Библиотеке требуются волонтёры

Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 1

Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов

Том 1 * Том 2 * Том 3

Содержание

От составителя

Общая библиография

Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Cлoвo o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому  

 

Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

Круглым столом осуществляется ряд проектов, к числу которых принадлежит и предложенная Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви программа подготовки и издания учебно-богословской литературы для духовных школ. Представляемое учебное пособие является одним из изданий Круглого стола по этой программе.

Деятельность и цели Круглого стола были одобрены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

От составителя

Настоящее издание предназначено в помощь студентам, изучающим патрологию в Духовных Академиях и Семинариях. Его цель – познакомить с основными произведениями восточных Отцов Церкви IV века в русских переводах прошлого или начала текущего столетия. Издания этих переводов, выполненных профессорами и студентами четырех Духовных Академий (Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской), давно превратились в библиографическую редкость.

В антологию включены по преимуществу сочинения догматического характера, оказавшие влияние на развитие христианского богословия, a также биографические и автобиографические произведения Святых Отцов, помогающие увидеть их живыми людьми своего времени. Включены некоторые экзегетические трактаты и сочинения на нравственные темы. Однако крупные экзегетические работы (толкования на библейские книги, на Евангелия и Послания апостолов) не включены как из-за их объема, так и из-за того, что предполагается издание антологий, специально посвященных экзегезису Священного Писания. Мы не включали в наш сборник собственно пастырские трактаты (такие, как, например, Слово 3-е св. Григория Богослова или «Шесть слов о священстве» св. Иоанна Златоуста), поскольку предполагается издание отдельной святоотеческой антологии по пастырскому богословию. Мы также не включали произведения писателей-аскетов IV века (Евагрия, преп. Пахомия, Антония и др.), надеясь в дальнейшем издать специальную антологию по аскетике.

Несмотря на ограниченный объем, книга позволяет составить достаточно полное представление о богословском творчестве Восточных Отцов IV века. Произведения, включенные в сборник, представлены целиком, без каких бы то ни было сокращений. По каждому автору дается биографическая справка и обзор творений (при их составлении мы пользовались «Патрологией» Й. Куастена, «Греческой патрологией» П. Христу и другими пособиями), a также основная библиография на русском, английском, французском, немецком и новогреческом языках. В библиографию включены по преимуществу книги о жизни и учении Святых Отцов: из статей из периодической печати упоминаются лишь некоторые. При подготовке библиографических справок большую помощь оказал Сергей Киселев, которому составитель выражает благодарность.

Составитель также выражает глубокую благодарность протоиерею Валентину Асмусу и профессору Николаю Лосскому за ценные замечания и советы.

Настоящее издание не заменяет учебника по патрологии, но служит (необходимым в качестве дополнения к нему) сборником первоисточников, без знакомства с которыми изучение патрологии не имеет никакого смысла. В качестве учебника могут быть использованы книги протоиерея Георгия Флоровского «Восточные Отцы IV века», протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие» и другие, приведенные нами ниже в общем библиографическом списке, в который включены, помимо пособий по патрологии IV века, также некоторые книги по церковной истории и догматической проблематике данного периода.

Общая библиография

Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., 1977.

Бароний Ц. Деяния церковные и гражданские, кн. 1. M., 1913.

Барсов Н. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885.

Барсов Н. Лекции по патристике. СПб., 1887.

Безобразов Π. В. Очерки византийской культуры. Пг., 1919.

Благоразумов Николай, протоиерей. Святоотеческая хрестоматия. M., 1883.

Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви. Пг., 1918.

Борис (Плотников), архимандрит. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1885–1890.

Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эриугены. СПб., 1898.

Бычков В. Византийская эстетика. M., 1977.

Виноградов В. О литературных памятниках полуарианства. – Богословский вестник 1911:4, 7–8:12.

Гидулянов П. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908.

Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерки из истории духовного просвещения от I до конца V века. Казань, 1884.

Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. M., 1915.

Епифанович С. Лекции по патрологии. Киев, 1914–1915.

Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907.

Карсавин Л. Святые Отцы и учители Церкви. Раскрытие православия в их творениях. Париж, 1927.

Иванцов-Платонов A., протоиерей. Религиозное движение на христианском Востоке в IV и V вв. M., 1888.

История Византии, т. 1. M., 1967.

Карташев A. Вселенские Соборы. M., 1994.

Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святого Григория Паламы, ч.1 (историческая). Париж, 1950, с. 7–271.

Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. M., 1995.

Культура Византии: IV – первая половина VII вв. M., 1984.

Курбатов Г. Ранневизантийские портреты. Л., 1991.

Лебедев А. Вселенские Соборы IV и V вв. СПб., 1904.

Лосский В. Каппадокийцы. – Богословские труды № 25. M., 1984.

Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. M., 1991.

Мелиоранский Б. Из лекций по истории древней христианской Церкви. – «Странник», 1910–1911.

Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985 (репринт: Москва – Вильнюс, 1992).

Минин П. Главные направления древнецерковной мистики. – Богословский вестник, 1911–1914.

Налимов Т. Лекции по патристике, читанные студентам 55 и 56 курсов СПбДА, 1898.

Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. СПб., 1908.

Памятники византийской литературы ІV–ІХ веков. M., 1968.

Пантелеимон (Успенский), иеромонах. Лекции по патристике. Сергиев Посад, 1910.

Парийский Л. Лекции по патрологии, читанные студентам III курса ЛДА, 1951–1952.

Певницкий В. Образование отцов-проповедников IV века. Киев, 1892. (Из журн. «Труды КДА». 1892, № 9, с. 3–61; № 10, с. 261–304).

Попов И. Идея обожения в древневосточной Церкви. – Вопросы философии и психологии. Кн. 97. 1906.

Попов И. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916.

Порфирий (Попов), архимандрит. Об авторитете Святых Отцов Церкви и важности их писаний. M., 1866.

Поснов М. История христианской Церкви. Брюссель, 1964.

Поторжинский М. Святоотеческая хрестоматия. Киев, 1877.

Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902.

Сагарда Н. Древнецерковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (ІV–V вв.). Извлеч. из журнала «Христианское чтение». 1910, апрель, с. 443–503. СПб., 1910.

Сагарда Н. Лекции по патрологии. СПб., 1912.

Сергиевский H., священник. Восточная антропология Отцов и учителей Церкви ІІІ–ІV веков, т. 1–2. Л., 1983.

Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851.

Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850.

Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895.

Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906.

Старокадомский М. Лекции по патрологии для студентов III курса МДА, б. г.

Талъберг Н. История христианской Церкви. M., 1991 (репринт).

Терновский Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883.

Удальцова 3. Культура Византии. M., 1984–1991.

Успенский Ф. История византийской империи, т. 1. М–Л., 1948.

Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

Фаррар Ф. Жизнь и труды Святых Отцов и учителей Церкви, т. 1. СПб., 1891; 2-е изд. СПб., 1902–1903, тт. 1–2.

Феодорит, епископ Кирский, бл. Церковная история. СПб., 1852.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви, т. 2. СПб., 1859; 2-е изд. СПб., 1882.

Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937 (репринт: Москва, 1992).

Шмеман Александр, протопресвитер. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954.

Adam A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd.I. Gutersloh, 1965.

Altaner B., Shriber A. Patrologie, Freiburg – Basel ‒Wien, 1978.

Amann E. La dogme catholique dans les Peres de l’Eglise. Paris, 1922.

Arnou R. Platonisme des Peres. – Dictionnaire de theologie catholique 12. Paris, 1935. P. 2258–2395.

Bacmann B. Ch. The Cappadocian Triumph over Arianism. Stanford University, 1966.

Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 1–4. Freiburg im Br., 1912.

Bardenhewer О. Patrologie. Freiburg іm Br., 1901.

Bardy G. Litterature grecque chretienne. Paris, 1929.

Battifol P. La litterature grecque. Paris, 1897.

Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959.

Bemardi J. La predication des Peres Cappadociens. Paris, 1968.

Bowersock G. W. Julien the Apostate. Cambridge, 1978.

Bratsiotis P. Die Lehre der orthodoxen Kirche uber die Theosis des Menschen. Bruxelles, 1961.

Browning R. The Emperor Julian. London, 1975.

Bury J. B. A History of the Later Roman Empire. London, 1989.

Byzantine Christian Heritage. New-York, 1966.

Carrington Ph. The Early Christian Church, v. 1–2. Cambridge, 1957.

Callahan J. F. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology. – Dumbarton Oaks Papers 12. Cambridge, 1958.

Camelot P.Th. Hellenisme (et spiritualite patristique). – Dictionnaire de spiritualite 7. Paris, 1968, p. 145–164.

Campenhausen H. von. The Fathers of the Greek Church. New-York, 1958.

Chang D. Ch. The Doctrine of the Holy Spirit in the Thought of the Cappadocian Fathers. Drew University, 1983.

Danielou J. Sacramentum futuri, Etudes sur les origines de la typologie biblique. Paris, 1950. (In English: From shadows to reality: Studies in the biblical typology of the Fathers. London, 1960).

Dictionnaire de spiritualite chretienne. Ed. M. Vller, v. 1–10. Paris, 1932–1977.

Dictionnaire de theologie catholique. Ed. A. Vacant, v. 1–15. Paris, 1908–1950.

Duval R. La litterature syriaque. Paris, 1900.

Dvornik F. The Ecumenical Councils. New-York, 1961.

Frend W.H.S. The Rise of Christianity. London, 1984.

Galtier P. Le Saint-Esprit en nous d’apres les Peres grecs. Roma, 1946.

Grant R. M. Gnosticism and Early Christianity. New-York – London, 1966.

Gregg A. Consolation Philosophy: Greek and Christian Paideia in Basil and the Two Gregories. Pennsylvania, 1974.

Gross J. La divinisation du chretien d’apres les Peres grecs. Paris, 1938.

Gummerus J. Die Homousianische Partei bis zum Tode des Konstantius. Leipzig, 1900.

Gwatkin H. M. Studies of Arianism. 2 edit., 1900.

Hagglund B. History of Theology. Saint Louis, 1968.

Hayward F. Les conciles oecumeniques. Paris, 1961.

Hefule K. J. Histoire des conciles d’apres les documents originaux, v. 1–11, Paris, 1906–1952.

Heick O. W. A History of Christian Thought, v. 1–2. Philadelphia, 1965–1966.

Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1966.

Ivanka E. von. Hellenistishes und Christliches im fruh byzantinischen Geistesleben. Wien, 1948.

Jaeger L. Das Oekumenische Konzil, die Kirche und die Christenheit. Paderborn, 1961.

Jaeger W. Das fruhe Christentum und die griechische Bildung. Berlin, 1973. (In English. Early Christianity and Greek Paideia. Boston, 1961).

Jones A.H.M. The Later Roman Empire. Oxford, 1964.

Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. New-York, 1958.

Kihn H. Patrologie. Bd. 1–2. Paderborn, 1904–1908.

Kretschmar G. Studien zur fruhsiehtlichen Trinitatstheologie. Tubingen, 1956.

Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897.

Lafontaine-Dosogne J. Nouvelles notes Cappadociennes. – Byzantion 33. Bruxelles, 1963, p. 121–183.

Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.

Lohse B. Epochen der Dogmengeschichte. Tubingen, 1959. (In English: A Short History of Christian Doctrine. Philadelphia, 1966).

Loofs F. Paulus von Samosata: Eine Untersuchung zur altchristlichen Literatur und Dogmengeschichte. Leipzig, 1924.

Mayer J. Die Eucharistielehre der drei grosser Kappadozier. Breslau, 1915.

Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. London, 1974.

McGiffert A. C. A History of Christian Thought, v. 1–2. New-York, 1947.

Newman J. H. The Arians of the Fourth Century. London, 1871.

Ortis de Urbina I. Patrologia syriaca. Roma, 1958.

Otis B. Cappadocian Thought as a Coherent System. ‒Dumbarton Oaks Papers 12. Cambridge, 1958. P. 95–124.

Pelikan J. The Emergence of the Catholic Tradition (100–600). Chicago and London, 1971.

Pelikan J. The Light of the World: A Basic Image in Early Christian Thought. New-York, 1962.

Petit P. Libanius et la vie municipale a Antioche. Paris, 1955.

Prestige G. L. Fathers and Heretics. London, 1940.

Prestige G. L. God in Patristic Thought. London, 1952.

Prosopography of the Later Roman Empire, v. 1–2. Cambridge, 1971–1980.

Puech A. Histoire de la litterature grecque chretienne, t.3: Le IV siecle. Paris, 1930.

Quasten J. Patrology, v. III. Utrecht – Antwerpen, 1975.

Raven Ch. E. Apollinarianism: An essay on the christology of the early church. Cambridge, 1923.

Recheis A. Engel, Tod und Seelenreise. Das Wirken der Geister beim Heimgang des Menschen in der Lehre der alexadrinischen und kappadokischen Vater. Roma, 1958.

Rousseau Ph. Ascetics, Authority and the Church in the Age of Jerome and Cassian. Oxford, 1978.

Salles-Dabadie J. M. A. Les conciles oecumeniques dans l ’histoire. Paris – Geneve, 1962.

Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 1–2. Berlin, 1938‒1956.

Seeberg R. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. II, 2–3. Aufl., 1909.

Sellers R. V. Two Ancient Christologies: A Study in the Christological Thought of the Schools of Alexandria and Antioch in the Early History of Christian Doctrine. London, 1940.

Shpidlick T. The Spirituality of the Christian East. Michigan, 1986.

The Lives of the Three Hierarchs. Colorado, 1988.

Tillich P. A History of Christian Thought. New-York, 1968.

Tixeront J. Histoire des dogmes dans l’antiquite chretienne, v. 1–3. Paris 1924. (In English: History of Dogmas, v. 1–3. St. Louis, 1910–1916).

Tixeront J. Precis de patrologie. Paris, 1923.

Unterstein K. Die naturliche Gotteserkenntnis nach der Lehre der kappadozischen Kirchenvater Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor von Nyssa. Straubing, 1902–1903.

Warkotsch A. Antike Philosophie im Urteil der Kirchenvater. Munchen, 1973.

Weiss H. Die grossen Kappadozier Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor von Nyssa als Exegeten. Braunsberg, 1872.

Weiss H. Die Erziehungslehre der drei Kappadozier. Freiburg І.В., 1903.

Werner M. Die Entstehung des christlichen Dogmas, problemgeschichtlich dargestellt. Bern, 1953.

Wiles M. The Making of Christian Doctrine: A Study in the Principle of Early Doctrinal Development. Cambridge, 1967.

Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers, v. 1: Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge, 1956.

Young F. M. From Nicaea to Chalcedon. London, 1983.

 

 


Источник: Восточные отцы и учители церкви IV века : Антология : В 3 т. / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). – Москва : Изд-во МФТИ, 1999. (Памятники святоотеческой письменности) / Т. 1. – 608 с.

Комментарии для сайта Cackle