святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

СЛОВО ПЕРВОЕ В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

О действиях Духа Божия и духа вражьего

В этот день, по свидетельству Писания, слышен был во Иерусалиме внезапный шум, подобный бурному дыханию, исшедший от небес на одну горницу, в которой виден был огонь, покоющийся на головах людей, подобных нам, и не опаляющий. Такое необычное явление привлекло народ, живший в Иерусалиме, который собрался и слышит: – какое удивление! – низкие пред очами его галилеяне говорят на разных языках. Что с ними сделалось? И притом они напоминают слова Божии, Иоилем изреченные: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2:28). Ужасались все, недоумевали, говоря друг другу: «что это значит?» а некоторые ругались и, указывая на апостолов, говорили: «они напились вина» (Деян. 2:15). Слушатель! Мы в этот день не слыхали внезапного шума, подобного бурному дыханию, не видали огня, сходящего с небес, но собрались в сию горницу, свидетельствующую нам истинное событие того, что слышали и видели иерусалимляне. Между тем слышим, что Дух Святой истинно сошел на апостолов, а через них – на всех нас, поздних преемников христианства. Сей Дух объемлет всех и все наполняет Собою: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Верите ли, слушатель, мы в Духе Божием живем, в Нем движемся и существуем? Нет места, где бы нам можно было укрыться от Него; нет движения, которое бы происходило без Него; жизнь, бытие и силы каждого существа Им сохраняются; Он все видит, все знает, везде присутствует, следственно, и здесь, во храме сем. Снова спрашиваю, верите ли этому? Живущие по плоти, как иерусалимляне, думаю, ужасаются, мудрствующие по стихиям мира недоумевают, порождения отца лжи изощряют язык на злословие, исполняются желчью, при этих словах, Церковью повторяемых: «в Духе Божием живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Впрочем, еще ужаснее, если угождающие плоти или дышащие тлетворным дыханием мира спокойно продолжают свои удовольствия, уверяя себя, что или милосердие превышает все их оскорбления, или, обеспечиваясь рассеянностью, не внимают ничему Божественному, или мечтают, что Бог, Дух всенаполняющий, наполняет и их сердца. Нет, слушатель, В них нет Духа Божия. Сердце их наполнено духом, но враждебным Божию, как то научает нас Св. Богослов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1). Есть злые духи, которые внушают все враждебное Духу благому. Они жаждут нашей гибели, не столько телесной, сколько душевной, бросают жребий между собою о душе нашей, как бы удобнее погубить ее: «испытывайте духов, от Бога ли они». Мы находимся в теле, препятствующем ясно разуметь все духовное. Самое утонченное понятие о духе, до какого только разум сам собою может возвыситься, есть гадание. Если бы свет Небесный не озарил омраченных сердец наших, то грубая плоть до сих пор бы ослепляла очи ума нашего и, может быть, не позволила бы и гадать о духовном. Ныне сокрыт от тела нашего дух – удален от чувств; но действия его ощутительны даже и для слабого понимания. Я сказал, действия духа ощутительны для понимания, потому что тело ничего не может ощущать духовного. Дух удобнее всего действует на дух же: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов». Христиане! Каждый из вас имеет дух разумный и свободный, и на каждого могут действовать враждебные духи – различайте их. Через слово «дух» здесь разумеется не что иное, как сила, влекущая нашу волю на свою сторону и порабощающая разум властью своей. Обратите внимательный слух ко внутреннему человеку вашему: услышите слова, которые влекут вас в различные пути. Плоть, этот ближний, неразлучный собеседник наш, приятными словами внушает негу, прелестный мир – суетность, дух злобы – все жестокое и пагубное. Плоть неусыпно трудится запутать свободный дух в гнусные сети свои. Каждый день, почти каждый час внушает нам: «И пища, которую употребляем, невкусна, непитательна. Надобно переменить, растворить сладостию или питием, подкрепляющим силы телесные, питие можно разнообразить. Избирай то, которое может рассеять скуку, прогнать унылость. Сон краток, можно прибавить еще несколько часов, для удобности же почивай на мягком ложе». Вот что внушает плоть! Когда такие помышления входят в сердца наши, все они произведения плоти. Помните ли, слушатели! «Плоть и кровь не наследуют царствия Божия» (1Кор. 15:50)! Помышления плоти надобно прекращать в самом начале. Каждый раз, как хитро шепчет нам сей дух льстивый, надобно отражать его словами Небесного Учителя: «Отойди от Меня, сатана! потому что думаешь не о том, что Божие» (Мф. 16:23). Но если усилится разум наш и преодолеет нападения плоти, ускорит предстать сильнейший и опаснейший враг – мир прелестный. «Что делать? – размышляем мы сами с собою. – Мне одному обыкновения всех почти людей не переменить. Тщеславие ныне такой порок, который редкие осуждают, если он хотя бы немного свойствен лицу и времени; корысть овладела сердцами всех для поддержания нынешней благопристойности в одежде, в пиршестве, в собраниях. Это и нужно, и мне можно взять преимущество перед низшими, и мне можно ослепить глаза многих блеском своим, пусть и меня хвалят, пусть прославляют имя мое». В таком привлекательном виде многое подобное представляет уму нашему суетный мир! Возлюбленные, я скажу словами апостола: сему духу не верьте. Но что я, многие, может быть, из вас, слушатели, учение это по нынешнему времени почитают неуместным; слова эти – словами, только бьющими воздух и в нем теряющимися. Христиане, чада Церкви! к вам смею обратить слова мои. Христиане! Проливший за вас кровь Свою Христос советует вам это, дав образ презрения всего суетного. Когда показаны были сему Учителю и Другу нашему все царствия и слава мира, и все это во власть обещано, тогда сказал Он искусителю: «Не искушай Господа Бога Твоего»; потом: «Отойди от Меня, сатана! Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:7, 10). Мир существует на службу нашу, нам велено господствовать над ним. Как же слуга наш, мир, хочет господствовать над нами? Самые первые помышления о суетности, какими пресыщает нас мир, отвергнем, слушатели, сказав: «Сатано! Не искусиши Господа твоего, но Ему послужиши». Плоть и мир, которые нам преодолевать надобно, нередко так сближаются с духом нашим, так себе порабощают его, что мы не узнаем, враг ли мечет на нас стрелы или уже это собственность наша. Если духовная брань не прерывается с врагами, и они с часу на час с большим усилием против нас вооружаются, то можно назвать их ангелами князя тьмы, который, в случае ослабления слуг своих, сам усиливается и нападает. Апостол Павел уведомил христиан, что их «брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Брань внутренняя, невидимая, но самая опасная. На ней умирает не одно тело, но и душа. Между тем, как удобно этот дух побеждает нас! Он уже победил и торжествует, если в нас виден гнев, зависть и ненависть. Успех его победы особенно велик, когда воздается мщение, не только за явные обиды, но и за то, что по некоторым только признакам для нас оскорбительно. Все это есть великое и славное торжество духа злобы над человеком.

Но дух злобы, жаждущий погибели нашей, и этим не насыщается, для него мало повиновения верных рабов плоти и мира, не довольствуется он и своим против нас ополчением, но, к дополнению скорости в успехах, чтобы больше было число погибающих, употребляет орудием своим человека, особенно по уму и дарованиям способного действовать сообразно злобе. Вникая в различные произведения высоких умов века сего, и нам бояться должно. Слушатели! не о нашем ли времени сказано: «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Дух лживый, как ангел тьмы, преобразующийся во светлого, неприметно улавливает неопытность нашу правилами превосходными, тонкими, высокими. Его учение кажется божественным, только не основано на воле Божией. Верный признак духа сего есть тот, что он открывает новое, откровением умолчанное, силится изъяснить непостижимое. Всякий дух есть антихристов, который не есть Божий. Дух Божий дышит вопреки духу злобы, мира и плоти. Когда помышляем об истощении тела для удобнейшего действия разумом, тогда мысли не наши, но беседует с нами Бог, дышит на нас Дух Святой. «Не потому, что мы способны были помыслить что от себя» доброе, слова Писания (2Кор. 3:5). Но «Бог производит в вас хотение и действие, и по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Нам осталось только не сопротивляться силе и влечению Духа всеблагого. Он родит и мысли, и желание, и дает силы наступать на аспида и василиска, попирать льва и змия адского. Все производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо; а потому Он все разделяет на пользу нашу властью Своею: кому хочет, дает «слово премудрости, слово разума, другому – веру; одному – дарования исцелений, другому же – действия сил, одному – пророчество, другому – рассуждение о духах, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8–10). Все делает один и тот же Дух.

Чистые сердца, удостоившиеся такого таинственного веяния Духа Божия, перед очами плоти и мира – чудо. Апостол Петр, простой рыбак, силою Духа исцеляет болящих, воскрешает умерших. Стефан, под грудою камней умирающий, но Духом подкрепляемый, молится за кидающих на него камни: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Павел, гонитель Церкви, но потом вдохновенный свыше, в слезах, в ранах, в волнах, в темнице, в страданиях радуется. Какие силы, какая тайна, сколько чудес в действиях Духа Божия! Кто бы из нас, слушатели, по видимому не пожелал удостоиться осенения Небесного? Так! Мы все желаем, чтобы Дух Божий действовал в нас, но вместе с тем боимся оскорбить плоть нашу – расстаться с удовольствиями мира. Всему божественному верим, но если рассмотреть жизнь, ничему не верим. Различаем свет от тьмы, Дух благой от духа злого, но жертвуем собою последнему. Утешитель благий! Ты в эту минуту веешь над главами нашими, зришь сердца нечистые и гнусное ослепление наше. Приблизься к нам, Дух Святой! Светом Твоим или огнем, только научи познавать Тебя и всем Тебе жертвовать! прииди, Господи! Прииди, и вселись в нас. Слушатель! Он придет, если мы престанем сопротивляться Ему. Аминь.

Произнесено 7 мая 1809 г.


Вам может быть интересно:

1. Беседа в неделю 27-ю по Пятидесятнице святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Поучения, извлеченные из речей преосвященного Иннокентия – ИЗ СЛОВА О ЧАДАХ БОЖИИХ И НАСЛЕДНИКАХ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО ОТЦА святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

3. Проповеди – 75. Слово в Неделю о слепом священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Евсевий, епископ верчелльскй профессор Александр Павлович Лопухин

5. Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга вторая святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский

6. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

7. Идите и научите – Г. На дни великих святых профессор Константин Ефимович Скурат

8. Поучения и слова – 9. Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской именуемой «Одигитрия», месяца июля, в 28 день святитель Димитрий Ростовский

9. Слова в Великий пост – Слово четвертое в Великую Субботу cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

10. Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами – Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в тридцать первую неделю (1Тим.1:15–17) архиепископ Никифор (Феотокис)

Комментарии для сайта Cackle