Дневник. Том XIV. 1868–1869 гг.
I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI
Содержание
Февраль 1868 г. 19 февраля Май 1869 г. 16 мая 1869 Сентябрь 1868–1869 г. 25 сентября 27 сентября 1869 Ноябрь 1868 г. 20 ноября Декабрь 1868 г. 8 декабря 14 декабря 15 декабря 1868 18 декабря 25 декабря 1868 26 декабря Январь 1869 г. 7 января 15 января 1869 22 января 1869 23 января 24 января 26 января 28 января 30 января 1869 31 [января] Февраль 1869 г. 10 февраля 1869 г. 10 февраля 11 февраля 19 февраля 20 февраля 20 февраля 26 февраля 1869 Март 1869 г. 1 марта 1869 8 марта 1869 6 марта 1869 8 марта 8 марта 11 марта 16 марта 15 марта 23 марта 26 марта 30 марта Апрель 1869 г. 1 апреля 1869 3 апреля 4 апреля 1869 5 апреля 1869 6 апреля 6 апреля 10 апреля 1869 13 апреля 14 апреля 14 апреля 16 апреля 17 апреля 19 апреля 20 апреля 23 апреля 25 апреля 26 апреля 26 апреля 27 апреля 29 апреля Май 1869 г. 3 мая 5 мая 1869 11 мая 10 мая 11 мая 12 [мая] 13 мая 15 мая 16 мая 18 мая 1869 18 мая 21 мая 20 мая 21 мая 23 мая 25 мая 29 мая 31 мая 30 мая Июнь 1869 г. 1 июня 3-го июня 4 июня 4 июня 6 июня 6 июня 7 июня 8 июня 1869 года 11 июня 13-е июня 14 июня 14 июня 15 июня 16 июня 23 июня Июль 1869 г. 1 июля 6 июля 6 июля 13-е июля 16 июля 16 июля 18 июля 19 июля 20 июля 27 июля 30 июля 30 июля Август 1869 г. 3 августа 5 августа 5 августа 6 августа 15 августа 17 августа 23 августа 24 августа 25 августа 11 августа 26 августа 27 августа 28 августа Сентябрь 1869 г. 2 сентября 4-го сентября 5-го сентября 7 сентября 1869 12 [сентября] 13 сентября 14-е число 15 сентября 17-го числа утреню служил твердо 17 сентября 21 сентября 22 сентября 28 сентября 1869 28-го сентября 30-го сентября 1869
Предисловие
Данное издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу.
В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реально, зачастую весьма суровой действительностью.
Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а может быть такой, как и мы, грешники. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между ним и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, что воистину Дух Божий действовал в нем, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит... не от подвизающегося, а от Бога милующего (Рим. 9, 18).
Зная, что отец Иоанн любил богослужение и сам читал канон на утрени, некоторые священники также стараются читать каноны на утрени, но часто не получают того, на что рассчитывают, ибо, предпринимая чрезвычайные, но единичные усилия, упускают из виду заботу о ежечасном и ежеминутном исправлении своей души, непереставаемом предстоянии совести Богу, что требует напряжения иного качества. В этом случае уже не человек усиливается сделать что-то, с его точки зрения, хорошее, а душа человека просвещается, как стекло солнечными лучами, словом Божиим, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет (Евр. 4, 12 – 13). Человек каждую минуту судится им и старается убрать с души всякое пятно, которое открывается на ее одеждах Божественным глаголом. Именно поэтому дневники святого праведного Иоанна Кронштадского начинаются с углубленного прочтения и толкования ми Священного Писания. Невозможно спастись и право жить, не зная Закона Жизни, не изучив вполне воли Божией, запечатленной в святом Евангелии. Это первая заповедь праведника всем спасающимся – читать, углубляясь в содержание, и снова читать Священное Писание, вникая в богодухновенные глаголы, и судить ими себя, и по мере их исполнения снова просить Господа открыть ум для уразумения читаемого. Оно как неколеблимый камень, на котором только и может каждый воздвигнуть постройку своего спасения.
Из дневников отца Иоанна мы узнаем, как он боролся со страстями, присущими в той или иной мере каждому человеку, какими были подлинные отношение его с сослуживцами в храме, с супругой Елизаветой и с родственниками, – а эти отношения были весьма далеки от того, что обычно изображается его биографами. Но из дневников мы узнаем и то, каким путем шел праведник и какой христианский выход он находил из сложных коллизий человеческого бытия.
Ныне много говорят о правде человека на личную тайну, что нельзя касаться того, что человек писал в личном дневнике. Говоря так, люди забывают, что на Страшном Суде не будет личных тайн, сокровенных чувств и мыслей. Таким чтителям личной тайны ответим словами самого святого праведного отца Иоанна, которые он написал, имея в виду дневник: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то по крайней мере некоторым местам ее, Всё хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы не способны ... помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2Кор. 3, 5). Мои только ошибки и недостатки».
Публикацией дневников исполняется завещание отца Иоанна, тем более непреложное, что завещателем в данном случае является один из великих святых Русской Православной Церкви последнего времени.
игумен Дамаскин (Орловский)
От издателей
Текст Священного Писания, цитируемый автором на церковно-славянском языке, приводится в издании в русском переводе. Параллельный церковно-славянский текст некоторых цитат, необходимый для понимания авторского толкования, внесен редакцией и печатается в квадратных скобках: Надежда моя – на Тебя [церк.-слав.: и состав мой от Тебя есть ]. Отступление от общего принципа цитирования являются некоторые стихи, которые приводятся на славянском языке, что в стилистическом или смысловом отношении представляется более целесообразным.
В издании используются следующие условные обозначения:
(Лк.1,1) – указание на цитату Священного Писания, сделанное автором;
[Лк. 1,1] – указание на цитату Священного Писания, сделанное редакцией;
[...] – непрочитанное слово;
[славою] – предположительное прочитанное слово;
[животных] – отсутствующее в тексте, но необходимое по контексту слово, внесенное редакцией.