Предопределение в исламе
Содержание
Коран о предопределении Толкования Корана о предопределении Хадисы о предопределении Историческая ретроспектива «Срединный» путь Заключение
В исламе существует жесткое предопределение, согласно которому, каждый мусульманин (и вообще каждый человек) предопределен либо к вечному пребыванию в раю, либо к вечным адским мучениям.
Коран о предопределении
Прежде всего, говоря о предопределении в исламе, необходимо отметить, что концепция предопределения, как и практически все в исламе, не является чем-то оригинальным даже в пределах арабской экумены.
Эта концепция была частью верований арабов доисламской Аравии. Письменных тому свидетельств мы находим великое множество в трудах доисламских поэтов1.
Основа учения о предопределении содержится в Коране, например, в аяте 6:39, где сказано:
«Аллах сбивает с пути, кого пожелает, и наставляет на прямой путь, кого пожелает» (6:39),
а также в аяте 8:17
«Не вы их убили, но Аллах убил их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил», и ряде других аятов.
Толкования Корана о предопределении
Начнем с аята 6:39.
Толкователи разных богословских школ (не забудем, что в исламе нет единой догматики) на редкость единодушны в своих комментариях.
Так, основатель матуридитского богословия Абу Мансура Аль-Матуриди, комментируя данный аят пишет, что Аллах пожелал для одних верного пути, а для других – заблуждения, и кто говорит, что Аллах желает верного пути всем, то противоречит тому, что сказал о себе сам Аллах2.
Ашарит Фах ад-Дин Ар-Рази со всей силой утверждает, что вера, или безверие «создается, предопределяется и приводится в бытие Аллахом»3.
Величайший толкователь Корана Ат-Табари, признаваемый всеми суннитскими течениями, сообщает, что наставление от неверия к вере, равно как и введение в заблуждение от веры к неверию, осуществляется Аллахом согласно тому, что написано в «Матери Писания:
«Аллах не наставляет на прямой путь никого, кроме тех, кому это преднаписано в Матери Писания, не вводит в заблуждения никого, кроме тех, кому это преднаписано в Матери Писания»4.
Теперь перейдем к аяту 8:17.
Ранним толкователям Корана в этом аяте было все настолько очевидно, что они даже не считали нужным оставлять хоть какой-то богословский комментарий к словам данного аята5.
Комментарий Аль-Матуриди также трудно назвать исчерпывающим.
Аль-Матуриди говорит только, что слова аята имеют тот смысл, что «Аллах направляет стрелу так, чтобы она достигла того места назначения, коего достигла, так, будто нет в этом участия бросившего человека»6.
Хадисы о предопределении
В исламском священном предании эта догма не только не смягчается, но, скорее, еще больше усиливается.
В частности, хадисы повествуют, что предопределение о каждом человеке Аллах совершает, когда он еще находится в утробе матери.
Причем это предопределение таково, что, если человек творит «дела людей ада» (злые дела) так, что между ним и адом расстояние остается меньше, чем в локоть, «написанное берет свое» (фа ясбику алейги ль-Китаб), и он делает дела людей рая и входит в него»7.
Шархи не предлагают какой-либо аллегории, оставляющей за человеком свободу, и либо повторяют уже сказанное в тексте самого хадиса, либо обходят это вниманием как само собой разумеющееся8, или же, находят нужным сформулировать еще более однозначно о полном предопределении вечной участи каждого человека:
«Судьба всех дел в (их) исходе восходит к тому, что предписано в предосуществлении и случилось в предопределении (Масир аль-Умур фи ль-Акиба иля ма сабака биги аль-Када ва джара биги ль-Кадар)»9.
В исламском священном предании имеются и еще более категоричные хадисы о предопределении.
В одном из них Мухаммад говорит о том, что каждому уже написано его место в аду или раю, а на вопрос, а не оставить ли людям всякий труд, он отвечает, что трудиться (ради спасения) надо, но каждому будет то, что ему уготовано»10.
Фактически такой же ответ дает, Мухаммад на вопрос о том, зачем же верующие трудятся (делая добро), если уже известно, кто будет в раю, а кто в аду, а именно: он просто зачитывает аят, в котором говорится:
«каждый успешный благодаря тому, что создано (какая конечная участь) для него11.
Правда, в рамках этой модели непонятно, зачем сам Мухаммад, как мы узнаем из хадисов, сначала говорит о том, что сердца всех людей находятся в пальцах Аллаха и он распоряжается ими, как пожелает, а затем молитвенно взывает:
«О, распоряжающийся (букв. «вертящий») сердцами! Утверди сердца наши на послушании тебе!»12.
Само грехопадение, согласно исламской традиции, также было предопределено самим Аллахом, по этой причине Адам в одном из хадисов заявляет о своей невиновности в грехопадении:
«Мне было это предопределено, прежде, чем я был создан13.
Историческая ретроспектива
Если брать историческую ретроспективу, то необходимо сказать, что изначально у арабов (вчерашних бедуинов) не было собственной школы богословия, и не было ее лет сто, т.е. до середины 8-го века (как минимум), и родоначальниками систематического богословия в исламе явились мутазилиты, которые в современном исламе считаются страшными еретиками.
Первые богословские дискуссии, датируемые началом 9-го века, представляют из себя как раз таки споры между мутазилитами и их противниками.
Иными словами, можно сказать, что как только арабы научились от христианской цивилизации начаткам богословия и начаткам философии от цивилизации античной, все образованные мусульмане (которых тогда было крайне мало) разделились на мутазилитов и немутазилитов.
Мутазилиты, не бравшие в расчет хадисы, которые изготовлялись в 8–9 веках в промышленных масштабах, отрицали всякое предопределение и говорили, о человеке, как о творце своей собственной судьбы.
Они приводили в доказательство ряд коранический аятов, в частности:
76:29: «Кто пожелал, то встал на путь к своему Господу»,
18:29: «кто пожелал, то уверовал, кто не пожелал – не уверовал».
«Срединный» путь
Начиная с 10 века в исламе фиксируются попытки примирить две крайние точки зрения на предопределение, – мутазилитов и немутазилитов, соответственно.
За эту тяжелую работу взялся Абуль Хасан аль Ашари (10 век), явившийся основателем ашаритской школы богословия.
Он предложил учение о «касб», – приобретении, которое ни в Коране, ни в хадисах не просматривается.
Суть этого учения состоит в том, что Аллах, названый в Коране творцом всякой вещи, творит все события и деяния людей, а человек, только приобретает уже созданные Аллахом действия и их результаты, сообразно своим наклонностям.
Учение о «касб» принято и в матуридитской догматике, и при этом еще более усложненно, по сравнению с ашаритами, новыми умозрительно-философскими вводными, навроде учения о «та`сир», означающего воздействие/влияние человека при осуществлении приобретения, созданных Богом деяний14.
Более того, матуридиты и ашариты совершенно ясно изложили то, что не вполне и не всегда ясно проговаривают мусульмане, ограничивающиеся в богословии Кораном, хадисами, а также толкованиями на Коран и хадисы (аглю ль-хадис, аглю сунна – люди хадисов и сунны), а именно:
Что Аллах является именно творцом деяний всех творений:
«возможно описать деяния творений, что они предопределены, то есть созданы … предопределение (када`) – это повеление (Аллаха) о чем-то и предотвращение того, что не годится»15.
Заключение
Завершая наш дискурс, необходимо отметить, что после физического устранение мутазилитов в исламе не осталось тех, кто отрицал бы предопределение.
Вся суть богословских споров в современном исламе состоит лишь в том, как именно это тотальное предопределение работает, и как примирить его, например, с требованием исламского законодательства о необходимости для всякого мусульманина совершать пятикратную молитву и другие добрые дела.
При этом, для любого внешнего наблюдателя совершенно очевидно, что усложненный терминологический и понятийный аппарат ашаритов и матуридитов на самом деле нисколько не решил указанную проблему.
Не решил по той простой причине, что сколько бы не плодить «касбов» и «та`сиров», они никак не помогают разрешить, возникающую при наличии учения о предопределении дилемму:
свободен ли человек и определяет ли он своими деяниями свою вечную участь, или все делает Бог, а человек лишь винтик в Его руках?
Скорее богословские школы ислама, пришедшие на смену мутазилитам лишь попытались спрятать за терминологией неспособность исламского богословия решить данную задачу.
Более того, ашариты и матуридиты довели богословский тупик в исламе до конечного пункта, объявив, что Аллах не просто попускает быть злу, через, например, не вмешательство, а непосредственно причиняет и творит это зло, что уже есть неприкрытый дуализм и язычество.
* * *
Примечания
Так, Амр ибн Кальсум в своей муаллаке говорит среди прочего:
Поистине, достигнет нас гибель, предопределенная нам, И мы для нее предопределены…».
Диван Умр ибн Кальсум. Бейрут. 1991. с. 66.
Антара в одной из своих касыд говорит не менее ясно о божественном предопределении:
Если определение Аллаха – дело предопределенное, То как убежит от него человек или предохранится?!
Диван Антара ибн Шаддад. Бейрут. 1992. с. 78.
Аль-Матуриди Абу Мансур. Тафсир. Бейрут. 2005. т. 4. с. 81.
Ар-Рази Фахр ад-Дин. Мафатих аль-Гэйб. Бейрут. 1981. т. 12. с. 232.
Ат-Табари. Джами` аль-Баяан. Каир. 2001. т. 9. с. 238.; Ибн Касир. Тафсир аль-Куран аль-Азиим. Ар-Рийад. 1999. т. 3. с. 255.
Мукатиль ибн Сулейман. Тафсир. Бейрут. 2002. т. 2. с. 105; Ас-Самарканди Абу Лейс. Бейрут. 1993. т. 2. с. 11. Ан-Нейсабури Низам ад-Дин. Гараиб аль-Куран ва рагаиб аль-Фуркан. Бейрут. 1996. т. 3. с. 77.
Аль-Матуриди Абу Мансур. Тафсир. Бейрут. 2005. т. 5. с. 170.
Сахих аль-Бухари. Бейрут. Дар аль-Фикр. с. 788. № 3208, 6594; Сахих Муслим. Ар-Рийад. 1998. с. 1060–1065. №2643, 2644.
Закария ибн Мухаммад аль-Ансари. Минхату ль-Бари би Шарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рияд. 2005. т. 6. с. 325; Мухаммад Анвар аль-Кашмирий. Фэйду ль-Бари аля Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2005. т. 4. с. 312.
Аль-Кастылани. Иршаду ас-Сари Шарх Сахих аль-Бухари. т. 11. с. 654.
Сахих Муслим. Ар-Рийад. 1998. с. 1060–1065. № 2647.
Сахих Муслим. Ар-Рийад. 1998. с. 1060–1065. № 2649
Сахих Муслим. Ар-Рийад. 1998. с. 1060–1065. № 2653
Сахих Муслим. Ар-Рийад. 1998. с. 1060–1065. № 2652
Аль-Матуриди. Китаб ат-Тавхид. Бейрут. 2006. с. 222.
Впрочем, некоторые из известных богословов, чьи труды стали основой для движения салафитов, заявляли о том, что Аллах творит все деяния своих рабом не менее ясно:
«Поистине, Аллах является творцом всякого деяний своих рабов и всего прочего».
См. Ибн Таймия. Маджму аль-Фатава. Дар аль-Вафа. 2005. т. 8. с. 255.
