архиепископ Амвросий (Ключарев)

Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии.

Возлюбленные о Господе братия и сослужители!

В короткое время служения моего в Харьковской епархии, к величайшему утешению моему, я успел убедиться, что народ, вверенный Промыслом Божиим моему и вашему попечению, отличается искренним благочестием и любовью к святой Церкви. Во дни праздничные, храмы Божии полны молящимися, усердие к слушанию слова Божия в них великое, готовность к делам благим – нелицемерная. Пред нами духовная нива, как земля здешнего края, тучная и способная к плодородию, – только, чтобы не стояло дело за нами, делателями и сеятелями на ниве Христовой.

Известно вам, каким опасностям в наше время подвержены и добрые, искренно преданные Церкви, православные христиане. С одной стороны, путем одностороннего – образования, ложно поставленного воспитания и неблагонамеренных сочинений, идут к ним целые потоки ложных мыслей, противных вере Христовой учений и превратных понятий о жизни нравственной, общественной и семейной. С другой стороны направлены, особенно на простой народ, от расколо-учителей и сектантов тайные происки и клеветы на чистоту исповедания и святость установлений самой Церкви нашей. С той и с другой стороны, те и другие враги пользуются всеми нашими недостатками, всякими нашими ошибками и слабостями, чтобы в них найти поводы к нареканиям и порицанию Церкви, которой мы поставлены служителями, стражами и защитниками. Великая нужна с нашей стороны бдительность, осторожность и ревность в прохождении нашего святого и высокого служения. Посему прошу и молю вас, братия, священнослужители и все члены церковных принтов,– каждый по роду и чину своего служения,– примите от меня с любовью следующие советы и указания.

Прежде всего, совершайте неленостно, неспешно и, по возможности, часто богослужение. Ныне, особенно по селам, распространилось мнение, что народу в церковь ходит мало и что служить поэтому, особенно в будни,– не для кого. Как не для кого? Бескровная жертва Христова приносится за весь мир, за присутствующих и отсутствующих, за живых и умерших. Молитесь о тех, которые по неотложным нуждам житейским не могут быть в храме, о тех, которые по испорченности и беспечности о своем спасении ленятся посещать храм, и, наконец, о тех, которые по ложным понятиям почитают лишним быть в храме. Молитесь о возбуждении и вразумлении ленивых и небрежных, о просвещении и обращении на путь истины заблуждающихся; молитесь о болящих, скорбящих, бедных и сирых, о всех, по выражению Церкви, требующих от Бога помощи и заступления. На то вы и поставлены волею нашего Пастыреначальника, Господа Иисуса Христа. Да не останется по нашему небрежению втуне, неупотребленною в дело спасения людей вверенная нам великая тайна Его крестной жертвы, которая по Его завету должна быть постоянно приносима в Его Церкви богоустановленным священством. Совершайте возможно чаще св. литургии и для самих себя. Не ждите, когда вас об этом попросят; вы сами прежде других нуждаетесь в этом, чтобы благодатию Божиею удержаться вам на высоте нашего святого звания и служения. Отвергайте, как богохульные; опасения, будто по бедности церкви у вас не достанет средств на потребности богослужения, при частом его совершении. Оскорбительно для Главы Церкви, нашего Господа, обидно и для самой Церкви и чад ее думать и говорить, что при усердии священника к частому богослужению у него недостанет для литургии вина, просфор, свеч, ладану и пр. Неленостно служите и молитесь вы,– явятся и сомолитвенники, принесут и все нужное для богослужения. Когда священнослужитель этому не верит, – знак, что он не понимает ни своего положения, ни достоинства Церкви, которой служит, или находит в этом только предлог для своей лености.

Не переставайте изучать Слово Божие, читая его ежедневно, хотя малыми частями. Это дело величайшей важности. С переводом Библии на русский язык, попечением Святейшего Синода, ныне облегчен нам труд разумения Священного Писания. Если по учению Церкви, без чтения Слова Божия никому из верующих нельзя поддержать в себе духовной жизни и благочестивого настроения: то тем паче невозможно священнослужителю без частых ударений в сердце его благодати, присущей Слову Божию, удержаться бодро и трезвенно в деле своего служения и требуемых им правилах жизни среди неизбежных развлечений житейской суеты. Слово Божие вызовет в вас потребность и вообще к духовному чтению, а главное, обогатит вас духовным ведением, столь необходимым для советов и наставлений чадам вашим по духу и особенно для церковной проповеди.

Проповедуйте Слово Божие в каждый воскресный и праздничный день обязательно и неуклонно на литургиях в узаконенное время. После богослужения и молитвы это главнейшая наша обязанность. И нет нам ныне ни причины, ни предлога к уклонению от этой обязанности, и нечем защититься от угрожающего нам за опущение ее тяжкого осуждения от Бога и от людей. Не все способны к составлению собственных своих поучений, многим и способным могут препятствовать в этом поистине трудном деле приходские требы и другие неотложные дела; но это не от всех и не всегда требуется. Между тем, сколько у нас ныне, по милости Божией, готовых духовных книг и поучений наших знаменитых пастырей и известных проповедников! Сколько переведено на русский язык свято-отеческих творений! Какой обильный источник назидания заключают в себе Четьи-Минеи Святителя Димитрия Ростовского и поучения Святителя Тихона Задонского! Отмечайте статьи наиболее понятные для народа и близкие к его духовным нуждам и, оставив всякую ученую гордость, читайте их своим прихожанам. По жажде их к слушанию, вы увидите, как этот труд ваш для них благопотребен; а при некотором постоянстве в этом труде вы и сами найдете в нем истинное утешение, и потом всякое опущение в нем, для вас самих, для вашего сердца и совести, будет казаться прискорбною утратою. В прежнее время были пастыри – простецы, без научного образования, но были учительны и народ держали крепко в «ограде Церкви. Нам-же, получающим ныне образование на средства Церкви, какое может быть оправдание в упущениях относительно именно той самой обязанности, для наилучшего исполнения которой образованием мы в течение многих лет были подготовляемы? Если же кто из нас, сверх поучений, предлагаемых в церкви при богослужении найдет возможным в храме, в своем доме, или в другом приличном и месте и в удобное время занимать народ чтением и беседами, особенно с обучением мирян церковному пению,– всякий подобный труд будет принимаем и поощряем мною с особенною признательностью.

Будьте с народом ласковы, любовны, приветливы, помня слова св. Апостола Петра: „пасите Божие стадо – не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет. 5, 2. 3). На всякую требу для прихожан идите с готовностью, как на дело Божие, напоминая себе, что Он вас зовет, а не люди, и совершайте все святые таинства и молитвословия со страхом и благоговением, вспоминая страшное прещение Божие: проклят человек творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Как великого преступления, берегитесь вымогательства и притязательности по отношению к прихожанам. Ничто так не отталкивает их от служителей Церкви, как подобные насильственные требования вознаграждения, особенно еще и с замедлением в исполнении прямой вашей обязанности. Правда, у вас есть свои нужды, содержание дома, воспитание детей; но может-ли быть вам и семействам вашим полезен прибыток, называемый у Апостола неправедным (1Пет. 3, 2), на котором нет благословения Божия? Лучше потерпеть нужду и лишения в ожидании помощи от Господа, верховного Архиерея нашего, прошедшего небеса (Евр. 4, 14) и видящего непрестанно и нас, и жизнь нашу, и все ее обстоятельства, чем, вопреки Его воле, нашими скудными силами стараться устроить наше благосостояние. Не увлекайтесь и не обольщайтесь современными, доведенными ныне до крайности, рассуждениями об улучшении вашего быта средствами, выходящими из круга, очерченного для быта, для труда и обеспечения вашего Самим Богом, делу которого вы служите, и правилами святых богоносных отцев. Еще колену Левиину при назначении участков народу израильскому в земле обетованной Господь сказал: „в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними. Я часть твоя, и удел твой среди сынов израильских» (Чис. 18, 20). Как-же мы можем найти свою часть достатка в мирских оборотах и промыслах, когда ее там Господь не положил для нас? Наше питание от алтаря Господня, нам „Господь повелел жить от благовествования“ (1Кор. 9, 13. 14), наше обеспечение в любви народной, а права на эту любовь приобретаются заботами нашими о вверенных нам душах христианских, трудами для просвещения народа, для его нравственного исправления и благоустроения его жизни. Сейте полною горстью в народ духовное и по слову Апостолу, в обилии пожнете от него телесное (1Кор. 9,11).

Живите в мире и любви между собою и с прихожанами вашими. Ссоры и тяжбы, вчинаемые или поддерживаемые членами причтов, которые больше всех должны помнить заповедь Господню, запрещающую приступать к алтарю с сердцем, исполненным вражды и злопамятства (Мат. 5, 23. 24), – эти ссоры сами по себе, помимо всяких судебных доказательств о виновности, или невиновности спорящих служителей Церкви,– всех их равно подвергают справедливому порицанию и осуждению. Не виновны ли они, когда у них нет настолько любви, смирения и снисхождения, чтобы потушить всякую вражду между собою и с людьми сторонними? Не виновны ли они пред Господом, служителями которого именуются, когда не умеют простить обидевшего их, или испросить прощения у того, кого сами обидели по человеческой немощи, или неосторожности? Какое унижение для служителей Церкви оглашать свои слабости судом, искать себе свидетелей, или защитников перед судом между прихожанами, для которых должны служить примером добродетели, или употреблять для своего оправдания кривые пути и происки! Много, по несчастию, печальных явлений в этом роде замечается ныне между духовенством! Относитесь друг к другу с должным вниманием и уважением; низшие к высшим и старшие к младшим – с почтением и послушанием; к недостаткам всех ближних ваших – с терпением и снисхождением, – и не будет у вас поводов ко вражде и тяжбам.

В домашней жизни не уклоняйтесь от простоты и бережливости, не увлекайтесь много современными удобствами жизни и особенно всюду усиливающеюся роскошью. Господь обещал оградить вас от лишений и недостатков, но жизни роскошной вам не обещал (Лук. 22, 35). Жизнь выше состояния ныне и есть главная причина искания непрямых и неодобряемых совестью путей к приобретению. В воспитании детей предпочитайте благонравие, привычку к труду и практическую дельность тому лоску светской образованности, который молодых людей делает требовательными выше состояния их родителей. Особенно сыновей держите строго в послушании уставам Церкви, поддерживайте в них дух благочестия и не направляйте их добровольно и усиленно к светским родам жизни, чрез что год от году больше похищаются дарования у Церкви Божией, для которой они так нужны. Вообще же относительно семейной жизни поминайте знаменательное слово Апостола: аще кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет? (1Тим. 3, 5).

Вы скажете мне: мы все это знаем. Верю; аще сия веете, блажени есте, аще творите я (Иоан. 13, 17); но опыт говорит, что для исполнения нами обязанностей наших мало одного познания о них. Все мы нуждаемся в напоминании о них, в разъяснении нам нашего положения, которое иногда, по немощам нашим осложняется и запутывается; все нуждаемся в поддержке и поощрении. Примите же, повторяю, – это слово мое с такою же любовию, с какою я обращаю его к вам. Мы вместе будем призваны на суд Господень, где должны будем дать отчет о приставлении домовнем (Лук. 16, 2), об употреблении даров благодати Божией, сообщенных нам для служения нашего при рукоположений. Не должны ли мы поддерживать друг друга в нашем служении и облегчать друг другу тяжесть ответственности? Молитесь о мне, как и я долгом поставляю молиться о вас. Бог же милосердия и щедрот да поможет нам в великом деле служения нашего, да соединит нас во едином духе ревности о славе имени Его и о благе святой Его Церкви, да укрепит нас в немощах наших, и всех нас да спасет и помилует.

Мир вам и Божие благословение!


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle