святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

Поучения постникам или говельщикам

Поучение 1 2 3 4

 

 

«Иисусе Христе! Пастырь мой добрый! Ты, Который поставил меня недостойного быть пастырем сего малого стада Твоего! Молю Тя, научи мя творити волю Твою! Даруй мне глас Твой возвещать истину и правду Твою, им же даруй слух, дабы они слышали и узнавали в моем гласе Твой глас! Дай мне силы и разум проповедывать покаяния во имя Твое, им же отверзи ум и сердце к принятию слова Твоего! И сотвори, дабы сие мое или паче Твое слово пало на самом сердце их и принесло плод Твой! Господи! услыши молитву мою. Аминь.»

(Творения Иннокентия митр. моск. кн. 1, стр. 37)

 

Поучение первое

«Áще ктó не роди́тся свы́ше, не мóжет вни́ти во цáрствие Бóжие»

Слова Самого Иисуса Христа. (Ин. 3:5)

Для чего человек сотворен? Для чего мы живем на свете? Вот важный вопрос, который мы должны делать себе как можно чаще! Ужели мы для того живем на свете, чтобы только родиться, несколько прожить и потом умереть, подобно прочим животным? Ужели для того мы сотворены, чтобы во всю жизнь заботиться, хлопотать, искать, мучиться, страдать и потом исчезнуть? Нет! мы сотворены для блаженства. Искать блаженства – есть неизгладимое и незаглушимое чувство в человеке: и потому-то мы видим, что всякий человек и умный, и глупый, и дикий, и просвещенный, и старый, и молодой – все и каждый хотят себе добра, хотят жить лучше, все ищут благополучия. И хотя не все одинаково ищут и не все одно и то же считают верховным своим благом; но нет ни одного человека на свете, который бы не хотел быть благополучным по крайней мере так, как он смыслит и понимает. Так, дикий хочет быть сытым и довольным и иметь то, что нравится ему. Так, бедный хочет быть богатым, богатый хочет быть в чести и славе; чиновный и славный человек хочет быть знаменитым – и так далее. Словом, все хотят быть счастливыми и блаженными по своим понятиям – это натурально, это так должно быть. Человек, который не желает и не ищет себе благополучия, тот не человек. Но в чем же состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? Чего именно мы должны искать для нашего блаженства: богатства ли, чинов ли, удовольствий ли, или чего другого в мире?.. Нет! все это пустое; все это тень; все это никогда не составит нашего благополучия. Да, правда, иногда веселит и радует нас что-нибудь мирское. Но надолго ли? На минуту, и право, не больше. Спросите вы богачей, и даже не таких, которые родились богачами, потому что таковые богачи не знают цены богатству, – но спросите и тех богачей, которые из бедняков сделались богачами, – спросите их счастливы ли они? блаженны ли они? да что спрашивать нынешних богачей: все они суть нищие пред Соломоном. – Итак, мы посмотрим на сего Царя, послушаем, что он говорит о себе, счастлив ли был он? Известно, что Соломон был столько богат, что всякая домашняя посуда во всем дворце его состояла из чистого золота; Соломон столь был умен, учен и просвещен, что ни один человек сам собою никогда не может сделаться столь умным, ученым и просвещенным, как он. Соломон так был могуществен, что все что бы только он ни захотел, и почти все, что бы он ни пожелал, все исполнялось. И, наконец, при всем том Соломон наслаждался здравием, спокойствием, миром и благоденствием своего царства, любовию своих подданных и уважением соседей. Словом сказать, по-видимому, Соломон столь был счастлив, что одна иностранная царица завидовала уже не ему самому, но даже тем, которые прислуживали ему. Но при всем том, доволен ли был Соломон всем тем, что он имел; счастлив ли был в самом деле Соломон? Называл ли он себя блаженным при всем своем видимом блаженстве? Ах, нет! он, вполне испытав всевозможные удовольствия мира, под старость признался, что нет в мире истинного и прочного счастья: все на свете суета суетствий и всяческая суета. – Итак, ежели уже и Соломон не мог найти благополучия в сем свете, то когда и где мы найдем оное? Да и ужели в самом деле на сем свете совсем нет для нас никакого счастия и благополучия? Нет, есть для нас счастие и блаженство – счастие вечное, блаженство истинное и неизменное – Царствие небесное. Вот наше истинное и вечное благо, счастие, благополучие и блаженство! В одном только царствии небесном человек будет совершенно доволен, вечно счастлив, каждую минуту весел и радостен, всегда спокоен. Словом сказать, только в царствии небесном человек может быть блажен совершенно. А кроме царствия небесного никто и никогда не найдет блаженства. Итак, чего же мы должны себе желать! чего мы должны себе искать, богатства ли, чести ли, славы ли? Нет! одного только царствия небесного. Нет! все на свете пыль, прах, дым и тень, все, даже и самое высокое просвещение, все для человека пустое, все только лишь раздражает сердце человека, но не насыщает его; только царствие небесное может удовольствовать человека так, что он во-веки веков не пожелает себе большего. Итак, братия! все желания наши, все мысли, все прошения, все молитвы, все старания наши устремим к тому, чтобы получить нам царствие небесное. Ах! как счастливы и пресчастливы те люди, которые получили царствие небесное! Ах, как они блаженны! Они, живучи на земле, были как в раю. Но Боже мой! как они будут блаженны там на небеси! То, что находится там в царствии небесном, столь велико, что апостол Павел, который был восхищен в рай еще живой, говорил, что то блаженство, которое уготовал Бог в царствии небесном любящим его, столь велико, что никакой человек не видывал и не слыхивал и никогда не мог вообразить себе, и потому этого никак нельзя рассказать никаким языком. Ах! как блаженны те люди, которые удостоились получить царствие небесное, как завидно их состояние! И кто из нас не пожелает себе такого блаженства?

Теперь мы рассмотрим, что есть царствие небесное, кто может получить его; и как можно получить его.

Что есть, или что значит Царствие небесное?

1) Мы знаем, что царствие небесное есть рай не земной, но небесный; оно есть место на небесах, где обитает сам Бог, и все ангелы и все святые люди. – То есть Царствие небесное есть жизнь с Богом. Быть в царствии небесном значит пребывать с Богом, значит быть в царствии небесном. – А потому царствие небесное первоначально внутрь нас есть, как говорит Спаситель, т.е. царствие небесное находится в душе и сердце каждого человека, так как семя, которое надобно открывать и растить, и тот, кто душею и сердцем своим прилепился к Богу и соединился с ним, тот и живучи здесь, на земле, имеет в себе царствие небесное, потому что он на земле уже чувствует утехи райские и радости небесные! Итак, царствие небесное есть сам Бог; тот кто имеет в себе Бога, тот имеет царствие небесное, и по смерти своей будет там на небесах вечно пребывать с Богом.

2) Кто может получить царствие небесное? Мы видим, как часто случается, что, например, бедняки и трудятся и хлопочут, и стараются искать себе богатства, но при всех трудах и стараниях своих, все остаются бедняками. И что же все труды их? тщетны, суетны и напрасны, и очень часто случается, что бедняки за все труды и хлопоты свои, вместо богатства, получают наказание временное и вечное. Но напротив того, никакой труд, никакое старание, употребленное для царствия небесного не останутся тщетными: все будет оценено, все будет уважено Судиею Праведным. Всякое усилие, всякое дело, всякая слеза, даже всякий вздох будут награждены.

Итак, что лучше: трудиться ли и не получить ничего? Или трудиться и получить царствие небесное? Кажется, выбор не труден.

Но! странное дело, человек, при всем уме своем, при всем просвещении и при всех опытах своих, очень часто ищет временного, и оставляет вечное; трудится для пустого, а пренебрегает истинное и существенное; заботится о получении земных вещей, а не думает о небесных. Как часто случается, что мы для пустых удовольствий употребляем всякие труды и усилия, не жалеем ни денег, ни здоровья; а для царствия небесного не хотим, так сказать, пальцем пошевелить. Для пустых прихотей своих сносим недостатки и даже оскорбления; а для царствия небесного не хотим ничем пожертвовать! Для себя все нам легко, а для Бога и поклон положить, кажется, трудно.

И отчего такая странность? Оттого, что одного мы хотим, а другого не хотим; об одном мы беспрестанно думаем, а о другом никогда не вспоминаем, и это оттого, что мы очень любим свое тленное тело, а нисколько не любим и не жалеем своей бессмертной души. Например, отчего все святые сделались святыми? Оттого, что они захотели быть в царствии небесном, и потом, что они думали и заботились более о нем и о душе своей и сделались святыми и получили царствие небесное.

Чтобы получить земные блага, например: богатство и честь, иному не достает ума, другому – случая, иному препятствуют разные обстоятельства и проч. Но получить царствие небесное может всякий: и бедный, и богатый, и благородный, и простой, должностной и без должности, старый и молодой, человек великого ума, и человек слабого ума; мужчина и женщина. Словом сказать, все и каждый, кто только захочет и приложит старание свое, может получить царствие небесное.

3) Как можно получить царствие небесное? многие думают и говорят, что живучи в мире, нельзя получить царствия небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! правда, почти все великие святые были пустынники, как то: Авраам, Моисей, Иоанн Предтеча и многие другие. Так! это правда. Но не правда, чтобы только живучи в монастырях можно получить царствие небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски. Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили царствие небесное, и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других; а пустынник спасает почти только себя самого. Итак, чтобы получить царствие небесное не нужно (без особенных причин) удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда, живучи везде, можно получить его.

4) Есть люди, которые думают, что можно получить царствие небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго своего пришествия, призовет в царствие небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в царствие небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т.е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или, именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в царствие небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

5) Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в царствии небесном. Это правда. Потому что Сам Спаситель сказал, что в царствие небесное войдут те, которые исполняют волю Отца небесного. Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто, хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона и, следовательно, не будет в царствии небесном.

6) Наконец, некоторые думают, что можно получить царствие небесное постом и молитвою. Правда, что все святые, и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

Из сего вы видите, чтобы получить царствие небесное, мало того, чтобы удалиться от мира, подавать милостыню, исполнять десять заповедей и поститься и молиться, всего этого недостаточно. Точно также чтобы сделаться живописцем, мало того, чтобы уметь составить краски и уметь рисовать, но надобно иметь особый дар. Точно так, чтобы получить царствие небесное надобно иметь дар Божий т.е. надобно получить Духа Святого так, как получили его Апостолы и все Святые. – Итак, слышите и разумейте: чтобы получить царствие небесное надобно получить Духа Святого и сделаться Святым. А без этого никто, не только не может быть в царствии небесном, но даже не увидит его. Иисус Христос сказал: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия небесного. И это самое поясняет ученик его так: без святыни никтоже узрит Бога, т.е. кто не переродится снова вышнею силою, тот никогда не может видеть царствия небесного и тот, кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в царствии небесном. Это истина вечна, непреложна, и неизменна. Это так непреложно, что скорее разрушится небо и земля, нежели хотя одна буква или одна черта переменится в сих словах. Пусть, кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя. Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.

Быть святым! возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! это правда, что мы слабы и грешны. Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? нет, они не родились, а сами сделались святыми, они также были сначала и слабы и грешны, как и мы. Они также жили в мире, они также сначала любили мир и заботились о мирском счастье, как и мы; многие из них также имели семейства и детей, как и мы; многие из них занимались разными должностями, как и мы. Но ничто это не помешало им сделаться святыми. Сколько во святых и ученых и неученых; сколько стариков и молодых; сколько умных людей и сколько слабоумных; сколько мужчин и женщин! Словом сказать, всякого состояния, всякого звания, всякого чина и всякого возраста и пола были люди, которые сделались святыми; следовательно, всем и каждому человеку можно сделаться святым.

Да! говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Правда, братия моя! точно трудно сделаться святым и не только трудно, но даже, скажем, откровенно, очень трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие. Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее. Но что на свете может быть для нас дороже царствия небесного? Что может быть нужнее и необходимее для нас царствия небесного? Итак, кто знает и чувствует, что царствие небесное всего на свете дороже и нужнее для человека, тот, несмотря ни на что, будет искать его.

Трудно сделаться святым! Так, но что для человека трудно, и что не трудно? Для человека трудно и тяжко кажется все то, чего он сам не захочет и к чему его принуждают, хотя бы это в самом деле было даже очень легко. А напротив того, все то кажется ему и легким и нетрудным, чего он сам усердно пожелает. Так, человеку кажется нетрудным и возможным переплывать моря, переходить земли и горы, бороться со всеми трудностями и опасностями, потому что он этого хочет; но ему кажется трудным и тяжким сделать нисколько шагов до церкви и простоять хотя час на молитве, потому что он этого не хочет.

Итак, получить царствие небесное, кажется, невозможным и трудным тому только, кто не имеет еще усердного желания получить оное; но тому, кто усердно желает, кто день и ночь заботится о царствии небесном, тому очень не трудно и не тяжко. И даже столь легко и сладостно сердцу его, что никакие обещания, никакие угрозы, никакие мучения не могут заставить его отказаться от искания царствия небесного.

Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о царствии небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах! как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастия, но только так, чтобы царствие небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: ищите прежде всего царствия Божия, а все прочее приложится вам, т.е. надобно иметь главное попечение о царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях и когда мы получим и достигнем правды царствия небесного, то все прочее придет, так сказать, само собою; все прочее: и богатство, и честь, и слава, будет дано нам, как бы в придачу. И даже скажем: что кто хочет быть или богатым, или славным, или просвещенным, тот скорее и надежнее может быть таковым тогда, когда он найдет царствие небесное. Благочестие на все полезно, говорит святое писание. Истинное благочестие нигде, никогда и ни в каком звании не может быть неуместным или вредным, или совершенно противным. Итак, должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и царствия Божия. Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься об них как можно усерднее, но в тоже время, не забывай и царствия небесного. Господин ли ты, имеешь ли ты у себя рабов, не думай, что ежели ты не дашь им свободы, то не можешь получить царствия небесного, но пекись об них, как отец и употребляй на услуги свои, но в то же время заботься и о том, чтобы тебе и им быть в царствии небесном. Раб ли кто или во услужении у кого, не ищи свободы своевольной, но служи своему господину, как самому Иисусу Христу, и в то же время не забывай и царствия небесного. Словом сказать, искать царствия небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Итак, братия! Ежели мы хотим быть счастливыми и блаженными, то будем искать царствия небесного с усердием, постараемся получить Духа Святого и сделаться Святыми.

Но как получить Духа Святаго, мы об этом поговорим в другое время.

Благодать Господа Нашего Иисуса Христа да будет с вами братия! Аминь.

Поучение второе

«Покáйтеся, прибли́жибося цáрствие небéсное» (Мф. 3:2)

Так проповедовал Иисус Христос. В прошедшей беседе мы говорили, что все счастие и благополучие наше заключается в царствии небесном; и чтобы получить царствие небесное мало того, чтобы исполнять закон Божий, или удалиться от мира, или творить милостыню, поститься и молиться, но надобно сделаться святым, надобно получить Духа Святаго точно так, как получили Его Апостолы и все Святые.

Теперь посмотрим, как можно получить Духа Святаго?

Дух Святый есть Бог, третье лицо Святой Троицы. Он столько же всемогущ, как Отец и Сын. Дух Святый так же вездесущ, как Отец и Сын. Духа Святаго не надобно искать где-нибудь и в каком-нибудь особенном месте. Он всегда при нас, всегда окружает нас, и лишь только Он находит в каком-нибудь человеке простое и чистое сердце, тотчас занимает его мало-по-малу и наполняет его подобно тому, как вода погруженную в нее посудину тотчас наполняет, если находит в ней порожнее место. Но никогда не может быть, чтобы в одном и том же человеке обитали и Дух Святый, и грехи, ибо грехи человека суть такая скверна, с которою Дух Святый никак не может обитать вместе. Или Дух Святый владеет человеком, или грехи; или Дух Святый действует в человеке, или грехи.

Как действуют в человеке грехи, мы это знаем, и, к несчастью нашему, весьма часто испытываем это на себе; но как действует Дух Святый в том человеке, в котором Он поселяется? Дух Святый действует в человеке внутренне т.е. направляет волю его к добру; дает ему силу противиться страстям и побеждать соблазны; дарует ему истинную любовь, чистую радость, неизъяснимое спокойствие, живую веру, Христову кротость и спасительное воздержание. Также, Дух Святый просвещает и умудряет ум человека, и духу его дает силу и крепость переносить всякие скорби, страдания, муки и даже самую смерть. Но, как Дух Святый и какую дарует любовь, радость, мир и веру мы никакими словами не можем это изъяснить. Потому что можно только чувствовать сердцем, а не умом помышлять. А как Дух Святый дает силу и крепость переносить страдания и муки, и как умудряет ум человека, мы это видели особенно на Св. Апостолах. Посмотрите на них тогда, когда они еще не имели в себе Духа Святаго. Кто они были? Они были слабые и обыкновенные люди; и сам Петр – глава апостолов, тот который торжественно обещался умереть с Иисусом Христом, при виде первой опасности не мог устоять против обличений простой служанки и трижды отрекся от Иисуса Христа! И это обыкновенно так случается, и случится со всеми людьми, не имеющими в себе Духа Святаго. Но посмотрите на тех же Апостолов после того, как они получили Духа Святаго. Кто они? Это люди великие и необыкновенные; едва можно поверить, чтобы это были одни и те же люди. Возможно ли, кажется, чтобы те, которые, подходя к Иерусалиму, трепетали от страха тогда, когда Иисус Христос предсказывал им свою смерть, возможно ли, чтобы те же самые люди, после того не только без страха, но с радостью и удовольствием переносили за истину всякие страдания, муки и даже самую смерть! Но такова сила Духа Святаго, живущего в человеке! И так же посмотрите вы на тех же Апостолов, и в особенности на любимого Христова ученика Иоанна Богослова: кто он был до принятия Духа Святаго? Он был простой, неученый Галилейский рыбарь. Но чем стал Иоанн Богослов после принятия Духа Святаго? Это человек умнейший и просвещеннейший, который первый объяснил нам несказанное рождение Иисуса Христа от Бога Отца, и который мог говорить на всех языках в свете. Вот видимые действия Святаго Духа в человеке! И что значат все великие усилия и подвиги великих людей? Что значат все наши добрые и похвальные дела? Пусть люди говорят, что это есть действие собственной воли и ума человеческого. Но Иисус Христос именно уверяет, что это есть действие благодати Божией, временно действующей в человеке: без Мене не можете творити ничесо же, сказал Он. И апостол Павел, по собственному опыту знания говорит, что человек сам по себе не только не может ничего доброго сделать, но даже и помыслить доброго не может. Вот сколь слаб человек без помощи благодати Духа Святаго!

Многие говорят, что такого дара Духа Святаго, каковой имели Апостолы, никто другой не может получить. Положим, что это правда: потому что Апостолы имели, так сказать, всю полноту Духа Святаго; а им нужна была таковая полнота для насаждения веры. Но всякий может получить Духа Святого в той мере, в какой имели его все прочие святые т.е. мученики, которые не щадили жизни своей за истину и шли на смерть, как на брачный пир; пустынники, которые умерщвляли тело свое до такой степени, что казались более Ангелами, нежели человеками, и которые имели такую чудотворную силу, что исцеляли больных, и некоторым из них самые лютые звери служили, как овцы; праведники, которые, живучи в мире, умели побеждать страсти и соблазны мира, которые при самых трудных должностях мирских находили и время и случай вполне исполнять самые трудные должности христианские. И какою же силою действовали так все святые, – своею ли? Нет, они такие же были люди, как и мы, и потому все, что они делали богоугодного, чудесного, спасительного и полезного – все это действовали и совершали силою Духа Святаго! Потому-то младые девы не устрашились никаких мук; самые изнеженные люди возлюбили самый тяжкий подвиг пустыннический; и самые простые и слабоумные люди делались умными и премудрыми.

Как действовал Дух Святый во всех святых, или как действовали все святые силою Духа Святаго, так точно может действовать всякий человек, который удостоится получить Духа Святого и в котором живет Дух Святый.

Но кто ныне получает Духа Святаго?

1. Ныне получают Духа Святаго все те, которые крестятся св. крещением. Так и мы, братия мои, все и каждый из нас мы получили Духа Святаго при святом крещении; и если бы мы после того следовали и подражали Иисусу Христу и если бы мы не прогнали от себя Духа Святаго своими грехами и беззакониями, то Дух Святый и ныне и всегда пребывал бы в нас и действовал в нас так, как Он действует во всех святых. Но, к несчастию, мы не сохранили в себе сего неоцененного дара Духа Святаго, получаемого нами при крещении, и потому ничего доброго и богоугодного не можем делать, но более и более слабеем и утопаем в тине греховной и тем более и более удаляемся от Духа Святаго. Тот, кто не любит ближнего своего, как брата и как самого себя, кто не чувствует внутренней чистой радости, кто всегда беспокоен, и кого мучит скука и досада, кто гневается за всякую малость, кто не может вытерпеть ни малейшего оскорбления, кто не получит от Бога того, чего он просит, кто беспрестанно ссорится с братом и ближним своим, и кто не умеет и не может удерживать себя от пороков, – тот не имеет в себе Духа Святаго, тот отогнал Его от себя и, следовательно, он не получит царствия небесного. Таковой человек несчастлив, и он погибнет, если не сделается лучшим.

Но как милостив Бог наш! Ах, как неутомимо и беспрестанно Он печется о спасении нашем! Хотя человек своими беззакониями и развратом прогоняет от себя Духа Святаго, но Дух Святый не оставляет и не покидает грешника до самой смерти. Как бы ни был человек грешен и развратен, но Дух Святый очень часто прикасается к его сердцу, пробуждает его от усыпления смертного и бесчисленными средствами побуждает его восчувствовать свое бедственное состояние и обратиться. Так, например, что значит иногда тоска или скука, которую мы чувствуем без всякой посторонней причины? Что это значит? Это есть не что иное, как прикосновение Духа Святаго к сердцу нашему. Или что значат все неприятности и досады, которые мы встречаем почти каждодневно? Что значат напрасные обиды и оскорбления, наносимые нам от других? Все это есть премудрое действие Духа Святаго чрез посредство людей. И что значат все неудачи, все печали, все несчастия и все бедствия, которые случаются с нами? Все это суть средства, коими Дух Святый обращает и зовет нас к себе. И если бы мы, вместо того чтобы искать рассеяния в пустых беседах, во время горестей наших начали углубляться в самих себя и лучше рассматривать состояние души своей, тогда бы мы явно увидели на себе действие Духа Святаго; и если бы мы вместо того, чтобы искать утешение в людях или в мирских занятиях, мы обращались сердцем своим к Богу и смирялись пред Ним в покаянном чувстве, тогда бы Дух Святый опять мало-по-малу вселился бы в нас.

Мы видим в деяниях Апостольских, что Дух Святый видимо сошел на Корнилия сотника, который еще не был крещен, не верил ещё Иисусу Христу и только что в первый раз слушал проповедь апостола Петра, но, несмотря на то, Дух Святый видимо сошел на него и на всех бывших с ним язычников. Но кто был Корнилий? Корнилий, хотя не знал еще Иисуса Христа и не был крещен, но он со всеми домочадцами своими боялся Бога – Творца вселенной и был муж благоговейный, кроткий, воздержный и справедливый, подавал большие милостыни бедным и всегда с усердием молился Богу так, как он умел; а потому он был угоден Богу, он заслуживал Дара Духа Святаго, и таковое происшествие доказывает, что всякий язычник, всякий некрещеный, если он чает по закону своему, т.е. если исполняет все то, что ему велит его разум и совесть, он скоро может получить Духа Святаго, такому человеку стоит только услышать об Иисусе Христе и узнать Его.

Итак, какими средствами можно получить Духа Святаго? Первое – святым крещением, которым душа человека омывается от всякого греха, и запечатлевается вечною, неизгладимою печатью Дара Духа Святаго; второе – строгим исполнением закона Божия и соблюдением чистоты сердца и нравов.

Но как могут получить Духа Святого те грешные, которые не сохранили закона Божия и не соблюли чистоты сердца и нравов? Как могут получить Духа Святаго те, которые, быв крещены, уже не могут креститься в другой раз?

Для таковых людей Бог, по великой милости Своей, даровал два средства, а именно покаяние и Святое причащение; покаяние, которое церковь называет, вторым крещением, а Святое Причащение есть начало освящения человека. Вот для нас грешных два действительнейших средства к получению Духа Святаго! но что есть покаяние? Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповедь без покаяния никогда не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время; а исповедываться можно только пред духовником и в свое время; покаяние или раскаяние во грехах приближает человека к царствию небесному и приближает к человеку Духа Святаго; а исповедь, без покаяния и раскаяния, нисколько не приносит человеку пользы и не только не приносит пользы, но и притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния. Мы здесь, для примера истинного покаяния, рассмотрим поступки так называемого блудного сына, упоминаемого в Евангелии. Иисус Христос, поучая нас истине царствия небесного, сказал притчу, что у некоторого богатого человека было два сына; и младший сын не захотел жить под надзором отца своего, но захотел жить, как говорится, сам своим умом, и отец отделил его, наградив его щедро. И вот, молодой человек собрал все свое имение, удалился в дальнюю страну и поселился там, но, не зная цены богатству, начал жить роскошно и распутно, так что в скором времени промотал все свое имение, данное ему в наследие от доброго отца его. И вдруг, в это время сделался ужасный голод в той стороне, так что бедные умирали без пищи. И вот постигло это бедствие и блудного сына; и он начал искать и просить себе пищи, но никто не давал ему; он принужден был согласиться пасти свиней; но плата, которую он получал за свои труды, недостаточна была для утоления голода; и он до того дошел, что рад был питаться даже свиным кормом, но никто не позволял ему даже этой отвратительной пищи. Вот подобие грешника! вот пример нашего развращения и удаления от Бога! так и мы при крещении своем получаем в наследие Духа Святаго от Отца Небесного, но мы не хотим жить по всеблагой воле Его – мы удаляемся от Него своими грехами и беззакониями и к миру прилепляем сердце свое; так и мы своим развратом и злобами теряем свое наследие Духа Святаго; так и нас томит голод и жажда желаний, и мы ищем чем бы утолить свои желания, но никто не дает нам. Мы даже рады бываем насыщать свои желания тем, чем довольствуются скоты, но и сим мы не можем утолить пожирающего нас глада желаний.

Теперь мы посмотрим на раскаяние блудного сына. Иисус Христос говорит, что блудный сын, мучась голодом, наконец пришел в себя т.е. начал обдумывать свое положение и, видя неминуемую беду свою, сказал: ах! сколько работников у отца моего с избытком довольствуются хлебом, а я здесь погибаю с голоду, что я буду делать? идти к отцу моему – боюсь и стыжусь: я его оскорбил своеволием моим и посрамил его своим беспутным поведением. О! я не стою называться сыном его! но он? Он всегда отец мой. Я знаю его доброе сердце, итак пойду к отцу моему и скажу ему: отец мой, я много согрешил пред Богом и пред тобою, и я столько виновен пред тобою, что уже не стою называться сыном твоим; но умилосердись надо мною, прими меня к себе за вину мою, но как работника, как наемника!.. Так говорил сам с собою блудный сын и так точно сделал.

Вот пример истинного покаяния. Видите ли, как поступил обратившийся блудный сын? 1) Он пришел в себя, рассмотрел всю жизнь свою, одумался, очувствовался и увидел, что он потерял и погубил наследие доброго отца своего, что он оскорбил его своей дерзостью и огорчил его нежное сердце своим беспутным своеволием, и блудный сын видел это и в полной мере восчувствовал свое преступление и вину свою, и начал скорбеть душею, не только о том, что он терпит голод, но более о том, что прогневил и оскорбил своего доброго отца.

Так и всякий человек всегда, а особенно находясь в огорчении или несчастии, должен прежде всего обратить внимание на состояние души своей, должен вдуматься и восчувствовать всю гнусность и великость грехов своих и сердечно скорбеть, жалеть и раскаиваться о том, что прогневал Бога, своего благого Отца.

2) Блудный сын восчувствовал всю великость вины своей, но не отчаивался в милости отца своего, и возымел на него твердую надежду, как на доброго отца и даже был уверен, что он примет его к себе. – Так, и всякий кающийся грешник никогда не должен отчаиваться в милости Божией, но должен верить и надеяться, что Бог простит все грехи его, сколь бы они ни были велики.

3) Блудный сын, возымев надежду на отца своего, не оставался долее на прежнем месте, не откладывал возвращения своего, но тотчас восстав, пошел к отцу своему, и, вступя в путь свой, он уже не возвращался к месту и предметам своего разврата, но немедленно и не останавливаясь, пошел к отцу своему.

Так и всякий человек, желающий возвратиться к Богу, не должен медлить, не должен откладывать своего обращения от времени до времени, но тотчас должен приносить покаяние и уже не возвращаться к прежним грехам.

4) Блудный сын пошел к отцу своему не с одною только надеждою и уверенностью, но в то же время и с повинною головою: он шел именно с тем, чтобы предать себя, как преступника, как виновника в полное правосудие отца своего, он просил отца своего принять его из милости и не как сына, этого он считал себя недостойным, но принять, как наемника, как чужого, как постороннего работника.

Так и кающийся грешник должен не только иметь надежду на Бога, но в то же время предавать себя в полную волю Его: пусть, если угодно Богу, пусть накажет нас за грехи наши, но только бы принял к Себе.

Как поступил с блудным сыном отец его? отринул ли его прошение? прогнал ли его? нет. Добрый отец его никогда не мог забыть его, жалел о нем, как о погибшем сыне, и хотя не имел надежды увидеть его, но по влечению сердца своего, каждодневно смотрел в ту сторону, куда ушел он, и едва лишь только увидел его идущего вдали, отеческое сердце его сказало ему, что это он, это сын его, которого он считал погибшим; и добрый отец тотчас поспешил навстречу сыну своему, и при первом свидании, со всею горячностью прижал его к сердцу своему и со всею нежностью облобызал его. Возвратившийся сын говорил ему: Отец мой! я виновен пред Богом и пред тобою, и потому я уже не стою быть и даже называться сыном твоим! но добрый отец принимает его как сына, велит одеть его в самую лучшую свою одежду и, как знак милости своей, как знак восстановления в прежнее право сына, надевает перстень на руку его и вводит в дом свой и тотчас делает самый знаменитый пир: от радости, что жив и здоров воротился сын его к нему. Так Отец небесный любит и болит о всяком человеке; так поступает и Отец небесный с каждым кающимся грешником! так Он, лишь только увидит кающегося грешника, ищущего Его милосердия, тотчас идет к нему навстречу со всею Своею милостью, так Он, Отец небесный, одевает раскаивающегося грешника одеждою Духа Святаго и одеждою нетления, обручает его в жизнь вечную и делает наследником Своего царствия и наконец вводит его в царствие Свое и радуется о нем радостью вечною. Вот что есть истинное покаяние!

Итак, братия мои! мы, подражая блудному сыну в его развратном поведении и подражая, может быть, очень усердно, будем подражать ему и в его обращении; будем иметь всегда чувство покаяния, будем сердечно и как можно чаще жалеть и раскаиваться в грехах наших; восчувствуем свое преступление пред небесным Отцом Нашим, – и будем прибегать к Нему с истинным раскаянием и сыновнею преданностью и тогда – Он даст нам Духа Святаго, который доведет нас и до царствия небесного.

Теперь надлежит показать, что есть исповедь и что есть Святое Причащение, но об этом поговорим в другое время.

Благодать Бога Отца да будет со духом вашим, братия. Аминь.

Поучение третье

«Глагóлю вáм, я́ко тáко рáдость бýдет на небеси́ о еди́ном гре́шнице кáющемся» (Лк. 15:7)

Слова самого Иисуса Христа.

Иисус Христос призывает всех и каждого на покаяние; Он всех и каждого кающегося готов принять и простить; Он говорит, что об одном грешнике кающемся бывает на небеси и радость более, нежели о девяноста девяти праведниках. Слышите ли, братия, как дорожит Бог спасением и покаянием нашим! как приятно Его отеческому сердцу видеть даже одного кающегося грешника! но какова будет радость на небеси тогда, когда не один из вас, но все вы принесете покаяние! Ах? это будет неописанное торжество для небесных жителей! Но чтобы радость сия была полная и совершенная, т.е. чтобы все постные труды ваши не были напрасны, я напоминаю вам, что нужно исполнять и исполнять тогда, когда мы хотим очиститься от грехов своих.

В прошедшей беседе я говорил, что мы грешные можем получить Духа Святаго покаянием и святым причащением; и потом я говорил, что покаяние значит одно, а исповедь другое, и что покаяние без исповеди может быть полезно, а исповедь без покаяния никогда не может быть полезна. Теперь я скажу, что значит исповедь и что должно наблюдать при исповеди.

Что есть исповедь? исповедь есть следствие и продолжение покаяния: тот кто чувствует в душе своей печаль о грехах, кто скорбит и раскаивается сердцем своим о том, что он прогневал Бога, своего милосердного Отца, это значит, что сей человек кается или приносит покаяние; но тот, кто для успокоения совести своей и для получения разрешения признается в грехах своих пред доверенным от церкви данным, это значит, что сей человек исповедуется. Итак, исповедь есть изустное признание в грехах своих, которые тяжко лежат на совести; оно есть приготовление и вместе заключение покаяния. Покаяние очищает душу и делает ее готовою к принятию Духа Святаго, а исповедь, так сказать, только опоражнивает душу от грехов.

Мы здесь представим самое простое подобие и сравнение исповеди, например: если бы у тебя был один только сосуд, или скажем проще, если бы у тебя была одна только какая-нибудь посудина, полученная только в наследие от предков, которую ты, по небрежению или по лености своей; до того довел, что она мало-по-малу наполнилась всякими возможными нечистотами так, что посудина твоя не только негодна к употребление, но даже нельзя взглянуть на нее без омерзения, и что? ежели бы тебе царь стал давать, и давать даром какой-нибудь благовонный и драгоценный бальзам, которого одна капля может излечивать всякие болезни и сохранять твое здоровье, что же? ужели бы ты отказался от такого драгоценного дара потому только, что у тебя нет другой чистой посуды? не правда ли что такой отказ был бы неблагоразумен, безрассуден и пагубен. Нет! верно бы ты не отказался от такого драгоценного дара, а постарался бы очистить твою посуду. Но как бы ты стал очищать твою посудину и как бы принялся за нее? конечно, прежде всего ты бы извергнул бы из нее вон всю нечистоту; но так как в нее впилась всякая мерзость, то ты наверное начал бы вымывать ее водою и даже, может быть, и стал бы выжигать ее для того, чтобы нисколько она не имела прежнего запаха. Не правда ли, что так ты должен поступать для совершенного очищения твоей посуды? Теперь мы сделаем сие применение к исповеди и покаянию: пусть посудина будет означать душу данную тебе от Бога, которую ты до того довел, что она наполнилась всякими беззакониями и неправдами. Благовонный бальзам, даваемый Царем, будет означать Духа Святаго, исцеляющего всякие недуги и скорби, которого Царь неба и земли, Иисус Христос дарует нам даром. Осмотреть свою посудину значит восчувствовать свою вину пред Богом и вспомнить все грехи, которые вкрались в сердце твое.

Извергнуть нечистоту из посудины – значит исповедаться во грехах своих пред духовником, а вымыть водою и выжечь огнем значить будет: сердечное и даже слезное раскаяние и добровольное несение креста Иисуса Христа, или добровольная решимость переносить все неприятности, нужды, скорби, несчастия и даже бедствия, какие случатся с нами. Теперь скажите: полезна ли, нужна ли исповедь? конечно полезна и даже необходима; потому что нельзя очистить посуду без того, что бы не выбросить из нее прежде всей нечистоты, – так точно нельзя очистить душу свою от грехов без исповеди. Но скажите, довольно ли одной исповеди для получения Духа Святаго? Конечно нет;. потому что, чтобы принять благовонный и драгоценный бальзам в оскверненную посудину, мало того, чтобы только опорожнить ее, но надобно вымыть ее водою и выжечь огнем. Так точно, чтобы получить Духа Святаго, мало того, чтобы только исповедаться или только рассказать грехи свои пред духовником, но надобно при сем и омывать душу свою покаянием или сокрушением и скорбью души, и выжигать ее добровольно как внутренним, так и внешним страданием. Из сих сравнений видно, что исповедь полезна и нужна, но к ней необходимо и покаяние: исповедь опоражнивает и избавляет душу от скверн греховных, а раскаяние или покаяние очищает ее и делает готовою к принятию Духа Святаго. Итак, вот что значит исповедь и покаяние! Теперь мы скажем, что надобно наблюдать при исповеди, и в чем заключается истинная и правильная исповедь. Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов таинством покаяния, то нам:

1) Надобно иметь твердую веру и надежду на Иисуса Христа.

2) Надобно иметь сокрушение и соболезнование о том, что мы прогневали Бога.

3) Простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды, какие они нам сделали.

4) Без всякой утайки, чисто и откровенно объявить грехи свои пред духовником.

5) Положить твердое намерение вперед жить как можно осторожнее.

Вот, что должен исполнять тот, кто хочет, чтобы Бог простил ему грехи его.

Теперь мы рассмотрим по порядку все сии обязанности.

1) Прежде всего, надобно знать и верить, что Бог есть един, что Он в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святый, что второе лице Святой Троицы Сын Божий, по милосердию своему, был на земле, родился от девы Марии, открыл нам истину и для спасения нашего волею своею пострадал и умер на кресте, и потом воскрес своею силою, вознесся на небо к Отцу своему, и что Он опять скоро придет на землю судить всех человеков, и также отнюдь не должно нисколько сомневаться в том, что сказал Иисус Христос в своем Евангелии, и что написали Апостолы во всем Новом Завете; но всему верить совершенно, и в то же время твердо надеяться на Иисуса Христа, что Он готов простить всякий грех, сколько бы он ни был велик, если только грешник раскается чистосердечно: надобно верить и надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения. Об этом Он нас уверяет чрез пророка так: Живу аз глаголет Господь: яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу бысти ему. Живу аз глаголет Господь т.е. уверяю и клянусь моею жизнью, что я хотением не хощу т.е. совершенно, отнюдь не желаю смерти грешника, но весьма желаю его обращения. И потому, должно надеяться на милосердие Иисуса Христа всегда и во всякое время: – нет греха, которого бы Он не простил кающемуся.

2) Надобно иметь сокрушенное сердце.

Кто есть Бог? и кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и правосудный судия, а мы? Мы слабые и ничтожные смертные: – все люди, даже самые великие люди, пред Богом менее чем прах, и мы никогда себе представить не можем, сколько противен Богу всякий грех, и сколько оскорбляет Его всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, смеем противиться всемогущему? и мы, бесконечно облагодетельствованные Богом нашим, смертные, дерзаем оскорблять Его – Всеблагого? Ах, это так ужасно. Что если бы человек хотя бы на минуту понял то расстояние, которое отделяет его от Бога, и если бы он хотя на один момент совершенно увидел свое преступление и строгость и совершенство Божие? то в то же бы время уничтожился от страха и ужаса. Мы столь виновны пред Богом, что целой жизни, даже целой вечности мало нам для того, чтобы загладить вину свою. Мы столь преступны что не только не смеем называться чадами Его, но даже не стоим быть самыми последними рабами Его. И так, представляя себе все это, вы видите, какое сокрушение, какое сожаление и какое соболезнование надобно иметь тогда, когда мы хотим очиститься от грехов. И таковое чувство надобно иметь не только пред исповедью, и при исповеди, но и после исповеди. – И сверх того, хотите ли вы принести жертву Богу такую, которая бы Ему была приятна? Конечно все рады, этого желаем, и по силе приносим; но что мы можем принести Ему приятного? сокрушенное сердце. Вот приятнейшая для Бога жертва! Жертва Богу: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, вот приношение Богу драгоценнейше всех приношений и прикладов.

3) Надобно простить всем врагам своим и оскорбителям все то, что они нам сделали вредного и оскорбительного.

С первого взгляда, кажется, очень тяжко прощать обиды врагам своим; но тот, кто испытал, кто имеет мирское понятие о чести своей и о самом себе, тот знает как это трудно, тот знает, как тяжко простить тому, кто оскорбил невинную честь нашу, кто бесстыдно оболгал нас, или разгласил о нас с самой худой стороны, как тяжко примириться с таковым человеком.

Простить. Что значить простить? – простить – значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не вспоминать; совершенно оставить; совсем забыть и сверх того полюбить своего врага, как приятеля, как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость. Вот что значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжко? Так, тяжкое дело прощать обиды, но за то и велик тот, кто умеет прощать обиды:, поистине, велик и пред людьми и пред Богом.

Поистине, тот кто умеет победить самого себя и подавлять свое честолюбие, гордость и самолюбие, и кто имеет силу принудить себя оказывать любовь и отдавать справедливость врагу своему, – тот необыкновенный человек во мнении даже мира, – и это истинно великий подвиг! Но как мало таковых людей! Да, тяжко прощать врагам своим; но делать нечего, надобно прощать, а иначе и сам Бог не простит. Иисус Христос сказал: если вы отпущаете человекам согрешения их и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши, но ежели вы не прощаете человекам согрешения, то и Отец ваш небесный не отпустит вам согрешения ваши, т.е. кто прощает всем врагам своим от всего сердца, тому простятся все грехи его, сколько бы они не были велики и тяжки. Но напротив того, хоть каждочасно молись Богу, хоть имей такую веру, что и горы можешь переставлять и даже, хоть раздай все свои имения нищим, и отдай тело свое на сожжение, но если ты не прощаешь и не хочешь простить врагу своему; то все напрасно, в таком случае: не спасет тебя ни молитва, ни вера, ни милостыня, словом сказать ничто не поможет тебе.

Но, если должно прощать врагам своим, то также необходимо и просить прощение у тех, кого мы обидели; так: оскорбил ли ты кого лично, лично и проси прощение, приди и поклонись в ноги, и скажи: прости меня; оскорбил ты кого втайне, втайне и простись с ним; обидел ли кого мыслью, мыслью и простись с ним; обидел ли ты кого словом, словом и проси прощения у него; обидел ли ты кого делом, постарайся поступками своими пред ним загладить вину свою и вознаградить ущерб его, и тогда будь уверен, что все грехи твои, сколько бы они не были тяжки, будут изглажены из книги живота.

Просить прощения – легко ли это? и легко и трудно: легко просить прощенья у высших себя, у начальников и проч. как это и делают многие даже без всякой нужды. Также очень не тяжко просить прощения и у равных себе. Но просить прощения у низших себя: богатому у бедняка, сильному у бессильного, вельможе у простого, ах, это тяжко! это так тяжко, что иной скорей согласится сделать всякое другое пожертвование, нежели просить прощения у бедняка. Но зато, как велик тот человек пред очами Божиими, кто не постыдится, по мнению мира, унижать себя пред очами людей: таковой поступок как бы равняет его с самим Иисусом Христом, который умалил Себя до зрака рабия, и смирил Себя до поносной смерти.

Здесь кстати сказать одно мнение. Многие думают и говорят что не всегда и не всякому можно прощать и просить прощения, ибо в некоторых случаях это может ослабить силу гражданственного порядка и дисциплины. На это можно отвечать тем, что никакое исполнение обязанностей христианства, если только делается с благоразумием и осмотрительностью и от доброго сердца, не только не разрушит никакого порядка и дисциплины; но укрепит всякое гражданственное постановление и отношение.

4) Надобно без всякой утайки и чисто открыть грехи свои. Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное, говорят некоторые! Конечно, не для того, чтобы об них не ведал Бог, но для того мы должны открыть их, чтобы тем принести повинную голову. Конечно, Бог знает все наши грехи; но церковь, имеющая власть от Бога прощать и разрешать грехи, не может знать их, и потому она требует, чтобы кающийся и желающий получить разрешение, открыл прежде всю внутренность души своей. А без сего открытия, церковь не может произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом и считает себя повинным суду Божию, тот готов сознаться в грехах своих, хотя бы целому свету, лишь бы только на страшном суде Христовом они были сокрыты от Ангелов и Святых человеков. Говорят, что стыдно рассказывать грехи свои пред другим. Но что лучше: открыть ли свои грехи пред одним человеком, или чтобы все грехи, во всей их гнусности, были открыты на страшном суде? нет, пусть лучше узнает об них мир, только бы на страшном суде они не были открыты. Весьма грешат и губят себя те, которые на исповеди от стыда утаивают, или не хотят сказать грехов своих: тот кто стыдится тайно и пред одним человеком открыть свою душу, тот будет пристыжен на страшном суде Христовом пред всеми Ангелами и человеками: тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: прощаю и разрешаю, но Дух Святый не простит и не разрешит его.

5) Наконец, надобно положить твердое намерение впредь жить осторожнее. – Вот самая трудная обязанность! все прочие обязанности, как то: верить и надеяться на Иисуса Христа, иметь сокрушенное сердце, ничего не утаивать на исповеди очень легко и даже простить врагам своим не столь трудно, и весьма многие все это делают; но чтобы после исповеди перестать грешить, это самое трудное дело! и Бог мой, как редки те люди, которые бы исполняли эту обязанность! все говорят и думают, что никак нельзя обойтись без того, чтобы живучи в мире не грешить но, что же делать? если хочешь быть в царствии небесном, если хочешь, чтобы Бог простил тебе грехи твои, то перестань грешить; – это одно из необходимых условий; и только под этим условием церковь разрешает кающегося от грехов его.

Но тот, кто совсем не имеет намерения переменить жизнь свою; тот, кто не хочет оставить ни одного греха, тот лучше не приступай к исповеди. Это я говорю здесь пред лицом Бога; тот, кто нисколько не думает об исправлении себя, тот напрасно исповедуется, напрасно трудится, потому что духовник хотя и скажет: прощаю и разрешаю, но Дух Святый не простит и не разрешит.

Слышите, братия, церковь повелевает после исповеди жить как можно осторожнее и не возвращаться на прежнюю греховную жизнь, но начать жизнь новую и святую. Итак, братия моя, прошу вас ради Бога, ради спасенья вашего, имейте намерение и постарайтесь переменить жизнь свою; по крайней мере, если кто не может вперед оставить все грехи и все дурные привычки и обычаи свои, тот оставь хотя те грехи, без которых очень можно обойтись, даже лучше и спасительнее отстать хотя от одного греха, чем совсем не иметь намерения расстаться ни с одним грехом; кто не в состоянии расстаться ни с одной привычкой и ни с одним грехом, то, по крайней мере, старайся, как можно реже предаваться худым своим привычкам., и хотя это очень несовершенно и недостаточно, но все-таки лучше хотя сколько-нибудь воздерживаться, чем без всякого воздержания и без всякого зазрения совести пускаться во все грехи. И еще повторяю, что тот, кто совсем не имеет никакого намерения жить осторожнее, тот не получит прощенья грехов своих от Бога.

Вот все обязанности, которые должно исполнять при исповеди, и тот, кто вполне исполнит их, будь преуверен, что все грехи твои простятся тебе, и ты мало-по-малу получишь благодать Духа Святого и наконец будешь Святым и получишь царствие небесное.

К сему мы прибавим еще несколько замечаний; первое скажем нечто, вообще, о грехах: есть грехи смертные и не смертные; есть грехи ведомые и неведомые и есть грехи вольные и невольные, – и проч.

Какие грехи смертные? с одной стороны, всякий грех сам по себе есть смертный, потому что он делает человека преступником закона Божия и тем подвергает его проклятию, а с другой стороны – нет греха, который бы не мог быть прощен человеку кающемуся, кроме отчаяния в милости Божией, до самоубийства: это есть хула на Духа Святого и, следовательно, не простится ни в сей век, ни в будущий.

Итак, нет нужды знать, какие именно грехи смертные и не смертные; человек и с самыми малыми и обыкновенными грехами может погибнуть навеки, если он не будет о них заботиться, сожалеть и оплакивать, и если вовремя не покается. А напротив и самый великий злодей может получить царствие небесное, если принесет истинное покаяние и, сознавая себя виновным пред Богом, предаст себя в полную волю Божию – и что еще? Даже скорее можно погибнуть и не получить царствия небесного с малыми грехами, потому что совесть наша, уже привыкнув к ним, нисколько не напоминает нам об них; и оттого мы думаем, что мы, если не безгрешнее других, то по крайней мере, не имеем больших грехов – и потому, и не заботимся о себе; а между тем душа наша мало-по-малу заражается в том грехе, сердце грубеет и каменеет, и мы неприметно удаляемся от Бога и крепкими узами привязываемся к миру, с которым и погибаем, если не очувствуемся. Напротив того, нередко случается, что человек, сделавши великое преступление, вдруг приходит в себя, как блудный сын, и одумывается, перестает грешить и всем сердцем прилепляется к Богу, с Которым и будет в царствии небесном; если только он не охладеет и не совратится к миру.

Итак видите, что отнюдь не надобно пренебрегать и малым грехом, а наипаче не надобно считать себя безгрешнее других. Второе, есть грехи вольные и невольные.

Мы невольными грехами назовем те, которые делаются или по необходимости, или по обстоятельствам, или по званию, или даже по слабости; а вольными грехами мы назовем те, которые делаются не по слабости человеческой, не по нужде, но единственно, по худой привычке и по прихоти; так например: осудить ближнего, есть грех вольный, и грех тяжкий, потому что, кто и что принуждает нас пересуживать других, ужели какая-нибудь крайность? Пусть например если бедный украдет что-нибудь; конечно, он грешит, но он это сделал, может быть, по необходимости и по крайности; но что за крайность что за необходимость, осуждать и судить о пороках других? очень забавно слышать, как кто-нибудь, описывая иного ближнего и вдоль и поперек, приговаривает: я не в осуждение его говорю, как будто таковая оговорка избавит его от греха. Но спрашивается: для чего же и говоришь ты о пороках ближнего, если не хочешь осуждать? многие говорят, что если нам не говорить про других, так нам придется молчать? да, лучше молчи, если не находишь чего другого говорить в беседах; или говоря о ближнем, говори о нем с хорошей стороны, или по крайней мере, не с худой. Не осуждай, говорит Спаситель, и не будешь осужден, т.е. обвиняем на страшном суде, и что ты смотришь на сучек или на спицу, которая в глазу у ближнего твоего, – а сам у себя не чувствуешь целого бревна!.. Мы за другими замечаем самые малые слабости и осуждаем их, а за собою не приметим, и не хотим приметить самых больших и гнусных грехов.

Творящие вольные грехи походят на такого человека, который, идучи по болоту, набирает на себя разные и совсем не нужные тягости, и оттого тонет глубже и глубже.

Тот, кто имеет привычку предаваться вольным грехам, показывает, что он совсем забывает Бога, что он совсем не думает и не дорожит о спасении, и сердце его слишком огрубело и окаменело.

Итак, братия, положим намерение после исповеди всячески избегать, по крайней мере, вольных грехов; это очень не тяжко, и между тем это мало-по-малу будет приближать нас к царствию небесному, а Бог, видя наше намерение и старание, даст нам силу избегать и невольных грехов.

Есть еще люди, которые малые грехи считают за великие и беспокоятся об них слишком много, а о тяжких и великих грехах почти не думают, так например: как-нибудь оскоромиться в постный день, есть до обедни в праздник и проч., считают за тяжкие грехи, а сквернословить или осудить ближнего, очернить его и тем, так сказать, убить в глазах других, считают почти за ничто: это значит – из мухи делать слона, а из слона муху.

Итак, надобно быть благоразумно осторожными; не надобно забываться совсем, но не нужно слишком заботиться о малых грехах. – Стараться переменить самое сердце свое, и тогда все переменится: подсеки и иссохший корень, а ветви сами собою отвалятся, а напротив старайся в сердце твоем посадить корень добродетели т.е. получить Духа Святаго, и тогда сами собою явятся и добрые ветви и добрые листья и добрые плоды.

Вот все, что необходимо знать тому, кто хочет исповедью очиститься от грехов своих. Веруй и надейся на Иисуса Христа; имей сокрушенное сердце откровенно признаться во грехах своих; прости всем своим врагам и недругам; и наконец, старайся сколько можно жить осторожнее, и ты получишь Духа Святаго, который приведет тебя к царствию небесному, а с ним и все прочее приложится тебе.

Благодать Божия да будет с вами. Аминь.

Поучение четвертое

«Áще ктó жáждет, да прии́дет ко мне́ и пiéт» (Ин. 7:37)

«и пíйте от нея́ вси́.» (Мф. 2:27) Сказал Спаситель.

Спаситель наш Иисус Христос предлагает нам чашу жизни и бессмертия и без всякого исключения призывает всех и каждого, кто только хочет, кого только томит жажда духовная, и кто уверен, что сие питие может утолить его жажду, тот приходи и пей. – Какая благодать! Какие щедроты! Когда, как и чем мы можем достойно возблагодарить Спасителя нашего Иисуса Христа! Сей благодетель наш из любви своей к нам сошел на землю, всю жизнь свою страдал за нас, волею предал себя на самую лютую смерть за грехи наши, пролил дражайшую кровь Свою для очищения нашего и смертью Своею отверз нам Царствие Небесное и даровал нам свободу и возможность войти к Нему! и кроме того Сам помогает нам на сем пути. О! сколь великие и многие Его милости! Он видимо разделяет с Церковью своею сей видимый знак своего невидимого присутствия и видимый залог своей милости; т.е. Он предал нам здесь на земле пищу Божественную, которая может питать и укреплять душу и сердце человека; мы по благости Его имеем здесь на земле бессмертное питие утоляющее жажду души нашей, т.е. Иисус Христос предал нам божественное таинство Святого причащения, которое мы можем принимать всегда, когда только хотим и когда только имеем нужду.

И что есть такое причащение? Оно есть огонь, – сожигающий и попаляющий корень и ветви грехов; оно есть всецелебное врачество от всех болезней и скорбей; и оно есть основание, или фундамент освящения души; Святое Причащение есть верный залог вечной жизни, и оно есть, так сказать, как бы задаток благодати Божией, начало, или росток святости; и оно есть священный узел, тесно связывающий человека с Иисусом Христом. Тот, кто достойно причащается Святых Таин, тот получает совершенное избавление от всех грехов своих; тот может исцелиться от всяких болезней; кто достойно причастится святых Таин, тот получает начало освящения души своей, становится наследником жизни вечной; тот, кто достойно причащается Святых Таин, соединяется крепкими узами с Иисусом Христом так, что Иисус Христос есть душа и жизнь его, а он есть дражайший член самого Иисуса Христа, или он пребывает во Иисусе Христе, а Иисус Христос пребывает в нем: ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и Аз в нем, сказал Иисус Христос. И если человек, достойно причастившийся Святых Таин, не обратится на прежнюю греховную жизнь свою, но по силе своей будет стараться обращать внимание на внутренность души своей; то сей росток благодати и святости мало-по-малу пустит отрасли, укоренится, прозябнет и принесет сладчайший плод Царствия Небесного. Если человек, достойно причастившийся, будет жить осторожнее и осмотрительнее, то сей священный узел, связующий его с Иисусом Христом, будет более и более укрепляться и, наконец, сделается столь крепким, что никакая сила во веки веков не в состоянии разорвать его, и тогда таковой человек сам делается живым источником жизни и благодати: одно прикосновение его, одна тень его, даже самая одежда его, как Апостола Петра, может производить чудеса. Боже мой! какое сокровище мы имеем в руках своих и именно в руках наших, потому что никто не возбраняет и не запрещает нам приходить и пить из сей чаши жизни: когда только угодно приходи и пей, и не только никто не возбраняет, но церковь каждодневно призывает нас к сей чаше бессмертной – приступите, вопиет она, Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите.

И скажите, братия, не безрассудно ли поступают те, которые не ходят и сами отказываются принимать Святые Тайны? Ах! они не знают и не понимают, что таковой поступок их не только безрассуден, но даже пагубен; они отказом и небрежением своим не только сами себя лишают благодати, но еще оскорбляют великого Спасителя Иисуса Христа, и пусть бы они только сами себя губили, но нет они еще как будто издеваются над благодеянием Иисуса Христа. Это ужасно! Так некогда скажет Иисус Христос таковым людям: – Я за вас страдал, Я за вас пролил кровь Свою, Я искупил вас, и отдавал вам чашу жизни и бессмертия, но вы, неблагодарные, вы не хотели пить из нее, вы как будто издевались надо Мною своим небрежением. – Отойдите от Меня, Я не знаю вас, вы не Мои. – Ах! как ужасно будет слышать его.

Многие говорят: нет, мы не пренебрегаем Святого Таинства, но мы недостойны приступить к нему потому, что великие грешники. Так! правда, что страшно приступить к Святым Тайнам недостойному человеку, потому что тот, кто недостойно причащается Святых Таин, тот суд себе яст и пиет: он, как Иуда, есть предатель Иисуса Христа; он, как неверный разбойник, поносит Иисуса Христа; он как жиды, вторично распинает Иисуса Христа, и потому он уже осужден есть, и участь его будет наравне с неверными.

Но если судить строго: то какой человек достоин причастия Святых Таин? кто в свете может почесть себя достойным принятия честнейшего тела и крови Иисуса Христа? постники ли, пустынники ли? Нет! и самые великие святые считали себя недостойными, так например: кто были Василий Великий и Иоанн Златоуст? Это были великие, необыкновенные и святые люди; но и они сами признаются, что недостойно ядят тело Христово и пиют кровь Его – и даже не только люди, но и самые святые Ангелы не могут почесть себя достойными сей святейшей тайны и ежели судить так строго, то никто бы и никогда, и Иисус Христос не предал бы и не оставил бы нам сию святыню, но потому-то Он и установил сие таинство, чтобы мы грешные имели видимую святыню, для очищения и освящения нашего. Для того-то и оставил нам Иисус Христос Свое тело и кровь Свою, чтобы мы, слабые, могли укрепляться сею бессмертною пищею. Нет! тот, кто отговаривается, то совсем не потому, что он считает себя недостойным, но потому что он не чувствует внутреннего желания, его не томит внутренняя духовная жажда.

И это значит, что он находится в весьма опасном состоянии, он смертельно болен душею, он напился яду из чаши вавилона; и горе, горе тому, кто не чувствует таковой внутренней духовной жажды; горе тому, когда пройдет сие время упоения – и тогда, тогда он возжаждет жаждою вечною, но никто, никто не даст ему капли для устуждения языка его!...

Итак, братия, ради Бога, ради Иисуса Христа, имейте желание не отказываться от принятия Святых Таин, это страшно! Прежние Христиане каждый праздник, каждое воскресение приобщались Святых Таин, и потому-то они и были и могли быть истинными Христианами. Так вы, братия, не лишайте сами себя такого сокровища, как можно чаще питайте свою душу хлебом небесным, утоляйте жажду души вашей сим источником бессмертия; – но если вы не чувствуете в себе голода духовного, если не томит вас жажда внутренняя, то старайтесь возбуждать ее раскаянием и чувством своей внутренней бедности и нечистоты.

Теперь я скажу кратко о том, что нужно для того чтобы достойно принять Святые Тайны.

Иисус Христос говорит: Аще кто жаждет, т.е, если кто чувствует внутреннюю жажду души – если кто чувствует душевную нужду – если кто видит, что он слаб душею, что он не может противиться грехам и соблазнам, тот приходи и пей; но вот что должен наблюдать:

1) Надобно верить, что сие таинство установлено и предано нам самим Иисусом Христом в последний вечер пред страданием Его; – веруй, что тот хлеб, который ты вкушаешь, есть самое пречистое тело Иисуса Христа; веруй, что то вино, которое ты пиешь из чаши, есть самая святейшая кровь Иисуса Христа, претворенная и освященная Духом Святым.

2) Пред принятием Святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу: нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповедью и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви.

И 3) Самое главное: не надобно иметь никакой вражды, никакой злобы, но со всеми примириться и всех простить. Вражда и злоба есть такое препятствие к принятию Святых Таин, что никакие молитвы, никакой пост, словом, никакие приготовления не могут уничтожить оное; и наконец, приступая к самому принятию Святых Таин, надобно иметь благоговение, страх и трепет точно так, как бы ты приступал лично к самому Иисусу Христу, Грозному Судии твоему; точно так, как бы ты стоял уже на страшном суде с повинной головой, во ожидании себе приговора – нелицеприятного Судии живых и мертвых; но вместе с сим, всею душею, всем сердцем предай себя в волю Иисуса Христа, проси Его милосердия и говори ему внутренне: помяни меня Господи во Царствии Твоем.

Вот все, что надобно наблюдать тогда, когда мы хотим достойно принять Святые Тайны, более сего ничего не требует от нас Иисус Христос.

Говорят некоторые, что мы не можем приобщиться Святых Таин потому что не держали поста. Конечно, Церковь наша повелевает нам поститься и говеть, потому что и сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей; но что есть истинный пост? Многие думают, что пост состоит только в том, чтобы не есть мяса и масла, и даже рыбы, но употреблять все то, что ни мясо, ни масло и рыба; конечно так! Прежние христиане в пост не употребляли скоромной пищи, но они и самую простую пищу употребляли известною мерою и количеством; – для чего установлен пост? Для того, чтобы облегчать и усмирять тело, обуздывать пожелания и обескураживать страсти, вот цель поста! и потому Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее, – для того ли чтобы усмирять и облегчать твое тело, чтоб обуздывать твои пожелания и умерщвлять твои страсти. Итак, пост есть подвиг и важное средство для того, чтобы душа могла свободнее устремляться к Богу и выше возноситься к Нему молитвою: Брашна нас не поставит пред Богом, говорит Апостол Павел; итак если ты и поступаешь по правилам Церкви и разбираешь когда есть мясо, когда рыбу и проч., но в то время не постишься душею, т.е. не воздерживаешь себя от грехов, не удерживаешь язык свой от зла, то все пощение твое совершенно напрасно. Были примеры, что даже монахи, как например, Святый Иоанн Лествичник употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Таин, и наконец, не воспрепятствовало сделаться Святым.

Итак, когда мы говеем, то надобно употреблять столько, чтобы только совсем не потерять аппетита; особенно же лучше сделает тот, кто имеет какую-либо дурную привычку или порок, напр: сквернословить, осуждать или упиваться и проч., и на это время оставит их, тот истинно выдержит пост – он положит намерение удерживаться от таковых пороков по крайней мере на все время поста и святой Пасхи. Наблюдая такие правила, без сомнения приступай к святым тайнам.

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост – употребление скоромной пищи и не должно, – тот кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; – но главное соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу. Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог дает, но без излишества; но за то непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Итак видите, братия, что кроме вражды и злобы ничто не возбраняет нам принимать Святые Тайны! но надобно помнить, что никогда не надобно приступать к Святым Тайнам с холодной душей и с равнодушием, но всегда и всякому христианину должно иметь благоговейный страх, всякий должен в это время войти в себя, в свое положение души с раскаянием; так, чувствуешь ли ты в это время, что ты согрешил пред Богом, то и смиряйся пред Ним, жалей сердцем твоим о грехах твоих; – более ли прочих согрешил ты, более прочих и смиряйся и сокрушайся сердцем; чувствуешь ли ты что ты самый великий грешник, то имей самое великое раскаяние, плачь, стени душею, скорби скорбью великою.

И даже чувствуешь ли, что ты стараешься жить очень осторожно и умеешь хранить закон Божий, то и тогда считай себя недостойным – потому что все что сделал доброго, сделал не своею силою, но силою Божиею, и потому это не твоя добродетель, а, следовательно, ты недостойный.

После всего вышесказанного должно упомянуть и о том, что должно наблюдать после принятия Святых Тайн?

1) Лишь только ты удостоился приобщиться Святых Тайн, то возблагодари Иисуса Христа всею душею и всем сердцем твоим за то, что он не отвергнул тебя, несмотря на твое недостоинство; благодари, что сей Царь славы благоволил войти в бедную хижину души твоей; благодари Иисуса Христа и в то же время и проси Его усердно, чтобы Он сам душу твою сделал чертогом и обителью достойного посещения и пребывания Его и Отца и Святого Духа.

2) После принятия Святых Тайн, старайся как можно долее размышлять о величестве сего таинства, и не вдруг устремляй твои мысли на обыкновенные твои занятия.

3) Самое главное, постарайся по крайней мере сколько-нибудь переменить жизнь свою и тем как можно долее удержать в душе своей Божественного Гостя; будь осторожнее и внимательнее к поступкам твоим; – вспоминай как можно чаще, или по крайней мере, положи себе за правило каждое утро вспоминать, что ты христианин, что ты дал обещание жить так, как жил – Иисус Христос и как можно чаще вспоминать имя Божие; чаще обращайся к Богу с молитвой, но с молитвой сердечной и умиленной. Конечно, кто не привык, кто не имел в себе Духа Святаго, живущего в сердце его, тот не может надолго обратить свои мысли к Богу, но по крайней мере, на несколько секунд, но как можно чаще обращай сердце твое к Богу – это чрезвычайно полезно для спасения нашего: по крайней мере, все святые – начинали с этого. Еще говорят некоторые, что после причастия надобно воздерживаться несколько недель от мяса и проч. Церковь наша никогда и нигде не предписывала такового правила; и вероятно таковое воздержание было совершенно произвольное, – но Церковь наша только советует, воздерживаться от грехов и более ничего.

Итак, братия мои! вот я сказал вам все, что нужно знать постникам! счастлив и пресчастлив тот, кто вполне исполнит все обязанности постника; потому что он получит Духа Святаго; а Дух Святый доведет его и до Царствия Небесного. Счастлив и тот, кто после говения сколько-нибудь переменит жизнь свою, и будет осторожнее; потому что всякая добрая перемена жития приближает нас к Царствию Небесному, а осторожное и осмотрительное поведение приближает и привлекает к нам Духа Святаго.

Но несчастный тот человек, который после исповеди и Святого Причастия нисколько не хочет переменить жизнь свою и нисколько не старается воздерживаться от грехов. Окаянный тот человек, который нисколько не думает и позаботиться о том, чтобы после говения сколько-нибудь сделаться лучшим. Потому что он вместо отпущения и очищения грехов прибавит на душу свою новый и страшный грех, тем что без всякого внимания и размышления приступал к таинствам покаяния и Святого Причастия.

Молю убо вас, братия моя! ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего кровь свою для нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради царствия небесного, которое предназначено нам в вечное жилище, потщитеся, употребите все усилие и усердие ваше, чтобы говение ваше не было напрасно; чтобы получить пользу душевную, постарайтесь правильно исповедаться и достойным образом приобщиться Святаго Тела и Крови Христовой; и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будет с вами. Аминь.

Мая 15. Коронование и Священное Миропомазание Государя Императора. – Поздняя литургия.

Июня 11. Поминовение по Графине Анне Сергеевне Шереметевой (супруге первого попечителя Дома). – Поздняя литургия.

29. Святых Апостолов Петра и Павла. – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

Июля 8. Явление иконы Божией Матери «Казанская». – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

20. День Святого Пророка Илии. – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

22. Тезоименитство Государыни Императрицы. – Поздняя литургия.

26. Поминовение по графине Параскеве Ивановне Шереметевой (супруге учредителя Дома). – Ранняя литургия.

Августа 1. Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

29. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна. – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

30. Тезоименитство Государя Императора. – Поздняя литургия.

Сентября 12. Поминовение по графе Димитрие Николаевиче Шереметеве. – Поздняя литургия.

20. Поминовение по графе Димитрие Николаевиче Шереметеве. – Ранняя литургия.

21. День Святого Димитрия Митрополита Ростовского. (Придельный праздник). – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

Октября 1. Покров Пресвятой Богородицы. – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

22. Празднование иконе Божией Матери «Казанская». – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

Ноября 14. Рождение Государыни Императрицы. – Поздняя литургия.

Декабря 6. День Святителя и Чудотворца Николая – архиепископа Мерликийского. (Придельный праздник) – Всенощная, ранняя и поздняя литургии.

7. Поминовение по графе Николае Петровиче Шереметеве. – Ранняя литургия, затем молебен с водоосвящением Иверской Божией Матери.

24. Сочельник. – Часы в 9 часов утра, литургия в 12 часов дня.


Источник: Творения Иннокентия Митрополита Московского. Книга Первая. Стр. 95-140. Собраны Иваном Барсуковым. Москва. 1886 г.

Вам может быть интересно:

1. Слово V. Его же [слово] о посте святитель Феолипт Филадельфийский

2. Слово в пяток первой недели Великого поста, на утрени святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. О воздержании и посте протоиерей Понтий Рупышев

4. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О милостыне Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

5. Великий пост архиепископ Нафанаил (Львов)

Комментарии для сайта Cackle