Церковные песнотворцы
Содержание
Часть I Преподобный Косма Маиумский и его каноны Пролог Жизнь и творчество преподобного Космы Жанр канона и его место в православном богослужении Медоточные каноны Преподобного Природа в творениях Маиумского святителя Богословские истины в канонах преподобного Космы Два эпизода из жизни Маиумского святителя Личность преподобного Космы Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве Место преподобного Иоанна Дамаскина в православной гимнографии Жизнь преподобного Иоанна Научные труды преподобного Иоанна Песнотворческие труды Преподобного Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина Канон в Неделю Фомину Воскресные песнопения Октоиха Каноны на двунадесятые праздники Воскресные антифоны Октоиха Личность преподобного Иоанна Дамаскина Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви Литургическое богословие и труды церковных песнописцев Жизненный путь преподобного Андрея Критского Творения преподобного Андрея Великий покаянный канон: его история и особенности Строение Великого канона Образный строй Великого покаянного канона Великий канон – путеводитель в духовном восхождении Богословские истины в Великом покаянном каноне Другие творения преподобного Андрея для периода Четыредесятницы Творения преподобного Андрея пасхального цикла Минейные каноны преподобного Андрея Личность преподобного Андрея Критского Святитель Герман, патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф Словесный попечитель Церкви Жизнь святителя Германа Песнотворческие труды святителя Германа Богословские истины в песнотворческих трудах святителя Германа Личность святителя Германа Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии Творения Кассии в литургическом наследии Церкви Жизнь и труды монахини Кассии Словесная форма песнотворчества Кассии Священное Писание в творениях Кассии Богословие Кассии Труды Кассии во славу мучеников Душа человеческая в творениях Кассии Блаженная Кассия о женском естестве Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного Исповедник и песнописец Жизненный путь преподобного Феофана Песнотворческие труды Преподобного Каноны об усопших в Октоихе Канон в Неделю Православия Канон на Преполовение Пятидесятницы Образы преподобного Феофана Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной Составитель Постной Триоди Жизнь и творения преподобного Феодора Студита Трипеснцы преподобного Феодора Студита Троичны преподобного Феодора Богородичны преподобного Феодора Личность преподобного Феодора Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца Завершитель дела великих песнотворцев Жизненный путь преподобного Иосифа Песнописца Канон как жанр гимнографии и его место в творчестве преподобного Иосифа Образный строй творений преподобного Иосифа Песнописца Преподобный Иосиф – проповедник покаяния Преподобный Иосиф – созерцатель дела Христова Христос и человек в песнопениях преподобного Иосифа Творения преподобного Иосифа в Цветной Триоди Личность преподобного Иосифа и ее значение Часть II Труды русских песнотворцев в Киевский период Ранняя русская литература и песнотворчество Митрополит Иоанн и его Служба святым страстотерпцам Борису и Глебу Преподобный Григорий Печерский, творец канонов Митрополит Иларион и его «Исповедание веры» Епископ Иоанн и его Службы Ростовским святителям Святитель Кирилл Туровский Переводной канон Херсонесским святителям Особенности древнерусской гимнографии Киевского периода Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев Задача изучения богословских идей в трудах русских песнотворцев Богословие русских песнотворцев в Киевский период Песнотворцы XV века Время святителя Макария – «золотой век» русской гимнографии Гимнография конца XVI – начала XVII века (князь Симеон Шаховской) Песнотворчество Синодального периода Новейшее русское песнотворчество Вклад русских песнотворцев в сокровищницу православной гимнографии Библиография Памяти автора Список опубликованных трудов по церковной тематике монахини Игнатии
Предисловие
Для XX столетия было характерно оживление интереса к литургическому преданию Православной Церкви, в частности к православной гимнографии со стороны как церковных, так и светских ученых. Даже на фоне их многочисленных исследований статьи монахини Игнатии, собранные в этой книге, – особое явление. Прежде чем говорить о них, предупредим читателя о том, чего он не найдет в этой книге.
Обращаясь к литературному произведению, в том числе к памятнику литургического творчества, подлинный ученый заведомо ограничен возможностями своего метода, логикой допустимой аргументации. Это обусловливает задачи его исследования, те вопросы, которые он пытается разрешить. Филолога интересует ГЕНЕЗИС литературного произведения: как, при каких условиях, из каких элементов оно возникло, – а также его ЭВОЛЮЦИЯ: как и почему изменялся текст произведения, какие этапы оно прошло, прежде чем приобрело современный вид. И еще – кто был его АВТОРОМ и какое место занимает произведение внутри авторской биографии. Историк будет искать в литургическом произведении указание на факты церковной истории и поверять ими известное ему из летописей. Такова сфера их деятельности1.
Выводы ученых об авторстве, о возникновении и развитии литературной формы в обилии представлены в трудах монахини Игнатии. Читатель, без сомнения, найдет в них интересные сведения по истории православного богослужения, познакомится с мнениями ученых-литургистов, чьи труды стали сейчас библиографической редкостью. Но выводы ученых – только начало ее работы, питательная среда ее замысла. Там, где профессиональные исследователи остановятся в сознании, что за этой гранью уже не работают их методы, монахиня Игнатия берется за перо. Имея форму научных статей, ее труды кардинально отличаются от них по сути, преследуют иные цели. Первая опубликованная статья монахини Игнатии, посвященная творчеству преподобного Космы Маиумского, имеет подзаголовок «Духовные размышления». Эти слова наиболее точно раскрывают специфику ее работ.
Почему именно ее размышления над древними песнопениями ценны для нас? Прежде всего потому, что ее взгляд – это взгляд человека, укорененного в Предании. Прежде чем взяться за перо, монахиня Игнатия в течение 60 лет воспитывалась ежедневным чтением службы, вниманием к праздничному богослужению в храме. Она многократно ПРОЖИЛА весь церковный год, впитала в себя почти каждую строчку наших богослужебных книг. Церковные гимны перестали быть для нее сухими и слишком далекими, раскрылись во всей своей красоте и глубине. Их авторы стали ей близки и понятны, подлинно стали ее ДРУЗЬЯМИ. Поэтому большинство статей этого тома – творческие персоналии песнотворцев. Монахиню Игнатию интересует прежде всего духовный облик песнописца, неповторимые черты его души, нашедшей себя в предстоянии Богу и выразившейся в слове. Общее для всех песнописцев – устремление к Единому Богу и поэтический дар. Душа и путь каждого неповторимы, и слово их выражает одно стремление бесконечно многообразно.
Антология монахини Игнатии поневоле выборочна. (Так, в нее не вошел разбор творчества замечательного византийского гимнографа Иоанна, митрополита Евхаитского.) Но близость автора, нашего современника, с великими песнотворцами прошлого, проникновенность их отношений делают и для нас ближе и яснее неизменный и вечно новый голос Предания.
При всей «интимности» и лиричности этих размышлений они подчинены строгому рациональному плану, выстроены вокруг одного стержня – разбора богословских идей в произведениях православных гимнографов. В этой части своих трудов монахиня Игнатия следует за русскими исследователями-богословами, открывшими в XX веке новую страницу в изучении православной гимнографии, направившими внимание ученых от истории богослужебных форм к исследованию их богословского содержания. Как продолжатель их дела, изучивший под этим углом зрения новый материал, монахиня Игнатия – новатор отечественного литургического богословия.
Наконец, это размышления православного гимнографа, труды которого вошли в богослужебный обиход Русской Церкви. Замечательно, что статьи, вошедшие в эту книгу, писались одновременно со службами новопрославленным святым2. Статьи монахини Игнатии – это творческое вчитывание в образцы литургического слова человека, который и сам причастен к созданию литургического слова, который, напитавшись от гимнов древних песнотворцев, и сам принес обильный песенный плод и стал выразителем Предания.
* * *
Четыре статьи из вошедших в это издание были опубликованы сразу после написания в «Богословских трудах» (статья о творчестве преподобного Андрея Критского – со значительными сокращениями). Остальные были напечатаны в последние годы в журнале «Альфа и Омега» (см. список опубликованных трудов монахини Игнатии по церковной тематике в конце настоящего издания). В этой книге собраны все статьи цикла о песнотворцах; они публикуются в полном объеме и размещаются в порядке, соответствующем замыслу автора.
А. Л. Беглов
От автора
Внимание входящего в православный храм на вечернее богослужение будет остановлено словами стихир этого дня. Всегда новое содержание службы не может не привлечь мысли вошедшего и молящегося о тех нуждах и скорбях, в которых и ищется Господня помощь. Стихиры на Господи, воззвах, а затем и стихиры на стиховне производят успокаивающее, даже умиляющее действие на душу человека. Дальнейшее течение православной службы, утреня с чтением канонов содержит душу молящегося в том же внимании, и часто внутрь могут запасть слова читаемых строк; в них пришедший обретает ощутимое духовное утешение.
Получивший живой отклик на свои скорби и вопрошания опять придет в храм Божий, – ведь в богослужении он обрел неотъемлемую, твердую помощь.
Таково значение всего круга православного богослужения. И в его составе – живые строки, раскрывающие события дня, слова церковных песнописцев.
Авторитетный исследователь отцов Церкви архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) посвятил специальный труд песнопевцам и песнопению Греческой Церкви3. В нем он обстоятельно разбирает вопрос о церковном песнопении. Начиная с исследования богослужения во времена святых Апостолов, архиепископ Филарет останавливается на особенностях богослужения и песнопения в это время и подробно исследует данный вопрос далее, по ходу всей истории Православной Церкви. Много заслуживающих внимания суждений о качестве и содержании песнопений в трудах великих песнопевцев найдем мы в глубоком исследовании преосвященного Филарета.
Замечательно, что Преосвященный относит к числу песнопевцев Пречистую Деву Марию и святого праведного Симеона Богоприимца. Поучителен и впечатляющ сделанный преосвященным Филаретом разбор тех древних пророчеств, которые употреблены в песни Богоматери, а также указание на то, сколь рано и повсеместно появляется песнь Богоматери Величит душа Моя Господа в богослужении апостольского времени. То же следует сказать о песни праведного Симеона Ныне отпущаеши. Это песнопение вошло в апостольские постановления и стало с древних времен исполняться в вечернем христианском богослужении.
И ныне непреходящую силу и влияние на душу человека, его скорби и духовные радости имеют слова творений святых песнописцев. Они уловили и раскрыли для человека то, в чем заключаются его бытие и его стремление к Богу. На всей службе церковной покоится их завет правды и радости, которые, будучи сообщены человеку, составляют сущность его жизни.
В этой книге автор касается лишь некоторых песнопевцев, чьи произведения наиболее часто встречаются в наших богослужебных книгах. Вникнуть в речения песнотворцев, которые мы слышим в будничные дни седмиц, в дни праздников в честь святых, а также особенно в дни двунадесятых торжеств, – великое достояние, утешение в скорби и обретение твердого радования о Христе Иисусе.
К посильному разбору творений песнотворцев Греческой Церкви в данном издании присоединен и посильный разбор песнотворчества русского. Даже неполный обзор песнотворческих трудов русских гимнографов может представлять известный интерес, поскольку этот вопрос недостаточно освещен в духовной литературе.
Руководство духовных отцов, рекомендующих в качестве основного духовного правила каждодневное чтение православной службы, устрояет мир духовный, соделывает живоносным каждый день седмицы и церковного торжества и устрояет душу к правильному пониманию всего сокровища святоотеческих мыслей в ходе решения основных вопросов духовной жизни.
* * *
Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского, принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. № 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность // Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106.
Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987).
См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор…