Источник

Декабрь 1868 г.

8 декабря.

8 декабря. Благодарю Господа Бога моего, даровавшего мне по молитве моей благодать совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю воскресную и молебствие Божией Матери после литургии с водосвятием – всё вполне с духом благочестия и страха Божия. Слава Сидящему на престоле, слава животворящим Тайнам! (Искушение было из-за невыговора всех лиц царской фамилии, и я втайне молил Господа простить мне грех мой и да помянет Он Сам каждое лицо по имени.)

После обедни дома было искушение, когда брат Константин пришел ко мне. Уязвился сильно жалом сластей и охладел совершенно к брату, да и к Самому Господу – животу бесконечному и подателю всегцедрому всех благ. Много было надо молиться, чтобы Господь исцелил язву души, причиненную сластолюбием. Вот какими пустыми средствами враг достигает таких гибельных для душ наших последствий! Блажены вы, святые Божии человеки, что презрели все сласти и вся красная мира сего! Потому вы крепко возлюбили Бога и ближних!

Сласти – жала сатаны.

Не ешь рыбы, если желаешь целомудрия: рыба производит сладострастие, и особенно соленая сельдь. Не напрасно запрещена святыми отцами рыба в пост.

Если человек искренно не смирится пред Богом, добродетели его нечисты и неугодны пред Богом.

Ороси молитву свою искренними слезами умиления, как дождь орошает жаждущую землю,– и заблагоухает молитва твоя, как луг после дождя.

Сластолюбие и пресыщение – немощь для души, воздержание – сила ее. Муха вязнет одною ножкою в меду – и жертвует часто за свое сластолюбие жизнию, а мы, видя непрестанно опасности от врага, губящего нас чрез сластолюбие, пресыщение и пиянство, всё продолжаем сластолюбствовать, пресыщаться и упиваться и не вразумляемся близкою бедою оставить свое пристрастие.

Согрешил ко Господу, пресытившись пищею и любовию жены моей, ласками ее, услугами ее, и огорчил ее, отринув любезное и настойчивое предложение ее поесть рыбы, которой я не хотел есть, чувствуя себя сытым.

Благодарю Господа, трижды меня услышавшего и помиловавшего, когда я впал в тяжкие вины и воззвал в покаянии и стенании сердца со слезами о помиловании. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его... очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя... благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его [Пс. 102, 1, 3, 2].

Самолюбию и сластолюбию сладкий кусок в руках брата кажется всегда очень большим, а свой меньшим, и с завистию и рвением смотрит на имение ближнего. Видя у себя избытки, радуется своему изобилию и ищет еще большего, а видя избытки у ближнего, скорбит о том, что он имеет много. Такова ненасытность и злоба наша!

Что за нелепость? Сердце, источник жизни коего есть Бог, прилепляется к бездушным веществам или одушевленным тварям, как будто бы они могли служить источником его жизни! И хоть бы оно получало от них какую-либо тень жизни! Нет, оно умирает от них: на него находит мрак, теснота, паралич духовный. И естественно – потому что оно чрез пристрастие к тварям отпадает от Источника жизни. Ибо невозможно работать двум господам [Мф. 6, 24; Лк. 16, 13]. Сердце мое! К единому Богу прилепляйся, всё же земное считай за сор и не прельщайся ни сластию, ни красотою, ни блеском, ни богатством.

Если где, то в богослужении скоро бывает хворо, и торопливость неуместна.

Каждый день на земле – война, каждый день воюй и побеждай в державе крепости Господней [Еф. 6, 10]; каждый вечер ложись победителем, а не побежденным. Солнце да не зайдет в гневе вашем [Еф. 4, 26].

Потребляй, брат, сколько угодно: для потребления дано – так надо говорить в себе о пище и питье или о сластях, когда сердце будет жалеть их ближнему. Неради о сластях и не употребляй их с жадностию; презирай оные именно тем, что не жалей их никому.

Как мудро надо жить христианину! Он непрестанно двоится сам в себе: у него враг непрестанный – собственная его плоть и собственное его сердце; она непрестанно обольщает его и ищет всемерно погубить его дух; она, сама вся отдавшись земному, хочет пригвоздить к земле и дух его, происходящий от Бога и созданный по образу и подобию Божию; ставши чрез грех жилищем и делателищем сатаны, она непрестанно усиливается порождать в душе порочные страсти – порождения сатаны: злобу, гнев, зависть, гордость, хулу, ропот, уныние, нетерпение, блуд, воровство, клевету, ложь; подстрекает к сластолюбию. Желающий угодить Богу непрестанно должен внимать самому себе и бороться с живущим во плоти грехом, или с мудрованием плоти, и что она считает приобретением, то надо считать за потерю, например: есть-пить сладко и много она считает приобретением, а это в существе вещи потеря для человека; покупать блестящие, богатые, дорогие одежды считает приобретением, а это есть потеря; подавать милостыню считает потерею, а это есть приобретение; услужить ближнему, смириться пред ним, [унизиться] считает потерею, а это есть приобретение; не отмстить обидою за обиду считает потерею, а это есть приобретение; доброжелательствовать врагу и молиться за него считает глупостию, а это есть мудрость; есть постную пищу в пост, вообще поститься считает глупостию, а есть скоромную, мясную, питательную пищу – благоразумием, тогда как в порядке благочестия – напротив; плоть считает Церковь и ее уставы ненужными, а театры и прочие увеселения – нужными, а вера и дух говорят противное; светскую ученость плоть считает мудростию, а духовную – буйством35, а вера и дух, напротив, считают ученость мирскую – безумием, а ученость духовную премудростию.

Сладко поесть плоть считает приобретением, а дух – потерею и для себя, и для самой плоти, ибо сласти расслабляют душу и тело; раздавать свое плоть считает потерею, а дух – приобретением; плоть ярится на взимающих наше, а дух с радостию отдает; равно, опять, плоть считает приобретением удовольствия, развлечения, забавы, а дух – потерею и предпочитает уединение, труды, бдение, молитву.

Кто нерадит о воздержании и говорит, что всё равно, есть ли скоромную пищу или постную, есть ли сытно или не досыта, лакомую или простую пищу, мясо или рыбу или рыбу и овощи, тот показывает и свое пристрастие к чреву, и незнание тех последствий, которые происходят от воздержания и невоздержания. Чем сытее человек, тем он дальше от Бога по своим мыслям, чувствам, расположениям, тем более приближается к состоянию бессловесных животных, тем способнее при известных обстоятельствах и искушениях сделаться зверонравным – жестокосердым, скупым, немилостивым, ленивым, лживым. Человек пресыщенный – злая воня́36 для Бога, Богородицы, Ангелов и святых; он смердящий труп, живой мертвец, потому что душа его порабощена сластям и связана ими, как пленница. Не от пристрастия ли к чреву произошли все беды в мире? Не чрево ли – рычаг в мире всякого зла? Не для чрева ли скопляются богатства, завоевываются чужие земли и тесны бывают свои? Не из-за чрева ли враждуют единокровные? Не из-за чрева ли дети гонят нередко своих родителей? Не из-за пресыщения ли происходят гордость, злоба, зависть, уныние, отчаяние? Господи! Просвети сердечные очи потомков первозданного человека и мои, да не рабствуем мы чреву, да ревнуем о воздержании, посте, молитве, о просвещении омраченного грехами и пристрастиями естества нашего, об источении и умерщвлении грехолюбивой плоти. (Какая нужда, например, тебе есть-пить по утрам и время, особенно удобное для молитвы и занятий, отдавать чревоугодию? Если с вечера ты ничего не ел, то утром можешь несколько вкусить легкой пищи и, если нужно, пития; а если с вечера ел – поутру не должно есть ничего до часа первого или до полдня.)

Даждь славу Богу: не возвышай пред лицом Божиим человека-грешника ложным возвышением из-за его рода, чина, ума, богатства, силы; помни, о иерей, что он – грешник и сам ты – также, и оба или все глубоко смиряйтесь пред Господом и работайте Ему со страхом и трепетом. Да молчит всякая плоть человеча... и ничтоже земное в себе да помышляет 37 пред лицом Господа, в храме Его. Сердца наши к Тебе, Слове, да возвысятся и да ничтоже усладит нас от мирских красот на слабость!38

Чем виновато невинное дитя? А и оно бывает причиною моего соблазна. Значит, причина во мне, а не в других, и надо осуждать свое нечистое и злое сердце.

Я сам по благодати Господней издаю журнал о милостыне. На что мне другие журналы? Самые лучшие из них должны говорить о милостыне.

Господи! Мирскаго мя превышша слития сотвори 39 .

14 декабря.

14 декабря. Раннюю литургию совершив благопоспешно, причастился Святых Таин неосужденно, в мире душевных сил. После обедни читал правило к исповеди и исповедовал графиню девицу Александру Ребледер. Чего опасался, то и случилось. Сердце расслабело и смутилось; куда девалась духовная энергия! Едва собрался с силами! Много надо было говорить с нею о преимуществе веры христианской православной пред лютеранскою, которую она считала лучшею; о нетлении святых мощей, которое она ставила в зависимость от грунта земли, а не от сверхъестественной силы Божией; о почитании святых, которым она не считала нужным поклоняться и призывать их в молитве. О вере лютеранской я говорил ей, что это секта, раскол, ересь, оторвавшаяся ветвь от живого древа Церкви Единой, Святой, Апостольской, что эта ветвь безжизненна: доказательство тому отсутствие мощей в лютеранстве и вообще спасительных и чудесных проявлений силы Божией, которых так много у нас, в Православной Церкви; доказательство же жизненности и спасительности нашей веры и Церкви суть мощи святых, как бы благоухающие живые цветы или плоды рая Христова, животворные и целебные для всех, с верою к ним приходящих. Тяжело было мне читать этой девице и еще двум – девице и барыне – правило ко причащению во время чтения часов. Смущение овладевало мною, боязнь непонятная: не видел бы я этого белого платья – так оно меня соблазняло! А надо было смелее смотреть – прямо, открыто. Сзади стояла губернаторша, тетка ее. Пред чтением правила показалось мне, что я неловко говорил с незнакомою дамою, которая мне показалась какою-то княгинею. Страх человеческий пред очами Божиими! Чего я боюсь людей? Разве они звери? Но меня смущал зверь адский, зверь бездны. Господи! Даждь мне Тебя единого бояться и никого из людей – даже самого носящего диадему.

Еще тебе напоминаю о нищих: не сердись, не раздражайся на них, а сострадай им, когда они неотступно и с усилием просят у тебя милостыни,– ведь крайняя нужда заставляет их гонятся за тобою: ведь они хотят есть-пить, как ты, одеваться, обуваться, как ты; надо им платить за квартиру, которая у тебя казенная.

Аз есмь лоза, вы же рождие [рус.: ветви] [Ин. 15, 5]. Лютеранство, армянство, католичество, англиканство, несторианство, монофизитство отпали от этой лозы; Православие же, или истинные православные христиане, суть рождие на Живоносной Лозе – Иисусе Христе. Потому-то в лютеранстве, армянстве, католичестве, протестантстве, несторианстве, монофизитстве – нет жизни Иисусовой, нет нетленных и чудотворных мощей, а в Православной Церкви – есть. Чья вера истинная? Очевидно.

Бог Господь, и явися нам [Пс. 117, 27]. Характер христианина – горнее мудрствование, а не пристрастие к земным сластям, богатству. Бог сошел на землю, да нас на небеса возведет. О, как насилует нас дух земных пристрастий – к пище, одежде, деньгам, убранствам жилищ, вообще ко всему земному и временному. Какое тиранство! А всё, впрочем, от нашего сластолюбия, пресыщения! О, какой враг веры и благочестия – чревоугодие и пресыщение, какую вражду вселяет в сердце на ближних!

Удержа я [рус.: обложила их] гордыня их до конца [Пс. 72, 6]. Отчего я не хочу идти рядом с причетником Каменоградским? От гордости [моей] и от заносчивости его. С Ярославцевым с удовольствием иду рядом, по его смирению и возмужалости. А ведь все мы одинаково братья.

15 декабря 1868.

15 декабря 1868. Благодарю Господа, даровавшего мне в этот воскресный день совершить утреню и литургию непреткновенно после многих и лютых искушений, особенно бывших на утрени. (Старое негодное сукно в алтаре на полу наделало мне столько смущения, теснот, насилия от врага. Я не мог свободно и спокойно молиться. Вот какие смущения враг наносит из-за тлена, из-за вещей земных. Не в храме ли, не в алтаре ли я должен особенно помнить, что всё здесь тленно, и ни к чему не прилепляться. И для чего я желал постилки лучшего сукна, которое по моей просьбе было куплено для церкви? Не для вкусов ли людских? Не ради тщеславия ли и человекоугодия?) Литургию совершил благоговейно, со многими слезами.

Привычка во всем угождать себе (своему вкусу, слуху, зрению, обонянию, осязанию) и видеть во всех уважение к себе делает человека своенравным, капризным, упрямым, раздражительным: он сердится едва не всякий раз, когда встречает противное своему вкусу, слуху, зрению, обонянию, осязанию; а с другой стороны, он бывает очень сластолюбив и изнежен и прелюбодеен. Кто взирает на женщин, ко еже вожделети им [Мф. 5, 28]? Тот, кто привык засматриваться на красивые лица. Кто воюет из-за нарядных, мягких и дорогих одежд? Тот, кто привык тешить свое сердце, осязание красивыми и мягкими одеждами и прочим.

Что делается с растениями, если чрезмерно удобрять их и чрезмерно поливать? Они слишком болеют и гниют – сначала в корне, а потом и в стволе. Что делается с человеком, если он будет много есть и пить? У него делается излишнее полносочие, худосочие, болезни. Это в теле. А в душе? В ней водворяется смерть духовная, мрак, скорбь, теснота, бессилие для молитвы, богомыслия, для всякой добродетели. (Против лютеран и реформатов, отвергающих посты.) Что бывает с растениями, умеренно удобряемыми и поливаемыми? Они мерно растут, зеленеют, благоухают, цветут. Подобное бывает и с постящимися: они и при жизни возрастают духовно, благоухают разными добродетелями – кротостию, смирением, чистотою и целомудрием, милосердием, послушанием, и по смерти тела многих из них благоухают и цветут, чуждые тления, и источают многоразличные исцеления, будучи сами полны животворящей благодати Святого Духа. Не говорите же против постов Православной Церкви и не хвалите своего всеястия.

Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, якоже, бывша в тесноте запявшаго мя греха в Морской библиотеке, я воззвал к Тебе верою воплем сердца, скоро услышал еси и из тесноты извел еси душу мою в мир и пространство и возвеселил еси мое недостоинство радостию избавления. Благодарю Тя, яко везде еси, и везде мя слышиши, и всюду спасаеши милостивно. 16 декабря 1868. Вечер.

...Нечувственными, Пренепорочная, согрешении 40 . Мы не чувствуем своих прегрешений: грешим много и тяжко – и не чувствуем, не сознаем! О, окамененное нечувствие! О, новая беда наша ко всем прочим бедам. Благо еще, кто чувствует живо свои грехи, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Пс. 50, 19].

Принимаемая внутрь, во чрево, пища и питие – материал, из коего вырабатывает природа жизненные соки и кровь. Если эти жизненные соки и кровь не тратятся, как это бывает у женатых или ведущих нецеломудренную жизнь, тогда есть-пить нужно очень мало, потому что тело бывает полно жизненных начал и сил. Вот почему монахам надо очень мало есть. Иначе плоть забушует.

У курящих табак часто болят зубы, потому что чрез курение кровь приливает к голове и, будучи остра, как пропитанная наркотическим и острым дымом табачным, ищет себе исхода. Зубы болят и от многоядения и многопития. Много курящие сильно подвергаются простуде, потому что горячее постоянно имеют во рту.

Согрешил ко Господу: с жадностию ядох во вторник (17 декабря) холодное из рыбы, жаркое – леща с кашей, особенно кисель сладкий с миндальным молоком, и на брата косо смотрел, что много берет огурцов и киселя. Жадный думает, что ближний невесть сколько съест, а меж тем много ли надо? Поел – и тяжело, и сыт. Надо медленно есть-пить, без жадности.

Не поддавайся злобе сердца твоего на грубого или неисправного брата, ибо злоба есть тягчайший грех и злобою не исправить человека, ибо когда бес хотел и мог исправить кого-либо? Не для того ли он возмущает нас гневом на ближнего, чтобы более увеличить зло, то есть чтобы и нас возмутить, и неисправного еще более сделать неисправным? Надо с кротостию вразумлять бесчинных и всячески прекращать происшедшее смущение и злобу усердною молитвою. Сегодня, 17-го декабря, за вечернею вдруг воспламенилась во мне злоба на дьячка Василия Каменоградского, пришедшего к вечерне помогать штурманскому дьячку и начавшего безобразно орать и под конец – читать повечерие самым грубым голосом, как бы барабаня без всякого чувства, с какою-то дерзостию. Мне не надо было смущаться и кротко заметить ему об этом, а я воспламенился гневом и не мог покойно служить. Что тут во мне действовало? С одной стороны, справедливое негодование, с другой стороны – своенравие и злоба. А штурманский дьячок весьма тихо, кротко и спокойно читает: спокойствие в душу вливает; иногда, впрочем, вяло и невнятно. Надо ко всему привыкать и приноравлять. В лесу деревья неодинаковы.

Изгонять из себя всякий грех – значит изгонять из себя всякую болезнь, всякую скорбь. Опыт. Вот как благотворна святыня!

Пасторам лютеранским и реформатским: как вы без духоносного священства Христова хотите освящать людей, как вы дерзаете себе присвоять стадо, в которое не поставляет вас Дух Святый? Где вы возьмете нужную для пастырства мудрость и силу любви? Как вы будете отпущать грехи, когда Иисус Христос не предал вам этой власти? Как вы будете совершать Тело и Кровь Христову, когда вы чрез другдругоприимательное41 рукоположение не получили от апостолов власти творить сие в воспоминание Господа? Обратитесь и обратите ваших прихожан к Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в которой одной совершается невозбранно освящение членов ее, истинных чад ее.

18 декабря.

18 декабря. Благодарю Господа, принявшего мое теплое покаяние в грехе озлобления на нищих и жестокого обращения с ними. (Я был болезненно раздражителен; дома вечером после молитвы покаянной заснул и после сна и чаю стал совершенно бодр и здоров.)

Не угождай людям во время молитвы, а единому Богу, ведущему сердца. Ты видишь, каковы люди и стоит ли им угождать, справедливо ли им угождать, когда они Богу не угождают и работают богатству и страстям различным? Не щади их – пусть потерпят ради Христа и ради спасения души и хлад, и глад, и скорбь, и болезнь, да смирятся. Делай свое дело молитвы покойно.

Стыдись делать грехи, а объявлять не стыдись их – обличай, сказано, нещадно [Тит. 1, 13]. Стыд обнаруживать грехи или громко объявлять их наводит сатана. Равно не стыдись и не бойся выговаривать некоторые слова и выражения, которых по диавольскому действу и мечтанию почему-либо стыдишься. Не бойся призраков. Немудрое Божие премудрее человеков [1Кор. 1, 25].

Отдавай всё золото, какое есть, чтобы не прилеплялось к нему сердце. Кто любит засматриваться на свое лицо и любоваться им, тот любит так же засматриваться на красивые лица других людей и уязвляется в сердце чужою добротою42, а некрасивые презирает, хотя весьма часто под некрасивым лицом скрывается прекрасная душа. Не цени высоко увядающей красоты, а цени красоту нетленную, неувядающую, красоту души, состоящую в кротости, смирении, целомудрии, покорности, терпении, уповании.

Ежедневно занимайся исправлением и воспитанием своего духа в добродетелях: кротости, смирении, незлобии, терпении, чистоте и целомудрии, воздержании, нестяжательности, умерщвлении чувственности. Страсти ежедневно воюют в членах наших, и тот не есть христианин, кто не укрощает их, а дает им пищу и поблажку, например раздражительности, гордости, мщению, нетерпению, нечистоте, лакомству и невоздержанию или сребролюбию. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [Гал. 5, 24]. Если ты, например, кому-либо дал в долг денег на известный срок и должник не отдает их тебе, то не имей к нему вражды, но поступай с ним ласково, как будто бы он дал тебе в долг, а не ты ему: таким образом ты будешь распинать страсть злобы и страсть любостяжания, или мудрование плоти. Если ты кому сделал выговор в гневе и тем обидел ближнего, то призови его к себе и ласково поговори с ним или извинись в своей ошибке – и впредь удерживай всевозможно порывы гнева. Кто не имеет кротости к согрешающим, тот не ученик Христов. Научитесь от Меня, говорит Иисус Христос, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Христианин должен быть агнцем. Зверь есть сатана; зверские свойства всемерно отлагай, то есть злобу, жестокость, зависть, алчность. Пороки и добродетели имеют между собою тесную связь: например, сластолюбие и пресыщение имеют тесную связь с злобою, гордостию и любостяжанием. Кто отличается наибольшею гордостию и злобою? – Пресыщенные, упитанные, изнеженные. Кто отличается смирением? – Голодающие, бедные [или] вообще воздержные в пище, питье и скромные в одежде и во всей внешней обстановке житейской.

Одна мысль грешная, слово, изображающее какой-либо грех, особенно плотской нечистоты, сказанное с лукавым намерением, известным тоном, заражает душу человека ядом греховным, и разливается жгучим, нечистым потоком этот яд по составам телесным; поэтому надо и самому беречься, и беречь от этих мыслей и слов прочих, особенно невинных детей. Невинность – драгоценное сокровище пред Богом. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит [Мф. 18, 7]. Если мы будем злы друг против друга и будем ловить друг друга в слове или проступке, то, конечно, скоро поймаем, ибо все мы с немощами, грехами. Но это ловление – свойство диавольское. Так, враги ревнителя правды Златоуста изловили его и довели до изгнания.

Не желал ли ты зла и погибели врагу своему действительному или только мнимому? Отвергнись всеконечно злобы и по заповеди Спаса Христа люби врагов и добро твори ненавидящим тебя [Мф. 5, 44], чтобы смягчить их и преклонить к миру. Если тебя в лицо злословят или вред тебе делают, гонят тебя, неправду сплетают на тебя – и тогда не озлобляйся на делающих это, но терпи, благословляй, молись, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят [Лк. 23, 34]. (Сегодня согрешил ко Господу: на брата отца Матфея в конце молебна Иверской Божией Матери озлобился за якобы его лукавство, гордость, злобу, и любостяжание, и скупость, и необщительность, хотя прежде всего я сам лукав, горд, зол, скуп и необщителен: в глазе брата сучец видим, а у себя бревна не видим [Мф. 7, 3 – 5; Лк. 6, 41 – 42]. А всё оттого, что любви не имеем: любовь всё покрывает [1Кор. 13, 7]. Воспитывай, воспитывай в своем сердце благость, кротость, смирение, незлобие, щедрость.)

Цени великую любовь к тебе жены, вложенную в нее Богом, и благодари Господа за дар сей.

На молебне после обедни сегодня (21 декабря), читая водосвятную молитву, я смутился и оттого спутался – из-за чего? Из-за присутствия знатных (инспектора штурманского [...]). Доколе же будет лицеприятие? Доколе буду унижать дела службы Божией смущением и малодушием?

Ты, о иерей, во время богослужения всемерно избегай приспособления ко вкусам людским, к плотским, богопротивным вкусам, угождай же единому Господу, как подобает; угодив Ему, угодишь всем, а не угождая Ему, не угодишь никому. Молитвы вычитывай сполна, не уйми словесе [рус.: не убавь ни слова] [Иер. 26, 2], не устыдись какого-либо слова или выражения. Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли (земного), очищено седмерицею [Пс. 11, 7]. Не внимай духу коварства и гордости. Не унижай дела Божия пред людьми светскими, учеными, благородными, но тем паче смело возвышай глас молитвы, да не потерпишь сам уничижения по этому слову: уничижаяй Мя безчестен будет [1Цар. 2, 30]. Все да смиряются пред Богом: и благородные, и чиновные, и ученые, и богатые, и да молчит всякая плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет, – пред мудростию Божественною да смирится всякая мудрость человеческая, суетная.

Когда соблазняет тебя красота телесная, скажи в себе: красота духовная несравненно лучше; притом красота телесная есть некоторое выражение красоты духовной, и красота телесная тленна, а духовная нетленна; наслаждение красотою телесною греховно, а духовною – свято; то сопряжено с рабством, а это – свободно.

Всё на свете, как дым, преходит, но вера христианская, но Церковь, ее Таинства, молитвословия, истина, в них содержащаяся, стоит твердо и неколебимо. Потому при совершении Таинств и молитвословий не спеши и не угождай суетным людям, их мнениям, обычаям, ибо они, как дым, исчезнут.

Рядом с добродетелию враг наш всегда старается поставить и грех: например, с страхом Божиим – страх свой, бесовский; или вместо добродетели старается поставить порок: вместо воздержания – невоздержность, алчность и пиянство, вместо целомудрия – блуд, вместо кротости и незлобия – раздражительность и злобу, вместо смирения – гордость, вместо доброжелательства – зависть, вместо щедрости – скупость, вместо мужества – малодушие, вместо радости – уныние, вместо пространства сердца – тесноту, вместо спокойствия – беспокойство, смущение, вместо равнодушия к земным благам – пристрастие к ним, вместо горнего – дольнее, и таким образом старается поставить жизнь нашу вверх дном.

В наших земных пристрастиях есть великая несправедливость относительно Господа Бога и нашей души: видя прекрасные твари (например, людей, животных, птиц, растения) или прекрасные произведения рук человеческих, например серебряные и золотые изделия, драгоценные ткани, вообще красивые изделия рук человеческих, или желая обогатиться деньгами и с жадностию собирая, скопляя их, сохраняя их и жалея если не себе, то бедным братиям, – мы отпадаем сердцем от Бога, источника всякой красоты, всякого богатства, и прилепляемся сердцем к тварям и к делам рук человеческих, оставляем источник воды живы и искапываем себе дырявые колодцы, не могущие содержать живой воды43; бессмертную душу порабощаем тлению и суете, из свободной делаем ее рабою, из небесной, светоносной гражданки – земною рабою, пресмыкающеюся во тьме и дыме страстей. Потому, видя прекрасные твари, влекущие наше сердце к себе, или прекрасные вещи вообще, надо возводить немедленно сердечные очи к Источнику всякой красоты, всякого блеска, всякого художественного произведения, произведшему таких тварей или умудрившему человека – этого по образу и подобию Своему созданного Им царя тварей – делать такие прекрасные вещи, и не ослепляться видимыми тварями, не прилепляться к ним, а единственно к Тому, Кто произвел все вещи из небытия или из праха и опять обращает их во прах. Так, человек, служи [непременно] Творцу, а не тварям, прилепляйся к Нему, а не к тому, что, быв создано из праха всемогущим, премудрым и всеблагим Творцом, в прах же и обращается. Истина эта почти всем известна, но на деле видим, что редко, редко кто исполняет ее. Братия! Полно нам гоняться за земным: приближися на ны44 Царствие Небесное.

Любят многие театры, клубы, оперы, картежные вечера – но это кладенцы сокрушенные, иже не могут воды содержати [Иер. 2, 13]; это идолопоклонство в христианстве, растленные обычаи растленной природы; Бога забвение, Церкви Святой пренебрежение, всех заповедей евангельских и истин забвение: воскресения мертвых, Суда будущего, мук вечных, блаженства праведных.

Не умерщвлял я плоти постом, чтобы оживить душу, чтобы воскрес во мне Христос и Его Божественные свойства; угождал я плоти своей прелюбодейной и грешной. Согрешил ко Господу!

25 декабря 1868.

25 декабря 1868. Искушение во время рождественской утрени. Пред утреней отец диакон Петр Софронов в присутствии своего бывшего школьного товарища отца Александра Перова, священника арестантских рот, небрежно принял благословение и не поцеловал руки, устыдившись мнимого своего унижения. Это меня так сильно огорчило, произвело такую злокачественную мнительность, что я всю утреню был в огне, тесноте и каком-то омрачении, по действию злобной силы; всю раннюю обедню в думской церкви простоял на коленах пред престолом, моля Господа о прощении, помиловании, спасении. Я думал: не сердится ли на меня из-за чего-либо отец диакон, не презирает ли за что? Эти мысли сильно беспокоили меня и производили во мне крайнее к нему нерасположение и даже вражду, как на человека легкомысленного и изменчивого (хотя кто из нас не легкомыслен и не изменчив?). Впоследствии оказалось, что всё это были не более как козни вражии. Отец диакон и не думал на меня сердиться или презирать меня и по-прежнему был почтителен (чего же я жажду почтения, непочтенный по делам своим грешник?). Здесь кстати сказать о той связи, которая существует между чревоугодием и злобою. Отчего я не мог победить в себе скоро сатанинскую злобу и гордость и поддался ей несколько? – От чревоугодия и нарушения поста накануне Рождества Христова, происшедшего сначала от неведения, а потом и в ведении: я поел с аппетитом скоромных блинов на поминках у Коренева и выпил рюмку водки, да варенья, да икры паясной – душа моя и расслабела, а если бы закалена была или смирена постом, умерщвлена, то сердце отразило бы злобу удобно, побороло бы сопротивные силы или они не смели бы и прикоснуться к душе, ограждаемой постом и богомыслием. Вообще сытый человек, сластолюбивый не способен к борьбе с духами злобы. Вот почему пост необходим духовному борцу.

26 декабря.

26 декабря. Сегодня, пришедши к утрени и встретив того же отца диакона в алтаре, опять уязвился враждою, вспомнив вчерашнее из-за него искушение и увидев то же нежелание. Сердечным покаянием и осуждением себя отразил от себя новое нападение духа злобы, говоря в себе: вижу твои проделки, твои козни; прочь, окаянный,– хочу жить в любви и мире с братиею. Притом я недостоин, чтобы целовали мою руку. Кто хочет, [будет] целовать ради Христа и из уважения к моему сану или для усердия к моему недостоинству, а кто не хочет – Бог с ним, по прекрасному выражению русскому: вольному воля. Всех по-своему не поставишь. И Божия хотения многие, многие не исполняют – в числе таковых и я, окаянный.

День воскресный всем христианам напоминает о смерти и воскресении из мертвых, о Суде всеобщем, о решении участи вечной, о будущем блаженстве и будущем нескончаемом мучении и внушает каждому о долге готовиться к смерти, уготовлять себе добродетелью блаженное воскресение, добрый ответ на Страшном Суде Христовом и вечную жизнь,– о временной же жизни и здешнем богатстве, здешних удовольствиях, сластях, почестях, как временных и подобных призраку, внушает не радеть. Как возвышает дух и какую отраду поселяет в душе повторяющееся еженедельно воспоминательное воскресение Христово! Но для многих, увы! слово воскресение превратилось в один пустой звук, без смысла, без значения, без внутренней силы! Необходимо размышлять на основании слова Божия о праздниках христианских!

В лютое искушение ввергает меня кронштадтское общество, исполненное самолюбия, сребролюбия, тщеславия, гордости! Как мне уважать его! И я еще доселе смущался иногда пред ним – пред военными, пред купцами, чиновниками!

Мания на газеты, журналы и разные, разные книги и книжонки что означает и к чему ведет? Она ведет к тому, чтобы книга Евангелия была совершенно закрыта и не читалась, а читались бы только светские книги, журналы да газеты. Чтый да разумеет.

Господи! Благодарю Тя, яко по молитве моей отгнал еси от меня бурю и тесноту бесовскую, когда пришли ко мне гости – жена брандмейстера45 с дочерьми и девицы сиротки Жуковские; благодарю, яко отъял еси от сердца моего суетную вражду на Жуковских из-за частого их посещения; благодарю, яко даровал еси мне благоговейно и непреткновенно прочитать молитву к Тебе, Отцу всякой плоти, и благословить трапезу и в спокойствии духа просидеть за трапезою. О, как враг смущает и отталкивает нас друг от друга, вооружает друг против друга!

Даждь мне, Господи, благодать острозрительности к моим прегрешениям, а не к прегрешениям брата моего, которые знает душа его и Господь Сердцеведец, воздающий каждому по делам его и по начинаниям его. Вот сегодня пришел я к обедне в церковь и, увидев служащего собрата отца Матфея, вознегодовал на него и презрел его за его любостяжание и скопление большого богатства – забыв о своих бесчисленных грехах, о своем любостяжании, о своем лакомстве и чревоугодии, пресыщении, многопитии, любочестии и гордости, зависти, злобе, малодушии, унынии, ропоте, лености, нерадении, особенно к пастве душ и спасению своей души, опущении, блуде, татьбе, лжи, празднословии, непокорности, дерзости, лицеприятии, ложном стыде, лицемерии, тщеславии (одеждою), пристрастии к земному, равнодушии к горнему, о своей скупости, жадности, о смехе и многих других. О, как я тяжко согрешил пред Богом! Благодарю

Тяг Господи, яко по молитве моей сердечной отъял еси грех мой и исцелил еси уязвленное грехами сердце мое, яко милость Твоя бесконечна. Аминь. 31 декабря 1868 г. В новом лете даруй, Господи, новую жизнь начать во славу имени Твоего и во спасение мое и ближних моих, пред которыми да просветится свет Твой во мне!

Ни от кого не завишу кроме Бога, и потому никого кроме Бога не боюсь.

Слова Церкви – слова высшего разумения духовного, не подлежащие критике мирских людей. Твердо, торжественно, громко надо выговаривать их. Они – словеса чиста, сребро разжжено... очищено седмерицею [Пс. 11, 7], дражайшия паче злата и камене честна 46 многа [Пс. 18, 11].

Если знаешь достоверно, что нищие во зло употребляют подаваемые тобою им деньги, не ярись на них, но сохраняй кротость и незлобие, [смеясь им], подобно Павлу Препрбстому47. Ибо стоят ли деньги – этот прах – того, чтобы из-за них приходить в ярость? Ведь нищие всё-таки – по образу и подобию Божию, все члены Христовы, все братия твоя. А погляди-ка на свой образ жизни: что ты ешь-пьешь и сколько, чем одеваешься, в каких комнатах живешь, на чем. на какой постели спишь, на чем сидишь, сравни свою жизнь с жизнию нищих – и ты поймешь, что их надо жалеть, а не яриться на них, ибо в противоположность тебе они ничего не имеют, они бедствуют, отчего и называются бедными.

Ты страдаешь сильною зубною болью или сильным ломом в ногах; болезнь твоя как огонь палит тебя; ты едва не кричишь. Это следствие твоего многоядения и пресыщения; но эта болезнь – благо для души твоей. Ты ел с большою жадностию, с большим удовольствием, и твоя плоть начала беситься блудом – ты стал с вожделением взирать на женщин, и вот Сердцеведец, испытуяй сердца и утробы [Иер. 11, 20], послал тебе огненное испытание: вытерпи оное к очищению и усмирению твоей души и плоти и благодари Бога за ниспосланное терпение, ибо страдающий плотию перестает грешить [1Пет. 4, 1].

Много или мало, такого или другого качества, дешевая или дорогая употребляется пища – неради о том, ибо пища – прах, а горняя мудрствуй всегда. Не жалей пищи никому, как не жалеешь себе.

Когда будешь ощущать в себе злобу, или зависть, или блудную похоть и прочие страсти, тогда не считай виною их ближнего, а себя единственно и говори: о, как много во мне вони, калу греховного! Когда я буду благоухать незлобием, смирением, благожеланием каждому, чистотою и целомудрием!

Нечистая душа моя отражает в себе только дурные свойства – действительные или мнимые – ближнего моего. Чистый сердцем, благий человек отражает только благое, видит только доброе, а худого не видит или не замечает, покрывая любовию. И блажен он!

Благодарю Господа Бога моего, благостно, победоносно, могущественно спасшего меня от врага моего, запутавшего меня сетию своею греховною и насильствовавшего меня, теснившего меня. Господь спас меня по причащении святых Его, пречистых, небесных и животворящих Таин, 2 января 1869 г. Заупокойная обедня по Михаиле Русанове старце.

От сластолюбия, пресыщения и долгого сна сердце наше и плоть наша делаются блудными, гордыми и надменными и ленивыми; потому для исправления и очищения их нужны сильные скорби, как очистительный огонь, поядающий и истребляющий нечистоты сердца, грубость и ржавчину страстей.

Стесни себя скорбию о грехах и пролей об них искренние слезы – и почувствуешь мир и пространство в сердце; иначе грехи стеснят тебя насмерть, и оставит тебя сила твоя и свет очию твоею [Пс. 37, 11].

Сколь ни сладок грех для плоти, не соизволяй на него, ибо диавол, как бы лисица, приятно водит хвостом своим по внутренностям, подстрекает, понуждает, чтобы прельстить ко греху; с другой стороны, сколько ни горек, ни тяжек грех – не унывай, не малодушествуй, не ропщи, но терпи, зная, что рано ли поздно ли будет ему конец. Поступать так – значит истинно любить Бога.

Если будешь нищ духом, то будешь исполнением Исполняющаго всяческая во всех [Еф. 1, 23]. Но гордый и надменный никогда не будет полнотою Исполняющего всё во всех. Алчущыя исполни благ и богатящыяся отпусти тщи [Лк. 1, 53].

Держи в сердце и мыслях и пережевывай свою духовную жвачку, то есть мудрствуй непрестанно духовно.

* * *

35

Буйство (церк.-слав.) – безумие, невежество.

36

Воня́ (церк.-слав.) – запах.

37

Стихира на великом входе, глас 8-й; поется вместо Херувим­ской песни на литургии в Великую Субботу.

38

Ср. антифон 3-й на утрени, глас 4-й.

39

Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице «Воспеваю благо­дать Твою, Владычице...», из последования утренних молитв.

40

Там же. «Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении», то есть «обнови меня, Пренепорочная, обетшавшего от согрешений, которых я и не чувствую».

41

Другдругоприимательно (церк.-слав.) – преемственно, один после другого.

42

Доброта (церк.-слав.) – красота, изящество.

43

Ср.: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя [рус.: водоемы разбитые], иже не возмогут воды содержати (Иер. 2, 13).

44

К нам (церк.-слав.).

45

Брандме́йстер – начальник пожарной команды.

46

Че́стна (церк.-слав.) – здесь: драгоценного.

47

Преподобный Павел Препрбстый (IV в.) был учеником преподобного Антония Великого и отличался святой простотой, незлобивостью, смирением, за которые получил от Господа дар прозорливости и изгнания бесов. Память 7/20 марта и 4/17 октября.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle