Источник

II. Униатская иерархия

Права и власть митрополита. – Униатские митрополиты именовались киевскими, галицкими и всея Poccии, и сначала жили в Kиеве, а после того, как в 1632 г. Киев оставлен православным митрополитам, – в Вильне, Новогрудке литовском, в Минске, или же в тех епархиях, которыми управляли до возведения в сан митрополита. Митрополиты имели также дворец в Варшаве.

В 1744 году pyccкие епископы жаловались римскому престолу на различные неудобства, происходящия из того, что митрополит киевский (униатский) не имеет постоянной резиденции, вследствие чего священные принадлежности теряются, архив в беспорядке, всем труден доступ к митрополиту, живущему иногда на окраине царства, и просили назначить для митрополита одну определенную кафедру – владимирскую, луцкую или львовскую, с тем, чтобы перемещение на оную уже было обязательно для назначаемого митрополита:1127 но и после этого дело осталось в прежнем положении.

При самом начале унии звание митрополита облечено было очень большими правами. Митрополиту предоставлено было папой право назначать и посвящать епископов, не требуя утверждения папы; обозревать епархии; судить и наказывать виновных епископов и давать разрешения во многих случаях и обстоятельствах, подлежащих апостольскому престолу (в преступлениях, возбраняющих принятие священного сана, в нарушении обетов, разрешении браков в близких степенях родства и в родстве духовном и расторжении браков, разрешении от ереси и раскола и т. п.). Нo это была только завлекающая политика римского двора. С усилением, при содействии базилиан, папской власти в униатской церкви, митрополит все более и более был ограничиваем в своих правах и, наконец, со времени Замойского собора, власть его почти совершенно упала. Папа привлек к своей непосредственной юрисдикции множество дел, которые прежде разрешал митрополит.

Избрание и посвящение епископов. – При начале и в первое время унии, епископы избираемы были из белого духовенства и мирян. Епископы первого поставления, посвященные м. Поцеем, когда только что введенная уния еще не приобрела доверия, не отличались ни образованием, ни порядочностью жизни. Большей частью это были люди низкого происхождения, недостойные сана, который они носили.1128 Светские люди, как напр. канцлер литовский Сапега, ставили это в вину Поцею, и митрополит оправдывался тем, что ему рекомендовали этих лиц королевские чиновники, и что он должен был спешить посвятить хотя каких-нибудь, чтобы не заняли епископских мест схизматики.1129 Но после учреждения в 1616 году базилианского ордена и по постановлению Замойского собора (Titul. VI de episcopis), епископы избираемы были почти исключительно из монашествующих этого ордена, который потому назывался Praelaticum, большей частью из иезуитов, перешедших в униатство. Способ избрания был не одинаков. Большей частью епископы были назначаемы митрополитом; но иногда избираемы были при участии духовенства, братств и народа.

Назначению предшествовал канонический процесс, известный под названием: processus informativus. В состав этого процесса входили показания трех или четырех свидетелей, на предлагаемые им вопросы, о лице кандидата (времени его рождения, исповедании, воспитании и учении, служении и образе жизни), о состоянии епархии (числе церквей, монастырей мужских и женских, числе душ), о состоянии епископского города и кафедрального храма, о состоянии архиерейского помещения, о способах содержания епископа, о мощах, имеющихся в епархии и проч. Процесс заканчивался исповеданием веры предлагаемого к избранию в епископы.

Посвящение совершаемо было митрополитом или, по его полномочию, старшим епископом, при участии не менее двух других епископов, униатских или латинских.

Митрополиты и епископы извещали о своем вступлении в управление грамотами.

Епископы, посвященные из базилиан, звались и писались монахами-епископами. Точно также звания архимандрита, игумена, супериора, опата и пр. обозначали собою настоятельство в том или другом монастыре: но лица, имеющие это звание, не переставали именоваться монахами или иноками и писалась инок – архимандрит, инок – игумен и проч.

Епархчальные чины. – Под главным начальством епископа, епархиальное управление составляли: 1) оффициал, первое начальственное лицо после епископа и заместитель его в случае отсутствия или кончины; должность эту базилиане забрали в свои руки; 2) теолог, ближайший советник епископа; 3) экзаменаторы ставленников; 4) визитаторы церквей; 5) деканы или благочинные, назначаемые из старших пресвитеров. Деканы собирали от времени до времени свои деканальныя конгрегации или соборчики из подведомых им священников, на которых, перед обсуждением дел, совершалось соборное богослужение и один из священников говорил проповедь.

Состав униатской митрополии. – Униатскую митрополию составляли епархии: 1) Митрополичья, 2) Владимирская, 3) Полоцкая, 4) Луцкая, 5) Холмская, 6) Пинская, 7) Львовская и 8) Перемышльская.

В 1625 году учреждена 9) униатская архиепископия в Смоленске.

В начале XVIII в., перешли в унию епархии: Львовская, Перемышльская и Луцкая.

Митрополичья епархия

Митрополичья епархия обнимала воеводства: Виленское и Трокское с княжеством Жмудским, Новгрудское, Минское и Киевское.

Стольным городом митрополитов была Вильна. Богатая и роскошная столица великого княжества Литовского, Вильна переживала в первой половине XVII в. последний и важнейший момент своей исторической жизни. Но он продолжался не долго. Взятая, разоренная и опустошенная русскими войсками, во время войны Poccии с Польшей (1655–1661), она упала и не поднималась болеe, сохранив за собой значение только религиозного центра унии и католичества.

Кафедральной митрополичьей церковью в Вильне была Успенская церковь.

Но кроме того, митрополиты имели в великом княжестве Литовском еще две церкви: в Новогрудке – Бориса и Глеба и в Минске – Успения пресв. Богородицы.

Новогрудок со времени Стефана Батория был местом заседаний главного трибунала для воеводств Новогрудского и Брестского, также как Минск был местом заседаний трибунала для воеводств Минского, Мстиславского и Витебского. Но затем положено было трибуналу собираться попеременно, один год в Новогрудке, другой в Минске. Съезды многочисленной шляхты обогащали эти города. Новогрудок упал с 1775 года, когда трибунал перенесен в Гродно.

В Новогрудском воеводстве была знаменитая резиденция Радзивилов – Несвиж, с костелами бенедиктинским, бернардинским, доминиканским и иезуитским. Князь Николай Христофор Радзивил (Сиротка) основал здесь иезуитский коллегиум.

В половине XVIII века считалось в Митрополичьей епархии более 1000 церквей именно в 20 деканатах великого княжества Литовского: в лидском 12, в ошмянском 24, в долгинском 25, мядзиольском 23, новогрудском 35, слонимском 43, цириненском 16, несвижском 31, клеценском 35, минском 45, блоненском 28, логойском 21, пугавицком 14, туменском 13, глющенском 19, бобруйском 20, рогачевском 29, гродненском 40, волковыском 30, подляшском 15; – в 20 деканатах Киевского воеводства: в житомирском 45, бердичевском 34, любарском 34, чудновском 43, белоцерковском 33, паволоцком 46, погребицком 44, фастовском 35, смелянском 28, корсунском 40, мошненском 38, чигиринском 29, овручском 32, радомышльском 37, брагинском 18, димиренском 26, барашовском 24. – Монастырей женских, подведомственных митрополиту, в великом княжестве Литовском 5, именно: в Вильне – Троицкий, в Новогрудке – Борисоглебский, в Минске – Троицкий и Святодуховский, в Гродно – Рождества пресвятой Богородицы. Мужские базилианские монастыри не зависели от юрисдикции митрополита и управлялись орденом. (Митроп. Афанасия Шептицкого: Relatio informativa de statu ecclesiae et archidioecesis metropolitanae Kiovensis, 15 авг. 1746 r. – Арх ун. митр. кн. 1. № 36).

Униатские митрополиты1130

1) Михаил Рагоза, с 27 июля 1589 г. из архимандритов Минского Вознесенского монастыря митрополит киевский; в 1595 г. увлеченный происками и настойчивостью владимирского и луцкого епископов принял унию. Умер 1599 года.

2) Ипатий Поцей, литвин, епископ владимирский, с 26 сентября 1599 г. митрополит. Умер 18 июля 1613 г. во Владимире Волынском и погребен при тамошнем соборе. О деятельности Поцея в пользу унии, М. О. Кояловича Литов. церк. уния, т. II, стр. 54 – 79. Трипольского: униатский митрополит Ипатий Поцей и его проповедническая деятельность. Труды киевск. акад. 1877 г.

3) Иосиф Велямин-Рутский, с 1613 года митрополит. В 1617 г. преобразовал униатское монашествующее духовенство в базилианский орден и выпросил у Владислава IV привиллегию на предоставление высших иерархических мест и должностей монахам этого ордена. Умер в Дермане 5 февраля 1637 г. Папа Урбан VIII называл его fidci columnam Russiaeque Athanasium.1131

4) Рафаил Корсак, белорус, учился в Несвижской иезуитской коллегии; галицкий епископ; с 1637 года митрополит. Вытесненный православным митрополитом Петром Могилой из Киева, он удалился в 1639 году в Рим искать помощи у папы и там умер в 1643 году.1132 Погребен в униатской церкви св. Сергия и Вакха.

5) Антоний Селлява, архиепископ полоцкий, с 1640 г. администратор митрополии, с 1645 г. митрополит. Ему довелось управлять митрополией в самое тяжелое время казацких войн Хмельницкого, когда святая уния (sancta unia) была в опасности совершенного уничтожения.1133 Между тем это был больной старик, которому были не под силу и менее тяжелые испытания.1134 В 1655 году «убегая от Москвы», прибыл из Белоруссии в Супрасль, а отсюда выехал в Тыкоцин на Подляшье, где тяжко заболел и умер. Тело его перенесено в Супрасль и похоронено в гробнице ктиторов.1135

После него в униатской церкви, по случаю военных замешательств, 9 лет не было митрополита.

6) Гавриил Коленда (Коляда), архиепископ полоцкий, с 1656 года администратор митрополии, с 1665 г. митрополит «по милости Божией и святой апостольской столицы». Коленда умер 18 февраля 1674 года.

7) Киприан Жоховский, архиепископ полоцкий, с 1674 года митрополит. Слепой изувер, Жоховский видел спасение для униатской церкви только в соединении с римской. Обряды римской церкви приводили его в благоговейное умиление; восточные же – возбуждали отвращение. Жоховский присутствовал на неудавшемся люблинском съезде в 1680 году, который и описал в Colloqvium Lubelskie. Домогаясь управления Супрасльским монастырем, он вел с ним тяжбу пред нунцием и в Риме, и хотя не выиграл процесса, но успел завесть в монастыре типографию и настойчиво присвоял себе звание архимандрита этого монастыря.1136 Жоховский умер 2-го октября 1693 г. в Супрасле; похоронен в Полоцке.

8) Лев Шлюбиц-Заленский, волынянин, епископ владимирский, с 15 ноября 1693 г. администратор митрополии, с 1696 г. митрополит. Умер 21 июля 1708 г. во Владимире Волынском.

9) Георгий Винницкий, галичанин, епископ перемышльский, с 1708 г. митрополит. Умер 22 сентября 1713 г. в Стражевичах, в Перемышльской епархии.

10) Лев Кишка, епископ владимирский, с 21 ноября 1713 г. митрополит. Умер во Владимире 19 октября 1728 года.

11) Афанасий Шептицкий, епископ львовский, с 1729 г. митрополит. Умер 11 декабря 1746 года.

12) Флориан Гребницкий, белорус; после тридцатилетнего управления полоцкой архиепископией, с 1748 года митрополит.1137 По старости и слабости его, униатская паства, в четырнадцать лет правления его, оставалась как бы без пастыря.

13) Филипп(Фелициан) Володкевич, епископ владимирский, с 1762 г. митрополит. Во время Барской конфедеренции, при вступлении русских войск в Польшу, Володкович убежал в 1769 г. в Пруссию; администрация митрополии и епархии передана была коадъюторам его – Льву Шептицкому по митрополии и Антонину Млодовскому по епархии. По возвращении в Литву, после долгих смут, в 1779 г. он снова получил права митрополичьей юрисдикции, но в следующем же году принужден был, по умственной неспособности, уступить управление частью митрополичьей епархии (на Украйне) Шептицкому и владимирской епархией своему коадъютору, брестскому епископу Млодовскому; сам же остался при дейоцезии собственно Литовского княжества. Но междоусобие между ним и коадъюторами его продолжались до конца его жизни. Володкевич скончался в 1778 г.

14) Преемник его, львовский епископ Лев Шептицкий, управлял митрополией всего один год и скончался 24 мая 1779 года.

Полоцкая епархия

Полоцкая епархия, начинаясь от границ Курляндии и Ливонии, обнимала воеводства Полоцкое, Витебское (с поветами витебским и оршанским) и Мстиславское. В 1664 году она имела до 1,000 церквей.1138

Полоцкие епископы именовались: архиепископами полоцкими, епископами витебскими, мстиславскими, оршанскими, могилевскими и всей Белоруссии.

1) Григорий Загоровский, протопотарий митрополии киевской, принявший при посвящении имя Германа, с 1595 г.1139

2) Гедеон Брольницкий, из настоятелей лавришевских, получил епископию в 1601 г. при содействии чиновников королевской канцелярии.1140 Гедеон хотя и принял унию, но не был особенно ревностным ее распространителем вследствие чего ему назначен был коадъютор.

3) Иосафат Кунцевич. Посвященный в Вильне 12 ноября 1617 г. Иосафат прибыл в Полоцк 9 января 1618 года и принялся горячо за дело унии. По смерти Брольницкого (в конце 1618 г.), Иосафат немедленно получил утвердительную грамоту на полоцкую архиепископию и затем выпросил привиллегии на подчинение себе всех православных церквей епархии. Судьба Кунцевича известна. Он был убит 2 ноября 1623 года.

4) Антоний Селлява, из настоятелей виленского Свято-троицкого монастыря с 1624 г.; с 1640 г. администратор митрополии; с 1645 г. митрополит. Коадъютором его, по управлению полоцкой архиепископией, был жидичинский архимандрит Никифор Лозовский, а после смерти Лозовского Гавриил Коленда.

5) Гавриил Коленда, сын виленского писаря Яна Коленды, с 1656 г. полоцкий архиепископ; в одно время со вступлением в управление епархией, занял и управление (администрацию) митрополии; с 1665 г. митрополит. Но так как Полоцк находился под властью русских, то Коленда долгое время имел пребывание в Супрасльском монастыре, по званию архимандрита оного. Монастырю эта честь стоила очень дорого, так как во все время жизни его в Супрасле совершались беспрестанные угощения, с трубами и криками, при постоянных съездах, что приносило монастырю нищету и тесноту; а наибольшее мучение монастырь имел от того, что он всегда пребывал в нем со всем своим двором, очень редко выезжая из него. Коленда умер в Полоцке 18 февр. 1674 г.1141

6) Киприан Жоховский, с 1665 года архимандрит дерманский и дубненский, с 1668 г. лещинский, с 1670 дерманский, с 1671 епископ витебский, коадъютор полоцкого архиепископа, с 1674 г., по смерти Коленды, полоцкий архиепископ, и в том же году вступил в управление митрополии.

7) Марциан Белозор, из пинских епископов, с 27 сентября 1696 г. Умер в преклонных летах 1707 года.

8) Сильвестр Пешкевич с 1708 года. Умер 1713 г.

9) Флориан Гребницкий. Родился в полоцком воеводстве от родителей католического исповедания; обучался в виленском университете и получил степень доктора богословия; после был учителем философии в Жировицах и оффициалом базилианского ордена; в 1716 г. 11 марта, при содействии великого канцлера литовского, князя Карла Станислава Радзивила, получил полоцкую кафедру, на которую желал перейти из Владимира митрополит Кишка.1142 По смерти митрополита Aфaнасия Шептицкого, был администратором митрополии, а с 1748 г. митрополитом.

10) Иасон Смогоржевский, по происхождению мазур из Великой Польши, сын родителей римско-католического исповедания, обучался в греческой коллегии в Риме, с 1747 г. генеральный митрополичий викарий, с 1758 г. коадъютор полоцкого архиепископа, с 1762 г. архиепископ.

Пинская епархия

Пинская епархия была самой малой из всех униатских епархий, обнимая лишь Пинский повет Брестского воеводства и простираясь в длину и ширину на 40 немецких миль.

В 1631 году высланный из пинской иезуитской коллегии иезуит Андрей Боболя, для совращения православных в католическую веру, избрал главным местом своей пропаганды м. Янов в Пинской епархии и в течениии 26 лет вел дело с таким фанатизмом, что православные, ворвавшись 19 мая 1657 г. в католическую церковь, схватили его и умертвили. В последствии папа Бенедикт XIII причислил его к лику святых.

В 1664 г. Пинская униатская епархия имела лишь до 10-ти приходских церквей.1143

В 1676 году протопоп пинский Курцилович показывал, что в королевских имениях священников состоит 39 и протопоп, а в имениях земских, наследственных шляхетских, 46 священников, а лиц светских, мужчин и женщин 74.1144

Пинским епископом во время введения унии был Леонтий Зиновьевич-Пельчицкий, переведенный сюда в 1585 г. на место Кирилла Терлецкого из холмских епископов.1145 Леонтий принял унию и был одним из усерднейших ее поборников. Скончался в 1595 г. На место его митрополит Рагоза с Терлецким и Поцеем избрали кобринского архимандрита Иону Гоголя, изъявившего согласие на принятие унии.

2) Иона Гоголь, в мирянах Иван Богушевич, дворянин; в 1586 г. получил от короля Кобринский Спасский монастырь с обязательством «до року» вступить в стан духовный1146 в 1596 г. получил королевскую привиллегию на пинскую и Туровскую епископию.1147 Умер 1602 года.

3) Паисий Сахновский, с 1603 г. из архимандритов минского Вознесенского монастыря; прежде того игумен бытенский; был на соборе Брестском 1594 года.1148 В 1623 г., по случаю тяжкой параличной болезни его, король поручил митрополиту Рутскому озаботиться охраной имений пинской кафедры (А. к. 3. Р. IV, № 223).

4) Григорий Михаловский, епископ и архимандрит кобринский, с 1624 г. Умер 1632 года.

5) Рафаил Корсак, из пинских епископов, в 1633 г. переведен в Галич; с 1637 г. митрополит.

6) Пахомий Война-Оранский, из жидичинских архимандритов с 1637 г. Умер 1653 г.

7) Андрей Квиснинский-Золотый, изгнанный из Смоленска при занятии сего города русскими войсками, с 1654 г. Умер 1665 г.

8) Марциан (Михаил) Белозор, архимандрит виленский и лавришевский, в 1666 г. посвящен в Вильне митрополитом Колендой; в 1696 г. переведен на полоцкую архиепископию.

9) Антонин Любич-Жолкевский, архимандрит дерманский и дубненский с 1696 г. Родился в 1667 г. в луцком округе; обучался в римской коллегии de propaganda fide; бывши пинским епископом управлял архимандриями виленской и лавришевской; по показанию свидетелей его информативного процесса, в пинской епархии plures esse schismaticos, quam unitos et ritus latini. Умер 1702 года.

10) Порфирий (Петр) Кульчицкий, с 1703 г. Родом из Холмской епархии, обучался в Львове; исполнял должности миссионера в Венгрии и Перемышльской епархии, после был консультором (советником) базилианского ордена, генеральным оффициалом в великом княжестве Литовском и настоятелем Бытенского монастыря. В звании епископа управлял Лавришевским, потом Лещинским монастырем. Умер в 1716 году.

11) Иоаким (Иосафат) Цеханович, происходил от родителей римско-католической веры, владевших обширными имениями в пинском повете и на Волыни, обучался до философии в Вильне при епископской кафедре, был подкоморием в Пинске (Акт. Вил. арх. ком. XI, 1717 года № 115); в 1705 г. поступил в монашество; с 12 апреля, из оффициалов пинской епархии, епископ. Епархия Пинская, по его processus informativus,1149 обнимает один только пинский округ (повет). Christi fideles pauci, nec caret etiam in schismaticis. Соборная церковь кафедры, в честь Рождества пресвятой Богородицы, деревянная старая, так как прежняя, каменная, бывшая в замке, незадолго перед тем сожжена. Униатских приходов в Пинской епархии было не много более 100; в Туровской же вовсе не было. Для помещения епископа был деревянный дом под городом. Кроме кафедральной церкви в городе находились: приходская св. Николая в мужском Лещинском монастыре и в женском монастыре св. Варвары. Семинарии не было. – Цеханович отличался строгостью жизни. Скончался в Пинске 4 апреля 1719 г.; по желанию его тело перевезено было в Жировицы и погребено в общей братской усыпальнице.

12) Феофил Годебский, из антопольских архимандритов, с 1719 г. администратор, с 7 сентября 1720 г. епископ. Посвящен во время Замойского собора. Родился в пинском уезде; обучался в греческой коллегии в Pиме. Бывши епископом обратил на унию православные монастыри: Брестский, Пинский, Купятицкий и Новодворский. (Бант. Камен., Истор. изв. об унии, стр. 145). В 1730 г. весной, после Пасхи, переведен на владимирскую кафедру.

13) Юрий Булгак, родился в селе Сергеевичах, слонимского уезда, наследственном в их фамилии, от родителей римско-католического исповедания; обучался в римской коллегии de propaganda fide, где получил степень доктора богословия, и посвящен в иеромонахи; по возвращении из Рима был аудитором во Владимирской епархии и секретарем протоархимандрита базилианского ордена; с 1730 г. епископ пинский и вместе архимандрит супрасльский.1150 В 1743 г. он издал славянскую библию в Супрасле. Умер 1769 г. и погребен в Бытенском монастыре. При нем викарием, с званием туровского епископа, был, с будущим преемством, Антонин Млодовский, переведенный в год смерти Булгака на владимирскую кафедру.

14) Гедеон Горбацкий, с 21 апреля 1769 г. Родом белорус, обучался в Риме в греческой коллегии. Скончался в 1784 г.

Смоленская епархия

Униатская епархия и кафедра в Смоленске основана в 1625 г., со занятии этого города поляками, Сигизмунд III отдал ее униатам in proemium sangvinis, paulo antem sparsae B. Iosaphat, Polocenss antistitis.1151 Смоленская епархия имела титут apxиепископии и обнимала Смоленскую, Северскую и Черниговскую области, так как они в то время соединены были в одну епархию в православно-русской церкви. Епископы ее именовались смоленскими и всего севера.

1) Первым смоленским архиепископом был Лев Кревза-Ревуский, посвященный в 1626 г. митрополитом Рутским из настоятелей Виленского монастыря.1152 В 1633 г. король Владислав IV дал ему монастыри Пречистенский Браславский и Гродненский Борисоглебский, с имениями их, «где бы могл голову свою склонить»,1153 так как имения кафедры его в Смоленской области были совершенно опустошены и разорены во время войн Сигизмунда III с русскими. В 1634 году король утвердил в его управление монастыри и церкви в Смоленске и других воеводствах, в границах Смоленской архиепископии, «дабы едность святую с костелом римским во всей своей архиепископии помножать мог».1154 В 1636 г. Кревза отказался от Гродненской архимандрии.1155 Суша, в донесении Риму, похваляя его ревность, говорил, что в правление его не осталось в Смоленской епархии ни одного схизматика.1156

2) По смерти его, в смоленские архиепископы посвящен в 1640 г.

Андрей Кваснинский-Золотой. Прежде он был православным и пользовался расположением православного смоленского епископа Сергия, но потом принял унию и, при посвящении в епископа, дал присягу всех людей благочестивой христианской веры обратить к унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку. И действительно он отличался такой фанатической ревностью, что сжег православную церковь, которую выстроили себе в Смоленске тамошные православные. При занятии Смоленска русскими войсками (23 сентября 1654 г.) Кваснинский-Золотой выгнан был из города и удалился в Виленский монастырь, откуда митрополит Антоний Селлява перевел его в Пинскую епархию.

3) Варлаам Козинский, из архимандритов минских, с 1666 года.1157 Умер в том же году.

4) Михаил Пашковский с 1667 года. Митрополит Коленда выпросил ему у короля Лавришевский монастырь, а по возвращении от русских Онуфриевского и Пустынского монастырей они отданы, под видом королевского подавания, на содержание смоленской кафедры. Пашковский умер в 1670 г.

5) Митрофан, князь Друцкой-Соколинский, посвящен в епископы между 1671–1674 гг. Фамилия Друцких-Соколинских владела имениями в Смоленском воеводстве, почему и удобно было назначение из оной епископов в епархию, состоявшую из 15–20 церквей. Будучи светским паном, Митрофан Друцкой приобрел большую славу силой своей отличной элоквенции, ради которой митрополит Коленда привлек его в монашество и обещал высшие духовные достоинства. Вслед за исполнением искуса, он возведен был в сан смоленского архиепископа, архимандрита онуфрийского и гродненского. Последнюю из этих архимандрий он отдал в управление брату своему, декретовому писарю великого княжества Литовского, Флориану Соколинскому, который обращал монастырское добро в свою пользу.1158 Владимирский епископ Венедикт Корсак-Глинский и пинский Марциан Белозор, приглашенные митрополитом Колендой к рукоположению его, отказались принять в этом участие, за что подверглись временному запрещению до раскаяния.1159

В дел греко-униатского архива под 1672 г. № 204, говорится о привиллегии короля Михаила, данной Александру Котовичу, нареченному епископу смоленскому, на право владения имениями Печорск, Барсуки и др., отнятыми от Киевопечерского монастыря за измену Польше архимандрита Гизеля. Ни у Стебельского, ни в информаторских процессах епископов того времени, мы еще не встречали этого имени. В 1680 г. епископ Митрофан был на люблинском съезде; умер 1690 года.

6) Георгий Малевский с 1690 г.; умер в 1696 г.

7) Иосафат Гуторович с 1697 г.; умер в 1702 г.

В греко-униатских делах, № 219, находится привиллегия короля Августа II пинскому оффициалу, Кириллу Епимаху Шапилле, на Смоленскую архиерископию после смерти Иосафата Гуторовича. Более мы ничего не знаем о нем.

8) В 1703 г. на смоленскую кафедру посвящен был Гедеон Шумлянский, из минских архимандритов. Обучался в Виленском университете; по назначении в епископы управлял Минским, Пустынским и Онуфриевским монастырями. (Арх. сборн., VI № 97). Умер в 1715 году.

9) Михаил Гратус-Тарновский, родом, белорус, обучался в Бромбергской коллегии; с 1711 г. архиепископ, из настоятелей Полоцкого Борисоглебского монастыря. Умер в апреле 1718 года.

10) Лаврентий, князь Друцкой-Соколинский, из гродненских архимандритов, с 11 ноября 1718 г. Родился в Полоцком воеводстве от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, где получил степень доктора богословия и там же рукоположен в пресвитера; после того был аудитором Полоцкой епархии при архиепископе Пашкевиче; с 1710 г. вступил в управление Гродненской архимандрией, но жил чаще в имениях своих, в Белоруссии, нежели в монастыре, а в Гродне держал викария. После посвящения в епископа, он хотел удержать за собой и Гродненскую архимандрию, но митрополит Кишка не дозволил этого.1160

В епархии его находилось около 20 приходов в Мстиславском воеводстве. Желая увеличить свою паству, Соколинский нападал на православные церкви «яко тать» и сопротивляющихся насильственному обращению в унию подвергал разным истязаниям, так что русский комиссар Рудаковский предлагал схватить этого фанатика и отправить в Россию.1161 Умер в 1726 году.

11) Антонин Томилович, родом из Луцка, обучался в Бромбергской коллегии; после разных послушаний, был протоархимандритом базилианского ордена; в сентябре 1736 г., имея около 60-ти лет от роду, из онуфриевских архимандритов, посвящен митрополитом Афанасием Шептицким в архиепископы смоленские. Игнатий Кульчинский говорит, что, по возвращении из Рима, где он исправлял должность генерального прокурора, он получил привиллегию на смоленскую архиепископию, но уступил ее Антонию Томиловичу, который, взамен сего, уступил ему свою привиллегию на Гродненскую архимандрию.1162 Томилович умер 1745 года.

После Томиловича, в 1746 г. назначен был на смоленскую кафедру Иасон Смогоржевский, но отказался от этого назначения. С 1749 г. управлял смоленскою архиепископией, с званием номината, протоархимандрит Поликарп Мигуневич, но посвящен не был. Умер в 1753 году.

12) Цезарий Стебновский, с 13 сентября 1756 г. Родился в Перемышльской епархии от родителей римско-католического исповедания; обучался в Риме, в коллегии dе propaganda fide, где и получил степень доктора богословия и охридским архиепископом Матренгой посвящен в иеромонахи; здесь он издал на русском и латинском языке сочинение под заглавием: Officia sanctorum Ruthenorum; по возвращении из Рима, был супериором Жировицкого и потом архимандритом Онуфриевского монастырей; с 1756 г. архиепископ смоленский. Умер 1762 года.

13) Ираклий Лисянский с 1763 г. Умер 1771 года.

14) Иосиф Лобкович с 1771 г. По присоединении Белоруссии к Poccии, после первого раздела Польши в 1772 году, Смоленская униатская епархия закрыта. Лобкович после того имел пребывание в Онуфриевском монастыре, где и умер в 1778 году.

Владимиро-Брестская епархия

Владимиро-Брестская униатская епархия обнимала Волынское воеводство до Подолии; на северо-запад – Брестское воеводство, Подляшье и округа Бельский, Мельницкий и Дрогичинский.1163

В течении первых девятнадцати лет, после Брестского собора, в целой Брестской епархии ни один приход и ни один священник не изменил православию. Первый переход в унию целого прихода (Сомятыч, Гродненской губернии) был в 1614 г.

Православные священники Подляшья, не желая подчиниться своему епархиальному епископу, Ипатию Поцею, принявшему унию, отдались в управление слуцких архимандритов. Многие приходы, ныне сплошь католические, очень долго отстаивали православие, пока наконец насилием не были принуждены к унии.

Но уже с первой половины XVII в., образовался на Подляшье центр унии во владельческом городе Беле, бывшем во власти князей Радзивилов (Несвижских). В 1628 г. Христофор Вильский Циборович, каноник и оффициал бресто-литовский, пробощь бельский, основал в Беле высшую школу для образования юношества, подчинив ее Краковской академии. Владелец места, князь Александр Лудовик Радзивил, маршалок великого княжества Литовского, снабдил ее средствами, а преемник Вильского, Мацией Дрвенский, выпросил для нее у Краковской академии важные привиллегии.1164 Этим положено было начало полонизации Подляшья. Нападения казаков в 1648 и 1657 г. на Белу и прилегающие к ней села дали грозный урок русским, отказывавшимся от своей веры. Бельская академия была разорена. Для восстановления унии и привлечения к ней народа, Катерина Радзивил (из Собиесских), воеводина виленская, и сын ее Станислав, в 1680 г. восстановили раззоренную академию и устроили базилианский монастырь и наконец дали, будто бы, убежище в своем замке святыне униатов, мощам Иосафата Кунцевича, вынесенным из Полоцка во время нападения русских на этот город. С этих пор Бела делается центром не только для униатского Подляшья, но и для всего униатского мира, и крепостью для борьбы с православием. В 1765 году мнимые мощи Кунцевича были перенесены в новопостроенную каменную базилианскую церковь.1165 Перед воссоединением униатов, в 1874 г., они были перенесены в склеп, под церковью, и вход к ним замурован.

Епископы этой епархии именовались владимирскими и брестскими и, кроме того, носили почетный титул прототрониев, т. е. первых после митрополита епископов русской иерархии, удержав этот титул со времени бытности в православии.

Епископы владимиро-брестские:

1) Адам Поцей, сенатор и каштелян брестский, с 1593 г. (после Мелетия Хребтовича-Богуринского), приняв при посвящении в епископа имя Ипатия в 1595 году принял унию; с 1599 года митрополит. Умер в 1613 году.

2) Илья Мороховский, королевский писарь, получил привиллегию от короля по ходатайству митрополита Поцея; при посвящении 3-го июля 1614 г. митрополитом Велямином-Рутским принял имя Иоакима. Известно возражение его (Parygoria) на «Плачь» Теофила Ортолога (Мелетия Смотрицкого). Мороховский учредил в епархии капитул и завел школы. Умер 19 марта 1631 г.1166

3) Иосиф Мокосей Баковецкий, из сановных мирян, с 1632 г. Умер 1650 г.

4) Иоанн (Адам) Поцей, внук Ипатия Поцея, с 1654 г. Умер 1666 года.

5) Венедикт Корсак-Глинский, из кобринских архимандритов, с 1666 г. Умер 1678 г.

6) Лев Новина-Заленский, волынянин, с 1679 г.; с 11 ноября 1693 г. администратор митрополии и потом митрополит. Умер 21 июня 1708 года и погребен во Владимире.

7) Лев (Лука) Кишка, родился 1668 г. в Ковле, куда родители его бежали во время incursionis Scythicae (вероятно казацкого погрома); был родственником (consangvineus) холмского епископа Я. Суши; обучался в Риме и получил степень доктора богословия; по возвращении из Рима обучал во владимирской коллегии, заведенной епископом Львом Заленским, включительно до философии; после того был настоятелем монастырей в Вильне, Полоцке и Супрасле; с 1711 г. из протоархимандритов базилианского ордена епископ. Во время назначения его епископом, во Владимире, кроме соборной церкви Успения пресвятой Богородицы, было до 12-ти униатских церквей и ни одного братства.1167 В 1713 г. возведен в сан митрополита. В 1714 г. издал в Супрасле собрание проповедей митрополита Ипатия Поцея, приложив к оному описание его жизни. В 1720 г. созвал униатский собор в Замостье и акты его напечатал в Риме в 1724 г. на собственный счет.1168 Скончался в 1728 г. Кульчинский делает об нем следующий отзыв: vir procul dubio ob assiduos in promovenda unione labores inter illustriores rassiae primates recensendus. (Specimen, p. 138). От него остались исторические записки на латинском языке, в виде летописца из различных грамот и актов, относящихся к истории униатской церкви, в особенности базилианского ордена. Описание этой рукописи в Перемышлянине 1852 г. и в Галицком Историческом сборнике, Львов, 1854 г. Ею пользовался А. С. Петрушевич, при составлении истории Холмской епархии.

8) Корнелий Столповицкий-Любецкий. Родился в слонимском уезде от родителей латинского обряда; по окончании учения в Риме, был проповедником в Вильне, учителем новициев в Бытенском монастыре, ректором во Владимире, протоархимандритом, старшим Березвецким, архимандритом Дерманского и Дубенского монастырей и игуменом святокрижским (св. Креста); с 1729 г. епископ. Скончался 20 января 1730 г. в Ятвисском римско-католическом монастыре, Гродненской губернии.

9) Феофил Голебский, из пинских епископов, с 1730 г. За два года до вступления его на эту кафедру, дом епископский сгорел до основания. Приходских церквей в городе считалось 11. Семинария заведена еще митрополитом Кишкой на 12 воспитанников. Оеофил умер 12 сентября 1756 года.

10) Филипп (Фелициан) Володкевич, из холмских епископов с 1756 г.; в 1762 г. назначен митрополитом, в 1773 г., по причине умственной неспособности, устранен был от управления. При нем коадъютором, с званием брестского епископа, с 1769 по 1778 г. был Антонин Млодовский, преемствовавший ему на владимирской кафедре.

Луцкая епархия

Луцкая епархия была православной до начала XVIII века. Но после Кирилла Шумлянского завладели ей униаты и уже не возвращали православным. – Епископы ее именовались луцкими и острожскими.

1) После устранения православного епископа Шумлянского, в 1713 г. управление луцкой епархией поручено Иосифу, графу Выговскому, посвященному в епископы, с титулом Мстиславского. Выговский родился в 1660 г. в Замостье, от родителей православного исповедания, Константина и Раины Выговских, и воспитан был в православии, но потом принял унию и вступил в базилианский орден в Супрасле; обучался в школах до философского класса; богословского образования не получил и духовных должностей не занимал, но propter commoditatem ecclesiae посвящен был в пресвитеры и потом в епископы. Именуясь мстиславским, он в 1713 г. давал присягу: имений до епископии луцкой и острожской належачих не имам даровати, а ни продавати.1169 В 1720 г. Выговский присутствовал на Замойском соборе. Скончался в 1730 г.

2) Феодосий Рудницкий – Лубенецкий, родом волынянин, от родителей римско-католического исповедания; обучался в Львове; после того архимандрит каневский, игумен почаевский, ректор гощского коллегиума; с 1730 г. епископ луцкий. При вступлении его на кафедру, Луцк находился во владении Мещинского; другой епископальный город, Острог, во владении частью князя Сангушко, частью Яблоновского. В Луцке, кроме кафедральной церкви св. Иоанна Богослова, были две приходских, Троицкая и Покровская, и три монастыря: мужской при кафедре, братский св. Креста и женский. Ceминарии не было. Три стипендиата воспитывались во Львове. Феодосий Рудницкий был одним из ревностных пастырей униатской церкви, живо помнил и свято хранил древние предания восточной церкви.

3) Сильвестр Рудницкий – Лубенецкий, брат предыдущего, обучался в Риме, после того управлял монастырями Лавришевским и Каневским и был генеральным митрополичьим викарием; с 1752 г., из овручских архимандритов, епископ луцкий. В 1757 г. митрополит поручил ему управление украинскими благочиниями (Дело греко-ун. митр. № 383). Умер 7 мая 1777 г. Управление епархией, до назначения нового епископа, принял митрополит Володкевич и после него Шептицкий.

4) Киприан Стецкий с 1778 г. Умер 26 декабря 1786 года.

Холмская епархия

Холмская униатская епархия обнимала Холмскую землю, Белзское воеводство и часть Люблинского к северу до Лукова, простираясь более чем на 50 квадр. нем. миль. В половине XVIII в. она делилась на деканаты: холмский, грубешовский, тышовецкий, замостский, городельский, шебрешинский, люблинский, ромненский, кашгородский и любомльский. (Последние три принадлежат ныне к русским епархиям австрийской Галиции).

По смерти Збируйского (в 1604 г.) в холмские епископы посвящен Арсений Андреевский, униат. Митрополит Поцей писал о нем к канцлеру Сапеге: холмского (епископа), говорят, поставил староста угровеский; правда, это простак, зато католик».1170

Преемником его, с 1619 г. был виленский уроженец, минский игумен, Афанасий Пакоста.1171 Депутат виленского братства Л. Древинский, на сейме 1620 г., в Варшаве говорил о нем: «кому, свидетельствуюсь Богом живым, неизвестно, что холмский владыка есть некий прозываемый пакость, виленского купца сын, который у одного бургомистра виленского унес сукно и если бы его не спас монашеский клобук, давно бы он попал на висельничий крюк».1172 Пакоста умер в 1625 году.1173

Феодор Феодосий Мелешко, из архидиаконов владимирских, бакалавров владимирской коллегии с 1626 г. После рукоположения на епископство, когда он служил первую литургию, у алтаря постигла его падучая болезнь и так его немилосердно замучила до смерти.1174

В том же году избран в холмские епископы и получил королевскую грамоту на епископство Мефодий Терлецкий, самый фанатический из холмских униатских епископов.1175 Действия его описаны нами выше. В 1638 г. он основал при своей кафедре униатскую гимназию; для преподавания наук в оной вызвал из Литвы Якова Сушу, с другими базилианами. Терлецкий умер 7 июня 1649 года.

По смерти его управление униатами холмской епархии принял, с званием епископа-номината, ректор владимирской гимназии Афанасий Фурс; но в том же году, чрез пять месяцев скончался.

В 1650 г. Холмскую епархию занял православный митрополит Сильвестр Коссов. Униатский администратор епархии, из игуменов холмского базилианского Спасского монастыря, Яков Суша, в продолжении полуторых лет помещался с своим духовенством в частных домах холмских обывателей и совершал богослужение в богаделенной латинской церкви. Но, с последовавшей за тем переменой военных обстоятельств,1176 Холмская епархия в 1651 г. 29 июля снова отдана униатам.

В это смутное время Холмской епархии, латинское духовенство старалось и ходатайствовало пред королем об упразднении этой епархии и слитии ее с латинской холмской епархией. Для расположения народных мыслей к этому, латинский капитул взял оставшееся непогребенным тело последнего холмского униатского епископа Мефодия Терлецкого и похоронил его в Красноставе в гробнице латинских епископов. Вследствие этого, когда, с переменой военных обстоятельств, Холмская епархия возвращена была униатам, администратор Суша получил ее лишь в пожизненное управление. В 1652 г. он посвящен был в епископы холмские; в 1664 г. послал в Рим свое известное донесение, в котором защищает униатскую церковь и описывает подвиги ее епископов, направляя свое описание против стремления латинян к уничтожению униатской церкви. «Если бы по какому-либо случаю захотели уничтожить нас – писал Суша, то следовало бы опасаться, чтоб эти столь многочисленные народы, так крепко привязанные к богослужению и обрядам греческим, не перешли мало по малу в православие». Суша умер 2 августа 1685 г.

Александр Августин Лодята, с 1685 г. Умер 1691 г.

Иоанн Малаховский, из перемышльских епископов, с 1691 г. Умер, не получивши инвеституры, 12 февраля 1693 г.

Гедеон Война-Оранский, администратор луцкий и острогский, архимандрит жидичинский, с 1693 г. епископ холмский. Умер 22 сентября 1709 года.

Иосиф Левицкий, родом из Грубешова, обучался в люблинской иезуитской коллегии; после был секретарем холмского епископа Гедеона Оранского и настоятелем Холмского монастыря; в 1711 г. 24 июня посвящен митрополитом Георгием Винницким, в Перемышле, в епископа холмского и кроме того до 1713 г. управлял Луцкой епархией; в 1715 г. присутствовал в Львове при избрании епископа Афанасия Шептицкого; в 1720 г. бы на Замойском соборе. Умер в Почаеве в июле 1730 г.

Филипп (Фелициан) Володкович, родился в Минской губернии, в селе Новоселках, от родителей римско-католического исповедания; отец его был стольником в Минском воеводстве, два брата вступили в орден доминиканов. Фелициан обучался в бромбергской коллегии; после был супериором в Люблине, вице-ректором во Владимире; с 1730 г. из архимандритов дерманских и дубненских епископ холмский. В 1756 г. переведен на владимирскую кафедру.1177

Максимилиан Рылло, родился в 1758 г. в с. Борисовщине;, новогрудского уезда, от родителей римско-католического исповедания Иеронима Рылло и Анны, урожденной Мечниковской; обучался в римской коллегии de propaganda fide, где получил степени доктора богословия; по возвращении из Рима занимался проповеданием слова Божия в Витебске, Полоцке и Вильне, наконец был игуменом Холмского монастыря и учредил при оном польско-латинские братства шкаилеровое и poзариевское; в то же время был секретарем базилианского ордена; с 1756 г. епископ холмский; посвящен в Полоцке 21 февраля 1759 г. Рылло вел дневник событий своего времени (с 1742 по 1793 г.), который хранится в архиве львовского греко-униатского капитула, в 6-ти томах.

Рылло был очень деятельный епископ, но деятельность его направлена была ложным путем. Он ставит себе в особую заслугу, что купил орган для церкви в Замостье за 8 тысяч, снабжал церкви дорогими монстрациями; ревностно заботился о благосостоянии базилианского ордена; преследовал православных и винил польских панов в недостатке ревности, когда они удерживали его от проявлений фанатизма.

При нем в 1765 году совершена была коронация Холмской иконы Божией Матери. Папа прислал два освященных венца для Божией Матери и Предвечного Младенца. Возложить оные поручено было смоленскому архиепископу Ираклию Лисянскому. Приготовления к этому торжеству были чрезвычайные. Собор был внутри великолепно убран, стены главного алтаря обиты малиновым бархатом;1178 фронтон собора украшен был вензелями, гербами, цветами и картинами. К 15-му сентября собралось в Холм множество духовенства униатского и католического. Для большей торжественности прислан был в Холм большой отряд войска и даже артиллерия с пушками. За три дня до коронации во всех церквах холмских звонили в колокола, стреляли из пушек и на башне играла музыка. После совершения коронации икону с торжественной процессией вынесли из церкви, пронесли чрез все триумфальные врата, где говорились в похвалу ее речи. Празднество продолжалось целую неделю. Богослужение совершалось попеременно то униатское, то католическое; на литургии и на вечерни говорились проповеди, а после литургии базилиане и иезуиты вели диспуты в присутствии обывателей. Эта коронация совершенно изменила вид Холмской Руси. До коронации только высшее духовенство, и то не все, преобразилось по внешнему виду в латинских патеров, сельское же духовенство хранило и упорно отстаивало свой древний восточный образ. Собрав все почти духовенство на церемонии коронации, епископ Рылло припас целые сотни сутан – шелковых, атласных и всяких, – магнаты не скупились на деньги. Все было устроено, как наилучше. Бредут по городу бородатые священники в старых китайковых и дымчатых рясах, а жолнеры указывают на них пальцами, смеются; паны при встрече высказывают сожаление, что коса, борода и ряса требуют много хлопот и мешают приличию и благообразию вида. Сошлись эти убогие рясы в комнатах Рылло; на длинных столах лежали целые горы шелковых сутан, из дверей выглядывали и любезно раскланивались цирюльники, пощелкивая ножницами; латинские прелаты, как истые братья, обнимались и целовались с бородами. Епископ повел речь о предстоящих церемониях, на который следует явиться поприличнее, о великих приношениях панов, которыми нужно платить уважением, о неизреченных милостях папы, который одевается не в рясу, а в сутану, не носит бороды и косы. «Вот бы св. отцу вы сделали подарок за коронацию, если бы пожертвовали ему своими рясами и бородами, а от панов сколько было бы вам почета». Мялись-мялись священники, поглядывая на искусительные шелки и атласы и кончили тем, что тут же обрились, надели сутаны, а рясы оставили св. отцу в подарок. Кто наденет сутану, тому в придачу другую, да жене на платье, дочери на монисты или серьги. С тех пор о бородах и рясах остались одни преданья. Немногие упорные разъехались в своем виде, не дожидаясь церемонии, но жены погнали их назад за подарками. Рассказы об этом событии передаются самими униатами во многих местах.

Галицкие епархии: Львовская и Перемышльская

В начале XVIII в. уния утвердилась в Львовской, а вслед затем и в Перемышльской епархии. Но шляхта, видя, что чрез унию не достигла того, чего надеялась, переходила прямо в латинство и делала это тем охотнее и стремительнее, что униатов называли русскими, а принявших латинский обряд – поляками. Самое имя их наводило подозрение в том, что они схизматики или склонны к схизме. Униатские епископы, конечно, не были довольны переходом русских в латинство, но, между тем, употребляли все усилия, чтобы сблизить унию с латинством. Недовольствуясь введенными на Замойском соборе латинским прибавлением к символу и искажением на литинский лад восточного богослужения, установлением латинских праздников, читанной мши, обношения монстраций, закрыия и потом уничтожения царских врат, латинской товсуры для священников, галицкие епископы хотели простереть еще дальше свою преданность католицизму. Львовский епископ Шептицкий и перемышльский Устрицкий позволяют произносить проповеди для русских на польском языке и запрещают священникам показываться в народе и ездить вместе с своими женами. «С женами по праздниках и торгах на едином поезде публично ездити и волочитися (священники) неповинны, под виной за каждый раз пяти гривен двунедельного карцересу». А протопресвитерам приказано: «мают з людей парохиальных веры годных и жадным гневом противо парохом нераздеженным пытати о правах и житии пароха: ежели набоженства завше пильнует, с женою на едином возе публично не ездить». (Постановления диецезиальных конгрегаций перемышльской 1740 г. и львовской 1744 г. в Перемышлянине на 1857 г. стр. 92).

С этого же времени крайне тяжелым становится положение белого духовенства, особенно в Перемышльской епархии. Шляхта, имея из своей среды епископов Винницких, Устрицких, Шептицких, и будучи соединена с ними давней приязнью и узами крови, делала с духовенством что хотела, считала священников за своих подданных, обходилась с ними презрительно и насильно гнала их на свою панскую работу. Школ не было. В священники ставились полуграмотные селяне, умение только читать по-русски и по-польски и разве немного писать. В таком положении духовенство находилось до самого раздела Польши.

Львовские епископы:

Мы выше видели, как львовский епископ Иосиф Шумлянский отрекся от православной веры и изложил свое исповедание пред папским нунцием в Варшаве.

Преемником Иосифа Шумлянского († 1708 г.) был Варлаам Шептицкий, из архимандритов униовского монастыря (которым он управлял 40 лет), с 1710 г. по избранию шляхты, духовенства и братства, под председательством митрополита Георгия Винницкого. Умер 4-го апреля 1715 г. Ему преемствовал Антоний Шептицкий, принявший при посвящении имя Афанасия, племянник предыдущего. Родился в 1685 году в Воскренице, Перемышльской епархии, от отца униата, матери католички; обучался до реторики; в 1715 году 21-го сентября избран в епископы из униовских архимандритов, быв пресвитером только шесть месяцев. При вступлении его в управление епархией, в ней считалось 48 благочиний, церквей значительно более 1,000, 3 больших монастыря и до 40 малых; женских 15; 1 братство большое львовское и множество малых по городам; для русского юношества семинария у львовских осатинов, и в ней только 4 русских, воспитанника; в Львове до 1,000 униатских домов, но об них замечено, что они бедны сравнительно с польскими.1179 «Он последний был избран духовенством, шляхтой и братством под председательством митрополита Льва Кишки. После поляки лишили руский народ и этого права (Зубрицк. Лет. Львовск. братства под 1715 годом).

Шептицкий после Замойского собора возобновил прежние споры с Львовским братством, требуя от него покорности и подчиненности по всем делам его управления. Пререкания эти приняли, наконец, вид судебных процессов и причинили много неприятностей той и другой стороне. Епископ и братство судились у нунция, судились и в Риме. Надо удивляться, как мало pyccкие епископы понимали интересы своей церкви. Сделавшись в 1729 г. митрополитом, Шептицкий приступил к исправлению, т. е. порче богослужебных книг, наполняя их латинскими службами и молитвами, завел свою типографию в Униове, а прежде употребляемые книги называл еретическими и запрещал братству продавать. Шептицкий скончался 11-го ноября 1746 г. Кульчинский, писавший свою летопись еще при жизни его, называет его красой своей фамилии и восхваляет его пастырскую ревность.1180

Львовская кафедра не могла отбиться от Шептицких. В преемники Афанасию назначен был Лев (Леонид) Шептицкий. Этот епископ родился в 1714 г.; обучался в львовских школах, потом в Риме; с 9-го марта 1747 г. из мелецких игуменов администратор холмской епархии; 14-го мая 1749 г. посвящен во епископа львовского в Мелецком монастыре; с 1762 г. коадъютор митрополита Володкевича cum futura successione; с 28 го мая 1768 г. за отсутствием митрополита из царства Польского, управлял митрополией в течение года и четырех месяцев; в 1775 г. пожалован орденом Белого Орла; с 1-го февраля 1778 г. митрополит. При нем в 1750 году учреждена в Львове епархиальная семинария; в 1773 г. униатская семинария в Bене. Умер 13-го мая 1779 года.1181

В Перемышльской епархии1182 после изменившего православию Иннокентия Винницкого, епископами были:

Георгий (Гавриил) Винницкий, брат предыдущего; прежде служил в войске, но наконец вступил в духовный чин и принял монашество в Лаврове монастыре и, не прошедши еще всего, установленного для новициатов, искуса, в 1700 году митрополитом Львом Заленским посвящен в епископы. Георгий усильно старался утвердить в епархии унию, введенную его братом и уничтожить православие. Ревность и деятельность его были поводом, что, по смерти Заленского (1708 г.), он избран был в митрополиты киевские и притом был архимандритом дубненским и дерманским. Скончался 22-го сентября 1713 г. в Страшовичах около Самбора и похоронен в монастыре Лаврове.

По смерти Георгия Винницкого управление епархией принял, с званием администратора, игумен Лавровского монастыря, Вениамин. Но он так отягчил духовенство, что оно занесло на него жалобу панскому нунцию в Польше, кардиналу Одескальки, который поручил управление Перемышльской епархией владимирскому епископу Льву Кишке; заведовавшему также и митрополией. Наконец, чрез два года избран и посвящен был в перемышльские епископы Иероним Устрицкий. Родиной Устрицких было селениe Унихов или Унегов в Семиградии; переселившись в Галицию они занимали в Саноцкой земле Устрики Горные, откуда и получили фамилию. Иероним родился в 1658 г.; проходил разные мирские должности; женат был на Елисавете Готинской, разведенной с Горским; после вступил в базилианский орден и проходил послушания в львовском монастыре св. великомученика Георгия; вскоре посвящен в пресвитеры.1183 В 1720 г. присутствовал на Замойском соборе, где, вместе с епископами львовским и владимирским, протестовал против изъятия монахов чина Василия Великого из-под власти епархиальных епископов, но без успеха. В 1739 г. Устрицкий взял себе помощника Онуфрия Шумлянского, с наименованием его епископом самборским cum futura successione, и с жалованьем 4,000 польских злотых; в 1746 г. сдал всю власть своему преемнику, а сам удалился в Лавров монастырь, где жил еще два года, закончив жизнь свою в глубокой старости 12-го октября 1748 года.

Онуфрий (в мире Иосиф) Шумлянский, с 1746 г. епископ перемышльский, самборский и саноцкийй. Шумлянский, как и предшественник его, имел много хлопот и неприятностей с монастырями и монахами своей епархии, которые, вышедши из-под власти своего епископа, не только не подчинялись никаким его распоряжениям, но постоянно досаждали, то происками, то насильственно овладевая имуществами кафедры и присвоивая их себе или своему ордену. Шумлянский скончался 20-го апреля 1762 года.

Афанасий Шептицкий с 1762 года; скончался 6-го июня 1779 г.

* * *

1127

Там же, VII, № 465.

1128

«На столицы епископские, писал автор «Перестроги», недбают о годвого, альбо жебы то было ведле канонов. Наставят его епископом, только бы признавал папежа за голову, хотя едва читати будет умети. А другий, як Холмский, читати не умел, а пред этим его поставили на епископию» А. 3. Р. IV, № 149, стр. 230.

1129

Арх. Сборн. VI, № 77.

1130

Списки униатских митрополитов и епископов у Несецкого, Кульчинского и Стебельского. Показания их проверены по делам архива греко-униатских митрополитов и во многом, где можно было, исправлены.

1131

Археогр. Сборн. IX, 158.

1132

Археогр. Сборн. IX, 175.

1133

Specimen Ecclesiae Ruthen, р. 132.

1134

Вилен. Арх. сборн. IX, стр. 223.

1135

Is ab initio metropoliae usque ad finem vitae suae per annos circiter 15 variis invaletudinis et quidem gravibus pressus dejectibus. Tandem membris contractus pedibusque destitutus et visu orbus factus est. Annal. ecclesiae Ruth, p. 335.

1136

Вилен. Арх. Сборн. IX, стр. 263–307.

1137

Об обстоятельствах его избрания в митрополиты – Арх. Сборн. VII № 171.

1138

Суша, De laboribuseccles. unitae, в Annales, Harasiew, p. 300.

1139

В 1589 г. патриарх Иеремия из Замостья послал его к митрополиту Рагозе с грамотой о созвании собора для рассмотрения поведения некоторых епископов. Слуги Терлецкого, догнавшие Григория в лесах за Пинском, разбили его, листы побрали и на поле еле живого оставили. А. 3. Р. IV, стр. 208.

1140

Археогр. сборн. VI, 77, стр. 162.

1141

Археогр. сборн. IX, стр. 226, 251–253.

1142

Прося ходатайства Радзивила, Гребницкий обещал на пользу yнии и самого Радзивила не только лично свои услуги, но и всей будущей своей паствы, предоставляя себе в награду и утешение gaudere titulo creaturae cum aeviterna erga sunm сreatorem obligatione.» Археогр. сборн. VII, № 144. Письмо Гребницкого к Карлу Радзивилу от 5 дек. 1714 г. – Processus informativus в Арх. ун. митр., кн. XVII, № 789.

1143

Harasiew Annales, р. 301.

1144

Арх. сборн. VI, стр. 354.

1145

А. 3. Р. III, № 156.

1146

А. 3. Р. т. III, № 158.

1147

А. 3. Р. IV, № 85.

1148

А. 3. Р. IV, №№ 48 и 62.

1149

Арх. ун. митр. кн. XVII, № 790.

1150

Processus informativus. Арх. ун. митр. кн. XVII, № 798.

1151

Informatio super archiepiscopatum Smolenscensem. Арх. ун. митр. кн.

II, № 53.

1152

В 1617 г. бывши виленским архимандритом, он издал сочинение Obrona jednosci cerkiewni, в котором диказывал стародавность унии в Poccии.

1153

Акт изд. вилен. комм. т. I, № XVII.

1154

Там же, XXI.

1155

Вилен. Арх. сборн. IX, стр. 438.

1156

Harasiewicz, Annales, р. 316.

1157

Акты вилен. арх. ком. XI, № 55.

1158

Вилен. Арх. сборн. IX, стр. 442.

1159

Дела арх. греко-ун. митр., №№ 356–357.

1160

Вилен. Арх. сборн. IX, стр. 449. Вильна, 1870.

1161

Записки игумена Ореста в Вилен. Арх. сб. V, стр. 88. Бант. Кам. Ист. изв. об унии, стр. 230, 234, 242. В Родословной книге, изд. князем Долгоруковым, в родословии князей Друцких-Соколинских (ч. I, стр. 138) сказано: «князь Ванрженец находился в 1724 г. православным архиепископом смоленским, епископом мстиславским и архимандритом Гродненского монастыря». Это неверно. Князь Лаврентий был униатским архиепископом и фанатическим гонителем православных. Православным же смоленским епископом был с 1722 по 1727 г. грек Филофей.

1162

Вил. Арх. сборн. IX, стр. 452.

1163

Episcopus Wladimiriensis... cujus dioecesis per Volynensem, Brestensem ac Podlachiensem palatinatus excurrit (Specimen ecclesiae ruthen. p. 139).

1164

Лукашев. III, 369.

1165

Е. Крыжановского: Несколько документов, относящихся к Подляшью. Холм. месяц. 1870 г.

1166

Annales, стр. 318. Stebelski, 218.

1167

Еrо processus informativus в Арх. ун.-митр. кн. XVII, № 774. Один из свидетелей, Мельхиоръ Лозович, 6азилиянин, так заявлял о его достоинствах: «vir potens opero et sermone, doctrinae quoddam oraculum ac virtutum exemplar habebatur; eo docente et ducente populus non tam passibus, quam volatibus ad devotionis et virtutum apicem zerebatur.

1168

Synodus provincialis Ruthenorum in civitate Zamosciae habita an 1720. Romae 1724.

1169

Его processus informativus в Арх. ун. митр. кн. XVII. №№ 778–780

1170

Арх. сборн. VI № 77, стр. 162.

1171

В униатских делах № 305 есть его исповедание веры пред посвящением в сан епископа, на русском языке, без прибавления в Символе веры: и от Сына.

1172

Бантыш-Каменский, Историч. изв. об унии.

1173

О смерти его – Библиографические находки в Львове, Я. Гловацкого, Спб. 1873 г., стр. 18.

1174

Гловацкого, Библиографические находки, стр. 18.

1175

Его исповедание веры, на русском языке, при посвящении во епископа в 1630 г., без прибавления в Символе и от Сына, находится в униатских делах, № 310. О насилиях его православным, о грубости с православным митрополитом Петром Могилой во время проезда его чрез Холм в Варшаву, о двукратном путешествии в Рим и о бегстве из Холма в Супрасль во время казацкой войны – Relatio, у Гарасиевича.

1176

В 1651 г. последовала несчастная для казаков битва под Берестечком (Волынской губернии). Во время битвы в королевском стане находилась Холмская чудотворная икона Божией Матери. Король Ян Казимир приписал успех битвы покровительству Божией Матери, осыпал Сушу милостями, возвратил ему епархию и приказал сделать в память этого события серебряную доску с изображением Берестечской победы. Изображение это, замечательное в художественном отношении, представляет королевский шатер, в котором помещается икона Божией Матери; король, преклонив колена, слагает пред ней знамена, а вдали поляки преследуют бегущих скифов и казаков. Доска эта до 1874 г. находилась в Холмском соборе, служа передней стороной престола. События 1651 г. подробно описаны Сушей в Phoenix tertiato redivivus, посвященном прославлению Холмской чудотворной иконы. (1-е изд. напеч. в Замостье в 1646 г. на польском языке, 2-е в Львове в 1653 г. напеч. на польском и 3-е в Замостье в 1684 г. на латинском языке.

1177

Петрушев. Холмск. епархия, стр. 70. Processus informativus в Арх. ун. митр. кн. XVII.

1178

Рылло пишет: «за одну штофную материю с золотой каймой я заплатил более, чем 30 тысяч (злотых)». Петрушев., стр. 94.

1179

Processus informativus, при избрании его в епископа, в Архиве, ун. митр. кн. XVII, № 781.

1180

Зубрицк. Летоп. стр. 162–180. Kulczynski, Specimen, р. 138.

1181

Гарашевича, Annales, р. 573–577.

1182

Список хронологический епископов перемышльских XVIII столетия, соч. Я. Величка, угриновского приходника, – в Перемышлянине на 1857 г.

1183

Processus informativus Устрицкого в Арх. ун. митр кн. XVII, №786.


Источник: Очерк истории западно-русской церкви / [Соч.] И. Чистовича. Ч. 1-2. - Санкт-Петербург : Тип. Деп. уделов, 1882-. / Ч. 1. - 1882. - [6], 221 с.; Ч. 2. - 1884. - [2], IV, 419 с.

Комментарии для сайта Cackle