Аннотация Источник

Аннотация АВ

Главным и наиболее известным произведением прп. Иоанна Дамаскина является трилогия «Источник знания» (Πηγὴ γνώσεως), посвященная его сводному брату прп. Косме Маиумскому. Исследователи относят ее создание к первой половине VIII века, наиболее вероятно, к периоду между 730 и 743 годами. Сочинение «Философские главы» (или «Диалектика») является первой и вводной частью этого монументального труда.

Цель написания сочинения, по словам прп. Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания». Автор считал, что философия необходима для точного и ясного выражения христианских истин, а также для опровержения заблуждений. «Философские главы» – это фундаментальное пропедевтическое сочинение, которое систематизировало античную философию для христианских нужд, определило методологию и терминологию православного богословия, сделав его ясным, логичным и внутренне непротиворечивым.

Прп. Иоанн Дамаскин систематически излагает основы логики и метафизики, заимствованные преимущественно из античной философии, особенно из Аристотеля и неоплатонической традиции (главным образом через Порфирия). Это скорее свод наиболее важных и полезных для богословия философских концепций.

68 глав сочинения можно разделить на несколько частей:

- главы 1-8: введение;

- главы 9-14, 18-28: обсуждение 5-ти терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий «род», «различие», «вид», «свойство» и «акциденция»;

- главы 31-38, 46-62: обсуждение 10-ти категорий Аристотеля, которые являются способами постижения бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание);

- главы 15-17, 29-30, 39-45, 63-68: различные вопросы, связанные с категориями.

Философские термины, которые истолковывает прп. Иоанн Дамаскин, имеют большое значение при изложении тринитарного и христологического учения Православной Церкви. Так, в сочинении подробно разбираются термины «природа» и «ипостась».

Трактат «Философские главы» заложил терминологическую и концептуальную базу для всей последующей православной догматики. Автор показал, как элементы античной философии могут быть использованы для служения христианской истине, не умаляя ее Божественного происхождения.

Труд прп. Иоанна Дамаскина стал своего рода энциклопедией для византийского богословия, а его метод использования философии в качестве инструмента для богословия оказал огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, где он способствовал становлению схоластики.

* Название сочинения на греческом языке: Κεφάλαια Φιλοσοφικά.

* Название сочинения на латинском языке: Dialectica.

Глава XIII. Об акциденции

Акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая предмета. И снова: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Так, человек может быть белым, а также высоким, умным, с приплюснутым носом. [Будучи налицо, ни один из этих признаков не сохраняет вида – ибо не принимается в определение вида, – и отсутствуя, не разрушает его. Так, хотя эфиоп и не бел, однако это не мешает тому, чтобы существовал человек. Таким образом, присутствует ли этот признак, или отсутствует, он не наносит ущерба подлежащей субстанции, ибо мы сказали, что субстанция есть подлежащее акциденций, некая материя их].

Акциденция бывает двух видов: разность в общем смысле и разность в собственном смысле. Разностью в общем смысле будет отделимая акциденция, например, один сидит, а другой стоит. В самом деле, разности между сидящим и стоящим допускают отделение, и одна может занимать место другой, что и произойдет, если сидящий встанет, а стоящий сядет. Равным образом, говоря о различии от самих себя, мы имеем в виду отделимую акциденцию, ибо от самих себя мы различаемся тем, что сидим или встаем, бываем молоды или стареем, болеем или находимся в добром здравии. Что касается разности в собственном смысле, то такою разностью будет неотделимая акциденция, например: плоский нос. Плоского носа уже нельзя отнять у человека, равно как и синеватых глаз и подобного. Такими неотделимыми акциденциями и различаются индивид от индивида, т.е. одна ипостась от другой ипостаси. Но сами от себя этими акциденциями мы никогда не отличаемся. Для определения неотделимые акциденции не имеют значения, ибо человек может иметь плоский нос, а может и не иметь плоского носа. И если у человека глаза не имеют синевы, он тем не менее остается человеком.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle