преподобный Иоанн Дамаскин

Глава XV. О сказуемом

Всякое сказуемое или шире подлежащего, или равно ему; но уже подлежащего оно никогда не бывает. Сказуемое бывает шире подлежащего в том случае, когда более общее высказывается о менее общем; более же общими являются высшие понятия, а менее общими – низшие. Самое общее из всех понятий есть сущее: поэтому оно и высказывается обо всем. В самом деле, и субстанция называется сущим, и акциденция называется сущим. Но мы не можем сказать, что сущее есть субстанция, ибо не только субстанция есть сущее но и акциденция. Равным образом и роды высказываются о видах, так как они более общи, виды же не высказываются об их родах. Виды менее общи, чем роды. Поэтому, субстанция высказывается о животном, а животное о человеке, ибо и животное есть субстанция, и человек есть субстанция. Но эти суждения не допускают обращения, ибо всякий человек есть животное, но не всякое животное есть человек: и лошадь, и собака будут тоже животные. Равным образом не всякая субстанция есть животное, ибо и камень, и дерево – субстанции, но они не животные. Подобным же образом вид высказывается об обнимаемых им индивидах, т.е. ипостасях, так как ему принадлежит большая общность, чем им. Но индивид, или ипостась, не высказывается о виде, ибо ипостась имеет меньшую общность, чем вид. Поэтому и Петр есть человек, и Павел есть человек; но не всякий человек – Петр или Павел: есть и другие ипостаси вида человек. Что касается разностей, то они высказываются и о видах, которым принадлежат, и об индивидах этих видов, ибо разностям принадлежит большая общность, чем видам. Так «разумное» имеет большую общность, чем вид – человек: всякий человек разумен, но не всякое разумное существо – человек; так, например, ангел, хотя и разумен, тем не менее он не человек. Таковым бывает сказуемое, когда оно шире подлежащего.

Сказуемое равно по объему с подлежащим, когда оно допускает обращение. Так, свойства высказываются о видах, коим они принадлежат; и виды сказываются о своих свойствах. Всякий человек обладает способностью смеяться, и всякий, обладающий способностью смеяться, есть человек. Ибо хотя и говорят об обезьяне, что она смеется, однако она не смеется сердцем, а лишь по наружному виду, так как она подражательное животное. Таким образом, когда род высказывается о виде, разность о виде, вид – об индивиде; то сказуемое бывает шире подлежащего. Когда же высказываются свойства, то сказуемое бывает равно с подлежащим. Такое сказуемое называется чисто обращаемым и допускающим взаимное с подлежащим предикатирование.



Источник: Перевод с греч. проф. Н.И. Сагарды

Вам может быть интересно:

1. К Феопемпту схоластику преподобный Максим Исповедник

2. Введение в основы догматического богословия преподобный Иоанн Дамаскин

3. Антирретики против Акиндина – Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров – слово возражения пятое. святитель Григорий Палама

4. К эллинам. На основании общих понятий святитель Григорий Нисский

5. Путеводитель – Глава вторая преподобный Анастасий Синаит

6. Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений) – Слово 8, о заветах и о пришествии Христовом святитель Григорий Богослов

7. О природе человека – ГЛАВА XXXV. О РОКЕ (СУДЬБЕ) епископ Немесий Емесский

8. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому святитель Кирилл Александрийский

9. Письма к разным лицам – Письмо 123 (128). К Евсевию, епископу Самосатскому святитель Василий Великий

10. Книга пророка Исаии – Глава 49 преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle