святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть IV. Возрасты естественного человека

Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит. 18:3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим. 3:13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых126; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени.

Объяснение возрастов естественного человека

Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс. 7:15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс. 35:5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский.

Младенческий возраст

Младенческий возраст плотской силы можно объяснить через сравнение его с естественным младенчеством человека. Как в естественном младенчестве, так и в младенческом возрасте плотской силы, главная и отличительная черта – опрометчивость и непостоянство127. Плотская сила обнаруживается в сем возрасте в зависимости от предметов, на которые она воздействует. Если она воздействует на разум естественного, невозрожденного человека, то совершенно помрачает его, и человек уже «не ведает, что творит»128. Отсюда состояние неведения129. Если она воздействует на волю, то человек хотя бы и знал, что должно и чего не должно делать, однако не делает должного (см. Рим. 7:19–21). Отсюда состояние нерадения130. Если, наконец, она действует на совесть, то хотя человек и знает, что делает, и делает то, что знает, но делает неправильно. Отсюда состояние неправоты131. Каждое из этих трех состояний имеет свои подразделения. Те, кто находится в состоянии неведения, или ничего духовного не знают, как язычники132, или знают, но не все то, что нужно, как иудеи133 и некоторые из христиан134, или ничего и никак знать не могут, как лишенные ума и бесноватые. Те, кто находится в состоянии нерадения, следуют или растленной своей природе и похотям сердечным, отчего происходят нравственные натуралисты135, или обычаям мирским136, отчего и происходит название «мiр» (Ин. 15:18), или скотской природе137, поскольку водятся только чувственностью, почему и называются «плотью и кровью» (1Кор. 15:50). Наконец, в состоянии неправоты пребывают, во-первых, те, которые, ужасаясь строгости закона и тяжести наказаний, последующих за нечестием, питают против Бога тайную ненависть, и хотя стараются исполнить закон, но не имеют ни истинной любви, ни благодати. Состояние таковых называется нравственным, духовным рабством138. Во-вторых, в состоянии неправоты пребывают те, которые притворяются благочестивыми и других заставляют так думать о себе, а на самом деле не совлеклись поврежденной своей природы. Их состояние называется лицемерием139. И, наконец, те, которые сами себя обольщают мнимым своим благочестием. Состояние таковых называется самопрельщением140.

Юношеский возраст

Юношеский возраст внешнего, плотского человека, если сравнить его с юношеством по телу и духу, можно выразить и объяснить вообще состоянием ожесточения, в котором плотская сила по причине многократно повторяемых действий, ей свойственных, приобретает характер привычки, противится Божественной благодати141. Таковое состояние в Св. Писании называется жестокосердием142; оно сопровождается грубостью и объясняется через уподобление камню143, железу и меди144. То же должно заключить из свойственного этому возрасту упорного невежества145 – как язычников146, так и иудеев147; упорного нерадения, пребывая в котором человек совершенно точно знает, что должно делать, и, однако же, не только не делает этого148, но и не хочет делать149, а последует внушениям мира150 и плоти151; упорной неправоты, при которой человек уже любит эту самую неправоту152, силится вовлечь в то же состояние других153, с совестью же своей нимало не советуется154 и не чувствует ее угрызений155.

Последний возраст

Отличительное свойство последнего возраста плотской силы – ожесточение, простирающееся до отчаяния. Человек доходит до этого состояния: через совершенное неведение веры, надежды и любви Божией, как Иуда156, или вообще через упорное неведение Бога, как фараон157; через совершенное нерадение, как народ израильский во время пророка Иеремии158; через совершенное нечестие, как язычники, о которых пишет апостол Павел159. С этим последним возрастом сближается наказание от Бога, как показывает погибель Иуды и фараона160.

* * *

126

«Мерою Ты наказывая его, когда отвергал его» (Ис.27,8).

127

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4,14).

128

«Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают"" (Лк. 23,34).

129

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17, 30).

130

«Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25, 24–25).

131

«Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей?» (Ис.44, 20). Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: оно увеличивается» (Иов.10, 15–16).

132

«Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17, 30).

133

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (1Пет. 1,14).

134

«Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15, 34).

135

«Предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1, 24). Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» (Еф.2,3).

136

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

137

«Но человек, будучи в чести, не уразумел; уподобился скотам несмысленным» (Пс.48, 13).

138

«Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал.4, 22–25). «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы... избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2, 14).

139

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6, 5,16).

140

«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1,26).

141

«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притч. 22, 15). «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Услышав ответ от Господа, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19, 16–22).

142

«По жестокосердию вашему Бог позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19,8).

143

«О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иер.5, 3).

144

«Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный» (Ис.48, 4). «Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо,– все они развратители» (Иер.6, 28).

145

«Так фараон и после многих явных знамений не захотел познать Бога, но говорил: ""Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу"" (Исх. 5, 2).

146

«Через несколько дней Феликс призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя"" (Деян.24, 24–25).

147

«Когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3,15–19).

148

«Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4,17). «Случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2, 22).

149

«Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10, 26–29).

150

«Оставив прямой путь, они заблудились... Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Пет. 2,15 и 20).

151

«Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти» (2Пет. 2, 9–10).

152

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца... А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Апок.22,1,15).

153

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23,15).

154

«Ты называешься Иудеем, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2,17).

155

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4,1–2).

156

«И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27, 5).

157

«И сказал Господь Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его». И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и полевую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И сказал Господь Моисею: «Простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их». И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря» (Исх. 24, 21–28).

158

«Но они говорят: «Не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца"" (Иер.18, 12).

159

«Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4,19).

160

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления (Прит. 29, 1). Видел я нечестивца грозного, разросшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс.36, 35–36).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть III.О духовном бессилии человека естественного святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Опыт православного догматического богословия. Том III – Глава II. О Боге-Промыслителе мира святитель Сильвестр (Малеванский)

3. Православное догматическое богословие. Том 2 – Глава II. О Боге Промыслителе существующего мира духовного протоиерей Николай Малиновский

4. Исторический очерк развития христианской апологетики или основного богословия профессор Николай Павлович Рождественский

5. Лекции по введению в круг богословских наук – I. О БОГЕ епископ Михаил (Грибановский)

6. Охридский пролог – 1. Святитель Марк, епископ Арефусийский в Сирии святитель Николай Сербский

7. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Праведник преподобный Ефрем Сирин

8. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – РУКА схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Целомудрие святитель Димитрий Ростовский

10. Библейская энциклопедия – Шилша архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle