Азбука верыПравославная библиотека преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде


преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде

Содержание

Одиннадцатое собеседование аввы Херемона (первое). О совершенстве Глава 1 Глава 2. О епископе Архебие Глава 3. Описание пустыни, в которой пребывали Херемон, Нестор и Иосиф Глава 4. Об Авве Херемоне и об отказе в наставлении Глава 5. Ответ наш на отказ его Глава 6. Ответ аввы Херемона о том, что тремя способами побеждаются пороки Глава 7. По каким степеням можно восходить на высоту любви, и какая в ней твердость Глава 8. Насколько превосходнее те, которые по любви к Богу уклоняются от пороков Глава 9. Любовь не только делает нас из рабов сынами, но и восстанавливает в нас образ и подобие Божие Глава 10. Совершенство любви составляет молиться за врагов, и по какому признаку можно узнать, что душа еще не очищена Глава 11. Вопрос: почему страх и надежда называются несовершенными? Глава 12. Ответ о различии совершенств Глава 13. О страхе, рождающемся от великой любви Глава 14. Вопрос о совершенстве чистоты Глава 15. Ответ на предложенный вопрос Двенадцатое собеседование аввы Херемона (второе). О чистоте Глава 1 Глава 2. О теле греха и членах его Глава 3. О подавлении блудной страсти и нечистоты Глава 4. О том, что для приобретения чистоты целомудрия недостаточно усилия человеческого Глава 5. О пользе борьбы, которая бывает от воспламенения страсти Глава 6. Терпение подавляет разжигание похоти Глава 7. О разных степенях целомудрия Глава 8. Не испытавшие не могут рассуждать о свойстве и действиях целомудрия Глава 9. Вопрос: можно ли избежать возбуждения похоти плоти даже во время сна? Глава 10. Ответ: возбуждающаяся во сне похоть плоти не вредит целомудрию Глава 11. Большое различие между целомудрием и воздержанием Глава 12. О дивных делах, производимых Богом в святых Глава 13. Одни испытавшие знают сладость целомудрия Глава 14. Вопрос о качестве воздержания и о времени, в которое может усовершенствоваться целомудрие Глава 15. Ответ: за какое время может быть приобретена чистота Глава 16. О конце и средстве приобретения и сохранения целомудрия Тринадцатое собеседование аввы Херемона (третье). О покровительстве Божием, или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел Тринадцатое собеседование аввы Херемона (третье). О покровительстве Божием, или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел Глава 1 Глава 2. Вопрос: почему успех в добродетелях не присваивается старанию трудящегося? Глава 3. Ответ: без помощи Божией невозможно не только усовершенствование в целомудрии, но и ничего доброго нельзя сделать Глава 4. Возражение: как же язычники и без благодати Божией, говорят, имели целомудрие? Глава 5. Ответ о воображаемом целомудрии философов Глава 6. О том, что без благодати Божией мы не можем ничего сделать Глава 7. О главном намерении Божием и ежедневном промышлении Глава 8. О благодати Божией и о свободе воли Глава 9. О силе доброй воли и о благодати Божией Глава 10. О слабости свободной воли Глава 11. Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее? Глава 12. Благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Глава 14. Бог своими искушениями испытывает силу человеческой воли Глава 15. О многообразной благодати призываний Глава 16. О благодати Божией, превышающей малую веру человеческую Глава 17. О непостижимом распоряжении Божием Глава 18. Определение отцов, что свободной воли нашей недостаточно для спасения Четырнадцатое собеседование аввы Нестероя (первое). О духовном знании Глава 1 Глава 2. Путь к созерцанию Глава 3. Деятельное совершенство двояким образом составляется Глава 4. Деятельная жизнь разделяется на многие виды и подвиги Глава 5. О постоянном пребывании в избранном деле Глава 6. О непостоянстве немощных Глава 7. Пример целомудрия, который учит, что не все должны подражать всему Глава 8. О духовном знании Глава 9. О том, что от деятельного познания нужно восходить к духовному Глава 10. О приобретении истинного знания Глава 11. О многоразличном понимании Священного Писания Глава 12. Вопрос: как можно достигнуть забвения светских стихов? Глава 13. Ответ: каким образом можно отогнать суетные помыслы Глава 14. Нечистая душа не может ни преподать, ни перенять духовное знание Глава 15. Возражение о том, что многие нечистые имеют знание, а святые не имеют Глава 16. Ответ: злые не могут иметь истинного знания Глава 17. Как должно быть преподаваемо учение о совершенстве Глава 18. По каким причинам духовное учение бывает бесплодно Глава 19. Часто и недостойные получают благодать спасительного слова Пятнадцатое собеседование аввы Нестероя (второе). О божественных дарованиях Глава 1 Глава 2. Чему нужно удивляться в истинно святых людях Глава 3. О воскрешении мертвого аввою Макарием Египетским Глава 4. О чуде, которое авва Авраам сделал над женщиною Глава 5. Об исцелении хромого тем же аввою Глава 6. Достоинство всякого нужно оценивать не по чудесам Глава 7. Сила дарований состоит не в чудесах, а в смирении Глава 8. Большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели из других бесов Глава 9. Доброта жизни превосходит творение чудес Глава 10. Откровение об опыте совершенной чистоты Шестнадцатое собеседование аввы Иосифа (первое). О дружестве Глава 1 Глава 2. Рассуждение старца о неверном дружестве Глава 3. Отчего дружество бывает неразрывным Глава 4. Вопрос: нужно ли что-нибудь полезное делать вопреки желанию брата? Глава 5. Ответ: постоянная дружба может пребывать только между совершенными Глава 6. Каким образом может ненарушимо сохраняться дружество Глава 7. Ничего нельзя предпочитать любви и ничего нельзя почитать хуже гневливости Глава 8. По каким причинам происходит между духовными несогласие Глава 9. О том, что далее духовные причины споров надо устранять Глава 10. О наилучшем исследовании истины Глава 11. Невозможно не быть обольщенным дьявольским обманом тому, кто полагается на свое суждение Глава 12. По какой причине не должны в собеседовании пренебрегать низшими Глава 13. Любовь есть не только свойство Бога, но и сам Бог Глава 14. О степенях любви Глава 15. О тех, которые притворством усиливают смущение свое или братьев Глава 16. Когда брат имеет против нас какое-либо неудовольствие, то дары наших молитв не принимаются Господом Глава 17. О тех, которые думают, что терпение нужно иметь больше по отношению к мирским, нежели к монахам Глава 18. О тех, которые, притворяясь терпеливыми, молчанием возбуждают братьев к гневу Глава 19. О тех, которые постятся от досады Глава 20. О притворном терпении некоторых, подставляющих другую щеку бьющему Глава 21. Вопрос каким образом повинующиеся заповедям Христовым не достигают евангельского совершенства? Глава 22. Ответ: Христос смотрит не только на дело, но и на волю Глава 23. Тот мужественен и здоров, кто подчиняется воле другого Глава 24. Немощные бывают язвительны, а сами не могут переносить обиды Глава 25. Вопрос: как может быть мужественным тот, кто не всегда сносит немощного? Глава 26. Ответ: немощный сам не допускает, чтобы его сносили Глава 27. Как подавлять гнев Глава 28. Дружество, скрепленное клятвою, не может быть твердым Семнадцатое собеседование аввы Иосифа (второе). Об определении Глава 1 Глава 2. Объясняется благочестивое желание аввы Германа преуспевать Глава 3. Совет Кассиана и ответ на вопрос аввы Германа Глава 4. Вопрос аввы Иосифа и наш ответ, от чего произошла скорбь Глава 5. Изъяснение аввы Германа, почему они желают остаться в Египте и почему следовало бы возвратиться в Вифлеем Глава 6. Вопрос аввы Иосифа: больше ли у вас было успеха в Египте, нежели в Палестине? Глава 7. Ответ о разности постановлений той и другой страны Глава 8. Совершенные мужи не должны ничего безусловно определять, или могут ли без греха оставлять свои определения Глава 9. Иногда полезнее нарушить свои постановления, нежели исполнить Глава 10. Вопрос о данном в Палестинской киновии обещании Глава 11. Ответ о том, что надо смотреть на намерение действующего, а не на производство дела Глава 12. Добрые последствия не принесли пользы злонамеренным деятелям, и худо сделанное не повредило благонамеренным Глава 13. Ответ наш: по какой причине мы дали обещание Глава 14. Рассуждение старца о том, что порядок дела может изменяться, когда ожидаются добрые последствия дела Глава 15. Вопрос не будет ли греха, если наш поступок подаст слабым повод лгать? Глава 16. Ответ: из-за соблазна слабых нельзя изменять истину священного писания Глава 17. Святые безгрешно употребляли ложь, как лекарственную траву чемерицу Глава 18. Возражение: может быть, только те безнаказанно допускали ложь, которые жили под законом Глава 19. Ответ: хотя ложь и не дозволялась в Ветхом Завете, но многими допускалась безвинно Глава 20. Иногда и апостолы считали ложь извинительной, а истину вредной Глава 21. Скрываемое воздержание надо ли без лжи открывать спрашивающим и нужно ли принимать то, от чего однажды отказались Глава 22. Возражение: воздержание должно быть скрыто, а того, что отвергнуто, нельзя принимать Глава 23. Ответ: неразумно будет упрямство такого решения Глава 24. Как авва Пиаммон предпочел скрывать свое воздержание Глава 25. Свидетельства Священного Писания об изменении решения Глава 26. Бог награждает или наказывает каждого не по предвидению, а по настоящим действиям Глава 27. Святые мужи не могут быть упрямы и жестоки Глава 28. Вопрос: не противно ли вышесказанной мысли то, о чем говорит Псалмопевец? Глава 29. Ответ: в чем определение следует непоколебимо соблюдать и в чем следует изменять его Глава 30. Как надо доверять тайны другим Глава 31. Ничего нельзя определять касательно того, что относится к делам внешней жизни

Предисловие

Хотя добродетели вашего совершенства, которым вы, как какие-нибудь светила в этом мире, сияете с удивительным блеском, многие из святых, поучающихся вашим примером, едва могут подражать; однако вы, святые братья, Гонорат и Евхерий1, похвалою тех высоких мужей, от коих мы приняли первые постановления отшельничества, воспламенились так, что один из вас, начальствуя над большим общежитием2 братьев, желает, чтобы общество его, которое поучается ежедневным видением вашей святой жизни, было наставляемо еще и заповедями тех отцов, а другой захотел отправиться в Египет, чтобы поучаться и телесным видением их, так что, оставив эту область, оцепеневшую от суровости галльского холода, как чистая горлица, полетел бы в те земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей. Это невольно возбудило во мне любовь, так что я, утешаясь желанием одного и трудом другого, не уклонился от опасности коротко написать, лишь бы только у первого увеличился авторитет между монахами, а у второго отклонилась необходимость опасного мореплавания. Поскольку вере и горячности вашей не могли удовлетворить ни те постановления киновий, которые в двенадцати книгах мы написали, как могли, к епископу блаженной памяти Кастору, и десять собеседований отцов, пребывающих в скитской пустыне, которые мы кое-как изложили святым епископам Елладию и Леонтию, по их повелению, – то теперь, чтобы был известен способ и порядок нашего пути, я решился посвятить вам написанные таким же слогом семь собеседований трех, увиденных нами первых отцов, обитающих в другой пустыне, чтобы этими собеседованиями восполнить то, что в прежних наших писаниях о совершенстве, может быть, темно выражено или опущено. А если и эти писания не смогут насытить святую жажду вашего усердия, то думаю, что другие семь собеседований, которые будут посланы к святым братьям, пребывающим на Стихадских3 островах, исполнят ваше пламенное желание.

* * *

1Гонорат был епископом Арелатским и вместе с тем настоятелем монастыря Евхерий был, вероятно, настоятелем монастыря, а впоследствии епископом Лионским.
2Этот монастырь, как думают, был на остров Лерине, рядом с другим островом Леро, недалеко от Марселя Ныне последний называется островом Маргариты, а первый – Гонората.
3Три Стихадских острова, рядом расположенные, находятся в 60 милях от Марселя, недалеко от островов Лерина и Леро. На этих островах, благоприятствовавших монашеской уединенной жизни, довольно было многолюдных монастырей.