Слово о Кресте*
В гомилии «Слово о Кресте» раскрывается значение Креста Господня в домостроительстве спасения. Прп. Иоанн Дамаскин утверждает, что Крест – это не просто орудие казни, но величайшее из чудес Христовых, благодаря которому была побеждена смерть, упразднен прародительский грех, разрушен ад, даровано воскресение и открыт путь к блаженству и обожению человеческой природы.
Прп. Иоанн называет Крест «Божией силой и премудростью», подчеркивая его всеобъемлющую роль в преображении бытия и спасении верующих, которые через Крещение «облекаются во Христа» и Его спасительную жертву. Крест – это знамение, отличающее верных от неверующих, как щит, оружие и трофей против диавола. Для христиан Крест является источником духовной силы: он «восстание» для падших, «утверждение» для стоящих, «посох» для немощных, «древо жизни вечной» и залог воскресения души и тела.
Особое внимание уделяется учению о почитании Честного и Животворящего Креста. Преподобный утверждает, что поклоняться следует как самому древу Креста, освященному прикосновением Тела и Крови Христа, так и его изображениям, независимо от материала, из которого они сделаны. При этом он четко разграничивает почитание самого изображения как знамения Христа, переносящегося на Первообраз, и отвержение поклонения материалу как таковому. Подобное почитание распространяется и на другие священные предметы и места, связанные со страстями и Воскресением Спасителя.
Прп. Иоанн Дамаскин приводит примеры прообразов Креста в Ветхом Завете: от древа жизни в раю и жезла Иакова до жезла Моисея, рассекающего море, его простертых рук в битве с Амаликом, услащенной древом горькой воды и медного змия на древе – все это предзнаменовало спасительную силу Креста Христова.
Завершается Слово призывом к верующим принять «часть со Христом распятым», то есть разделить Его страдания и обрести спасение через Крест.
Хотя всякое действие и чудотворение Христово чрезвычайно, Божественно, дивно: но всего дивнее честный Его Крест. Ибо не чрез иное что либо, как только чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, погублена смерть, уничтожен грех прародительский, упразднен ад, даровано воскресение, подана нам сила презирать настоящее и самую смерть, уготован вход в древнее блаженство, отверсты врата рая, возсела природа наша одесную Бога, а мы сделались чадами и наследниками Божиими. Все сие совершено Крестом. Елицы во Христа крестихомся, говорит Апостол, в смерть Его крестихомся (Рим. 6, 5); и елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Гал. 3, 27). Христос же есть Божия сила и премудрость (1Кор. 1, 24). Таким образом смерть Христова, то есть, Крест облек нас в ипостасную Божию премудрость и силу. Слово же крестное есть сила Божия (1Кор. 1, 18) или потому, что чрез него обнаружилось нам могущество Божие, то есть, победа над смертию, или потому, что как средоточием Креста связываются и соединяются четыре его конца, так и силою Божиею держится и высота и глубина и долгота и широта, то есть, вся тварь, видимая и невидимая.
Крест дан нам в знамение на чело, точно также как Израилю – обрезание. Ибо чрез него мы верующие различаемся и распознаемся от неверующих. Он – щит и оружие и трофей против диавола. Он – знамение, дабы не коснулся нас губитель, как говорит Писание (Исх. 12, 13). Он для лежащих востание, для стоящих утверждение, для немощных посох, для пасомых жезл, для обращающихся руководство, для преспевающих совершение, спасение души и тела, отражение всяких зол, доставление всяких благ, уничтожение греха, зерно воскресения, древо жизни вечной.
Сему-то поистине честному и досточтимому древу, на коем Христос принес себя за нас в жертву, как освященному прикосновением святаго тела и крови, должно покланяться, равно как и гвоздям, копию, одеждам и священным местам, как то: яслям, пещере, Голгофе спасительной, животворящему Гробу, Сиону – главному граду (ἀϰρόπολις) церквей, и подобным, как говорит Богоотец Давид: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7). А что здесь говорится и о Кресте, это видно из последующаго стиха: воскресни Господи в покой Твой (Пс. 131, 8); потому что воскресение следует за Крестом. Если для нас драгоценны и дом, и одр, и одежды тех, кого мы любим: то сколько драгоценнее должно быть для нас все то, что принадлежит Богу и Спасителю, и чрез что мы спаслись!
Но мы покланяемся и изображению честнаго и животворящаго Креста, из какого бы вещества оно ни было сделано, почитая не вещество (да не будет сего), а изображение, как знамение Христово. Ибо Он сам, беседуя с учениками своими, сказал: тогда явится знамение Сына человеческаго (Матф. 24, 30), разумея Крест. Посему-то и вестник воскресения говорил женам: Иисуса ищете Назарянина распятаго (Марк. 16, 6), и Апостол писал: мы проповедуем Христа распята (1Кор. 1, 23). Много Христов и Иисусов: но один распятый. Не сказано: прободеннаго копием, но распятаго. Посему-то и должно покланяться (Кресту, как) знамению Христову; ибо где знамение, там будет и Он сам. Но веществу из котораго сделано изображение Креста, будет ли то золото или камни драгоценные, если разрушится изображение, покланяться не должно. Впрочем мы всему, что посвящено Богу, покланяемся так, что почтение относим к самому Богу.
Сей честный Крест прообразован был древом жизни, насажденным от Бога в раю (Быт. 2, 9). Так как чрез древо произошла смерть: то и надлежало, чтобы чрез древо же дарована была жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на верх жезла Иосифова, и благословивши сыновей его, переложив свои руки (Быт.47:31, 48:13–14; Евр. 11:21)1, первый изобразил Крест. Также весьма ясно знамение Креста предначертали: жезл Моисеев, крестообразно поразивший море, и Израиля спасший, а Фараона потопивший (Исх. 14, 16); руки, крестообразно простертыя и Амалика победившия (Исх. 17, 11); горькая вода, древом услащенная (Исх. 15, 25); камень, жезлом пробитый и воду источивший (Исх. 17, 6); жезл Ааронов, прознаменовавший достоинство священноначальства (Числ. 17, 8); змий, на древе в виде трофея повешенный, как умерший, между тем как древо спасало тех, кои взирали на мертваго врага, веруя во Христа, к древу пригвожденнаго во плоти греха, но греха неведавшей (Исх. 21, 9), как взывает Моисей великий: узрите живот ваш на древе висящ пред очима вашима (Втор. 28, 66), и Исаия: весь день прострох руце Мои к людем не покаряющымся и противу глаголющым (Ис. 65, 2).
О если бы нам, кои покланяемся Кресту, получить часть со Христом распятым! Аминь.
* * *
Примечания
Иосиф подвел двух сыновей своих: Ефрема к левой руке Иакова, а Манассию к правой, но Иаков правую руку свою положил на Ефрема, хотя сей был меньший, а левую на Манассию, хотя сей был первенец; такое переложение рук одной чрез другую явно изображало Крест, и сделано было не без особеннаго намерения (См. Быт.48:13–14, 17–19).
De fide, Lib. IV. cap. 11.
