Открытие мощей святителя Ермогена
Всемилостивейшая телеграмма Государя Императора на имя Московского митрополита Макария:
Москва. 13 мая. Митрополиту Макарию.
Государыня Императрица и Я радуемся радости Нашего народа московского и душою молитвенно присутствовали при торжественном переложении святых мощей святителя Ермогена в новую раку.
Николай.
Эта телеграмма последовала на следующую телеграмму митрополита Макария:
Ливадия. Его Императорскому Величеству Государю Императору.
Сегодня милостью Божиею совершилось переложение мощей святителя и чудотворца Ермогена в благолепную раку, сооруженную иждивением Вашего Императорского Величества и Вашей Августейшей супруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны. При участии многочисленного сонма епископов и прочего духовенства святые мощи изнесены были на середину Успенского собора для общего поклонения, во время литургии вознесены были в алтарь на патриаршее место и по окончании оной, после величественного крестного хода, положены в новую раку, на месте их постоянного почивания.
Умиленная этим светлым церковным торжеством во славу священномученика, древлепрестольная Москва с благоговением склоняется пред благочестивым усердием Ваших Императорских Величеств к памяти святителя и единодушно молит его, великого российского заступника, да изольет он свое Небесное благословение на Ваши Императорские Величества, Государя Наследника и Всю Августейшую Семью Вашу и да утвердит державу царей наших во веки веков.
Макарий, митрополит Московский.
Приготовления к переложению и открытию мощей святителя Ермогена начались 10 мая.
В 6 часов утра протопресвитер Н. А. Любимов в сослужении наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения и соборного духовенства совершил раннюю литургию.
По окончании литургии прибывший в собор высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, и лиц, служивших литургию, совершил молебен. К молебну прибыл председатель высочайше учрежденной комиссии по реставрации собора князь А. А. Ширинский-Шихматов.
Затем иерархи и священнослужители по снятии надгробия вынули из кипарисного гроба святые мощи и стали облачать их в жертвуемые Их Величествами одежды. На главу святителя возложен был белый патриарший куколь, на котором Государыня Императрица собственноручно вышила и обнизала жемчугом изображение шестокрылатого Серафима. На воскрылиях, в шести четвероугольных дробницах, обнизанных жемчугом (по три с каждой стороны), находятся изображения святых покровителей Царской Семьи. Затем надета была епитрахиль, изготовленная в Вознесенском монастыре с вышитыми на ней изображениями Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. На мантии, на верхних скрижалях, сделаны шитые шелками и золотом и украшенные жемчугом изображения: справа Казанской иконы Богоматери, слева тезоименитых святителю мучеников: святых Ермолая и Ермогена.
Владыка митрополит окроплял святою водой каждую принадлежность патриаршего облачения.
На грудь святителя возложена его панагия.
Шитье на все облачения высокохудожественной работы исполнили монахини Алексеевского и Ивановского монастырей.
По окончании облачения мощи были положены в новый кипарисовый гроб.
Затем началось собирание раки. Она сделана из серебра в несколько десятков пудов. Орнаментация ее представляет репродукцию украшения ермогеновской панагии. На раке много сибирских драгоценностей. Ее форма несколько напоминает гробницу Ярослава Мудрого.
Ко дню открытия мощей святого Ермогена протопресвитером Н. А. Любимовым была выпущена брошюра о чудесах, совершенных у гробницы святителя.
11 и 12 мая в Москве состоялось торжественное открытие и переложение в новую, сооруженную иждивением Их Императорских Величеств раку нетленных мощей святителя и патриарха Ермогена.
11 мая, в три часа дня, в Большом Успенском соборе высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, Модеста, епископа Верейского, Гермогена, епископа Аксайского, викария Донской епархии, и прочего духовенства был совершен «паракписис» Божией Матери при пении соборного клира и хора синодальных певчих в белых кафтанах, под управлением Н. М. Данилина.
С 3 часов дня огромные толпы народа направились в Кремль и уже к 5 часам дня наполнили Сенатскую площадь, площадь у памятника царю-освободителю и соборную площадку. Один за другим при пении тропаря св. Ермогену подходили в Кремль крестные ходы. Вход в Успенский собор допускался только по билетам.
В 6 часов вечера раздался мощный удар Царя-колокола на Иване Великом, а вслед за ним во всех храмах столицы начался торжественный благовест ко всенощному бдению. Особой торжественностью отличалось богослужение в Большом Успенском соборе, где всенощное бдение совершал высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский, в сослужении члена Святейшего Синода высокопреосвященного архиепископа Алексия, преосвященных епископов Трифона, Анастасия, Феодора, Модеста – викариев Московской митрополии, епископа Гермогена – викария Донской епархии, преосвященных Мисаила, Владимира, Евфимия и Иоанникия, наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Товии, синодального ризничего архимандрита Димитрия, ректора Вифанской духовной семинарии архимандрита Германа, архимандрита Макария (Гневушева), Илариона, Германа, Аристарха, Феодосия, Афанасия, Никодима, Валентина, Григория, протопресвитера Успенского собора Н. Любимова, сакеллариев собора Пшеничникова и В. Т. Субботина, отцов членов духовной консистории и прочего духовенства.
К началу богослужения в Успенский собор изволили прибыть августейшая настоятельница Марфо-Марииниской обители милосердия Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна и прибывший в Москву Его Высочество князь Иоанн Константинович.
Перед началом всенощного бдения архимандриты в облачении из серебряного глазета с золотыми крестами и галуном, получив благословение владыки митрополита, изнесли гроб с мощами святителя на середину собора, где он был поставлен на особо приготовленном возвышении, обитом красным сукном, по углам последнего были помещены четыре свечи, возжены были и три большие свечи с государственными гербами от Его Императорского Величества Государя Императора, а по бокам встали два диакона с рипидами и два диакона с трикирием и дикирием, после чего тотчас же началось всенощное бдение. Служба отправлялась общая, святительская, с литией и полиелеем.
При начале полиелея все священнослужащие вышли царскими вратами на середину собора, встали перед мощами святителя и возжгли свечи; одновременно были зажжены свечи и всеми присутствовавшими в соборе богомольцами. Стихиры и тропарь святителю Ермогену исполнялись в новом нотном переложении А. Д. Кастальского.
Во время пения «Хвалите имя Господне» высокопреосвященнейший митрополит Макарий трижды окадил гроб со святыми мощами, а затем, взяв поднесенные ему протопресвитером собора на блюде серебряные ножницы, разрезал ими шнур печати, скреплявшей гроб; затем по его благословению архимандриты открыли крышку гроба, которую диаконы отнесли в сторону. Священнослужащие и находившиеся в соборе богомольцы стройно пропели величание святителю. При каждении диаконы за благословением обращались сперва к патриарху, а затем к митрополиту.
После величания гроб со святыми мощами был поднят князем Иоанном Константиновичем и архимандритами и вынесен западными дверями собора наружу, где поставлен на особо приготовленные носилки. Затем вокруг Успенского собора был совершен крестный ход со святыми мощами в преднесении патриарших креста и посоха и хрустальных корсунских крестов, запрестольной и Казанской Божией Матери. В крестном ходе принимала участие великая княгиня Елисавета Феодоровна. Во время крестного хода собор был красиво иллюминован разноцветными фонариками, а на карнизе Ивановской колокольни возвышался огромный щит, освещаемый электрическими лампочками, с надписью: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российский земли великий заступниче»; стоявшие вокруг собора и далее на площадях тысячи богомольцев с зажженными свечами в руках пели величание святителю; звуки мощного народного хора сливались с торжественным перезвоном кремлевских соборов и всех прочих храмов столицы.
По возвращении крестного хода святые мощи были поставлены на прежнее место – посредине собора, а затем было совершено чтение Святого Евангелия и поклонение святым мощам священнослужащих и богомольцев.
Во время всенощного бдения на соборной площадке перед образом свщмч. Ермогена, исполненным по рисунку художника Ж В. М. Васнецова, и на площадях Кремля непрерывно, в течение всей ночи, совершались молебствия. Поклонение мощам святителя происходило также в течение всей ночи, и доступ богомольцев в собор был прекращен в 7 часов утра 12 мая.
12 мая, в 5 часов утра были совершены ранние литургии в Дмитриевском приделе Успенского собора, в Гостунском соборе1 и соборе Двенадцати апостолов.
В 9 часов в Успенском соборе высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, в сослужении 8 епископов, 29 архимандритов и протоиереев, участвовавших накануне в священнослужении, была совершена Божественная литургия. Пел синодальный хор. Собор был переполнен молящимися.
Во время малого входа отцы архимандриты внесли честные мощи святителя Ермогена с середины собора через царские врата в алтарь и здесь поставили на патриаршем горнем месте – возвышении, обитом красным сукном. В указанные уставом моменты служившие иерархи становились по обе стороны гроба, как бы имея первенствующим в своей среде самого святого патриарха.
После пения запричастного стиха протопресвитером собора Н. А. Любимовым была произнесена проповедь, в которой отец протопресвитер охарактеризовал прославляемого святителя Ермогена как твердого адаманта и стойкого защитника православной веры и Святой Христовой Церкви и разъяснил его великое значение для Церкви и государства и в настоящее время.
По окончании Божественной литургии в алтаре началось молебствие святителю Ермогену. При пении тропаря гроб со святыми мощами был принят архимандритами и вынесен через царские двери на середину собора, отсюда – к западным дверям, где и был поставлен на носилки.
Затем кругом всех кремлевских соборов состоялся крестный ход. Впереди был несен крест, за ним следовали многочисленные хоругви кремлевских соборов, монастырей и длинная лента духовенства четырех сороков: Китайского, Никитского, Сретенского и Пречистенского, попарно, в белых глазетовых облачениях с золотыми галунами и крестами; за духовенством были несены малый фонарь, два корсунских хрустальных креста, запрестольная икона Божией Матери, четыре иконы святителей Московских – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и Казанская икона Богоматери; в середине процессии перечисленных святынь шел хор синодальных певчих, исполнявших то пасхальные песнопения, то молитвы святителю; за святынями князем Иоанном Константиновичем и 30 архимандритами и протоиереями ж были несены на раменах на носилках честные мощи святителя Ермогена; по бокам шли четыре диакона с высокими свечами и два диакона с рипидами.
Для несения святых мощей архимандриты и протоиереи были разделены на две смены, причем первую смену составляли: архимандриты Товия, Макарий, Сергий, Димитрий, Герман, Иларион, Аристарх, Феодосий, Никодим, Арсений, Григорий, протопресвитер Н. А Любимов и благочинный В. А Марков.
Во второй смене находились: архимандриты Виталий, Митрофан, Ипполит, Никанор, Аверкий, Иоаким, протоиереи В. Е. Беликов, Н. Ф. Вознесенский, К М. Марков, И. И. Соловьев, отцы Серебрянский, А И. Разумихин, В. Л. Успенский, Е. И. Троицкий, И. И. Фудель, А В. Никольский и X. К Максимов.
За святыми мощами следовал высокопреосвященнейший митрополит Макарий и иерархи, принимавшие участие в священнослужении. В крестном ходе изволила следовать Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна.
По одной стороне всего пути крестного хода стояли шпалерами части войск Московского гарнизона с оркестрами музыки, исполнявшими «Коль славен»; при приближении крестного хода войска брали «на караул»; по другой стороне стояли многочисленные толпы народа.
Во время крестного хода выходило для встречи духовенство и монашествующие Вознесенского и Чудова монастырей и придворных соборов – Спасского на Бору, Благовещенского и Архангельского.
Крестный ход из Успенского собора через ворота между Ивановской колокольней и Архангельским собором направился в сторону Чудова монастыря, против которого на особом возвышении высокопреосвященнейший митрополит Макарий прочел Евангелие и совершил осенение народа святым крестом; второе осенение было совершено на Сенатской площади, третье – на Дворцовой площади, против Спасского на Бору собора, и четвертое – против Благовещенского собора, где громадный народный Кадашевский хор, стоя на коленях, пропел тропарь святителю; после чего крестный ход через те же ворота возвратился в Успенский собор. Величественно было это шествие первосвятителя. Безгранично было благоговение к нему народа.
Пред входом в Успенский собор стояли на коленях воспитанницы Дворянского института. По внесении в собор святые мощи были принесены к новой драгоценной царской раке и поставлены под сенью царя Алексея Михайловича. Высокопреосвященнейший митрополит Макарий прочел молитву святителю, после чего на амвоне совершен отпуст, перед которым протодиаконом К. В. Розовым было провозглашено многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему царствующему дому.
Во время Божественной литургии на площади перед Успенским собором служились молебны для богомольцев.
За богослужением 11 и 12 мая в соборе изволили присутствовать Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна и Его Высочество князь Иоанн Константинович.
Присутствовали также: состоящие при Ее Императорском Высочестве великой княгине Елисавете Феодоровне генерал от кавалерии М. П. Степанов и гофмейстер Высочайшего двора А П. Корнилов, обер-прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер, командующий войсками Московского военного округа генерал от кавалерии П. А. Плеве, председатель высочайше учрежденной комиссии по реставрации Успенского собора князь А А Ширинский-Шихматов, начальник Московского дворцового управления генерал-адъютант князь Одоевский-Маслов, командир 17 армейского корпуса генерал от инфантерии И. П. Яковлев, командир гренадерского корпуса генерал от артиллерии И. И. Мрозов- ский, начальник Царскосельского дворца князь М. С. Путятин, по рисунку которого была сооружена новая рака, попечитель Московского учебного округа тайный советник А. А Тихомиров, московский градоначальник свиты Его Величества генерал-майор А. А. Адрианов, московский губернатор-егермейстер Высочайшего двора граф Н. Л. Муравьев, московский комендант гене- ралмайор Т. Г. Горковенко, московский уездный предводитель дворянства князь В. В. Голицын, помощники московского градоначальника действительный статскй советники К. К Заккит и полковник В. Ф. Модль, представители ведомств, правительственных, сословных и общественных учреждений, много дам высшего столичного общества и огромное количество молящихся.
По окончании торжества в митрополичьих покоях Чудова монастыря состоялась трапеза, на которой присутствовали: владыка митрополит, находящиеся в Москве иерархи, высшее духовенство, командующий войсками, генерал от кавалерии М. П. Степанов, князья Н. Н. Одоевский-Маслов, А. А. Ширинский-Шихматов и М. С. Путятин, московский градоначальник А. А. Адрианов и другие высокопоставленные лица. Из Чудова монастыря владыка митрополит отправил Его Императорскому Величеству телеграмму о совершившемся торжестве и верноподданнической благодарности Церкви за Высочайшие пожертвования в память великого первосвятителя.
Кроме Успенского собора богослужения были совершены во всех храмах столицы, причем особой торжественностью они отличались в построенном святителем храме во имя священномученика Ермолая на Большой Садовой улице.
По случаю торжества во всех храмах столицы 12 мая происходил целодневный торжественный звон.
Торжество открытия и переложения мощей святителя Ермогена привлекло в Москву огромное количество богомольцев, среди которых было много больных из отдаленнейших уголков России. Число их определяется десятками и сотнями тысяч. Среди богомольцев во все время торжества чувствовался сильный подъем религиозного чувства. Церковное торжество произвело неизгладимо глубокое впечатление.
Редкая по тишине теплая майская ночь окутывает мало тронутый уголок старой Москвы с ее святынями. Еще с утра собравшиеся в Кремль богомольцы частью расходятся по соборам и храмам, а большею частью остаются под открытым небом в виду переполнения храмов. Иван Великий сияет от гирлянд фонариков и огоньков.
Среди богомольцев много пришедших издалека. Об этом говорят котомки, чайники.
Много молитвенных вздохов принесла Святая Русь в сердце свое – в Москву – к дням открытия мощей святителя Ермогена. Где-то слышны голоса слепцов. Там слышится молебное пение. Здесь раздается пение священных песнопений хора из женщин. Народ ждет очереди – когда бы не пришла она – для того, чтобы приложиться к святым мощам.
Не покинули Кремля богомольцы и ночью.
12 мая весеннее солнышко первыми лучами своими осияло кресты кремлевских храмов. Богомольцы, как верные стражи своей веры, снова в Кремле. Всюду массы народа. Над толпою кое-где видны высоко поднятые иконы святителя Ермогена, принесенные усердными богомольцами для соучастия в крестном ходе. У Чудова монастыря совершается молебное пение... Редкий подъем духа пробегает по толпе, когда дрогнул Иван Великий, потрясенный мощным «красным звоном», возвестившим о начале крестного хода. Слышны голоса и выкрикивания рыдающих женщин, вздохи больных, со слезами издали встречающих и провожающих глазами дорогую святыню, несомую в раке священнослужителями. Старинные иерусалимские кресты и хоругви горят и искрятся на солнце... Стройными рядами идут священнослужители.
Редкое по массе народа, по высокому подъему религиозного чувства торжество!
Но пишущий эти строки не может не пожалеть о том, что на торжестве как-то незаметно было учеников и учениц духовных школ, которые ближе должны бы быть к этому редкому торжеству. Они бы отчетливее поняли при непосредственном созерцании великого торжества, как свято то настроение, с которым встречали и провожали святые мощи святого служителя Церкви. Мы знаем, что даже в распоряжение академии на корпорацию и студентов прислано было всего около 10 билетов для входа в южную сторону собора. Понятно, что таким количеством билетов нельзя было удовлетворить и очень малой части многих желавших присутствовать на этом торжестве.