего же скорбни? Оттого, что мир Вас возненавидит и сам Отец Мой «всякую розгу, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет» (см.: Ин. 15, 2). Итак, благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа. Повторяйте почаще сию молитву: «Господи, буди воля Твоя!». Она краткая, но заключает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находящегося в печали. Сие узнал я отчасти на собственном опыте. Но зачем ссылаюсь на ничтожный опыт, когда Сам Спаситель мира произносил сию священную молитву в вертограде и сей молитвой преграждал прошения, исторгаемые немощью человечества...

Болезненностью восполняются подвиги. Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний, когда он предается воле Божией, когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира, чего бы он не сделал единственно по собственному произволению.

Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или попускается Богом, Который «наказует всякого, его же приемлет» (см.: Притч. 3,12). По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми нарабатывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтобы он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые Отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию.

Подобает тому, кто хочет приблизиться к Богу, пройти душой и телом сквозь многие скорби и болезни. Говорите болезням Вашим: «Придите, Богом посылаемые, помучьте грешное тело, пожгите его, потерзайте его за те беззакония, коих жилищем оно было!». К правилу безмерно не нудьтесь во время болезни: взамен его приносите Господу жертву хвалы и благодарения.

Бывает болезнь и бывает мнение болезни. Наконец, бывает, что человек точно болен, а враг ему внушает, что он не болен, но только мнит о себе, что болен. С Вами последнее. Оставьте на время поклоны: их заменила болезнь, но не оставляйте молитвы с сердечным сокрушением. Когда придет к Вам порочная мысль или порочное чувство, отвергайте их и укоряйте себя. Вы не должны думать о себе, что в Вас какой-либо порок умалился, напротив, помышляйте, что Вы вместилище всех пороков. Вы не должны смущаться, когда обнаруживаются в Вас немощи душевные и телесные, напротив, переносить Ваши немощи с терпением и великодушием. В Вас есть потаенная гордость, Вы не твердо помните, что Вы – грешница; если бы Вы это помнили, как должно, то, видя в себе немощи, не смущались бы, а говорили бы себе: «В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостатки!». Господь да научит Вас смирению, от которого истекает всякое спокойствие и изливаются в сердце мир и тишина.

Что Вам сказать о тех страданиях, которым подвергает Вас врачебная необходимость? Не отказывайтесь от этих страданий! Они могут быть вознаграждены приятностью выздоровления. Кроме этой пользы есть в них еще другая польза, несравненно важнейшая: это обновление души Вашей. Вы можете сделаться способной благодарить Бога и приблизиться к Нему. Для этого нет другого средства, кроме креста, то есть великодушного терпения всех страданий, ниспосылаемых Промыслом. Свергающие с себя крест делаются непотребными для Бога. Сила Божия может Вас подкрепить вполне, несмотря на Вашу юность. Воодушевляемые этой силой могут победить всякий страх, всякое мучение.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – БРАНЬ 2 святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – БОГОПОЗНАНИЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БОЛЕЗНИ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – БОЛЕЗНИ святитель Иоанн Златоуст

5. Душеполезные поучения – БОЛЕЗНЬ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Болезнь схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Отечник Проповедника – Болезни игумен Марк (Лозинский)

8. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Скорби святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Болезнь в свете православного вероучения профессор Жан-Клод Ларше

10. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Болезнь святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle