Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Православное догматическое богословие. Том 2

Часть 1

       См. также Православное догматическое богословие. Том 1

Содержание

    Основные даты жизни
    Первые годы жизни (1805—1812)
    Образование и воспитание (1812—1830)
    Первые годы преподавания (1830—1835)
    Годы ректорства (1835—1841)
    Епископское служение на Рижской кафедре (1841—1848)
    На Харьковской кафедре (1848—1858)
    На Черниговской кафедре (1859—1866)
    Кончина архиепископа Филарета
    «Православное догматическое богословие»
    Заключение
Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии — в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий — спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус — истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180. Иисус — Сын Божий § 181. Иисус Христос — Богочеловек, единое лицо § 182. Образ соединения божества с человечеством в Иисусе Христе § 183. Следствие соединения человека с божеством в Иисусе Христе по отношению к Матери Христа Иисуса: а) Она есть Приснодева § 184. 6) Св. Мария-Богородица § 185 Учение церкви о лице Иисуса Христа а) до появления Нестория § 186. б) Со времени Нестория до реформации § 187. в) Со времени реформации § 188. Отношение догмата о вочеловечении Бога Слова к потребностям разума: а) догмат не противоречит теоретическому разуму § 189. б) Согласен с нуждами его § 190. Отношение догмата к практическому разуму III. О делах спасителя для спасения людей § 191. В чем состояло дело Спасителя мира? I. Иисус Христос пророк-просветитель мира § 192. Содержание учения; Иисус — учитель § 193. Превосходство учения Христова а) по образу учения § 194. б) По содержанию учения § 195. Иисус Христос — законодатель II. Иисус Христос — первосвященник-примиритель § 196. Содержание учения § 197. Иисусв Христос примиритель по учению в. Завета и по словам Предтечи § 198. По наставлению самого Иисуса Христа § 199. По учению ап. Павла: в послании к римлянам § 200. В посланиях к галатам и коринфянам § 201. В других посланиях § 202. По учению ап. Петра и Иоанна § 203. Общее заключение о силе смерти Христовой. § 204. Всеобщность искупления § 205. б) По отношению ко всем грехам и следствия их § 206. Учение церкви о Примирителе: а) до Пелагия § 207. б) Со времени Пелагия до реформации § 208. в) Со времени реформации § 209. Учение о примирителе а) согласно с теоретическими началами разума § 210. а) Согласно с практическими началами разума § 211. Содержание учения § 212. Иисус Христос — царь § 213. Царство Христово есть царство не политическое, а духовное § 214. Земное временное Царствование Христово § 215. Постепенное откровение царственного могущества Христова, по смерти Христовой § 216. Царствование Иисуса Христа вечное Отделение шестое Бог — освятитель человека § 217. Содержание и образе изложения учения § 218. Виновник освящения § 219. Действительно ли в. заветная церковь не имела обилия даров Духа святого? § 220. Обетовал ли Искупитель послать Духа освятителя? § 221. Исполнилось ли обетование над апостолами? § 222. Продолжает ли Дух — освятитель действия свои на человека. § 223. От чего зависело обильное излияние даров Духа св. на новую церковь? § 224. Учение церкви § 225. О действии освящения: предметы исследования § 226. Понятие о действии Духа Божия на человека, или об освящении. § 227. Высочайшая свобода благодати при ее необходимости для человека. § 228. В чем состоит действие освящающей благодати? § 229 Взаимное отношение между благодатью Божьею и свободою человека. § 230. Разделение действия благодати Божией. § 231. Учение церкви о благодати: а) до времени Пелагия § 232. б) Со времени Пелагия § 233 в) Со времени реформации Средства освящения Таинства § 234. Происхождение вопроса о таинствах; понятие о таинстве и составных частях таинства § 235. Происхождение христианского крещения. § 236. Благодатная сила крещения, по учению слова § 237. По учению церкви § 238. Видимая сторона крещения, по учению слова Божия § 239. Кто должен креститься? § 240. Крещение младенцев, по учению писания § 241 По преданию церкви § 242. О не повторяемости крещения § 243. Понятие о крещении христианском и взгляд разума на крещение О миропомазании § 244 Тайное действие духа Божия укрепляющее в жизни духовной, при посредстве служителя тайн: § 245. б) По учению церкви § 246. Видимая сторона тайнодействия, укрепляющего в духовной жизни: а) по учению св. писании. § 247. б) по учению церкви. § 248. Установление таинства. § 249. Над кем должно совершаться миропомазание? § 250. Понятие о таинства миропомазания О таинстве Евхаристии § 251. Установление св. евхаристии по учению слова Божия: а) обетование Спасителя об учреждении евхаристии § 252. Установление св. евхаристии § 253. В частности время установления § 254. Учреждение евхаристии не для одних апостолов § 255. Учение церкви обо установлении евхаристии § 256. Невидимое в св. евхаристии: а) присутствие тела и крови Христовых, по учению Спасителя. § 257. По учению ап. Павла § 258. б) Действия евхаристии на приобщающихся ееי § 259. Учение церкви о невидимой стороне евхаристии. § 260. Видимая сторона евхаристии — по учению откровения § 261. По учению церкви. § 262. Кто и как, может приобщаться евхаристии: а) по учению св. писания? § 263. 6) По учению церкви § 264. Евхаристия имеет ли значение жертвы духовной? § 265. Понятие о евхаристии и взор разума на евхаристию. § 266. Установление власти прощать или не прощать грехи, по учению св. писания. § 267. По учению церкви § 268. Видимые действия таинственного суда над совестью: а) исповедь. § 269. 6) Разрешение или неразрешение грешника. § 270. По учению церкви § 271. Таинственное действие власти разрешающей грехи § 272. Кто и как должен приступать к духовному врачу? § 273 Понятие о таинстве решения грехов § 274 Божественное происхождение елеосвящения, по учению слова Божия § 275. По свидетельству церкви. § 276 Благодатное действие елеопомазания и видимая сторона его, по учению слова Божия § 277 По учению церкви § 278 Над кем должно совершаться елеопомазание? § 279 Понятие о елеосвящении § 280. Говорит ли св. ·писание, что при посвящении служителя тайн преподается ему благодатная сила? § 281. О том же учении церкви § 282 Видимая сторона таинства священства § 283 О том же учении церкви § 284 Божественное происхождение рукоположения в священство § 285 Посвящающие и посвящаемые; три степени священства. § 286. Понятие о священстве. § 287. Установление брачного союза. § 288. Таинственная сила брака а) по учению слова Божия § 289. б) По учению церкви § 290. Видимые принадлежности брачного союза; понятие о браке § 291 Предмет исследования § 292. Понятие о церкви Христовой и ее составе. § 293. Основание церкви Господом. § 294 Христос — глава церкви § 295 Назначение церкви Христовой § 296. Свойства истинной церкви Христовой: § 297 б) Святость церкви Христовой § 298. Церковь Христова есть в) церковь вселенская аа) по месту § 299 бб) По времени § 300 Точное значение всеобщности церкви по времени § 301 Отношение церкви к освящению человека; значение иерархии. § 302 Тронная власть иерархии: а) власть учит § 303 Важность церковного учительства § 304 Право мирян на учительство и изучение писания;ограничение сего права. § 305 Совершение таинств § 306. Управление церковью: а) власть законодательства; б) надзор за поведением. § 307 в) Власть судебная и г) власть подвергать виновных наказаниям § 308 Ограничение апостольской власти в их преемниках; высшая власть церковная не в лице римского папы § 309 Высшая церковная власть — вселенский собор § 310 Необычайные служения в церкви § 311 Связь небесной церкви с земною·, ходатайство Отделение седьмое. Бог — выполнитель цели своей о мире § 312 Понятие о предмете исследования § 313. Смерть телесная и бессмертие души. § 314. Состояние души за гробом до всеобщего суда, по учению писания; состояние праведных. § 315 О состоянии грешных душ § 316 Учение церкви о состоянии душ по смерти до всеобщего суда. § 317 Явление антихриста § 318 Брань антихриста с царством Христовым § 319 Противодействие Христа антихристу и победа § 320 Учение церкви об антихристе § 321 Действительность второго пришествия Христова § 322 Частные черты пришествия Христова § 323 Время пришествия Христова § 324. Связь пришествия Христова с воскресением мертвых; действительность воскресения а) по учению н. завета. § 325 б) По учению в. завета § 326 в) По учению церкви § 327 Соображения разума § 328 Действие воскресения § 329 Кто будет воскрешен? § 330 Свойства воскресших тел, a) по учению писания § 331 б) По учению отцов церкви § 332 Учение се. писания о преобразовании мира § 333 Соображения разума и учение церкви § 334 Действительность последнего суда § 335 Свойства суда § 336 Производство суда § 337 Следствие последнего приговора Божия над людьми: состояние осужденных § 338 Степени мучений § 339 Продолжительность мучений § 340 По соображениям разума § 441 Следствие определения Судии в отношении к праведным § 342 Частные черты состояния праведных: а) по телу и душе § 343 б) По отношению к другим творениям и Богу § 344 Степени блаженства  

 
Основные даты жизни
   1805 — рождение
   1812 — обучение в Вышенской обители
   1816 — обучение в Шацком духовном училище
   1819 — обучение в Тамбовской духовной семинарии 1826 — поступление в Московскую духовную академию 1830 — иеромонах, бакалавр Церковной истории
   1833 — инспектор академии
   1835 — архимандрит, настоятель Московского Богоявленского монастыря, ректор МДА и профессор догматического богословия.
   1841 — хиротония во епископа Рижского
   1848 — переход на кафедру в Харьков
   1857 — архиепископ Харьковский и Ахтырский
   1859 — архиепископ Черниговский и Нежинский
   1866 — скончался и погребен в Троицко-Ильинском монастыре в Чернигове
Первые годы жизни (1805—1812)
   Архиепископ Филарет, в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, родился в 1805 году. Его отцом был священник села Конабеево Шацкого уезда Тамбовской губернии Григорий Афанасьевич Конабеевский, отличавшийся глубоким благочестием, был известен как замечательный проповедник и примерный пастырь.
   О рождении будущего архипастыря возвестил колокольным трезвоном юродивый Алексей, 25 лет подвизавшийся в подвигах поста и молитвы в селе Конабеево. Когда его спросили о причине звона, он ответил: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить на всю Русь».
   С 5 лет Дмитрий пел на клиросе и знал наизусть почти всю Псалтирь.
   Однажды Дмитрий во время весеннего ледохода вскочил на льдину. Лед тронулся так быстро, что мальчик не успел заметить, как оказался в опасности. На берегу никого не было, и мальчик в слезах воскликнул: «Маменька! Помолись хоть ты за меня!» И вдруг льдину повернуло к берегу и притянуло к мысу. Дмитрий успел выскочить на берег. Мальчик так и не открыл родителям этот случай, но до конца жизни твердо знал, что был спасен по молитвам своей матери.
Образование и воспитание (1812—1830)
   Священник Григорий большое внимание уделял воспитанию детей. Он каждый вечер собирал семью за столом и читал вслух из Пролога или из Житий святителя Димитрия Ростовского. Отец Дмитрия сам много времени посвящал занятиям с сыном. Уже будучи учеником Шацкого училища, Дмитрий на каникулах много времени проводил в занятиях с отцом.
   С 7 лет (1812) отец отправил его в Вышинскую пустынь к ученому монаху иеродиакону Никону, бывшему префекту Рязанской семинарии. За два года мальчик ознакомился со всеми предметами училищного курса.
   Иеродиакон Никон (впоследствии архимандрит) рассказывал, что он вместе с Дмитрием шел по лесу. Мальчик наступил ногой на большую змею. Змея обвилась вокруг ноги. Отрок небоязненно стряхнул башмак с ноги, а с башмаком свалилась и змея. Затем, взяв палку, он погнался за змеей и, догнав ее в кустах, сказал, обратясь к ней: «Ты меня не уязвила, ибо Ангел-Хранитель мой не допустил тебя уязвить меня». Монахи Вышенской обители, узнав об этом случае, отслужили благодарственный молебен Божией Матери за чудесное спасение.
   В 1816 году из Вышенской обители Дмитрий поступил в Шацкое духовное училище.
   Во время каникул Дмитрий со своей благочестивой матерью и теткой посетил Саровский монастырь. (Еще прежде преподобный Серафим сказал пришедшему к нему за благословением Никите, что его двоюродный брат «будет солить, солить на всю Россию».) Они отправились в Саров пешком и, отстояв Литургию, пошли в лес, где была келья преподобного Серафима. На лесной дороге им встретился преподобный, который, казалось, ожидал их. Блаженный провидец, благословив паломников, внимательно посмотрел на Дмитрия и сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж». Впоследствии преподобный Серафим говорил об отроке Дмитрии, что ему «Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать».
   В 1819 юноша поступил в Тамбовскую семинарию. На экзаменах присутствовал преосвященный Иона, впоследствии экзарх Грузии. Пожелав узнать имена Дмитрия и Никиты, он был удивлен их фамилиями: фамилия первого была Конабеевский, а другого Тартаров. Преосвященный Иона приказал переменить фамилии (что в то время часто делалось в семинариях): первому называться Гумилевским (от латинского humilis — смирение), а второму Ангеловым.
   По окончании первого года в богословском отделении Дмитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но вскоре ему было чудесное видение, о котором поведал он брату Никите. Со слезами на глазах Дмитрий рассказывал свой сон: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому, и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобою то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ, и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того, ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского». Рассказав это, Дмитрий просил своего друга до смерти никому не открывать о поведанном.
   В 1826 году он поступил в Московскую духовную академию.
   В 1829 году Дмитрий подал академическому начальству прошение на принятие монашества. Митрополит Филарет Московский отметил Гумилевского особенным отличием, дав ему одному при пострижении свое имя.
   По принятии 19 января 1830 года иноческого чина, Филарет Гумилевский через полгода, 29 июня, был посвящен в иеродиаконы.
Первые годы преподавания (1830—1835)
   Иеродиакон Филарет вскоре был рукоположен во иеромонахи и принял должность библиотекаря. академическая библиотека сделалась для молодого преподавателя жилищем и сокровищницей знания.
   Иеромонаху Филарету поручили преподавать Историю Русской Церкви. Постоянным кропотливым трудом молодой преподаватель придавал своим лекциям захватывающий характер, пробудив у студентов неподдельный интерес к русской церковной истории.Через два года Совет академии поручил ему кафедру нравственного и пастырского богословия.
   По воспоминаниям современников, после получения возможности служить у престола Божия и «до самой смерти, каждую службу, начиная от Херувимской и до причастия, слезы текли из его глаз. Приняв Агнца и читая молитву перед причащением, он всхлипывал. И долго, приобщившись, он не мог унять слез своих. Забывая, кажется, все окружающее, он плакал, вздыхал и молился».
   Развитие и научные труды молодого богослова проходили под строгим вниманием и заботой великого Московского святителя Филарета (Дроздова). Отеческая забота святителя Филарета Московского замечалась всеми. Свои проповеди великий митрополит подавал на просмотр молодому ученику. Сохранилось предание, что митрополит Филарет Московский готовил его себе в преемники.
Годы ректорства (1835—1841)
   В 1835 году Филарет был назначен ректором академии и возведен в архимандриты. Кроме того, он был назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря.
   А.И. Муравьев писал о нем графу Протасову: «Между учеными архимандритами первое место занимает ректор академии Филарет, молодой летами, но весьма сведущий, скромный и постник, умеющий внушить к себе уважение».
   Занимаясь административной работой, архимандрит Филарет не оставлял и чтение книг, и написание богословских трудов. При новом ректоре академическая библиотека чрезвычайно увеличилась от приобретения книг богословского и исторического содержания. Все, что выходило лучшего в России и за границей, неопустительно выписывалось в библиотеку.
   А.В. Горский, впоследствии знаменитый ректор МДА, был учеником и близким другом Филарета Гумилевского и всегда советовался с ним.
   «Боже мой! — вспоминал один из студентов, — да никому из нас, студентов, в голову никогда не могло придти что-нибудь дурное об отце Филарете. Сохрани Бог! Это был праведник. Да ему с Горским и времени не было подумать-то о грехе: они всю жизнь проводили в трудах, в занятиях, да как! Три-четыре часа в сутки, больше им спать не доводилось».
   Занимая ректорский пост, архимандрит Филарет основал академический журнал — знаменитые «Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания».
   Филарет получил задание от Синода вновь перевести с греческого сочинения Иоанна Златоустого. Ректор назначил особый комитет, работавший под его непосредственным надзором.
   Синод поручил Московской духовной академии составить конспекты по всем предметам семинарского курса. Профессора академии блестяще справились с этим заданием. Сам Ректор составил конспекты по истории Русской Церкви, догматическому богословию и патристике.
   В течение 7 лет ректорства Филарета (Гумилевского) взлет учености в МДА достиг небывалой высоты. Это время называли золотым веком академии.
   Студенты вспоминали: «Житие наше в академии было патриархальное и свободное. При Филарете не было преступления не ходить на некоторые лекции: он сам, заставая в номере студентов во время класса, если они спали, отправлял в класс, а если заставал за сочинением или чтением, то и не напоминал о том, что теперь надобно быть в классе».
   При обозрении в 1840 году академии святителем Филаретом Московским во всех частях был найден порядок и исправность. Ректор удостоился благословения Святейшего Синода.
Епископское служение на Рижской кафедре (1841—1848)
   Филарет (Гумилевский) надеялся всю жизнь посвятить Московской духовной академии. Однако Провидению было угодно изменить его судьбу. Благодаря пастырской деятельности епископа Рижского Иринарха, в Лифляндии (Прибалтике) началось присоединение латышей-протестантов к православию. В результате интриг светских властей преосвященный Иринарх вынужден был оставить кафедру. Митрополит Московский Филарет назначил на это место Филарета (Гумилевского), понимая, что в сложившейся обстановке кроме него никто не сможет лучше справиться с управлением епархии.
   Хиротония во епископа Рижского состоялась в Казанском соборе 21 декабря 1841 года. В Ригу он смог приехать только через полгода, в июле 1842 г.
   Движение латышей к принятию православия, начавшееся при преосвященном Иринархе, стало усиливаться. Желающих принять истинную веру было очень много, и все они шли в Ригу к епископу Филарету, который повел дело присоединения с большой предусмотрительностью и осторожностью, за что получил одобрение от светской власти.
   Немецкие протестанты со всем ожесточением восстали против православия. Генерал-губернатор барон Пален назначал одно за другим следствие над латышами, искавшими православия. Их подолгу держали в тюрьмах, подвергали телесным наказаниям, приводившим к гибели невинных страдальцев. Епископ Филарет много ходатайствовал за них и еще при своей жизни приобрел наименование Филарета Милостивого. Местное начальство распорядилось, чтобы крестьянин, желающий принять православие, получал из вотчинной конторы помещика-протестанта записку с обозначением города, где будет принимать православие. В записке обыкновенно обозначался город, где не было священника! Приходившему крестьянину вымазывали лицо и голову дегтем. Он шел в другой город; но, не допуская его до священника, его пороли и сажали в тюрьму, где он сидел 3—4 месяца, пока епископ Филарет не добивался его освобождения. Выпускали его не в своей одежде, а в арестантской, с черным треугольником на спине, с обритой наполовину головой. Семья, находившаяся 3—4 месяца без работника, не могла платить за землю, и ее выгоняли из усадьбы. Где было движение к присоединению, доносили о бунте и присылали войска. Иных прогоняли сквозь 1500 шпицрутенов по два раза. Крестьянам, присоединившимся к православию, отказывали в паспортах. Однако все это только усиливало ревность народа к православию.
   Православная паства росла и увеличивалась. С мая по сентябрь 1845 года 650 отцов семейств присоединилось к Церкви, а еще 400 высказали желание стать православными. Явилась насущная потребность в совершении богослужения на латышском языке. Владыка Филарет добился на это разрешения из Петербурга и поручил перевод богослужебных книг на латышский язык священнику Михайлову, хорошо знавшему язык.
   В 1845 году на Фоминой неделе владыка Филарет с особым торжеством открыл богослужение на латышском языке. Богослужение, совершавшееся на родном языке латышей, произвело на них неизгладимое впечатление. Церковь не могла вместить всех пришедших.
   Уже к 1 января 1848 года всех латышей и эстонцев, принявших православие, насчитывалось 106 тысяч 462 человека!
   Проф. Розберг (протестант) говорил: «толпы простодушных поселян без всякого подущения, не надеясь ни на какие земные выгоды, мирно стремились под незыблемую сень Восточной Церкви. Это было зрелище самое возвышенное, трогательное и чистое Ее (Восточной Церкви) торжество».
   Преосвященный Филарет прекрасно понимал необходимость не только совершения богослужения на родном для своей паствы языке, но и необходимость дать священников из латышей. За многими свя- щенниками-латышами, которых рукополагал епископ Филарет, целые поселения были готовы перейти в Православие.
   Желая и на будущее время подготовить Церкви достойных пастырей, владыка открыл в Риге духовное училище, в которое принимали детей латышей и эстонцев. Филарет собирался открыть и семинарию. Строились новые церкви и было увеличено число приходов. При каждой церкви были открыты церковно-приходские школы.
   Именно в Риге, среди интенсивной пастырской деятельности, трудолюбивый владыка находил время для работы над богословскими сочинениями. Здесь подготовлены к печати «История Русской Церкви» и «Историческое учение об Отцах Церкви».
   Очевидец свидетельствует: «Господи, сколько трудился в Лифляндии этот святитель! Не знал он покоя ни днем, ни ночью... Просфора — вот его ежедневный завтрак, и обед, и ужин. Кожаный диван, простой стол, огромная кипа писаной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чаю. Тут он описывал страдания новых чад Православной Церкви своей истомленной, исхудалой рукой. Это был Давид, исторгавший из пасти хищного зверя агнцев Отца своего. Это был Данил во рве львином».
   1848 год переполнил чашу страданий владыки Филарета. Немецкие бароны делали все, чтобы оклеветать его перед начальством и убрать с кафедры. Со своей стороны преосвященный делал все для сближения с начальством этого края, но видя, что все усилия его напрасны, епископ Филарет стал усиленно просить Синод перевести его на другую кафедру.
На Харьковской кафедре (1848—1858)
   В декабре 1848 года владыка Филарет был с почетом переведен на кафедру в Харьков. Здесь его плодотворное служение продолжалось 10 лет.
   В делах управления епархией Владыка был самостоятелен. Он мало давал простора членам консистории и с большим участием относился к положению духовенства. Заботясь об уровне образования, Владыка, посещая приходы, всегда испытывал пастырские знания священников и требовал изучать богословскую литературу. Преосвященный Филарет смотрел на приходского пастыря как на учителя в самом обширном смысле этого слова.
   Филарет Гумилевский обустроил два монастыря: мужской Ку- ряжский и женский Хорошевский. В семинарии были построены новые корпуса, устроено женское епархиальное училище.
   В годы пребывания епископа Филарета на Харьковской кафедре русский народ переносил много страданий, порожденных Крымской войной. Владыка постоянно встречал на Николаевской площади все войска, проходившие через Харьков к Севастополю, и приветствовал их напутственным словом, благословляя иконами и окропляя святой водой. Когда наплыв раненых воинов переполнил госпитальное отделение, епископ Филарет не медля отдал для защитников Родины семинарское здание, а учащихся распределил по частным квартирам.
   Владыка получил четыре Высочайшие благодарности «За оказанное радушие проходящим войскам, за благословение образами дружин № 85 и № 86 Тульской губернии, за раздачу при благословении по холщовой рубахе 150 раненым, за предложение об учреждении Общества для попечения о раненых и больных, находящихся в Харьковском военно-временном госпитале».
   И здесь преосвященный Филарет не оставлял занятий богословскими трудами. Он подготовил знаменитый труд «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» и первую половину курса Русской Патрологии «Обзор русской духовной литературы с 862 по 1720 год». Кроме того, в печать вышли статьи и два тома поучений, произнесенных в Риге.
   За ревностное служение Церкви Христовой владыка Филарет был награжден в 1854 году орденом святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
   В 1857 году Филарет (Гумилевский) был возведен в сан архиепископа.
   В мае 1858 года высокопреосвященный Филарет был вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. По прошествии года состоялось назначение его на кафедру в Чернигов. Владыке исполнилось 54 года.
На Черниговской кафедре (1859—1866)
   Чернигов был последним местопребыванием архиепископа Филарета. Здесь его служение продлилось 7 лет. Этот период был самый плодотворный для его научно-богословской деятельности. Многолетний и всесторонний опыт, богатейший запас знаний позволили ему переработать и подготовить к печати капитальные труды: «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви», «Историкостатистическое описание Черниговской епархии», «Дополнение к обзору русской духовной литературы», «Русские святые», «Святые подвижницы Восточной Церкви».
   Здесь же им было издано знаменитое «Православное богословие». Святитель Филарет Московский первый дал оценку этой работе: «труд благопотребный».
   Владыка привел в порядок дела семинарии и выстроил новое здание. Чтобы дать будущим пастырям достойное образование, он привлек лучшие преподавательские силы и увеличил им жалованье из епархиальных средств. В 1862 году архиепископ Филарет открыл при семинарии ученическую библиотеку и подарил в нее все свои сочинения, а в завещании указал передать туда и личную библиотеку, насчитывавшую 1572 наименования.
   Неутомимый труженик-архиепископ основал в Чернигове печатный орган — «Черниговские епархиальные известия», начавший выходить с июля 1861 года. В Стародубе было открыто духовное училище для детей духовенства. В Чернигове Владыка открыл женское училище, пожертвовав из своих средств 1000 рублей. Владыка отремонтировал Елецкий монастырь, построил в нем на свой счет типографию и подарил ее монастырю. Ревнуя о просвещении народа, архиепископ Филарет добился того, что число церковно-приходских школ к 1863 году возросло до 848. Учащихся насчитывалось более 17 тысяч. Любовь и научный интерес к истории своей Родины побуждали Архипастыря заниматься археологией Черниговской земли. Всесторонне исследовав русские летописи, Владыка открыл такие пути, которых до него не знала русская историческая литература. Задумав восстановить древний Спасо-Преображенский собор в Чернигове в его первоначальном виде, владыка Филарет решил учредить особое Общество по охране местных памятников старины.
   Труды высокопреосвященнейшего Филарета вызывали пристальный интерес не только среди лиц духовного звания, но они пользовались высоким авторитетом и в светском обществе.
   «Не было почти ни одного светского литературного журнала, который бы не посвятил нескольких статей разбору его сочинений, отдавая дань уважения его таланту и познаниям».
   Многие научные общества почтили его дипломами. В 1847 году Владыка был избран действительным членом Императорского общества истории и древностей российских, а также членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества. В 1852 году он стал действительным членом Русского географического общества и почетным членом Харьковского императорского университета. С 1856 года он — почетный член Императорского русского археологического общества. С 1857 — почетный член Киевской духовной академии. В 1860 году архиепископ Филарет становится доктором богословия (в Киевской духовной академии). С 1865 года он — почетный член Московской духовной академии.
   В 1866 году архиепископ Филарет был пожалован орденом святого благоверного князя Александра Невского.
Кончина архиепископа Филарета
   Его земной путь окончился в 1866 году, когда ему было только 61 год. В Киевской земле появилась страшная болезнь — холера, грозя перейти в соседнюю Черниговскую губернию. Именно в это время вы- сокопреосвященнейший Филарет решил посетить места, охваченные бедствием. «Я нахожу мою поездку благовременной и благопотребной, — отвечал архиепископ на возражения, — народ упал духом, его следует ободрить».
   Владыка выехал 5 августа из Чернигова и успел посетить несколько приходов. В Конотоп он приехал 8 августа уже больным. Вечером болезнь усилилась. Около полуночи он соборовался и причастился Святых Христовых Таин. В 5 часов утра 9 августа 1866 года его не стало. Страшная болезнь не дошла до Чернигова и прекратилась.
   Весть о кончине знаменитого архипастыря разлетелась по всей епархии. Когда тело владыки отбыло из Конотопа, весь народ собрался к собору и провожал гроб за городом 2—3 версты. От одной церкви до другой владыку провожали с хоругвями и крестным ходом при неумолкаемом пении. В Чернигове любимого архипастыря встретило множество народа, к которому примкнули воспитанники учебных заведений. «И, Боже, как плакали дети!» — восклицает очевидец событий.
   Чин погребения совершал епископ Чигиринский Порфирий, викарий Киевской митрополии. Тело высокопреосвященнейшего Филарета было положено в Черниговском Ильинском Свято-Троицком монастыре.
   В своем завещании, написанном в 1853 году и вскрытом после его смерти, архиепископ Филарет писал: «Пред Тобою, Господи, должник я неоплатный. Благодеяния и милости, излитые Тобою на меня, грешного, необозримы; а я платил и плачу за любовь Твою нечестиями сердца. Агнче Божий, вземляй грех мира, покрой долги мои Правдою Отца Твоего! Заступница христиан, благая Матерь Сына Божия, не оставь меня недостойного, защити меня грешного Твоею молитвою к сыну и Богу Твоему».
   Богословская деятельность архиепископа Филарета
   Научно-богословское наследие архиепископа Филарета (Гумилевского) весьма обширно. Его изданные труды насчитывают 160 наименований. Они представляют собой тщательно отобранные и хорошо систематизированные материалы, касающиеся разных сторон церковно-богословской науки. Своими учеными трудами архиепископ Филарет обогатил богословскую науку не только глубокими по своему научному подходу исследованиями, но и открыл важные направления научной деятельности.
«Православное догматическое богословие»
   Курс лекций по догматическому богословию был составлен архиепископом Филаретом в годы ректорства в МДА (1835—1841). Занимая Черниговскую кафедру, архиепископ Филарет с учетом всестороннего жизненного опыта и полученного запаса научных знаний переработал академический курс и подготовил к печати в 1864 году. «Православное богословие» сразу привлекло к себе внимание и выдержало 3 издания (1864, 1865 и 1882). «Православное догматическое богословие» представляет собой двухтомник общим объемом более чем в 900 страниц (первый том 390, второй том — 540 страниц). Архиепископ Филарет, следуя святым отцам, излагает догматы в два этапа: собственно богословие (учение о Боге в Самом Себе) и домостроительство (учение о Боге в отношении Его к твари).
   Первый том состоит из неизменного Введения (здесь изложены основные понятия и методология предмета), Первой части, в которой излагается учение о Боге в Самом Себе и нравственное приложение догмата, и Второй части (Бог в явлении тварям), которая в первом отделении раскрывает учение о Боге как Творце мира, Промыслителе мира, во втором отделении как Творце и Промыслителе мира бестелесных духов и в третьем-как Творце и Промыслителе человека.
   Второй том, продолжая раскрывать Вторую часть догматики (домостроительство), состоит из нескольких отделений. В четвертом отделении говорится о Совете Божием о спасении людей. Пятое отделение (Сын Божий-Спаситель человека) посвящено христологии и сотериологии. Учение о Божественной благодати, семи церковных Таинств и самой Церкви находится в шестом отделении. Наконец, седьмое эсхатологическое отделение содержит учение о конечных судьбах всего мира, о Втором Пришествии Христовом, всеобщем Воскресении и последнем Страшном Суде.
   «Православное догматическое богословие» архиепископа Филарета, по выражению Н.Н. Глубоковского, дает действительное удовлетворение научной пытливости в догматических вопросах. Этой догматической системой Русская Церковь ответила на апологетические и интеллектуальные запросы своего времени. Догматы веры, согласно архиепископу Филарету, при своем положительном характере, имеют между собою глубинную связь и образуют из себя органическое целое. Как отмечал Н.Н. Глубоковский, в построении догматической системы архиепископ Филарет в первую очередь выдвигал момент исторического освещения, раскрывающий генетическую целостность развития богословской мысли. По замечанию проф. А.Л. Катанского, благодаря историческому методу раскрытия содержания догматов «Догматику» архиепископа Филарета можно назвать переходом от догматического богословия к историческому изложению догматов.
    «Историческое учение об отцах Церкви»
   Первоначальный курс лекций, прочитанный архиепископом Филаретом в МДА, был переработан им во время управления Рижской кафедрой (1841—1848). Книга в 3-х томах впервые была издана в Санкт- Петербурге в 1859 году и выдержала четыре издания (1859, 1882 — СПб., 1996 — Свято-Троицкая Лавра с издания 1859 г., 2001 — Сретенский монастырь с издания 1882 г.). Святейший Синод по достоинству оценил этот труд и в 1859 году присвоил архиепископу Филарету ученую степень доктора богословия.
   «Историческое учение об отцах Церкви» охватывает период от I до XIII века, затрагивая не только западных и восточных византийских отцов, но также и отцов русских. При изложении творений отца Церкви автор излагает его краткое житие, указывая на обстоятельства появления его творений; дает анализ трудов в систематическом порядке и завершает общей характеристикой богословия святого Отца.
   Труд состоит из трех томов; общий объем составляет более 1000 страниц (I-240 с., П-384с., Ш-450с.). Первый том состоит из Введения, где разбираются объем науки и основные понятия (Отец Церкви, Учитель Церкви); двух отделений (первое посвящено мужам апостольским, второе обнимает Отцов 140—312 годов) и Приложения, в котором приводятся Учители Церкви Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Второй том (он охватывает промежуток времени от 312 до 420 годов) посвящен великим отцам-каппадокийцам. Наконец, третий том (первая часть 420—610 гг., вторая часть 610—850 гг., третья часть 8501206 гг.), оканчивая рассмотрение Византийский Отцов Феофилактом Болгарским и Петром Дамаскиным, включает митрополита Киевского Илариона, преподобного Нестора-летописца и завершается рассмотрением трудов Кирилла, епископа Туровского.
   «Историческое учение об отцах Церкви» представляет собою первый русский курс патрологии. Этот труд был учебной книгой в духовных академиях, а его сокращенный вариант был введен как учебник по патристике в духовных семинариях. При чтении этого курса патрологии поражает обилие привлеченной богословской литературы, а также непременные ссылки на первоисточники, прочитанные автором в оригинале. Из всех курсов по патрологии «Историческое учение об отцах Церкви» выделяется полнотой охвата персоналий святых Отцов и обстоятельным изложением. Этот курс до сих пор остается непревзойденным как по своему научному и учебному значению, так и по глубине решений отдельных богословских вопросов. О многих святых отцах, внесших значительный вклад в развитие православного богословия, труды которых являются важной вехой на пути христианской мысли, можно прочесть только в этом обстоятельном труде.
   Профессор Н.Н. Глубоковский1 ставил в заслугу преосвященному Филарету правильное определение объема патрологической науки, т.е. полноту богословского анализа творений святых отцов. Исследователь, анализируя в первую очередь догматическое учение, должен обращать внимание на все богословские темы, затрагиваемые в сочинении отца Церкви: толкования Священного Писания, литургические вопросы, философию, филологию и многое другое. Кроме того, архиепископ Филарет дал Патрологии строго историческое направление, где все получает фактическую мотивировку и подлинный смысл как по генезису, так и по содержанию.
   «Обзор русской духовной литературы»
   «Обзор русской духовной литературы» представляет собой первый и единственный курс русской патрологии. Следуя святому Иерониму, написавшему книгу «О замечательных мужах» — первую историю христианской литературы, — архиепископ Филарет включил в свое сочинение произведения как русских святых отцов и писателей духовного чина, так и произведения светских лиц. В предисловии к своему сочинению архиепископ Филарет подчеркивает, что стремился написать именно обзор, а не историю литературы, а потому сознательно ограничивается краткими и самыми существенными замечаниями. Автор считает своим долгом упомянуть не только о писателях важных, но также непременно отметить и писателей малоизвестных, чтобы соблюсти научную объективность и полноту охвата исторических персоналий.
   «Обзор» состоит из двух книг общим объемом в 511 страниц (274 и 237). Первая книга состоит из четырех периодов и охватывает Русских духовных писателей от IX до XVIII веков. Первый период (862—1237 гг.) архиепископ Филарет начинает со святых просветителей славян Кирилла и Мефодия и завершает митрополитом Кириллом I, а также приводит сочинения безымянных авторов этого времени. Второй период (1237—1410) открывается трудами епископа Кирилла Ростовского и доходит до Епифания премудрого. Третий период-от святого митрополита Фотия до царевича Иоанна, сына Ивана Грозного, и составителя второй Новгородской летописи-охватывает время 1410—1588 гг. Наконец, четвертый период, обнимая годы с 1588 по 1720, включает как юго-западных, так и северных русских духовных писателей. Вторая книга дает обзор писателей XVIII и XIX века (1720—1863) начиная от непосредственных учеников Лихудов (Феодор Поликарпов Орлов) до таких известных фамилий как А.С. Хомякова, Ф.Н. Глинка, свящ. Петр Делицын, И.Н. Певницкий, В.И. Лебедев... Книга снабжена алфавитным указателем. Филарет (Гумилевский) работал над этим сочинением много лет, избрав для научной обработки отрасль знания, до него почти не затронутую в научно-богословских трудах. Первый раз книга увидела свет в 1859 году. После выхода второго издания в 1863 году, архиепископ Филарет много работал над дополнениями. Они печатались в неофициальной части «Черниговских епархиальных известий» и заняли с 1863 по 1865 годы до 290 страниц убористой печати (190 страниц дополнений к первой книге и 100 страниц дополнений ко второй). Некоторые параграфы были полностью переработаны. Сам Филарет намеревался издать эти дополнения в отдельной книге. В 1870 году его наследники намеревались сделать то же. Наконец, в третьем издании 1884 года эти дополнения были изданы и включены в самый текст книги.
   «Обзор русской духовной литературы», к сожалению, до сих пор не переизданный, превосходит по полноте охвата все известные до сих пор работы по данному предмету. Этот труд представляет собою настоящий энциклопедический справочник.
   «Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви»
   Святитель Филарет (Гумилевский), будучи знатоком церковного пения, подготовил этот труд к изданию в последние годы своей жизни, занимая Черниговскую кафедру. Стремясь подойти к истории богослужения Православной Церкви с научной стороны, преосвященнейший Филарет внимательно прочитал изданные сочинения Отцов и писателей церковных, посвященных богослужению. Работая над книгой, ученый архипастырь внимательно и не один раз пересмотрел греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки, а также выписывал из Вены другие греческие рукописи.
   В книге приводятся цитаты подлинников на греческом языке и даются указания на издания рукописей. Привлечен богатый научный аппарат, включающий издания первоисточников, а также обширная литература по предмету. Труд высокопреосвященнейшего Филарета содержит уникальные сведения о многих авторах церковных песнопений, которые можно почерпнуть только из этой книги.
   Книга состоит из трех частей общим объемом 393 страниц (184, 95 и 100) и охватывает период от I до XVII веков христианства (11664 гг.). В первой части рассматриваются творцы церковных песнопений начиная от Апостолов до преподобного Симеона Дивногорца (1625 гг.). Вторую часть открывает Георгий Писида и завершает митрополит Игнатий (626—860 гг.). Третья часть начинается с патриарха Фотия и завершается Мелетием Сиригом (867—1664гг.). Книга снабжена алфавитным и предметным указателями.
   Книга выдержала четыре издания (1860 — СПб., 1864 — Чернигов., 1902 — СПб., 2000 — репринт, Свято-Троице Сергиева Лавра). «Исторический обзор песнопевцев» является большим вкладом в историческую литургику. Это важное дополнение к курсу патрологии. Книга может служить хорошим справочником по многим предметам церковнобогословской науки: истории Церкви, патрологии, агиологии, исторической литургике и источниковедению...
   Труды по агиологии
   И в этой области архиепископ Филарет оставил замечательные исследования. В первую очередь следует отметить труд «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно». Труд состоит из трех книг (сентябрь-декабрь — 612 с., январь-апрель — 585 с., май-август — 568 с.). Желая представить православному читателю богатство русской святости, архиепископ Филарет заботился, чтобы не пропустить ни одного святого, почитаемого Церковью. Он отыскивал акты духовных управлений с сообщениями об их церковном почитании. Имея перед собой назидательную цель, преосвященный Филарет заботился и о цели исторической. Рассказывая о жизни святого, автор постоянно указывает на рукописи его жития и на другие источники, а в подстрочных примечаниях приводит ученые исследования. Этот труд-прямое продолжение «Житий Святых» святителя Димитрия Ростовского, которого архиепископ Филарет почитал с юности.
   В сочинении «Святые южных славян» архиепископ Филарет представил духовную жизнь родственных нам славянских народов. Митрополит Филарет (Дроздов) писал ему: «Благодарю за сообщение мне Вашего труда «Святые южных славян». Вы сделали новое открытие в полноте Православной Церкви».
   Другая интересная работа в области агиологии, которой мы обязаны архиепископу Филарету Черниговскому, — это книга «Святые подвижницы Восточной Церкви». Здесь автор открывает перед читателем исполненную святости жизнь святых дев и жен-пустынниц. Победив при помощи Благодати Божией немощь женского естества, они явились примерами духовной жизни для всего христианского мира. Обозрение оканчивается X веком: сведения о других веках оказались в недоступных для архиепископа Филарет греческих рукописях.
   «История Русской Церкви»
   В истории русской науки это фактически первый фундаментальный труд. Трудами многих ученых был собран огромный материал, но полная история Русской Церкви отсутствовала. Как пишет Н.Н. Глубоковский, самоотверженный и даровитый архиепископ Филарет смело взял и благополучно выполнил научную систематизацию накопленного материала. Он дал развернутую картину исторического развития Русской Церкви от начала ее возникновения до своего времени. Богатство фактического материала, ясность слога, обилие выписок из рукописных источников, делают эту книгу важным сочинением для историка.
   «История Русской Церкви» отличается полнотой материала, к которой преосвященный автор стремился во всех своих сочинениях. Внутренним критерием для архиепископа Филарета служило твердое убеждение, что «историк Церкви должен быть верен правде, а для сего он должен быть истинным христианином».
   Следуя историко-богословской методологии в изложении событий, архиепископ Филарет в первую очередь уделял внимание событиям, важнейшим по своему влиянию на положение Церкви. Этими событиями были нашествие монголов, разделение митрополий, принятие патриаршества и синодальный период. Распределение исторического материала, осуществленное преосвященным Филаретом, в основных чертах удерживается и до сих пор. В сокращенном виде «История Русской Церкви» впервые увидела свет в 1859 году, и по определению Святейшего Синода много раз издавалась как учебник.
   Проповеди
   Архиепископ Филарет известен не только как ученый-богослов, но также и как замечательный проповедник. Три тома его поучений были изданы впервые в 1858 году. Слова и речи, которые владыка Филарет обращал к своей пастве во время многотрудного служения на Рижской кафедре, занимают два тома.
   Особенно известны его «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», которые произносил Преосвященный во дни Великого Поста, будучи на Харьковской кафедре. Всех бесед 60. Владыка Филарет подошел к Евангельской истории как истинный историк и изложил повествования Евангелистов в строго хронологической последовательности. Тем самым он явил своей пастве Евангельские события в их ясном историческом характере и порядке. В назидательных «Беседах», проникнутых духом искренней и сердечной любви, архиепископ Филарет дает уроки подлинной христианской жизни людям самых различных возрастов и положений.
   Нравственные поучения владыки Филарета неразрывно связываются в «Беседах» с догматическим учением Церкви, столь необходимым каждому христианину. В «Беседах» можно найти обстоятельное, точное и ясное изложение важнейших догматов Православной веры, в них содержатся ответы на многие насущные вопросы богословски неравнодушного христианина: Божественное достоинство Спасителя, Его единосущие и равенство с Богом Отцом, необходимость страданий и смерти Иисуса Христа для спасения человечества, о необходимости благодати Божией в деле спасения и многое другое.
   Статьи и другие произведения
   Среди трудов архиепископа Филарета привлекают внимание его научно-богословские статьи и критические заметки, отличающиеся обстоятельностью исследования вопроса и глубиной выводов, подчас опережающих его время. Среди их числа следует указать на «Исследование о смерти царевича Димитрия», помещенную в журнале «Чтение в Обществе Истории и Древностей Российских», 1858, № 1. Привлечение практически всех источников по данному вопросу — как отечественных, так и иностранных — позволило автору расставить все точки над «i» в этом сложном вопросе. До уровня этой статьи так и не поднялся ни один из последующих историков, занимавшихся этой темой.
   Историко-богословский анализ трудов архиепископа Филарета — дело будущего обстоятельного исследования. Не имея возможности отметить достоинства других, не менее талантливых его сочинений, следует указать на труды по библеистике и переводам. Среди первых — «О послании апостола Павла к Галатам» и «Учение Евангелиста Иоанна о Слове». Среди вторых — перевод «Луга духовного» Иоанна Мосха и перевод с сирийского «Завещания» преподобного Ефрема Сирина.
Заключение
   Профессор СПбДА А.Н. Барсов писал: «всем известны его (ар- хиеп. Филарета) многочисленные, исполненные глубокой учености сочинения, без их пособия не обходится ни один современный богослов». В высочайшем рескрипте, сопровождавшем орден святого Александра Невского, пожалованный архиепископу Филарету, говорилось: «Ученые труды его составили украшение духовной отечественной письменности». Заслуги архиепископа Филарета (Гумилевского) перед русской богословской наукой действительно велики. Память о нем сохранится навсегда в истории Русской Православной Церкви богословской науке.


1   Глубоковский Н.Н. Указ. соч., с. 68.

Часть 1

Помощь в распознавании текстов