святитель Игнатий (Брянчанинов)

  ДеваДела 

Девство

Православная Церковь признает девство естественным человечеству,65 признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором оно было сотворено. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно называть естественным падшему человечеству. Так, свойства недуга естественны состоянию в недуге, они неестественны состоянию здравия. В таком случае – мы согласны – девство уже неестественно человечеству. По этой причине весьма, весьма немного девственников между праведниками Ветхого Завета: и патриархи, и большая часть пророков должны были подчиниться игу супружества. Господь наш Иисус Христос, восставив падшее человеческое естество, восстановил и девство. Сам Он был, по человечеству, всесвятым девственником; Его Матерь была благодатной, Пречистой Девой. Девство, естественное естеству человеческому в первобытном состоянии естества, неестественно естеству падшему, возвращено как дар естеству, обновленному Спасителем.

* * *

Истинное девство заключается не в одной телесной чистоте, но преимущественно оно заключается в отчуждении ума от сладострастных помыслов и мечтаний. Ум не способен сам собой совершить отречение от греха, если не осенит его Божественная сила.66

Борьба ума со грехом составляет тот величайший труд, при котором подвижник проливает множество слез горьких, испускает множество глубоких и тяжких воздыханий, умоляя о помощи и заступлении свыше. Когда сердце вкусит сладость духовную, тогда только оно может отторгнуться от услаждения плотскою сластью; без наслаждения оно быть не может.

* * *

"Мирянин." Ныне очень многие утверждают, что безбрачная жизнь неестественна человеку, невозможна для него, что заключение законной двери для естества только заставляет естество искать дверей незаконных.

"Монах." Свойственно каждому человеку судить по собственным опытам. Неизвестное и неиспытанное представляется невозможным, а известное и испытанное представляется принадлежностью всех. Святые отцы, писавшие об этом предмете, согласны, что безбрачная жизнь неестественна падшему естеству, что она была естественна человеку до его падения (см. Быт. 2, 25), что по обновлении естества способность к девству и безбрачной жизни возвращена естеству, что девство и безбрачная жизнь почтены выше брака, хотя и супружеская жизнь возведена христианством на более высокую степень, нежели на какой она стояла до христианства (см. Еф. 5, 32). Богочеловек проводил жизнь девственную, Пресвятая Матерь Его была и пребыла Девой, святые апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками. С появлением христианства появились полки девственников и девственниц. Этот подвиг был крайне редок до обновления естества Искупителем. При посредстве искупителя благоволение Божие излилось на человеков, как справедливо воспели Ангелы (см. Лк. 2, 14), и освятило человеков многоразличными дарами благодати.

* * *

Девственники, то есть те, которые не вкусили смерти душевной действительным впадением тела в блуд! Храните ваше девство как драгоценное сокровище: при правильном монашеском жительстве вы не замедлите ощутить так называемое святыми отцами духовное действие,67 или действие

Святого Духа на душу, действие, которое сообщается душой телу и опытно удостоверяет нас, что тела наши сотворены для наслаждения духовного, что они низошли в сочувствие скотоподобным наслаждениям по причине падения, что они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния. Увы! Даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками, трубящими о своем многознании. Возвещение об этой способности выслушивается с недоверчивостью – как учение новое и странное.

* * *

65

Алфавит духовный. Кн. 1, гл. 7 и 8.

66

Преподобный Григорий Синаит. Гл. 110 и 114. Добротолюбие. Ч. 1.

67

См. Инок Феофан. Лествица. Добротолюбие. Ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, предание преподобного Нила Сорского и сочинения многих других святых отцов.


  ДеваДела 

Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Девство святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ДЕВСТВО (См. ЦЕЛОМУДРИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Девство святитель Григорий Богослов

4. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МАТЕРЬ БОЖИЯ святитель Феофан Затворник

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПРАВЕДНИКИ праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Богохульство преподобный Ефрем Сирин

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Бесчувствие святитель Василий Великий

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – СВОБОДА ВОЛИ святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Слова святых отцов преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Комментарии для сайта Cackle