архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Душеполезные наставления

Содержание

Об искушениях и терпении Чем спасаться? Как найти «золотую середину» правого пути? Как смотреть на свою исправность? О внутреннем фарисействе Чего надо бояться? Как быть немощами? Цена дел О смирении и подвиге О грехе О покаянии  

 

Об искушениях и терпении

Чтобы понятнее было тебе, как всякие вообще искушения посылают­ся Богом на пользу нам, прими во внимание, что скажу. Человек, по вле­чению растленного естества своего, горд, славолюбив, любит показность, крепко стоит за свои мысли и реше­ния и желает всегда быть высоко це­нимым всеми, гораздо выше, нежели он есть на самом деле.

Такое самоценение и самомнение крайне пагубно в деле духовного пре­успеяния, так что одной его тени дос­таточно, чтобы не дать человеку дос­тигнуть истинного совершенства. По­чему человеколюбивый Отец наш Небесный, премудро промышляя о всех нас, особенно же о тех, кои ис­кренно предали себя на служение Ему, искушениями, какие попускает найти на нас, поставляет нас в такое настроение, в коем легко можем из­бежать страшной опасности от этого самоценения и почти вынужденно дойти до истинного смиренного себя познания...

Невидимая брань. Гл. 25

Несправедливости от Бога никогда не приходят, но попускаются они Богом во благо тому, на кого попуска­ются. Истинно во благо!

Это не простая фраза, а настоящее дело. Но тому, на кого падают, претер­петь их надо. Вот эта надобность тер­петь и нас встретила. И извольте бла­годушно терпеть, что бы у вас там ни было.

Того хочет от нас Бог для нашего блага.

Коль скоро так настроитесь, всем беспокойствам конец.

Теперь вы заботитесь о себе и все случайности хотите устроить и по­ворачивать по-своему. А как все не клеится, то вы и мучаетесь: что-то не так, другое не этак. А когда все преда­дите Господу и будете принимать как от Него исходящее и для вас благопо­требное, то никакого беспокойства иметь не будете, а только будете по­сматривать кругом, чтобы увидеть, что посылает Господь. Богу угодить стараясь, а не своему желанию удов­летворить напрягаясь. Вникните хо­рошо, о чем говорю, и положите дос­тигнуть такого настроения. Облеки­тесь верою и терпением.

Переменится и то, что вас тяготит. Настанут дни, когда свободно будете дышать.

Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удосто­верится, что он испекся. Владыка мира и вас посадил в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Тер­пите же и ждите. Как только испече­тесь, и минуты не будете сидеть долее в печи. Тотчас вынут вас вон. Если же рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением! Извольте хорошенько на­печатлеть это в мысли своей и наве­вайте тем утешение себе на сердце. Все от Бога. К Нему и прибегайте, и молитесь. Своими словами сказы­вайте Ему: «Видишь, Господи, что у меня! Справиться не могу с собой. Помоги, Всемилостивый!» И всякую частицу своей нужды перескажите Ему, и на это все просите соответ­ственной помощи.

Святитель Феофан Затворник

Чем спасаться?

Забудем об исправности (своей) и взыщем Господа в смирении и по­каянии и посильном служении ближ­ним. Послужить им – выше поста и молитвы.

Как найти «золотую середину» правого пути?

Когда поймаю себя на счете до­брых дел и успехов, – увы, бывает это как-то невольно, – то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться вскоре.

А когда видишь без счету свои не­мощи и придешь от них в безнадеж­ное уныние, то с укором скажешь себе: «Слава Богу, что не на что тебе уповать, нет своего доброго, не на чем успокаиваться, все гнило и неладно; вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно со всем уми­лением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный. Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу».

Как смотреть на свою исправность?

Нам же сказано: ни перед каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсут­ствие озорства: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное.

О внутреннем фарисействе

Мы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся фа­рисеями: хвалимся тем, что сотворила с нами благодать (не мы) по милости Божией, а не за наши заслуги. Мы созданы на дела благие, такова наша природа. Смешно гордиться, напри­мер, что у нас две руки, две ноги: тако­ва природа. И делать добро – природ­ное дело души. И если мы не творим, то тяжко грешим, нарушая природу и волю Божию.

Чего надо бояться?

Надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодоволь­ства, беспокойного настроения.

Как быть немощами?

Немощей не бойтесь, а сокрушай­тесь и, благодаря Бога, говорите: «Благо мне, что смирил мя еси».

Цена дел

Дела должны быть по силе у каждо­го, как проявление живой веры и по­каяния – и только. За недостатком времени и места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем.

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)

О смирении и подвиге

...Монастырь наш шумен; но нече­го делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приво­дит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и бла­годарение Бога за все случающееся услаждают всякое положение и нау­чают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идет с подвигом, то есть оно доставляет почти тот же успех, каковой достав­ляется подвигом; смирение одно, само по себе, полезно; а подвиг без смире­ния не только не приносит никакого плода, – напротив того, приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение со­стоит в том, между прочим, чтобы признавать себя достойным того по­ложения, в котором мы находимся, и недостаточным (недостойным) по­ложения лучшего и высшего, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствует­ся в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечного. В наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне, при умножившихся немощах, подвиг осо­бенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опыт­ного руководителя; а смирение – всегда непадательно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют к сми­рению. Таким образом во всесильной деснице премудрого Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некоторого великого отца...

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Не перемена места истребляет гре­хи, но смирение.

Преподобный авва Исаия

О грехе

Есть грех не к смерти, это – когда человек совершил беззаконие, му­чается совестью и горячо кается.

Простится такой грех, хотя бы был чудовищным по своей великости.

Но есть грех к смерти, когда че­ловек совершил беззаконие и не толь­ко не кается, но смакует преступле­ние, любуется им, цинично наслажда­ется, открыто хвастается...

Николай Варжанский.

«Миссионерское обозрение», 1913, № 4

О покаянии

Всеблагий Бог не упрекает греш­ника, раскаявшегося в прежних сквер­нах и грехах, потому и не упрекал Он возвратившегося блудного сына. Кто по собственной своей воле впал в глу­бокую пропасть грехов, тот со стра­хом и любовию приступи к благому Господу и проси Его.

Приступите кающиеся и примите оставление грехов своих. Дверь отвер­ста умоляющим. Иисус Христос ни­кому не отказывает в прощении. Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не померк свет, пока не напал на вселенную ужас... проси, грешник, щедрот у Бога. Бог не ведет счета дол­гам твоим... Покажи Ему только пока­яние, и отымет у тебя беззакония твои.

Если будешь плакать ты, грешник, и сокрушаться о своих грехах, и с ве­рою умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он обращения твоего.

Преподобный Ефрем Сирин

Вам может быть интересно:

1. Дом души. Сто слов, положенных в основание архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

2. Наставления в духовной жизни святитель Феофан Затворник

3. Наставления преподобный Серафим Саровский

4. Подвижнические наставления преподобный Исаак Сирин Ниневийский

5. Отрывки из общих наставлений праведный Алексий Мечёв

6. Отеческие советы архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

7. Из записок матушки Арсении преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)

8. Наставление о христианской обязанности родителей святитель Тихон Задонский

9. Письма преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Беседы, наставления и изречения старца Алексия преподобный Алексий Зосимовский (Соловьёв)

Комментарии для сайта Cackle