святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть VI. О внутренней природе сокровенного сердца человека

Изображение сокровенного сердца человека в Священном Писании

Человек возрожденный, или сокровенный сердца человек, по отношению к своей природе в Священном Писании называется чадом Божиим (Ин. 1:12), сыном света (Лк. 16:8), рожденным свыше (Ин. 3:3), ожившим из мертвых, небесным или облеченным во образ небесного (1Кор. 15:47–49), человеком внутренним (2Кор. 4:16), духовным (1Кор. 2:15), новым (Еф. 4:21, 24), новой тварью (2Кор. 5:17). Чтобы полнее раскрыть природу, или качества сокровенного сердца человека, нужно рассмотреть состояние способностей его – как высших, так и низших, а также состояние его тела.

Состояние разума сокровенного сердца человека

В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая помазанием, полученным от Бога, которое учит всему (1Ин. 2:27), познанием славы Божией (2Кор. 4:6), светом (1Ин. 2:9), собственно же – премудростью и откровением вещей духовных (Еф. 1:16–17), познанием духовным210, истинным211, умом Христовым (1Кор. 2:16). Таковое состояние силы в разуме сокровенного сердца человека можно удобно усмотреть, если принять во внимание:

а) причину ее, которая есть Бог – Свет (Ин. 1:5), Бог истины (Пс. 30:6);

б) средство, которое есть слово истины (2Кор. 6:3–4, 7; Еф. 1:13), которое сравнивается со светом, сияющим во тьме, просвещающим сердца всех (2Пет. 1:19), даже младенцев (Пс. 18:8), освещающим все пути жизни (Прит. 6:23);

в) образ действия ее на разум, называемый пребыванием Слова Божия внутри человека212, любовью к слову Божию, как чистому словесному молоку213, возрастанием в разуме Божием, во всяком роде премудрости214, сообщение даров духовных215, дарование знания языков216, сверхъестественное откровение;

г) следствия, которые заключаются в познании истины217, в суждении и умствовании, способности понимать все218 и веровать без малейшего сомнения219;

д) конец, который есть восстановление образа Божия (Кол. 3:9–10) или божественного ведения премудрости в разуме.

Состояние совести сокровенного сердца человека

О совершенстве совести сокровенного сердца человека можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, всегда бодрствует (1Фес. 5:6), всегда та же; всегда действует правильно, поскольку всегда праведна, свободна220, чиста (1Тим. 3:9; 2Тим. 1:3), добра (Евр. 13:18), имеет дерзновение (1Ин. 3:21) явиться пред престолом благодати (Евр. 4:16), славы221, суда Божия222, имеет дерзновение просить223, уповать224 – и при таких бедствиях225, которые приводят целый мир в ужас и трепет226.

Состояние воли сокровенного сердца человека

Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека, рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях – отрицательное и положительное, образ и результат ее совершения. Отрицательное начало, которому следует воля сокровенного сердца человека, есть самоотвержение, противоположное общему началу поврежденного естества, т.е. самолюбию (см. Мф. 16:24). Оно есть внутреннее, свободное, действительное, постоянное отвержение по отношению к многим знаниям227, многообразным учениям228, естественной мудрости и превосходству в слове229. По отношению к воле оно есть презрение и отвержение всего того, что составляет самолюбие, выражаемое сластолюбием, сребролюбием, гордостью. По отношению к телу оно есть отвержение красоты, силы, здравия и самой жизни230. По отношению к внешнему состоянию – отвержение близких (см. Лк. 14:26), друзей; по отношению ко внутреннему состоянию – отвержение добрых дел, когда они ему или нравятся231, или приносят похвалу232, отвержение совершенств, составляющих собственную частную славу, а не общее и истинное благо233. Отсюда следует, что истинное самоотвержение есть не только отвержение души от всякого зла, но также и от по-видимому полезного и доброго, и даже от самого самоотвержения с тем, чтобы оно не было обращаемо в нашу похвалу или нами самими, или другими через нас, а потому не превратилось мало-помалу в гнуснейшее самолюбие234.

Положительное начало воли сокровенного сердца человека есть любовь к Богу, изливаемая в сердца человеческие Духом Святым (Рим. 5:5); любовь не рабская, соединенная со страхом или опасением наказания, не наемническая, соединенная с ожиданием наград, но сыновняя – как к Отцу, Божественная – как к Существу Пресовершенному. Следствие и плод такой любви есть истинная добродетель235 и непререкаемое совершенство. Образ совершения воли сокровенного сердца человека есть Божественная свобода236 совершать дела духовные237, не плотские. Ибо она есть обращение к Богу от рабства греха (Ин. 8:34–36), мира (1Ин. 4:4–6), князя тьмы (Кол. 1:9, 13), закона (Деян. 15:5–10; Гал. 5:22–25); конец же совершения воли есть общение с Богом238 по душе239 и по телу240, которое становится храмом Духа Святого, при посредстве Иисуса Христа241, единственного Ходатая между Богом и человеком.

Образ такового общения – непостижимая, неизреченная тайна242; впрочем, она не оставлена в Священном Писании без объяснения через различные уподобления: лозе и ветвям (Ин. 15:4), корню маслины и привитым ветвям (Рим. 11:17), главе и членам (Еф. 1:17, 22–23), жениху и невесте (Ин. 3:29; 2Кор. 11:2), чем выражается ни что иное, как жизнь человека во Христе (Рим. 8:1–2) и Христа в человеке (Гал. 2:20). Следствие сего общения есть мир, превышающий всякий ум (Флп. 4:6–7; Кол. 3:14–15), радость о Боге (Ис. 61:10), непрестанная (Ин. 16:22), преславная, неизреченная (1Пет. 1:8).

Состояние воображения сокровенного сердца человека

О совершенстве воображения сокровенного сердца человека можно судить:

а) по предметам, к которым оно устремляется, – духовным243, невидимым244, небесным245, Божественным246;

б) по самому действию, по которому оно принимает и удерживает только то, что сообщает Дух Святой или Дух Христов, живущий в человеке (Рим. 8:9);

в) по самому ограничению его, ибо сокровенный сердца человек удерживает воображение на каком-либо известном духовном предмете, каковы: Христос247, молитва248, непрерывная бодрость249, не допускающая до сердца прельстительных образов250, изгоняющая соблазнительные помыслы251, низлагающая помыслы гордые252, умерщвляющая «земные члены» (Кол. 3:5–8). Отсюда происходит покорение воображения Христу253, постоянство254, живость ощущения предметов духовных и духовный свет255.

Состояние памяти сокровенного сердца человека

Совершенство памяти сокровенного сердца человека видно из того, что он памятует твердо то, что ему заповедано256, что должно делать257, а забывает то, что уже сделано258; остроту ее и богатство умеряет духовной нищетой, кротостью259; немощь же восполняет обильным плодоношением, верой260 и простотой261, всегда покоряя ее разуму Божию262, внутреннему управлению Иисуса Христа, никогда не ища собственного воцарения и преобладания.

О чувствовании сокровенного сердца человека

О совершенстве чувственного пожелания сокровенного сердца человека удобно заключить из того, что хотя предмет его – чувственные блага, но такие, которыми облечены блага духовные263; он довольствуется необходимым для телесной жизни264 в том, что касается и числа265, и меры266, и ценности267, для высшей же духовной жизни дела плотские бывают умерщвляемы268. Что касается чувств обновленного человека, то внутренние чувства, хотя и не всегда у каждого и в одинаковой степени, но действительно отверсты, как-то: зрение269, слух270, вкус271, осязание272. Внешние же чувства или закрываются и отвращаются, как-то: зрение273, слух274, язык275, вкус276, осязание277, или направляются к лучшему278. Отсюда и все тело обновленного человека становится жертвой, благоугодной Богу (Рим. 12:1).

Нет ничего хуже, чем судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими. Таким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света. Желающий объять лучи солнца глазами человеческими не только не объемлет их и не достигнет цели, но еще и отдалится от нее и потерпит великий вред, повредив зрение. Тем более дерзающий вместить своими умствованиями Свет неприступный потерпит вред, оскорбляя Бога. Свт. Иоанн Златоуст

* * *

210

«Посему и мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).

211

«Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин. 7,18). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 3 и 8).

212

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут» (Ин. 15, 7). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8, 31). «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 48).

213

«Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет. 2, 2).

214

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3, 16).

215

«И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» (Чис. 11, 21).

216

«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4). «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17).

217

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы... за всех человеков, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2,1 и 3–4).

218

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор. 2,15).

219

«Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1, 6–7).

220

«Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор,10, 29).

221

«Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Ин. 2, 28).

222

«Теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Ею» (2Тим. 4,8).

223

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1Ин. 5,14).

224

«При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп.1, 20). Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3,6).

225

«Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1, 12).

226

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28).

227

«Слова мудрых... и составители их – от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12, 11–13).

228

«Учениями различными, и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца» (Евр.13, 9).

229

«Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?... И когда я приходил к вам возвещать свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.1, 19–20; 2, 1–2).

230

«Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». (Флп.1, 20).

231

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мф.6, 2).

232

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... они уже получают награду свою» (Мф.6, 16).

233

«Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона,– не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,19–22).

234

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13,3). «О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 2–3). «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения» (Рим. 6, 4–5).

235

«Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих Двух заповедях утверждается весь закон и пророки"" (Мф.22, 33).

236

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).

237

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5,1). Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8,1).

238

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,– да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).

239

«А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6,17).

240

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6,19)

241

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10,19–20 и 22); потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5, 30).

242

«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Х-ристу и к Церкви» (Еф.5, 32).

243

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4, 8).

244

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (2Кор. 4, 16–18).

245

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1–2). «Наше же жительство – на небесах» (Флп.3, 20),

246

«И сказала Мария: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем"" (Лк.1,46–47). «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет. 2, 19). «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2, 17). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

247

«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2, 5–7).

248

«Непрестанно молитесь» (1Фес. 5,17).

249

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Пет. 5, 8–9).

250

«Но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?"" (Лк. 24, 38)». Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою. Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс.18, 15).

251

«Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое"" (Мф.16,23).

252

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10,4–5).

253

«Сильные Богом, пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10, 4 и 5).

254

«Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал.3, 3). «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор. 16,13). «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Ев. 10, 39).

255

«Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: «Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе"" (Дан. 5,13–14). «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет». (1Кор.14, 37).

256

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8). Страннолюбия не забывайте, ибо через нею некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам; Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13, 2; 16).

257

«Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония» (Тов. 4, 5).

258

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и, простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Флп.3,13).

259

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 3 и 5).

260

«Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2,5). «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2Кор. 8, 2).

261

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» (Мф.18,2–3). «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф.6, 5).

262

«Сильные Богом, ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10,5).

263

«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его;... Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому;... Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс.26, 4; 83, 3,11).

264

«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6, 8). «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5, 6).

265

«Он сказал им в ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же"" (Лк. 3,11).

266

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5, 23).

267

«Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян.20, 33).

268

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8,12–13).

269

«И сказал Стефан: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога"" (Деян.7,56). «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3,16).

270

«Воззвал Господь к Самуилу: «Самуил, Самуил!» И отвечал он: «Вот я!» И побежал к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Но тот сказал: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись». И он пошел и лег... Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне. И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока» (1Цар. 3, 4–8).

271

«Ибо вы вкусили, что благ Господь» (1Пет. 2, 3).

272

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,– ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин.1,1–2)». И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?» Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: «Наставник! Народ окружает Тебя и теснит,– и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня"" (Лк. 8, 43–46).

273

«Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес?» (Иов.3,1–2); «Не пожелай красоты ее в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими» (Прит.6,25).

274

«Ищущие души моей теснились, и ищущие мне зла говорили суетное, и весь день помышляли о коварстве. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был, как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа. Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс.37,13–16). «Сын мой! Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (Прит. 5,1–5).

275

«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело;... так и язык – небольшой член, но много делает... язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак.3, 2, 5–10); «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс.140, 3).

276

«Лицемерят запрещающие употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4,3–5). «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание» (3Ездр.7,55). «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла» (1Тим. 5, 5–6).

277

«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью... прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет. 1, 4–7). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5, 24).

278

«Отвергни от себя строптивость уст, и обидные слова удали от себя. Г'лаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да не будут лукаво подмигивать. Прямо ходи ногами твоими, и пути твои исправляй. Не уклоняйся ни на право, ни на лево, удержи ногу твою от пути злого» (Прит.4, 24–27).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Православное Догматическое богословие. Том 1 – Часть вторая. Бог в явлении тварям святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Опыт православного догматического богословия. Том III – Учение частное святитель Сильвестр (Малеванский)

4. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВОЛЯ БОЖИЯ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Совершенство святитель Василий Великий

6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Неблагодарность святитель Димитрий Ростовский

7. Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта – Глава 1. О смирении аввы Пинуфия и старании укрываться преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Инкастратура профессор Александр Павлович Лопухин

9. Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям – Речь среди крестного хода при сретении иконы Успения Пресвятой Богородицы со святыми в ней мощами, присланной от Киево-Печерской Лавры,... cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

10. Библейская энциклопедия – Идей архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle