Источник

Слова тайноводственные

1. Тайноводственное Слово к новопосвященным

Чтение из Первого соборного послания Петра, начинающееся словами: трезвитеся, бодрствуйте и до конца послания (1Пет.5:8–14).

1. И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать об этих духовных и небесных Таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха, то и ожидал настоящего времени, чтобы после этого опыта, найдя вас более приготовленными к тому, что будет сказано, привести на светлый и благоуханный луг этого сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего Крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда до́лжно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам следующее, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в этот вечер Крещения.

2. Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается Крещение и, став лицом к западу, слышали и получили повеление простереть руку и отрицались сатаны так, как бы он был перед вами. Надобно же вам знать, что прообразование этого есть в ветхозаветной истории. Ибо, когда фараон, этот лютый и жестокий мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея вывести евреев из горького рабства египетского. И кровью агнца помазаны были пороги, чтобы Погубляющий бежал от домов, имеющих на себе знамение крови, и народ еврейский освободился чудесным образом. Но поскольку враг преследовал освобожденных и, хотя видел, что море чудесно для них разделилось, однако же шел вперед, по самым следам их, то погряз он внезапно и потоплен в Чермном море.

3. Теперь перейди от ветхозаветного к новозаветному, от прообразования к действительности. Там посылается Богом в Египет Моисей; здесь ниспосылается от Отца в мир Христос. Там Моисей, чтобы извести из Египта угнетенный народ; здесь Христос, чтобы избавить обремененных в мире грехами. Там кровь агнца служила охранением от губителя; здесь кровь Агнца непорочна Иисуса Христа (1Пет.1:19) сделалась отгнанием бесов. Тот мучитель до самого моря гнался во следе древнего того народа; и тебя этот наглый, бесстыдный и злотворный демон преследовал даже до этих спасительных вод. Тот погряз в море, a этот исчезает в спасительной воде.

4. Однако же, слышишь повеление – с рукой простертой, как бы присутствующему, сказать ему: Отрицаюсь тебя, сатана. Хочу же тебе объяснить, почему стояли вы обратясь лицом на запад. Это необходимо. Поскольку запад есть место видимой тьмы, a сатана есть тьма и державу имеет во тьме, то в ознаменование этого, смотря на запад, отрицаетесь вы этого темного и мрачного князя. Поэтому, что́ сказано каждым из вас, когда вы стояли лицом к западу? Отрицаюсь тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, то есть: не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них упразднит смертию смерть, и я не буду навсегда повинен работе (Евр.2:15–16). Отрицаюсь тебя, коварный и злохитрый змей; отрицаюсь тебя, наветник, под притворной дружбой сделавший всякое беззаконие и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрицаюсь тебя, виновник и споспешник всякого порока.

5. Потом второе изречение научает тебя сказать: и всех дел твоих. A дела сатаны – всякий грех, которого и необходимо тебе отречься, подобно тому как избегший мучителя, без сомнения, избег и оружий его. Поэтому всякий грех по роду своему причисляется к делам диавольским. Сверх того знай, что все тобой сказанное, особенно в этот страшный час, записывается в книгах Божиих. Поэтому, как скоро поступишь в чем-либо вопреки, осужден будешь как преступник. Итак, отрекись от дел сатаны, то есть от всех деяний и помышлений противозаконных.

6. Потом говоришь: и всея гордыни твоей. A гордыня диавольская есть страсть к зрелищам, конские ристалища, псовая охота и всякая подобная суета, об освобождении от которой, молясь, святой говорит Богу: Отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс.118:37). Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства лицедеев, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужей. Не пристращайся и к тем, которые на псовой охоте предают себя зверям в угождение жалкому чреву; чтобы услужить чреву своему яствами, сами они в подлинном смысле делаются пищей неукротимых зверей и, если сказать самую правду, за собственного бога своего, то есть за чрево, вступают в единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Избегай и конских ристалищ, этого безумного зрелища, ввергающего в пропасть и души, так как все это есть гордыня диавольская.

7. Но и выставляемое на идольских празднествах, как-то мясо, или хлеба, или что иное, тому подобное и оскверненное призыванием всескверных демонов, – причисляется к гордыне диавольской. Ибо как хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, a по совершении призывания хлеб делается Телом Христовым, a вино Кровью Христовой, так, подобно этому, такие яства гордыни сатанинской, по природе своей будучи простыми яствами, призыванием демонов оскверняются.

8. После этого говоришь: и всего служения твоего. A служение диаволу есть молитва в идольских капищах и все совершаемое в честь бездушных идолов: возжигание светильников или каждение при источниках, при реках, как иные, будучи обольщены сновидениями или демонами, приходили к таковым, думая найти исцеление от телесных страданий или что-либо тому подобное. Ты не вмешивайся в это. Птицегадание, ворожба, прорицания, или предохранительные привески, или надписи на дощечках, волшебства, или другие злоухищрения и все тому подобное составляют служение диаволу. Поэтому бегай такого. Так как если подпадешь этому по отречении от сатаны и по сочетании со Христом, то изведаешь в диаволе лютейшего мучителя, который, может быть, прежде заботился о тебе, как о ближнем своем, и послаблял тебе в горьком рабстве, a теперь сильно огорчен тобою. И Христа лишишься, и испытаешь злобу сатаны. Не слышал ли ветхозаветной истории, повествующей нам о Лоте и о дочерях его? Не спасся ли он с дочерями потому, что достиг горы? A жена его бысть столп слан (Быт.19:26), как вечный памятник, свидетельствующий о лукавом ее произволении и обращении вспять. Поэтому будь внимателен к себе и не обращайся вспять, возложив руку на рало (Лк.9:62) и потом возвратившись опять к соленым житейским деяниям; но беги в гору, к Иисусу Христу, к этому камню, отторгшемуся без рук и наполнившему Собой вселенную (Дан.2:34–35).

9. Поэтому, как скоро отрицаешься сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, который насади Бог на востоцех (Быт.2:8) и из которого за преступление изгнан был праотец наш. A в ознаменование этого обращают тебя от запада к востоку, к стороне света. Тогда повелевают тебе говорить: верую во Отца и Сына и Святого Духа и в едино Крещение покаяния, о чем в прежних огласительных словах, как даровала благодать Божия, сказано тебе пространно.

10. Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен; зане супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити (1Пет.5:8). В предшествовавшие этому времена поглощала смерть возмогши; но при святой бане пакибытия отьят Бог всякую слезу от всякого лица (Ис.25:8). Поскольку не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа.

11. И это происходило во внешнем притворе. Когда же по воле Божией в следующих тайноводствах войдем в святая Святых, тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богу же Отцу слава, держава и величие с Сыном и Святым Духом во веки веков! Аминь.

2. Тайноводственное Слово о Крещении

Чтение из послания к Римлянам, начинающееся словами: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? до слов: Несте бо под законом, но под благодатью (Рим.6:3–14).

1. Полезны нам ежедневные тайноводства и учения новые, возвещающие о предметах новых; a наиболее полезны каждому из вас, обновленному из человека ветхого в человека нового. Потому и предложу вам по необходимости продолжение вчерашнего тайноводства, чтобы узнать вам, какое было знаменование совершенного вами во внутреннем притворе.

2. Едва вступив, совлекли вы с себя хитон; и это было изображением того, что совлеклись вы ветхого человека с деяньми его (Кол.3:9). А, совлекши с себя хитон, стали вы наги, подражая в этом на кресте обнаженному Христу, и своей наготой совлекшему начала и власти, и дерзновением победившему на древе (Кол.2:15). Поскольку в членах ваших гнездились сопротивные силы, то непозволительно уже стало нам носить тот ветхий хитон, разумею же, конечно, не чувственный хитон, но ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Еф.4:22), в которого да не облекается уже снова душа, единожды его совлекшаяся, но да скажет словами невесты Христовой в Песне Песней: Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню (Песн.5:3)? Чудное подлинно дело! Обнажены вы были перед взорами всех и не стыдились, потому что действительно уподобились первозданному Адаму, который в раю был наг и не стыдился (Быт.2:25).

3. Потом, по совлечении хитона, помазаны вы были заклинательным елеем от верхних волос на голове до ног и сделались причастниками доброй маслины – Иисуса Христа, потому что, отсеченные от маслины дикой, привиты стали к маслине доброй и сделались причастниками тука истинной маслины. Поэтому заклинательный елей был знаменованием причастия тука Христова, истреблением всякого следа сопротивной силы. Ибо, как дуновение святых и призвание имени Божия, подобно самому сильному пламени, жжет и прогоняет демонов, так и этот заклинательный елей призыванием Бога и молитвой приобретает такую силу, что не только, сжигая, изглаживает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого.

4. После того приведены вы были к святой купели Божественного Крещения, как Христос с креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: верует ли во имя Отца и Сына и Святого Духа? Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова выходили из воды, этим знаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо, как Спаситель наш три дни и три нощи пробыл во чреве земли (Мф.12:40), так и вы первым выходом из воды изобразили первый день, a погружением – первую ночь Христова пребывания в земле. И как пребывающий в ночи ничего не видит, a кто во дне, тот пребывает в свете, так и вы в погружении, как в ночи, ничего не видели, a при выходе из воды снова как бы стали пребывать во дне. В то же самое время и умирали вы и рождались; и спасительная та вода сделалась для вас и гробом и матерью. И что Соломон сказал об ином, то приличествует вам. Ибо там сказал он: Время рождати, и время умирати (Еккл.3:2); о вас же должно сказать наоборот: время умирать, и время рождаться. В одно время совершилось то и другое, и смерти сопутственным стало ваше рождение.

5. Новое и необычайное дело! Умираем мы не в самой действительности, и погребены бываем не в самой действительности, и, распявшись не самим делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, a спасение – в самой вещи. Христос подлинно был распят, подлинно погребен и подлинно воскрес, и все это даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение. Какое преизбыточествующее человеколюбие! Христос приял гвозди на пречистые руки и ноги Свои и терпел болезнь; a мне безболезненно и беструдно за общение в болезни дарует спасение.

6. Никто да не думает, что Крещение есть благодать оставления только грехов, a не вместе и усыновления, как Иоанново Крещение давало только отпущение грехов. Напротив того, точно знаем, что оно как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа, так бывает и верным изображением Христовых страданий. Поэтому-то и Павел, недавно взывая, сказал: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? спогребохомся бо Ему крещением в смерть (Рим.6:3–4). Сказал же он это полагавшим, что хотя Крещение сообщает нам отпущение грехов и усыновление, но не имеет еще общения в истинных страданиях Христовых через уподобление.

7. Поэтому да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, a не в видении, и мы делаемся причастниками Его страданий. Павел весьма определенно воскликнул: Аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим.6:5). Прекрасно сказано: снасаждени, так как здесь насаждена истинная виноградная Лоза и мы приобщением Крещения смерти сделались снасажденными с Ней. Со всяким вниманием обрати ум свой на слова апостола. Не сказал: Аще снасаждени быхом смерти, но говорит: подобию смерти. Поскольку во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом и погребение было истинное, потому что святое тело Его обвито чистой плащаницей и все происходившее было с Ним истинно. Но в нас смерти и страданий одно подобие, a спасения – не подобие, a истинная действительность.

8. Достаточно научившись этому, прошу вас, содержите это в памяти, чтобы мне, недостойному, сказать о вас: люблю вас, яко вся моя помните, и предания, какие предах вам, держите (1Кор.11:2). Силен же есть Бог, представивший вас, яко от мертвых, живых (Рим.6:13), даровать вам, да и вы во обновлении жизни ходите (21). Ему слава и держава ныне и во веки! Аминь.

3. Тайноводственное Слово о Миропомазании

Чтение из первого соборного послания Иоанна, начинающееся словами: И вы помазание имате от Бога, и весте вся, – и до слов: И не посрамимся от Него в пришествие Его (Ин.2:20–28).

1. Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал.3:27), соделались вы сообразными Сыну Божию (Рим.8:29), потому что Бог, предопределивший нас в усыновление (Еф.1:5), сделал сообразными телу славы Христовой (Флп.3:21). Поэтому, став причастниками Христовыми (Евр.3:14), справедливо называетесь помазанниками (христами); и о вас сказал Бог: Не прикасайтеся помазанным Моим (Пс.104:15). Помазанниками же сделались вы, приняв изображение Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов. Как Христос, омывшись в реке Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из воды и было на Него существенное наитие Духа Святого, потому что подобное почивает на подобном, таким же образом и вам, вышедшим из купели священных вод, дано Миропомазание, изображающее собой то самое, чем помазан Христос. A это есть Дух Святой, о Котором и блаженный Исаия в пророчестве о Нем сказал от лица Господня: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя (Ис.61:1).

2. Ибо Христос не от человека и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: Иисуса, Иже от Назарета, Его же помаза Бог Духом Святым (Деян.10:38). И пророк Давид взывал, говоря: Престол Твой Боже в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил ecu правду, и возненавидел ecu неправду: сего ради помаза Тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс.44:8). И, как Христос действительно был распят, и погребен, и воскрес, a вы сподобились в крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и совоскреснуть, так и в рассуждении Миропомазания Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, Который именуется елеем радости; потому что есть причина духовного радования, a вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром.

3. Но смотри не подумай, что это есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, по призванию Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но Тело Христово, так и святое миро – это, по призванию, не простое уже или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным. Им знаменательно помазуются чело и другие органы чувств. И тело помазуется видимым миром, a душа освящается Святым и Животворящим Духом.

4. Сперва миропомазано y вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собой первый человек, преступивший закон, и чтобы откровенным лицем взирать вам на славу Господню (2Кор.3:18). Потом миропомазаны уши, – чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: И приложи ми Господь ухо, еже слышати (Исх.50:4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: Имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11:15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2Кор.2:15). После этого миропомазана грудь, чтобы, оболкшеся в броня правды, вам стати противу кознем диавольским (Еф.6:14; 11). Ибо, как Христос, выйдя по Крещении и наитии Святого Духа, поборол сопротивника, так и вы по священном Крещении и таинственном помазании, облекшись во всеоружие Святого Духа, противостаньте сопротивной силе и поборите ее, говоря: Вся могу о укрепляющем мя Христе (Фил.4:13).

5. Сподобившись этого святого Миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя это возрождением, так как прежде, нежели сподобились вы этой благодати, не были вы в подлинном смысле достойными и этого наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами.

6. Необходимо же вам знать, что в ветхозаветном Писании есть прообразование этого Миропомазания. Ибо Моисей, когда сообщил брату Божие повеление, поставляя его первосвященником, тогда, омыв его водою, помазал елеем (Лев.8:6–12). И от этого именно прообразовательного помазания первосвященник именовался помазанником. Так и Соломона первосвященник, возводя на царство, помазал, омыв сперва в Гионе (3Цар.1:38–39). Но над ними совершалось это прообразовательно, a над вами совершается не прообразовательно, но в самой действительности, потому что вы действительно помазаны Святым Духом. Начало вашего спасения – Христос, потому что Он в действительности начаток, a вы примешение. Но если начаток свят, то святость придет и на примешение (Рим.11:16).

7. Храните это помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как недавно слышали вы сказанное блаженным Иоанном, который много любомудрствует об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение телу и спасение душе. О нем пророчествуя со времен древних, блаженный Исаия говорил: И сотворит Господь всем языком на горе сей, – горой же и в других местах именует Церковь, как, например, когда говорит: И будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис.2:2), – и испиют вино, испиют радость, помажутся миром (Ис.25:6). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире как о таинственном: Предаждь сия вся языком: той бо совет Господень на вся языки (7). Поэтому, помазанные этим святым миром, блюдите в себе его неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Христу Иисусу. Ему слава во веки веков! Аминь.

4. Тайноводственное Слово о Теле Христовом и о Крови Христовой

Чтение из Павлова послания к Коринфянам: Аз бо приях от Господа, еже и предах вам и т. д. (1Кор.11:23).

Этого учения блаженного Павла достаточно к удостоверению вашему в рассуждении Божественных тайн, которых сподобившись, сделались вы сотелесниками и единокровными Христу. Поскольку сам Павел недавно взывал: Яко в нощь, в нюже предан бываше Господь наш Иисус Христос, прием хлеб: и благодарив преломи и дал Своим ученикам, говоря: Сие есть Тело Мое. И, приняв чашу и благодарив, сказал: Приимите, пийте, это есть Кровь Моя (1Кор.11:23–25). Поэтому, если сам Господь определенно сказал о хлебе: Сие есть Тело Мое, – кто осмелится после того сомневаться в этом? И, если Сам подтвердил и изрек: Сия есть Кровь Моя, – кто усомнится и скажет: это не кровь Его?

2. Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в уподобляющееся крови вино: не заслуживает ли веры их и в том, что вино претворяет в кровь? Он, позванный на брак плотский, совершил такое необычайное чудо, не тем ли более за несомненное будет признано, что сынам брачным дарует вкушать Тело Свое и Кровь Свою?

3. Поэтому со всей уверенностью будем причащаться этого и как Тела Христова и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела Христова и Крови Христовой, сделаться тебе сотелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного причастницы естества (2Пет.1:4).

4. Некогда Христос, беседуя с Иудеями, сказал: Аще не снесте Плоти Моей, ни пиете Крови Моей, живота не имате в себе (Ин.6:53). Они же, не с духовным разумением выслушав сказанное, соблазнились и идоша вспять (66), думая, что предлагает им в подлинном смысле ядение плоти.

5. И в ветхом завете были хлебы предложения; но они, как ветхозаветные, восприяли конец. В новом же завете – хлеб небесный и чаша спасения (Пс.115:4), освящающие душу и тело. Ибо, как хлеб приличен телу, так и Слово приличествует душе.

6. Поэтому взирай не просто как на хлеб и как на вино, потому что, по Владычнему изречению, они – Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верой, несомненно, удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых.

7. Силу Таинства объясняет тебе блаженный Давид, говоря: Уготовал ecu предо мною трапезу сопротив стужающим мне (Пс.22:5). Сказанное же им имеет такой смысл: до пришествия Твоего демоны уготовляли людям трапезу оскверненную, нечистую, исполненную диавольской силы; но по пришествии Своем, Владыка, Ты уготовал ecu предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу: уготовал ecu предо мною трапезу, что иное означает это как не таинственную и духовную трапезу, какую уготовал нам Бог сопротив, то есть вопреки и противоположно демонам? И совершенно справедливо, так как в той трапезе было общение с демонами, a в этой – общение с Богом. Умастил ecu елеем главу мою (Пс.22:5). Умастил елеем главу твою на челе той печатью, какую имеешь от Бога, чтобы тебе быть образом печати, святыней Божией (Исх.28:36). И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс.22:5). Видишь, именуется здесь чаша, о которой Иисус, взяв ее в руки и благодарив, изрек: Сия есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов (Мф.26:28).

8. Поэтому и Соломон, давая разуметь эту благодать, говорит в Екклезиасте: Прииде, яждь в веселии хлеб твой, хлеб духовный. Слово же прииде означает спасительное и блаженнотворное призвание. И пий во блазе сердцы вино твое – вино духовное. И елей на главу твою да излиется. Видишь, дает он разуметь и таинственное миропомазание. И всегда да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя (Еккл.9:7–8). Прежде нежели приступил ты к благодати, творения твоя были суета суетствий (Еккл.1:2). Совлекши же с себя ветхие ризы и облекшись в духовные, белые, надлежит всегда быть облеченными в белое. И, без сомнения, разумеем не то, что всегда до́лжно тебе облекаться в белые одежды, но что необходимо быть тебе облеченным в то, что подлинно бело, светло и духовно, чтобы мог ты сказать, подобно блаженному Исаии: Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо Мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея Мя (Ис.61:10).

9. Узнав это и удостоверившись, что видимый хлеб есть не хлеб, хотя и ощутителен по вкусу, но Тело Христово и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова, и что об этом древле сказал псалмопевствуя Давид: И хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс.108:15), – укрепляй сердце, причащаясь его как хлеба духовного, и умащай лицо души своей. О если бы тебе, имея лицо это откровенным, в чистой совести славу Господню взирающе, восходить от славы во славу (2Кор.3:18) о Христе Иисусе, Господе нашем! Ему честь, и держава, и слава во веки веков! Аминь.

5. Тайноводственное Слово

Чтение из соборного послания Петра: Отложше всяку злобу, и всяку лесть, и клевету, и т. д. (1Пет.2:1).

1. Во время предшествовавших Божиих служб, по человеколюбию Божию, достаточно слышали вы о Крещении, о Миропомазании и о приобщении Тела и Крови Христовых. Теперь необходимо перейти к следующему, возложив сегодня венец на духовное здание, воздвигнутое к вашей пользе.

2. Итак, видели вы, что диакон подает для умовения воду иерею и пресвитерам, окружающим Божий жертвенник. Без сомнения же подает он не ради нечистоты телесной, потому что, имея телесную нечистоту, вовсе и не вошли бы мы в Церковь. Напротив того, умовение служит знаком, что до́лжно вам быть чистыми от всех грехов и беззаконий. Поскольку руки знаменуют деятельность, то через умовение их даем разуметь чистоту и неукоризненность деяний. Не слышал ли ты, как блаженный Давид тайноводствует к этому самому и говорит: Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи (Пс.25:6)? Поэтому умовение рук служит знаком неповинности в грехах.

3. Потом диакон взывает: Приимте друг друга и облобызаем друг друга. Не подумай, что лобзание есть обычное, какое бывает y друзей обыкновенных на торжищах. Не таково это лобзание: оно объединяет взаимно души и требует от них всякого непамятозлобия. Поэтому лобзание это есть знак объединения душ и отгнания всякого памятозлобия. Поэтому Христос сказал: Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23–24). Итак, лобзание есть примирение, и потому оно свято, как воскликнул некогда блаженный Павел, говоря: Целуйте друг друга лобзанием святым (1Кор.16:20), a Петр сказал: лобзанием любве (1Пет.5:14).

4. После этого взывает иерей: Горе сердца! Ибо действительно в этот страшный час до́лжно иметь сердце горе устремленным к Богу, a не долу прилепленным к земле и к земному. Поэтому иерей повелевает всем в этот час оставить житейские заботы, домашние попечения и иметь сердце на Небе устремленным к человеколюбцу Богу. Потом отвечаете: Имамы ко Господу, исповеданием этого соглашаясь с иерейским повелением. Никто же да не предстоит таким, чтобы устами говорить: Имамы ко Господу, a мысленно иметь ум прилепленный к житейским заботам. Поэтому и всегда до́лжно памятовать о Боге; если же невозможно это по немощи человеческой, то всего более прилагать об этом старание в данный час.

5. Потом иерей говорит: Благодарим Господа, так как должны мы благодарить Господа, что нас недостойных, призвал в такую благодать; что нас, которые были врагами, примирил с Собой и сподобил Духа усыновления. Потом говорите: Достойно и праведно, поскольку мы, благодаря, делаем достойное и праведное дело, a Он не то, что праведно, но что выше правды творя, облагодетельствовал и сподобил нас стольких благ.

6. После того вспоминаем о небе, земле и море, о солнце и луне, о звездах, о всей разумной и неразумной, видимой и невидимой твари, об Ангелах, Архангелах, Силах, Господствах, Началах, Властях, Престолах, многоликих Херувимах, говоря мысленно Давидовыми словами: Возвеличите Господа со Мною (Пс.33:4). Вспоминаем и о Серафимах, которые, как Исаия созерцал Духом Святым, предстоят окрест престола Божия, и двумя крылами покрывают лицо, двумя – ноги, и двумя летают, и говорят: Свят, свят, свят Господь Саваоф (Ис.6:2–3). Ибо для того повторяем это Серафимами переданное нам богословие, чтобы в этом песнопении иметь нам общение с премирными воинствами.

7. Потом, освятив себя этими духовными песнями, умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие дары, да сделает Он хлеб Телом Христовым, a вино Кровью Христовой. Ибо, без сомнения, чего коснется Святой Дух, то освящается и прелагается.

8. Потом, по совершении духовной жертвы, бескровного служения, над умилостивительной этой жертвой умоляем Бога об общем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о споборниках, о сущих в немощах, о труждающихся и, одним словом, о всех, требующих помощи, молим все мы и приносим жертву эту.

9. Потом вспоминаем и преждеусопших – сперва Патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы Бог по молитвам и предстательству их принял наше прошение; a потом вспоминаем о преждеусопших святых отцах и епископах – одним словом, о всех y нас преждеусопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва.

10. И намереваюсь убедить вас примером, так как знаю, что многие рассуждают: какая польза душе, отходящей из этого мира с грехами или не с грехами, если творится о ней поминовение в молитве? Если какой царь пошлет в изгнание оскорбивших его, a потом принимающие в них участие сплетут венец и поднесут его царю за подвергшихся наказанию, то неужели не облегчит он наказаний осужденным? Таким же образом и мы, принося Богу моления за усопших, хотя они и грешники, не венец сплетаем, но приносим закланного за грехи наши Христа, за них и за себя умилостивляя человеколюбца Бога.

11. Наконец, после этого повторяем молитву, которую Спаситель передал ученикам Своим (Мф.6:9–13), с чистой совестью именуя Бога Отцом и говоря: Отче наш, Иже ecu на небесех. Какое превеликое Божие человеколюбие! Отпадшим от Него, дошедшим до крайности во зле даруется такое забвение всего худого и причастие благодати, что именуют Его Отцом! Отче наш, Иже ecu на небесех. A небесами могут быть и носящие в себе образ Небесного (1Кор.15:49), которым Бог обетовал: В вас вселюся и похожду (2Кор.6:16).

12. Да святится имя Твое. Имя Божие по естеству свято, хотя говорим мы или не говорим это. Но поскольку иногда бывает оно в согрешающих и поругано по сказанному: Вас ради присно имя Мое хулится во языцех (Ис.52:5), то молимся, чтобы в нас святилось имя Божие: не потому что оно из не-святого делается святым, но потому, что в нас бывает свято, когда мы освящены и делаем достойные святыни.

13. Да приидет царствие Твое. Чистой душе свойственно говорить с дерзновением: Да приидет царствие Твое. Ибо, кто послушал Павла, сказавшего: Да не царствует убо грех в мертвенном вашем теле (Рим.6:12), и очистил себя делом, и мыслью, и словом, тот скажет Богу: Да приидет царствие Твое.

14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии творят Божию волю, как сказал псалмопевец Давид: Благословите Господа вcu Ангели Его, сильнии крепостию, творящии волю Его (Пс.102:20). Поэтому, молясь, мысленно говори: как в Ангелах совершается воля Твоя, Владыка, так да будет и во мне на земле.

15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб обыкновенный не есть насущный, a этот святой Хлеб есть насущный, то есть имеющий действие на сущность души. Этот Хлеб не во чрево вмещается и афедроном исходит (Мф.15:17), но сообщается всему твоему составу, к пользе тела и души. A слово днесь употреблено вместо ежедневно, как и Павел сказал: Дондеже, днесь, нарицается (Евр.3:13).

16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Поскольку много y нас грехов; падаем и словом, и мыслью, и весьма много делаем достойного осуждения. Аще речем, яко греха не имамы, то солжем, как говорит Иоанн (1Ин.1:8). И с Богом вступаем в договор, умоляя Его прощать нам грехи, как мы прощаем долги ближним. Поэтому, представляя в уме, взамен чего и что получаем, не станем ждать и медлить взаимным друг другу прощением. Поступки, против нас сделанные, малы, неважны, удобозаглаждаемы, a грехи, сделанные нами против Бога, велики и имеют нужду в человеколюбии, свойственном одному Богу. Поэтому будь осторожен и по причине неважных и малых прегрешений против тебя не загради для себя возможности получить от Бога прощение в самых тяжких грехах.

17. И не введи нас во искушение, Господи. Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть нам искушаемыми? Как же сказано в другом месте: Муж не искушенный не благоискусен (Сир.34:10); и еще: Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна (Иак.1:2)? Но, может быть, войти в искушение – значит погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Поэтому одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами и нимало не увлекаясь ими. A другие не таковы, входят и погрязают. Как, например, Иуда, войдя в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, войдя, не погряз, а, мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик достигнувших совершенства святых благодарит за избавление от искушения: Искусил ны ecu, Боже, разжегл ны ecu, якоже разжизается сребро. Ввел ны ecu в совет: положил ecu скорби на хребте нашем. Возвел ecu человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой (Ис.65:10–12). Видишь, с каким дерзновением говорят, что прошли искушения и не изнемогли? Сказано: И извел ecu ны в покой – войти же в покой значит избавиться от искушения.

18. Но избави нас от лукавого. Если бы словами: не введи нас во искушение – означалось желание вовсе не быть искушаемыми, то не сказал бы: Но избави нас от лукавого. Лукавый же есть противник-демон, об избавлении от которого молимся. Потом, по совершении молитвы, говоришь: Аминь, словом аминь, которое значит да будет, запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.

19. После этого иерей говорит: Святая святым. Святая – предлежащие дары, принявшие на себя наитие Святого Духа, a святые – вы, сподобившиеся Духа Святого. Поэтому святая приличествуют святым. Потом говорите вы: Един свят, един Господь Иисус Христос. Ибо действительно Он един свят, свят по естеству, a мы, хотя и святы, но не по естеству, a по причастию, подвигам и молитве.

20. После этого слышите Псалмопевца, который божественным сладкопением приглашает вас к приобщению Святых Таин и говорит: Вкусите и видите, яко благ Господь (Ис.33:9). Не телесной гортани предоставьте суд; нет, не ей, но неколеблющейся вере. Ибо вкушающим повелевается вкусить не хлеба и вина, но того, что они изображают собой – Тела и Крови Христовых.

21. Поэтому, приступая, не с разжатыми ладонями рук, не с распростертыми перстами подходи, но левую сделав престолом для правой, как имеющей принять на себя царя, и, согнув ладонь, прими Тело Христово и скажи при этом: Аминь. Потому, с осторожностью освятив очи прикосновением Святого Тела, приобщись, внимательно наблюдая, чтобы от него не утратить чего-либо. Ибо, если утратишь что, лишишься через это как бы собственного своего члена. И скажи мне, если кто даст тебе золотых опилок, не со всей ли осторожностью будешь держать их, остерегаясь, чтобы не потерять из них чего-либо и не потерпеть ущерба? Поэтому не тем с большею осторожностью будешь смотреть, чтобы не упало y тебя и крупицы от того, что драгоценнее золота и дорогих камней?

22. После того как приобщишься Тела Христова, приступи и к чаше с Кровью не с распростертыми руками, но в согбенном положении с поклонением и чествованием, говоря: Аминь, освятись, причащаясь и Крови Христовой. И, пока еще на губах твоих остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие органы чувств. Потом, дождавшись молитвы, благодари Бога, Который сподобил тебя столь многих тайн.

23. Содержите предания эти неискаженными и сохраняйте себя непреткновенными. Не отторгайте себя от приобщения; не лишайте себя священных и духовных этих тайн ради греховной скверны. Бог же мира да освятит вас всесовершенных: всесовершенно ваше тело и душа и дух да сохранится в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.


Источник: Восточные отцы и учители церкви IV века : Антология : В 3 т. / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). – Москва : Изд-во МФТИ, 1999. (Памятники святоотеческой письменности) / Т. 1. – 608 с.

Комментарии для сайта Cackle