святитель Игнатий (Брянчанинов)

Вожделение

Блажен тот юноша, который поймет при первом появлении в нем действий вожделения, что вожделению не должно предаваться, что должно обуздывать его Законом Божиим и благоразумием. Вожделение, будучи обуздано при первых требованиях его, удобно покоряется уму и проявляет требования уже слабее, действует как невольник, скованный цепями. Вожделение удовлетворяемое усиливает требования. Вожделение, которому разум передаст власть над человеком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует как тиран и над телом, и над душой, губит и тело, и душу.

* * *

Плоть наша – друг неверный: вожделевает другой плоти не только по собственному побуждению, но и по побуждению чуждому, по побуждению падшего духа, находящего в осквернениях плоти, ему не принадлежащей, наслаждение для себя. Неожиданно является ее непристойное, наглое, усиленное требование.

* * *

Признано рассудительнейшими отцами, что при борьбе с вожделениями естества воздержание от пищи и прочие телесные подвиги должны быть благоразумны и умеренны, что плотское вожделение только обуздывается этими подвигами, что побеждается оно смирением и молитвенным плачем, привлекающими к подвижнику Божественную благодать, что усиленные телесные подвиги более вредны, нежели полезны, когда они, излишне ослабляя телесные силы, препятствуют заниматься молитвой, плачем и делами смирения.

* * *

Беседуя о чистоте, мы находим существенно нужным обратиться с убогим словом к неведению нашего времени, столько гордящегося ведением, и подать руку помощи тем, которые утопают и томятся в смущении, унынии и печали по причине неведения своего. Весьма многие, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в совершенное недоумение, когда в них восстанут помыслы и ощущения плотского вожделения. Они смотрят на это как на что-то странное, такое, чему не должно быть, приходят от этого в душевное расслабление и расстройство, часто решаются оставить богоугодную жизнь, признавая себя неспособными к ней. Самое ошибочное воззрение на себя! Наше естество – в состоянии падения. В состоянии падения плотские вожделения ему естественны и не могут не возникать из него. Итак, не должно удивляться и приходить в недоумение при появлении помыслов, мечтаний, ощущений вожделения: это – естественная необходимость. Ей подчинен каждый человек, подчинены были ей все святые человеки.

Этого мало. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и, таким образом, обнаружились наши страсти.35 Когда страсти обнаружатся в подвижнике, тогда он вступает в борьбу с ними. Вступивший в борьбу и мужественно борющийся может одержать победу и быть увенчанным венцом победы, Святым Духом.

* * *

35

Преподобный авва Дорофей. Поучение 13.



Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – НАКАЗАНИЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВОЖДЕЛЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Вожделение святитель Василий Великий

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Брань святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МИР ДУХОВНЫЙ святитель Феофан Затворник

6. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Праздность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

7. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Еда (при немощи) преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ДИАВОЛ святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Близость Господа святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle