Источник

Февраль 1880 г.

2 февраля

Благодарю Господа, явившего мне вчера за всенощной милость Свою дарованием мне благодати умиления.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить литургию позднюю, хотя при великой душевной тесноте по причине моего невоздержания, но и при утешении мне, глубоко каявшемуся в своих согрешениях. Причастился животворно вместе с отцом диаконом Владимиром. Благодарю Господа за помощь при служении молебна у господина Талбугина Андрея Николаевича без него, при жене и теще. Благодарю Господа, избавившего меня от греха суровости и скупости относительно нищих и от тесноты и смерти, объявшей меня за грехи сии. Я покаялся, припадая к святому престолу, и получил милость и спасение пакибытия. Господи! Сколько даров милости, и каких даров! Даров спасения от душевной погибели, даров живота, мира, дерзновения, пространства, сыновства!

Десять часов вечера. Благодарю Господа, явившего во мне величайшую милость Свою пред всенощною домашнею у полковника Константина Ивановича Моргасова, даровавшего мне прощение греха по молитве моей, избавившего от тесноты и скорби и даровавшего мне мир, пространство и дерзновение во всё время служения всенощной. Ах! Сколь сладостно я служил всю всенощную и весь молебен водосвятный и вместе благодарственный! Какая жизнь в душе, какой простор, какой мир, какое довольство внутренне, какое дерзновение! С каким восторгом и радостию я пел славу Господу и Пречистой Богородице! О, даруй, Господи, чаще служить и так петь!

Согрешил пред Богом – досадовал на диакона Полетаева за дружбу его с враждебным мне дьячком Каменоградским и за помощь ему в чтении и пении. Я хотел, чтобы скорби смирили дьячка, злобного и непокорного, а диакон подкрепляет его руку. Впрочем, Господь Сам смиряет всех, учит, судит, наказует.

3 февраля

Вечер. Благодарю Господа за составление утром поучения в Неделю о Закхее и за произнесение его мною по благодати Его. Благодарю Господа за избавление от величайшей тесноты, начавшейся во мне в конце утрени из-за помысла о деньгах моргасовских, употребленных мною на вознаграждение алтарного сторожа частию, а частию на бедных; во время ранней обедни после усиленной молитвы и борьбы с врагами теснота отъята Господом из-за обета употребить часть денег на покупку крещальной белой книжки для меня. Это было после Евангелия. После великого входа опять отъял Господь тесноту, после освящения Даров и после В первых помяни, Господи (я скрал от диавольского смущения) я молил о помиловании, и Господь помиловал. Причастился торопливо по неумению дьячка петь причастен и был не совсем покоен; отпуст не весь сказал; заамвонную не всю. После молебнов и панихиды борьба с врагами и победа над ними благодати. Благодарю Господа за избавление от тесноты и смущения греховного после молитвы покаяния, внутренне совершенной в доме, где я тотчас после этого соборовал больного Алексея Федоровича, отставного капитана. Я сподобился от Господа великой благодати глубокого мира и плавно, искренно совершил чин соборования. Благодарю Господа за помощь при совершении крестин у [...], которые я совершил искренно, спокойно, твердо. Благодарю Господа, всеблагого Помощника. Благодарю Господа за избавление от поползновения блудного.

Когда я вчера был у полковника Моргасова, то там доктор Александр, живущий в доме раскольника Зайцева, рассказывал мне, что в квартире этого раскольника наверху каждый вечер происходит какое-то неистовое плясание вечером, потому что, по-видимому, раскольник этот принадлежит к секте скакунов. Скачут все мужчины здоровенные. Принять это к сведению о раскольниках в потребном случае.

О, сколь упорен во мне грех, сколь упорны во мне страсти! Но, сильный в брани Господи, исторгни из корней все страсти мои, безумные, нелепые, смертоносные, нечистые, отчуждающие от Тебя, от Твоей любви, правды и святыни, жизни Твоей! (Вот Преосвященный митрополит Исидор лет двенадцать назад сурово и уничижительно принял меня в своем кабинете, и я, проплакав горько в квартире Гурнова в семинарии из-за оскорбленного самолюбия моего, с тех пор доселе не имею к нему ни расположения, ни уважения, несмотря на его высокий сан, за его гордыню и уничижение.) Господи, свидетелю сердца моего и борений моих внутренних, Сам помилуй мя и избави от неприязни к владыке душу мою и даруй мне искренно любить и уважать его, сущего в образе Твоем, Господи, и молиться о нем искренно. Даждь мне видеть его смиренным, кротким, благопристойным, приветливым, благоуветливым, благорассудительным, снисходительным, [...] в недоумениях и немощах моих, да снизойдет он с высоты и сойдет к смирению моему и к немощи моей, якоже Ты, святейший и вернейший Первосвященник Господи Иисусе Христе, снисходиши ко мне всякий день многократно. Аминь. Даждь мне, Господи, непрестанно памятовать общие немощи природы, общие страсти, наипаче немощи старческие, коим подвержен престарелый архипастырь, который теперь, говорят, очень изменился к лучшему, не так как я многострастный, нисколько не изменившийся к лучшему, но с каждым днем более и более закосневающий в злых навыках и в страстях бесчестия: в самолюбии, гордости, злобе, зависти, недоброжелательстве, зложелательстве, лукавстве, в алчности и чревоугодии, пресыщении, пьянстве, скупости, сребролюбии, злопамятстве, гневе, подозрительности, зломыслии, ропоте, унынии, нетерпении, сластолюбии, лености, нерадении, в лицеприятии, подобострастии, малодушии, лжи, неправде, недружелюбии, гневе, ярости, раздражительности, поношении, презорстве, в противлении, непослушании, в непочтении и осуждении властей, в осуждении, злоречии, в суетном страхе и боязливости и прочее. Вот я осудил себя во всех грехах! Помилуй мя, Владыко, самоосужденного, и благопремени мя. Не другие худы, а я худ, крайне худ. Господи, Боже мой! Даруй мне всегда себе осуждати, о себе плакать, себя исправлять, а не других осуждать.

После записанного мною исповедания моих грехов и после тайной молитвы совершилось мое обновление внутренне, избавление от смерти греховной, от скорби и тесноты. Я ожил, успокоился, на душе стало легко и просторно, радостно. Слава Благопременителю Богу! Слава Спасителю Богу! Утверди, Боже, соделанное во мне Тобою спасение!

Не раздражай злых духов, не говори им слов хульных, как ты доселе говорил при наведении от них помыслов хульных; говорил демону: скотина, подлец, мерзавец, негодный; отселе не говори, а говори, как Архангел Михаил говорил, споря с диаволом о моисеевом теле: да запретит тебе Господь! – и довольно [Иуд.1:9]. Это для него, злого демона, и всего полчища их будет в тысячу раз чувствительнее, чем твоя брань. Также при разных неудачах, толчках, задоринах не сердись на бездушные вещи и не говори им: гадина, мерзость, пакость! Это от диавола. Имей спокойствие и терпение во всех непредвиденных случаях. Благодарю Господа, избавившего меня вчера пред крестинами у Додонова от тесноты по молитве моей внутренней и даровавшего мне покой и пространство и чудно оживившего меня совершением Тайны Крещения этими чудными молитвами, исполненными величия, силы, святыни.

5 февраля

Вечер. Благодарю Господа за избавление по вере и покаянию моему сильному от превеликого, преострого и пренасильственного поползновения прелюбодейного, объявшего меня нагло по дьявольскому действу в квартире Коровниковых при обручении сестры Коровникова. Тут была питерская роскошная, красивая, полная, разодетая женщина, кокетничавшая пред зеркалом, и Господь державно, благостно спас меня на пути в попечительство. Так стало легко, мирно, просторно!

О, сколь гибельно растление! Сколь вожделенно, животворно нетление и целомудрие!

Ни на кого ни из-за какой причины, сколько бы она ни была благовидна, не имей вражды, ни к кому не имей неприязни, ибо это безумно, нелепо, дико, звероподно, вредно, пагубно, но ко всякому сохраняй расположение душевное как к собрату, сочлену тела, хотя и недостойному иногда; молись за недостойных и злонравных, гордых, непокорных, ропотливых, грубых, да уврачует их Господь благодатию Духа Святого Своего, да просветит их сердечные очи, да умягчит сердца, да примирит, да исполнит их любви. Ибо всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть [Иак.1:17], не от земли. Сами же мы не можем творить ничесоже без Господа [Ин.15:5]. Так мы все грешны, немощны, так нуждаемся все в взаимной помощи, любви, молитве!

У меня нет добродетелей, коими святые Богу угодили: нет воздержания, нестяжания, смирения, незлобия, чистоты сердца и, значит, ничего доброго нет. Оттого враг мне и досаждает сильно во всякое время и на всяком месте: и сластьми, и злобою палит меня, и, вместо того чтобы мне и чувствовать и говорить: Прильпе душа моя по Тебе, Господи [Пс.62:9], я часто чувствую и должен признаться, что душа моя прильпе по тварям, живым и неодушевленным, по тлению и суете, по дыму и пару исчезающему, по тому, что само мертво и жизни дать не может или что есть самая смерть (грех). Увы мне, грешному!

6 февраля

Встал рано, в четыре часа утра, помолился и стал гулять; во время прогулки подумал о деле моем с пастором Боссе по Комитету о бедных, из коего он меня устранил произвольно, и, как змея, защемила мое сердце скорбь о неправде пастора. Я в тесноте, тоске и скорби молился и размышлял, что мне делать с царем-пастором? Думал было оставить его, но он поднимет главу, что так легко ему было удалить меня из Комитета, и русские многие лишатся царских щедрот. Не ходатайствовать ли о перемещении сумм царского двора в попечительство?

Жесток бес пастора: он сильно мучил меня; мне надо отстраниться от него.

Или пусть пастор продолжает делать операции милосердия? Судя по тому, что враг меня подстрекает к столкновению с пастором, я должен быть осторожен, и лучше мне оставить дела с ним, пастором, как недугующим непомерною гордостию. Да будет. Вот мне стало легче, покойнее. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие [Пс.36:1].

Долго, часа два с половиной возился я сегодня утром с бесплотным врагом мучителем из-за пастора, на коего я обиделся за отставку из Комитета. Облегчение мое началось с искреннего сознания собственных моих грехов и оправдания пастора, который в своей среде делал дело благотворительности неутомимо, честно, вместе с своей женой. Впрочем, во время утрени был под сильным давлением врагов невидимых, сильно меня язвивших за мое чревоугодие и вообще самоугодие, чуждое богоугодия. Поделом! Только под самый конец утрени враги, измучив, отпустили меня. Часто я припадал к святому престолу в покаянии и с молением о помощи и милости. Действительно, сласти наводят величайшие напасти, и потому надо удаляться их.

* * *

Во дворце императора был взрыв100. О, дьявольщина! Как смеют дерзкие посягать на особу царя, запечатленного Божественным помазанием Святого Мира! – В нашей душе непрестанные подкопы дьявола, страшные, гибельные, мучительные! Да бережемся греха, особенно злобы, чревоугодия, самоугодия, пьянства, праздности, непослушания, вражды, неповиновения, неуважения к властям!

Жестокую, смертоносную бурю воздвиг на меня по обычаю враг бесплотный в собрании чиновников таможни пред благодарным молебном. Я таял от этой бури; как челнок в море без руля и без весла во время бури, так душа моя была пред молебном до прибытия дьякона, ибо я чувствовал свое одиночество и беспомощность (а Господь-то на что?). Когда пришел диакон, я утешился. Впрочем, еще пред его приходом я, находясь в буре душевной, стал пред образом Спасителя, возопил к Нему воплем сердца, [не уст] о скорой помощи, ибо я исчезал от дьявольского смятения. И помощь от Господа пришла – я успокоился, и когда диакон пришел, то и еще более. Во время молебна был я покоен, но были симптомы диавольского смущения, которые я прекращал слезным покаянием и молитвою (досадовал на диакона на медленность в служении). Молебен служил добре, с чувством, Евангелие прочитал всё до конца, молитву благодарственную в конце несколько скрал, также и отпуст по страху бесовскому.

Я гору двинул верою, гору, на сердце моем бывшую. Слава милосердию и силе Господа моего Иисуса Христа!

Во время общего молебствия благодарного за спасение царя от опасности я пришел по благодати Божией в сознание и чувство своего окаянства, бедности, нищеты, слепоты и наготы душевной, в сознание и чувство, что я свою душу убил страстьми плотскими и что во мне иссякли любовь и к царю и к властям, и от этого явились у меня слезы умиления, и легко мне стало, а было дотоле тяжело, и я чувствовал, как враг точно мины подвел в мое сердце и взорвал на воздух мой душевный дом и сам на развалинах его поселился. В таможне пред молебном то же чувство во мне было, чувство окаянства и бедности моей души, ее наготы и бессилия, и явился ко мне на помощь Всесвятой, Всеправедный, Всебогатый, Всесильный, всех Покрывающий, Богатящий, Оправдывающий верою, Укрепляющий, Украшающий нелепоту и безобразие наших душ. Слава богатотворному смирению!

8 февраля

Благодарю Господа, явившего на мне чудное, скорое, преславное спасение Свое при даче молитвы родильнице в квартире Михаила Г. Верзина (очистившего сердце мое и даровавшего святое созерцание Творца рода человеческого и дел Его в творении и промышлении) и после молитвы, когда враг смутил меня лукавством и нечистотою при виде девицы, расправлявшей свои крылья (платок), и я покаялся от всей души, осудив свое плотское худоумие и бывшую тут же ярость на нищих; опять помилован величайшим помилованием, когда я шел давать молитву Ольге Михайловне в дом Голубева. А в доме Андреева гораздо ранее было мне очень тяжело от козней врага в сердце и лукавых, нечистых помышлений.

Благодарю Господа, избавившего меня вчера от величайшей тесноты утром после долгой борьбы моей с врагами бесплотными.

* * *

Поле утрени. Благодарю Господа, в сию минуту явившего мне чудное, животворное, премирное спасение Свое после молитвы покаяния, когда я покаялся в гневе моем на нищих (и особенно в поношении одного из них, коего я назвал арестантом), в любостяжании, жестокосердии, строптивости. Кого я оскорбил? Самого Христа Бога в лице меньшей братии Его. О, сколь я тяжко согрешил! Сколь я неблагодарен, злонравен, самолюбив, сластолюбив, плотоугодлив, а не богоугодлив! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать добре прочитать канон празднику и святому великомученику Феодору и пророку Захарии.

9 февраля

О, век безбожия, век полного разгула страстей человеческих! Век цареубийственный! Злодеи, составив адский союз злобы, дерзают ниспровергать престолы царей, чтобы с этим вместе попрать всякий порядок и закон жизни гражданской и церковной, на место их поставить дикий произвол и таким образом дать полный простор безумной воле, сдерживаемой и обуздываемой законами Божиими и гражданскими! Не удастся это безбожникам! Ибо не дремлет и не спит Страж Израиля, как дремлют иногда стражи дома царева. (События Ветхозаветной истории вывести на сцену: с Ананией, Азарией, Мисаилом, Даниилом, Елисеем, с Давидом, в Новом Завете с мучениками, иерархами: Григорием Богословом, например.) Остается пожелать, чтобы злодеи истребили сами себя, и да сотворит сие Бог! До Рождества Христова облегала землю тьма безбожия и идолопоклонства, люди боготоврили все твари, даже свои страсти, только не хотели знать и чтить истинного Бога; нет Бога, говорили, как и ныне то же многие несмыленные говорят: нет Бога, нет провидения! А Господь являет, как тогда, так и теперь являет во очию всех силу Свою, промысл Свой неусыпный, и не хотя все познают Бога, и не хотя преклонят колена пред Ним и будут молиться Ему по всей России, ибо во множестве силы Его служат Ему враги Его [Пс.65:3]. Вся Россия благодарно молится Богу за царя своего. Тема: о заграждении и иссушении источника крамолы – безверия и страстей человеческих, о насаждении в сердцах веры и страха Божия, покорности властям богопоставленным. О Христе, всех Царю! Победы на враги благословенному императору нашему даруй.

Благодарю Господа, удивившего на мне спасение Свое о имени Своем вчера в гимназии, когда бесплотный мерзкий дух вложил в мое сердце непотребство, от которого я спасся усердным призыванием имени Господа, и потом в попечительстве, где я страдал внутренне от вспышки гнева на нищих за попрошайство и от жестокосердия и сребролюбия моего, от любоименности и любовещности. Да и много раз Господь избавлял меня о имени Своем.

* * *

Слава Тебе, Христе Боже, спасаяй мя непрестанно, и ныне спасый мя от бесовской бури и тесноты страстей моих: жестокосердия, скупости, корыстолюбия, злобы и презорства относительно нищих, просивших настойчиво сверх данного им. Я покаялся, осудил себя искренно во грехах, прося милости, и Господь помиловал меня, оживив меня духом животворящим.

Еще Господь спас меня после панихиды по рабе Божием Александре Бессонове в Павловской улице. На этой панихиде я от боязни диавольской не выговорил вполне прошений на ектении последней, отпуста и Во блаженном успении и оттого уязвился и смутился душой; уязвление и боль души продолжались дотоле, пока я дома помолился усердно в покаянии Господу; после усердной, усиленной молитвы я уврачевался благодатию Божиею и потом заснул хорошо.

10 февраля

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления во время всенощной воскресной с начала и до полиелея, но тут чрез дьячка Никитина я подвергся сильному дьявольскому искушению: дьячок пропустил антифоны, ушел с клироса и вышел из церкви; я этим беспорядком очень огорчился и смутился и вознегодовал на дьячка; бесплотный враг воспользовался этим обстоятельством и стал смущать и теснить меня, так что я едва-едва покаянием и внутреннею молитвою сломил его дерзость, злобу, насилие и в противодействие ему очень громко читал Евангелие воскресное. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при чтении Евангелия и потом, когда я стоял у Евангелия на средине церкви, каялся и молился. Господь дал мне мир, силу, дерзновение, искреннюю и высокую молитву о всех. Народу было очень много.

* * *

Страшное искушение постигло меня сегодня за невоздержание мое, за лакомство мое, за мясоядение и сливочное бланманже: во время обедни я чувствовал себя мертвым на душе, бессильным, малодушным, боязливым, и только слезною молитвою испросил себе у Бога исцеление души и силу, мужество, дерзновение, пространство, мир, особенно после умерщвления Велиаром на великом входе. Причастился животворно, хотя, по грехам моим, не чувствовал себя так хорошо, как прежде после причащения. Проповедь сказал с силою и убеждением. Но после обедни я не вразумился наказанием и, не чувствуя голода, пообедал очень сытно, с алчностью и очень полакомился сливочным бланманже, так что стало тяжело от пресыщения. Потом гулял для променажа, затем спал с час, пил чай, опять с избытком, и когда стал служить вечерню, я почувствовал, что благодать оставила меня, и я оказался беспомощным при искушениях врагов бесплотных и плотских. Долго я боролся, изнемогал, не мог выговаривать слов, снова начинал, снова изнемогал и едва-едва кончил службу, недоговорив отпуста и ектении на повечерии.

Вчера под конец вечерни я быстро и сильно смутился от присутствия дьячка Каменоградского, недоброжелателя моего, заподозрив его в лазутничестве и подсматривании за стопами моими. А этого не надо было думать, а просто смотреть на него, с христианской точки зрения.

11 февраля

И люди будут те же, и дары Божии сладостные будут те же, и угощения будут те же, и искушения для плоти и чрева будут те же, но я, чревоугодник, ради Бога и преспеяния в жизни по Богу должен взять над собою силу – не раболепствовать чреву и от иных угощений отказываться, ведь бесконечно дороже Бог и душа, которые требуют моего воздержания.

По делом моим вчера за вечерней напал на меня, опрокинул и посрамил меня сатана за животное, безумное, свинское пресыщение мое за ранним обедом: я съел две тарелки щей с алчностью, бифштекс и много сливочного желе, что всё было лишнее, ибо без всего этого я чувствовал сытость еще от вчерашнего вечернего ядения.

* * *

После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени и после утрени и молебна (в кадре101) от злолютых искушений врагов бесплотных, от скорби и тесноты по молитве моей.

Буду прославлять опять ко мне милости Господни: в начале литургии Господь избавил меня скоро от тесноты по молитве моей и даровал мне бодрое служение; на великом входе и по запятии и уязвлении от врагов бесплотных опять исцелил меня Господь, избавил от упадка духа; В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод выговорил беспреткновенно, с дерзновением; по причащении Святых Таин враг ужасно борол меня из-за кислоты церковного вина и усиливался колебать веру в очищение грехов, но противлением сильным, всесердечным врагу-наветнику я сломил упорство его благодатию Христовою и вышел победителем. Когда шел в гиманзию, враг опять теснил меня сильно из-за движения гнева на нищих, преследовавших меня, но по молитве усердной Господь избавил меня, и я видел славу Божию, славу избавления Его, славу благопослушества и скоропослушества Его и возрадовался духом моим о преславном и частом спасении Его.

После гимназии, когда ехал я служить молебен к мяснику, враг бесплотный крайне уязвил и убил меня огорчением на немецкого пастора и жалением об оставлении должности моей (по его неправде) члена комитета, и во время молебна очень теснил меня враг. По окончании молебна мне послал Бог мысль, чтобы я предоставил дело попечения о бедных ему, пастору, и не мешался в его дела, и, помолясь, успокоился. Пред вечерней и во время вечерни Господь помог мне одолеть врагов и помолиться с дерзновением. По приходе домой рассердился я на домашних и частью на нищих, докучавших мне, и тяжко, зло мне стало за неочищение воздуха в моей квартире, я бросил в гневе стул свой, но потом припал в покаянии к Богу, и Господь простил мне грех мой, и я успокоился.

Одиннадцать с четвертью часов вечера. Согрешил я, прогневавшись на нищих, поздно стоявших в ожидании милостыни, и поносными словами укорив их, почитая при том себя правым в самолюбии и гордости своей. Но когда ощутил я смерть и тесноту в душе моей вскоре после пылу гнева моего, тогда сознал глубоко вину свою и от всей души, от всего помышления, всею силою воли осудил себя, прося прощения у Господа, и даровал мне Многомилостивый прощение многих, великих и тяжких согрешений моих – оживил меня, мертвеца духовного, смердящего страстьми своими, даровал мне оправдание Свое, мир Свой, пространство, радование, дерзновение. Славлю Господа за таковое избавление, за таковую чудную перемену, соделанную во мне Десницею живоначальною.

Дивен во мне Господь. Но даруй мне, Господи, поведати всю славу дел Твоих во мне, грешном, ради назидания и спасения людей Твоих.

Кем ты мыслишь, чувствуешь, желаешь, говоришь, дышишь, питаешься, мирствуешь, радуешься, благоуспеваешь, крепишься, здравствуешь, избавляешься от бед, скорбей и напастей, спасаешься от грехов твоих и уготованного за них мучения здесь и в будущей жизни? – Господом Богом. Его и знай, в Него веруй твердо, на Него уповай, Его люби всем сердцем, а не тварей, которые сотворены для твоей пользы временной. Старайся согласовать всегда свои мысли, желания, намерения, волю свою с мыслями, желаниями, намерениями, волею твоего Создателя и Спасителя, ибо ты по образу Его, твой ум – луч, рождение Его ума, должен быть согласен с Его умом бесконечным, премудрым, чистейшим; твои желание и твои намерения должны быть согласны с Его святейшими намерениями и желаниями, твоя воля с Его святою, премудрою, совершенною волею – да будет воля Твоя. В противном случае ты заблудишься и погибнешь навеки. Не безумствуй же и не своевольничай, не похотствуй на свою погибель, ибо многие погибли, живя необузданно.

12 февраля

Благодарю Господа, милостиво явившего мне во время утрени спасение Свое за веру и покаяние мое в злой мнительности касательно настоятеля нашего Павла Трачевского. О, как ядовито, смертоносно было угрызение змия бездны, сатаны! А вчерашнее позднее ядение блинов у Ф. Васильевича Васильева дало Велиару повод к такому уязвлению, ибо я пресытился, хотя и мало кушал.

Около четырех часов вечера. Страшная тягота была со мною сегодня всю обедню, от которой я непрестанно ежился и с трудом служил. Даже по причащении не сразу прошла эта адская теснота, поводом к которой было мое пресыщение с вечера. Но когда я употребил с верою и покаянием Святые Тайны после панихиды, мне стало тотчас легко, легко, и я возрадовался и возблагодарил Господа. И доселе мне легко. У Бубновых служил молебен спокойно, с усердием, торжествующим духом. Слава Богу, все скорби и тесноты во благо мне обращающему!

13 февраля

Прости мне, Господи, что я говорил сегодня после утрени с нищими тоном раздражительным, тоном обиды и маловерия, любостяжания и скупости, тоном неблагодарного. Да, слова мои были, увы мне! – слова неверия, корыстолюбия, скупости, гнева, неблагодарности пред Богом, столько ущедрившему и щедрящему меня непрестанно. Помилуй, Господи! Исправи, Господи! Не остави, Господи! Господь даровал мне мир и исцеление!

Благодарю Господа за всесильную и скорую Его помощь мне при служении утрени и за легкость духа в служении, мир, радость, торжество вместе со святыми. О, какие чудные дела Божии и добродетели святых удостоил меня Господь прославлять всякий день! Какое покаяние приносить их устами! О, сколь сладостно быть в церкви и прославлять Бога, Божию Матерь, святых Ангелов и святых угодников Господних! Не на земле, а на небе себя чувствуешь!

* * *

Вечер. В начале обедни послал мне Господь по молитве моей спасение, мир и пространство после смятения и тесноты; на великом входе громко выговорил все имена царственных особ, но после освящения Даров, когда стал поминать Святейший Синод и митрополита, не выговорил по коварству демонов титула митрополичьего, и уязвил меня супостат; при причащении ажитация102 душевная из-за дьячка, его неумения петь протяжно причастен, за торопливость его, но в Крови Пречистой омылась душа моя.

По окончании литургии сильное, острое, тяжелое искушение вследствие неповоротливости дьякона Арсения, замедлившего начинать молебен, когда мне надо было крайне скоро, ибо спешил в гимназию к одиннадцати часам. Долго я ежился, переминался, корчился от мучения врагов, уязвивших меня злобою на диакона. Терпел на себе всё: диакону ничего не сказал и едва-едва только верою во всеочистительную и всепримирительную силу Крови Господней избавился от мучения и от озлобления и вкусил мир. Вечерню служил непреткновенно, ревностно, восторженно. После вечерни было сильное уязвление от невидимых змий, но от этих всех избавил Господь.

Что такое тела наши? Пена исчезающая, пузыри, на воде появляющиеся и сейчас исчезающие.

О всех и за вся, то есть о всех людях: святых на небесах, живущих и умерших. После Помяни, Господи, Святейший Синод – и всех и вся, то есть всех живущих, мужчин и женщин. Твоя от Твоих – Твоя, это Дары (О предложенных и освященных честных Дарех...), от Твоих, то есть от Твоих рабов (или чад, хотя и недостойных), Тебе – Богу Отцу приносяще.

Ты славишь, благодаришь, молишь Господа, и слышит Он; ты славишь, благодаришь и молишь Владычицу Богородицу, ты всегда пред лицем Ее, и Она слышит и видит то; ты прославляешь, благодаришь, призываешь святых, и они по благодати Христовой всегда слышат и видят тебя. Это помни всегда и твори свои молитвы, хвалы и благодарения чистым сердцем, горящим духом, бодренно, твердо, с дерзновением.

14 февраля

Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и силу Свою во время утрени в избавлении от демонских козней и особенно во время литургии в дивном явлении на мне благости и силы Своей, особенно после причащения Святых Таин и преимущественно после окончательного употребления Святых Таин по окончании всех служб. О, как жалили меня змеи невидимые, как влекли на грех, на смерть, но от всех их козней избавил меня Господь! Какое теперь во мне обновление, какой мир, какое пространство сердечное, какая легкость, какая жизнь! Я теперь как на небе, а не как на земле. Слава чудесам Святых Таин! Слава чудесам литургии Божественной!

* * *

Вечер. Благодарю Господа, удивившего на мне милость и помощь Свою пред вечерней панихидой и во время оной по рабе Божием Алексии (отставной капитан, тесть Мистрова), пред крестинами и во время крестин в доме по Нарвской улице у маляра и живописца и в доме Голубева у кожевника Захарии Ивановича Сидорова. Я совершил все службы непреткновенно, искренно, торжествующим, радостным духом, победил благодатию Христовою все козни вражии.

15 февраля

Пятница. Утро. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от злодейств врага бесплотного во время краткой сугубой ектении на утрени, особенно после ней и во время шестопсалмия, на котором читал я тайные утренние молитвы с умилением. Великую ектению вследствие умиления говорил свободно, с дерзновением и силою духа. Канон читал с восхищением духовным и всю утреню совершил благодатно.

Царю Небесный, Утешителю... Иже везде сый...103 чувствуешь ли ты, когда читаешь эти слова, вездеприсутствие Духа Святого и особенно в тебе самом? Живо ли ты представляешь, сколько можно, Сего живоначального и собезначального Отцу и Сыну Духа Всеблагого? Святишь ли в себе имя Его?

Благодать Божия – богатство мое всяческое, моя жизнь, мое дыхание, мое избавление, примирение Богу, исцеление, очищение, освящение, просвещение, моя сила, моя слава, моя лепота, мое нетление. А земные блага, или пристрастие к ним, – скорбь моя, теснота, омрачение, бессилие духа, срамота, смерть.

Стоя в храме, будь весь как на небе, с Богом, ибо в храме всё небесно: тут прославляется имя Небесного Бога Отца и Сына и Святого Духа; он – дом молитвы, дом, в коем совершаются пренебесные Тайны, где всякий глаголет славу; тут прославляются и призываются в ходатаи о нас Пресвятая Богородица, все Силы Небесные, все святые, эти земные ангелы, небесные человеки, тут прославляются небесные добродетели святых, тут общая молитва не о чем другом, житейском, а о спасении душ, о прощении грехов и преуспеянии в добродетели, о даровании блаженного бессмертия душам нашим, молитва за всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем.

Благодарю Господа, избавившего меня сегодня утром от великих скорбей, жал змииных, теснот, давлений, смертей по молитве моей усердной. Благодарю Избавителя моего от злоб Велиара.

Вечер. Благодарю Господа за благодатную Его помощь мне при служении литургии и за многократное избавление от лютых демонских козней; благодарю Господа за причащение Святых Его Таин и оживотворение ими; благодарю Господа за избавление от великой тесноты, постигшей меня за панихидой. Я избавился по употреблении Святых Даров.

Благодарю Господа за помощь при служении вечерни, за избавление от тесноты по молитве моей во время езды за город на панихиду и на самой панихиде; потом при обратной поездке с панихиды я спасен благодатию от новой тесноты; благодарю Господа за непреткновенное венчание брака Павла и Акилины в Успенской церкви, о чем я молил Господа. Искушения были сильны, и от всех избавил меня Господь по молитве моей.

Что значит диалогическая форма нашего богослужения? Означает единое сердце и едины уста иерархии и клира, пастырей и пасомых, взаимную, крепкую любовь и взаимопомощь. Так ли ныне это? Каким духом общей, широкой, святой любви проникнуто наше богослужение! Как мало понимают это православные христиане! Как они мало сочувствуют богослужению, особенно интеллигентские классы! Как немногие живут духом церковным! Ввести, поднять этот дух в православных христианах; самим священнослужителям достойнее надо служить, горними умами и сердцами, горящими душами.

Помилуй мя, Господи, яко оскорбих благодать Твою воззрением блудным на жену ближнего и впал в мятеж страстный, и вот Ты скоро помиловал меня, кающегося, и избавил меня от яда смертоносного и от жала сладострастия. Да не впадаю никогда в сию прелесть, но да отвращаю всегда очи от суеты. Какая сладость паче Твоей сладости, Господи? Твоя сладость – сладость нетленная, непорочная, жизненная, мирная и безмятежная, вечная. Какая красота паче Твоея красоты? Твоя красота первообразная, первоисточная, нетленная, бесконечная, святая. К ней да возвожу всегда сердечные мои очи, ею да услаждаюсь, ею да восхищаюсь и пленяюсь присно, и в красоте тварей да созерцаю красоту Творца их, и да взираю на нее чисто, как на дело рук пречистых, свято, неблазненно, просто, и да памятую их тленность, и да не прельщаюсь ими, и да не прилепляюсь к ним сердцем.

16 февраля

Благодарю Господа за помощь благодатную мне во время утрени и на панихиде у Савелия Исакова в доме Андреева.

Диавол всякую минуту усиливается насеять в моем сердце семя свое, икру свою мерзкую. Прочь о имени Господни, супостат вселукавый!

Во время выходов и отпустов богослужебных, также при чтении молитв, ектений, Евангелия лукавый супостат смущает меня напоминанием разных грехов, в коих я давно покаялся и кои загладил, и тем препинает и в немоту повергает меня, а также запинает скверными, лукавыми и хульными помыслами и чувствами. Презирать эти помыслы и не бояться их и бесов, внушающих оные, а полагаться на милость Божию, ибо един Бог без греха, да и было бы безумно прилагать грех ко греху, то есть к греху, когда-либо сделанному, прилагать грех уныния, боязни, упадка духа. Надо всегда бодриться и уповать, ибо Бог пришел грешников, а не праведников спасать.

Служа вчера в церкви после вечерни панихиду Александре Николаевне Александровой по муже ее Франце (лютеранине) ради веры жены его, я смутился и впал в изумление104 от жаления задымить камилавку большим кадильным фимиамом и не мог говорить ектений – доколе не снял камилавку и не отдал сторожу отнести в алтарь. О, пристрастие житейское нелепое! О, мелочность душевная! О, низость!

Сегодня на молебне у Маркелова на горе крайне смутился при виде двух прекрасных девиц, гостей из Петербурга, и несколько раз от смущения путался и не выговаривал слов на ектениях и Евангелии. Потом уже чрез покаяние и умиление прогнал духа нечистоты и спокойно, усердно служил молебен.

Благодарю Господа, избавившего меня сейчас от адской тесноты за ярость на прислугу Анну и за отказ нищим троим в милостыне. Благодарю Господа, даровавшего мне одолеть пакости злых демонов на великом входе мудрованием духовным и силою благодати Христа Бога, также и при молитве за Святейший Синод и архипастыря: В первых помяни, Господи...

О, сколь велики и утешительны для нас слова Церкви в ектении об умерших и особенно возглас: Яко Ты ecu воскресение и живот и покой раба Твоего, – а я по коварству и насилию вражию часто, часто их скрадывал. Помилуй меня, Владыко, имени ради Твоего! Отпуст панихидный тоже нередко скрадывал по смущению дьявольскому. Исправи, Господи!

17 февраля

Благодарю Господа за избавление меня сегодня утром от бесчисленных бедствий душевных и, во-первых, от бури смущения, тесноты и омрачения, охватившей меня на пути в Успенскую церковь после того, как я увидел прошедшего мимо меня дьячка Дмитрия Каменоградского и без внимания и знака уважения, что подало повод заподозрить его в злобе на меня; но эту химеру, этот призрак дьявольский Ты, Господи, уничтожил вскоре, ибо человек этот, лишь я вошел в алтарь в смущении моем и приложился к престолу, обратился ко мне за благословением и этим успокоил, утешил меня, а то я было помышлял не допустить его к служению, если он не смирится, не оставит зла на меня и не подойдет к благословению. Не вдруг прошло смущение, только от усердной молитвы оно кончилось, и я молился с умилением и слезами; Евангелие прочитал громко, с душой. При чтении кафизм, когда я припадал к престолу Божию с покаянием и мольбою о избавлении и помощи, Господь сотворил со мною чудо избавления от скорби, страха, тесноты и смерти, прогнав от меня мучившего меня Велиара и даровав мне спокойствие, чем меня несказанно обрадовал. Потом Господь помог мне при чтении молитвы Христе, Свете истинный, особенно после великого входа на литургии и после коварства диавольского надо мною. Причастился животворно. Сказал проповедь.

Доколе я буду томить души и тела нищих, не удовлетворяя долго их насущных потребностей? Доколе ворчливость, укоризны, порицания? Я возмущаюсь и негодую на то, что их очень много, но Господь всесилен и неистощим в Своей благости, в Своих щедротах, Он может дать им или мне для них всё нужное и с избытком, как и подает всегда: чего же я безумствую, жадничаю, предаюсь сребролюбию, отпадаю от любви, от Христа, от жизни и пореваюсь сам в муку и смерть? Зачем я оскорбляю Христа моего в лице нищих? Он, Он Сам принимает в лице нищих подаяние наше. О, с каким усердием, как охотно, поспешно я должен подавать нуждающимся потребное! Но прости мне и еще, Владыко Господи, грехи сластолюбия и сребролюбия моего и даруй мне благодать нестяжания и воздержания, распинания плоти с ее страстями и похотями. Доселе во мне нет христианства, доселе я весь земной, а не небесный, а христианин должен быть умом и сердцем на небе, хотя телом живет на земле; ничто земное его не прельщает: ни красота, ни сладость, ни богатство, ни великолепие, ни слава и величие, ни радость, ни все земные утехи; у него иная красота и сладость, небесная, нетленная, – Христос, иное богатство, великолепие, величие – Христос, иные радости и утехи – во Христе, всё для него – Христос, мир сей с его грехами и страстями как бы не существует. Он распялся миру и мир ему.

При крестинах у Ф.И. Силина и в доме Бритнева [Даниила] у Вилеб. приказчика мне было тяжело из-за шелкового платка, которым прельстилось сердце мое чрез зрение, как прельщается красивым лицом девицы или женщины. Но особенно тяжело мне было при венчании брака Павла Степанова и Елисаветы Коровниковой также из-за платка, пристрастием к коему было убито сердце мое. Чего, кажется, более прямее, сильнее доказательства, что нелепо привязываться к земным вещам, убивающим душу бессмертную, созданную по образу Божию, и вооружающим ее против Бога и ближнего, извращающим природу души нашей и овеществляющим ее, вместо того чтобы одуховлять и соединять с Богом! О, сколь жесток, беден, глуп, несмыслен, мертв человек, прилепившийся к земному! Но как высок, блажен, мирен попирающий всё земное и стремящийся к горнему! Он оставил тление и получил нетление, оставил землю и получил небо, оставил тварь и получил в удел свой Самого Творца! Три страсти извращают ежедневно в нас всё христианство: злоба, любостяжание земное и чревоугодие с их подразделениями. Надо оставить непременно эти страсти и возлюбить Бога всем сердцем и ближнего, как себя.

19 февраля

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать непреткновенно совершить панихиды по рабе Божием Савелии (Исакове) в доме Андреева с чувством глубокого умиления, а также и отпевание в соборе. Сначала при отпевании я был немощен, уныл духом вопреки желанию и старанию ему, а потом благодатию Божиею и собственным усилием и водерзновением себя взял силу над томившими меня демонами и бодро совершил отпевание, хотя, впрочем, демоны усиливались погрузить меня, смутить, повергнуть в отчаяние, убить душу мою, а при чтении Евангелия своим насилием даже вырвали у меня из сердца, ума и уст слова Спасителя: Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть [Ин.5:30], а на отпусте слова: в недрах Авраама упокоит... Но Господи, Господи, меня, благодарящего Тебя непрестанно за милости Твои, поминай всегда во Царствии Твоем и от злодейства бесплотных врагов избавляй меня, ибо люте борют и смущают меня на всяк час, ища поглотить мя. Владычице Богородице! Ты попрала всю силу вражию, ибо Тебе дана власть, Единой Чистой и благословенной, наступать во веки на змию и на скорпию и на всю силу вражию [Лк.10:19]. Ты убо разруши во мне всегда милостию Твоею все козни невидимых врагов моих, нещадно на меня нападающих.

* * *

Благодарю Господа, сейчас (восемь и три четверти часа утра) избавившего по усиленной молитве моей от тяжкой тоски и щемления сердца, коими мучили меня злые демоны, подстрекая меня к огорчению на немецкого пастора Боссе, вытеснившего меня из Комитета для раздачи бедным одежды за то, что я высказал ему в резких словах правду касательно неправды и лицеприятия его при раздаче потребностей немцам и русским. Вот Господь отогнал от меня злых демонов и даровал мир, свободу, тишину, жизнь и силу. Но, Господи, даруй мне слышать доброе известие об этом Комитете, и да не обижаются в нем от немцев члены Церкви Твоей; возмести место мое в нем добрым деятельным членом от Православной Церкви, да направляет он на правый путь дело милосердия, в коем участвует государь наш с супругою своею и чадами.

Братия! Будем иметь всегда в виду величайшее дело – именно дело искупления нашего Спасителем нашим Богом, и будем все по силам своим соответствовать этому божественному делу крайнею, постоянною заботою о спасении своем и ближних. Многие из христиан погрузились в дремоту и сон чрез разные удовольствия и пристрастия житейские [Мф.25:5], как и в Евангелии сказано: И начали все, как бы сговорившись, извиняться [Лк.14:18]; к числу этих дремлющих принадлежим и мы с вами. Итак, встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [Еф.5:14].

Благодарю Господа, славно-державно, всесильно избавившего меня сегодня пред самой обедней и во время обедни и после ней многократно избавлявшего меня от диавольской, связавшей и умертвившей меня злобы (на отца Павла настоятеля), хотя я и не желал ее и боролся с нею неусыпно, и оживившего меня наконец причащением Святых Таин. Дивно я обновился! Слава Господу!

Прочь от меня всенелепый грех и ненасыщаемый губитель рода человеческого! О, сколь ты безумен, безобразен, мрачен, пагубен не только тогда, когда в дело превращен, но и когда на одно мгновение бываешь в мысли и на сердце! Прочь велиарово злое семя и отродье! Ты извращаешь мою природу, чудную, богозданную, богообразнуто, бессмертную, и низлагаешь ее в погибель, безобразишь, омрачаешь, оскверняешь ее!

О, сколь нелеп и бессмыслен грех, например злоба или антипатия, она устремляется не только на неприятелей, но и на приятелей и искреннейших доброжелателей наших. И даже на невинных и незлобивых младенцев, не могущих нам причинить никакого зла, на младенцев, которые по своей невинности и беспомощности заслуживают всякого сочувствия и любви!

20 февраля

Господи! Благодарю Тебя за два дивные, скорые, державные спасения Твои о имени Твоем в маленьком флигеле дома Онуфрия Лукина при даче молитвы родильнице, жене дворника, и в квартире Гречухиных при сидении за столом. Все козни и ловления и сети вражии разрушаются о имени Твоем, все мечтания и мятежи его. Но вот и еще спас Ты меня от крайнего, мучительного смущения по прочтении повестки от благочинного о присутствовании мне в Мировом съезде, что я представлен был незаконным, вообразив, что я очередной по собору, но после опомнился, что не очередной и раскаялся в своей нерассудительности.

Благодарю Господа за помощь и непреткновенное служение мое панихиды в доме Стребулаевой. Благодарю Господа за дар умиления и слез при соборном служении литургии в соборе, когда отпевали старушку Григорьеву.

Всё, что есть после Господа Бога благого, святого, праведного, прекрасного, пречистого, прекрасного, прелюбезного, пресладкого, величайшего, чудного, мощного, премудрого, совершенного, – всё это обретается в высочайшей степени в Тебе, Мати Бога Вышняго. 21 февраля.

21 февраля

Благодарю Господа за дивное спасение моего недостоинства на пути из гимназии в девятом часу утра на панихиду в дом Стребулаевой и за непреткновенное, искреннее совершение панихиды. Благодарю Господа за избавление и спасение в Мировом съезде во втором часу в начале.

Вечер. Благодарю Господа за преславное, державное, скорое спасение меня грешного при шествии вечером от дому Шляковой к Бурачку в дом Я.К. Мурашова и в самой квартире Бурачка; за прощение и разрешение грехов моих, за оставление их, за чудные, животворные струи благодати Духа Святого, ощутительно, сладостно во мне журчавшие; за мир божественный, свободу, правду божественную, дарованные мне благодатию Христовою ради единой веры моей и покаяния моего; благодарю Господа за победу над невидимыми врагами, люто, нагло меня боровшими, обдававшими меня своими мерзостями, которые я непрестанно отревал призыванием имени Иисуса Христа.

22 февраля

Воистину дивно промышление Твое о нищих, богатый в милости Господи Боже мой! – разменял я сегодня для раздачи бедным пять рублей, и вот после утрени сегодня Господь послал мне пять же рублей в пользу бедных. Благодарим Тебя, Владыко преблагий и всеблагопромыслительный!

Анну, рабу Божию, помяни, Господи, во Царствии Твоем по вере и за милостыни рабы Твоея Евдокии (матери Параскевы и Вассы Михайловских).

23 февраля

Благодарю от всего сердца моего Господа Бога моего в Трех Ипостасях за служение соборне литургии в соборе и за причащение Божественных Таин, уврачевавших мой телесный недуг и немощь в левом боку и душу мою от различных грехов и немощей. (Обедня заупокойная по Елисавете Григорьевой, 84-летней старушке.)

Вечер. После всенощной в новой Владимирской Божией Матери церкви. Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, за преславное, всесильное, предивное спасение Твое, содеянное во мне в самом начале всенощного бдения, совершавшегося отцом Василием Салтыковым. Я был в крайне мучительной тесноте душевной и в великой беде внутренней от врагов бесплотных, уловивших меня на неосторожном, подозрительном слове, которое я сказал Павлу Александровичу Александрову, моему знакомому из военных, именно: видишь, какой стал ты гордый!.. Хотя он вовсе не гордый человек! Верою и покаянием с совершенным осуждением, молитвою усиленной внутренней ко Господу и непрестанным усиленным к Нему взиранием сердечным я избавился от адской тесноты и получил мир и простор сердечный с веселием в душе о спасении Божием, и всю всенощную был мирен. Но и ранее этого, когда я в три часа пополудни пришел из гимназии домой, Господь избавил меня по молитве моей, соединенной с сердечным покаянием, также от величайшей греховной тесноты, постигшей меня за жестокосердие и скупость, малоподатливость нищим; Господь избавил меня от смерти сердечной и даровал мне жизнь, мир, пространство, радость. Посему милость и суд105 воспою Тебе, Господи [Пс.100:1], во все дни живота моего. Аминь. Одиннадцать часов вечера.

24 февраля

День освящения нового храма в честь Владимирской Божией Матери. Благодарю Господа за тучу слез умиления при чтении канонов Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафиста Господу Иисусу Христу. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове Божий106.

25 февраля

Понедельник. Господи! Ты совершил во мне сейчас чудо спасения милостию Твоею неизреченною, даровав мне избавление от тесноты и огня адского, постигших меня за укоризну нищих в пьянстве и за ярость мою на них. Ты даровал мне мир, свободу, дерзновение, здравие души и тела.

Благодарю Господа за чистый и ясный, сильный голос при чтении и пении канона в нынешний день. Господи! Велия Твоя милость на мне: слава Тебе!

Вчера служил соборне во Владимирской церкви при освящении ее, и во время литургии Господь даровал мне благодать умиления, а по причащении – умирение и обновление души. Был в страхе потерять дар мира и свободы от наступавшего пристрастия к новым богатым сосудам и от приступа зависти при мысли и пожелании, что нам бы такие сосуды в собор. Но мудрованием духовным победил это искушение, сказав себе, что всё на земле – тлен и прах: и злато, и сребро, и камни драгоценные, и тела наши, и драгоценные одежды наши, и великолепные жилища наши, и всякие брашна и напитки, и всякая красота земная, что единая душа наша на земле и за пределами ее бессмертна, она должна быть сосудом, чистейшим злата, для Господа Бога нашего, она должна быть украшена добродетелью. После обедни был на обеде в помещении Артиллерийского клуба и сделал ошибку – пил вино более надлежащего (потому-де, что вино хорошее, дорогое).

Сегодня служил в Думской церкви обедню; пред литургией Господь по молитве моей совершил во мне великую милость, даровав мне избавление от тесноты вражией и мир душевный. Во время самого призывания Святого Духа на предлежащие Дары я увлекся недоброжелательством к настоятелю отцу Павлу по причине его необщительности с братиею и презрительности (между прочим, в том проявляющейся, что свечей не хочет давать сам братии на панихидах). Но эта недоброжелательность была для моей души смертным ударом, и я сейчас раскаялся в этом неприязненном чувстве. Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением Святых Таин Своих. О, какое сладостное, обновляющее, умиротворяющее оживотворение!

Благодарю Господа, оживотворившего меня во время всенощной, когда я было умер вмиг грехом нового недоброжелательства к настоятелю, продолжающему чуждаться нас грешных и не бывшему на панихиде у Ушакова Бог знает почему. Думаю, что он имеет на меня тайное зло. Господь да уврачует нас, и да умиротворит нас, и да соединит духом любви братской. Всенощную настоятель совершил в один час и десять минут.

С каким духом должен священник служить литургию? С духом мира, любви и самого искреннего ко всем доброжелательства, с сердцем, преисполненным любви к Богу и человечеству, с сердцем широким, вмещающим в себе всех людей, все чины, сословия, звания, состояния, всякий возраст и пол, подобно Христу, любящему всех. Священник должен любить всех любовию Христовою, чистою, святою, бескорыстною, неотпадающею. Сердце он должен иметь чуждое пристрастий житейских: один Бог должен наполнять его сердце, Его огнь должен гореть в нем: духом горяще, Господеви работающе [Рим.12:11].

Что значит любить Бога всем сердцем? – Значит творить во всем волю Его святую, отсекая свою волю грешную. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое [Ин.14:23].

Помни бездну своих грехов, немощей и никого не осуждай, не презирай, не возненавидь из согрешающих каким бы то ни было образом, а за всех согрешающих, ненавидящих тебя или что-либо бесчинно творящих молись, молись горячо, как о находящихся в беде, и преуспевай в любви, кротости, незлобии, воздержании, послушании, чистоте и целомудрии, терпении.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать по усердному прошению моему искренно помолиться за упокой раба Божия Феодора Ушакова. Всегда и везде Царство Божие нудится, и только усильные искатели восхищают его [Мф.11:12]. Если не понуждать себя на всех службах церковных в храме и по домам, то враг, или грех, возьмет тебя в плен и ты только по форме будешь молиться, только устами, а сердце не будет участвовать в молитве, увлеченное своими страстями и пристрастиями, или сластями житейскими: любостяжанием, злобою, честолюбием и прочими страстями. С болезнию сердца всегда молись Богу, да дарует тебе благодать всегда и о всех искренно молиться. Враг и грех, в нас живущий, не дремлет и не спит и свое адское дело в сердцах усердно работает, плоды свои адские укореняет, расширяет, утверждает в сердцах и мыслях человеков, спящих нравственно; как только станем работать Богу, и окажется, что мы давно в плену у врага, как муха у паука в сети, и запутаны, заплетены кругом его сетями, – барахтайся, а сам себе не поможешь, только Господь избавит по горячей молитве покаяния со слезами. Вот к чему приводят наша леность, нерадение о спасении и добродетели, о молитве, воздержании, чистоте, нестяжании, милосердии и прочих добродетелях. Вот к чему приводит наша любовь и пристрастие к миру и его растленным обычаям, к плоти многострастной! Спасайтесь, спасайтесь, души грешные, время идет быстро, могила недалеко, – пока есть время, будем содевать свое спасение, свое исправление, свое усовершенствование. Придет нощь смертная, и тогда кончится возможность делания. Приидет нощь, говорит Господь, егда никтоже может делати [Ин.9:4].

Возлюби святыню, не ласкосердствуй многострастной плоти, которой конец – истление, гной, смрад, черви, прах; презирай плоть, прилежи же о души, вещи безсмертней107.

Крайне вредны богатые, с вином обеды, потому что невольно на них и выпьешь и съешь больше надлежащего, увлекаясь приятностью стола и общим примером, иногда под звук музыки; тело вопиет после о неправде нашей, невоздержании нашем, и душа, лишась благодати Божией, тоже мучится из-за прихотей своей госпожи (а не рабы) плоти. Чревоугодие извращает нравственный порядок: плоть из рабы делается госпожой, а душа бессмертная, госпожа плоти по естеству и по установлению Божественному, делается рабою плоти тленной. О, жалость! О, безумие! О, растление! О, погибель душ бессмертных!

Прочь зложелательство и злорадство к людям, к коим я имею антипатию и неприязнь по растлению грешного сердца моего, ибо это дьявольское дыхание и отлучает меня от Христа моего, от правды и святыни Его, от любви и от жизни Его, расторгает златую цепь любви и честное сочленение удов Христовых, повергает мою душу в тесноту, скорбь, стыд, бессилие сердечное и умственное, в мрак, смерть. Прочь злая подозрительность, видящая в ближнем, во всех его движениях, словах, поступках злые намерения против меня, презрение, злобу, лукавство, – это во мне зло, делаемое и возбуждаемое врагом моего спасения, а не в ближнем подозреваемом. Да вижу в брате брата, образ Божий, члена Христова, соискупленника своего, сочлена, свою плоть и кровь, свою общую немощь, ибо все мы немощствуем грехом и тлением и рабствуем греху и тлению; да оплакиваю общую беду и немощь и тем да привлекаю к себе всегда помощь Божию, помощь Божией Матери, Ангелов небесных и святых угодников Божиих, да не высокоумствую тайно, да не буду делателищем диавола и да не паду страшно. Да плачу о всех усопших плачем искренним, родственным, плачем Христа Спасителя над гробом Лазаря [Ин.11:35] или плачем Его при виде Иерусалима, в который Он шел страдать [Лк.19:41–44]. Да жалею искренно всех, и живых и умерших, живых телом, но часто мертвых духом, знатных и простых, богатых и бедных, людей всякого звания и состояния, и больше согрешающих и погибающих от прелести богатства, знатности, силы, блеска, роскоши или прелести женской, – более жалей, как Христос жалел преступный Иерусалим [Мф.23:37].

Благодарю Тебя, Господи, яко Ты просветил сердечные очи мои и научил меня взирать на злато и сребро так, как оно есть, – как на брение путей, попираемое проходящими и едущими. О, взор священника на земные вещи совсем должен быть иной, чем взор мирских людей, работающих миру; его взор должен быть светлый, божественный, святой, горний! У священника должно быть одно сокровище – Христос, Который заменяет для него всякое сокровище, или, лучше, у священника нет сокровища, кроме Христа.

27 февраля

Утро. Десять часов. Благодарю Господа, принявшего искреннее мое покаяние (в доме Синебрюхова, где Гречухины живут) в жестокосердии и скупости к нищим, в гневе и неприязненном чувстве моем к ним, в сластолюбии и чревоугодии моем и даровавшего мне мир, дерзновение, пространство и свободу при служении панихиды над усопшей Евдокией и потом. Везде Господь слышит и милует меня. Слава Его милосердию, благости, долготерпению, скоропослушеству! Везде я пред лицем Твоим, Триипостасный Владыко! О, препрославленное имя, прелюбезное имя, всеживотворящее, всеспасительное, пресладкое, всесильное имя! О первообраз мой, первоначало, первожизнь, первосвет, первосила, перволепота, первомир, первосладость моя, первоспасение, первоизбавление, первоискупление мое! Чем я еще наименую Тебя, сокровище мое предрагое, первосокровище мое, перводар мой, излиянный и изливаемый на меня и на все творения Твои, паче же умные и словесные, все дарования, имже несть числа. Буди Сам для меня вечным достоянием, а я – Твоим, и очисти мя от всякие тли греха! Аминь.

28 февраля

Утро. Благодарю Господа за троекратное, всемилостивое избавление меня от тесноты и скорби, постигших меня за скупость и жестокосердие относительно нищих и за движение гнева на них за неотступное и частое прошение милостыни; во время утрени дважды избавил меня Господь и после утрени, когда я гулял и молился, каялся пред Господом. Благодарю Оживовторителя и Спасителя моего Господа Иисуса Христа.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня сегодня пред самой литургией и особенно во время литургии от самых острых, огненных, адских, тяжких искушений за покаяние мое глубокое; благодарю Господа, даровавшего мне силу противиться бесовской злобе против настоятеля отца Павла Трачевского, в котором все действия, движения, слова, манеры казались мне заслуживающими отвращения, ибо он не молился, а только отдавал приказания дьячкам и сторожам да отчасти и диаконам, что следовало бы делать раньше (думалось мне). Верю, что это всё был мираж бесовский, судя по жгучести, остроте, насилию этих мыслей. О, как мне надо было мужаться и крепиться! Я чувствовал, что во мне были ужасные диавольские огненные жала злобы, сильно меня язвившие, до смерти сильно! Но когда я крепко молился, противился злобе и старался иметь в сердце смирение и любовь, Господь избавил меня. Слава Богу! Во время обеда и в свободное время не бывает этих приливов злобы, а во время обедни – ужасное насилие злобы!

Крайне упорен, настойчив, нагл грех; не должно отнюдь поддаваться унынию, и нам надо упорно, неослабно подвизаться против него, непрестанно, до конца.

Не ревнуй грешникам, их покою беструдному, праздному, их удовольствиям, коим они предаются, ибо грех сам по себе приводит, и их конечно приведет, если не обратятся и не исправятся, к ужасным последствиям, к гибельному концу. Жалей грешных вместе с собою, грешником, молись искренно за всех и не имей зла на них.

29 февраля

Благодарю Тебя, Господи, за чудо милосердия и спасения, совершенное во мне милостию твоею неизреченною в доме Гигенторна и особенно в доме Русанова в квартире генерала Бойля пред служением и во время служения молебна, когда Ты избавил меня от тесноты и скорби и упадка духа, удручивших меня за гнев мой на нищих, гнавшихся за мною и просивших неотступно милостыню. Я в покаянии глубоком припал ко Господу, и Он помиловал меня, не посрамил надежды моей на Него, даровав мне жизнь вместо смерти, мир вместо смятения душевного, простор вместо тесноты. Я жив милостию Божиею, хотя был мертв.

Вечер. Господи! Благодарю Тебя за преславное, величайшее спасение Твое моего недостоинства во время малого повечерия, когда я в величайшей тесноте от грехов моих (жестокосердия к нищим) в покаянии нелицемерном, всесердечном припадал к престолу суда и милости Твоея в храме и под конец повечерия Твоею милостию избавился от душевной беды и скорби и вкусил мир, свободу, дерзновение. Потом я получил вновь величайшую милость Господа в доме Голубева, в квартире Прокопия Олейникова, во время молебна для Евдокии и Иоанна супругов по случаю дня Ангела Евдокии; я опять избавился милостию Господа и верою моею с покаянием от тесноты и скорби, удручавших меня за жестокосердие и неприязнь к гнавшимся за мною нищим. Благодарю Господа. Потом в доме Григория Мачигина и затем в квартире Якова [К...] Маркова я получил великую милость по молитве покаяния. Сколько милостей! Бездна, воистину бездна! Сколько грехов моих! Бездна, воистину бездна! О, плачь, душа моя, день и ночь о согрешениях своих! О маловерии, нечувствии своем, неблагодарности, злонравии, сластолюбии, чревоугодии, сребролюбии, лености, нерадении, злопамятстве, зложелании, злорадовании, малодушии, унынии, боязни бесовской, лицеприятии, лицезрении, человеконенавидении, жестокосердии, скупости и прочих бесчисленных страстях.

* * *

100

Взрыв в Зимнем дворце прогремел в 18 часов 22 минуты 5 февраля 1880 года. Это был террористический акт, направленный против Российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Террорист Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до тридцати килограммов динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура. Непосредственно над его комнатой располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Взрыв застал императора, встречавшего принца, в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой. Взрыв динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами. Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал Эрмитажа № 26). Двойные кирпичные своды между первым и вторым этажами дворца выдержали удар взрывной волны. В бельэтаже никто не пострадал, но взрывом приподняло полы, выбило множество оконных стёкол, погас свет. В столовой, или Жёлтой комнате Третьей запасной половины Зимнего дворца (современный зал Эрмитажа № 160, убранство не сохранилось), треснула стена, на накрытый стол упала люстра, всё засыпала извёстка и штукатурка. В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны. Погибшие были похоронены в братской могиле на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Именным указом императора все находившиеся в этом карауле солдаты были представлены к наградам, денежным выплатам и прочим поощрениям. Этим же указом Александр II повелел зачислить на вечный пансион семьи убитых гвардейцев. 7 февраля, несмотря на сильный мороз и опасность нового покушения, государь поехал на Смоленское кладбище на похороны.

101

Кадр (воен.) – постоянный состав войсковых частей, пополняемый в военное время призывом из запаса.

102

Ажитация (фр.) – волнение, беспокойство, тревога, возбуждение.

103

Молитва ко Святому Духу «Царю Небесный».

104

Изумление (церк.-слав.) – безумие (от «изумевати» – лишаться ума).

105

Суд (церк.-слав.) – закон, правосудие.

106

Молитва святого Симеона Нового Богослова «От скверных устен...» из Последования молитв ко Святому Причащению.

107

Тропарь преподобным общий, глас 8-й.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle