преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Собеседование 6, Глава 17Собеседование 6, Глава 19

Двадцать третье собеседование аввы Феоны (третье). О словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю

Глава 18. Даже праведники и святые бывают не без греха

Итак, напрасно вы возражаете против очевидной истины, так как немного прежде вы сказали: если нет никого без греха, то нет никого святого; а если нет никого святого, то, следовательно, никто и не спасется. Этим свидетельством пророка может развязаться узел этого вопроса. Вот, «Ты прогневался, – говорит он, – потому что мы издавна грешили» (Ис.64:5), т. е. когда за возношение нашего сердца, или нерадение, отвратившись, Ты лишил нас Своей помощи, то пучина грехов тотчас поглотила нас; все равно, как если бы кто сказал блистающему солнцу: вот ты закатилось, и от того покрыла нас густая тьма. Однако, когда Исайя говорит, что он согрешил, и не только согрешил, но и всегда пребывал в грехах, то не отчаивается совершенно в спасении, а прибавляет: в них мы всегда были, и спасемся. Это изречение: вот! «Ты прогневался, потому что мы издавна грешили», – я сравниваю с апостолом: «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Опять то, что пророк прибавляет: в них мы всегда были, и спасемся, – согласно с следующими словами апостола: благодать Божия Иисусом Христом, Господом нашим. Также слова пророка: «горе мне! ибо я человек с нечистым устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис.6:5), – кажется, согласны с вышесказанными словами: «бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Также следующее у пророка: и вот «прилетел ко мне один из Cерафимов, и в руке его... уголь, который клещами он взял с алтаря, и прикоснулся к устам моим и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и отнимется нечестие твое, и грех твой очистится» (Ис.6:6–7) – кажется, согласно со сказанным апостолом: «благодать Божия Иисусом Христом, Господом нашим». Итак, видите, как все святые не столько от лица народа, сколько от своего истинно исповедывали, что они грешники, однако не отчаивались в своем спасении, но полноту оправдания, которое по состоянию человеческой немощи не надеются получить сами собою, ожидают от благодати и милосердия Божия.

Комментарии для сайта Cackle