святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть II. О силе плотской в человеке естественном, невозрожденном

Повреждение человека естественного, невозрожденного, не является в нем свойством отрицательным, но представляет собой такую силу, которая обнаруживает себя в различных действиях, подобно гниению тел или ржавчине, съедающей железо. Посему в Св. Писании она называется силой вражией (Лк. 10:19); духом, действующим в сынах противления (Еф. 2:2); грехом, живущим или действующим89, воюющим90, царствующим91. Всемогущество Божие не изымает этой пагубной силы из естественного, невозрожденного человека потому, что она первоначально принята всем его сердцем или волей, все сердце собой наполнила и всем сердцем доселе удерживается. Она тогда только может быть исторгнута, когда воля наша вооружится против самой себя, когда будет отвержена92 и умерщвлена93.

Из подобного объяснения человеческой поврежденности, приведенного в первой части, не трудно заключить, каково свойство этой плотской силы. Теперь же нужно обратить внимание на место ее по отношению к Богу, другим людям и к самой себе.

Сила плотская по отношению к Богу

Плотская сила, или сила воли человека необновленного, которая складывается из закона греховного и свободного произволения человека, действующего по этому закону, своим противодействием равняется, по-видимому, действию воли Божией о спасении людей. Ибо он силой воли своей:

а) Противится Богу94 , и особенно Слову Божию, которое слышится во внутренней природе человека, т.е. в совести95, в природе внешней или во всем мире96 и в Церкви Божией97, хранительнице Слова Божия.

б) Возносится против Бога и особенно восстает против познания Божия98, открываемого человеку и в его внутренней природе99, и в природе его внешней, и в Св. Писании. Отсюда слабость и погрешности совести, злоупотребление вещами, кичение разума, суеверие100, вражда против Бога и святых Его101.

в) Силится преследовать Бога: то внутренне – отчего совесть, или закон, начертанный в сердце, изглаждается, то внешне, в мире видимом – отчего происходят жалобы на естественный порядок вещей и богохульство102, то в окружающих людях – распространяя соблазны103, заблуждения104, ереси105 и употребляя насилие против мыслящих и живущих свято, как некогда поступали Савл106 и Ирод107.

Сила плотская по отношению к другим

Сила плотская, или сила воли человека необновленного равняется также воле всех людей. Ибо она подобна воле всех людей, и если не предвидит опасности для себя, то противится всем законам человеческим: домашним, гражданским, церковным; вооружается против всякого правления; иногда доходит до того, что не страшится ни угроз, ни наказаний, презирает обещания и награды; преследует всех своих противников презрением и ненавистью, словом и делом и т.п.

Сила плотская по отношению к самой себе

Наконец, эта сила в человеке естественном равняется самой себе; ибо она не может подавить или истребить сама себя и, таким образом, отвергает и попирает все, противное себе. Она уступает, когда, по-видимому, восстает на себя; превозносится, когда возносится против самой себя; любит, когда преследует себя. Ибо она обманывает сама себя108 по природе своей, заимствованной от отца лжи (Ин. 8:44).

Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Свт. Григорий Богослов

* * *

89

«Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7,16–17).

90

«Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7,23).

91

«Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6, 12). «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом» (Рим. 5, 21).

92

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16, 24–25);

93

«Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5).

94

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян.7, 51).

95

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4, 1–2). «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2,13–14).

96

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20). «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу» (Пс.18, 2–5).

97

«Сие пишу тебе... чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3,14–15). «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2Тим. 3, 8). «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3,1).

98

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10,4–5).

99

«Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1,19).

100

«Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 3–4).

101

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15, 18–21).

102

«В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же"" . (2Пет. 3, 3–4).

103

«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18, 6–7).

104

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр.13,9). «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8).

105

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2, 1).

106

«Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпросил письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9,1–2).

107

«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян.12,1–2).

108

«Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его» (Мф.12, 26).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть III.О духовном бессилии человека естественного святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Православное догматическое богословие. Том 2 – Глава II. О Боге Промыслителе существующего мира духовного протоиерей Николай Малиновский

3. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Богословие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Лекции по введению в круг богословских наук – I. О БОГЕ епископ Михаил (Грибановский)

5. Письма о горнем и дольнем – Богословские труды, проповеди, воспоминания архиепископ Василий (Кривошеин)

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Совершенство святитель Димитрий Ростовский

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Именословное благословение профессор Александр Павлович Лопухин

9. Письма к разным лицам – Письмо 254 (262). К Урвикию, монаху святитель Василий Великий

10. Оружие правды – 14. О водоосвящении мученик Николай Варжанский

Комментарии для сайта Cackle