святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека

Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого «сокровенный сердца человек», зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей видимой твари (Рим. 8:19–21), решительное стремление познавать и исполнять волю Божию161 и цель искупления нашего162. Чтобы полнее изъяснить, каким образом новый человек зачинается и рождается в сердце, нужно раскрыть: возможность его зачатия и рождения; понятие о Зачинающем и Рождающем; самое действие зачатия и рождения.

Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека

Сердца всех людей, заключенных под грехом163, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведения, как язычники (см. Деян. 17:30), или нерадения164, или неправоты165, или рабства166, или лицемерия167, или самопрельщения168, или ожесточения169, и даже отчаяния170. Возможность такого зачатия и рождения явствует из свойства благодати Божией, преизбыточествующей при умножении греха (Рим. 5:20); из свойства духовного зачатия, которое объясняется в Св. Писании через уподобление огню, все истребляющему, и молоту, стирающему камни (Иер. 23:29; Евр. 12:29), узким вратам и тесному пути, вводящему в жизнь (Мф. 7:13); из свойств плотского человека. Ибо никто до кончины своей не нисходит в совершенную глубину отчаяния; луч надежды не погаснет до тех пор, пока в жизни, подверженной переменам, остается еще возможность исправить и изменить собственное произволение.

Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека

Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и со стороны человека171. Это должно заключать из того, что возрождение приписывается то Богу172, то самому человеку173; равно как необходимая для возрождения вера, приписывается человеку174, а между тем она есть дар Божий175; или обращение есть дело Божие, и вместе – человеческое176. Разница в том, что в зачатии и рождении сокровенного сердца человека Бог участвует первоначально177, деятельно178, положительно179, а человек – второстепенно180, подчиненно181, отрицательно182. Такое взаимное содействие со стороны Бога и самого человека при зачатии и рождении сокровенного сердца человека можно видеть в притче о блудном сыне (Лк. 15:11–32). В ней со стороны человека представляются: некоторое предварительное познание о Боге, прекращение рассеянности, или возвращение ума к себе от вещей внешних; познание преизобильной благости Божией183; сознание собственной немощи и отчаянного положения, которое происходит со стороны его самого, ближних184, животных185 и вещей186 необходимо нужных; отклонение воли от настоящего бедственного положения и обращение к лучшему, или твердое намерение такого обращения187; признание грехов, или искреннее покаяние, осуждение, уничижение самого себя188, желание возвратиться к Богу, несмотря ни на какие препятствия189; сыновние молитвы к Богу, соединенные с отвержением самого себя190; сыновняя покорность Богу, надежда и постоянная любовь к Нему191. Со стороны Бога в этой притче представляются: предварительное возбуждение человека192, милосердие к нему, исхождение ему навстречу193; неизменяемая Отеческая любовь194; приглашение Ангелов к служению ему195; изнесение и дарование ему даров: одежды, уготованной Христом196, т.е. заслуг Его, перстня – печати искупления, сапог – духовного хождения и евангельского благовествования.

Самое действие зачатия и рождения

Само действие, по которому сокровенный сердца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17:20–21), которое находится во власти единого Бога Отца197, в любви Сына Его198 и в воле Духа Святого199. Впрочем, Св. Писание не оставляет этой тайны без возможного объяснения, называя ее обращением от себя к Богу (Иез. 18:30), восстанием от сна (Еф. 5:14), воскресением из мертвых (Рим. 6:4), или собственно совершенной преданностью Иисусу Христу, соединенной с трепетом и ужасом200, твердой решимостью любить ближнего201 и любовью ко Христу202, без которой нельзя любить ближнего. Отсюда видно, что зачатие и рождение нового человека сопряжены с различными чувствованиями, потрясающими поврежденное естество человека. Главные же из них – это чувствование скорбей, свойственных поврежденному естеству203, чувствование духовной сладости по причине уврачевания духовных болезней204 или восстановления духовной жизни205, и чувствование силы духовной, которая даруется сердцу206, принимается им207 и становится, так сказать, душой души208 и сердцем самого сердца209.

Пусть никто не прельщает вас вздорными и ложными словами о том, что можно познать Божественные тайны нашей веры без посвящения и просвещения Святым Духом. Вместилищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Поэтому все мы непременно должны прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры в глубинах души нашей. Потом на этом основании создать храм внутреннего благочестия души, возведя высокие и крепкие стены из разных видов добродетелей. Когда, таким образом, ограждена будет душа со всех сторон, как стенами, и когда в ней водворится и укоренится всякая добродетель, – возложим на это здание и кровлю ведение Бога, и дом Духа будет завершен. Прп. Симеон Новый Богослов

* * *

161

«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

162

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3, 13–14).

163

«Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал.3, 22). «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3, 19).

164

«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5,14).

165

«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1, 13).

166

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2,14).

167

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?"" (Мф.3, 7).

168

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор. 3, 18–20).

169

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, идам вам сердце платяное» (Иез.36, 26).

170

«Вы были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф.2,12–13).

171

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4,8). «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя» (2Пар. 15,2–4).

172

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36, 26).

173

«Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез.18, 31).

174

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14,1).

175

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2, 8–9).

176

«Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле» (Плач. 5, 21). «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой"" (Иер.31,18). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.18, 30).

177

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4–5). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2, 11–12).

178

«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2,13). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава... от века до века» (Еф.3, 20–21).

179

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. 3, 7).

180

«Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор. 3, 4–5).

181

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

182

«Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха... зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 6–7, 9–12).

183

«Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода"" (Лк. 15,17).

184

«И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (Лк. 15,15).

185

«И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15,16).

186

«Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк. 15,14).

187

«Встану, пойди к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою"" (Лк. 15,18).

188

«И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15,19).

189

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20).

190

«Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим"" (Лк. 15, 21).

191

«А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги"" (Лк. 15, 22).

192

«Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк. 15,14).

193

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20).

194

«И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно... Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода...» Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его... А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся"" (Лк. 15, 12–24).

195

«Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

196

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3,5).

197

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1, 7).

198

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9).

199

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

200

«Савл сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?"" (Деян.9, 6).

201

«Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо"" (Лк. 19, 8).

202

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7, 37–38).

203

«Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,– и того нет у меня» (Пс.37, 11).

204

«При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93, 19).

205

«О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 2–3).

206

""Вот завет дому Израилеву,– говорит Господь,– вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом"" (Евр.8, 10).

207

«Да даст вам Бог, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3,16–17).

208

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9).

209

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22, 37). «Семя есть слово Божие; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8,11 и 15).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть III.О духовном бессилии человека естественного святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Опыт православного догматического богословия. Том II – 2. Частные свойства существа Божия святитель Сильвестр (Малеванский)

3. Православное догматическое богословие. Том 2 – Частное учение протоиерей Николай Малиновский

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Богословие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Лекции по введению в круг богословских наук – I. О БОГЕ епископ Михаил (Грибановский)

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Юность святитель Димитрий Ростовский

7. Библейская энциклопедия – Сарецер архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Сострадание преподобный Ефрем Сирин

9. Для клира и народа – Апостолы и Евангелия суббот и воскресных дней Святого Великого Поста Иван Георгиевич Айвазов

10. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle