святитель Игнатий (Брянчанинов)

Тело

Для тела сколько сетей! Оно само – какая сеть! Как пользуется им миродержец! Посредством тела, снисходя его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к подобию скотов бессловесных. Какая пропасть! Какое удаление, какое ниспадение от Божественного подобия! В эту глубокую, страшно далекую от Бога пропасть мы низвергаемся, когда предаемся грубым плотским наслаждениям, называемым по их греховной тяжести падениями. Но и менее грубые плотские наслаждения не менее пагубны. Ради них оставляется попечение о душе, забывается Бог, небо, вечность, назначение человека.

* * *

Духовный человек, хотя бы и немощен был телом, выдерживает несравненно больший подвиг, нежели к какому способен человек плотский и душевный. Первый возбуждается к подвигу Божественной благодатью и встречает меньше препятствий от своего тела, обыкновенно отлагающего при вступлении в такое состояние значительную часть своей дебелости.

* * *

Достойна глубокого рассмотрения и удивления связь между телом и духом человеческим. Образ мыслей человека, его сердечные чувствования много зависят от того состояния, в котором находится его тело... При насыщении тела сердце наше не может не порождать блудных ощущений, а ум – блудных помыслов и мечтаний, которые силой своей и увлекательностью способны изменить самое решительное благое произволение, склонить его к услаждению грехом.

* * *

Что может быть знакомее нам нашего тела? Имея чувства, оно подвергается действию всех этих чувств: познание о теле должно быть самым удовлетворительным, как приобретаемое и разумом, и чувствами. Оно – точно таково в отношении к познаниям о душе, о ее свойствах и силах, о предметах, не подверженных чувствам тела;351 вместе оно – познание, крайне недостаточное в отношении к условиям, при которых познание может быть признано полным и совершенным.

Чтобы узнать значение какого бы то ни было вещества, наука обязана разложить его на составные не разлагаемые части, потом из составных частей воссоздать разложенное вещество. Полученные этим способом познания о веществе наука принимает за верные: предположения, пока они не доказаны положительно, не допускаются в состав познаний, в сокровищницу науки, хотя человеческий произвол провозглашает о них и устно, и печатно как об истинах, насмехаясь над невежеством и легковерием человечества. Чтобы разложить удовлетворительно человеческое тело, необходимо совершить это тогда, когда тело еще живо. Нет возможности определить значение жизни иначе, как уловив ее и рассмотрев одну и саму по себе. Верность разложения должна быть доказана образованием из составных частей живого тела. Это невозможно. Мы разлагаем одни трупы, не зная, что оставляет жизнь в оставленном ею теле и что уносит с собой. Раскрывая трупы, мы знакомимся с устройством машины, сокрытой во внутренности тела, но машины, уже не способной к движению и действию, машины, уже лишенной своего существенного значения. Что ж знаем мы о нашем теле? Нечто, далеко отстоящее от познания полного и совершенного.

* * *

Смерть – разлучение души с телом, соединенных волей Божией и также волей Божией разделяемых. Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которой он поражен за ослушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и после смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем. Оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душой, после которого оно станет уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи обильно проникнуты благодатью Божией, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела одновременно и мертвы, и живы – мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святого Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек и что это величие, эта святость возвращены искуплением.

* * *

Тело Богочеловека имело необыкновенную стройность и красоту, как и воспел о Нем пророчественно праотец Его святой пророк Давид: «прекраснейший из сынов человеческих» (Пс. 44, 2). Но телесная красота Богочеловека отнюдь не производила на женский пол тех впечатлений, которые обыкновенно производит на него красота мужчин. Да будет отвергнута и проклята такая мерзостная и богохульная мысль, которая, однако, принята и произнесена еретиками.352 Напротив, тело Христово исцеляло все страсти: и душевные, и телесные. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем взиравшим на него, всем прикасавшимся к нему – и мужчинам, и женщинам. От Него исходила сила, – свидетельствует Евангелие, – и исцеляла всех (Лк. 6, 19). Елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся353 (Мк. 6, 56). Это то Божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 54, 56).

* * *

Вожделение Бога было изначала естественным нашему телу, сотворенному с вожделением Бога. Вожделение Бога духовно и свято, духовным и святым было и тело. Оно заразилось дебелостью и тлением по причине падения, оно заразилось вожделениями скотоподобными по причине падения. Искупитель возвратил ему способность к вожделению духовному, и воспользовались этим даром истинные последователи Искупителя, изгнав из тел своих пожелания страстные, стяжав вожделение святое. Телам нашим свойственна любовь Божественная. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они еще во время земного странствования влекутся постоянно к Богу, сообразно естеству своему и действию Святого Духа, осеняющего естество очищенное; они влекутся к Богу «всею крепостию своею», соединяя свои силы с силами души. По всеобщем воскресении освященные тела, восприняв в себя освященные души, возлетят силой Божественной любви, силой Святого Духа, в обители рая (см. 1Фес. 4, 17); они возлетят на небо, куда предтечей человеков взошел со святой плотью Своею Господь наш Иисус Христос. Говорит апостол: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1). «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15, 53). «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15, 44).

* * *

От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно немедленно по сотворении оживлено бессмертной и святой душой, вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было не способно. Оно не могло выйти из рук Всесвятого Творца иначе как вполне чистым и святым, впоследствии исказил, обезобразил его грех. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь, не представляли ничего, что бы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями, не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была несвойственна этому телу, несвойственны ему были недуги, не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий, оно не было узами и темницей для души: оно было для нее чудной, вечно новой одеждой.

Человек пал. Грех поразил смертью и душу его, и тело его. Область смерти над человечеством так всеобща и так могущественна, что ни один из многочисленной семьи человеческой не избег ее; каждый человек родится уже с началом смерти в себе, может подвергнуться ей ежечасно во время земной жизни и непременно подвергается в свой известный час. Безошибочно можно признать всех странников земных движущимися мертвецами! Что наша жизнь на земле, как не непрестанная борьба со смертью? Из такого состояния мы никак не можем умозаключить о состоянии, которое было естественным человеку до его падения, по телу нашему никак не можем судить о теле первозданных. Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное, полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частью в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству.

Тело Адама не утопало в водах, не сгорало от огня, было неприступно для смерти.354 Таким явилось тело нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа; оно вкусило смерть, но вкусило единственно по благоволению Богочеловека: вкусив смерть, оно не переставало быть живым, потому что, разлучившись с душой, не разлучалось с Божеством. Оно вознеслось на небо, повторяя с избытком восхищение тела Адамова в рай. Туда оно привлечет тела истинных христиан: "где" тело всесвятое, «там соберутся» и духовные "орлы" (Лк. 17, 37). Хотя и видим, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела; но веруем и знаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут. Мало того: воскресшие праведники и живущие праведники – праведниками называю истинных христиан – не останутся на земле: они в последний день мира сего преходящего, в начале невечернего дня вечности будут восхищены с телами своими на воздух, в сретение Господа, «и так всегда» там – на небе, пребудут «с Господом» (1Фес. 4, 17). Посеянное в могилу тело "в тление," восстанет «в нетлении,» восстанет "в славе," восстанет «в силе; тело земное» сделается «телом небесным, тело душевное – телом духовным» (1Кор. 15, 40–46).

Таково назначение тела человеческого. Родится оно зараженным смертью и грехом, родится оно в смерть по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека, но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое принял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа – соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь,» сказал Господь, – «пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову при посредстве такой полноты вкушения приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его делается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к нам: «тела ваши суть члены Христовы» (1Кор. 6, 15). "Тело"... «для Господа и Господь для тела» (1Кор. 6, 13). «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 14). «Дары Святаго Духа, – сказал некоторый великий угодник Божий,355 – уже естественны естеству обновленному». Уже естественно телу, составляющему собой единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там не слитно и неразлучно со Христом и Дух Святой.

Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. Тень святого апостола Петра исцеляла больных (см. Деян. 5, 15); принадлежности из полотна, которые имел святой апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным – и больные от прикосновения к ним исцелялись, а нечистые духи оставляли мучимых ими (см. Деян. 19, 12). Ехидна, этот самый ядовитый змей, ужалила апостола, но он остался невредим, как бы вовсе не подвергшийся укушению змея. Некоторые святые ходили по водам, протекали, как крылатые, значительные пространства в самое короткое время, при молитвах возвышались телами своими от земли, как бы предначиная, по выражению некоторого святого писателя,356 будущее восхищение на воздухе и являя к такому восхищению способность. Не только в душах их, в самых телах воздействовал Святой Дух! Как в телах человеческих, низведенных к подобию скотов несмысленных, кипят различные страсти, так, напротив, в освященных телах кипит и преизливается Божественная благодать, услаждая тело небесной и духовной сладостью и вместе умерщвляя его для греха. По разлучении души с таким телом тление не дерзает прикасаться к нему, потому что, несмотря на отсутствие души, соприсутствует ему Дух Святой, обнаруживая присутствие Свое различными, достойными Духа и свойственными Духу знамениями.

Отчего тела наши чужды духовного освящения? Отчего тела наши способны только к ощущениям скотоподобным, между тем как Дух Святой засвидетельствовал, «что иная плоть у человеков, иная плоть у скотов» (1Кор. 15, 39)? Оттого, что не внимаем предостережению Господа нашего, Который сказал: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34). Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что "плоть" наша может «радоваться о Боге живом» (Пс. 83, 3): «Горе имеем сердца,» и повлечется туда, вслед за сердцем, тело. Возлюбим Господа так, как Он повелел любить Себя, «всем сердцем, всею душею, всем умом, всею крепостию» (Мк. 12, 30), чего невозможно исполнить без участия тела. Сделаем тела наши духовными, небесными! Избавим их от горестного перехода из темницы в темницу: из темницы могильной в темницу ада. На нас лежит непременная обязанность совершить это: мы первоначально сотворены для неба, впоследствии, по падении, мы искуплены для неба. Мы вполне принадлежим Богу, а не себе. «Вы не свои,» – говорит нам апостол, – «вы куплены дорогою ценою,» ценою бесценной Крови Сына Божия. «Посему прославите Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии:» потому что и «тела ваши,» не только души, «суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1Кор. 6, 19–20).

* * *

Тело первого человека было в совершенном согласии с душой, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силой словества,357 этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это подтверждение живущей внутри него смерти; борьба, теперь не прерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе,358 при Боге, увлекал туда с собой душу; она влекла туда с собой тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив, способному только к наслаждениям духовным, силой врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить.

Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские желания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их – естественной необходимостью. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей после грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано. Иначе зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные? Плоть человека сотворена способной радоваться о Боге живом (см. Пс. 83, 3). Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде, «и были оба наги,» – говорит Писание, – «Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 25). Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе с тем неувядающей юности, красоты и силы, не подверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здоровье. Тело Адама не сгорало в огне, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире. «Сначала, – говорит Макарий Великий, – человек был поставлен от Бога князем века сего и господином всех видимых: ни огонь не мог явить над ним своей силы, ни вода потопить, ни зверь навредить, ни ядовитое что-либо подействовать».359 Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницей для души, оно было для нее чудной одеждой. Наконец, это изящное тело было способно по совершенству своему для жизни в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они будут способны войти туда телами после всеобщего воскресения, когда сами тела станут духовными. После падения и при изгнании из рая человеку даны были одежды кожаные (см. Быт. 3, 21), тогда, говорит святой Иоанн Дамаскин, «он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы».360

* * *

351

Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. – Прим. ред.

352

Роман, извлеченный из Евангелия, известный под названием: Passion douleureuse de notre Seigneur Jesus-Christ par Ecaterine d’Emerich. – Прим. ред.

353

В синодальном переводе: и которые прикасались к Нему, исцелялись. Прим. ред.

354

Преподобный Макарий Великий. Слово 4, глава 3.

355

Великий Сисой. См.: Скитский патерик.

356

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О безмолвии и молитве. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 2.

357

Словество – дар слова, здесь: разум. – Прим. ред.

358

Горе – вверху, на небе. – Прим. ред.

359

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. Слово 4, гл. 3.

360

Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 1.



Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЛОТЬ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ОДЕЖДА праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Воздаяние преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – САМООТВЕРЖЕНИЕ святитель Феофан Затворник

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Празднословие святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Общественная деятельность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Общение святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ДУХОВНЫЕ БЛАГА святитель Иоанн Златоуст

9. Собрание сочинений. Том 5 – Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии. архиепископ Амвросий (Ключарев)

10. Начертание церковно-библейской истории – Период третий. Жизнь Аврама до его призывания святитель Филарет Московский (Дроздов)

Комментарии для сайта Cackle