Библиотеке требуются волонтёры

Иисус Христос в исламе

Источник

12:36

Иисус Христос в Коране Иисус в хадисах и исламских преданиях Заключение

Иисус Христос в Коране

Коран не знает Иисуса Христа по имени, однако много говорит о личности Исы сына Марии, который в исламе ассоциируется с Иисусом Христом.

На арабском языке имя «Иисус» звучит как «Ясуг», а не «Иса», что породило в науке ряд теорий касательно происхождения имени данной коранической персоналии.

Точно определить причину данной перверсии вряд ли возможно, поскольку Коран был, во-первых, написан через 600 лет после Нового Завета, на языке отличном от оригинала, а во-вторых, Коран по своей природе апокрифичен, о чем подробнее будет сказано далее.

Важно отметить, что как не является реальным Иисусом персонаж из известной рок-оперы, или еще более известного булгаковского романа, так и коранический Иса не является подлинным, реальным Иисусом Христом.

Из текста Корана совершенно не ясно, где жил коранический Иса, в чем состоит его учение, и какова его биография.

По этой причине, чтобы узнать хоть какую-то информацию о жизни, происхождении, учении и учениках Иисуса Христа, мусульманам приходится забывать о Коране (который называет себя разъяснением всякой вещи) и обращаться к тексту Евангелия и апостольских посланий (которые они называют искаженными).

Коранический Иса не рождается в Вифлееме, не живет в Назарете и не идет в Иерусалим, не говорит Нагорную проповедь, не учит своих последователей молитве «Отче наш», не учит о рождении от воды и Духа, не страдает на кресте, не воскресает в третий день, не посылает Святого Духа и не учит, что прежде Авраама Он Есть, то есть не делает ничего ровным счетом из того, что делал реальный Иисус.

Вместо всего этого коранический Иса говорит, что не учил людей тому, что он и его мама Мария – это два бога прежде/помимо Аллаха (Коран 5:116), говорит из колыбели, что он пророк (5:110), оживляет глиняных птичек (5:110) и пророчествует о приходе после него пророка (Коран 61:6) по имени Ахмад (т.е. даже не Мухаммад, а именно Ахмад).

При этом по имени Иса упоминается в Коране 25 раз, в то время как «Мухаммад» (страд. причастие, означающее «хвалимый») упоминается лишь 4 раза.

Учеников Иисуса Коран, в отличие от средневековых исламских ученых, не знает по имени и обозначает странным наименованием – «хиварийюн» (диалогизаторы, от ар. «хивар» – диалог).

Иисус низводит с неба для этих своих диалогизаторов некую трапезу, вроде скатерти самобранки, чтобы они уверовали, при этом в кого или во что они должны уверовать, Коран умалчивает (Коран 5:114–115).

Важными аятами о кораническом Исе являются аяты 5:110 и 4:171.

В 5:110 Аллах предписывает Исе помнить милости, которые он излил на него.

В числе этих милостей называется то, что Аллах научил Ису Писанию, мудрости, Торе и Евангелию и поддержал его «Духом святым».

Толкователи Корана умалчивают о той странности, что Тора, Евангелие, упоминаются отдельно от Писания так, будто Писание, Тора и Евангелие – это разные вещи.

В 4:171 говорится, что Иса – посланник Аллаха, Его слово и Дух от него.

Относительно того, что означает дух от него в исламской сунне и тафсирах нет ответа1.

Передатчики хадисов и толкователи за множеством измышлений прячут свое полнейшее неведение и не понимание того, что же означает «Дух от него»2.

Например, имеется версия, что дух – это ангел Джибрил, что является невыносимым абсурдом, поскольку если Дух – это Джибрил, то из контекста Корана получается, что Иса – это Джибрил.

Тем более, что в толкованиях Корана часто объясняют наименование Исы Духом, говоря, что Дух означает дуновение от Аллаха, которое Джибрил принес Мариам и дунул на нее, после чего и возник в ее утробе Иса3.

Иными словами, знакомясь с различными исламскими толкованиями на разные аяты, приходится заключить, что Иса зачинает сам себя.

Еще больше проблем исламским экзегетам доставила кораническая формулировка, утверждающая, что Иса – это Слово Аллаха, которая, очевидно, вошла изначально в Коран как заимствование из христианства, пережила усманову и прочие редакции Корана и утвердилось в тексте.

Спустя пару веков, когда мусульмане познакомились с христианским богословием и осознали проблему, было уже поздно менять текст4.

Толкователи и богословы не знали, что делать с этой формулировкой, совершенно не укладывающейся в позднюю исламскую догму.

Максимум, что смогло предложить исламское богословие, это сказать, что Иса – Слово Аллаха, потому, что Аллах сотворил его своим словом5.

Однако Аллах все и всех сотворил своим словом, однако в Коране ни Мухаммад, ни халифы, ни Муса, ни Авраам, ни ангелы, но только Иса назван словом Аллаха.

Подытоживая свои разрозненные фразы о Христе, в которых не сказано о реальном Христе ровным счетом ничего, Коран пафосно заявляет, так, будто он не только без ошибок пересказал Евангелие, но и многократно дополнил его:

«Таков Иса сын Марии, слово истины, в котором они сомневаются» (Коран 19:34).

Иисус в хадисах и исламских преданиях

Несмотря на тот факт, что самый почитаемый сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» содержит только один хадис о кораническом Иисусе6 и один пересказ слов апостола Павла из послания к Коринфянам7, количество всевозможных преданий о Иисусе в исламе огромно и уступает только количеству таковых, посвященных Мухаммаду.

Неинформированность Корана о жизни и учении Иисуса, а также о том, где и когда Иисус жил, частично восполняется в хадисах, толкованиях Корана, а также в трудах различных исламских ученых средневековья (9–15 века).

Например, исламские толкователи Корана (муфассиры) в целом верно приводят ряд событий перед арестом Христа, как, например, умовение ног ученикам, моление о чаше, имена всех 12 апостолов8.

Исламские историки и знатоки хадисов приводят пересказы ряда притч, чудес и поучений Христа.

Весь этот материал можно подразделить на такие части как:

1. Исламизированные евангельские рассказы.

2. Апокрифический материал.

3. Сказания из жизни блаженных отцов, по ошибке приписанные Иисусу.

4. Предания неизвестного происхождения.

Более всего этого материала содержится в «Источниках вестей» Ибн Кутайбы9, «Рассказах о пророках» Ибн Касира10, «Набожности» Ахмада ибн Ханбаля11, в главах, посвященных кораническому Исе, у Ибн Касира в его всемирной истории12, а также в ряде других работ.

Заключение

Суммируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что Иисус в Коране, во-первых: не историчен, а во-вторых: является не столько личностью, сколько аргументом против божественности библейского Иисуса Христа, своеобразного учения о Троице, а также фигурой легитимизирующей пророческий статус Мухаммада сына Абдаллы из Аравии.

* * *

Примечания

1

См. например: Ас-Саалиби. Аль-Джавагиру ль-Хисан фи Тафсир аль-Куран. Бейрут. 1997. т. 2. с. 437.

2

Некоторые предполагали, что Иса назван Духом от Аллаха, поскольку он имеет тело и дух, то есть имеет состав, а Аллах состава не имеет, и потому Иса не часть Аллаха (Иса мураккабун ва Ллаа муназзагун ан ат-Таркиб).

Аль-Макдиси. Фатх ар-Рахман фи Тафсир аль-Куран. Дар ан-Навадир. 2011. т. 2. с. 236.

Другие выдвигали головокружительные версии: «Когда Аллах вывел из спины Адама духи (всех людей), чтобы вернуть их в его чресла, то Он удержал при себе Дух Исы, и потом послал его на Мариам, он (дух) вошел в нее (Мариам) и возник Иса».

Аль-Вахиди Абу ль-Хасан. Аль Васит фи Тасир аль-Куран аль-Маджид. Бейрут. 1994. т. 2. с. 143.

3

Абу Хаййан аль-Гирнати. Тафсир аль-Бахр аль-Мухит. т. 3. с. 417.

4

Прецедентов обнаружения различных ошибок в кораническом тексте теми или иными сподвижниками вместе с их высказываниями о нежелательности исправлять эти ошибки ради консервации уже кодифицированного текста – великое множестве.

В достоверных хадисах имеется множество сообщений, в которых ученики Мухаммада свидетельствуют о искажениях и ошибках в тексте Корана Усмана (является основой современного Корана).

Так, например, некоторые хадисы сообщают, что Али ибн Абу Талибу прочитали Коран 56:29 со словом «тальх» (колючки): «колючки рядами», на что он возмутился и сказал, что в данном аяте должно быть другое слово – «таль`», как в аяте 50:10, и текст должен быть: «бананы рядами». Когда же у него спрашивают не изменить ли неправильное на правильное, он отвечает, что сейчас уже не стоит исправлять в Коране (ля янбаги ан югаджа ль-Куран ва ля юхавваль).

См. Аль-Куртуби. Аль-Джами ли ль-Ахкам аль-Куран. Бейрут. 2006. т. 20. с. 195; Аль Багави. Маалим ат-Танзиль. Дару Тыба. 1989. т. 8. с. 12.

Аят 13:31, в версиях текста Ибн Аббаса, а также халифа Али был таким:

«Разве не стало ясно тем, которые уверовали…», в то время как нынешний текст Корана гласит: «Разве не отчаиваются те, которые уверовали…».

Ибн Аббас говорил по этому поводу: «Думаю, переписчик по ошибке написал неверный вариант (не отчаиваются), будучи сонным.

Ат-Табари. Аль-Джами аль-Байан фи тавиль аль-Куран. Каир. 2001. т. 13. с. 537; Ас-Суйути. Ад-Дурр аль-Мансур фи т-Тафсир би аль-Масур. Каир. 2003. т. 8. 457;

Аят 24:27 тоже содержит ошибку переписчика, по свидетельству Убаййа ибн Кааба и Ибн Аббаса.

См. Ибн Касир. Тафсир аль-Куран аль-Азим. Дар ат-Тыба. 1999. т. 6. с. 37, Ат-Табари. Аль-Джами аль-Байан фи тавиль аль-Куран. Каир. 2001. т. 17. с. 240.

Помимо этого, исламские источники с достоверными иснадами, по условиям Бухари и Муслима, приводят хадисы, свидетельствующие о наличии еще и грамматических ошибок в Коране. В частности, в аятах 20:63; 4:162; 5:69.

См. Ас-Суйути. Аль-Итакан фи ль-Улюм аль-Куран. Марказ ад-Дирасат аль-Кураниййа. т. 4. с. 1236; Абу Хаййан аль-Гирнати. Тафсир аль-Бахр аль-Мухит. т. 3. с. 417.

Еще одна ошибка переписчика, согласно свидетельству Муджагида и Рабиа ибн Анса, содержится в Коране 3:81, где вместо нынешних слов: «Аллах взял завет с пророков», должно быть: «Аллах взял завет с тех, кому даровано Писание».

Именно так было в тексте лучших знатоков Корана, указанных Мухаммадом – Ибн Масуда и Убаййа ибн Кааба.

См: Тафсир Ибн Мунзир. Медина. 2002. с. 272; Ибн аль-Джаузи. Заду ль-Масиир фи Ильм ат-Тафсир. Бэйрут. 2002. с. 206; Аш-Шавкани. Фатх аль-Кадир. Бейрут. 2007. с. 228; Ат-Табари. Аль-Джами аль-Байан фи тавиль аль-Куран. Каир. 2001. т. 5. с. 238.

5

Ибн Адиль. Аль-Любаб ви Улюм аль-Китаб. Бейрут. 1998. т. 7. с. 143.

6

Хадис передает Абу Гурэйра, в нем Мухаммад говорит: «Увидел Иса, сын Марии как некий человек крадет. Иса спросил: ты украл? Человек ответил: нет, клянусь Аллахом, помимо которого нет иного бога.

Иса сказал на это: верю Аллаху и не верю своим глазам».

См. Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2002. с. 854. № 3444.

7

«…от Абу Гурэйры, от посланника Аллаха, сказал Аллах: «Я приготовил для моих праведных рабов то, что глаз не видел, и ухо не слышало, и не приходило на сердце человеку.

Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2002. с. 854. № 3244, 4779, 4780; Сахих Муслим. Бейт аль-Афкар ад-Дувалиййа. 1998. с. 1136. № 2824.

8

Ат-Табари. Джами аль-Байан фи Та`виль аль-Куран. Каир. 2001. т. 7. с. 651–6 52, 656.

9

Ибн Кутэйба местами практически слово в слово цитирует некоторые отрывки из Евангелия, например, из Мф. 6:20–3 3.

См. Ибн Кутэйба. Уйун аль-Ахбар. Аль-Мактаб аль-Исламий. 2008. т. 2. с. 296–3 97.

10

Ибн Касир. Кисас аль-Анбийа. Дар ат-Тиба`а ва н-Нашр аль-Исламий. 1997. с. 694–7 64.

11

Ахмад ибн Ханбаль. Зугд. Аль-Мансура. 2005. с. 93–9 9, 110–1 13, 124–1 37.

12

Ибн Касир. Аль-Бидайа ва н-Нигайа. Дамаск. 2010. т. 2. с. 230–3 06.


Источник: Васильев Иоанн, свящ. Иисус Христос в исламе. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 07.07.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle