святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть IX. О постепенном возрастании сокровенного сердца человека

Сокровенный сердца человек по причине непрерывного действия в нем силы духовной и бессилия над ним плоти непрестанно восходит к лучшему через известные возрасты. Это можно заключить:

а) из свойства благодати, или царства Божия, которое уподобляется «зерну горчичному, самому малому из всех семян, но вырастающему более всех злаков, становящемуся деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31–33);

б) из состояния той же благодати в человеке вскоре по возрождении; ибо тогда он имеет только «начаток духа» (Рим. 8:23) и ведется к совершенству не иначе, как пройдя «начала Христова учения» (Евр. 6:1), обновляясь во все дни, по мере тления внешнего человека (2Кор. 4:16). Сокровенный сердца человек должен возрастать и возрастает разумом в познании370 и премудрости371, в вере372 и надежде373; волей – в любви374, самоотвержении и уничижении самого себя, по примеру Христову375, терпении и во всех добродетелях376. По отношению к низшей природе он возрастает во всяком чувстве (Флп. 1:9), в умерщвлении377, целости378 и освящении тела379.

Возрасты сокровенного сердца человека

Священное Писание различает прежде всего три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его с возрастанием семени, которое производит «сначала траву, потом колос и наконец полное зерно пшеницы в колосе» (Мк. 4:28); и с естественными возрастами человека: младенческим380, юношеским381, и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают по причине приближения смерти.

Каждый возраст сокровенного сердца человека имеет отличительные свойства и признаки, которые можно определить из сравнения с естественными возрастами человека. Младенческому возрасту свойственны: требование молока, а не крепкой пищи (Евр. 5:12–13); возрастание от чистого словесного молока (1Пет. 2:1–2), познания начал Христова учения (Евр. 6:1) и некоторая немощь, по причине которой духовные младенцы колеблются и могут быть увлекаемы «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14), и потому, «начав духом, нередко оканчивают плотью», как то сказано о галатах (Гал. 3:3). Юношескому возрасту свойственны крепость382 во брани383; крепость веры384 во всех искушениях и победа над лукавым по причине пребывания в них Слова Божия (1Ин. 2:14). Познания в этом возрасте более тверды и глубоки, нежели познания младенца о Христе385, равно как и вера, терпение, надежда и любовь. Мужескому возрасту свойственны: познание Безначального386; «твердая пища и чувства обученные долгим навыком различению добра и зла» (Евр. 5:14); «достижение единства веры и познания Сына Божия, меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13). По причине такового познания Безначального, духовные мужи называются стоящими в Господе387, «почитающими все тщетой и сором ради превосходства познания Христа Иисуса Господа» (Флп. 3:8) и живущими уже не для себя, но для умершего за них и Воскресшего388. Впрочем, нельзя думать, будто каждый из этих возрастов не имеет никаких немощей. Доказательством тому служит апостол Павел, который, хотя и был «восхищен даже до третьего неба» и имел премногие откровения, однако, несмотря на это, дано ему «жало а плоть, ангел сатаны», мучивший его, чтобы он не превозносился (2Кор. 12:2, 7). Таким образом, всякий, кто бы он ни был и как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни подвизаться и никогда не мечтать, будто он уже достиг всего того совершенства, к которому стремится, по примеру того же апостола Павла, говорившего; «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13–14).

* * *

370

«Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный» (2Пет. 3,18).

371

«Посему и мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).

372

«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2Фес. 1, 3); «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (Рим. 1, 16–17).

373

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13).

374

«А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам» (1Фес. 3,12).

375

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6–8).

376

«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет. 1, 5–7).

377

«Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9, 27).

378

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5,23).

379

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес. 4, 3–4, 7).

380

«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1Ин. 2,12).

381

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин. 2,13).

382

«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2,14). «Слава юношей – сила их» (Притч. 20, 29).

383

«Наша брань не. против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12). «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Аарон же и Ор поддерживали руки его. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек ему имя: «Господь – знамя мое. Ибо,– сказал он,– рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род"" (Исх. 17, 13 и 15–16).

384

«Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет. 5, 9)

385

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор. 3,1, 3)

386

«Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» (1Ин. 2,13).

387

«Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Флп.4,1).

388

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5,15).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть VIII. О бессилии плоти по отношению к сокровенному сердца человеку святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Православное догматическое богословие. Том 2 – Отдел первый. О Боге, как Творце мира протоиерей Николай Малиновский

3. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ПАТРИАРХИ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Верк профессор Александр Павлович Лопухин

5. Письма – 509. Без смирения ни пост, ни молитва не спасут. Если будешь жить по своей воле и самочинию, то собьешься с толку. С родителями и со старшими... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Усердие святитель Димитрий Ростовский

7. Библейская энциклопедия – Шелеш архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

9. Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских Служебниках XII–XIV вв. протоиерей Сергей Муретов

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Тропари преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Комментарии для сайта Cackle