Источник

Февраль 1869 г.

10 февраля 1869 г.

10 февраля 1869 г.

Благодарю Господа, укрепившего мя непреткновенно, бодро и смело совершить два брака в соборе и от пакостей дьячка Шахматова предохранившего меня. Впрочем, я за грехи мои терплю пакости от этого дьячка, который сделался рабом сатаны.

Благодарю Господа, яко даровал мне слезы умиления во время воскресной (Неделя мытаря и фарисея) утрени, и омыл меня от грехов моих, наипаче чревоугодия и пресыщения, слезами покаяния, и литургию даровал совершить со многою силою, якоже просих Господа.

Милуя нищих, имей в виду вечную милость Божию к тебе самому и домашним твоим.

Все мы по природе вне благодати, прокляты вследствие первородного греха Адама, все под Божиим гневом и обречены на смерть, как исчадия греха и диавола, как отпавшие от Бога – источника жизни, святости, силы, света; мы омрачены, нечисты, скверны, немощны, мертвы; только благодать Иисуса Христа, Сына Божия, перерождает нас в чад Божиих и дарует нам освящение, просвещение и силу к деланию добра; только она духовно перерождает и воспитывает нас. Без благодати Божией мы – погибшие существа, хотя бы мы имели прекрасные природные дарования, знатность, род, богатство, всевозможные познания и даже гражданские добродетели и доблести.

10 февраля.

10 февраля. Благодарю Тя, Господи многомилостиве, яко даровал еси мне слезы покаяния и умиления во время литургии соборной на кладбище – целую тучу слез, и омыл еси сею благодатною банею первее в приготовлении к причащению, а потом и самыми животворящими Тайнами, и исполнил мя еси мира, святыни Твоей, дерзновения, здравия, мудрости. Слава чудесам Твоего милосердия, Твоей премудрости и Твоего всемогущества, яко не побеждаешися нашими грехами, аще и суть яко песок морский, и паче числа песка морскаго. Но когда иссушишь в нас, Господи, источник греха? Когда иссохнет это блато греховное, смердящее в нас? Когда будет в нас сердце чисто, ново и дух нов? Доколе пристрастия мирские? Доколе небрежение о горнем звании и Отечестве? Доколе злоба? Доколе гордость, зависть? Леность, рассеянность? Кто оплачет достаточно свои грехи и человечества, наипаче – христиан, которые должны быть род избран, царское священие... людие обновления [1Пет. 2, 9], – и на деле вовсе не таковы?

Плакать о том, что растлили и осквернили в себе образ Божий, по коему сотворены; что и по искуплении и восстановлении его отпадаем высоты искупления; что нерадим о бессмертии души, о ее спасении; что печемся о теле смертном и перстном, что связываем себя мирскими пристрастиями, что носим в сердцах злобу, гордость, зависть к братии, подобным себе; что по жадности к деньгам удерживаем дары Божии у себя и не делимся охотно с ближними или тратим деньги на пустое, а на необходимое ближнему жалеем, и прочее; что нераскаянно живем, что придумываем извинения в грехах и прочее.

11 февраля.

11 февраля. Вторник. Ранняя обедня по Феодоре Назарове. Искушение ужасное. Диавол пустил в мое сердце стрелы разжженныя злобы на дьячка Шахматова, напомнив мне его дерзости ко мне в воскресенье, когда нужно было венчать мне две свадьбы – одну первым, а другую вторым браком. Злоба палила и теснила меня, и я не мог противостоять ей и едва-едва умолил Господа пред совершением Таинства отъять от меня брань. И подумал я: если я, священник, облеченный благодатию священства, причащающийся часто Святых Таин Тела и Крови Христовой и, значит, имеющий крепкое оружие против искушений врага, побеждаюсь от врага, оставляемый благодатию и преклоняемый от своего самолюбия и вообще растленного естества и наветования духа злобы, – то что сказать о чтеце Николае, который однажды только в год причащается Святыни Тела и Крови Христовой и который не имеет того обилия благодати, которого удостоился я, но который подвержен, как и я, борению страстей и темных и лукавых духов? Все дерзости его мне – не его, а бесовские. Отпусти убо ему, Господи: не весть бо, что творит, и да не погибнет вовеки ради скверных дел своих; обрати его, да обратится к Тебе всем сердцем в плаче и в рыдании и в посте. Обычно Тебе, Всеблагий, слушать мои молитвы и исполнять их. Услыши и исполни и сию молитву мою: яко и он во образ Твой Тобою сотворен, и он член Твой, хотя и болящий. Вразуми его, Господи, укрепи его, Господи, в добрых произволениях. А меня научи снисходить к ближнему, но не потворствовать – да не будет слава Твоя в поругании, да не разоряется [прочее55] закон Твой, да не соблазн наводится людям Твоим от тех, которые должны быть примером для людей Твоих. Аминь.

Сильный в брани, Господи, многомилостивый, благопослушливый и скоропослушливый, благодарю Тя, яко и во днешний день удивил еси на мне милость Твою, научил руце мои на ополчение, персты моя на брань [Пс. 143, 1] с невидимыми, хитрыми, неусыпными, простыми в существе врагами и спял еси56 востающия на мя под мя и врагов моих дал ми ecu хребет [2Цар. 22, 40, 41]; благодарю, яко со дерзновением даровал еси мне совершити Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Твоих Таин, в мир душевных моих сил.

Вместо рек слез – реки благодати... А жало, жало сластей земных, жало злобы, гордости? О, сколько жал! Жалко! – что это за слово? Оно указывает на жало. Вот это-то жало и надо вырвать с корнем. От него всё зло в мире. О, жало земное, жало плотское, жало диавольское, жало смертное, жало проклятое! Господи! Когда мы уязвимся любовию к Тебе и к нетленным Твоим благам, уготованным Тобою любящим Тя?

Имя святого, которое носит христианин, есть имя веры и добродетели, имя человека, который на земле был ангелом во плоти, был светильником горящим и светящим, который горел любовию к Богу и ближним. Носящий это имя христианин должен подражать добродетели того святого, который носил это имя.

Частое посматривание на себя в зеркале или посматривание на хорошие лица делает человека суетным, женственным, самопрелыцающимся и прельщающимся чужою красотою – и немало вредит христианскому расположению сердца, потому что приковывает мысли и сердце к преходящей, ничего не значащей внешности и отвлекает око ума от внутреннего благообразия или неблагообразия человека. Как часто священники, занятые своею внешностию, постыждались от диавола во время священнослужения, особенно при богатых и красивых людях, от мысли, что у них руки не белы, или голова не прибрана, или лицо не благообразно, или одежда не совсем прилична, и они опускали из внимания то, что они совершают, какое Таинство, какое воспоминание.

Нет, по-видимому, ничего невиннее в очах мира, как хорошо и с наслаждением поесть-попить, но в порядке христианской жизни это очень вредно и есть чревоугодие, а чревоугодие сильно вредит христианскому образу мыслей, христианскому чувству – тонкому, святому, горнему, целомудренному, и христианскому образу жизни, уподобляет его бессловесным животным, вместо горе зрящего и мудрствующего делает долу зрящим и о земном мудрствующим, удобопреклонным ко всем страстям, особенно к блудной. Священное Писание везде осуждает страсть к ядению и питию, называя ее языческою: будем есть и пить, ибо завтра умрем! [Ис. 22, 13]; не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?., потому что всего этого ищут язычники [Мф. 6, 25, 32]; так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали [слав.: ядяху, пияху, куповаху, продаяху]... [Лк. 17, 28], или во дни Содомлян: ядяху, пияху... Видишь, что ядение и питие – языческий образ жизни, заслуживающий праведный гнев Божий. Это только плотская жизнь, а у человека есть душа по образу Божию, у ней есть свои, духовные, высшие потребности: потребность веры и любви к Богу и стремление проявить их точным исполнением заповедей Божиих, самоотвержением, бдением и молитвою, богомыслием, умерщвлением вечно противящейся Богу чувственности, стремлением к святости по душе и телу, нестяжательностию, милосердием, кротостию и незлобием и прочими добродетелями.

Огонь в меру, в пределах своих – светит, греет, печет и варит пищу, растопляет металлы или приводит их в тестообразное состояние и вообще есть полезный деятель в природе; но вне пределов, неумеренный – огонь сожигает и разрушает. Так и все вещи в мире: вода, пища, питье, разные удовольствия: в пределах умеренности полезны, а при неумеренности – крайне вредны.

Ежедневно я тяжко согрешаю против самой существенной заповеди христианской веры – распинать свою плоть со страстями и похотями, ежедневно согрешаю против Креста, ибо ежедневно лелею плоть свою, угождаю чреву, больше надлежащего сплю, не отвергаюсь себя охотно ради ближних.

Укрепись в том убеждении, что всё туне получаешь от великодаровитого Бога и ничего своего не имеешь, и не огорчайся, когда у тебя нищие просят милостыни, и притом очень многие, и когда приходится отдать многое из доставшегося тебе.

Две великие милости от Господа получил я нынешний день (15 февраля) по молитве моей: мир, свободу и дерзновение после бури, огня, тесноты, постигших меня после раздражения и крика на нищего, просившего у меня еще сверх поданного (после раздачи рубля в притворе церкви),– и свободу от блудного жала, которым враг ужалил меня в классе у Яковлевой.

Единственно благий Пастырь Господь пасет вас, братия мои, внутренно, пасет озарениями, вразумлениями, скорбями, радостями, милостями, наказаниями. Будьте внимательны к Его внутреннему, таинственному пасению, всеблагому, премудрому. Мы, облеченные Его саном и властию пастыри, также пасем, пасем вас на пажити Господней – Евангелии, проповедуя вам слово евангельское, и вы должны слушать нас, ибо слушаяй нас, Его слушает, и отметаяйся нас, Его отметается [Лк. 10, 16]. Мы должны пасти с мудростию, кротостию, смирением, долготерпением.

Про́сти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин... Здесь прости значит: в простоте сердца, – значит, и в других случаях то́ же значит, а не то, что «стоя прямо»: это само собою разумеется.

Если случится раздражиться, то немедленно должно раскаяться, чтобы огонь геенский не внедрился в душу и в тело и не начал тлить и ту и другое. Здесь вера и горячая, глубокая молитва покаяния спасает человека от разлития геенского огня и всех вредных последствий его и возвращает ему тишину и спокойствие.

Не тот кроток, кто никогда не раздражается, но кто, раздражаясь внутренно, сдерживает свой гнев и не изливает его на других или кто, раздражившись по немощи, тотчас кается и просит прощения у обиженного. Не раздражаться не значит вовсе не гневаться. Есть место справедливому гневу... Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Кротость и смирение неразлучны. Кротость проистекает от смирения.

Из-за каких пустых вещей раздражаемся, яримся, злобимся, иногда из-за одного слова, иногда из-за сладкого куска или за несколько копеек! Что же лучше: душевное спокойствие или вещь пустая? Слово стерпеть или бессловесно яриться?

Сколько уроков, сколько назидания каждый день будничный, каждый воскресный, каждый праздничный – ибо каждый святой дня своим примером поучает нас какой-либо добродетели, каждый воскресный и праздничный день дает назидание – а мы всё остаемся без исправления, исполненные страстей! Отчего? От невнимания.

Благодарю Господа за чудеса спасения, явленные ныне (17 февраля) на мне, окаянном, во время обедни, в классе и дома по уязвлении злобою на нищих.

Стараться преподать с твердостию и ясностию гимназистам то, что должно сопровождать их всю жизнь, именно: молитвы утренние и вечерние, богослужение, исторические уроки, катехизические уроки,– пусть напечатлеются в их сердце доблести лиц истории ветхозаветной, святейший образ Иисуса Христа, доблести и подвиги святых апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых. Чаще обращать их мысли на нравоучительную сторону предмета. Объединять их познания.

Сласти сильно подавляют наши сердца. Надо немедленно остеречься их. Как мы, земнолюбивые, дерзаем предстоять престолу Господа славы и совершать служение ангельское и вкушать Тело и Кровь Божественного Агнца!

На утрени воспевается пришествие на землю Сына Божия!

Давать ученикам задачи, например пятого класса: состав утрени; вечерни; литургии; Преждеосвященной обедни; великопостных часов; вечерни простой и великопостной.

Если виноватое дитя долго и сильно кричит о помиловании, то и поневоле отец и мать умилосердятся к нему. Не паче ли Господь? (Отсюда – Господи, помилуй сорок раз и более.) Молиться и не унывать [Лк. 18, 1], и: просите... ищите... стучите... [Мф. 7, 7; Лк. 11, 9].

Искренно люби всякую добродетель; искренно ненавидь зло; отсюда – искренно кайся и молись.

То страсть к пище, то страсть к плоти чьей-либо, то к деньгам, то к роскоши и великолепию, то к чести возбуждает противник, то страхами и призраками колеблет душу, то ложным стыдом, то злобою, то завистию, то леностию, то всем вместе.

Диавол обращает сласти и пресыщение в жало, изощряет на нас чрез них жало свое, пристращая к миру и временной жизни; пресыщающихся оставляет благодать Божия.

Если милостыня есть сеяние, то сей охотно, смиренно, с радостию и щедрою рукою.

19 февраля.

19 февраля. Утро. Славлю и превозношу заступление всемилостивое Пречистой Госпожи моей Царицы Богородицы, когда я воззвал к Ней сердцем в начале литургии и потом 18 февраля (выборы) о восстановлении меня в любви к брату, от которой я отпал вследствие зависти к его богатству и от негодования на неподачу бедным, будучи сам сластолюбив, и зол, и нечист и прочее. Врачу, исцелися сам наперед, а других судить предоставляй Богу.

Вот богатство наше неистощимое, нетленное – христианская вера! Это богатство старайся умножать в себе и в других! А земное богатство погибает, и любостяжательный погибает. Как? – Называйся пастырем, носи только имя пастыря и не паси овец! Изрядно: нам вверено домостроительство спасения душ, искупленных бесценною кровию Сына Божия,– и мы будем пренебрегать им, будем пасти только себя на земных, злачных пажитях, а другие будь хоть совсем без пищи и пития – и духовного и телесного, хоть нагими ходи. А как легко пастырю воздремать при богатстве и почестях и пастырство свое полагать только в пастырстве своего кошелька и плоти да в приобретении крестов и, может быть, домов и многоценных одежд и в величании пред своими бедными овцами!

Смело оглядывай богатых и знатных и сильных мира сего пастырским взглядом, ибо они достойны всякого обличения, как суетные, возносливые, суемудрствующие, удаляющиеся от Церкви, презирающие иерархию и всё церковное и почитающие только свое богатство, свой род, свое звание, свои чины.

Чудо исцеления от Святых Таин и молебствия одной семейной женщины в Высокой улице за стрельбищем. Месяца полтора была она сильно больна горячкою: жар был сорок градусов в продолжение недели; заживо тлела, и пахло уже мертвечиной; но после причастия в тот же

день жар стал меньше, явился аппетит, начала кушать – и в неделю совсем поправилась. Слава животворящим Тайнам! Февраля 19-го, 1869 г.

20 февраля.

20 февраля. Видел я в гимназии дела премудрости и всемогущества Божия в малом мире, недоступном простому [...] глазу: видел существа, находящиеся в капле воды, уксусу, в сыре; видел [кристаллицию] соли, содистого железа.

Сегодня (19 февраля) на утрени с Божией помощью хорошо прочитал Евангелие и выговорил беспрепятственно слово свидетельствуяй, на котором враг запинал меня прежде. Слава Господу!

Зачем ты боишься митрополита? Не бойся, делая добро, но бойся, делая зло. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее [Рим. 13, 3]. Наушников, какими считаешь отцов протоиереев Павла и Матфея, тоже не бойся: Бог свяжет их язык.

Рапорт о Шахматове от 18-го февраля, № 12.

Благодарю Господа, сподобившего меня Своей помощи к спокойному стоянию на великом входе и произношению имен царствующего дома. Но я виноват был сам, что на мгновение дал во смятение духовную ногу свою и усумнился произнести твердо великую княгиню Екатерину Михайловну и сделал беспорядочное движение головою, за что вошел в меня враг и долго, долго мучил меня, томил, теснил, смущал – до причастия, и во время причастия, и после причастия некоторое время; а потом, вследствие усиленной молитвы веры, оторвался от сердца, как чешуя. Молитву заамвонную читал смело и громко. На молебне стоял величественно и покойно.

В том-то и христианство состоит, чтобы ежедневно отвергаться себя, чтобы не иметь пристрастия к богатству, сластям и ни к чему земному, чтобы жить для Бога и ближних. Против этого и воюют ежедневно наш ветхий человек и виновник его ветхости – диавол.

Отец Александр Лебедев говорил слово 19-го февраля, день восшествия на Российский престол Государя.

Из текста: да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел [рус.: Будем внимательны друг ко другу, поощряя клюбви и добрым делам], Евр. 10, 24. Говорил о том, что царь, с восшествием на престол, подъял на себя бремя: 1) бремя великих забот, 2) бремя великих огорчений и 3) великой ответственности. Эти три термина развивает. Потом переходит к тому: о, если бы и мы могли как-нибудь споспешествовать к облегчению оного! Средство для сего преподает наша Церковь. Это: 1) молитва за царя: если молитва одного праведника много может [Иак. 5, 16], кольми паче молитва благоверного народа; 2) жизнь подданных во взаимной любви и делание добрых дел. Потом останавливается на способе выражения: да разумеваем... в поощрении любве и добрых дел, и говорил о христианском знакомстве, что оно должно иметь целию поощрение друг друга к добрым делам. Стройная проповедь!

20 февраля.

20 февраля. Прости меня, Господи, что я презрел полк Твой – нищих Твоих – в притворе церкви и прошел мимо их домой, не подав им милостыни по множеству их, хотя и имел деньги в кармане, а когда некоторые из них догнали меня у ворот дома, я огорчился на них и сказал сердито: «Где вам всем подать! ведь вас целый полк, целая армия!» Поистине полк – но полк Твой, Господи; армия – но армия Твоя, только безоружная! Господи! Всё, что у меня, Твой дар: туне всё приял от Тебя – почто убо туне давать сомневаюсь, почто самолюбием удерживаюсь иногда от доброхотного подавания милостыни, видя множество нищеты? Не силен ли Ты изобиловать всякую благодать в моем доме? Воздать мне сторицею? Где вера моя? Где упование? Где любовь к ближнему? Разве забыл я пять хлебов и две рыбы, которыми Ты чудесно напитал пять тысяч человек [Мф. 14, 15 – 21 и др.]? И сколько было остатков? Или семь хлебов и несколько рыбок [Мф. 15, 32 – 38]?

Богатые пастыри и пасомые смущают меня своим сребролюбием, своею скупостию, жестокосердием, неподатливостию? Но они за это подвергнутся суду

Божию без милости – и ныне, и там [Иак. 2, 13]. А ты иждивай свое достояние на нищих, памятуя слова Господа в Евангелии57 и имея их залогом неоставления Тебя Господом и помилования на Страшном Суде. Если Господь восхощет, истяжет дары Свои от богатых – и волей-неволей отдадут должное братии своей нищей.

Согрешил пред Богом, что сегодня во время литургии на великом входе устыдился и убоялся двух лиц – управляющего таможней [Всеволжского] и офицера [Рыкачева], редактора «Кронштадтского вестника», и не выговорил лиц царского дома, как бы боясь, чтобы кто не ударил за это палкою. Зачем на лица зрю? Зачем неодинаково ставлю простолюдина и барина?

Ну чего я ярился на нищих и для чего спешил домой? Для того ли, чтобы есть и пить и сидеть без дела? О, жестокий повелитель – чрево! Ведь само и не нуждается в пище, а стремится с жадностию к пище, и человек, нахватавшись пищи и пития, обременяет себя и делается неспособным к умственным занятиям. О, как хорошо не работать чреву и работать непрестанно Богу и ближнему! Собирается плод в живот вечный, покупается нетленное Царство тленными благами! О, блаженная купля!

Каждое слово от души, искренно старайся выговаривать на общественной и домашней молитве – и не будешь претыкаться; преткновение бывает от легкомыслия, сомнения, боязни бесовской. Но Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? [Пс. 26, 1].

Благодарю Господа, приявшего мя, припадшего к Нему о прощении моей раздражительности во время утрени, бывшей из-за пустой вещи – из-за тонкой бумажки поминальной, поданной солдатом, которую я не мог по тонкости ее скоро раскрыть. Опять я рассердился на нищих, что гонятся за мною, и на некоторых сильно кричал, хотя и подал. Тьма вас, говорил я с гневом,– а забыл, что грехов моих тоже тьма, или несть числа, и что за них надо удовлетворять по силам, ожидая помилования от благодати оправдывающей.

Научи мя оправданием Твоим [Пс. 118, 12] – то есть уставам Твоим. Благодать оправдания Христова, подаваемая верующим и творящим добро.

В храме – трезвение души от мирской суеты; храм – небо земное.

Апостол Павел отряс змию с руки и ничтоже постр¬да от ней [Деян. 28, 5]: это значит, что он не имел ничего общего с грехом по призвании в апостольство.

В пост должно избегать сластей, ибо сласти возбуждают нечистые мысли и производят нечистые движения в сердце. Лучше терпеть уязвление плоти или удручать ее бдением, богомыслием, молитвою, чтением.

В том ли, безумный, поставляешь цель своей жизни, чтобы вовремя и не вовремя набивать свой рот и брюшину пищею, а руки и карманы – деньгами, чтобы угождать своей скверной плоти, а не ближнему и в особенности нищим, снабжая их необходимою пищею, одеждою. А ты хоть болишь, хоть яришься, как зверь, от пресыщения, а всё не вразумишься оставить лакомство и обжорство и охотно уделять избытки нуждающимся. А еще ты причастник Божественных Таин: имеешь пищею Божественную Плоть и питием – Кровь, излиянную за живот мира; еще непрестанно почти предстоишь престолу Истощившего Себя из любви к человечеству. Какой ты ответ дашь на Страшном Суде? А почему вчера нищему не дал на ночлег, когда он жалобно просил тебя?

В темноте изливаем иногда гнев свой на беззащитных – но разве не зрят очи Господни в темном месте? О, как грех омрачает нас, что мы забываем о Божием вездесущии и всеведении!

Как мало нужно для нашего тела и как много мы хотим! Иной отнимает у бедного последнее его достояние, чтобы умножить свое имущество. Как благо полагать надежду на Тебя единого, Господи, и не беспокоиться об этой многострастной и многопожелательной плоти!

У иного, как у крота в норе, наношено в дом всякого хищения, всякого имущества от ближних, или, как в доме разбойника, лежит множество всякого имения, награбленного от соседей, и он ни с кем не делится – всё это у него лежит в кладовых без движения.

Люби, раб Божий, на всяком месте принимать просьбы от нищих и простирать им руку помощи – да и тебя Господь на всяком месте послушает, на всяком месте будет к тебе милостив. Не огорчайся на множество требующих и всюду требующих. Ведь и ты всего и всюду просишь у Господа и – получаешь просимое!

Кротость и незлобие по преимуществу есть добродетель христианская; Сам Господь называется во многих местах Писания Агнцем и верующие в Него овцами за кротость. Бодливые козлища – не последователи Христовы.

Про́сти – в простоте сердца, без лукавства.

Услышав, что в понедельник будет ранняя обедня от купца Проворова, я возрадовался, возблагодарил Господа и сказал: благодарю Тебя, Господи, яко паки зовеши мое недостоинство на брак Твой Агнчий и на Тайную Вечерю Твою. Даждь мне достойно предстати престолу Твоему и бескровное священнодействие совершити.

Господи! Как я Тебя восхвалю, как я Тебя прославлю за силы Твои, за чудеса исцеления от Святых Таин Твоих, явленные на мне и на многих людях Твоих, которые я, недостойный, преподал после Таинства Покаяния,– сии Святые, небесные, животворящие Твои Тайны! Вот они исповедуют предо мною силу Твою, благость Твою, во всеуслышание говорят, что Ты простер на них чудодействующую руку Твою и подъял их с одра болезни, с одра смертного, когда никто не чаял, что они будут живы, и вот после причащения Тела и Крови Твоей, Жизнодавче, они вскоре ожили, исцелели, в тот же час и день почувствовали на себе жизнодательную десницу Твою. А я, Господи, очевидец дел Твоих, не прославил Тебя доселе во всеуслышание, к утверждению веры людей Твоих, и не знаю, как и когда прославить Тебя, ибо всякий день занят я какими-либо делами. Ты Сам сотвори

Себе имя, Господи, якоже и сотворил еси; Сам прослави имя Твое, Тайны Твои.

Благодарю Господа за пренебесный мир, дарованный Им мне, недостойному, после причащения Божественных Его Таин 24 февраля, когда я служил раннюю литургию за здравие купца Проворова в Успенской церкви. Благодарю и за важную победу над грехом, томившим меня и подстрекавшим с лютостию адскою. Достойно стражду за пресыщение. Как еще доселе Господь не отверг меня, как Исава.

Утесняет Господь дух наш, да даст истинное пространство сердцу; посылает печаль среди радостей, да дарует истинную радость, вечную; лишает временного имущества, да даст пребывающее и вечное; подвергает бесчестию, да сподобит вечной почести горнего звания Божия, – и всё делает с целию изгнать грех, гнездящийся в сердце, уврачевать язвы душевные.

По пламени страстей, возникающем в душе, должно судить о лютом, ужасном и близком пламени ада, вызывающем у грешников плач и скрежет зубов.

26 февраля 1869.

26 февраля 1869. Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою во время Божественной литургии (среда Сырной недели, день рождения наследника престола) ниспосланием свыше мира смятенному сердцу моему от прилунившегося беспорядка в нижнем одеянии моем. Всю литургию после Херувимской я был в мире, после причастия особенно, и на молебне также. (После обедни приглашен был в Комитет для снабжения бедных одеждою и был там на закуске; выпил рюмку водки, полтора стакана пива; потом заходил к Козьме Михайлову – у него выпил рюмку портвейну и стакан меду; домой пришел около двух часов: ел блины, холодное из рыбы.)

От всеблагого и великодаровитого Бога можно получить молитвою веры все духовные блага и необходимые вещественные, только бы искренне было желание этих благ и горяча молитва. И какие молитвы Церковь влагает нам в уста! Такие, что ими удобно можно приклонить

Господа на всякую милость к нам, на всякое даяние благое. Враг, зная благость Божию и силу молитв, всячески старается отвратить нас от молитвы или во время молитвы рассеивать ум наш, запинать нас разными страстями и пристрастиями житейскими или поспешностию, смущением и прочим.

* * *

55

То есть и далее, и впредь.

56

Спял еси (церк.-слав.) – покорил, повергнул на землю.

57

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небе­сах (Мф. 19, 21). См. также: Мк. 10, 21; Лк. 18,22.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle