Январь 1880 г.
1 января
Льются, льются непрестанно на меня, как дождь, милости Божии, угнаться за ними не могу, чтобы все запомнить, все прославить, за все возблагодарить всеблагого Бога моего и Господа Иисуса Христа. Вот сейчас излиял на меня Господь милость Свою великую, растерзав узы греховные, коими связана и подавлена, убита была душа моя за жестокосердие к нищему, хотя нетрезвому, просившему у меня долго милостыни. Я отдал его обходу солдат. А ранее Господь избавил меня от скорби и тесноты, когда я шел на панихиду в дом Кикина. Теснота и беда душевная постигла меня в квартире дома Родионова под конец крещения младенца у одного мастерового на вышке из-за огорчения на дьячка Адриана за неаккуратность его и за нетерпение мое, за нелюбовь мою, за раздражительность мою. Я поверг себя в покаянии нелицемерном в бездну искупительных заслуг Господа Иисуса Христа и скоро избавлен был от зла верою в сии заслуги бесконечные. Слава Господу.
Благодарю Господа, сподобившего меня, недостойного, причаститься Святых Таин на литургии Василия Великого; литургию совершал с крайним сердечным бессилием, потому что сердце было потоплено, так сказать, от вчерашнего чревоугодия и пиянства (хотя пьян я не был, но пил довольно на Новый год) у преподавателя гимназии Титкова и у полицмейстера Головачева, у коего сидел я за полночь и ел и пил даже за полночь – первый раз в жизни, человекоугодия и чревоугодия ради. Думал, что ничего это, а вышел из этого ужасный душевный вред, великая беда, лишение благодати и благодатной помощи, хотя и плакал я немного о своем окаянстве, о своей бедности, худости, немощи, непотребстве. Вперед воздержание и воздержание, особенно пред служением литургии.
Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве моей дерзновение при совершении панихиды над умершим Михаилом Васильевичем Семеновым.
Я возглашаю во время литургии: Горе имеем сердца – и сам первый не исполняю этого и пресмыкаюсь по земле, окаянный: меня занимает орденская лента, я жалею ее, как бы не задымить ее фимиамом, и чрез то отпадаю от Бога, умираю, охладеваю.
Благодарю Господа, сохранившего меня от внутреннего и наружного растления, от прелести.
2 января
Благодарю Господа за великую и скорую помощь пред панихидой соборной по покойном Михаиле Васильевиче Семенове после молитвы тайной о том. Потом опять была великая помощь и милость мне Господа по дороге на кладбище, когда Господь избавил меня от тесноты и скорби за суровое обращение с нищими, догнавшими меня и просившими у меня милостыни. Славлю быструю помощь Господа!
3 января
Утро. Тяжко согрешил я пред Господом и пред ближними после утрени, ярясь на нищих (хотя и подал им всем милостыню, а некоторых с гневом отталкивая и грозясь за то еще большим толчком (о, дерзость!), если будут насильно выпрашивать у меня милостыни больше того, что им подано). Где моя вера?! Где упование?! Где любовь, исполнение закона? Где вера в Церковь, в это дивное, великое, святое, божественное сочленение, в Святейшую Главу ее, Господа Иисуса Христа, в Духа Святого, освящающего всех, живущего во всех? Где моя кротость, снисходительность, любовь, где терпение и долготерпение к этим членам? Где радость с радующимися и плач с плачущими [Рим.12:15]? Всё разорено мною, весь закон, всё Божественное учреждение, весь я – ветхий человек с делами его, со страстьми и похотьми, необузданный, стремительный на все страсти, самолюбивый, гордый, честолюбивый, нетерпеливый, лукавый, завистливый, плотоугодливый, сластолюбивый, корыстолюбивый и не боголюбивый, не душелюбивый, но телолюбивый, ленивый, нерадивый, малодушный, боязливый, страшливый.
Души христианские позлащай Духом Святым чрез поучение, назидание, чрез Таинства, чрез пример благий, души, которые по образу Божию, которые Сын Божий искупил Своей Кровию от греха, проклятия и смерти, которые вместе с телами очистил водою и освятил Духом Святым, которым живот вечный даровал. Не вожделевай златых украшений на перси и лепотных драгоценных риз, но всё внимание обращай на лепоту нетленную образа Божия, который [дражее] и лепотнее всего мира и всех в мире вещей, самого солнца.
О, сколько раз, а лучше сказать без числа, и от каких скорбей, теснот, смертей душевных, постигавших меня за бесчисленные грехи мои, спасал меня Господь Иисус Христос за покаяние и веру мою! Изобразить невозможно, столько мне сделал спасения великого, предивного Господь мой в продолжение двадцатичетырехлетнего с лишком священствования моего! Что я воздам Ему за сие? Он благих моих не требует [Пс.15:2]. Но вот Он в нищих благоволит принимать мои дары, Им же данные мне, и я должен с верою, со смирением, благоговением, усердием и охотою подавать им милостыню, сколько бы их ни послал мне Господь, ибо Он силен умножить, как и умножал всегда, мое достояние, и рука Его не оскудевала, только за мою скупость нередко сокращалась.
О, как тяжко, смертельно потрясает душу мою гнев и озлобление, например на нищих сегодня. Какой огонь палящий внутри, предтеча геенны.
Благодарю Господа за пространство сердечное и за духовное наслаждение, с которыми я читал и пел сегодня за утреней канон и стихиры и прочие пения.
Виною всех злоб моих и всех душевных бед моих есть самолюбие и плотоугодие и любостяжание мое. Да распну же плоть свою со страстями и похотями и да отсеку повод к гневу. Помоги, Господи!
Благодарю Господа, избавившего меня сейчас от зол лютых, постигших меня за гнев неправедный, и даровавшего мне мир и росу благодатную, оживившую меня. Велий ecu, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих94.
* * *
Четверг. Прославляю неизреченные милости ко мне Божии, бывшие в день сей (за утренние милости я уже воздал хвалу Господу) во время литургии по совершении проскомидии, когда я огорчился на алтарного сторожа и возымел яд греха в сердце, который отъял Господь за молитву покаяния и веру в примирительную жертву Христову (я вынул нарочито частицы из просфоры шестой (пробной) о оставлении согрешений моих. Тотчас после того стало мне легко. Потом по великом входе, на котором я скрал по боязни бесовской и не выговорил имя наследника цесаревича, отчего жало смертное опять умертвило меня, и я в покаянии молил Бога снизойти к моей немощи и простить мне грех мой, грех малодушия и боязни диавольской, обещаясь впредь дерзать и не бояться мечтательного страха, и Господь оживотворил меня миром Своим, извлекши яд греха. На отпевании отпуст я произнес, возглас весь, укрепившись благодатию Божиею против страха демонского. Еще Господь великую милость явил мне за столом на поминках раба Божия Михаила (Семенова), за который я сел вместе с прочими званными, не прочитав молитвы Отче наш... и не прочитав с твердостию и раздельностию благословения трапезе: Сам ecu, Христе Боже..., но с боязнию, двоедушием и поспешностию... После этого я исполнился срама, как побежденный демоном, и был как бы огнь горящий, палящий в костях моих. Но в тесноте я воззрел с твердостию и постоянством ко Господу в покаянии и молитве об избавлении меня от тесноты, срамоты и скорби, и Господь помиловал меня, простив мне великое мое согрешение и даровав мне мир. Славлю Господа. Наконец и еще явил на мне Господь величайшее спасение, когда я воззвал с великою верою и слезами покаяния ко Господу после жестокости над нищими, которых я (троих или четверых) в ярости сильно выдрал за волосы (одного на землю повалил), и за то сам смертельно уязвился душею. Пришедши в квартиру Алек. Мацигина, купца, крестить ребенка, я помолился усердно пред совершением Таинства о помиловании меня грешного, и Господь дал мне мир, примирившись со мною. Таинство совершал с умилением, непреткновенно.
Скверно я сделал, что вчера наелся мяс птичьих: сердце мое загрубело, и я сделался жестокосерд и раздражителен относительно бедных, будучи сам беден душевно. Скверно и то, что напился крепкого на перекипевшей воде чаю перестоявшего у Мацигина, – он лишил меня хорошего сна.
Отталкивать от себя беспомощного нищего, обнаженного в мороз, бесчеловечно, хотя бы этот нищий и пропил свою одежду или потерял, а ты это бесчеловечие сделал и виновен пред Богом и человеками.
4 января
Благодарю Тебя, Господи, за щедроты Твои, которые Ты удивил на нищих Твоих и коими обличаешь праведно скупость и жестокосердие мое к ним, ибо я жестокосерд к ним часто бываю, укоряю и браню их, а иногда и за волосы тирански таскаю. А Ты, неисчерпаемая бездна благости и даров различных, сегодня опять послал им чрез рабу Твою С-ду десять рублей, а чрез рабу Твою Евлампию возвратил данные ей пять рублей, ибо не хотела их брать, оставаясь при торговле, хотя и вся в долгу.
Двенадцать часов дня. Благодарю Господа, избавившего меня великою милостию Своею за покаяние мое от тяжких последствий гнева на нищих. Ярость и рвение прочь от меня отныне и на все время жизни моей. Буди!
В два часа пополудни навестил меня отец настоятель Павел Васильевич Трачевский. Говорил, между прочим, о выборе кандидата на Московскую митрополию: Платона, Димитрия и Макария.
Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня и еще от последствий гнева моего на нищих за их множество и на неотступность просьб и даровавшего мне пространство и мир за покаяние и веру мою.
Благодарю Господа, избавившего меня от возбешения блудного плоти моей при разговоре с virginem (девицей): я стал на колени в покаянии, перекрестил несколько раз моего Исаака и ножом веры заклал его, и Господь свыше благословил меня миром.
Благодарю Господа, еще и еще избавившего меня от смерти духовной, от тоски и тесноты сердца, обременивших меня за неподачу милостыни двум нищим (за то, что по нескольку раз подходят брать ее).
Завтра буду святить я воду великим освящением. Да не уничижу Господа каким-либо сомнением, малодушием или другим каким грехом. Да памятую о Моисее у воды пререкания и да боюсь языка сомнения, да приму язык дерзновения, каковый да даст мне Господь мой.
Прославляя величие Господа во всех делах Его и бесконечно большее величие Его в Себе Самом, я прославляю поистине величие Его во мне самом, в Его делах во мне, чудных, великих, бесчисленных. Первое Велий ecu, Господи... говорить тихо, нескоро; второе громче; третье еще громче...
Помни, что пред Богом, Которому ты служишь, ничто не велико, но всё ничтожно: небо и земля и само царское земное величество, кольми паче все князи и прочие власти земные. Святой пророк говорит: Он обращает князей в ничто... [Ис.40:23]. Поэтому, иерей Божий, благоговей пред одним Господом во время богослужения и никого от людей не бойся. Если враг будет смущать какими-либо грехами, не унывай, а скажи: на Бога возлагаю надежду мою всю, на Его милосердие, на Его очищение. Не малодушествуй пред ними, говорил Бог пророку Иеремии о иудеях беззаконных, чтобы Я не поразил тебя в глазах их [Иер.1:17]. Всякое пристрастие земное с корнем секи из сердца и не давай ему места; если же какое-либо из них успело уже пустить свои корни, например пожелание земной награды, земного преимущества, например драгоценного украшения на грудь, которое люди паствы твоей хотят от усердия и сознания пользы от трудов твоих поднести тебе, то взирай на это без пристрастия, как на временное, преходящее, малоценное, и восписуй славу Богу, прославившему тебя, и воспламенись еще большим желанием спасения душ, искупленных честною кровию Господа Иисуса Христа, и ревностию о спасении, да не едина от них погибнет. Скажи: драгоценен крест, мне подносимый в поощрение моих трудов пастырских и в выражение великого ко мне недостойному духовного внимания, расположения, усердия. Но бесконечно драгоценнее пречистая кровь, излиянная на кресте во спасение душ наших, бесконечно велики любовь нашего общего Владыки и Господа, по которой Он благоволил взыти на крест, пострадать, пролить всю Кровь Свою за нас и умереть на нем, да избавимся от грядущего гнева и праведного осуждения во огнь вечный. Поэтому драгоценный дар сей да будет мне всегда напоминанием о драгоценной крови нашего Владыки, излиянной за нас, и о драгоценных душах наших, созданных по образу Божию, потом падших и сокрушившихся и крестом Его восстановленных и новотворенных. Молю Господа, да привлечет Он нас всех к Себе, да избавит нас от всякого греха, да соделает праведниками, ревнителями добрых дел и да дарует всем нам вечный живот со всеми благами, превосходящими всякое описание, всякую земную красоту и великолепие, всякую светлость, всякую сладость, всякое величие, всякое блаженство; молю Бога вместе с тем, да не прельщает нас никакая земная награда, красота, драгоценность, власть, слава, сладость, никакой суетный, временный блеск, получающий от солнца или огня свое бытие и силу и без солнца ничего не значащий и исчезающий, как и наши добрые дела потому только имеют цену и силу, насколько они имеют источником и основанием веру и любовь к Богу и любовь взаимную, евангельскую, святую, твердую, нелицемерную, неотпадающую, а коль скоро они не имеют этого основания, то не имеют и настоящей цены и, как имевшие только земные побуждения, потому и остаются на земле и получают участь всего земного – исчезновение, и не восходят на небо. Да будет же это драгоценное ваше мне приношение, еще повторяю, добрым и постоянным залогом нелицемерной любви к Богу, спасительно излиявшему за нас кровь Свою, и залогом любви взаимной, твердой, нелицемерной, николиже отпадающей.
Даруй мне, Господи, чистым сердцем прославлять величие дел Твоих в храме и по домам и в исхождении за город для освящения вод.
5 января
Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением Святых Таин, когда я был умерщвлен прегрешениями моими, и даровавшего мне дерзновение и победу при служении литургии на великом входе при произнесении имен царской фамилии. Благодарю Господа за совершение во благодати водоосвящения великого в Успенской церкви.
6 января
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и милость в причащении пречистых и животворящихТаин с миром и оставлением грехов моих. Благодарю за слово (проповедь) на Крещение митрополита нашего Исидора.
Трижды возглашаются славословия в честь каждого Лица Святой Троицы в знак их равенства и самостоятельности. Например, Велий ecu, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих95. И сколь сладки, животворны Лица Пресвятой Троицы! Справедливо Церковь часто Их повторяет! Повторяй и ты трижды, где нужно трижды, а не говори однажды. Однажды говорить, где нужно три, –значит уничижать с диаволом-хульником Святую Троицу.
Согрешил я, вознегодовав на прислугу Анну и возненавидев ее за неисправность в топке печи у меня в спальне.
Благодарю Господа, сейчас принявшего покаяние мое в озлоблении на неисправную прислугу Анну, подавшего прощение грехов с миром и простором сердечным.
* * *
Во время утрени и ранней обедни, которые я служил, мне было крайне тяжело от диавольских наветов и козней; сердце и язык были как бы связаны, реки искушений едва не потопили мою душу. Причастился, однако, животворно. Пред исхождением на воду опять буря искушений и зол. Буря из-за денег, собранных со крестом, между прочим, на нищих кронштадтских.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать благополучно совершить освящение воды 6 января в гавани Кронштадтской.
Пять часов вечера. Благодарю Господа за бездну милосердия Его ко мне, явленную в помиловании меня, закоснелого в злобе, любостяжании, самолюбии, плотоугодии, сладострастии. Четыре раза впал я в сильный гнев и раздражение на нищих на одном часе. И вследствие его, в духовную смерть, в тесноту, скорбь, муку; четыре раза слезно умолял Господа в покаянии искреннем, припадая то к престолу благодати в храме и дома пред Святыми Тайнами и святыми иконами, и каждый раз Милующий миловал меня, даруя мне спасение паки-бытия и обновления Святого Духа и прощения грехов, мира, свободы, дерзновения. Славлю Господа многомилостивого и животодавца. О, старшны муки нечестивых!
* * *
Благодарю Господа за дарование умиления во время ранней литургии и за избавление от лютого демонского насилия в начале литургии и особенно после великого входа (от моего малодушия и тяжких борений моих с демонами и бессилия сердечного, наносимого мне от них). Диакон Владимир очень зазнается и попускает себе самоуправство. Да не выпускаю из рук своих власти и превосходства сана иерейского пред диаконским, да храню спокойную важность, степенность, невозмутимое спокойствие. Да повергаю грехи свои в бездну милосердия Божия, да не унываю и не малодушествую от козней врагов бесплотных, повергающих в страх, уныние и тесноту душу мою, много согрешающую.
7 января
Какое всесильное средство спасения в наших руках – Святые Тайны, пречистое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и власть очищать грехи или вязать и решить, благодать молиться за народ, умилостивлять Бога о людских невежествах и грехах, отверзать и затворять небо! (Надо внушать это мирянам, чтобы не пренебрегали нами, уважали нас, ценили нас несмотря на то, что священников много. Надо и нам уметь сохранять свои прерогативы.)
Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, Агнца Божия, вземлющего грехи мира, яко паки и паки взял на Себя грехи мои, внегда помолитися ми к Нему в жилище человеческом, о помиловании меня, согрешившего озлоблением на нищих, гнавшихся за мною. Я припал к Нему с верою ясновидящею в покаянии и смирении, и Он помиловал меня, даровав мне мир.
8 января
От Того, Кто по естеству Бог, и от всех, кто по обожению боги, то есть от святых, которые на небе и которые на земле, прочь всякая дьявольская хула, – да прилепится к ним всё мое благоговение, вся моя любовь.
Нищие кронштадтские – дети наши, о пастыри и сопастыри! Они и братья наши, сестры наши, а старые – отцы и матери. Так будем иметь их, а не гневаться на них, презирать их, поносить, толкать или дерзать на них рукою – и в мыслях да не будет сего, ибо они, как и мы, Христовы и, может быть, они более Христовы, чем мы, живущие в довольстве, роскоши, пресыщении, во всяком изяществе и излишестве.
9 января
Благодарю Господа, всемилостивого Господа, благопоспешившего мне в служении утрени (частно) и литургии (общественно и совершительно), избавившего меня в начале литургии от тесноты вражией и мертвенности и даровавшего мне жизнь и мир.
Всю литургию служил непреткновенно Божией благодатию; тою же благодатию и своим старанием и напряжением сломил дерзость врага диавола-запинателя на великом входе и выговорил все имена и титлы царственных особ; служил голосом чистым, звучным, благодатным. Причастился животворно, обновительно, восприял жизнь совершенную, премирную, святую, которой нет ничего дороже на свете. Да удержу ее благодатию Божиею навсегда. Жизнь вечную в себе имею – чего мне больше? Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс.72,25–26].
* * *
Благодарю Господа за избавление меня от великой скорби и тесноты, постигшей меня за уклонение от подачи милостыни нищему (припадочному) и продолжавшейся два часа. Шедши в гимназию, я получил эту тесноту, пришедши домой, избавился по усердной молитве, которую творил в гимназии.
Благодарю Господа за избавление меня от тесноты и смерти духовной в доме Голубева, в квартире Прокопия Евдокимовича Олейникова, по молитве покаяния моего пред образом Спасителя, а теснота и напасть последовали от строптивого обращения моего с нищими и недостаточного подаяния милостыни беднякам, просившим у меня денег на свои нужды. Сколь милостив и благопременителен Господь ко мне недостойному!
25 лет служения моего в сане священства – какая бездна милосердия ко мне Божия и непрестанного содействия мне Божия, непрестанной силы Божией!
Какая бездна немощей моих, грехов моих! Но сила Божия в немощах моих всегда совершалась, но где умножился грех, там преизбыточествует благодать [Рим.5:20], и преизбыточествовала во мне действительно во все двадцать пять лет в каждый день и час! Итак, слава Богу, а не мне! Ибо мои только мои немощи [и мои] только грехи!
Поприще, на котором я призван Богом действовать, высоко и многотрудно, и дело, которое я с помощию Божиею делал, бесконечно велико, и польза, которую я тою же благодатию Божиею старался приносить людям Божиим, не какая-нибудь маловажная, земная, скоропреходящая, а чрезвычайной важности, ибо это спасение душ ваших, их просвещение, врачевание, исправление, обновление, утешение, утверждение! И оно стоит не земной, тленной награды, а награды небесной, нетленной, о которой говорит Апостол: когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы [1Пет.5:4]. Прочее соблюдается мне вечная правда, еюже воздаст ми за дела Он, Праведный Судия [2Тим.4:8]. Мне не нужно ваше злато и камни драгоценные, которые ослепляют глаза людям, привязанным к земле, а нужны ваши золотые души и один драгоценный, нетленный камень – Христос, на Котором даст Бог утвердиться всем нам! Его дай Бог возлюбить от всей души и к Нему прилепиться всем сердцем, на Нем основаться. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [Ин.5:44] (как святые апостолы, мученики, преподобные). Они уже получают награду свою [Мф.6:2,16].
Среда. Благодарю Господа, троекратно во время ранней обедни избавившего меня от козней вражиих – после прочтения Евангелия (а умертвил враг в конце проскомидии, когда я недоговорил молитвы предложения и отпуста, и в начале литургии оглашенных, когда я недоговорил Господи, устне мои отверзеши и благожеланий диакону); после великого входа, на котором я не выговорил от диавольского расслабления страхом сердца моего и особенно по употреблены Святых Даров, Господь избавил меня от диавольской злобы на бедную мать с ребенком неопрятным, поднесенным к Святым Тайнам. На литургии причастился я чудно, животворно, обновительно, премирно! А когда вышел со Святыми Дарами и стал причащать (или еще и до причастия) младенца Соломонию Анны Герасимовны Объедковой, я поддался насилию и подстрекательству врага бесплотного, презрел этих бедных, я, пресыщенный, и затем умер душой и благодати мира лишился, которую сейчас же старался возвратить покаянием искренним. Когда же великим усилием, покаянием и верою и причащением Святых Таин победил я грех, тогда о, как легко и мирно и просторно мне стало! Я восприял новую жизнь, небесную, святую, премирную!
10 января
Отец диакон Полетаев из рук вон небрежно служит и, крайне неуважительно относясь к богослужению, так же относится и к священнику, например ко мне, и под рукой своей выделывает чрез дьячка разные пакости, поощряя его к грубостям священнику; сам, впрочем, старается быть в стороне, незамеченным. У Калашникова в чайном магазине при мне сел в шапке на стул и начал курить папиросу, на что был в неудовольствии и магазинщик. Крайний невежа новгородский! Сделался крайне горд и напыщен.
Нищих я часто упрекаю в праздности и пьянстве, а сам я часто пью вино и немало. О, не осуди меня, Господи, судом моим, коим сужу других, меня многогрешного: каким судом судите, [таким] будете судимы, рекл Ты во Евангелии, и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить [Мф.7:2].
Благодарю Господа, услышавшего смиренную молитву мою об исцелении отроковицы Софии (в квартире учителя Титкова в гимназии) и сотворившего с нею вскоре по молитве дивную перемену чрез обильный пот, из-за которого переменено было четыре рубашки одна после другой 8 января.
Благодарю Господа за благодать непреткновенного венчания Тимофея и Констанции в соборе, о чем я молился пред совершением Таинства сего.
Приблизилось Царство Небесное [Мф.4:17], Царствие Божие внутрь вас есть [Лк.17:21]; Мы придем к нему и обитель у него сотворим [Ин.14:23]; Я с вами во все дни до скончания века [Мф.28:20]; именем Моим будут изгонять бесов... возложат руки на больных, и они будут здоровы [Мк.16:17–18]. Видимым знамением близости к нам Царствия Божия служит близость к нам храмов Божиих, в коих видимо и осязательно являет Господь силу и державу Царствия Своего над всеми, с верою и благоговением и страхом Божиим в них приходящими и молящимися и приемлющими молитвы и Таинства. Прежде в Ветхом Завете был один храм Иерусалимский, в который обязывался каждый иудей приходить по крайней мере раз в год, а ныне у нас повсюду храмы, даже в общественных и нередко частных домах; Царствие Божие, так сказать, всюду идет за нами, ищет нас. Святейшее Таинство Евхаристии совершается в городах ежедневно. По желанию болящих Святые Таинства пречистого Тела и Крови Господа приносятся в жилища больных, и они когда угодно удостаиваются причастия Святых Таин. Верующие, ищущие Царствия Божия, приглашаются всякий день к общению со Христом, Самим Христом: приимите... пиите... А ежедневное милование сторичное от Господа за покаяние что показывает?..
Об удалении многих христиан от Царствия Божия, от богослужения, от Церкви, от исповеди, причащения Святых Таин, от духовного чтения, об утрате благодати Божией, о жизни вполне светской, о погружении в суету мира всеми чувствами. Какое наказание определено Церковью за небытие в храме сряду два воскресных дня?96
* * *
Благодарю Господа за бесконечную благость и милость Его ко мне во время утрени и литургии в избавлении меня от великих, убийственных (всезлодейственных) козней диавольских. Несколько раз вонзал злодей львиные зубы свои в меня, страшно смущая, терзая, убивая и муча меня, и только после величайших усилий благодаря милосердию Господа я избавился от его зубов и страшных когтей. И какою же безделицей и нелепостию он убивал меня? Пристрастием к ризе и епитрахили, в кои я был облачен (мои лично ризы), опасением суетным, чтобы не задымились от кадила, происшедшим оттуда смущением и страхом и невыговором всего отпуста заупокойного. Долго я возился и мучился с врагом пред употреблением Святых Даров, наконец милосердие небесное одолело злобу вражию, вразумив меня. А такая тяжкая борьба вследствие вчерашней пирушки в гимназии при проводах Вараксина преподавателя. Какой вред от попоек! Ужасно! Как душа изнемогает, слабеет, умирает! Ни пированиям97... (у Апостола) [Рим.13:13].
В гимназии на четвертом и пятом уроках (во втором и третьем классе) мне было крайне тяжело, тесно на сердце: тоска и давление необыкновенные при мысли о неправде немецкого пастора по Комитету о бедных касательно царских денег. Сколько я молился внутренне, томясь и огребаясь от вражьих козней! Наконец Господь помиловал.
Благодарю Господа, даровавшего мне совершить смело и непреткновенно брак (вчера) и панихиды у Коршунова Николая вчера и сегодня.
11 января
Благодарю Господа, помогшего мне украсить ковром добрым святилище храма. А прежнее грубое, синее изношенное сукно – срам.
Благодарю Господа, благопоспешившего мне совершить литургию непреткновенно, кроме поминовения на великом входе и поминовения, во-первых, Святейшего Синода и архипастыря... Господь избавлял меня от тесноты и скорби и смятения вражия и сподобил неосужденно причаститься животворящих Таин. В гимназии Господь избавил меня милостиво от тесноты и скорби сердечной и смерти душевной, постигших меня праведно за скупость, суровость и строптивость к нищим, следовавшим за мною. Вечером при венчании свадьбы (дочери кухмистера Петра Алексеева) Господь даровал мне дерзновение и искренность при чтении молитв, только при чтении Евангелия я устыдился диакона Владимира, державшего мою камилавку, и в конце Евангелия смутился и спутался, а затем стал сбиваться, ибо диавол пробил во мне брешь и вошел в меня, смущая и тесня меня. После брака Господь принял моё покаяние и избавил меня, даровав мир и пространство с дерзновением. Славлю Господа. Сейчас испугался сотрясения внизу.
После утрени и обедни. Благодарю Господа, избавившего меня неоднократно по молитве покаяния от разженных, мучительных стрел врага во время утрени пред чтением канона и во время обедни, особенно после обедни пред потреблением Святых Даров; жизнь вместо смерти Господь даровал мне в Святых Тайнах. О, какое было мучительное, умерщвляющее терние было во мне! Как теснил меня враг! Сколь велика благость моего Господа и сколь могущественна животворная сила Святых Таин! Это за вчерашнее мое чревоугодие и лакомство!
Вечер, четыре часа. Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты и скорби на пути в гимназию по молитве усердной, настойчивой, неотступной.
Вечер. Десять часов. Во время всенощной был я сначала в крайней немощи: кружилась голова, сделалась слабость в ногах, и я, кадя по церкви, едва не падал, вероятно, от прилива крови к голове вследствие занятия умственною работою (писание проповеди) и от неблаговременного пития чаю со сливками да от ядения мяса за обедом, что при постоянном целомудрии крайне вредно, умножая без нужды кровь, соки и семена. Сердце было мертво вначале, потом согрелось, и потекли слезы умиления от сознания окаянства, бедности, нищеты, слепоты душевной. Коварство вражие сильно преследовало меня всю всенощную, даже при чтении Евангелия: некоторых слов не выговорил от страха бесовского, охватившего душу мою бедную; при говорении отпуста от страха бесовского не выговорил всего отпуста, людей убоясь и себя устыдясь по малодушию и по неимению уважения к себе как к человеку, как к пастырю и священнику Божию; после этого агония бесовская, скорбь, теснота, срамота – и молитва и припадание к престолу благодати. Христе, Свете истинный не вполне сказал. Когда стоял я у Евангелия, то до третьей песни канона стоял в тесноте, скорби, стыде, умерщвлении вражием, а покаянием и молитвою вскоре воскрес, успокоился и стал молиться о достоянии Божием – о людях, подходящих к Святому Евангелию, да спасутся, да благоукрасятся добродетелью, да избежат тьмы греха.
Тебя обольщает красота одежды, знака отличия, коим ты пожалован от Верховной власти, но вспомни греховное безобразие и нелепоту души твоей, смердящей пред Богом неисчетными грехами, да вечную казнь в огне неугасимом, уготованном грешникам, – не будешь прельщаться, а будешь воздыхать и стенать и пожелаешь скорее облачаться в рубище и быть добродетельным, нежели в шелк и бархат и творить дела неправды. То же разуметь надо и о сластях плотских, или о сладострастии! Поминай чаще геенну и вечные казни, безумным сластолюбцам уготованные, тогда опротивят земные все сласти и пожелаешь лучше есть хлеб с водой, только бы быть подальше от греха, особенно от греха блудного, чем сластолюбствовать, быть в каком-то самозабвении и опьянении, прогневлять Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему, и готовить себе огненную муку. А красоту лица пренебрегай, как тленную, считай ее кучей гноя. Цени высоко нетленную красоту души.
Удостоившись от Господа по неизреченной Его милости такой высоты Царствия, что Он сделал и нарек нас сынами и братьями Своими, мы, неразумные, бесчувственные и неблагодарные, пресмыкаемся сердцами своими по земле, прилепляемся к тлению, вместо того чтобы сердца устремлять всецело горе, к Богу, к нетленным благам. Это нам, священникам, руководителям людей к горнему, особенно неизвинительно. Мы должны непременно стоять на высоте своего призвания и быть всем примером беспристрастия и правды и подражать житию Ангелов бесстрастных! О нас особенно печется Господь и всё необходимое подает.
На свои одежды и украшения смотри как на казенные и не жалей – жалей душу свою и души людей, вверенных тебе, да спасеши их. Они куплены ценою бесконечно дорогою – кровию Сына Божия. Всё красное на земле – пепел и дым.
По благодати Христа Бога моего я [стою] за свои особенные труды поощрения и земной награды – драгоценного креста и отселе не буду стыдиться себя за нее, как бы недостойный. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении [1Тим.5:17]. Да будет слава Христа во мне и веры преспеяние и благочестию укрепление. Во мне да возрадуются все благочестивые и да посрамятся неблагочестивые. Аминь. Напомним, к кому исходить за подпиткой, к каким доброхотам.
13 января
Нищих да помнима [Гал.2:10]: они лишены всех благ общежития духовных и телесных, семейных и гражданских. Они не могут даже исполнить долг исповеди и причащения Святых Таин по причине наготы своей. Обратить внимание правительства чрез печать, а то и лично просить губернатора.
Презлобно нападает на меня враг бесплотный извнутри, находя там во мне пажить себе, так как сердце мое не очищено от страстей. Поэтому надо мне очистить внутренность мою благодатию Божиею. Да поможет Господь.
* * *
Воскресение. Благодарю Господа, призревшего на мое смирение и слезы умиления во время литургии и милостиво разрешившего меня от плениц прегрешений моих. Вначале было мне очень тяжело служить, а потом, после чтения Евангелия Господь дал мне пространство и оживил внутренняя моя. На великом входе и при поминании Святейшего Синода по освящении Даров был смущен и запят от невидимых врагов. Причастился животворно. Сказал свое поучение. Враг надоедал после обедни при служении молебна. На вечерне – большое запинание от врагов.
14 января
Понедельник. Утреню служил с большими затруднениями от врагов. На каноне победил их благодатию. Дьячок читал вяло и медленно – это меня раздражало.
Во время обедни много козней диавольских надо мною, я сильно переминался, был в крайней тесноте. Каменоградский и диакон Полетаев совместным пением производили на меня неприятное впечатление. На великом входе от диавольской боязни не выговорил имен царской фамилии: наследницы и сына ее. В первых помяни, Господи не выговорил от смятения. Полетаев в это самое время ушел. Причастился животворно, умиротворился, укрепился внутренне. Отпуст сказал весь. Молебен служил добре, с чувством, отпуст не сказал вполне от противления вражия. На панихиде не выговорил слов: в недрех Авраама упокоит, и с праведными сопричтет... и от этого возникла во мне дьявольская агония, от которой едва избавился усиленною и долгою молитвою. Так коварствует враг надо мною злобно, сильно, неутомимо! Противиться ему надо до крови. Потребив Святые Тайны, я успокоился.
15 января
Благодарю Господа, избавившего меня от неприязни вражией мучительнейшей и пагубнейшей на жену мою за ее грубость и злобность, пред обедней мне учиненною. Благодатию и покаянием я победил себя и ее в отсутствии ее. Но делом все-таки надо ее поучить, чтобы она научилась уступчивости и молчаливости вовремя.
Ежедневно, всю жизнь надо учиться служить достойно литургию, отлагая всякое житейское попечение, горе имея сердце свое, а не пресмыкающееся по земле, не раздираемое и не обессиливаемое разными житейскими пристрастиями, как бывает часто с нами, страстными любителями всего сладкого, прекрасного, приятного в мире. Особенно высок должен быть священник тогда, когда он возглашает: Горе имеем сердца и когда говорит: Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех... Изрядно о Пресвятей, Пречистей... Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. О, что должен тогда чувствовать священник! Сколь он должен быть возвышен, сколь исполнен любви небесной, всеобъемлющей! Какую чистоту сердца должен он иметь!
Во время вечерни от величайших зол избавил меня Господь по молитве покаяния и по вере непостыдной: меня постигла смерть душевная, агония демонская за гнев на [...] и квасоварицу Феоктисту. Потом на дьячка прогневался за нетрезвость и нечтение паремий. Если бы не милосердие Господа, я погиб бы давно от одних козней диавольских!
Глубоко еще насажено во мне самолюбие, нетерпение, озлобление, тщеславие, сребролюбие, и погибаю я от множества согрешений при искушениях, бывающих со мною. Так сегодня страшно убил меня демон злобы после того, как жена моя пред самой обедней нагрубила мне и наговорила дерзостей! С большим трудом после продолжительной молитвы и припадания к престолу, после тяжких мучений избавился я от мучительной скорби и тесноты.
16 января
Кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего, кто бы он ни был, благожелатель или враг и ругатель, досадитель, – тем менее ненавидит его потому, что знает твердо, что все мы имеем одинаковую поврежденную природу, одинаково сотворены по образу Божию, имеем одного общего Творца и Промыслителя, Искупителя и Спасителя, как и одного виновника всякого зла, искусителя и человекоубийцу исконного, покушающегося и ныне ввергнуть в злобу и погибель всякого человека. Кто любит Бога, тот жалеет всякого падающего и согрешающего ближнего и молится об избавлении его от зла, так же как и себя, ибо по опыту знает, как зло заразительно и насильственно, в каком ужасном плену, в каких могучих лапах сатаны бывает злой человек!
17 января
Во время утрени и ранней обедни, которую служил для жениха Никитина, сына Ксении Львовны, была страшная диавольская агония из-за неявки дьячка Адриана к утрени в свое время (пришел после шестопсалмия) и негодования на него с крайним огорчением на частую неисправность его. Внутри меня были точно угли горячие или змеи гремучие: я корчился, ежился, переминался, лишился мира, не мог выговаривать знакомых слов, конфузился, срамота покрывала лицо мое, узы внутренние страшно теснили меня. Прибегал к покаянию – и затворились для меня двери покаяния: враг во всего меня вцепился когтями своими и ел меня всего жестоко. Страшно было, тяжко. Так всю обедню. Сколько я выстрадал – знает Бог да я. Это из-за пресыщения накануне у отца Петра Клепачевского холодным из рыбы, вином, пивом, чаем со сливками, апельсинами, а ранее того, в тот же день, из-за чревоугодия у Стефаниды Аввакумовны после молебна. Даруй мне, Господи, воздержание всегдашнее, самоотвержение, презрение к плоти и ревность о спасении души и душ человеческих и совершенное нелицеприятие, снисхождение к погрешностям человеческим (но не потворство), терпение, великодушие и кротость, незлобие, любовь искреннюю, не раздражающуюся, всё терпящую, всё покрывающую, не отпадающую.
* * *
Превозношу и славлю милосердие Божие, приклонившееся ко мне грешному и даровавшему мне благодать мира и величайшего дерзновения при совершении литургии, так что я и на великом входе высказал искренно, с силою все имена царственных особ, и Таинство совершил мирно, и возглас В первых помяни, Господи сказал громко, искренно, весь до конца, и молитву заамвонную и отпуст выговорил твердо, и на панихидах обеих (последняя Рыкачева) возгласы и отпусты выговорил твердо, и после службы исполнился также величайшего мира, который царствует во мне доселе (три часа сорок минут вечера). Слава Господу моему Иисусу Христу!
Вечерню служил благодатно, торжествующим духом, непреткновенно. Благодарю Господа.
Прекрасен, драгоценен крест, мне подносимый вами любовию и вниманием к моим малым, хотя должным заслугам, но сколь драгоценна, сколь прекрасна, пречиста, прелюбезна, животворна пречистая кровь, излиянная за нас на Кресте! О кровь, для нас, и в особенности для меня, иерея, столь часто ее священнодействовавшего, родная, спасительная, чистительная скверн, столько раз примирявшая меня с Богом и с самим собою и водворявшая во мне пренебесный мир! О пречистая кровь, которая была и есть истинною жизнию моею, отрадою моею, блаженством моим, пространством души моей, силою моею! Сколько чудес ты во мне совершила в продолжение двадцатипятилетия моего священствования во мне и во многих, многих людях, здоровых и больных телесно, и во всех духовно больных, ибо все болим грехом! Я был очевидцем этих животворных чудес над многими! О Крест живовторящий! Ты избавление наше, сила наша, слава наша, оружие наше, щит наш, ограждение наше в духовной брани с врагами спасения, с тлетворными, всепагубными страстями нашими. Тобою я жив доселе, тобою я благороден, почитаем, уважаем, тобою крепок и силен духом, без тебя я низок, постыден, окаянен, беден, нищ, слеп и наг, как растленный грешник!
18 января
Утро. В величайший мятеж и душевную муку, срамоту, смерть вринул меня сегодня в конце утрени враг бесплотный и мой злой нрав: при чтении шестопсалмия я допустил поселиться в сердце моем огорчению на дьячка Адриана Никитина за его крайне излишнюю бережливость себя при чтении, вялость чтения, под нос себе, нерадивость; кончив довольно смутно и спешно ектению от диавольского возмущения, я пошел в алтарь, кое-что записал на память у себя на листке бумаги и, не очистившись покаянием от неприязни к дьячку, пошел на клирос читать канон; злое жало было во мне и язвило меня, но не побеждало еще окончательно; впрочем, при произношении малых ектений, смущало и теснило меня. Канон я читал с великою ревностию, но когда по окончании канона стал говорить просительную ектению, враг искру злобы раздул в пламя и смял меня совсем; я не мог говорить прошений и возгласов, равно, когда говорил сугубую ектению, совсем смутился и потерялся и только конечные слова едва говорил, отпуст и молитву Христе, Свете истинный не мог говорить. Вот следствие моего нетерпения, нелюбви, злобы, подозрительности, неуважения к личности человека! Я вполне осудил себя потом и просил с великою верою милости и избавления от Господа, и от величайшего мятежа внутреннего и муки избавил меня Господь после утрени. Урок мне впредь относиться к согрешающему снисходительно, кротко, великодушно, с любовию, с терпением, благодушно. А то я доселе не знаю, какого духа есмь, хотя и называюсь христианином, пастырем, учителем или законоучителем. Читать слово апостола Павла о христианской любви: любы долготерпит, милосердствует и прочее [1Кор.13:4].
Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, Владычицу мира песньми почтим98. О, слава, о, святыня неизреченная! О, высота недомыслимая!
* * *
Вечер. Благодарю Господа, удостоившего меня Своей помощи к непреткновенному совершению вечерни с повечерием.
Достояние иерея – Господь, а не пища и питье, не деньги, не внешние украшения или риз лепота, красота и драгоценность вещественных отличий, не светлость и благоукрашенность его чертогов. А как часто мы, иереи, на деле считаем своим достоянием не Господа, а эти внешние преимущества и оттого как [бесчестимся] внутренно и наружно, как двоимся умом и сердцем, как мучимся!
Служение иерея – служение нетлению, бессмертию, правде и истине, духу, а не плоти, не праху и тлению. Как должен быть возвышен всегда иерей в своих помыслах, желаниях, стремлениях, во всей жизни, особенно когда он служит литургию. А мы пресмыкаемся, к стыду нашему, по земле.
Благодарю Тебя, Господи, избавившего меня по молитве внутренней от мерзкого облияния грехом от помысла и движения сердца, диаволом возбужденного в заседании попечительства при входе старосты собора Владимира Дмитриевича Никитина. Я воззрел с верою на образ Твой, Господи, бывший за мною в божнице, и спасся.
19 января
Благодарю Господа, избавившего меня честною Своею всеискупительною Кровию от плена диавольского, пленения неприязнию без вины к духовной дщери, вдове солдатке Анне Герасимовне Объедковой в минуту причащения ее Святых Таин. Предлог был тот, что она, закрыв глаза, подходила к Святой Чаше и жеманно (якобы) открывала уста для принятия Святых Таин. Люто, мучительно было мое пленение: враг вошел в меня и связал меня, как узами железными, я был смущен, взволнован сильно, посрамлен, сам не свой (вражий), переминался боками и ногами и только после употребления Святых Даров избавился от этого диавольского плена. Это мне наказание за вчерашнее чревоугодие и поста нарушение (пятница). Как враг удобно пленяет всяким грехом – и неприязнию, и внутренним блудом человека невоздержного! Как необходимо воздержание! Доколе же служение тлению, смерти и имеющему державу над смертию – диаволу? А я призван к бессмертию и служу таинству бессмертия и руководителем других к бессмертной жизни!
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать победить чувство смущения и неприязни к дьячку Каменоградскому, не отдавшему мне почтения обычного при первой встрече со мною (не снявшему фуражки из враждебности ко мне).
Какой я гордый, неблагодарный и злонравный: вчера, во время обедни, в великие минуты причащения Святых Таин моими духовными чадами Евгениею, Анною, Параскевою, Ольгою и другими, я чувствовал к ним охлаждение, неуважение, презрение, неприязнь, и во мне было дыхание духа злобы, коему я не мог сделать немедленно отпору, прогнать его и восчувствовать горячую любовь Христову к тем, коих Сам Христос так возлюбил, что Себя предал за них. Потом я долго мучился, особенно из-за Анны Герасимовны, которая, казалось, нехорошо подходила к Святой Чаше, как бы это было важное преступление, между тем как она вся исполнена была благоговения. О коварный злой змий! Да поразит тебя Господь мой Иисус Христос!
20 января
Воскресение. После ранней обедни в Успенской церкви. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь и милость Свою во время утрени и особенно во время ранней литургии в избавлении меня от лютых диавольских козней, коими он, супостат, умертвил было меня в конце всенощной, особенно же в начале литургии после изъятия частиц из взятой на счет братии просфоры в пользу мирян благодетелей, причем враг крайне уязвил меня чрез сомнение и особенно после великого входа, на коем враг смутил и расслабил мое сердце. За великую веру, за покаяние и дерзновение Господь избавил меня от адского дыхания и смертоносного пленения вражия, от адской тесноты и даровал мне мир и пространство, силу, дерзновение. Слава Господу! По окончании обедни (по поводу грубого ответа дьячка Каменоградского) я опять возмутился духом, и опять враг стал мучить меня, но опять покаянием, верою, упованием и особенно употреблением Святых Таин я сподобился покоя и пространства сердечного с дерзновением. Крестил у лейтенанта Невинского добре с Каменоградским.
21 января
Благодарю Господа, избавившего меня от лютых диавольских козней и смущения при венчании второго брака, а при венчании первого в начале было смутился от адского дыхания змия в сердце моем и некоторых слов и выражений не мог выговорить и должен был их пропустить, даже две последних молитвы и отпуст.
На крестинах у Бурачка Павла Степановича был при совершении Таинства или чтении молитв смущен и стеснен крайне в сердце Велиаром по причине соблазна от шелкового платка, или по причине пристрастия моего к этому тлену; я был связан в мысли, в сердце, в слове. О, какое посрамление! При совершении такого пренебесного Таинства, вводящего в истинную, небесную жизнь, я был связан пристрастием моим к тлению, у меня был идол в сердце, убивший всякую любовь к Богу и ближнему, идол этот – шелковый платок, который даже мне и не нужен, ибо у меня их довольно, и я отдал его жене. О, как нелепы житейские наши пристрастия, как глупы и как они убивают жизнь души нашей, удаляя ее от сродной стихии, от Бога, от благодати, от жизни Его; то, что я говорил вчера в своем поучении о любостяжании, случилось с самим мною, именно, что страсть любостяжания, как рак, распространяется в душе нашей смертоносными корнями своими. Я это чувствовал при совершении Таинства Крещения у Бурачка, и после совершения его я был как убитый в душе, не имел покоя, свободы, дерзновения, душа была поражена, убита, как параличом, нелепым пристрастием. О, как необходимо быть превыше всего земного, тленного, всё презирать, ставить ни во что рад и единственно верного достояния нашего – Бога, Который есть наша вечная жизнь, всякое благо. Да будут мне учителями и примерами в презрении тленных благ святые апостолы, мученики, иерархи, например Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский, Спиридон чудотворец и прочие, все преподобные, все мученики и все святые.
В доме Коконова и в Кудрявцевском флигеле в Песочной улице крестил непреткновенно. Благодарю Господа.
Сам Творец небеси и земли, Творец и Царь Ангельский и человеков дает Себя Самого в достояние нам за веру и любовь, а мы прилепляемся к тварям, часто бездушным и мертвым, не могущим, конечно, и нам дать жизни, а, напротив, погубляющим душу. Избавь нас, Господи, от такого и столь грубого безумия!
Благодарю Господа, явившего мне во время утрени величайшую Свою милость избавлением меня от разженных стрел врага и дарованием мне благодатной росы мира и жизни. Канон читал торжествующим духом.
Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве моей благодать совершить второй брак совершенно непреткновенно. Первый совершал с преткновениями по причине диавольского насилия из-за пресыщения и винопития на крестинах у Бурачка (20 января).
Всякий грех лжив, прелестен, нелеп, нагл, дерзок, насильственен, мучителен, слеп, безумен, мечтателен, тлетворен, разрушителен, смертоносен, возмутителен, срамен, гнусен, смраден, хулителен и богоборен, безобразен, ядовит, мрачен, отвратителен, чудовищен. Во всяком виде он таков, хотя и представляется иногда под видом нашего доброжелателя, под видом законности, справедливости, ибо и сатана может преображаться в Ангела света [2Кор.11:14].
22 января
Благодарю Владычицу мою Пресвятую Богородицу за скорое уврачевание моей тяжкой, острой головной боли, начавшейся с вечера в малой степени и сильно разыгравшейся ночью, во втором часу; до этого времени сон был болезненный, нервный, прерывистый. От усиления боли я встал, походил по комнатам, и когда боль дошла до высшей степени, я вынул образок Пречистой, Всеблагой и Всеблагомощной Богоматери, Скоропослушницы нашей, приложил к голове моей, к верхней части чела, подержал минуты три, и когда отнял образ от головы, боль прошла, и я потом спал, не чувствуя ее. Благодарно исповедую великую милость сию Владычицы.
* * *
Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты, смятения и смерти душевной, постигших меня за гнев и крик на нищих, следовавших за мною, когда я шел на требу в Медвежьей улице, в доме Кикиной. Господь принял милостиво покаяние мое и веру мою, самоосуждение мое, сердечный вопль к Нему об избавлении моем и помиловал меня и вместо смерти жизнь даровал мне, вместо смятения мир, вместо тесноты – широту сердечную, легкость, радость, торжество душевное.
23 января
Дурно я сделал, что вчера вечером поел бифштекс на масле с черным хлебом и молоко пил, хотя и в малом количестве, и почти не имел движения на свежем воздухе. От этого у меня была значительная боль в пояснице с первого часу ночи до тех пор, как я встал с постели в четыре часа.
Благодарю Господа, избавившего меня в час сей (в седьмом часу утра в храме) от лютой тесноты и скорби, постигшей меня за грубость и жестокосердие к нищим и к благочестивой жене Параскеве Ковригиной. Я глубоко, сильно каялся, и Господь помиловал меня, даровав мне мир, свободу, дерзновение. Я уразумел сердцем, что тотчас я исцелился.
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал.6:14].
Обедню раннюю в Думе служил при крайнем расслаблении духа, зависевшем, между прочим, и от внутренней немощи органов телесных; особенно после прихода настоятеля сбился я, не знаю чего убоявшись его при совершении столь великой и возвышенной службы. После употребления Святых Таин эта немощь духа прошла, слава Богу. Отпуст на панихиде я совсем переврал: из заупокойного сделал заздравный (помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец).
Творче и Господи рода человеческого, даруй мне непотребному благодать и силу непреткновенно совершить предстоящее Таинство Брака, таинство детотворения, таинство творчества рода человеческого; да не преткнусь ни в едином слове. Аминь.
После венчания Василия Федоровича Никитина. Крайне тесно и тяжело было мне при венчании по причине невольного чувства неприязни к дьячку Каменоградскому Дмитрию за бывшую от него мне грубость и противление при приглашении его на требу к больному младенцу для крещения. Враг как клин вошел в мое сердце и смертельно теснил его во все время браковенчания, при чтении всех молитв, почему я в конце некоторых и совсем не читал от крайней тесноты и давления вражия. Нельзя не заметить, что враг имел надо мною силу из-за пресыщения за обедом в постный день скоромною пищею (суп и курица, гречневая каша со скоромным маслом). Сердце мое загрубело и стало бессильно в борьбе с духами злобы поднебесными. Но когда я пред чтением Евангелия брачного сделал над собою усилие и простил обиду дьячку от всей души и когда он сам показал знак примирения, вышедши взять мою камилавку, снятую при чтении Апостола, мне стало легче. Я осудил себя совершенно за безумие озлобления на виновного, почел справедливым любить врагов и молиться о них, да отступят от неправды, да отпустит им Господь, не ведят бо что творят [Лк.23:34]. Даждь мне, Господи, сердце, нежно любящее всех, даже врагов моих, не отпадающее вовек от любви, да не прильпнет мне злоба и сердце строптиво никогда, никогда!
24 января
Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего и самообличения в самолюбии, корыстолюбии, сластолюбии, нетерпении, неблагодарности, жестокосердии относительно нищих, скупости, озлоблении, суровости, строптивости – от всех скорбей и теснот моих и даровавшего мне мир небесный и спасение пакибытия и обновления Духа Святого. Во время [литургии] не однократно, а многократно Господь избавлял меня опять от теснот и скорбей: после великого входа, после В первых помяни, Господи, Святейший Синод и... потом после панихиды, на которой отпуст заключил с преткновением от боязни врага.
Бури бесовские бывают со мною из-за чревоугодия и винопития. Это верно. Надо удаляться от пиршеств, как и святой апостол Павел внушает, а читать больше слово Божие и писания отеческие и молиться усерднее. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9]. Очень внушительно и вполне справедливо.
Хорошо и внешнее украшение, проникнутое религиозным началом и от него заимствующее свою красоту, но хочу несравненно больше внутреннего украшения, нетленного, животворного. Только при украшении внутреннем важно украшение наружное, да если и нет этого последнего, человек ничего не теряет.
Слава моя – слава ваша, как слава моя – слава Божия!
25 января
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию в Успенской церкви при величайшей тесноте в сердце и насилии от врага супостата и чрез причащение и особенно [по] окончательном употреблении Святых Таин избавившего меня от тесноты и дивный, сладкий мир мне даровавшего, когда же я, вышед из церкви с этим миром, утратил его чрез суровое обращение с нищими, уклоняясь от подачи милостыни по их желанию, и впал в великую тесноту и скорбь, и стал сильно каяться в том, – опять избавившего меня от тесноты и мир сладкий даровавшего. Пирование в жилище моих духовных детей обходится мне очень тяжело, крайне тяжело, как будто грехи и тяготы их тяготеют на мне!
Акт крещения совершен, хотя и не занесен по вине дьячка Шахматова в книгу.
Тогда-то и покажи свою христианскую душу, свое христианское смиренномудрие, незлобие, терпение, благодушие, когда враги твои, близкие твои, подчиненные твои дышат против тебя злобою и изливают яд злобы своей, как некогда иудейские первосвященники и книжники на Христа. Жалей их и молись: Отче! отпусти им: не ведят бо что творят [Лк.23:34], и потому, что всё человеческое: слава и хула, злоба и зависть, ругательства и насмешки, клеветы и прочее – дым исчезающий. Помни слова Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах [Мф.5:11–12]. Помни, какого ты имеешь Помощника и Заступника и Мздовоздателя – Самого Господа славы, назирающего все твои помышления, чувства, борения, терпение, внимающего всем мольбам твоим, избавляющего тебя от всех зол, и никогда не унывай от множества врагов. Люби врагов, благослови клянущих тебя, добро твори ненавидящим тебя [Мф.5:44–45].
26 января
Утро. Благодарю Господа, троекратно спасшего меня спасением чудным во время утрени, когда я внутренне боролся с неприязнию дьячка Дмитрия Каменоградского и с моею к нему и в покаянии молил Господа даровать мне расположение братское к нему, просветить его сердечные очи, ослепленные злобою, и внушить должное уважение к иерейскому сану, ибо пренебрегает благословением иерейским и чуждается священника, то есть меня. Господь отъял от сердца моего тоску, скорбь и тесноту и даровал мир, отраду, свободу, легкость, пространство. Но потом скоро опять враг всеял в сердце некоторую неприязнь, и я опять покаялся – и опять дан мне мир. После утрени, пришедши [домой] со скорбию о вражде дьячка, я помолился усердно Господу и о нем, и Господь сейчас услышал, отъяв от сердца скорбь, тоску, тесноту и даровав мир.
Если имеешь врагов, туне ненавидящих тебя за правду твою или за праведное взыскание и наказание, не отвечай отнюдь на зло злом или на нерасположение и неприязнь к тебе тоже нерасположением и неприязнию, не увеличивай радости и торжества супостата диавола (научающего нас всякому злу) и его жертв злобы собою, своею жертвою его злобы, но старайся оправдывать врага, сохранять к нему любовь, как к жертве греха и козней диавольских, побеждай его смирением, кротостию, незлобием, благотворением. Любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас [Мф.5:44–45].
Благодарю Господа, посетившего меня спасением Своим от тесноты и уныния (при мысли об обиде мне пастора Боссе по комитетскому делу). Крепко стеснил меня враг, уязвив, убив душу мою; но я воззвал с верою и упованием, и как стрела отскочил от меня враг, и я насладился покоем, миром Божиим. Благодарю Господа, даровавшего мне во время всенощной в Успенской церкви слезы умиления и благодать помощи против невидимых врагов, боровших меня и удручавших меня. Сегодня же Господь дал мне благодать написать поучение на воскресный день.
27 января
Благодарю Господа, избавившего меня многократно по молитве веры и покаяния от великой скорби, тесноты, мертвенности во время поздней литургии в Успенской церкви и оживившего меня Своею благодатию; благодарю Господа, сподобившего меня причаститься животворно пречистых, чудных, животворящих Его Таин, с дерзновением произнести всю заамвонную молитву и сказать слово народу. Благодарю за помощь при совершении треб – молебнов и крещения, ибо совершал с великим дерзновением, миром, пространством и радостию души.
28 января
Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени от величайшего искушения и навета вражия по поводу бегства моего от нищих и по поводу непочтительности ко мне и неприязни дьячка Дмитрия Каменоградского. Я победил себя и его по благодати Божией молитвою, незлобием, смирением и потом читал канон с великим дерзновением и силою. А пред сим как был смущен, утеснен адовыми узами! Растерзал их Господь!
29 января
Благодарю Господа, наказавшего меня достойно вчера вечером за скупость и строптивое мое обращение с нищими, гнавшимися за мною, когда я шел к купцу Ивану Филипповичу Турыгину в гости, и принявшего скоро мое покаяние и помиловавшего меня. Я скоро ощутил душею моею снисхождение и милость ко мне Божию, разрушение смерти и воцарение жизни, обновления, мира, свободы, пространства, легкости. При беседе с Турыгиным и чтении слова одного священника из газеты «Церковный Вестник» о избавлении государя от опасности, враг опять было льстиво подкрался в сердце мое помыслом лукавым и умертвил меня, но по прочтении слова я воззвал немедленно ко Господу в покаянии, и Он опять услышал и помиловал меня. Когда благословлял трапезу, враг оборвал и смутил меня, но я опять внутренне воззвал ко Господу о спасении, и опять Господь избавил немощь мою от мучительства вражьего. Слава за всё Господу!
* * *
Вечер. Пять часов. Прости мне грех великий, тяжкий, слово безумное, злое, гордое, нетерпеливое, себялюбивое, презрительное, сказанное мною в досаде нищим: мне что до вас за дело, хоть вы все сквозь землю провалитесь! Каюсь всем сердцем, всем помышлением, всею силою воли моей в этих дерзких, глупых, грубых словах. Прости, Господи Многомилостиве, и еще молю: прости, прости, прости! Не благодетели ли они мои? Не господа ли мои, чрез коих Сам Господь принимает мое даяние? Не они ли продающие елей, который я должен у них немедленно покупать, да не будет у меня в нем недостатка и да не погаснет светильник души моей [Мф.25:9–10]? А я забыл это в самолюбии, сластолюбии моем, в гордости моей, в злобе моей, в сребролюбии моем! О я, окаянный! Не был ли я сам некогда беден? Не туне ли Господь мне всё подает обильно, мне, ленивому, нерадивому, беспечному, многострастному, скупому, лицеприятному, подобострастному, завистливому, алчному, недоброжелательному, зложелательному, злорадному, зложелательному, подозрительному, неподобному, нелепому, безрассудному, плотскому, тленолюбивому? Да исполнится мною всякая заповедь Господня, да возненавижу всякий грех, особенно всякое гнушение нищими, да уважаю их и люблю их как братию Христову, как наследников Царствия Его, как соискупленников, как обоженных.
* * *
Когда я был гостем у Ивана Филипповича Турыгина, то он по секрету сказал мне, какие огромные взятки получает губернатор и его помощники от подрядчиков: [Зонк] и прочих, и от купцов: Герасимова, Гуляева и прочих (тысяч 80 серебром в год). А лошади у губернатора герасимовские, а гуляевские у кого?
30 января
Благодарю Господа за дар служения литургии ранней в Успенской церкви и причащения в оживотворение и обновление пречистых Таин Его. Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты пред вечернею в церкви, когда я, умерщвленный грехами жестокосердия, скупости и суровости относительно нищих, искренно осудил себя в этих грехах, прося усердно у Господа прощения и оставления грехов, мира и пространства сердечного, и получил от Господа великую и богатую милость, ощутив в себе разрушение смерти и пакибытие спасения, мир, пространство, дерзновение. Благодарю Господа за вторичное избавление от самолюбия, жестокосердия и скупости в квартире Екатерины Михайловны Лебедевой ([...]) пред молебном, когда я в покаянии повергся пред Господом на колени, смиренно моля паки помиловать меня, и я помилован, и молебен служил мирным духом, с дерзновением, с теплотою сердца, с силою многою. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и скорби, постигшей меня по грехам моим в квартире Александра Ивановича Лебедева и разрушившейся от покаяния пред Господом на пути к Успенской церкви. Благодарю Господа, сейчас (девять часов вечера) паки разрушившего во мне осуждение смерти и скорбь, постигшие меня за новое жестокосердие к бедным, коим я мало подал (по три копейки) и не дал того, чего они просили у меня. О я, неблагодарный и злонравный и скверный, сластолюбивый! Как щедрит меня Господь ежедневно, удостаивая чаши жизни и бессмертия, почти каждый день очищая мои грехи, даруя мне освящение, обновление, начаток жизни вечной, награждая меня и многими дарами материальными, а я как бы хулю Его благость и щедроты моею скупостию и жестокосердием, нелюбовию и недружелюбием к ним, яростию, своим маловерием, неупованием на Промысл Божий, дивно о нас пекущийся!
Борьба за истинное существование души, за ее небесное благородие, за ее небесное назначение, за ее бесстрастие, святыню, правду, бессмертие. Служение христианина в этой жизни Богу есть служение правде, милости и истине, борьба постоянная, упорная с грехом во всех его видах. Горе должны мы зреть непрестанно, особенно мы, иереи.
Мне, слуге Христа Бога, защищаемому присно99 Его благодатию, освящаемому, избавляемому и укрепляемому благодатию, кого бояться? Никого, кроме Господа: всякий другой страх есть суетный, ложный, греховный, малодушный, земной, бесовский.
31 января
Благодарю Господа за избавление меня по молитве покаяния от величайшей скорби, тесноты и смерти душевной, постигших меня праведно за жестокосердие к нищим, просившим у меня денег на обувь, когда я шел к утрени. Во время утрени в соборе я усердно припадал к престолу в покаянии, и Господь помиловал меня, грешника неблагодарного, и я с великим дерзновением читал канон и пел ирмосы и стихиры и обедню совершил добре по благодати Божией. Только на великом входе поспешил и смешался. Причастился животворно. На молебне о здравии и спасении Александра Ивановича Лебедева при чтении Евангелия нелепое помыслил, когда стояла у меня близ [...], и тем потерял мир и уязвился, умертвился сердцем. Только Кровию честною и пречистою я избавился от этой беды, от этой адской прелести и сласти душетленной. Слава Богу!
Ты завидуешь настоятелю и негодуешь на то, что ему очень мало приходится трудиться по приходу, а приходится тебе больше всех работать на общую пользу, что он получает в полтора раза больше тебя при незначительных трудах и уже много лет, так что он при своей известной скупости накопил десятки тысяч денег, а ты почти ничего. Не завидуй.
Если бы не только десятки тысяч, но и весь мир он приобрел, и тогда нечему завидовать. Ибо много ли человеку нужно? Крайне немного, а избытки должны принадлежать бедным. Неподаяние же им есть хищение. И надолго ли человек алчный будет обладать своими сокровищами? Завтра же, может быть, они будут ему не нужны и не принесут уже ему никакой пользы. А сколько заботы мучительной с деньгами? Кому они достанутся? И на пользу ли? Не развратят ли они наследников и наследниц? Не забудут ли они Бога? Трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши [Мф.19:23–24] (имею в виду настоятеля нашего отца Павла с чадами его, из коих одно без вести пропало по алчности отца). Гордость как ожерелье облагает богача, он крайне свысока смотрит на всех, общения никакого иметь не хочет с людьми бедными. Но кто много служит Богу и ближним, тому и преимущественное изобилие благодати Божией подается, а это-то и дороже всего. Ибо благодать есть жизнь, богатство, сила, слава наша, украшение наше нетленное и благоволение Отца Небесного во Христе Иисусе.
Крайнюю ошибку сделал я сегодня, с большим аппетитом и много поев в двенадцать часов дня свежей жареной салаки; на целый день я испортил себя душевно и телесно, просто нравственно искалечил себя, обессилил, умертвил; за всенощной я едва мог говорить, а иных слов и выражений и не мог выговорить от диавольского противодействия. Салака рыбка будто всосалась в мое сердце и крайне сдавила меня, точно железными кольцами, тем более что я не кушал ничего жидкого после нее, а чрез три часа пил только чай без содержания, то есть без сливок, лимона и подобного. О, сколь пагубно невоздержание или неуменье сочетать пищу и питье!
* * *
Из последования Великого освящения воды.
Из последования Великого освящения воды.
80-е правило Трульского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим.13:13).
Стихиры канона ко Пресвятой Богородице.
Присно (церк.-слав.) – всегда, постоянно.