Часть 4, Глава 1Часть 4, Глава 3

Часть IV. Слова на высокоторжественные дни

Слово в день рождения благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 25 июня 1832 г.

В жизни каждого человека важен день его рождения, потому что от него начинается и по тому самому зависит целая жизнь. Но день рождения государя должен быть важен и священен для целого народа, потому что от него начинается и зависит новая судьба всего царства. Явление на свет державных лиц подобно восхождению на тверди (небесной) новых светил: всякий невольно спрашивает при этом, чего должно ожидать, и что оно предвещает?

И не напрасно! Возьмите всемирную историю и перемените в ней, даже только переставьте, несколько имен царственных, – и вы увидите, что вместе с тем сама собой должна принять другой вид история целых народов. Так много значит жизнь царей и правителей! – И вот почему почти все народы, даже не ведущие истинного Бога, в дни рождения владык своих обращались к алтарям: чувствовали, что это священные дни откровений небесных о судьбе племен и народов.

Но великие дни эти делаются еще священнее, очи и сердца подданных с наступлением их еще скорее и охотнее обращаются к небу, когда благоуспешное царствование служит доказательством, что десница Господня, изводя народоправителя на свет, определила ему быть утехой и славой своего народа. Тогда всякая благая мысль о царе-отце Отечества невольно устремляется с благодарностью к Богу, и воспоминание о его происхождении на свет само собой обращается в усердную молитву о продолжении его жизни.

Возблагодарим же, почтеннейшие соотечественники, Господа за то, что мы можем говорить таким образом о днях рождения государей, не противореча собственному чувству и опыту. Жизнь и царствование благочестивейшего государя нашего так благотворны для Отечества, что день рождения его как начало нового счастья для России, без всяких повелений, сам по себе, священен для каждого сына Отечества. В доказательство благодарности к Царю Небесному и земному нам остается только проводить этот день приличным ему образом.

Что же требуется для сего? Каким образом должно проводить дни рождения благочестивейших государей?

Первым и важнейшим занятием в такие дни должно быть обращение мыслей и сердец к Престолу Царя царствующих, – первым и важнейшим не по навыку только, или по какому-либо учреждению, а по самому существу дела. Ибо Кто дал бытие царю нашему и украсил его великими способностями? – Бог. В Чьей деснице продолжение драгоценных для Отечества дней его, его крепость, сила и мудрость? – В деснице Божией. От Кого зависит успех его начинаний, действительность средств, употребляемых им к созиданию блага общественного? – От Бога. Кем он возможет победить искушения, преодолеть опасности, низложить всякое зло? – Единым Богом. Итак, к Богу первее всего должны быть обращены ныне мысли и сердца наши, к тому Богу, Который дает и преставляет владык земных, Которым все «царие царствуют, и все сильныи пишут правду» (Притч. 8:15), от Которого исходит мир и благоденстве народов, Который творит все по воле Своей «в силе небесней и в селении земнем» (Дан. 4:32).

К этому всесильному и живому Богу мы должны обращаться ныне, во-первых, с благодарением за то, что Он обильно излил на нас милость Свою уже тем, что оправдал царствовать над нами возлюбленного раба Своего, благочестивейшего монарха нашего; за то, что внушил ему благодатью Своею множество новых полезных учреждений, видимо склоняющихся ко благу Отечества; за то, что помог ему преодолеть многие препятствия, пройти и провести народ свой безвредно среди разнообразных и тяжких искушений; за то, наконец, что благоволил соделать его отца, о чадех своих веселяшегося и веселящего ими всех истинных сынов Отечества. А благодаря Господа за прошедшее и настоящее, должны вместе с тем молить Его о будущем, о том, чтобы Он увенчал его долготой дней, наставил его и впредь непоползновенно проходить великое служение его, показал его, как молит Церковь, «врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна», чтобы «даровал во дни его и всем нам мир – безмолвие и благопоспешество, благорастворение воздуха, земли плодоносив и вся, к временной и вечной жизни потребная»65.

Совершение такового благодарения и прошений пред Господом в настоящий день тем удобнее для каждого, что Святая Церковь – как первейшая и вернейшая споспешница благоденствия общественного – предшествует в этом святом деле всем и каждому своим примером. Среди ее сильных и пламенных молитв о царе и царстве и косные души не могут не подвигнуться к возношению мыслей своих горе, к Престолу благодати; и хладные сердца не могут не согреться огнем искренней любви к помазаннику Божию.

После молитв настоящему дню весьма приличествует благочестивое размышление о судьбах Божиих, являющихся как в жизни царей и народов, так и в жизни каждого человека. Подобное размышление всегда поучительно и весьма полезно, ибо нигде не открывается столько премудрости Божией, как в управлении судьбой человеческой; но разные заботы и дела препятствуют многим из нас предаваться этому спасительному размышлению. Будем делать это, по крайней мере, в те дни, которые, можно сказать, посвящены этому: в торжественные дни рождения державных лиц. Имея в виду великую зависимость от их жизни и деяний благоденствия обществ человеческих, спроси себя: как учредились эти самые общества? Кто разделил землю между племенами и народами? Кто поставил царей и правителей? Рассуди, как при всех видоизменениях земных по воле человеческой, по стечению обстоятельств и случаев, существенная «власть» всей «земли» тем не менее всегда остается «в руце Господни» (Сир. 10:4), и Он, един Он, воздвигает потребных «во время на ней»? Как поколения самые малые возрастают в обширные державы, когда66 неуклонно следуют путем правды и истины; и как, напротив, племена и царства, самые обширные и цветущие, умаляются и упадают, или «от языка в язык преводятся, ради неправды» и грехов своих? (Сир. 10:8). Как все царства земные служат, по намерению Промысла, невидимому Царству Божию, и Премудрость Творческая совершает судьбы свои чрез самые, так называемые, «бичи человечества»? Как добродетель и благочестие в целых народах, так и в частных людях, служат сами себе наградой, а нечестие и разврат в самих себе носят казнь и разрушение? – Плодом таковых размышлений, если они будут ведены правильно, не может не быть благоговение пред неисповедимыми путями Премудрости Божией и успокоение в вечном Промысле ее о нас; уважение и доверие к предержащей власти, яко богоучрежденной, богохранимой и богоуправляемой; мужество среди искушений общественных; довольство своим жребием и верность званию, в какое кто призван; ожидание бытия лучшего; решимости жить в царстве земном для Небесного. А таковые мысли и чувствования суть одно из лучших украшений дней торжественных по тому самому, что ими исправляется и освящается целая жизнь празднующего.

Воспоминая таким образом происхождение на свет своего владыки, не забудь при этом и своего. Ибо, говоря словами Премудрого, «ни один царь не имел иного» происхождения бытия (Прем. 7:5). Законы рождения, равно как и смерти, одни и те же для всех. Итак, если когда, то в день подобный настоящему благовременно спросить каждому самого себя: где мы были, прежде нежели узрели свет? Кто, как и для чего дал нам дыхание и жизнь? Каков закон нашего бытия? Что будет с нами после? К чему всем нам должно стремиться и приуготовлять себя? Где те, которые были прежде нас, – великие и малые, цари и рабы? Заранее можно сказать, что при размышлении о сих предметах многие воспрянут от рассеяния и задумаются, у многих глаза оросятся слезами раскаяния или умиления, редкие не примут за правило вести себя лучше, редкие не устремят мыслей своих далее благ чувственных, выше всего видимого и тленного.

Наконец, настоящий день царственный всего более может быть почтен делами правды, милосердия и любви христианской. Кто истинно радуется в день рождения царя своего, действительно почитает жизнь его благодеянием неба для себя и Отечества, для того должно быть весьма желательно ознаменовать свою благодарность Царю Небесному и земному каким-либо чувственным знаком, принести им за это, так сказать, какой-либо дар. Но что можем принести тем, которые благих наших не требуют? Для Царя Небесного и земного всего приятнее наша добродетель; ею наипаче по тому самому должны мы выражать и свою признательность к ним. Всякое дело совета и мудрости гражданской, всякий подвиг мира и устройства общественного, всякое деятельное выражение благочестивого чувства и братолюбия есть истинная дань признательности пред помазанником Божиим.

Особенно же в этом отношении должны обращать на себя внимание наши дела милосердия и любви христианской. Царь Небесный, желая расположить людей ко взаимной любви, объявил, что Он примет за благодеяние Себе все, что будет делаться во имя Его меньшей и нуждающейся братии (см.: Мф. 25:40); нет сомнения, что и царь земной всегда готов подражать в этом отношении Царю Небесному, – готов почесть за дар себе все, что ради него будет оказано бедствующему человечеству. Потому всякий, желающий ныне возвеселить сердце людей его, облегчи участь страждущих, отри слезы несчастных – это лучшая жертва царю и Отечеству. Если бы подобные подвиги частной благотворительности и остались в неизвестности для слуха царева, то они не сокроются от очей Царя Небесного, а Он найдет средство возвеселить за добродетели подданных сердце монарха, пекущегося о том, чтобы мы все были добродетельны.

Итак, вот чем приличнее всего освящать день, посвященный воспоминанию происхождения на свет помазанников Божиих: молитвой и посещением храмов Божиих, благочестивым размышлением о путях Промысла касательно происхождения на свет, жизни и судьбы людей и царств; наконец, делами правды, милосердия и любви христианской. Такое времяпрепровождение может показаться кому-либо слишком обыкновенным. Если бы оно в самом деле было таковым! Исполнение обязанностей должно быть для нас самым обыкновенным занятием, и нет ни одного дня и часа, в который бы нам позволительно было забыть вовсе о Боге и Его Промысле, о делах веры и любви христианской.

Впрочем, кто будет проводить настоящие и подобные дни в указанных нами занятиях, тому сами собой откроются и другие средства почтить священную торжественность их приличнейшим образом. Христианские правила поведения, как во всех других, так и в этом наипаче случае, предлагаются вниманию слушателей не для того, чтобы ими обнять и определить совершенно всю полноту сердца царелюбивого, измерить всю глубину души, исполненной любви к Отечеству: таковые души всегда содержат в себе более, нежели сколько могут от них требовать; таковые сердца сами для себя суть лучший закон деятельности. Мы хотели только указать для желающих путь, на который вступив, можно идти безопасно к цели. Аминь.

* * *

65

Слова молитвословия из молебствия.

66

Если – Ред.

Комментарии для сайта Cackle