праведный Иоанн Кронштадтский

1874 г. Январь

1 января 1874 г

Облияние свое скверное сделал во мне враг бесплотный, блудный ночью, представив мне блазненное видение и произведши во мне блудное, прелюбодейное излияние. Виноват, премного виноват я в этом сам, ибо я сам подготовил это блудное разлияние сластотворное своим чревоугодием, непрестанным сладким чаем, сливками, питием вина, пирогами пресными; давно было во мне сильное расположение к блудному излиянию, только наяву я удерживал себя размышлением и молитвою, а ночью видение очей с блудным возбешением прельстило, и вдруг поверг меня в грех лукавый блудный мой обычай – мое сластное зрение наяву на прелести женские. Вот к чему ведет эта лицезрительность – к блудному растлению! Плюю же на всякую лукавую сласть плотскую блудную и попираю ее как непотребную для меня и оскорбительную для Господа, да отвращаю немедленно очи от всяких холмов и возвышенностей, имеющих свою благостную и священную и святую цель, а не блудную и сластную. Прости, Господи! Согрешил я пред Тобой. Благодарю Тебя, Господи, за дарование нового лета благости Твоея! Даждь мне благоугодить Тебе во обновлении жизни, во умерщвлении телесе, во умерщвлении всех страстей, в чистоте души и тела, в смирении, терпении, воздержании, незлобии, доброжелательстве, простоте, в радении о спасении душ человеческих, в милосердии и милостыне, в слове учения, во всяком благодеянии, в покаянии, нелицемерном и всегдашнем.

Святителю отче Василие Великий! Ты – умерщвление плоти совершенное, душа, вся горе взята; ты – сосуд чистоты, правило жизни совершенное, ум небесный, сердце – столп веры, упования и любви Христовой; весь – жилище Духа Святого, небесный человек, земной ангел в полном значении этих слов – в духе и силе, пастырь ревнительнейший, пламенный, готовый положить и положивший произволением душу за Пастыреначальника Христа и за словесное Его стадо, – Василие небоявленный, душа, объемлющая пламенной любовию весь мир и жаждущая спасения и блаженства в Боге всех людей! Слава тако прославившему Тебя Господу!

Семейный мир всегдашний даруй нам, Господи! Производя распрю в семье из-за пустых вещей и из-за детей, я сам не знал чего хотел: желал их удалить и подозревал жену в небрежении о мне; я искал для плоти своей, а не для духа, я искал своего сластолюбия и выгоды, а не того, что спасительно для души. Да простит мне это Господь. Жена моя – добрая женщина и свояченица Анна Константиновна тоже, – сколько она мне сделала вещей и купила, а я не чувствую, не ценю.

2 января

Молитвы наши суть дар бесконечной благости, милости Божией к нам и к людям, о которых мы молимся. Боже мой! Я не достоин и сам за себя, по грехам моим, отверсть уста свои на молитву, славословие и благодарение – а тут, в храме, я молюсь и должен молиться, благодарить, славословить за весь мир, за всех людей! И Господь внемлет молитвам веры и молитвам покаяния, славословия, благодарения и молящемуся, и молящимся, и всем людям ниспосылает Свои великие милости. Я молюсь, например, на литургии небесными молитвами духоносных апостолов, небоявленного Василия Великого, Иоанна Златоустого. О, Боже мой! На какую высоту святости и духовного созерцания должен я стать в эти часы, в которые я совершаю литургию! Какое широко любящее сердце должен я иметь, чтобы молиться за весь мир, за всех! Какое у меня должно быть чистое сердце, чтобы стоять и священнодействовать на месте святых апостолов, на месте святых священноначальников Церкви Христовой! А утреня, а лития, а прочие службы! О, какой дух святыни, правды, любви движется в них. А когда я предстою престолу Божию как ходатай за умерших – о, какой я должен быть преисполнен любовию к человечеству, и к усопшим в особенности, которые, не имея возможности умилостивить Бога сами, ожидают только от нас помощи и горячего сочувствия к их немощи. (Сегодня случайно попал на вынос к Пестичу и на литургию заупокойную. Протоиерей думал, что я уехал в Питер, а я был дома.)

На день Богоявления (6 января) случилось во сне блудное осквернение от ядения наваг и корюшки, да изюму, да еще от излишнего тепла от одеяла. Согрешил пред Богом сластолюбием и пресыщением и блудным воззрением и расположением сердца! Плакать и рыдать должно мне, блудному. Прочь, скверная сласть! Непотребна ты для меня! Сладость моя Господь – и благодать Его! (Всенепременно нужно поститься строго накануне Богоявления и для того, чтобы по причине сластолюбия и невоздержания не осквернил нас враг ночью и чрез то не посмеялся бы над нами.) Не от кофе ли у меня болит правый бок? По нескольку дней я пил крепкий кофе, а вчера и черный, без сливок.

Изюм, по его сильной сладости, вредно есть: производит блудное раздражение и излияние, – и рыбу также.

6 января

Благодарю Господа, даровавшего мне неизреченную милость совершить утреню и раннюю обедню бодро, непреткновенно, громким и чистым голосом – при искушениях со стороны алтарного сторожа Николая, неисправно ведшего свое дело; благодарю Господа, сподобившего причаститься животворящих Таин в очищение и спасение души и в мир душевных сил.

Грешен пред Богом, не делаю того сам, чему других учу в церкви; на нищих ярюсь за прошение милостыни по нескольку раз в день, любви к ним не имею братской; не как с членами Христовыми и своими обращаюсь с ними нередко, а как с врагами и неприятелями, как с животными вредоносными, высасывающими мою жизнь (а не дающими жизнь, как и воистину дает жизнь вечную истинная милостыня). Как зверь, нападаю я на нищих за их частое попрошайство, хоть сам к Богу часто прибегаю с разными прошениями, например о прощении злобы, блудных похотей. Надо всех с кротостию выслушивать – и подавать милостыню или отказывать по благословной причине также с кротостию и смирением, с уважением к лицу просящего.

8 января

Благодарю Господа, искупившего меня по молитве веры и покаяния моего от греха и беды душевной, скорби и тесноты и изведшего меня на свободу (после окончания литургии, в начале панихиды господину Пестичу по матери его); благодарю Господа. Избавителя моего, Воскресителя моего. Чудно ощутил я в душе своей силу избавления Божия! И слезы умиления и благодарности потекли из очей моих! Бог наш Бог еже спасати [Пс. 67, 21].

9 января

Среда. Благодарю всем сердцем Господа моего, совершившего надо мною и ныне чудо милосердия и всемогущества своего верою в пречистое Тело и Кровь Его, мною приятые, избавившего меня от смерти духовной, поразившей меня во время обедни чрез неприязнь к дьячку Алексею Павловичу Преображенскому за скорое пение. Диавол ратует против меня десными и шуими, ратует и благовидными предлогами (неисправностью дьячка при богослужении). А кто из нас не ошибается? И так Господь чудно искупил ныне меня опять пречистою Кровию Своею – и я тотчас в посещении Его успокоился, расширился сердцем, ожил, пришел в сильное умиление, сладостное умиление.

Как враг посмеъвается жестоко над моим малодушием и дома, и в храме при богослужении! Из-за кошачьей пакости на писчем моем столе я вышел из себя, отпустил мальчика, пришедшего ко мне заниматься (Слуховского), терзал кошку, бросил ее о дверь, пнул ногою (о, зверство!), потом вышел на улицу прогуляться и, встретив нищих, бранил их и двух за волосы выдрал (а подал всем милостыни). Но себя уязвил в сердце больше, нежели их. Стал я в тесноте и скорби плакать и каяться, и чрез долгое время покаяния (с час времени) Господь простил меня. Из-за чего же я ярюсь и плачу? Не из-за пустых ли вещей? Не из алчности ли и жадности, не из сребролюбия ли? Беден ли я? Лишен ли я чрез нищих? Не подает ли Господь мне на них непрестанно? И туне? Отчего я жалею давать даром? Труд бедных состоит в заботе о ежедневном пропитании, которой у меня нет. Они достойнее меня даров Божиих. Я первый тунеядец.

Молоко сегодня (в среду) ел напрасно. От него тяжело. Как я дерзаю не чтить воздержанием и постом Страсти Христовы, которые Господь претерпел из-за моего невоздержания, лакомства, пресыщения, пристрастия к миру и к плоти? Увеличиваю я с каждым днем пристрастие мое к земле.

Вот труд нищих, труд тяжелый: ходьба за подаянием, ждание на морозе, неизвестность подачи, ожидание выговора, брани, укоризны, а может быть, и потасовки, терпение холода и голода! О, какой труд тяжелый! А мы не видим этого, не чувствуем, не знаем!! Да ведь и посылает нам Господь, особенно мне, на нищих: вчера Господь послал мне рубля четыре или пять. Где же наше терпение, великодушие, кротость, смирение к ним? Где охотная подача? Где усердие к подаянию как бы Самому Христу Богу? Где уважение к ним как к собратьям, как членам Христовым, как носителям образа Божия, как к наследникам Царства Христова на небесах? Ведь вот немного, немного, и нас не будет здесь, и отойдем на суд к Богу, каждый с делами своими.

Без крика и ярости, без укоризн подавай милостыню нищим. Бог тебя не оставит – и доволен будешь, и здрав, и мирен будешь, и долголетен. А то что же ты делаешь? Яришься, кричишь, что много нищих, ропщешь на государя, на правительство, на общество, что они допустили такое множество нищих. Вот нищие все, как овцы, стоят смирно, кротко, безмятежно, покорно, а ты яришься – из-за чего? Не из-за любви ли к миру, не из-за любостяжания ли, не из самоугодия ли и сластолюбия? Ибо много ли, по правде говорить, нужно для твоего тела?

Крайне мало – значит, можно с радостию избытки отдавать Господу в лице бедных, чтобы от Господа получить сторичное воздаяние, ибо Господь щедр и воздаст сторицею: и за чашу воды, поданной во имя ученика, или христианина, обещал воздать и здесь, и в будущем веке [Мф. 10, 42]. Вот, согрешил я и на государя говорил сегодня жестокие и укоризненные слова сам с собою дома. Прости мне, Господи! Да хоть бы узнал царь о множестве нищих бедных и помог нам! А мне, Господи, даруй с радостью истощать свое достояние и себя самого для бедствующей братии моей, кормить голодных, одевать нагих, но без потворства их лени и праздности.

Зачем я себя мучу, когда мог бы не мучиться, а радоваться? Какой труд подавать милостыню множеству нищих, когда Бог посылает для подачи вещество подаваемое? Это изобличает мою любостяжательность и недостаток веры и упования на Бога, любви к Богу и ближнему. Как я безрассудно поступаю, расстраивая свое здоровье душевное и телесное! Как порчу печень и кровь! И что если бы не вера, не покаяние пред Богом! Что если бы не Божественные Тайны! Давно погиб бы я, истлел бы от своих страстей, как вещество от сокрытого в нем огня. (Не потому ли ярится плоть моя при подаче милостыни множеству нищих, что в сластях хочет сама жить, да в нарядных одеждах, в нарядной квартирной обстановке и боится оскудения и неудовлетворения своим похотям, в которых окрепла от долгой привычки к ним? Да, очевидно. А не прах ли все земные блага в сравнении с вечными и несравненно великими?)

О, какая бездна ко мне милости Божией в том, что я создан по образу Божию, что я одарен разумом, чувством блаженства, правды, добра, красоты, даром свободы, или самоопределения к деятельности, что я искуплен от грехов, проклятия и смерти – страданиями и смертию Сына Божия; что я получил образование, просвещенный ум, просвещенное сердце и волю; что я возведен на степень священства и удостоен частого совершения литургии, Божественной, небесной, всемирной и премирной службы, – и причастия божественных, святых, небесных, животворящих и страшных Таин, а также совершения великой и пренебесной Тайны Крещения и прочих Таинств, что удостоен славословия Пресвятой Троицы и верных служителей Ее! А на деле я мало это ценю! Неблагодарен и злонравен. Но помилуй и исправи меня, Господи!

Каюсь, что вчера (9 января) после обедни я пил херес у матери Матфея Варфоломеевича Кудреватого; я лишнее выпил, и язык мой изменял мне в классе, особенно при директоре в третьем классе.

Здравое сердце даруй мне, Господи!

Было ли когда, чтобы я не имел чего есть и пить или чем одеться? Нет. Так вся ярость моя, все укоризны, к нищим обращенные, – безумство мое и неблагодарность пред Богом. О, паче всех благ земных даруй мне, Господи, здравое сердце и ясный смысл всегдашний. Миллионы людей беднее меня живут, да я и не беден, – да поддерживаю же без смущения и скупости, без ропота и зависти жизнь нищей братии, с любовию да делаю дело сие, небесное дело милостыни, да сам свыше помилован буду.

Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени.

Ярость моя происходит, как и все страсти, вследствие чревоугодия моего и нарушения поста в среду.

О, сколь доброе и высокое дело – питати алчущих и одевать нагих всякий день! Ибо за сие сподобимся сами пожинать класы присноживотопитания44. Прочь малодушие! Прочь язва бесовская!

Горе подавать милостыню с горечью в сердце, с ропотом и досадою. Никакого утешения от милостыни в сердце нет – а горечь, язва палящаяся, смятение, теснота, скорбь! Лучше не подавать, чем так подавать!

10 января

Благодарю Господа, без числа удивившего на мне милость, суд и силу Свою. Ужасно был я расстроен и убит пред обедней своим огорчением на нищих, своим озлоблением на них; внутренность моя горела огнем адским, который жег и теснил меня; я каялся, плакал, припадал дома к Богу и в храме к престолу (у Покрова) – и помиловал меня, недостойного, Господь: я успокоился и служил обедню бодро, спокойно, громогласно (чистый голос); но дурно крайне дьячок Алексей Преображенский пропел задостойник по нотам, потом тянул нелепо два догматика вместо причастна, и вся душа моя возмутилась, огорчилась – опять стал жечь меня огонь и давить теснота: мне стал противен дьячок, особенно когда стал еще оправдываться и говорить, что он пел правильно. Горе мне было! Но пред употреблением Святых Даров я крепко помолился и покаялся Господу, возложил упование на всеочищающие, всепримиряющие Тайны Тела и Крови Господней, и при употреблении благость и сила Божия одолели мою злобу и силу зла – грехи очистились и мир водворился.

Я воскрес, истинно воскрес из мертвых! Как мне было ужасно тесно и как стало теперь просторно в душе, как было дурно и как стало благо! Слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава силе Твоей, Господи.

11 января

Благодарю Господа, совершившего и ныне надо мною чудо милосердия Своего – в причащении Божественных Таин Тела и Крови Своей, оживотворивших меня, равно как и в непреткновенном, сердечном, благозвучном служении литургии.

Плюю на сласти плотские, отлучающие меня от любви к Господу и истинной любви (духовной) к ближнему.

В понедельник я умоляю о ходатайстве за меня и за верующих чад православной Церкви Небесные Силы, во вторник – Предтечу, в среду – Пресвятую Богородицу, в четверг святых апостолов и Николая Чудотворца, в пятницу прославляю и Крест, и его плоды, в субботу – умоляю всех святых Ангелов и святых человеков, достигших вечного покоя и вечной славы. Сколько у меня ходатаев! Есть ли они у лютеран и англикан?

Божие здание (Церковь) Лютер с товарищами сломали и построили свое утлое человеческое здание, да еще хвалятся этим. Дерзость к дерзости! Таковы и члены церкви самопостроенной (самозданной). (Купить «Каменьверы».)

12 января

Благодарю Господа, удивившего на мне чудо милосердия Своего в добром служении мною литургии и в животворном, чистительном, премирном причащении Божественных Его Таин пречистого Тела и Крови Его. Славлю достопоклоняемого и прелюбимого, препрославленного от всея твари Господа! Попремногу оставляет Он грехи и беззакония мои и всех искренно кающихся пред Ним. Слава вере святой! Суббота.

Благодарю Господа за великую и неизреченную Его помощь и милость во всю прошлую седмицу – при священослужении во храме и при прочих священнодействиях и во всех делах. Благодарю и за очищение грехов, за спасение, за мир и пространство духа после скорби и тесноты греховной; за росу благодати, прохлаждавшую пещь сердечную после покаяния в моих злобах и блудных помыслах и движениях. Благодарю за усердие ко мне прихожан моих, радушно предлагавших мне ястие и питие после молебствий Господу и Пречистой Богородице и святым Божиим, – за все благое благодарю, а в прегрешениях моих приношу усердное покаяние и милости прошу у Господа моего, Иже есть пучина неизследимая человеколюбия, милости и щедрот.

Наибольшая часть грехов наших происходит от сластолюбия нашего или плотоутодия и от пристрастия к тленным вещам мира сего, так например гнев (лишили чего-либо, заспорили, разбили, иначе как-либо утратили, отняли), блуд, зависть, гордость, уныние, отчаяние. Если бы не любили чрез меру своей плоти страстной и телесных благ мира сего, тогда тысячи поводов ко греху были бы устранены, тогда любовь к Богу и ближнему горела бы в сердце, как пламень огня.

Все блага, о коих мы читаем в канонах, стихирах, акафистах, в молитвах церковных и коих просим у Бога, уже даны нам, уже получены намиг или непрестанно ими пользуемся по нашей молитве. Слава о сем многомилостивому и прещедрому Господу, окружающему нас радостями спасения Своего и даров Своих, коим нет числа, как песку на берегу морском.

13 января

Воскресение. Благодарю Господа, помиловавшего меня совершить и ныне Божественную литургию непреткновенно, громогласно и торжественно и возвеселившего меня в дому молитвы Своей, после причащения Божественных святых, пречистых, животворящих и страшных Таин Своих, наипаче когда я говорил слово великого нашего проповедника Григория, архиепископа Казанского.

Но вот и неверность моя пред Господом: при виде женской доброты, или красоты, я ощущал в сердце сладострастные движения; впрочем, вскоре останавливал и очищал их молитвою покаяния, сознавая их непотребство, нечистоту, беззаконность, нелепость, мерзость, богопротивность; после вечернего сна, пришедши на панихиду в гостиницу «Петергоф» и не видя дьячка и служа без него с диаконом, я прогневался на него, хоть дьячок пришел в назначенный срок, а я поспешил ранее начать службу; сердился на него, когда он отдавал на дороге записку от отца протоиерея. За то долго ощущал в себе лютую язву и рану палящуюся, скорбь и тесноту. Добавил этот грех другим – озлоблением на нищего старика, бывшего лакея, назойливо приступавшего ко мне за милостыней; я говорил ему: ты пропиваешь на вино деньги, и, когда он гнался за мною, я с яростью набросился на него и подрал за бороду и за волосы. Но, о, долготерпение и милосердие Божие! И после этого Господь приял мое покаяние до крестин у г. Белоусова в доме Кудрявцева и даровал мне совершить непреткновенно, громогласно, торжественно святое Таинство Крещения. Слава и благодарение Господу за все милости.

Источника жизни, красоты, премудрости, сладости, силы – Господа – Его люблю, а не тлен, прах и смрад, каковы красивые тела человеческие или пища и питие, одежды, деньги и прочее. К Нему прилепляюсь всем сердцем, молитвой, богомыслием, постом, бдением, удручением страстной плоти.

Не надо есть и пить чай поутру. Природа моя в этом не нуждается. Чувствую это.

Горе тебе, душа моя, возлюбившая сласти плотские, – ты заживо умерла.

Нехорошо мне без литургии: это я испытал в понедельник, не на очередной неделе, хотя только одни сутки прошли без причастия Святых Таин; не было уже той одежды нетления в душе, той брони правды, которыми облекают меня святые, животворящие Тайны, – но тем более славы Святым Тайнам.

Тело человека – мужчины и женщины есть живое, органическое, величественное, художественное, премудрое и целесообразное здание Божие и величественный храм Божий, в котором живет Сам Бог, создавший человека по образу Своему рукою Своею. Сам облекшийся в него в последние дни и предназначивший его к славе неизреченной, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [1Кор. 2, 9]. Потому надо взирать на это величественное дело рук Божиих с уважением, любовью и удивлением, отбросив все низкие, скверные, бессмысленные, унижающие человека помыслы и похотения, и каждому стяжавать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, по Апостолу, как и язычники, не знающие Бога [1Фес. 4, 4 – 5].

О, как тяжело оказалось для сердца моего сластопитание (чай с сахаром и со сливками) во время служения утрени во вторник! Сердце совсем огрубело, обессилело для искренней, мирной, твердой, чистой молитвы; стало боязливо, малодушно, лицезрительно, блудно, потоплено наводнением греховным. Тому же огрубению и потоплению сердца содействовало и огромное выпадение снегу, ибо атмосфера сильно взаимодействует на сердце. О, сколь благо поститься и избегать сластей! (Я сегодня не мог выговаривать многих слов в ектениях и стихах канонов и в припевах.) Вчера я спал долго. И это на сердце влияло дурно.

Слава Тебе, Художниче всемогущий, всемудрый, всеблагий, столь лепотно создавший человека, – образ Твой и подобие Твое. Даждь мне всегда неблазненно взирать на него, как именно на образ Твой и подобие Твое! Любить его чистою любовью, миловать его, снисходить к нему, научать, исправлять его; утешать его. Как часто уклоняюсь я от истинного понятия о человеке и презираю его, с соблазном смотрю на него, досаждаю ему.

Труд нищих кронштадских мещан заключается каждый день в том, что они целый день, голодные и холодные, ищут работы и не находят и принуждены еще стоять у заборов или у папертей церковных, чтобы по целым часам ожидать ничтожной подачки. А мы, и даже я, священник, осуждаем и браним и презираем их, обзывая их разными обидными именами; лучше подавай в простоте, а не осуждай, не бранись, не сердись. Аминь.

[...].

Как мы не размыслим, что нелепо и богопротивно в высшей степени делать предметом своей похоти, скотской страсти человека, существо столь величественное, разумное, словесное, прекрасное, целесообразное. Люби его, но любовью чистою, божественною, духовною, разумною, христианскою, а похоть свою обуздывай и искореняй.

Вчера я поел много щей со сметаной, а у трактирщика пил чай сладкий и две рюмки вина выпил – и вот вчера и сегодня мне покою нет от детородных частей: вчера крестил и соборовал с соблазном (при виде открытых частей груди), а сегодня взираю на передние мягкие части с соблазном, на орудия питания. Всякому добру диавол противопоставил подобное злое, чтобы тем удобнее подобным прельщать нас: любви святой – любовь порочную, плотскую; страху Божию – страх бесовский, или человеческий, ложный, суетный; мудрости праведной, духовной – мудрость греховную, плотскую (плотское мудрование); сладости духовной – сладость или сласть плотскую; радости духовной – радость плотскую, мирскую; собраниям духовным (церковным), святым – собрания мирские, греховные (театр, клубы, вечера кутежные и картежные); вечера духовные – вечерам мирским, греховным; созерцанию духовному – игривую фантазию плотскую; гневу праведному – гнев греховный, злой; деятельности полезной и должной – дела бесполезные и суетные. Поэтому каждый христианин да внимает себе непрестанно и да примечает, откуда ветер веет, дорожа временем, потому что дни лукавы [Еф. 5, 16]. О, как лукавый лукав век, – лукав князь века сего – не утомляется и не спит, непрестанно стараясь погубить нас. Да работаем же Господу непрестанно, ибо иначе, в противном случае враг прельстит нас работать ему.

Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего45.

Господи, даруй мне сохранить храм Твой – сердце мое и тело мое не оскверненным от страстей: от невоздержания, от блуда, гнева, злобы, зависти, отчаяния, непокорства и проч. Скверны сердца моего и тела моего отмый, Господи, благодатию Духа Святого Твоего. Даруй мне творить не волю плоти и помышлений своих, но Твою святую волю.

Всё враг перепутал и извратил и совокуплению чистому, святому, духовному, умному46 противопоставил совокупление греховное, нечистое, страстное, плотское, бессловесное, животное; любви духовной, возвышенной, святой, вечной – любовь плотскую, грешную, изменчивую, минутную, низкую.

Замечаешь ли лукавство, эгоистичность, низость, непотребство, злобу плотской лицезрительной любви? Она любит цветущие, красивые, молодые лица и не очень жалует, а часто презирает и отвращается лиц увядающих или увядших, некрасивых, старообразных, хотя бы эти люди и имели хорошие и нравственные и умственные качества; любящий такие лица (благообразные) любит их как красивый, хорошо пахнущий цветок, как вкусный плод, как живописную картину, то есть смотрит только на внешнее, не проникая внутрь – в душевную красоту человека, и таким образом делается в высшей степени непоследовательным, несправедливым (не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? [Лк. 11, 40]), близоруким, как бы слепцом или умопомешавшимся, – и действительно, одержимый какою-либо страстью есть умопомешавшийся. А всё это заставляет нас не слишком ценить плотское, внешнее и всё внимание обращать на внутреннее, ибо плоть преходит, а душа бессмертна, ибо из-за пристрастия к плоти и плотскому мы ни во что не ставим душу бессмертную, которая по образу Божию, и навеки губим ее. Притом как свою душу, так и души многих других людей. Из-за пристрастия к плоти непрестанно оскорбляем Господа. И потому надо в пище крайнее воздержание и отвержение сластей; в одежде – простота, а не роскошь и изысканность; во сне – умеренность; в удовольствиях позволительных – также умеренность; в зрении – скромность и целомудрие; в слухе – тоже; в слове – благоразумие и сдержанность; в мыслях, в воображении, в сердце – вера и страх Божий, искренняя, нелицемерная, неизменная любовь к Богу и ближнему, неразлучная одна от другой как начало и последствие.

Согрешил пред Богом и человеками, сказав со злобою, дерзостью: искушение мне не по силам, не по мере послано: нищих многое множество, и сказав некоторым из них (стоявшим у дома Никитина, в который я зашел поглядеть «Кронштадтский Вестник»): убирайтесь скорее к черту, канальи. Это я кому сказал? Членам Христовым, не имеющим, где главу приклонить? С каким духом сказал? С духом гордости, презрения, злобы. К кому послал их? – К черту: искупленных Кровию Христовою, членов Его бесценных, по образу и подобию Его, я, священник, пастырь, долженствующий пасти их, отослал к лукавому. Для чего? Для милости ли? Разве он может миловать? Так. Не для погибели ли? Боже сохрани и думать о сем: роющий яму другому сам не упал бы в нее. Сознаю свое безумие, нетерпение, зложелательство, озлобление, осуждаю себя и каюсь пред Богом. Пресеклись ли милости Божии ко мне, что я прекращаю их иногда? Во гневе ли праведном Господь наказывает меня, что я так гневно обращаюсь с нищими? – О, даруй мне, Господи, кротость, терпение, простоту, незлобие, воздержание, целомудрие.

17 января

Среда. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в грехах, смущавших и теснивших меня, даровавшего мир животворный и препоясавшего меня недостойного силою свыше – к спокойному, искреннему, теплому, радостному, непреткновенному совершению Таинства Брака.

Да дарует мне Господь всегда совершать так и лучше того это Таинство и прочие Таинства и службы. Да дарует мне Господь дерзновение всегдашнее и да удалит от меня суетный страх бесовский.

Служа литургию, я стою в соборе Ангелов и святых, сослужащих мне, и молитвами и предстательством их Бог приемлет всегда мои недостойные молитвы, только бы я веровал в Бога и в их предстательство и в покаянии сердечном с любовью и усердием призывал Господа и святых Его на помощь.

Я скверно вел себя вчера в отношении к нищим братьям Бога моего, ярился на них, ругал их, посылал их к черту в гневе моем неправедном, негодовал и поносил правительство, хотя может быть и справедливо, за несоразмерную приписку к Кронштадту нищих. И это делаю я, священник. Где моя кротость, мое смирение и незлобие? Где мое беспристрастие к здешней жизни и ее благам? Где дух нестяжательности, упование на всеблагий, премудрый, неусыпающий Промысел? И это делаю я, когда сам столь часто совершаю и вкушаю Бескровную Жертву? Когда так часто вижу волю Господа моего Иисуса Христа в Его святом вечном Евангелии? Когда я учу других всем Евангельским добродетелям? О, Боже милосердия и щедрот! Боже долготерпеливый! И Ты еще терпишь мои неправды, переносишь во многом долготерпении мою злобу, гордыню, презорство, зависть, корысть, сладострастие, блуд, суетность, леность, праздность, нерадение, опущения и проч., и проч. дела. Боже, заступи меня от меня самого, от страстей моих, ищущих погубить меня.

Вечером вчера (пятница) я выпил два стакана молока с черным хлебом, потом гулял на воздухе, но ночью чрезвычайно беспокоил меня детородный член, своим крайним сладострастным напряжением отягощая меня! Тягота была в спине от излишества пищи и питания. Урок: никогда на ночь не пить молока с черным хлебом, особенно после чаю сладкого.

20 января

Благодарю Господа, удостоившего ныне совершить Божественную литургию непреткновенно и причаститься животворящих Таин в мир, новотворение и обновление. Ты, Господи, мое очищение, освящение, мир, свобода, новотворение, обновление, помощь, сила, слава. В силах спасение десницы Твоея47 [Пс. 19, 7].

Благодарю Господа, явившего мне чудную помощь Свою по молитве моей при венчании двух браков, пред которыми постигли меня духовные искушения, смущение, скорбь и теснота. Я зрел духовным оком, как Господь отъял тесноту мою, боязнь мою, смущение мое, немощь мою и ощутил благодать Духа Святого, мир, свободу, жизнь, дерзновение, силу, веселие. Я покаялся в неправдах моих относительно жены (мое самолюбие, своенравие, упрямство, злобу, гордость, зависть, сластолюбие) – и оправдывал жену мою, на которую я обиделся. И опять вечером обиделся и озлобился я на жену мою за излишнее, суетное, как я думал, ревнование о детях, чтобы они не простудились, и за захлопнутье двери входной предо мною. Долго я мучился, долго каялся, молился; позвали соборовать – я каялся; соборовал – каялся в тесноте, и только после соборования, когда я подходил к дому, помиловал меня Господь. Благодарю за милосердие ко мне.

Самолюбие мое выражается в раздражительности, в злобе, зависти, сластолюбии, своенравии, в требовании услуг и ухаживания, упрямстве, нетерпении, рвении, сварливости, подозрительности, зложелательстве, злорадстве, прелюбодеянии внутреннем, укорении, непокорстве, дерзости, чревоугодии, пресыщении, пьянстве, ропоте, унынии, взыскательности, придирчивости, тщеславии, роскоши, лености, нерадении, опущении. Врачевство против самолюбия – самоотвержение: отвергайся себя, не жалей себя и своего. Приноси всё в жертву Богу и ближнему. Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф. 16, 24].

Сегодня (20 января) я искусился чрез [Гинфельдт] и отца Василия Салтыкова. [Гинфельдт] – племянник купца той же фамилии – пригласил меня с образом и потом обратился к другому – полковому священнику отцу Василию Салтыкову. Мы повстречались – оба с иконами и в облачениях (зависть). Из-за этого искушения нехорошо, несердечно, смутно, в тесноте служил я молебен у Гаврилова в доме. Но поделом это мне искушение за пресыщение мое с вечера вчерашнего дня. И отцу Василию нужно пожелать добра. Я стал совсем землян, пристрастен к здешним преходящим благам; я плотян, продан под грех, что из-за тлена смущаюсь и теряю любовь к ближнему, имея против него неприязнь.

Согрешил: я гнал Господа в Его членах – в нищих, в домашних (жене, детях, свояченице, Анюте-прислуге и других слугах).

Когда я возненавижу искренне и неизменно всякий грех и душу свою, виновницу и делательницу столь многих грехов? Когда перестану угождать себе и [буду] работать Богу и ближнему, во благо, к назиданию [Рим. 15, 2]?

Погашай в сердце своем малейшее неудовольствие и огорчение на кого-либо из домашних, или товарищей, или соседей, чтобы оно, часто повторяясь, не обратилось в постоянное неудовольствие и в неприязнь, во вражду и злобу и чтобы тебе не погибнуть из-за этого. Всеми силами старайся быть довольным всеми и, если видишь погрешности, неисправности, опущения и зло в других, благодушно терпи, снисходи, прощай, извиняй. Каким судом будешь судить других – таким судом и сам будешь судим [Мф. 7, 2].

Чрез самолюбие диавол имеет в виду погубить человека чрез излишнее удовлетворение себе во всем и оставить душу его пустою, без добродетелей, без любви к Богу и ближнему. Потому надобно решительно отвергнуть свои страсти.

В будущем веке союзы родственные расторгнутся: негодные дети будут навеки разлучены со своими добрыми родителями, негодные мужья с добрыми, благочестивыми женами или негодные жены с добрыми мужьями. Там будет одно родство добродетели.

Благодарю Господа, сподобившего совершить сегодня, 21 января, раннюю литургию и причаститься Святых Тайн в мир, свободу и радость душевную. (Об Агнии Шляковой.)

Помни, что дети, носящие в своей душе печать возрождения водою и Духом, и помазания Святого Духа, и окропления Кровию Иисуса Христа, и не осквернившиеся страстями жития сего особенно любезны Богу, любезнее нас, взрослых и осквернившихся всякими житейскими страстями, и Ангелы их всегда с ними и видят (выну видят) лице Отца Небесного [Мф. 18, 10]. Потому надо всегда особенно любить детей и беречь их, ибо за них, если особенно они тебе чужие, будет тебе великая награда от Бога за их воспитание.

21

Много поел сегодня за обедом телятины, затем напился кофе со сливками и чаю: и – увы! потерял страх Божий, расслабил свое сердце: во время венчания, замечая малодушие отца диакона Софронова, его боязливую поспешность, я сам расслабел духом, стал смеяться – и едва удержался. О, как колеблет меня враг! То боязнью, то стыдом неуместным, то жалом похоти, то смехом безумным, то злобою, то завистью, то корыстью! А вся беда идет от чрева: от чревоугодия расслабевает душа, а многоядение или чревоугодие ведет к жестокосердию, к любострастию, лености.

22

Горе мне от ядения телятины – блуд одолевает, холодность, жестокосердие, леность, вялость, сонливость.

22 января

Благодарю Господа, удостоившего меня великой Своей и неизреченной милости: совершения во умилении со слезами Бескровной Жертвы всего мира и причащения в живот и мир Божественных Тайн Тела и Крови Его. Но, согрешил после того крайнею неосторожностью: выпил две рюмки виноградного вина на могиле Тимофея Петровича Сидорова (я же служил за городом на кладбище у Святой Троицы обедню); от двух рюмок, после употребления Святых Даров, – я охмелел; вино бросилось в голову, язык стал изменять, и мне неловко было в гимназии, в седьмом и четвертом классах.

Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и благопослушество Свое в лачужке во дворе дома капитана Андреева в Павловской улице, когда я, с большим стеснением в сердце от раздражения на нищих читая молитвы родильнице, в то же время молился и за себя, в покаянии, и получил вскоре помилование от ведущего сердца и утробы Господа моего Иисуса Христа. Вошел в комнату я со стесненным и смятенным, а вышел уже с пространным и мирным сердцем и служил молебен в доме Кароли на вышке благодушно, а потом угощался.

25 января

От всей души благодарю Господа, призвавшего меня человеколюбно к служению Бескровной Жертве и причащению ее 23-го и 24-го числа сего месяца, вчера и третьего дня в Успенской церкви в Думе и в Соборе; благодарю за препобеждение великого искушения от моего ветхого человека и от диавола, а отчасти и со стороны отца диакона Петра: велико было смущение и изнеможение духа от родившейся неприязни к отцу диакону за нецелование должное руки. Я просил прощения у него, хотя не сознавал, чем обидел его, и все-таки смущался. Потом покаялся и сознался, что христианская любовь ничем не раздражается, всё покрывает, никогда не отпадает; что нет любви в том христианине, который за что-либо, за какую-либо обиду, грех, проступок, неисправность или опущение обижается на человека; что диавол научает человека всякому греху, а также и неприязни к ближнему за грехи его, что, по словам молитвы Господней, надо прощать грехи должникам нашим, покрывать, как бы не замечать их; впрочем, только благодатным содействием Божиим, только сверхъестественною помощью я успокоился и – в мире причастился Божественных Таин. Вечером получил также от Господа чрезвычайную помощь при венчании двух браков: в Соборе и в думской церкви, и благодарю Господа за дневную Его помощь: я с радостью, осклабляясь48, венчал обе свадьбы, созерцая премудрость, благость, всемогущество, святость и чистоту Божию, и красоту Божию в браке и в венце творений Божиих – в женщине. Все дела Божии выше слова и разума. В четверг вчера при служении литургии было искушение со стороны алтарного сторожа Николая, и тоже из-за пустяков – что кадило холодное, без ладану подал, что дверь не притворил, что ушел рано из церкви. Едва препобедил огорчение, смущение. Такой взыскательный делаешься, хотя сам ожидаешь от Бога прощение и оставления великих своих согрешений вольных и невольных: где бы извинять виновного, а может быть и невинного, а я хочу взыскивать и наказывать. Причастился к оживотворению моему Господом. Слава щедротам Его, силам Его, ибо в силах спасение десницы Его48 во мне [Пс. 19, 7]. Чудная жизнь Божия!

25 января

Благодарю Господа, пославшего нечаянный дар Своей милости и щедрот – пятнадцать рублей от купца Федора Степановича Герасимова за легкий труд мой – панихиды по брате Михаиле, да и еще около двух рублей за две требы.

Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа. Мы составляем благодатное Царство Божие – Царство Иисуса Христа, Царство Небесное, блаженное, в коем должна царствовать правда, милость, святость, мир, духовная свобода, вера, надежда и любовь. Какое возвышенное и горé возводящее души верующих начало!

Говорим часто: Господи, помилуй, потому что паче всего нуждаемся в милосердии Божием, как грешные и достойные наказания.

Ощущающий в душе своей благодать Царства Господа не будет никому завидовать ни в чем, ни в каких земных благах, даже духовных, ибо он имеет в себе бесконечное благо – благодать Божию и Самого Виновника благодати – Господа. (Припомни Евангелие о самаряныне и Господе, беседовавшего с нею о воде живой [Ин. 4, 5 – 42].) Мы завидуем потому другим людям, что или не имеем в себе благодати веры, надежды и любви, или имеем, да не умеем ценить ее. Имеющий в сердце своем благодать не алчет яств и питей, богатств, почестей земных, почитая всё хуже сору, дыму, сновидения.

Наслаждайтесь благами земли умеренно, но оставляйте, непременно оставляйте в сердце место для любви ближнего и наипаче для любви к Богу. Неумеренное наслаждение благами земными, особенно пристрастие к ним, не оставляет в сердце места любви к Подателю всех благ и к братьям нашим. Потому крайне опасно и гибельно прилепляться к земным благам. Ибо прилепившиеся могут отпасть от Господа, подобно Иуде, и лишиться вечной жизни.

Вы спрашиваете: ужели грешно ходить в театр или играть в карты? А я спрошу вас: ужели вы доселе не знали, что это грешно? Скажйте: что вам нужно в театре? Что вам в картежной игре? Что там приобретает ваша душа? Царство ли Божие? Прощение ли грехов? Исцеление ли страстей, недугов души и тела или скорбей, печалей? Избавление ли от напастей? Мир ли с Богом, свободу ли духа? Напоминание ли о христианских обязанностях? Слово ли Божие вы там слышите? Прославление ли имени Божия? О спасении ли во Христе там вы слышите? О Страшном ли Суде, о вечной ли жизни? О вечной ли муке грешников нераскаянных? Ах! Ничего там этого нет – а если нет, то там, очевидно, пагубная для души суета. Там царит мир прелюбодейный и грешный, там смех, там прелесть грешная, там торжество лукавых страстей. Скажите: вы Евангелие не читаете никогда, а в театр ходите часто? – Какое страшное, безрассудное опущение допускаете вы в отношении своей души, какую неблагодарность пред Спасителем нашим Богом, какое неуважение к Его Божественному слову, предмет и цель которого – твое просвещение, очищение, освящение, примирение, спасение! Ты в театр ходишь часто, а в церковь и не заглянешь? Какое нерадение о едином на потребу! Какое неуважение к дому Божию, к дому молитвы, благодарения Богу, славословия Божия! Итак, ты принадлежишь только миру и князю мира сего, а не небу и Богу? Но мир весь во зле лежит [1Ин. 5, 19], и мир зло проповедует.

26 января

Благодарю Господа за соборное, благополучное служение литургии за упокой рабы Божией Александры Ивановны Сидоровой и за благополучное говорение возгласов. На заамвонной молитве пропустил Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою.

Согрешил ко Господу – на нищего кричал, что за мною бежал за милостыней (у дома Бритнева). Я кричал будочнику – взять его. Скорбь и теснота. Покаянная молитва; милость от Господа. Слава долготерпению и милосердию Его!

27 января

Благодарю Господа, явившего мне еще и еще милость безмерную в непреткновенном служении утрени и литургии воскресной и в причащении животворном пречистых и животворящих Его Таин. У Смирнова гробовщика крайне тяжело было мне служить молебен с акафистом Божией Матери: воздух тяжелый, пыльный, без всякой питательности, дышать, особенно говорить, крайне трудно; после молебна выпил бальзаму и дурно сделал; потом кофе чашку, и тоже нехорошо; у почтальонов служил молебен, тоже с трудом; закусил пирога с соленой рыбой с аппетитом, дома ватрушки с творогом поел – дурно на весь день. (Бальзам очень вреден.)

Замечательно мучителен был для меня вчерашний день по страданию нервов; вероятно, как полагаю, оттого, между прочим, что надел поутру рубашку с банным потом, которую снял после бани, ибо такие же страдания испытал, какие испытывать приходится, когда оставляешь на себе потную, надетую в бане рубашку. Такое маловажное обстоятельство – сколько мне наделало мучения вчера! Вперед никогда не надену потной рубашки.

28 января

Благодарю, славлю и превозношу Господа моего, внезапно совершенно меня исцелившего от жестокого страдания внутренних нервов и немощь в силу, скорбь в радость претворившего и совершенное здравие, совершенные мир и свободу мне даровавшего чрез причастие божественных святых, пречистых животворящих и страшных Своих Таин за раннею литургиею. Слава Тебе, врачу душ и телес, Господи! Слава милосердию и долготерпению Твоему на мне, окаянном! Слава силе Твоей! Слава премудрости Твоей, правде Твоей и истине Твоей!

Слыша пение и лики49 [Лк. 15, 25]. Это пение и лики в Церкви Святой: пение ангельское и человеческое: ангельское – о грешниках покаявшихся и кающихся, человеческое – яко человек мертв бе, и оживе благостию Сына Божия, изгибл бе, и обретеся [Лк. 15, 24].

Вследствие употребления за обедом с телятиной варенья брусничного с тыквою у меня сделался сегодня такой страшный упадок нервов, что я не мог служить вечерни, говорить ектении, сила меня оставила, тысячи остнов вонзились в сердце мое, и оттого еще, что я выпил две рюмки хересу в квартире родильницы и жениха и невесты. Да чокался рюмками с женихом, вчера мною венчанным. Не есть варенья: много раз я испытал, что оно убивает нервные силы. Молоко и сливки – вещь преполезная. Пресыщения крайне удаляйся: оно омрачает, обессиливает, повергает в скверны и обезображивает душу и расслабляет тело. Я сегодня пресытился, негодный, алчный. Помилуй, Господи! Ты достойно изобличил меня во время вечерни. А я сердился и негодовал на людей и роптал на Бога, что не помогает мне в служении, хотя я и просил Его о том. Окаянный я по всему! 28 января.

Много согрешил я пред Господом, пред Божией Матерью, Ангелами и святыми и пред собою, что в день причащения Божественных Таин я дозволил себе есть без нужды, для пресыщения мясо и много щей, чрез что я засорил желудок, а особенно сердце свое подавил, убил его, сделал совсем бессильным для молитвы, как это было за вечерней. Особенно не нужно брататься рюмками со всяким человеком.

Вчера я пустил в мысленный дом свой – в сердце, неприязненных, злых, нечистых, хульных жильцов – бесов вселукавых – чрез свою алчность к мясам и вину (хересу), а может быть, и красивому лицу, к праху, гною; сердце мое было не мое, ибо я не имел над ним власти и силы: им овладели мысленные враги, в отместку и за вчерашнее (воскресенье) пропущение ектении за вечерней.

29 января

Служил утреню с сердечным бессилием; горячая пища и питье горячее после долгого движения на прехолодном воздухе (морозы градусов в двадцать) имели на мои внутренности парализующее влияние вчера и сегодня. На будущее время надо есть и пить что-либо холодное, например молоко, сливки или пиво.

Благодарю Господа и Богоматерь за дивную помощь, дарованную мне после слезной покаянной молитвы. Во внутренностях чувствовалось влияние горячего чаю, питого в довольном количестве, и вчерашнего варенья, убивающего нервы ([...] сильно). Селедки употреблять, отчасти треску.

30 января

Благодарю Господа за бездну щедрот и милость, излиянных на меня в причащении святых, пречистых и животворящих Таин вчерашнего дня в мире, животе духовном и телесном, в широте сердечной, в умилении и радости. Но вечером я тяжко согрешил пред Богом – неверен явился в распоряжении земными Его дарами и в расположении духа; я возроптал, восстенал и возревновал, когда нищие преследовали меня, на всех путях ловя меня и вымогая у меня денег на разные нужды; конечно, они от нужды, голода и холода преследовали меня, а мне это показалось обидным и несправедливым: я ли родил их, Господи, говорил я, что я должен их всех кормить, поить, одевать, упокоевать? И жаловался Господу на общество, на градоначальника, на главу, на протоиерея, на богатых людей в городе. Плакал и рыдал я малодушно, что одолевают меня ежедневно нищие. А надо бы радоваться, что служу тем Господу. Сверх сил не требует Господь. Подавай по силе с охотою, не принужденно.

Благодарю Тебя, Господи, за чудную, преестественную, премирную, пренебесную Твою литургию и за животворное причащение животворящих Твоих Таин, за чудное действие их во мне.

Господи, благодарю Тебя, яко и нынешний день Ты благоволил принять от меня, грубого, строптивого, скупого, блудного, сластолюбивого, ленивого, руками нищих милостыню вещественную, – но как я недостаточен милостию сердца, милостию духовной! Господи, исправи мя!

Господи! Благодарю Тебя, яко препоясал мя еси силою духовною свыше во время венчания свадьбы Иустина и Февронии, моей слуги.

Два кислых апельсина, съеденных мною у Бровцына Алексея Федотовича произвели отраву в крови и произвели грубо-багровый румянец в лице.

31 января

Вот и после постной пищи голос был сегодня прездоровый, свободный, чистый, громкий, и весьма хорошо служил я, доколе не возымел неприязни к дьячку Алексею Преображенскому за его нерадение и невнимание к службе и за механическое чтение без всякого чувства: с тех минут я стал смущаться и препинаться и сильно бедствовать в душе. Согрешил ко Господу: весь закон Его разорил в одну минуту, – что после этого мне чтение и пение? – Ничто, коль любви нет в сердце, снисхождения, терпения, мира; паче всего да бегаю злобы, гордости и блуда.

Святой Максим Исповедник говорит, что если мы сердимся на брата за какой-либо проступок, то мы не имеем любви, ибо любовь долготерпит, милосердствует... все покрывает [1Кор. 13, 1 – 8).

Вчера я ел овсянку у невесты Февронии, пил черный кофе с сухарями, рюмку водки, коньяку, мадеру (у Алексея Федотовича Бровцына), два апельсина, сухие крендельки. Дома ел с черным хлебом корюшку. Хересу рюмку выпил.

* * *

44

Присноживопитание (церк.-слав.) – нетленная, вечная пища.

45

Молитва "Многомилостиве и Всемилостиве...» из последования утренних молитв.

46

Умный (церк.-слав.) – духовный, разумный.

47

Сильна спасающая десница Твоя [Пс. 19, 7] (перевод П. Юнгерова).

48

Осклабиться (церк.-слав.) -улыбнуться.

49

Лик (церк.-слав.) – здесь: хор, хоровое пение.



Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XVII. 1872-1873 – Декабрь праведный Иоанн Кронштадтский

2. Мои дневники. Выпуск 4 архиепископ Никон (Рождественский)

3. Посещение Московской Духовной Академии о. Иоанном Кронштадским профессор Василий Александрович Соколов

4. Отличительные свойства отца Иоанна Кронштадтского сравнительно с другими праведниками митрополит Антоний (Храповицкий)

5. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Тело святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Собрание сочинений. Том 3 – Речь произнесенная 2-го октября 1888 года в Харьковской Благовещенской церкви пред закладкой нового храма того же имени. архиепископ Амвросий (Ключарев)

7. Очерк православного миросозерцания о. Иоанна Кронштадтского протопресвитер Михаил Помазанский

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Леность святитель Димитрий Ростовский

9. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

10. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Леность преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Комментарии для сайта Cackle