праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Январь

23 января 1866.

После ранней обедни в воскресение (дома). Благодарю Тебя, Господи, яко услышал мя еси, егда воззвах к Тебе в сердце моем. Но отыми от Мене, Господи, прелесть сластей. Господи! Да не истощеваются всуе дары Твоей благости – не попусти быть роскоши суетной в доме моем, да будет же в доме моем только всё необходимое к благоприличию жилища и к здравию и бодрости и благоприличному одеянию и украшению тела относящееся, а не к сластолюбию и расслаблению душ и телес или к суетному блеску и красоте, да тленные сласти земные не отринут нас от Тебе. Истинные и вечные сладости да земной блеск и красота не лишат нас лицезрения Тебе, непритупного и умного7 Света и неизреченной доброты8 Твоего Божественного зрака.

Господи! Даждь мне благодать прилепиться к Тебе единому всем сердцем моим до последнего моего издыхания и потом. Аминь.

Господи! Даждь мне благодать не прилагать сердца ни к чему тленному. Аминь. Господи! Даждь мне всю надежду жизни в Тебе едином полагать.

Лукавый и всезлобный враг соединяется с нашею душою чрез пристрастие ее к земным благам – отсюда необходимость презирать земные блага, вменяя их в сор и прах и помет ради Бога и ради лести бесовской, хотя земные блага сами в себе, как творение Божие, благи и прекрасны и полезны.

Читай церковные молитвы при многочисленном стечении народа так, как будто бы был в церкви один человек или несколько простых людей, которых ты нимало не опасаешься.

О сахаре, потребляемом своими или гостями, говори: это пыль земная; о чае-кофе и сластях говори: это [...].

Человек, как образ Всетворца Бога, имеет полномочие над всеми земными вещами – всё для него, как царя, и всякий человек имеет права владычества над земными вещами и существами, а не один кто-либо. Изъявляющий господство один кто-либо есть гордец – чадо дьявола и самолюбец.

Еда [рус.: будто] вселитеся едини на земли [Ис. 5, 8] и вся благая земли снесте? Что ты гониши внутренно присного9 своего, [отца] своего? Ты недостоин благ земных, а прочие все достойны их; тебе не следует быть на земле, а прочие должны быть на ней.

Чего себе не желаешь, например себе не желаешь болезни, напасти, смерти или бесчестия, бедности, того и другому не желай, никому не желай, тем паче отцу или матери, брату или сестре, дяде или тетке, тестю или теще – вообще никому, ибо все – Божьи, не свои и не по своей, по Божьей воле произошли на свет и живут. Благодари Господа, что твоего живота милостиво не отъемлет у тебя, да любовью к Нему и к ближнему старайся заслужить Его благоволение. Не ширься: тебе места на свете, особенно в гробу, не много нужно, пищи да питья тоже – всем достанет.

Сами себе и друг друга, и со всеми своими слабостями, грехами, страстями, взаимными обидами или добрыми делами, и весь живот наш Христу Богу, Главе нашей, предадим. Не будем сами собою, своим плотским разумом, своею плотскою важностью или гордостью и мирскою властью исправлять согрешающих или взыскивать за обиды себе, даже за оскорбление Господа Бога и святых Его, но будем молиться в сердце и наружно Господу Богу за согрешающих и обижающих нас, не питая к ним в сердце ни малейшей злобы, гордости, ибо мы сами в таком случае хуже их согрешаем; всё предоставим Господу Богу – и вразумление, и наказание, и исправление, довольствуясь только при случае нужды кротким, разумным, иногда и строгим, но с любовью замечанием, от коего, если не исправится, предоставить его Богу и благодати Его. Так всегда будем сами себя, друг друга и весь живот наш предавать Христу Богу, Попечителю и Спасителю нашему, не самоуправствуя сами ни в чем, то есть делая что-либо по своей воле, а не по Его святой, благой и совершенной воле. Предадим Ему себя со всеми своими немощами, недостатками душевными и телесными, со всеми лишениями, скорбями, болезнями, напастями, ибо все мы – всецело принадлежим Ему как члены Его тела, искупленные кровью Его.

Нищего, как богатого, просящего ежедневно у тебя милостыни, как и никогда не требующего – благословляй равно охотно, да будет Бог с тобою, нелицеприятный Отец, Владыка и Судия.

Где было бы место для борьбы, для подвигов, для добродетели, если бы не было нам причиняемо зла от ближних, если бы нас не обижали, где было бы место терпению обид, кротости и смирению? Видишь, что надо нам испытывать и многоразличное зло, чтоб явить свою добродетель.

Мы готовы распевать или говорить, читать устами слова заповедей Христовых, а исполнять часто и не думаем: устами хвалим, делами хулим Бога; устами благодарим, на деле неблагодарными и жестокосердыми являемся; устами просим, на деле не желаем просимого. Какое разногласие, противоречние!

Научись смирено обращаться со всяким человеком – и тогда достойно будешь служить Богу; начинай искренно угождать Ему в образе Его во благое, во спасение ближнего и во славу Божию; с малого начинай, как малый, и тогда дойдешь и до большего, до угождения Богу.

Не раздражайся на погрешающих, на оскорбляющих, не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу, у всякого есть совесть, всякий слышит Божие слово или из книг знает волю Божию и из разговоров с другими; особенно не смотри злонамеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела: каждый своему Господу стоит или падает [Рим. 14, 14], ты же свои грехи, свое сердце исправляй.

О, вселукавая плоть моя! Сыта, а еще есть просит, пьяна, а еще пить просит; довольно подкреплена сном, а еще спать хочет; хорошо одета – а еще новых одежд просит; имеет деньги, а еще с жадностью собирает и чем больше имеет, тем большего хочет, домогается.

Не одебеляй сердца многоядением – не ешь, когда чувствуешь, что природа не требует; полюби воздержание и пост.

Рождение наше в жизнь настоящую сопровождается болезнями нашей матери, плачем нашим; рождение наше в жизнь вечную – а оно совершается в продолжение всей настоящей жизни – сопровождается многими скорбями и искушениями, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [Деян. 14, 22]. Припомним святых апостолов, первых христиан, мучеников, святых святителей, преподобных и всех святых, припомним ветхозаветных праведников, о коих говорит апостол Павел в послании к Евреям (11, 33 – 38): все они претерпели множество скорбей и страданий. Поэтому благочестивые да не смущаются и не унывают, посещаемые от Господа многоразличными скорбями.

* * *

7

Умный (церк.-слав.) – духовный, умопостигаемый, понимаемый в духовном смысле.

8

Добро́та (церк.-слав.) – красота.

9

Присный (церк.-слав.) – всегда близкий человек.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 10 : 1866-1867 / [ игум. Дамаскин (Орловский), протоиер. Максим Максимов, Геворкян Кристина Вартановна]. - 2012. - 373 с. ISBN 978-5-902112-84-6

Комментарии для сайта Cackle