праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Мысли при чтении апостольских посланий

Соборное послание святого апостола Иакова

Гл.1, ст.6 и 7. Кто в молитвах своих не имеет живой веры и колеблется сомнениями, тот, кроме неприятного сравнения с волнами моря, поднимаемыми и разбиваемыми о скалы ветром, есть человек двоедушный, непостоянный, ветреный во всех делах своих или, по апостолу, не тверд во всех путях своих. Какое прекрасное, единственное, точное сравнение человека сомневающегося в молитве с волнами! Так и видишь, что душа такого человека то возвышается к Богу с желанием и надеждою получить от Него просимое благо, то вдруг упадает и теряет свою надежду в этом житейском море. А его двоедушие! Отчего бывает у человека эта твердая непоколебимая уверенность в том, что он примет просимое? Не оттого ли, что душа его тверда как адамант, потому что окрепла под гнетом нужды и бед; не оттого ли, что он сознает всю нужду свою в просимом благе, что он сам – человек прямой, недвоедушный. Поэтому, кто сомневается в получении просимого, тот, верно, человек слабый, не имеет сильной нужды, и вдобавок – человек лукавый.

Гл.4, ст.7–10. Покоритесь Богу; противостаньте диаволу [слав.: Повинитеся... Богу, противитеся же диаволу], и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Как у нас извращен порядок нравственной жизни! Мы повинуемся тому, кому следовало бы противиться всею силою души, и противимся иногда всеми силами Тому, Кому мы обязаны совершенным повиновением. Творец наш имеет неотъемлемое и неоспоримое право на наше совершенное Ему повиновение как Виновник нашей жизни и нашего благополучия; и пусть бы еще это повиновение было для нас тягостно, мучительно, как повиновение рабов жестокому господину; пусть бы от этого повиновения получал хоть какую-нибудь выгоду Господь наш с ущербом наших выгод, нашего благосостояния. Но этого никто не может сказать: искреннее повиновение Господу легко и животворно, как повиновение добрых, нежных детей нежнейшим родителям; Господь, Который Сам дает всем живот и дыхание и все, ничего не приобретает от нашего повиновения Ему; мы не только не теряем ничего, детски повинуясь Ему, – напротив, приобретаем все. Как добрые родители не отказывают ни в чем своим добрым и послушным детям, так Отец Небесный, Отец милосердия и Бог всякого утешения [2Кор. 1:3], ничего не жалеет для послушных чад Своих: Он дарует им любовь Свою, которая дороже и приятнее всего на свете, дарует мир их душе, который превыше всякого ума [Флп. 4:7], и животворную радость, которой никто не может отнять у них и которая служит залогом будущих нескончаемых радостей в светлых обителях на небе. Не гораздо ли лучше поэтому взять твердое намерение повиноваться Богу во всем, а диаволу непременно и всеми силами, до крови, противиться как твари, притом враждебной Богу, которая не имеет решительно никакого права на наше повиновение ей, которой, напротив, как падшей и находящейся в непримиримой вражде с Богом, мы обязаны при самом рождении, в таинстве крещения, противиться всеми мерами. Будем же противиться ему во всем – и он убежит от нас. Если мы в постоянном плену у него, если он постоянно находится при нас, то оттого именно, что мы нисколько не противимся ему. А сколько у нас прекрасных средств к обороне от него: сладчайшее и всесильное имя Господа Иисуса, Его Животворящий Крест составляют ужас и страшный бич для диавола и его аггелов; надобно только с сознанием и верою произносить почаще краткую молитву ко Господу: Господи, помилуй и спаси мя, – и делать на себе изображение Животворящего Его Креста.

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Бог всегда готов принимать нас, как отец чад, в объятия любви Своей. Но мы сами, несчастные, бежим на страну далече от Отца Своего Небесного, претерпевая там, вдалеке от Него, все бедствия, какие необходимо должны постигнуть разумную тварь, оставившую Своего Творца, Источник духовного света, жизни и блаженства. Бежим мы от Него своим умом, который помышляет только о мире и о том, что в этом мире, об его суетных удовольствиях и о средствах к их снисканию и умножению; бежим от Него своим сердцем, которое привязывается к здешней жизни и ее благам, к людям, соединенным с нами узами крови или свойства, или к временным благодетелям, оказавшим какие-нибудь неважные благодеяния в жизни семейной или общественной; бежим от Него, наконец, своею волею, которая не любит исполнять закона Божия, а любит творить похоть мира и диавола. Приблизьтесь, приблизьтесь к Богу, и Он опять приблизится к вам со Своим миром, радостию и блаженством!

[Ст.13–14.] Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Жизнь наша в руках Божиих: мы не можем расчислить наверное, будем ли живы завтра. Мы – слабое и мимолетное творение; наша жизнь как пар, на короткое время являющийся и потом исчезающий. Какое побуждение к тому, чтобы всякою минутою жизни пользоваться благоразумно, дорожа временем [Еф. 5:16], по апостолу.

Гл.5. Обращение к богатым с глубоким сожалением о горькой участи, имеющей постигнуть их и любимый ими металл, и с упреком в притеснении ими бедных, – и к бедным, с отеческим убеждением: терпеть до пришествия Господня.

[9–10]. Не сетуйте, говорит он, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

Первое соборное послание святого апостола Петра

Гл.1, 17 [-19]. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца. Мы знаем, что будет Суд Страшный, на котором воздано будет каждому по делам; несмотря на то, мы ведем себя здесь так недостойно, как будто нам и не придется никогда давать отчета в своих поступках; мало того, как будто мы вовсе не знаем, что каждый из нас всем существом своим должен стараться делать добро, быть предан истине и иметь чистоту и любовь, будто мы забываем, что от суетного жития нашего небесная правда и святость избавила нас не тленным серебром или золотом... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, Который изъявил готовность пред Отцем Своим Небесным искупить нас от греха и смерти прежде, чем получил начало этот видимый мир, хотя и явился в последнее время.

2 гл., 11 [-12] ст. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога... Страннику и пришельцу неприлично на пути зазнаваться с теми предметами, какие встречают его во время его странничества: иначе выпустит из виду свою цель – отечество, в которое он идет, и собирание товара, который он, приобретая здесь посредством богодарованных ему талантов, должен беречь и принесть в свою отчизну. А плотские похоти лишают нас этого товара. Если же мир, лежащий во зле, станет порицать нас за то, что мы не делаем того, что он делает, и станет клеймить нас именем злодеев, не будем обращать на это внимания, а будем жить добродетельно; мир увидит свою несправедливость, глядя на нашу добрую жизнь, и рано или поздно прославит Бога за то, что Он являет в мире таких людей.

2 гл., 20, [21, 24] ст. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

3 гл., ст.8. Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы...

4 гл., 1 ст. Как Христос пострадал... то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить.

Ст.8. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

5 гл., 5 ст. О смиренномудрии и гордости.

6. Убеждение к смирению и упованию на Бога; о бодрствовании над собою (противник... ходит).

Второе соборное послание святого апостола Петра

[Гл.] 1,4 ст. Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.

10 [-11] ст. Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Гл.2. О лживых учителях, отметающихся искупившего их Владыки. Суд им, говорит апостол, давно готов, и погибель их не дремлет. Доказательство очень сильное – из примеров праведного суда Божия: 1) над демонами, 2) над первым миром, 3) над городами Содомом и Гоморрою. Итак, неоспоримо, что Бог неправедных людей блюдет [мучиться] на день Суда.

Гл.3. О ругателях, утверждающих, что обетование Божие о втором пришествии Господа несправедливо; о том, что нынешняя земля и небо огню блюдутся на день Суда и погибели нечестивых человек. Один день у Господа равен тысяче лет и тысяча лет равна одному дню. Не медлит Господь... но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб... О дне Господнем... Как Он придет... О превращении стихий.

Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова

[Гл.] 1. Святой апостол и наперсник Христов начинает свое послание рассказом о том, что он сам слышал, видел своими глазами и осязал своими руками.

Ст.2. О Слове Животном17, вечном, Ипостасном, Которое было у Отца и явилось нам. Ибо жизнь явилась, продолжает он, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам... Какая величайшая степень достоверности! Как не верить рассказу апостола о том, что он сам видел, слышал и осязал! Здесь и для всякого плотского человека достаточное уверение в истине.

[Ст.9]. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. И так каждый раз: как только согрешишь, исповедай пред Богом искренно грех твой – и тебе оставится он. Вздохни, поскорби – и исцеление верно.

Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися18.

Гл.2, ст.17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Ст.25. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Посланник Самой воплощенной Истины свидетельствует, что эта Истина, Бог Слово обещал нам жизнь вечную после смерти на небесах. Какое утешение для всякого добродетельного человека: после трудов и подвигов настанет вечное утешение, вечный покой!

Гл.3, [ст.1–2]. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его... Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. То должно быть несомненно, что мы будем подобны Ему, когда Он явится нам: дети должны быть подобны Отцу, с Которым они будут вместе; иначе как же можно видеть незримое и неописанное Божество! Видеть такое Существо может только тварь, одаренная некоторым подобием с Ним. Чтобы видеть, например, человека, нужно иметь орган зрения, способный переводить в нашу душу черты видимого человека, по которым мы составляем понятие об нем; или чтобы видеть инфузорию, нужен микроскоп, или такой инструмент, который ничтожную, незримую простым глазом тварь делал бы заметною и удобозримою; словом, каков предмет, таково должно быть и орудие зрения, то есть нужна сообразность между предметом зрения с самым органом зрения. Так как Бог есть Чистейший Дух, то естественно, что для созерцания Его нужен не вещественный дебелый глаз, а совершенно другое зрение – духовное; а как это духовное зрение закрывается теперь телесною нашею оболочкою, которая материальна и груба, то необходимо верить, что эта оболочка утончится до того, что не будет препятствовать нам созерцать предметы мира духовного, будет сама духовною. Итак, когда Бог явится нам опять, мы непременно подобны Ему будем, ибо увидим Его, как Он есть.

3 ст. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.

10 ст. Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

14 ст. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.

[Ст.] 16. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Бог есть любовь: доказательства сильнее не может быть, как смерть за нас Господа.

Гл.4, [ст.6, 9–10]. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас... Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Мы от Бога, потому что исповедуем, что Бог Слово Иисус Христос был на земле во плоти.

Бог любит нас. В чем выразилась эта любовь? О! Эта любовь выразилась в самых исполинских размерах, или, лучше, она выразилась беспредельно: чтобы мы не погибли навеки, Он послал в мир Единородного Сына Своего – для чего? Да вкусит за всех смерть, хотя Сам и не заслужил ее – притом где? – На Кресте. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него – во веки веков. В том заключается все величие Божией к нам любви, что Он так горячо, беспредельно любит нас, тогда как мы не заслуживаем этого по своим грехам, за свое отвращение от Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

17 ст. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда... Как же мы будем иметь смелость стоять на Суде потому только, что пребываем здесь в любви? – Так, что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день Суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. Потому что поступаем в мире сем, как Он. Потому мы будем иметь смелость на Суде, что тогда, как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться Суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь.

18 ст. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение...

19. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Гл.5, ст.3. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

Ст.5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Как не побеждать мира тому, кто верует, что Иисус Христос есть всемогущий Бог, Который силен исполнить Свои обетования и никогда не может отречься от того, что обещал? Как не побеждать мира тому, кто верит, что он сядет на одном престоле с Сыном Божиим? Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем [Откр. 3:21].

Ст.12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. (Потому что живот вечный в Сыне Божием есть.)

Соборное послание Иудино

Говорит о нечестивых людях, появившихся в то время, прелагающих благодать Бога нашего в скверну и единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающихся; о несомненности суда над ними, что доказывает: 1) судом над людьми израильскими, погибшими в пустыне от неверия, 2) судом над Ангелами, не соблюдшими своего жилища, но оставившими свое жилище, 3) судом над Содомом и Гоморрою и окрестными городами, которые, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример [ст.7].

20 [-21] ст. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Гл.2, [ст.5–11]. По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея... слава и честь и мир всякому, делающему доброе... Ибо нет лицеприятия у Бога. Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем! Ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертию тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не чрез весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий Суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день. Я ужасаюсь при одной мысли о последнем Суде. Вот я умом своим созерцаю Судию грозного и [светолепного], пред Которым в страхе предстоит все небо, все Ангельские чиноначалия, судию всеведущего, Которому не нужно доносить, кто чем виноват из подсудимых, Судию всеправедного, Который воздаст каждому по делам и Который скажет грешникам: Я отдал за вас на смерть Единородного, возлюбленного Сына Моего, чтобы сделать из вас народ святой, царское священие, людей новых, а вы не устыдились беззаконничать и тогда, как Этот Единородный Сын Мой со Креста, облитый кровию, измученный, совсем изнемогший ради вас, призывал вас отложить ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облещись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины. Я сделал все для вашего вечного благополучия, но вы были так жестки и нераскаянны, что не хотели пользоваться неоцененными дарами Моей благости: так идите же туда, куда вы шли всю жизнь, – в вечный тартар, на вечные мучения. У Меня нет мест для таких негодных тварей. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его [Мф. 25:41]. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое.

21 ст. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. Тебе дано право учительства – и ты учишь других, всенародно, во храме, торжественно, жить в чистоте и святости, по-христиански. А сам делаешь то, чему учишь других? Ведь ты учишь других для дела, то есть, чтобы они исполняли на деле то, чему учишь; что же ты сам прежде в своей жизни не осуществляешь преподаваемых тобою правил жизни, уча другого, не учишь себя самого?

27 [ст.] И необрезанный по природе... не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ты вырос в православной вере и хвалишься знанием своей веры и правил христианской деятельности, говоришь, что исповедуешь едино крещение во оставление грехов. Но если ты не исполняешь закона Божия, не поступаешь как христианин, то смотри, чтобы не осудило самое необрезание (язычник) от естества, закон совершающее, тебя, преступника закона при Писании и обрезании (тебя, который имеет и знает Писание и крестился ради спасения). К чему тогда послужит твое титло19 христианина, твое причащение святых Христовых Тайн, все христианство? Преступлением закона ты сам опровергнул все, что у тебя было, все равно что язычник, – с ним ты и пойдешь в свое место.

Гл.3, [ст.] 17 и 18. И пути мирнаго не познаша. А ты знаешь ли путь мирный? Иди постоянно к Богу, размышляй о Нем, люби Его и надейся на Него – это путь мира. Нет страха Божия перед глазами их. Ты изгнал из сердца своего этот спасительный страх. Подумай хорошенько о необходимости водворить его в сердце.

20 ст. и далее. Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона (Божия), явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды... Могут ли дела по закону оправдать человека? Нет: потому что закон и дал нам знать, что есть грех; без закона мы не имели бы и понятия о грехе. Может ли же быть оправдывающая сила в законе, который указал нам черту, отделяющую добро от зла? Человек может оправдаться только оправданием Иисуса Христа чрез веру в Его заслуги.

Римл. Гл.4, [ст.15]. Закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Далее об оправдании Авраама чрез веру в обетование Божие.

5 гл., 20 ст. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. Закон дан с тем, чтобы люди знали о своих грехах, о том, как они многочисленны и как тяжки, а без закона они не могли бы знать этого.

Гл.6, [ст.1]. О грехе. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак... 22–23 [ст.] Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Гл.7. О законе.

Гл.8, 6 ст. Помышления плотские суть смерть (потому что плоть смертна!), а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Ст.10 [-14]. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

31 ст. Если Бог за нас, кто против нас? [32]. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?.. Да, Он все даст нам, хотя бы то небо и землю.

Гл.9, 20 и 21. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Твое дело, человек, совершенно покоряться Господу, своему Творцу: противиться тебе противоестественно и весьма гибельно. По воле Божией человек существует; воля же Божия, благая и совершенная, дала ему самые лучшие правила, или законы жизни. Если он не исполняет их, то он идет против цели своего существования, против собственного своего блага. Сам он, конечно, не может установить для себя лучших законов: омраченный грехом, он способен скорее вымышлять такие правила, которые могут вредить ему, расстраивать его внутреннее и внешнее благосостояние. Сколько у человека прихотей, подрывающих его благосостояние!

Гл.10, 9–11. Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Спаси же меня, спасительная вера Христова. Вера вместо дел да вменится мне, Боже мой, да не взыщеши дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя20...

16 ст. Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Как прежде это было, так и теперь есть: весьма многие не слушают слова благовестия.

[Ст.] 20 и 21. Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному. О, как бесконечно велика милость Твоя, Господи, к нам, грешным. Мы не ищем Тебя, и Ты Сам являешься к нам; мы не покорны Тебе, пререкаем Тебе – а Ты, как нежнейший Отец, воздеваешь, простираешь к нам Свои руки!

Рим., гл.11. Эта глава едва ли не единственная в посланиях апостола Павла по высоте созерцания ума апостольского. В ней сокрывается глубокая тайна спасения всего мира. Как же? Ужели весь мир спасется?

Надо чаще читать эту главу и размышлять о содержании ее. Апостол, можно сказать, высказался здесь весь, со всеми апостольскими тайнами, раскрыл Божественные сокровища веры. Понимать эту главу по понятию Златоуста, а не по своему.

Гл.12, 11–13. В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

16 [-19] ст. Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

[Ст.] 21. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Гл.13, [ст.8–12]. Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона... ныне ближе к нам спасение... Ночь прошла, а день приблизился...

Гл.14, [ст.4]. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Падаем мы сами, по свободному, злому произволению своему. А восставляет нас всесильный Бог Своею благодатию.

7 [-8] ст. Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Самая большая часть людей обыкновенно думают, что они живут в этой жизни для себя самих, для своих родных, для общества – и только: дальше и выше они не простирают цели своей жизни. Но этот взгляд на жизнь – очень ограниченный и неблагоприятный для настоящей жизни. Где при таком взгляде поощрение для веры и добродетелей, для добросовестного исполнения общественных, даже семейных обязанностей? Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков [1Кор. 15:19]. Между тем пресвятая мать наша небесная на земле – Церковь, и избраннейшие люди живые веруют и твердо исповедуют, что на земле, сколько бы кто ни жил, никто... не живет для себя, и никто не умирает для себя, но живет или умирает Господеви, как раб Господину, Который дал ему и жизнь, и силы, и имение и все, что мы вполне принадлежим своему Господу. Если и падаем, то Ему же падаем; если стоим – Ему стоим.

9 [-10] ст. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего?.. Все мы предстанем на суд Христов. Зачем нам произносить над своими ближними свой суд, когда все мы несомненно предстанем на Страшный, единственно праведный Суд Христов?

12 [-13 ст]. Каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Так как всякий из нас за себя даст ответ Богу, то мы не должны судить чужие поступки, а думать чаще о том, как бы не соблазнить своего брата, для того чтобы не погубить и его, и себя.

17 ст. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Гл.15, [ст.1–3]. Мы, сильные (в силах), должны сносить немощи бессильных [слав.: немощных] и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идет о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям, а Его словесным овцам, для которых Он сошел на землю, пострадал и умер.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 гл., 20 ст. и 21. Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастию. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством21, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. Так как человек в первобытном своем состоянии, когда обладал премудростию Божиею и имел ясный и светлый ум, не уразумел Бога посредством этой премудрости и пал, то Бог благоизволил спасти верующих в конце веков буйством проповеди; кто не умел пользоваться как должно премудростию Божией для познания Бога, того надо было предать превратному уму – делать непотребства [Рим. 1:28], чтобы он узнал, какое великое сокровище для человека премудрость, и уже не чрез премудрость, а чрез буйство проповеди вести его к познанию о Боге, о делах Его домостроительства. Кроме того, пред людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; пред ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не другим чем, как буйством проповеди – средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога: немудрое Божие премудрее человеков... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом [ст.25, 27–29].

Гл.2, [ст.7–9]. Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего (первые в мире коноводы22) не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз... Внимай, человек, чаще этой премудрости – в ней для тебя отрада и утешение в скорбях земной мимолетной жизни. Эта премудрость есть спасение мира крестною смертию Сына Божия.

Гл.3, [ст.16–17]. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. Бойся же, человек, осквернять свое тело чем бы то ни было: оно – Божий храм; оно – не твоя собственность, потому что создано Богом, и главное – куплено вместе с душою твоею ценою Крови Сына Божия. Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что мы – не свои, а собственность Сына Божия. Будем держать себя в чистоте, приличной всеочищающему, всесовершенному, Животворящему Духу.

????????? [с греч.: Да будет обдумано].

Гл.4, [ст.1–4]. Итак каждый должен разуметь нас... Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь. Велика ли важность, что обо мне говорят другие то или другое. Они могут перетолковывать и хорошие мои поступки в дурную сторону. Я должен лишь вести себя добросовестно и не обращать внимания в этом случае на суждения о себе людские: они ошибочны и непостоянны; да и не дело людей судить о нас. Судия же мне Господь. Ему я должен дать отчет во всех своих делах, словах и мыслях, и никому другому.

Гл.6, [ст.2–3]. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? Вот какая честь ожидает святых, верующих в Сына Божия. Они будут судить мир; мало того, они будут судить демонов, которые в этом мире имеют такую силу в людях нечестивых! Стремись же, человек, к этой славе. Ст.13–17. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Вот как нужно смотреть на свое тело. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух (а не плоть, потому что Господь есть Дух) с Господом. 19 ст. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои.

Гл.7, 21 [-23] ст. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. Никто не ропщи в христианстве: Господь всем дал чрезвычайно много, никого не изобидел. Вы, рабы, не печальтесь: хоть вы рабы для земли, но не рабы для неба.

29–31 ст. Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. Мысль апостола та, что так как по принятии благодати Христовой всем земнородным открыт вход в вечное Царство Христово на небесах, то все должны деятельно стремиться к нему и не связываться никакими мирскими связями. Теперь, говорит, конец попечениям житейским, земным, пора думать о небе: Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие... и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего, то есть живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству.

Имеешь ты жену – живи с нею в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своею до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целию твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: имеющие жен должны быть, как не имеющие. Ты, купец, – покупай и продавай, но не делай своей торговли целию твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: покупающие (да будут), как не приобретающие. Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? – Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: пользующиеся миром сим, как не пользующиеся.

Гл.9, ст.7. Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 10–12 ст. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы [церк.-слав.: Аще инии власти (достояния) вашея причащаются, не паче ли мы]? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Итак, достойно и праведно мы пожинаем телесное наших пасомых. За нас Писание и Ветхого и Нового Завета. [Ст.9] Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего... Так, для нас это написано (а не ради волов: о волах ли печется Бог?). 17 ст. Ибо если делаю это (благовествую) добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. Если я по доброй воле проповедую, Господь даст мне награду за это. 26 и 27 ст. Бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Помоги и мне, богомудрый апостоле, подвизаться так же, как и ты: поработить душе моей тело мое.

[Рим.] гл.11, [ст.5–6]. В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток (иудеев). Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. Итак, если я спасаюсь благодатию Божиею, то не делами своими, потому что если бы я спасался за свои дела, то уже не по благодати. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. [Еф. 2:8–9]. Итак, вера вместо дел да вменится мне, Боже мой! Но и даруй мне силу благоугождать пред Тобою добрыми делами. Все доброе – от Тебя: я своего ничего не имею, кроме греха. Ст.11, 12 и далее.

Гл.15, ст.13–23. Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира – так что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так – воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому, что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

25 и 26 ст. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. – Судьбы Твои, Господи, скажу с Псалмопевцем, бездна великая [Пс. 35:7]. У Тебя ли, всемогущий Царь мира, есть враги, с которыми Тебе нужно бороться и покорить их Себе? Не мог ли Ты давно, давно уничтожить сих единым мановением воли Своей? Что я говорю? – Не мог ли Ты вовсе не дать им бытия, так как Ты предвидел от вечности их злобу? Так, Тебе все возможно: не возможно же Тебе ничтоже. Но Ты не хотел оставить их в ничтожестве потому именно, что они с течением времени употребят во зло свое бытие, свои силы. Ты столько благ, что восхотел, чтобы и они насладились сладостию своего бытия, Твоего лицезрения и созерцания Твоих прекрасных тварей. Бесы созданы были светлыми Ангелами, а Денница23, их вождь, был самым приближенным к Богу духом. Хоть недолго, но и они вкусили сладость и животворность блаженного общения с Богом, и они вкусили, яко благ Господь [Пс. 33:9]. Если они пали и сделались врагами Божиими, в этом виноваты они сами: они не захотели оставаться в своем чине и вышли из подчинения. Зачем они не удержали, при своем светлом уме, беззаконных порывов своей крепкой воли? И у нас, между людьми, Иуда был приближенным к Богочеловеку лицом. Но он так же пал от злого произволения своей воли. Итак, Боже мой, Ты мог вовсе не даровать им бытия, но по благости Своей Ты не хотел, чтобы их злоба превзошла Твою благость. Пусть и они знают и самым падением своим всем громче всякой трубы проповедуют, что Ты – благ, и что они – неблагодарные, дерзкие твари; пусть знают, что если Ты еще до сих пор не совершенно покорил их под ноги Свои, хотя и можешь это сделать в одно мгновение, то не сделал это единственно по Своей благости и терпишь их до конца; пусть самая продолжительность отсрочки их наказания будет для них возмездием. Последний же враг, то есть человеческий, истребится – смерть. В творении Живого Бога не должно бы быть смерти, но грех ввел ее. Поэтому, когда с пришествием Господа уничтожится грех, уничтожится с тем вместе и смерть.

Хочешь ли доказать самым ясным образом истину нашего воскресения из мертвых и образ воскресения – читай 15-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, 50-й стих. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Царство Божие совсем отлично от царства человеческого, земного. Как Бог есть Дух, то и царство Его совершенно духовное, и подданные этого царства – тоже существа духовные. Плоть и кровь, вообще все тленное, не может иметь места в этом царстве. 53 ст. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Боже мой! Какое чудное превращение уготовляешь Ты нашим телам. Мое тело из тленного и преходящего обратится в нетленное и вечное, из смертного и удоборазрушимого – в бессмертное и никогда, во веки веков ничем не разрушимое. Итак, мне, земле и пеплу, предстоит вечное бытие? – Так, вечное; но оно может быть двоякое: блаженное или мучительное. Господи! Имиже веси судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего!

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Гл.1, ст.3 и 4. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Утешение Божие апостолам во всякой скорби их было так велико, с таким избытком изливаемо была в сердца их, что они способны были и других утешить во всякой скорби, как бы она ни была велика, – теми же отраднейшими и всерадостными истинами, какие сообщены им были от Бога. Кто в настоящее время обладает такою способностию утешать других, не говорю, во всякой скорби (потому что ныне в иной скорби скорбящие не станут и слушать утешителя), а хотя в некоторых, не совсем сильных скорбях? Кто обладает сам такою полнотою Божественного утешения, чтобы в избытке его разлиться в утешении других? Весьма немногие, и немногие оттого именно, что редко кто из утешителей сам обладает даром Божественного утешения; а чтобы обладать им, нужно заслужить его у Бога.

4 гл., 17 и 18 ст. Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу [слав.: тяготу вечныя славы соделовает], когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. Кто даст мне это светлое око ума апостольского, которое могло бы прозирать сквозь завесу мира видимого в горние страны мира невидимого? Кто даст мне это живое убеждение в земных скорбях и страданиях правды ради, что они тяготу вечной славы соделовают мне? Но что я? – У меня нет этих скорбей. Я живу в утешениях мира. Боже мой! Если Тебе угодно будет посетить меня такими скорбями, даруй Ты мне тогда это живое убеждение апостола Твоего, что легкая скорбь моя готовит мне тяжесть вечной славы; даруй мне тогда, да и теперь, чаще устремлять взор души моей в область невидимого мира, в Твое Царство Небесное, и не останавливаться взором своим на видимом, чувственном, вещественном: видимое временно – рано или поздно все земное пройдет, кончится – а невидимое вечно.

5 гл., [ст.1–9]. Ибо знаем, что, когда земной наш дом [слав.: земная наша храмина], эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем... и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными. Тела человеческие – это храмины, домы, в которых живут существа небесного происхождения. Храмины эти тленные, а существа, в них живущие, вечны. Если храмина разрушится, они все-таки будут живы и целы и войдут в другую, вечную, нерукотворенную храмину – только на небе. Мы должны всею душею желать этого небесного жилища как потому, что оно светоносное и вечное, так особенно потому, что, живя в этом грубом, бренном теле, мы стоим в некотором отдалении от Господа, потому что не можем видеть Его, Его Царства, сынов этого славного Царства, равно как многих других предметов мира духовного, а можем только верою приближаться к Нему и усвоять душе своей истины этого мира. Поэтому нам приятно желать лучше выйти из тела и войти ко Господу: душа, отрешившись от тела как вещественной оболочки, скрывающей от нас мир духовный, будет тогда созерцать, если удостоится, и Господа, и святых Ангелов, и святых человеков – словом, мир духовный представится ей тогда во всем своем свете. Так как и живя на земле, в теле, и отходя с земли или разрешаясь от тела, мы равно принадлежим Богу, Который праведен и свят, то и стараемся, живя ли в теле или разлучаясь с ним, быть благоугодными нашему Господу и будущему Судии: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое [ст.10].

[Ст.] 17–19. Итак, кто во Христе, тот новая тварь... Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Мы носим имя христиан: стали ли мы новою тварию, изменили ли свою природу или остаемся все такими же, какими были некогда язычники? Если христианство не переродило нас – много ли нам от него пользы? Бог чрез Иисуса Христа и в Иисусе Христе примирил с Собою мир. Чего стоило это примирение! Сын любви Отчей должен был истощить Себя до последней возможности – до смерти, и смерти крестной. Велика жертва – велики и плоды ее: на все века Господь оставил на земле освященных лиц, которым передал Свое право и власть примирять согрешающих людей с Богом. Он дал нам служение примирения и положил в нас слово примирения, или слово Божие.

Гл.6, [ст.] 3–10. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем [церк.-слав.: Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией, оружии правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы, и истинни, яко незнаеми, и познаваеми: яко умирающе, и се, живи есмы, яко наказуеми, а не умерщвляеми, яко скорбяще, присно же радующеся]. Чего не принесли апостолы Христовы в жертву верному служению Богу и спасению человеческому! Святой апостол еще не все, конечно, высказал, что с ним было, но как много и того, что сказано. Стараясь верно и усердно служить Господу, апостолы в то же время заботились всеми мерами и о том, чтобы никому ни в чем не полагать претыкания, да служение совершенно безпорочно будет. Яко лестцы, и истинни. Об Иисусе Христе, воплощенной Истине, фарисеи говорили, что Он льстит народы; говорили, конечно, люди то же и об апостолах, видя увлекательную приятность и силу их учения; между тем, по-видимому лестцы, они были в высшей мере истинны. Яко незнаеми, и познаваеми. Как люди простые, незнатные, апостолы не отличались мирскою известностию, а как апостолы Христа Спасителя, Живого Бога, как чудотворцы и проповедники чудной веры, они познаваемы были всюду и всеми, так что имена их стали известны с течением времени во всех концах вселенной. А что важнее всего – они познаны были Богом, Который записал имена их на небесах в Книге жизни вечной. Яко умирающе, и се, живи есмы. Обстоятельства внешней жизни апостолов были, как сейчас сказал апостол, так тесны, что они, можно сказать, умирали несколько раз, и сам апостол говорит, что он был в смертех многащы. Однако ж при всех теснотах Промысл Божий поддерживал и внешнюю жизнь апостолов; допуская им страдать, Он не допускал им умирать, так что они, как бы умерщвляемые, оставались все-таки живы; главным же образом оставались живыми и животворящими по душе силою благодати и веры, обитавших обильно в избранных сосудах Божиих. Яко наказуеми, а не умерщвляеми. Апостол Павел в другом послании говорит о себе, что три раза меня били палками, однажды камнями побивали [2Кор. 11:25], и многое другое. Господь попускал земным властям и народу наказывать Своих апостолов, но никогда – умерщвлять их прежде времени. Яко скорбяще, присно24 же радующеся. Какое сочетание, содружество скорби и радости! апостолы были в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, и между тем, что же? – постоянно радовались: яко скорбяще, присно же радующеся. Вот как хорошо скорбеть и страдать за и для Христа. А посмотрите на светских людей: они, по-видимому, веселятся, живут во всяком просторе – и между тем, что же? – постоянно недовольны сами собой и часто скучны во время самих удовольствий, – вообще, можно сказать, они внутренно постоянно скорбят. Яко нищи, а многи богатяще. Люди смотрели на апостолов как на нищих, и действительно, по примеру своего Учителя и Господа они не имели где главы подклонити [Мф. 8:20; Лк. 9:58]; но, бедные, нищие по понятию мира, они были в высшей степени богаты по понятию неба, тогда как богачи и славные мира были сущие бедняки по тому же понятию. По видимому ничего не имея, потому что сокровище свое скрывали в душе своей, апостолы весьма многих обогащали своим духовным сокровищем, так что обогащенные ими сподоблялись Царства Небесного. Яко ничтоже имуще, а вся содержаще. По видимому ничего не имея, апостолы имели все, можно сказать, – небо и землю. По понятиям мира много или все имеют те, которые обладают множеством денег, земли, разного имущества, служащего не только к удобствам и пользе жизни земной, но и к разным удовольствиям ее. За деньги они могут все достать и все иметь. По понятию неба такие люди не имеют ничего, потому что, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? [Мф. 16:26]. А богачи мира почти неизбежно всегда пренебрегают душою своею, за которую нельзя дать никакого выкупа. Апостолы в смысле мирском не имели ничего, но в истинном смысле имели все: они приобрели себе на веки веков свою душу, все блага небесные и вечные; они имели в руках своих всю землю, потому что могли переставлять и горы ее с места на место и повелевать ее стихиями. Слава силе Твоей, Господи! Слава и вам, апостоли святии, верные слуги Христа Бога нашего! Даруй и мне, Господи, незнатность, скорбь, нищету и беспристрастие к миру апостолов Твоих, чтобы и мне иметь их знаменитость, их радость, их богатство, их обладание всем нужным к моему счастью временному и вечному спасению.

Мая 9 дня 1856 года.

* * *

17

Животный (церк.-слав.) – имеющий в себе жизнь, подающий жизнь.

18

«Воспряни, о душе моя... рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся» (Великий покаянный Канон преподобного Андрея Критского, читаемый в понедельник Первой седмицы Великого поста, песнь 4-я).

19

Титло (греч.) – именование по сану, почетное звание.

20

Молитва 8-я, ко Господу Иисусу Христу из исследования молитв утренних.

21

Буйство (церк.-слав.) – неразумие, глупость.

22

Коноводы (простореч.) – вожаки, зачинщики.

23

Денница – букв.: утренняя звезда или заря. Люцифер, начальник падших аггелов, был так назван по своим блестящим совершенствам, какими он был одарен от Бога.

24

Присно (церк.-слав.) – всегда, непрестанно.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle