Георгий Константинович Властов

Глава ХVII

1. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин.

Определить время произнесения этого пророчества трудно. Всего естественнее предположить, что оно произносится в год смерти Ахаза (Ис. 14:28) и служит продолжением начатого в этот год пророчества о судьбе многих соседних народов. Что год смерти Axaзa и год вступления на престол благочестивого сына его Езекии, избран для того, чтобы поведать волю Божию о судьбе царств, очень естественно, ибо пред царем раскрывалось по воле Божией обширное поле видения, простиравшагося на далекое будущее, и он, посвящаемый в тайны судеб Божиих, с мужественным сердцем мог смотреть на усиление Месопотамских Монархий, понимая, что все они, как и он сам, в руке Божией.

Возвращаясь к Дамаску, мы знаем из главы VIII, 4 и 4Цар. 16:9, что Дамаск был ограблен Ассириянами, во времена Ахаза, Феглаффелассаром. Во времена погрома царства Израильского Салманассаром (4Цар. 17:6, 18:10) Дамаск был подвластным Ассирии и продолжал быть в подчинении ей при Саргоне и сыне его Сеннахериме. Поход этого последнего на Египет в 14-й год царствования Езекии (4Цар. 18:13), очевидно, имел место через Сирию Дамасскую и Моав; но мы не имеем прямого указания, что Дамаск был разрушен вторично в это время, хотя очень вероятно, что с удалением Ассирийского войска из областей792, они неизменно восставали против тираннии Месопотамских царей. Мы думаем потому, что настоящее пророчество видит в будущем поход Сеннахерима и разорение им Дамаска по пути.

2. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их.

3. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то жe, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф.

4. И будет в тот день, умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим.

5. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской.

6. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь Бог Израилев.

Мы видели в главе VII, что последние цари Израильские связали судьбу свою с царями Сирии Дамасской и задумали общее дело, завоевать царство Иудейское, уничтожить царственный род Давидов и посадить на престол Иерусалима Сирийца. Господь разрушил эти замыслы, а в настоящем пророчестве Исаия получает повеление Божие связать в одном общем пророчестве гибель Дамаска и Сирии с гибелью царства Израильского, как бы приуроченного уже к царствам языческим, – противникам воли Божией.

И настоящие стихи, по тем же причинам как первый стих этой главы, должны быть отнесены к первому или первым пяти годам царствования Езекии, ибо Самария взята Салманассаром (см. 4Цар. 18:10) в шестой год Езекии, т. е. ранее окончательного погрома Израиля и вероятно Дамаска, в то же время вторично уничтоженного при Сеннахериме793.

Города Ароерские 2-го стиха суть: во-первых, Ар-Моав (Чис. 21:28), который тот же что „город среди потока Арнона“ (Нав. 13:9) и во-вторых: „Ароер что пред Раббою“ (Нав. 13:25). Первый город отожествляется Бурхардтом с развалинами, называемыми ныне Араир, находящимися над потоком Вади Маджеб, на большой высоте794. Второй город Ароер „перед Раббою“ лежал в уделе Гада, и повидимому был присоединен к царству Сирийскому во время его могущества. Нам кажется, что „города Ароерские“ упомянуты как крайние выдающиеся пункты владений Дамаска на северо- западе и юго-западе Сирии. Очень характерно по поводу Ароера, в особенности северного, упоминание стад, так как Галаад и Вассал были страны почти исключительно пастушеские.

Вслед зa тем пророк переходит к падению Израиля и указывает на связь падения „твердыни Ефремовой“ с гибелью Дамаска и Сирии, как мы выше указывали. Что надо разуметь под твердыней Ефремовой? Казалось проще всего разуметь под этими словами Самарию. Но некоторые комментаторы думают, что здесь надо разуметь крепость Израиля, находившуюся в долине Ездрелонской, и называвшуюся Бет-Арбел, о которой пророчествовал Осия Ос. 10в следующих словах, обращенных к Израилю: „все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел“. Мы присовокупим, что в комментарии Кея указано, что в надписи Феглаффелассара или Тиглат-Пилезера упоминается о каком-то Моавитском царе Шалмане, так что пророчество Осии может быть относится к неизвестной нам войне Моава против Израиля, ранее нашествия Ассирии.

Слова стиха 4-го „тучное тело Иакова (Израиля) сделается тощим“, относят к поголовному переселению жителей Царства. Подобная же мера приведена была в исполнение и над Сирией (4Цар. 16:9). Мы и по надписям и по барельефам Ассирийским знаем, что таковы были вообще меры, принимаемые везде этим жестоким народом, где только народонаселение не внушало им доверия. Таким образом стихи 5-й и 6-й должны рисовать общее положение и Сирии Дамасской и Палестины, в той части, которая принадлежала Царству Израильскому; но пророчество 5 и 6 стихов обращено к Израилю, к которому обращен в особенности следующий стих 7-й: „в тот день обратит человек взор свой к Творцу своему“. – Мы выясняем значение стихов 5 и 6 фактом насильственного выселения Израиля при Салманассаре и Сеннахериме. Таково действие жнецов и собирателей маслин; поле или дерево пустеет, остаются кое где колосья и несколько забытых маслин. Вот к этим-то оставшимся на местах и не угнанных в далекие города Мидии остаткам населения обращался с воззванием Езекия, приглашая людей всех колен присоединиться к празднованию Пасхи Господней в Иерусалиме795. Многие откликнулись и таким образом „обратили взор свой к Творцу своему“, – отринув все иноземные мерзости.

О долине Рефаимов см. Нав. 15:8, 18:16. Она лежала на юго-запад от Иевуса (Иерусалима). Здесь повидимому она приведена пророком как известная по плодородию своему местность. Местностей, носящих имя Рефаимов, или связанных воспоминаниями с пребыванием в них исполинских рас, несколько. Долина Рефаимов упомянута в Быт. 14:5, потомки исполинов несколько раз упомянуты в 3 Кн. Цар. Ср. еще 2Цар. 5:18, 23:13. Это одно из самых распространенных сказаний, о том, что исторические племена встречали при расселении своем везде доисторические племена гигантского роста и силы.

7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву;

8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала.

И Епископ Петр и многие другие богословы видят в предыдущем пророчестве и указание на запустение царства Израильского и на возврат остававшихся на месте к Господу Богу, вследствие торжественной Пасхи отпразднованной царем Езекией который пригласил на нее людей всех колен. Надо обратить особенное внимание, что глава XVII, надписанная „пророчество о Дамаске“, обращена почти исключительно к Израилю, который вступил с Дамаском в союз, имевший беззаконною целию противоборствовать обетованиям о доме Давидовом и стереть его с лица земли. (См. VII гл.).

9. В тот день укрепленные города его будут как развалины в лесах и на вершинах гор, оставленные пред сынами Израиля, – и будет пусто.

10. Ибо ты забыл Бога спасения твоего, и не вспоминал о скале прибежища твоего; оттого развел увеселительные сады и насадил черенки от чужой лозы.

11. В день насаждения твоего ты заботился, чтобы оно расло и чтобы посеянное тобою рано расцвело; но в день собрания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая.

Кажется нет повода сомневаться в том,-как указывают почти все комментаторы, – что в словах этого пророчества рисуется нашествие Ассириян, которые впродолжение четырех царствований разорили всю Палестину (даже царство Иуды, 4Цар. 18:13), кроме Иерусалима, и начали переселение жителей на дальний восток. Потому-то твердыни Израилевы, построенные для защиты проходов и ущелий в горах и лесных дорог, опустели и превратились в развалины,-ибо „везде пусто“.

В 10 стихе останавливают особенное внимание слова, почти дословно повторяющие слова Втор. 32:4,18. „Господь есть скала (или твердыня)796.... заступника родившего тебя ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя“. По связи речи очевидно, что „увеселительные сады“ и „черенки от чужой лозы“ означают идолопоклонство. Таково значение „дубрав“, „рощ“ и разных насаждений у Исаии I, 29; LXV, 3; LXVI, 17797; и таково значение чужой лозы, плоды которой названы во Втор. 32:31–32, „виноградом от виноградной ловы Содомской и с полей Гоморрских.... ягоды их ягоды ядовитые.... вино их яд драконов и отрава аспидова“.

Израиль упивался этим вином и ел эти ягоды со времен Иезавели и скорбь жестокая постигла его. Но, как мы говорили, великие пророки со времени Илии боролись против идолопоклонства, почти совершенно искоренили культ Ваала и подготовили народ к возврату к культу Единого. Несчастие страны довершило в сердцах народа возврат к Богу и истине. И те, которые пошли в плен, унесли Его в сердце своем, и те, которые оставались в стране примкнули к Пасхе Езекии.

12. Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды.

13. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря.

14. Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших.

Последний 14-й стих в особенности ярко рисует гибель армии Сеннахерима, в одну ночь погибшей от Ангела Божия (4Цар. 19:35). Слова „наши грабители и разорители“ рисуют ярко деятельность Ассириян в Палестине. Но от частного пророчества перенесемся мыслию к всемирному пророчеству, столь величественно изображающему нашествие народа, когда он уподобляется стихийной силе, двигающейся почти бессознательно по известному направлению, как двигались в доисторические времена массы Ариев, и в исторические-Скифы перед падением Ниневии, и позже Готы, Гунны и всякие другие народы, которым приказал Бог идти. (См. выше ХIII и ниже XXI о Мидянах). Но такой же бессознательной относительно силой были и Ассирияне и Вавилоняне и Персы и Греки и Римляне, исполнявшие Божии предопределения на земле.

Как море, гонимое ветром, ревет и воздымает волны и грозит затопить сушу, так ревет и затопляет людская волна известную страну; но вот: Он повелел!... И вмиг утихают волны,-и рассееваются толпы в свою очередь гонимые страхом. „Вечер-вот ужас!... к утру нет его“!

Ср. X, 13, XIV, с нашими примечаниями.

К главам XVIII, XIX и XX

В главе ХVIII произносится пророчество об Ефиопии (земле Куш), в которой царствовала жреческая династия родом из Египта, и влияние которой простиралось на весь Египет, встречая только противодействие в Дельте, или нижнем Египте. Жреческая династия рушится, во-первых, потому, что ей нанесены были страшные удары Есархадоном в Египте798, во-вторых потому, что ее заменяет XXVI, Саитская династия, представитель которой Псамметих, своей женитьбой на принцессе наследнице жреческой династии, соединяет права завоевания Ассирии в Дельте с наследственными правами фараонов Египетских, правивших Египтом из земли Куш, т. е. Ефиопии799. Имя Псамметих Ефиопское и означает сын солнца800.

Но XIX глава, пророчествующая об Египте, по-видимому уже объединенном, – видит большие бедствия, грозящие Египту, которые могут быть отнесены и к походу Навуходоносора и к позднейшему владычеству Камбиза. Текст ст. 4-го говорит: „И предам Египет в руки властителя жестокого“. В стихах 18 и 19 той же XIX главы пророчество видит переселение в Египет многих Иудеев: „в тот же день будет посреди земли Египетской жертвенник Господу“. Нам известно, что издавна существовала в Египте колония Иудеев, поселившихся близь Илиополиса или Она, под названием Херат801. Такая же колония была в Тафнисе. Они во время нашествия Навуходоносора усилились беглецами, которые увели с собою в Египет и Иеремию802. В Тафнисе Иеремия имеет видение, изложенное в его 43-й главе. Мы прибавим, что, по указанию библейских археологов803, Тафнис было укрепление, выдвинутое перед Пелузиумом на крайнем правом (восточном) рукаве Нила для защиты восточной границы. В Тафнисе находился, как указывает Иеремия (Иер. 43:9), и дворец фараона его времени Вафрия или Уахабра, как читает это имя Бругш804. Иудеи впрочем жили во всем Египте, как видно из указания Иеремии в Иер. 44:1.

В конце XIX главы пророчество расширяется, светлеет и видит дальнейшее и святейшее событие: „Господь явит Себя в Египте“. Пред пророком открываются дальнейшие пути Божьего милосердия. Когда Исаия говорит об больших путях, связующих Ассур с Египтом, он видит уже Апостольскую деятельность, обнимающую всю переднюю Азию и Северную Африку. В XX главе кратко указано начало военных действий Ассирии против Египта. Глава эта кончается предсказанием, что Ассирия (при Ессархадоне) разгромит и Египет и Ефиопию.

* * *

792

Что обыкновенно имело место по окончании похода и взятия дани, см. Роулинсона, Масперо и других историков.

793

Мы выше высказывали предположение, что второе и окончательное разрушение Дамаска должно было совершиться при Сеннахериме в 14-й год Езекии.

794

Слова Нав. 13„среди потока“, переводятся западными „над потоком“.

795

2Пар. 30. Мы говорили в кратком историческом обзоре во вступлении, что когда не стало Царя во Израиле (4Цар. 17), то фактически Езекия действовал как царь во всей Палестине, как видно из книги Паралипоменон.

796

См. в наш. 3 т. Св. Лет. loco cit. Второз, примечание. Слово твердыня в Евр. Цур, имеет и значение скалы, а в 18 стихе 32-й гл. Втор. слово это переведено у нас Заступник.

797

И у мн. др. пророков. Мы напоминаем, что сады посвящались также Адонису или Таммузу.

798

При Тарахака-Таркуу. См. наш. Бругша стр. 688 и ср. повествование с стр. 679 о надписи Есархадона. Ср. пророч. Наум. 3:8–10, где под именем Но-Аммон разумей Фивы.

799

Наследница прав Ефиопской династии, внучка Пианхи выходит замуж за внука Тафнахта, который боролся против Пианхи и представляет собою Ассирийские интересы. См. наш. изд. Бругша, стр. 692–693.

800

Бругш, стр. 696.

801

Позже Вавилон. См. нашего Бругша стр. 21 и 554.

802

Ср. 4Цар. 25и в особ. всю главу 43-ю Иеремии.

803

См. Библ. слов. Смитта sub. voc. Таhpenes; статья Пуля.

804

Это Априес или Уаприс Греков, это фараон Хофра западного чтения. (У Иеремии ХLIV, 30). Имя Уахабра в Египетских памятниках см. у Бругша стр. 705. (О XXVI дин. с стр. 697–707).


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle