преподобный Иоанн Дамаскин

Глава XXX. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси

Языческие философы, как уже было сказано, различали субстанцию (ουσια) и природу (φυσις). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же – субстанцию, определенную ее существенными разностями и соединявшую с бытием вообще качественную определенность бытия: разумную или неразумную, смертную или бессмертную, или, как сказали мы, неизменное и непреложное начало, причину, силу, вложенную в каждый вид Творцом для движения: ангелам – для разумения и сообщения друг другу своих мыслей, без помощи произносимого слова; людям – для разумения, размышления и сообщения друг другу, при помощи произносимого слова, своих внутренних мыслей; у неразумных животных – силу жизни, ощущения и дыхания; у растений – способность питания, произрастания и рождения; у камней – способность нагреваться и охлаждаться, а также свойственное неодушевленным предметам перемещение с места на место, под действием другого движения. Это они назвали природой, т.е. самые низшие виды (τα ειδικωτατα ειδη), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., – которые отличаются большею общностью, чем ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией.

Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид назвали субстанцией (ουσιαν), природой (φυσιν) и формой (μορφην), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ουσια – субстанция – происходит от (глагола) ειναι, а φυσις – природа – от глагола πεφυκεναι, но ειναι и πεφυκεναι означают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова ειδος – вид и μορφη – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же (μερικον) они назвали индивидом (ατομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (ἐνεργείᾳ). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась.

«Главы из Аристотеля. Существует ли что-либо; что существует; каким оно существует; по причинам чего существует?»



Источник: Перевод с греч. проф. Н.И. Сагарды

Вам может быть интересно:

1. К Феопемпту схоластику преподобный Максим Исповедник

2. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 5 профессор Алексей Иванович Сидоров

3. Труды по истории древней Церкви профессор Александр Иванович Бриллиантов

4. О сложной природе против акефалов преподобный Иоанн Дамаскин

5. Против Нестория и Евтихия Леонтий Византийский

6. К эллинам. На основании общих понятий святитель Григорий Нисский

7. Путеводитель – Глава вторая преподобный Анастасий Синаит

8. Различение и разъяснение терминов епископ Феодор Карский

9. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому святитель Кирилл Александрийский

10. Против монофизитов монах Леонтий Иерусалимский

Комментарии для сайта Cackle