святитель Игнатий (Брянчанинов)

ДУХ СВЯТОЙ

Внимание и умиление признаются даром Святого Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду. I, 148.

Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом. I, 128.

Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом. I, 141.

Действие Святого Духа, от которого являются высокие молитвенные состояния, непостижимо для ума плотского. I, 150.

Вход в Царство Небесное, которое святым крещением насаждено в сердце каждого-христианина, есть развитие этого Царства действием Святого Духа. I. 154.

Святой Дух, когда вселится в человека, ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными. Божественный и Пренебесный Дух, соделавшись как бы душою человека, молится и плачет о нем. I, 164.

Руководителем христианина должен быть Дух Святой, как руководители ветхого человека – плоть, кровь и дух лукавый. I, 501.

Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумения молитвою; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души: тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа. II, 8.

Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святой Дух: в том является Его свойство – любовь. II, 55.

В купели крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водою и духом. Отселе Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни. II, 134.

Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышление в вечность. II, 341–342.

Дух, вселившись в человека, освобождает его от греховного рабства, разрушая тело греха, то есть плотское состояние в человеке. II, 366.

Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святой нередко возводит достойных служителей Своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника. III, 83.

Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов. III, 83.

Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом. III, 167.

Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собою, соделывает духом, несмотря на то, что человек этот остается в теле: человек этот соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него... свойства скотоподобные. IV, 134.

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины. Он – Дух, от Отца исходящий. Он – Дух Святой Божий. Он – Дух Сына, как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское существо. IV, 166.

Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа... Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины. IV, 166.

Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа. IV, 166.

Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! IV, 167.

Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волею нашею. IV, 246.

Свяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет всякой истине руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины. IV, 267.

Человек, обновленный Духом, делается богоносцем, делается храмом Бога и священником, священнодействующим в этом храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. IV, 332.

Дух Святой проникается к безмолвствующему правильно, соприсутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтобы обильно напитался знанием и ощущением духовными сам безмолвник и напитал ими алчущую и жаждущую братию свою. IV, 492.

Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух – учитель, произносящий слово Божие и слушающие его разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, – слушающий ощущает, что слышит слово Божие. IV, 493.

Какое ощущение объемлет человека, глаголющего глаголы Духа, ощущая в себе действие Духа? Ощущение, которое свойственно иметь созданию пред его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он – ничто. IV, 493.

Истина засвидетельствована на земле Духом Святым. Где нет свидетельства от Духа – там нет доказательств Истины. IV, 509.

Святой Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. V, 65.

Ум человеческий, сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом... исполняется Божественного разума, и невозможно ему... мыслить о своем. V, 65.

Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован... Дух Святой. V, 109.

Умирает дух человеческий... когда отступит от него Дух Божий. V, 420.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее. V, 350.

Где пришествие Духа: там не ищи естественного порядка и закона... и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он соделывает победителем ум, доселе побеждавшийся. V, 446.



Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.; ISBN 5-7533-0165-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ВРАГИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ДУХ СВЯТОЙ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Уста преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПАМЯТЬ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НИЩЕТА ДУХОВНАЯ праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Обман святитель Василий Великий

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Служение святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Познание Бога святитель Димитрий Ростовский

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Елисавета, ландграфиня тюрингская профессор Александр Павлович Лопухин

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle