Горение духа во славу Божию
к 60-летию служения в священном сане архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
25 октября 2005 года исполнилось 60 лет пастырского служения старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Все эти годы были озарены ярким горением его духа во славу Божию. Ревностно служа Церкви Христовой, архимандрит Иоанн предстоял в молитве за народ Божий пред престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2, 8).
Как истинный пастырь добрый, он все силы своей души и всю любовь своего сердца целиком отдавал святому делу душепопечения, обличая, запрещая, увещая «со всяким долготерпением и назиданием» (см.: 2Тим. 4, 2), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Батюшка наставлял мирян, помогал приходским священникам, духовно окормлял и поддерживал братию Псково-Печерской обители и других монастырей, создавал мудрые книги. Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал ему свою душу, становился еще одним его духовным чадом.
Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) знают в самых разных странах мира. Последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имеет возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света по-прежнему приходят к нему на адрес Псково-Печерского монастыря. Книги отца Иоанна продолжают открывать духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.
Среди наиболее популярных книг, составленных по его беседам и письмам, можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Многие труды отца Иоанна изданы на иностранных языках.
Родился Иоанн Михайлович Крестьянкин 11 апреля 1910 года в Орле, в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных, и был восьмым ребенком благочестивых родителей. Назвали мальчика в честь преподобного Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства мальчик прислуживал в храме и был в послушниках у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова, † 1937).
Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти имена своих духовных наставников – орловских протоиереев Николая Азбукина и Всеволода Ковригина. В 10 лет он испытал на себе влияние старца – протоиерея Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.
Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от архиепископа Серафима (Остроумова), впоследствии священномученика, и епископа Вязниковского Николая (Никольского, † 1928). Орловская старица монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москве, заглянула в далекое будущее юноши, назначив ему встречу на Псковской земле.
Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в его сознании обаяние Божия человека, силу его духа и тепло любви к людям.
После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганьковском кладбище митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич, † 1961) рукоположил его во диакона. 25 октября того же года, в день празднования в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в московском храме Рождества Христова в Измайлове, где и остался служить.
Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном и в 1950 году, заочно учась в Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить академию ему не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован и осужден по статье 58–10 (антисоветская пропаганда и агитация), получив 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Сидел в тюрьме, в камере-одиночке, потом работал на лесоповале... В 1955 году был досрочно освобожден и направлен служить в Псковскую епархию, потом переведен в Рязанскую епархию. В 1989 году отец Иоанн был реабилитирован.
10 июля 1966 года Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в Сухуми батюшка был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти Апостолов 13 июля.
5 марта 1967 года иеромонах Иоанн вступил в братию Псково-Печерского монастыря. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, 7 апреля 1973 года – в сан архимандрита.
Монашескому деланию учили батюшку и сам монастырский устав жизни, и старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов), а также последние валаамские старцы – иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов) и жившие на покое в монастыре архиереи – епископ Феодор (Текучев, † 1985) и митрополит Вениамин (Федченков, † 1961).
Монашеская келлия не стала для отца Иоанна местом уединения. Батюшка по заповеди Спасителя возлюбил ближнего как самого себя. Старец не слухом, а сердцем услышал и принял повеление Божие пророку Исаии: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш (Ис. 40, 1).
С утра – в храме на молитве у престола Божия или у креста и Евангелия на исповеди, затем долгое, часами, шествие в келлию в окружении толпы, чающей Христова утешения. Затем прием посетителей... И только поздно вечером затворялась дверь келлии, и старец оставался один на один с Богом, перебирая письма и изливая Ему в ночной молитве все скорби израненных миром душ.
Отец Иоанн никому никогда не отказывал в советах: ни братии, ни паломникам, ни многочисленным знакомым и вовсе безвестным людям, посылающим старцу свои письма. Со всеми батюшка был ласков, радовался и печалился радостями и печалями ближних и дальних. Свой опыт пастырского делания отец Иоанн вложил в свои мудрые книги – «Проповеди архимандрита Иоанна», «Размышления о бессмертной душе», «Опыт построения исповеди», «Письма архимандрита Иоанна», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Мир вам и благоволение Божие. Рождественские и пасхальные поздравления архимандрита Иоанна», «Видевше свет вечерний. Встреча со старцем». Эти книги изданы и постоянно переиздаются Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем. Значение духовных книг отца Иоанна для наших современников трудно переоценить.
Приведем выдержку из письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II отцу Иоанну, в котором Его Святейшество дает оценку книге «Встреча со старцем»: «Сердечно благодарю Вас за полученный мною прекрасно иллюстрированный альбом с бесценным сокровищем Ваших мыслей и размышлений, основанных на глубоком духовном опыте жизни и душепопечительстве... Спасибо Вам за постоянную твердую позицию в поддержке Священноначалия Церкви... Мне очень понравилось Ваше высказывание в отношении интернета – все зависит от человека, ибо сам человек может брать доброе, разумное и вечное, а может использовать то, что вредит душе, – греховное и злое. Да хранит Вас, дорогой батюшка, милость и помощь Божия в грядущие дни и годы Вашей жизни на радость всем любящим Вас...»
За усердное служение Церкви Христовой отец Иоанн удостоен многих наград: в 1978 году был награжден орденом святого князя Владимира III степени, в 1980-м – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 2000-м – орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
11 апреля 2005 года отцу Иоанну (Крестьянкину) исполнилось 95 лет. В связи с этой юбилейной датой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по ходатайству архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия наградил архимандрита Иоанна орденом преподобного Серафима Саровского I степени.
В настоящее время, несмотря на слабое здоровье, отец Иоанн совершает келейную молитву о «мире всего мира», о Священноначалии Русской Православной Церкви и ее верных чадах. Старец руководит своей книгоиздательской деятельностью, посильно принимает братию для духовного утешения.
Вместе с отцом Иоанном мы благодарим Бога за этот неоценимый дар долголетия и за то, что все эти годы батюшке дано было прожить в усердном служении Богу и людям, в ревностном служении Православной Церкви.