Май 1880 г.
1 мая
Благодарю Господа, сейчас (восемь часов утра) избавившего меня от тесноты и скорби, постигших меня за движение гнева и раздражения на женщину Феоктисту, стоявшую у ворот в ожидании меня и часто за мною ходившею по улице и в квартиру мою, и за огорчение на вновь приходящих нищих и неохотное, с досадою и неудовольствием подаяние милостыни им. Когда я сердечно, со слезами раскаялся пред Господом дома, в моей моленной, Господь тотчас излил на меня великую и богатую Свою милость, даровав мне мир, дерзновение, свободу, пространство.
Одиннадцать часов дня. После обедни, служенной Трачевским. Сейчас впал я в тяжкий грех: при народе оттаскал за волосы нищего у дома Никитина, где типография газеты, за то, что часто просит и припрашивает денег, а того, на что ему даю, не покупает, говоря, что в лучшей одежде и обуви он не хочет ходить, чтобы не перестали ему подавать милостыню. Я сильно разгневался на него и вышел из себя, дав ему еще двадцать копеек к десяти ранее данным. Согрешил я тяжко гневом, самолюбием, жестокосердием, суровостью, гордостью, сребролюбием, сластолюбием, тщеславием, неисправленном, нерадением о добродетели (кротости, незлобии, терпении, воздержании, милосердии, щедрости, трудолюбии, целомудрии, любви, доброжелательности, нелицеприятии, сострадании, уважении), скупостью, леностию; я огорчил человеколюбнейшую утробу Господа, оскорбил, удручил Самого Господа в лице нищего, презрел Самого Господа, опечалил Духа Святого Утешителя, согрешил пред Богом, пред Владычицею Богородицею, пред всеми святыми Ангелами, пред ликами праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников и мучениц, преподобных и праведных и всех святых, пред всеми людьми – ибо я оскорбил член Христов, розгу Христову, ибо Христос – лоза, а верующие в Него – ветви [Ин.15:5]; а всё из-за чрева, из-за денег, из-за любви к многострастной плоти, к миру, лежащему во зле. Прости, Человеколюбие, великое мое согрешение, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Твое, и исцели язвы мои сердечные, умиротвори смятенную грехами душу мою, даждь мне в тесноте пространство; прекрати соблазн, сделанный мною людям, видевшим, как я терзал за волосы нищего. Даруй мне тихость и кротость Твою, незлобие Твое, мерность Твою, терпение и долготерпение Твое и любовь к Богу и ближнему искреннюю, нелицемерную. Примири мне нищего сего, да не возопиет к Тебе на меня, да накажеши мя, – и меня примири ему совершенно. Ибо он невинен при нужде своей и скудости своей, и, если виновен, прощаю ему от всей души, ибо Ты мне без числа простил и прощаешь беззакония мои. Буди! Аминь, аминь, аминь.
Почти двадцать пять лет я священствую. Но какой я священник, что не научился доселе побеждать страсти: самолюбие, гнев, сластолюбие, чревоугодие, сребролюбие, славолюбие, вещелюбие, лицеприятие, плотоугодие? Когда не научился презирать плоть и всё, чем плоть услаждается, угождается, лелеется? Когда я не научился любви к Богу и ближнему, зреть горе и презирать дольнее? Какой я священник?
Когда не приношу в жертву самого себя, когда не умерщвляю свои бессловесные страсти, как тельцов, волов и козлов бессловесных, когда я не воскрес по духу и не сделался новым человеком, новою тварью?
Замечательны лукавство, корыстолюбие, зависть, наглость, обида, сутяжничество купца Николая Туркина, обижающего до крайности поставщика своего, лавочника-крестьянина Николая Васильева. Ай да купцы кронштадтские! На что они способны! Говорить против их лихоимства и лиходейства проповеди! Всё деньги, деньги, деньги – любовь к миру преходящему, к суетной, временной жизни и неверие в жизнь будущую, беззаботность о душе, о правде, освящении, о благодатном присвоении Богу, о близости к Нему, отсутствие страха Божия. Все мы не облеклись во Христа, в правду Его, святость Его, тихость, кротость, незлобие Его, во свет Его, в силу Его, лепоту Его, небесность Его, бесстрастие Его. Всё мы та же ветошь греховная – те же в нас страсти, что и в язычниках, иудеях, магометанах. О, Боже праведный! С чем мы явимся пред Тобою? Где таланты, нам данные для возращения и умножения, таланты благодатные и естественные? В землю зарыли.
Пять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне благостию неизреченною избавление от душевной беды моей и мир с пространством вскоре после покаянной, продолжительной молитвы моей в двенадцатом часу дня, когда я пошел и шел в гимназию. Слава Богу Спасителю нашему!
В Неделю благообразного Иосифа Аримафейского и Никодима и жен-мироносиц. Сколько благовонного мира христианской любви и добрых дел принесено Иисусу Христу по случаю благополучного пятикратного избавления государя императора от опасности жизни! Сколько самим государем принесено Господу драгоценного мира благодарных слез и благодарных чувств по поводу чудесного избавления его от угрожавшей беды! Дивное дело! Какими потрясающими событиями, допускаемыми бодрым и премудрым Промыслом, возбуждаются люди, погруженные в греховную дремоту, к делам благим! Не будь этих событий, грозных, ужасных, не было бы тех бесчисленных благодеяний, которые сделаны русским народом разным несчастным, бедным, престарелым, сиротам и вдовам.
2 мая
Приступив работать Господу, не озирайся вспять, а зри вперед, горе, к Богу, то есть не помышляй о земном: о плоти и крови, о сокровищах земных, о пище и питье, о деньгах, одеждах, украшениях различных, отличиях – но о Боге и любви Его, святости, правде Его, премудрости, всемогуществе, о чудном промысле Его, о делах Его в природе и в Царстве благодати, о качестве и назначении души человеческой, о ее природе небесной, о ее талантах или дарованиях, о ее падении и восстановлении, освящении, обновлении, обожении, о требуемых от нас добродетелях: благоразумии, кротости, мерности, смирении, незлобии, воздержании и целомудрии, благожелательстве, милосердии, сострадательности, правдолюбии, прямодушии, терпении, нелицеприятии, бескорыстии и пр.
После ранней обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне милость совершить литургию и Таинство Крещения после нее. Благодарю Господа за оживотворение меня пречистыми Тайнами; пред причащением же я был мертв духовно чревоугодия ради и на великом входе не смог [совладать] с врагом бесплотным, запнувшим мою немощь, по обычаю, что было крайне неприятно, досадно на себя и на врага, непрестанно борющего меня.
3 мая
Благодарю Господа, избавившего меня в прошлом году в это время от тяжкой болезни и от смерти, бывшей ко мне столь близко, что многие говорили, будто я умер. Благодарю Господа, избавившего меня от всех бедственных случаев, бывших в прошедшей моей жизни на суше и на море, и на реках, когда лошадь на меня наехала и ударила в лицо оглоблей, когда морем шли мы из селения Райволово на рыбачьей лодке при сильном ветре и волнении и едва мы не потонули; когда в давнее время на Северной Двине мы с матерью и прочими спутниками едва не потонули в бурю на лодке-белозерке, когда Господь избавлял меня от многих болезней в юных и возмужалых летах. Благодарю продолжающего еще по великой Своей милости жизнь мою и долготерпящего мне еще Владыку Бога моего. Сие вместо мира Ему приношу, вместо всякой жертвы, да еще покаяние со слезами, да милостыню усердную и смиренную и молитву славословия с верою и любовью.
Вечер. Первый час ночи. Благодарю Господа, воскресившего душу мою от смерти, которою убил ее враг бесплотный, занявший сердце и язык мой при говорении молитвы на первом часе всенощной Христе, Свете истинный. Я в покаянии припал сердцем и устами к святому престолу в Покровском приделе по окончании службы и скоро почувствовал воскресение души, умерщвление смерти, силу жизни, здравие сердца, мир, свободу, пространство, дерзновение. Потом совершал крестины в доме Григорьевой в Купеческой улице с великою легкостью и дерзновением. Слава Богу! Благодарю Господа, избавившего меня от лести вражией, от сети его, от яда нечистого при совершении правила в первом часу ночи по молитве покаяния. О Благопослушниче! О Избавителю скорый! О Живот мой вечный! Слава Тебе!
4 мая
При свете солнца, при безоблачном дне, когда лучи солнца ударяют в окна комнаты, в ней видны носящиеся в воздухе и мельчайшие пылинки, многое множество их, а когда по причине облачного неба лучи солнечные не ударяют внутрь комнаты, тогда в ней не видно и пыли, как бы и совсем не было ее, хотя мы дышим ею; так бывает и с душой нашей. Когда Солнце правды – Христос озаряет нерукотворенную храмину души нашей, то в ней примечаем мы множество разных грехов и погрешностей и сокрушаемся об них (даруй ми зрети моя прегрешения119)а когда по нашему невниманию, невежеству, нерадению или неверию нет в нас Христа, тогда кажется, что в нас и грехов нет, хотя их бездна, как пыли в комнате. Это множество греховное я перечислял многократно и здесь не нахожу нужным еще повторять его. Внимательный к себе пусть сам потрудится перечислить это греховное множество по родам и видам.
* * *
Вечер. Десять часов. Сегодня утром при встрече с братом иереем Петром Алекс. Клепачевским я почувствовал к нему неприязнь, и яд змиин, яд смертный разлился по внутренностям моим; я пришел в церковь к обедне и не мог сносить этого яда адского: в покаянии припал я к престолу благодати и стал умолять Господа о милости, нещадно и искренно осуждая себя в самолюбии, зависти, сребролюбии, сластолюбии, алчности, гордости, недовольстве своим состоянием, нелюбви и презорливости к ближнему. Осудив себя, я молил Господа даровать мне дух любви, единодушия, доброжелательства, бесстрастия, незлобия, терпения, мира, дерзновения, свободы, и вдруг я как бы воскрес из мертвых, ожил, смятение и теснота прошли, смерть моя пожерта победою, я стал новым человеком. Слава Господу, чудодействующему во мне! Потом во время обедни умертвитель силился умертвить меня, теснил меня, особенно на великом входе, после коего я, умерщвленный, крайне переминался от тесноты и молился, – и Господь опять избавил меня от тесноты.
Во время литургии я чувствовал живо, что крайняя сердечная тягота и теснота сердца моего находится в тесной связи с моим чревоугодием, лакомством и многоядением (впрочем, много только относительно: другим мало того, что я ем, ибо моя природа скудная, тощая). Я должен меньше пить сладкого чаю, особенно со сливками, не есть и мясо, рыб, а довольствоваться щами и супами, да растительною пищею. Да, сердце мое загрубело от яств и питий, охладело в любви к Богу и ближнему, как бы умерло для любви. Горе мне, окаянному!
Благодарю Господа, избавившего меня скоро от движений плотских в бараках, пред молебном и после молебна (у Турчанских).
5 мая
Понедельник. (Неделя святых жен-мироносиц.) Благодарю Господа, избавившего меня пред самой утреней от греховной скорби и тесноты и даровавшего мир и свободу. Утреню всю служил непреткновенно, мирно, торжественно, с великим дерзновением. Утреня продолжалась до семи с половиной часов, без полунощницы.
Три с половиной часа вечера. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от адской тесноты в церкви пред самой литургией и потом неоднократно во время самой литургии, когда я в покаянии припадал к святому престолу. Благодарю Господа за чудное оживление моего существа по причащении Святых Тайн и за многократную победу над кознями невидимых врагов.
Пять с половиной часов вечера. Согрешил я пред Господом, Богоматерью, пред святыми Ангелами и всеми святыми и всеми людьми в том, что разъярился на нищего, просившего милостыни – денег на сапоги; я дал ему тридцать копеек, но когда он, недовольный, стал еще просить, я в сердцах выдрал его за волосы и сам уязвился, смутился крепко. Пришедши домой, стал каяться пред Господом, и – о незлобиве и долготерпеливо Господи! Ты тотчас простил мне злобу мою, даровав мне тихость, кротость и оправдание, очищение, оживотворение, мир, дерзновение! Слава милосердию Твоему непобедимому!
6 мая
Вторник. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего, от самой упорной и тяжелой тесноты, последовавшей вследствие рвения и зависти к младшему иерею Петру Клепачевскому, почти ничего не делающему, кроме отправления очередных служб и получающему наравне со мною весьма хорошее содержание, доходы почти даром, когда как мне более всех приходится трудиться. Но я сознал, по наказании120 Божием, свою неблагодарность, алчность, зависть, сребролюбие, ибо чего у меня нет, говорил я в себе, в чем был недостаток какой-либо? Ни в чем. Чего же я хочу еще? Того ли, чтобы доходы были меньше? Боже сохрани! Чтобы собрат получал меньше меня, как младший? Но это невозможно, да и я, быв младшим, получал столько же. И сказал я себе: не завидуй праздным и богатым – их души в великой беде и опасности от праздности, довольства, богатства. Трудно богатому войти в Царство Небесное [Мф.19:23]; их душа расслабевает, тлеет в довольстве и богатстве, мертва. Надо жалеть о них и молиться горячо, да восчувствуют нужду в благодати, о которой они небрегут. То же и настоятель отец Павел Трачевский, и отец Александр Таратин, и диакон Владимир Полетаев – пусть лежат у них тысячи рублей, десятки тысяч – это тлен и не искупит их бессмертной души. А мои тысячи – на небе предпосланы Христу. Когда я сознал это и покаялся, меня Господь избавил от тесноты, и я в мире служил литургию, хотя не без искушений от врагов невидимых. Пред причащением мне было очень тяжело по причине скорого пения отца диакона Добронравина на клиросе (забегает) и тихого пения дьячка (малослышного). Но благодать победила демонскую силу – Святые Тайны искупили меня. В классе было очень тяжело: крепило живот.
После класса зашел к Федору Алексеевичу Лошкину на новоселье (лавка вновь открыта) и пил портвейн, ел апельсины довольно, чтобы разрешиться от запора желудка, и цель достигнута; потом в другом месте был гостем – закусил немного, выпил рюмку портвейну, и это вино на меня подействовало: сердце стало смущаться, язык запинаться, и при служении вечерни ектений великой, просительной и сугубой полной не говорил, а пел на клиросе громко стихиры. Ектению малую сугубую сказал с украдкой, в алтаре, отпуст скомкал от боязни бесовской, обуявшей сердце. На повечерии припал с верою и покаянием к престолу благодати и получил дивную милость, дивное, всесильное избавление: благодать победила во мне все погрешности, преткновения, туман сердца и головы, все козни вражии, и я отпуст на повечерии сказал полный, с обычным прощением и ектению. Слава Богу, Победителю и Спасителю моему! Молебен напутственный после вечерни служил добре. Слава Богу!
7 мая
Очи Твои, Владычице, – очи Божественные, уши Твои – уши Божественные, зрак Твой – зрак Божественный, лице Твое – Божественное, ибо в Тебе почивает полнота Божества; ум Твой – ум Божественный, сердце Твое – сердце Божественное, воля Твоя – воля Божественная, помыслы Твои – помыслы Божественные, чувства Твои – чувства Божественные, намерения, предначертания Твои – намерения и предначертания Божественные; всё в Тебе Божественно, небесно, свято, пречисто, прелюбезно, премудро. Ты – совершенное срастворение с Божеством: взирать на Твой лик – отрада, веселие и радость для верующих и любящих Бога и Тебя, Матерь Божию.
Помилуй мя, Господи: я не с любовью, не со смирением, не охотно, не с миром, но со враждою, неохотою, со смятением душевным принял поручение от настоятеля принять под надзор и попечение мое молодого человека Травлинского, служащего в почтовой конторе и покусившегося на самоубийство. Значит, у меня нет любви к Богу и ближнему, а есть самолюбие, самоугодие, своенравие, леность, гордость, непослушание, мятеж против начальства, как и при поминовении в церкви предержащих и первых властей, ибо когда-то я осуждал их с досадою и услаждением, и потому отошло у меня должное к ним благоговение и я не могу искренно и спокойно поминать их на литургии на великом входе и потом по освящении Святых Даров. Вот что обнаруживается во мне вследствие искушений или вот что открывают во мне, какие слабые стороны, искушения! Согрешил пред Господом и человеками! Помилуй мя, Боже, и возврати мне искреннее, охотное, усердное повиновение властям, ибо нет власти не от Бога [Рим.13:1].
Каюсь в чревоугодии и лакомстве (вид самолюбия), в нарушении поста и святой воли Твоей, ибо Ты учредил пост, а я не держу его как должно и тем оживляю мою многострастную плоть, даю пищу и силу страстям моим.
Благодарю Господа, явившего мне великую и скорую помощь и спасение Свое во время всенощной неоднократно по молитве покаяния моего, и особенно пред чтением и во время чтения Евангелия, когда не вовремя (во время богослужения) прочитал я присланный настоятелем указ о епитимии Травлинского (с поручением мне взять его на свою опеку), и потом пред чтением молитвы Христе, Свете истинный...
Молитва твоя есть ли свободное, сознательное, сердечное, с верою, упованием и любовью соединенное излияние твоей души в чувствах благодарения, благоговения пред Господом Богом, Коим ты живешь, движешься и существуешь [Деян.17:28]? Всего ли себя всецело приносишь в жертву Богу, всецело ли предаешься Богу умом, сердцем и волею и самим телом, яже суть Божии? Работает ли ум, горит ли сердце, устремлена ли воля на одно доброе, на исполнение заповедей Божиих? Не дремлет ли ум, не холодное ли сердце, не косна ли и бездейственна ли на добро воля твоя? Не бродят ли беспорядочно мысли в голове, недобрые чувства и похоти в душе?
Не питается ли, не услаждается ли, не увлекается ли душа предметами страстей своих?
Какое бесконечное великолепие, в которое облекся Творец и Создатель наш и в которое облек Он все дела Своих рук! Сколь великолепно небо со всеми светилами, воздухом, с всеми его явлениями! Сколь великолепна земля с ее лугами, лесами, садами, бесчисленными плодами, с ее морями, реками, потоками, с ее бесконечными видами животных, земных и водных, с породами рыб, морских чудовищ, гадов, со зверями, породами домашних животных, птиц, насекомых, с ее металлами и минералами, драгоценными камнями! И всё это служит человеку, великолепнейшему из творений Божиих, по образу и подобию Божию. Вся покорил ecu поднозе его [Пс.8:7]! О, сколь Ты прекрасен, любителей, всеблаг, всемогущ, премудр, Творче наш, Владыко наш, Господи наш, Спасителю наш! И Ты для спасения нашего от греха, от этого безобразия, от этой тьмы, от этой вечной смерти Сам пришел на землю, облекшись в меня, – о, чудо чудес! чтобы научить творить волю Твою, снова познать Тебя по многих летах неведения и блуждания без Тебя, показать дивные чудеса Твоей благости, всемогущества, чтобы пострадать за меня, умереть тяжчайшей и поносною смертью и искупить меня от ужасов греха и смерти вечной, воскресить из мертвых, дать нам в пищу и питие Себя Самого, очистить, освятить, обожить, обессмертить, вечно прославить и облаженствовать нас! О, чудеса любви Творческой к человеку! Все Ангелы дивятся чудной любви Божией! А мы, неблагодарные и злонравные, часто отвергаемся и Спасителя, и спасения своего! Смотрите, что мы делаем? Какие дела творим? Где ум? Где вера? Где таланты богатые, данные нам от Бога? Где сила Таинств? Всё от нерадения нашего потеряно или заглушено, подавлено, омрачено, погребено!
8 мая
Сегодня позднюю обедню мне крайне тяжело было служить по причине вчерашнего невоздержания и несоблюдения поста и питья портвейну. Я чувствовал крайнюю тесноту на сердце именно от невоздержания. И как зло, адски убийственно теснил меня бесплотный враг, а я не имел против него оружия, именно поста, и был нагло одолеваем и удручаем им! Причастился, благодаря Бога, животворно, но как трудно было удержать мир Божий в себе по причине огрубелости и зачерствелости моего сердца! Как и после теснил меня враг, особенно из-за доходу по присоединению лютеранки! (Я удержал часть себе, ибо братия иереи одни не записывают этих доходов, другие не хотят присоединять иноверных к Церкви.) Протоиерей только однажды записал рубль (будто один только рубль и получил) в 1878 году 2 сентября (справиться о восприемниках), а присоединял нередко.
Сегодня я видел дитя (Василису) четырех лет, четырнадцатый день мучившееся ужасно родимцем и оспою; родимец, думают, оттого, что мужики смеялись над нею и сглазили ее [призор очей], ибо с того дня, как особенно смеялись над нею, ее стал трясти родимчик. Оспа покрыла
ее всю и сильно обезобразила: несчастную ломало, стягивало судорогами. Если с зеленеющим деревом (невинным, младенцем) так бывает, с сухими (с грешником) что будет [Лк.23:31]? Ох я, окаянный!
После всенощной. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю всенощную. И так как враг смущал меня пред чтением молитвы Христе, Свете истинный, то я пропел ее, а не прочитал.
10 мая
Благодарю Тебя, Господи, сохранившего левый глаз мой, которого я едва сильно не повредил, поспешно моясь поутру, когда портной Розанов из попечительства пришел ко мне померить наметанную рясу. Не торопись без ума.
Вчера много лакомился (у Н. Сидорова и Як. Маркова).
* * *
Вечер. Благодарю Господа за дивное, скорое, преславное Его спасение моего недостоинства утром по литии и при выносе и провожании тела Акулины (жены коллежского асессора) из дома Уваровой, когда я, огорченный и озлобленный на дьячка Михаила Алексеева за опоздание на вынос, был в смущении и тесноте и адском огне; идучи в таком состоянии, весьма тяжелом, я усердно каялся и молил Господа помиловать меня, и я помилован – смятение миновало, настала тишина, теснота и огнь миновали, место их заменили пространство и роса благодати, смерть духа сменилась жизнью. Слава Богу! Обедню служил милостью Божией спокойно, искушения побеждал благодатью; искушения были крайне назойливы, нагло увлекали мою страстную душу – только сила благодати могла одолеть их. Причастился животворно и причастил женщин. Тяжкое искушение постигло меня при входе в церковь настоятеля Павла Трачевского от чувства недовольства на него и огорчения, но слезным покаянием избавился от горечи искушения, от смерти.
Доколе я даже при совершении литургии буду пристрастен к твари и не возлюблю паче всего Творца, не прилеплюсь всем сердцем к Нему единому, вменив все блага земли за сор, за помет? Какое сравнение твари с Творцом? Творец бесконечно лучше, совершеннее, драже твари! Что краше, сладостнее, добрее, неизменнее Творца?
Во время литургии на великом входе я выговорил с Божией помощью все имена царской фамилии, а по освящении Святых Даров – Святейший Синод и Преосвященного Исидора со всеми титулами. Даруй, Господи, и всегда выговаривать твердо всё, всё...
11 мая
Воскресенье. Жезл силы послетти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих [Пс.109:2]. Сей жезл даруй мне, Господи: этот жезл силы – Ты.
Служил раннюю обедню в Успенской церкви несколько охрипшим голосом, с большим трудом, при тяжких искушениях от невидимых врагов. На великом входе не выговорил имен царской фамилии от дьявольской боязни и расслабления, охватившего меня вдруг; призывание Святого Духа делал с трудом, смутно; Святейший Синод и имя митрополита с титулом от дьявольской боязни скрал, не выговорил, но после причащения я укрепился духом, боязнь пропала, и закончил я службу торжественно, в покое. Слава Господу, укрепившему меня Святыми Тайнами! Молебны служил добре везде, особенно у Якова Аполлоновича Гильтебрандта, и [потом] у Стефаниды Аввакумовны.
Согрешил: открыл, а не покрыл слабости товарища отца Петра Клепачевского в собрании в одном доме.
12 мая
Благодарю Господа, яко и нынешний день превзыде безмерною благостию Своею бесчисленные и лютые беззакония мои и помилова мя благоутробно. После утрени неотступно пристал ко мне один нищий (другие нищие, получив подаяние, ушли), прося у меня гораздо более, чем сколько я хотел дать, соображаясь с его поведением, молодыми годами и здоровым состоянием (значит, могущим работать); я упрямился и не хотел дать ему (между прочим, по скупости, пресыщенности, нечувствию и жестокосердию, по самолюбию и гордости) требуемой суммы; он приставал, – я сердился, бранился, переходил на другую сторону улицы или тыкал его зонтиком в живот, наконец замахнулся зонтиком на него и едва не ударил его. При этом я весь расстроился, потерял мир, спокойствие, свободу, дерзновение, впал в скорбь, тесноту, срамоту, в смерть духовную, лишась благоволения Божия. Но тотчас стал каяться, осуждать себя, прибег в храм (ранняя обедня шла) в Петропавловский придел и, припадая к святому престолу, всею верою, со всем усердием, жаром души умолял милосердие Божие простить мне нечестие и беззаконие мое, ради излиянной за мир грешный и за меня, всех грешнейшего, крови Сына Божия, и Господь совершил надо мною истинное чудо милосердия Своего, оживив меня, умерщвленного грехами своими, и даровав мне мир, пространство, дерзновение. Слава Богу, Спасителю нашему! Потом, когда я был в гимназии, мне было грустно, тягостно, больно, Велиар давил меня; по окончании сидения в гимназии на совете, я пошел гулять на свежем воздухе, моля усердно Господа о избавлении, и опять Господь помиловал меня, избавив меня от давящей тоски и даровав мир. Слава Богу! Столько сил Божиих о [имени Господни]! Столько спасения! Что Тебе принесу или что Тебе воздам, великодаровитый, бессмертный Царю?! Но Ты благих моих не требуеши [Пс.15:2], Сам дая всем живот и дыхание, и вся [Деян.17:25]. Даждь мне любити Тя всем сердцем и заповеди Твои хранити.
О Каменоградском утром подумал я злое по прибытии его в собор, а он был неповинен, пришедши только к ранней обедни. Как я ошибаюсь по внушению демонскому насчет братии! Да не мыслю зла, да помышляю благое о всех!
Одиннадцать часов вечера. Благодарю и славлю Господа за новое избавление от тайного, в сердце совершенного беззакония моего: воззрения с вожделением на девицу, которое повергло меня в скорбь, тесноту и срамоту и изменило самое лице; это случилось пред самым приходом жены дьячка Кутузова с моим крестником, ее сыном, при котором я был очень несвободен и неспокоен, и пред приходом Павла Степановича Бурачка. До того было мне неловко и тесно в душе, что я уходил к себе в молельную и по нескольку раз молился и каялся Господу, и когда в последний раз в бытность Бурачка и Кутузовой я с особенным усердием помолился Господу, узы греха разрушились, во мне воцарились мир, тишина, пространство, дерзновение, ясность и спокойствие лица, правда и святыня. Слава благопослушеству, благоуветливости и благопременительности Господа моего Иисуса Христа! Но мне за мои поползновения стыдение лица! А эти поползновения я сам усиливаю лакомством и пресыщением на всякий день. О, идолопоклонство! О, безумство! Когда я попру чрево, попирающее душу мою, восстающее на Бога и ближнего?
13 мая
Вторник. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо милосердия по окончании первой утрени (к которой меня не разбудил сторож Прокопий) пред второю, которую я служил для себя. Я рассердился и разбранился на Прокопия в алтаре (дерзость моя, несдержанность нрава, гнев, раздражительность) и потерял мир душевный и дерзновение пред Богом, умер душой. После этого я прибег к Богу с крепким покаянием и верою, и Господь воскресил меня из мертвых, даровав мне опять жизнь, пакибытия спасение! Слава Господу! При служении обедни в Успенской церкви в восемь с половиной часов утра крайнее искушение от духов злобы и лукавства, науськивавших меня на дьячка Михаила Алексеева, что низко очень поет и глухо (это немощь его, а не непослушание или нехотение!); я едва-едва с помощью Божией мог победить неприязнь и зло на него и причаститься спокойно и с дерзновением, – так и топит, так и топит душу в грех! Но слава милосердию и силе Его всепобеждающей! А мне стыдение лица! Сколько страстей во мне! Да начертаю глубоко в сердце своем слова Апостола о любви, о свойствах ее: любовь долготерпит, милосердствует... и прочее [1Кор.13:1–8].
Ты ищешь наслаждений земных, плотских, грубых, нечистых и, наслаждаясь, после наслаждений, иногда минутных, встречаешь горечь, тесноту, скорбь. Этим Господь вразумляет тебя не увлекаться, не пленяться ими, а искать наслаждений нетленных, духовных, высших, свойственных бессмертному человеческому духу. Бог ревнует по тебе ревностью отеческою, чтобы ты насладился, наслаждался вечно сладостей небесного, вечного Царствия, сладостей богообщения, чтобы ты насладился зрением бесконечной красоты Божией и не прельщался земною, тленною красотою, нередко нечистою, отрывающею от несозданной вечной красоты.
Крайнее благоговение надо иметь ко всему строению человеческого тела, как делу премудрого, всесвятого и всеблагого и всемогущего художника Бога, создавшего человека по образу и подобию Своему; благоговение, говорю, как именно к храму бессмертного духа, как к храму Самого Бога: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1Кор.3:16]. Ио похотении плотском, когда оно не освящено законом и потребностью (в браке), забыть и думать и, когда оно приходит, – прогонять немедленно, как нечистое и душетленное.
14 мая
Не есть сегодня до вечера ничего; положить начало спасительному и богосоединительному воздержанию.
Доселе я искал, неразумный, тления; отселе да ищу нетления, да отвергаю прелестное тление, навязывающееся на привязанность мою к нему в виде брашен и питий, красивых одежд, отличий, различных вещей, употребляемых и не употребляемых в житейском быту, а просто для виду приобретаемых, для утехи зрения.
Пользоваться величайшими выгодами и преимуществами служения священнического (особенно в Кронштадте таровитом) и не желать совершать самого служения, неглижировать121им, отправлять крайне сокращенно по своему произволу и поспешно, ни с чем не сообразно – ни с святостью и величием и спасительностью богослужения, ни с собственною нашею личною пользою и духовною пользою прихожан храма, которые при таком небрежном, поспешном отправлении службы не находят в ней того, чего желают, и выходят из храма неудовлетворенными или и совсем перестают ходить в оный. Но нам это взыщется, что овцы выходят голодными с пажити церковной, с пажити, столь богатой и питательной по благодати Духа Святого, живущего в Церкви! Иные иереи до того ощипали, усекли, оборвали службу, что прихожане лишь успели придти в храм, как должны тотчас почти и выходить. В каких учреждениях, кроме нашей Церкви, есть такие небрежности? И это в храме Живого Бога, в училище веры и благочестия, в святилище Божием, в земном небе, в месте совершения пренебесных Таинств Христа Бога нашего, в хвалебнице Святой Троицы!
Слаба, нечиста, корыстна, лицемерна наша любовь к Богу и ближнему; слаба наша вера, надежда; слабо терпение; холодна, слаба молитва.
Христос – препоясание силы для слабого, немощного естества человеческого (в Неделю расслабленного), грехами расслабленного. Святые познали это. Познаём и мы непрестанно, знаю я. Знаем, что без Него не можем творить ничесоже [Ин.15:5] и вся можем о укрепляющем Иисусе Христе [Флп.4:13]! Сколько я расслабил себя грехами и расслабляю всегда! – Он на всякий день препоясует мя силою [Пс.17:33].
Как расслабело теперь всё: нравы, добрые обычаи, вера, любовь, всё доброе! Слабы нравственные связи детей с родителями и нередко родителей с детьми! Слабы, непостоянны связи друзей с друзьями, товарищей с товарищами, сослуживцев с сослуживцами, общественников с общественниками, граждан с гражданами, сословий с сословиями, воинов разного оружия друг с другом! Ослабели верность, честность в торговле, в службе общественной, в делах финансовых, всюду господствует злоречие, пересуды, насмешки, ругательства, хулы, кощунства, сквернословие, издевательства богатых над бедными, сильных над слабыми, бесчестных над честными! И, при всем том, эти жалкие люди не сознают, что они смертельно расслабленные, что им надо прибегнуть к врачеванию духовному, к всемогущему Врачу! При расслаблении своем они еще горды, дерзки, неверны!
В Неделю о самарянке. Кладезь воды живой – Церковь. Кладезь мертвой воды греха – мир.
15 мая
Четверг. Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня в первый раз насладиться благоуханием распускающихся и зеленеющих листочков древесных: до нынешнего дня всё стояли холода! Итак, опять чудеса Божии на земле, чудеса Его благости, всемогущества, премудрости, безмерной лепоты, несказанного благовония! О, да лепоствуют, да благоухают души и тела наши благодатью Духа Твоего Святого, да испразднятся совершенно смрада и безобразия греховного. Аминь.
Благодарю Господа за милостыню нищим, присланную мне неизвестным благотворителем-офицером (десять рублей) во имя святителя Николая в пользу вдов и сирот.
16 и 17 мая
Пятница и суббота. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего вчера и сегодня от мертвой воды в сердце – от страстей моих: гнева и огорчения на нищих, озлобления, скупости, сребролюбия, жестокосердия и от праведной за них кары – скорби и тесноты и срамоты лица, омрачения и тяготы. И не только Господь избавил меня, но и даровал мне снова мир, пространство, дерзновение, правоту духа, обновление, силу, освящение, пакибытия спасение. Но горе мне, что я все такой же или еще и горший прежнего грешник, что во мне остаются и живут и усиливаются те же и другие грехи, а исправления нет, стремления к совершенству нет, не только самого совершенства, по реченному от Господа: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф.5:48].
18 мая
Благодарю Господа, посетившего меня вчера во время всенощной милосердием Своим, милующею и животворящею благодатию Своею, когда я воззвал в покаянии и скорби сердца о своем нерадении, неисправлении, чревоугодии, пресыщении, загрубении сердца. Я ощущал, чувствовал, как животворные струи благодати Твоей проникли всё существо мое, согрели сердце мое, умилили, оживили, очистили меня от неправд моих, примирили меня с Тобою, Господи, и с совестью моею. Но при чтении Евангелия и Христе, Свете истинный диавол нагло вырвал у меня из сердца и уст слова некоторые за мое пресыщение, ибо сердце мое омертвело.
(Я увлекся вчера во время обеда, покушав много студню телячьего с хреном, солонину, жаркого с салатом, даже немного каши молочной житной. Вечером после всенощной, бывшей в доме Цепова у Евгения Никаноровича и Вассы Михайловны и Евдокии Егоровны, кушал ватрушку с удовольствием, пил белый квас – опять лишнее. Утром сегодня по пробуждении чувствовал тяготу и некоторую болезненность в организме из-за пресыщения.)
Пресвятая Владычица Богородица любит нас, христиан, любовью Христовою, святейшею, нежнейшею, крепчайшею, если мы ненавидим грехи и ревнуем о добродетели. Потому с великою верою и упованием надобно притекать к Ней.
20 мая
Вот меня взяла нелепая скорбь и печаль о том, что отец Александр, человек богатый, взял мой доход, сходив вместо меня к родильнице, жене офицера Славинского, когда меня не было дома и меня приглашали. О, лесть сребролюбия! Но довольна суть, Господи, яже даровал еси мне.
18 мая
Воскресение. Благодарю Господа, избавившего меня многократно во время обедни и после нее от насилия и мучительства диавольского и сподобившего животворно причаститься пречистых и животворящих Таин Своих. При служении молебна при закладке дома Дмитриевой было ужасное насилие диавола: адскою боязнью не знаю кого и чего он парализовал меня, не давал мне быть искренним, спокойным, смелым, развязным, но внедрял в меня насильно лукавство, неискренность, холодность, боязливость, неразвязность и тесноту, хоть дело всё бросай. Евангелие: Приидите ко Мне вси труждающиися ... не дочитал слов: яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим [Мф.11:28–30]... Водосвятное тоже; в молитве водосвятной нескольких выражений тоже не выговорил... Присутствие диакона Полетаева меня стесняет... он несердечный человек... Помилуй нас, Боже... Благодарю Господа, избавившего меня от мертвой воды – нечистоты и от лукавства и нечистоты сердца моего.
20 мая
Вторник. Благодарю Господа, умирившего душу мою во время утрени, когда я припадал в покаянии к престолу благодати Его; благодарю Господа, исполнившего молитву мою о чтеце Димитрии, о смягчении сердца его, о единомыслии всех братий храма, служащих в нем. Благодарю Господа, прогнавшего после утрени в моем садике бывшее со мною блудное наваждение пред тем, как пришла пожилая женщина, теща одного трактирщика Уткина, и рассказала о его блудных, пьяных и кулачных похождениях. Я пошел и наставил грешника, он принял мое наставление с покорностью. Слава Богу! Исправи его, Владыко! Исправи и меня, Многомилостиве!
21 мая
Две вещи громко проповедуют мне о величии и всесовершенстве Божием: видимый мир и Святая Церковь. Восхищает и поражает меня Божее величество; восхищают и поражают меня [трепетом] совершенства Божии: благость, правда, премудрость, всемогущество, красота неизреченная, вечность и присносущие, всеведение, вездесущие, неприступный свет, неизменяемость, вседовольство, всеблаженство. Прекрасен мир видимый – сколь же должен быть прекрасен мир невидимый, ангельский, мир святых человеков, которых благодать убелила паче снега и переселила на небо! Сколько неизмеримо прекраснее Сам Бог, Творец миров невидимых и видимых! Смертные человеки, созданные по образу и подобию Божию с разумом светлым, могущим всё познавать, разумевать, понимать, о всем судить, умозаключать, с сердцем, могущим любить горячо всё доброе, прекрасное, истинное, с свободною силою, могущею стремиться к желаемому, любимому, совершенному, доброму и прекрасному и достигать предмета своих стремлений с Божией помощью, – отчего мы не стремимся всеми силами к избежанию безобразия и муки греха и к восстановлению в себе чистоты и святости образа Божия, по которому сотворены; отчего не стремимся к соединению с Первообразом – Богом, для Которого мы созданы и от Которого отпали и отпадаем непрестанно чрез нелепый, безобразный, безумный, смертоносный грех? Господи! Снисшедый к нам с небеси и вообразивыйся в наше естество без преложения122 и смешения или разделения. Просвещай, очищай, претворяй нас, вообразися в нас, соверши123 нас, вообразися в нас, влецы нас к Себе, победи живущий в нас и как бы ставший в нас природным и неизбежным грех! Тебе всё возможно! Да не похвалится одолевший нас супостат с его всенечистым, вселукавым, всепагубным дыханием! Аминь! Прелестью и насилием он действует в нас гибельно: потреби прелесть греха, Господи! Даруй всем познать прелесть, тьму, безумство, нелепость и гибельность греха.
Чем больше получаю и имею средств к земной жизни, тем больше их желаю и алчу, тем более скорблю о малом лишении их, о – лукавая, нелепая, безумная плоть, нелепое сердце, заблудшее сердце, слепое! Чем более наслаждаюсь яствами и питьями, тем делаюсь алчнее и жаднее, хотя самая плоть вопиет о вреде излишества и самая душа, обременяемая и подавляемая пресыщением и напитками! Вот сколь безумен делается человек, когда он не ищет единого на потребу и оставляет Источника живых вод – Господа, когда он не стремится горе умом, сердцем и волею своею, а ищет блаженства и счастья долу, на земле. Господи! Ты – жизнь сердца моего, Ты – дыхание мое, Ты – блаженство мое, Ты – вседовольство мое. Тебя ища, Тебя имея, я никогда ни в чем не оскудею, Тебя любя и ближнего, как себя, я ни в чем не буду лишен, по слову Твоему: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф.6:33]. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя [Евр.13:5]. Ах! доселе я имею земное, долу пресмыкающееся сердце, вместо того чтобы быть мне горним; доселе не имею искренней любви к Богу и ближнему, что есть величайшая потеря и несчастие для бессмертной души моей; доселе смущаюсь потерей земных эфемерных благ, кои суть ничто. Где мой разум? Где моя цель? Где мое сокровище истинное, неотъемлемое сокровище – Бог? Глупое сердце! Глупая плоть! Глупейший ветхий человек! Дай ему тысячи денег – мало! Дай десятки тысяч – мало, сотни тысяч – мало! Дай сокровища всего света – мало, мало, нисколько не насытится, напротив – всё более и более будет палить человека жажда денег! А верующий и искренне благочестивый малым и весьма малым доволен и не любит многого, ибо для него всё – Бог. Он его сокровище, пища, питие, одеяние, украшение, лепота, сила, свет, слава, сила, упование; он весь мир презирает, как враждебный Богу и ему, как прелестный, губительный, вероломный, суетный.
22 мая
Сколь я сребролюбив и завистлив – испытал на себе вчера: узнав, что отец Александр Таратин давал вместо меня молитву жене родильнице (жене офицера, духовной дщери), я крайне опечалился, как будто бы со мною сделалось в самом деле великое горе и несчастье; скорбь, теснота, срамота, беда душевная мучили меня часов пять (и в Кронштадте с восьми с половиной часов), и в продолжении всего пути до Рамбова и полковника Моргасова, да и в квартире у него до самого молебна, который начался в час десять минут пополудни. Да и во время молебна какая борьба, какое усилие величайшее нравственное я должен был сделать над собою после предварительной умной молитвы ко Господу! Едва отстала от меня эта нелепость! Тут я нашел в себе и самолюбие крайнее, и гордость, зависть, сребролюбие, скупость, алчность, плотоугодие, чревоугодие, неверие, неупование, отчаяние! Я ли один должен владеть всем приходом, даже в отсутствие мое? Я хожу по гостям, пирую, а духовные дети ждите меня! Нелепо!
Благодарю Господа за силу благодати, да наука мне при совершении молебствия в присутствии большой военной публики вместе со светской; благодаря сей благодати я одолел лютые козни лукавого, смущавшего меня и наводившего на меня страх, и совершил молебствие с великою, искреннею верою и усердием, с умилением и ревностью Божией до конца. Таким образом, адские козни врага бесплотного сокрушены силою Божиею. Слава Господу! Даждь мне, Господи, благодать и силу с таким и большим дерзновением служить Тебе при великих торжественных собраниях.
Слово в Неделю о слепом. Как много [познаний] и удовольствий, пользы получает человек чрез орган зрения и как многого лишается человек чрез недостаток зрения! Вот весна теперь: при ясном дне, когда солнце светит во всей силе, сколько дивной красоты видим мы во всей природе – в небе, на земле: цветы, деревья, разные растения, горы, равнины, луга, сады, огороды, поля; птицы летающие, рыбы, птицы, животные, люди. Слепой этого не видит. Но кроме телесного зрения есть духовное, гораздо важнейшее телесного: им мы созерцаем святость, правду, красоту Творца бесконечную, красоту истинной добродетели, красоту невидимую души человеческой, ее таланты, бессмертие, образ Божий, подобие Божие; но у людей века сего, мира сего нет этих духовных очей – они поклоняются видимой, преходящей, тленной красоте и не знают истинной, несозданной, сотворившей вечную красоту; они видят красоту вещества и пленяются ею и не видят красоты добродетели христианской, Божественной красоты, и не достигают ее, считая ее за ничто. Вот слепота! Они не видят безобразия порока, и прельщаются им, и утопают в нем, и украшают его, часто выставляют его публично, напоказ (картины, статуи, живые картины), видят красоту злата, красоту материй, красоту изделий из разных металлов, минералов, дерева и пр. – и не имеют понятия о красоте души, красоте добродетели, красоте смирения, незлобия, чистоты и целомудрия, воздержания, терпения, милосердия, сострадания.
23 мая
Благодарю Господа, разрушевшего сплетение зол наших, которые лукавый демон навлек на нас по поводу заваривания мною кофе для прачки, коего пожелала жена и напустилась на служанку девицу Евдокию вместе с своею сестрою и стала ее злостно бранить. Я вступился, сказав, что они делают бурю в стакане воды, что они злы и неснисходительны к прислуге. Дайте мне мир, кричал я в досаде, мы три года жили в полном мире, и теперь из-за безделицы порушены любовь и мир. Успокоились – спасибо им; а я усердно помолился Господу, да разрушит в нас всесплетение дьявольское, да помилует и уврачует страсти наши.
22 мая скончались императрица Мария Александровна. Панихида у нас в соборе соборная была 23 мая в два часа.
Благодарю Господа, совершившего в час сей (четыре с половиной часа вечера) дивную, спасительную перемену в душе моей после искреннего покаяния и самоосуждения, самообличения моего в злобе и злопамятстве, в самолюбии, своенравии, гордости, чревоугодии, пиянстве, сребролюбии, сластолюбии и тайном вожделении, в лености и праздности и нерадении. (Неприятность с женою и свояченицей Анной К. из-за прислуги девицы Евдокии, на которую напали они утром напрасно.) Когда я обвинял только их и сердился на них, особенно за кормление обедом многих сторонних лиц, мне было крайне тяжело, когда же я искренно обвинил себя самого за свою страстность, злобу, самолюбие, своенравие, своекорыстие, скупость, алчность, нелюбовь, неснисходительность, нетерпеливость, дикость и чужалость ближних – меня Господь сейчас помиловал. Слава Господу, просветившему сердечные очи мои и мрачные, смертоносные облаки страстей разгнавшему и светлое лице Свое снова мне явившему!
Благодарю Господа, услышавшего молитву мою внутреннюю о чтеце Димитрии и о мне самом, да взаимно расположатся сердца наши друг к другу. Ты явил знамение, яко приял Ты молитву мою, ибо чтец оный самым делом явил расположение свое ко мне.
Благодарю Тебя, Господи, яко, ходя в храм Твой и читая на клиросе и воспевая Тебе и Пречистой Богородице и святым всем, от страстей избавляюсь, и мира и оставления грехов сподобляюсь от Твоей благости, и жизни небесной причастник бываю. А в мире суета и буря страстей: из-за ничтожного случая враг подъемлет такую людскую злобу, клевету, брани, что ужасаешься его злобе и коварству и желаешь выйти из среды мира. Тут делаются врагами человека и домашние его, даже жена. Но запрети врагу, Господи, и мирное состояние даруй всем нам ради имени Твоего.
Во время панихиды по императрице я был мертв, подавлен, связан врагом; я был окаянен, беден, нищ, слеп и наг, и за то благодарю Господа, что Он даровал мне спокойствие во время ее.
Десять часов вечера. Благодарю Господа, излиявшего на меня великую Свою милость вслед за покаянною внутреннею молитвою моею и избавившего меня от крайней тесноты и скорби, удручавших меня целый день вследствие неприятности, происшедшей между мной и женой и свояченицей Анной. Слава милосердию Твоему, Господи, препобеждающему все злобы наши. Весь сегодняшний день был для меня днем тесноты, скорби, беды, обладания дьявольского, мучения адского. А в аду в тысячу раз хуже будет грешнику.
Так называемая плотская любовь есть величайшая вражда против Бога, против ближних (особенно домашних, которые делаются нелюбимыми), против ближних и против самого себя, есть поругание Божия величия, Божией премудрости, правды и святыни, есть извращение, изнанка любви, извращение богозданной, богообразной природы человека, есть пагуба душевная и телесная, осквернение храма Божия нерукотворенного, ибо сказано: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1Кор.3:16]. Поэтому надобно со всем вниманием и тщанием душевным избегать помыслов и чувств плотской привязанности и любви и плотского ласкосердия, засматривания на лицо нравящееся, чтобы не уязвляться более и более плотскою любовью. Сети вражии везде расставлены, чтобы уловлять нас в погибель и тлю. К Богу, к Богу прилепляйся всем сердцем, о человек! Он один вполне достоин твоей любви, чистой, нетленной, Он один вполне может насытить твою любовь, твою сердечную привязанность; Он – вечная правда, святыня, красота, благость и любовь вечная, бесконечная, сладость вечная, премудрость вечная; Он вполне, Он один может насытить твою душу.
24 мая
Вчера я впал во всю полноту зол: в самолюбие, своенравие, гордость, злобу, зависть, скупость, алчность, корыстолюбие, сребролюбие, нелюдимость, подозрительность, раздражительность, нетерпеливость, сварливость, жестокосердие, чревоугодие, леность, праздность, нерадение, а сегодня в пресыщение, – горе мне, окаянному, нерадивому и ленивому. А впал во всё это зло от того, что долго не приобщался (дней пять) Святых Тайн и из-за чревоугодия и невоздержания и что классы в гимназии прекратились, ибо классы, или занятие Законом Божиим с детьми, очищает мою душу, просвещает, укрепляет.
25мая
Воскресенье. Обретение главы святого Иоанна Предтечи. Благодарю Господа, даровавшего мне покойную ночь, а вчера во время всенощной умиление слезное и сегодня по утренней молитве при живой мысли и вере о вездеприсутствии Божии и сердцеведении, также как сердцеведение и вездеприсутствие по благодати Матери Божией.
После ранней обедни. Не служивши целую неделю службы Божией и не приобщаясь Святых Тайн, но угождая ежедневно плоти и крови, ядя и пия и лицезря, я совсем изнемог, упал духом, умер сердцем для Бога, оживив плоть и все страсти плотские. Служить раннюю обедню мне было крайне тяжело; духи злобы и лукавства одолели меня, отяготили, стеснили, смутили, навели боязнь и малодушие, я не мог выговаривать некоторых молитв и возгласов на великом входе и по освящении Даров молитвы В первых помяни, Господи и заамвонной молитвы: я был задавлен врагами, убит. Похоть очей и похоть плоти, от которых я не берегся тщательно ранее, но удовлетворял ей, теперь смущала меня немилосердно и повергала меня в тесноту. Только отпуст литургии я выговорил вполне, возведши очи к небу. Благодарю Господа за причащение Святых Тайн.
Даруй мне, Господи, благодать чистыми, духовными, а не плотскими очами взирать на женские лица и не помнить и не иметь зла ни на кого из тех, кто сурово и уничижительно обращался со мною (Преосвященный митрополит Исидор, слывущий за доброго и кроткого Владыку, но в обращении гордый и уничижительный, впрочем, я уничижения всякого достоин и строгости. И спаси его, Владыку, за сие уничижение, Господи мой, Господи! А мне даждь благодать паче, сильнее любить его. Даруй мне в сладость молиться за него).
Даруй мне, Господи, благодать в сладость молиться за всех высочайших особ, живых и умерших, и сердечно, раздельно, ясно выговаривать имена их на молитве общественной. Ты нелицеприятен, Владыко Господи, Боже наш, ибо все люди, высокие и низкие, равно из брения и равно по образу Твоему. Да бежит Велиар, препятствующий мне искренно молиться за великих, сильных, знатных и богатых мира сего и напускающий на меня робость и боязнь с немотою, да и к бедным умершим внушающий небрежение и холодность. Даруй мне, Господи, молиться за всех искренно, как за себя, ибо Ты рек: возлюби ближнего твоего, как самого себя [Мк.12:31]. Носите бремена друг друга [Гал.6:2], молитесь друг за друга, чтобы исцелиться [Иак.5:16].
Отсутствие уроков в гимназии в нынешнее, почти каникулярное время для меня есть большая нравственная потеря – во мне оскудевает благодать.
Всякпияй от воды сея вжаждется паки [Ин.4:13] (под водою можно и должно разуметь вообще блага мира сего: почести, деньги, пищу и питие, наряды или одежду изысканную, домашнюю утварь [...], вообще домашнее убранство изысканное и дорогое, роскошное жилище, разные удовольствия: театр, музыка, игры, например карты и др.). Так, например, я получаю деньги, деньги и не насыщаюсь ими, всё мало мне, всё жажду и жажду больше; имею отличия – и желаю больших, имею квартиру – и желаю лучшей, мебель хорошую, экипаж лошадей – и желаю лучших, имею одежду нарядную – и желаю более нарядной, хожу в театр – и не удовлетворяюсь им, ищу какого-то идеала в нем – и не нахожу, остаюсь пустым в нем, меняю наряды одни на другие – и не удовлетворяюсь, жажду новых, модных; меняю мебель на мебель; получаю чины и отличия – и алчу новых, и всю жизнь мучусь алчностью новых земных благ, страдаю жаждою, ничем земным не удовлетворяемою, но более воспламеняющеюся; между тем о душе, удовлетворении ее небесных, чистых, нетленных и вечных интересов не забочусь или крайне мало; о духовном одеянии добродетелей, о духовной пище, о духовном питии, о духовном свете украшений не радею; не радею о том, чтобы приобресть Христа, вечный живот. А получив Христа, я вовек не вжадал бы. Эту тему развить в проповеди.
26 мая
Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать петь вечерню в мире и умилении и совершить Таинство Крещения непреткновенно и искренно в доме Яковлева.
Благодарю Господа, избавившего меня сегодня от греховного, пагубного, тяжелого вожделения и даровавшего мне премирное, пресладкое, нетленное излияние благодати Своей (вследствие сердечной молитвы моей и припадания к престолу благодати в Покровском приделе) и со дерзновением и утешением читать и петь канон утрени. Вчерашнее чревоугодие и пресыщение отозвалось во мне довольно тяжело за утреней. Господи! Опять вожделение, опять погаси его водою благодати Твоея.
Вчера утром пред крайне дождливою и продолжительною погодою, пред грозой, громом и молнией во внутренних органах моих была крайняя теснота, сильнейшее вожделение, величайшее нервное раздражение, от коих я избавился благодаря милости Божией, молитве покаяния, удалению от лицезрения и помышлений лукавых и приглашению меня на молебен.
Увы мне, не имеющему искренней любви к людям, и особенно к сильным и славным земли, хотя и они ближние мои, такие же люди, как и я, и, как все прочие люди среднего и низшего сословия, подверженные грехам и немощам и несомненно украшенные добродетелями (хотя некоторые из них), имеющие доброе и чувствительное, сострадательное сердце. Господи! Ты повелел не на лица зреть, иметь веру в Тебя и всех любить, как себя; даруй мне любить всех без различия по воле Твоей – и не раболепствовать славным и богатым и ученым мира, как и не чуждаться их, и не презирать простых и бедных и неученых; даруй мне всем воздавать должное.
Урок мне из книги «Христианское Чтение» за 1821 г. Однажды братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда же сей пришел, то Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление, и, когда нашел, что он не перенес, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди цело и красиво, а сзади всё разграблено разбойниками. Это относится ко мне, окаянному. Я не могу переносить оскорблений. Лет двенадцать тому назад я был у митрополита Петербургского Исидора по делу об уступке мною места законоучителя при Кронштадтской гимназии будущему зятю Григорию Цветкову (который был священником в Гатчине впоследствии). Владыка принял меня строго, сурово, оборвав меня на первых шагах, что я не умею ходить, креститься, кланяться, что я таким образом могу служить соблазном для прихожан. Хотел даже, по-видимому, уволить меня из гимназии; я в страхе, чуждом любви и истинного уважения, повергся пред ним на колени, ибо, казалось мне, он сам чужд любви и властвует гордынею и пренебрежением к нам, смиренным иереям. Не перенес я такого обращения и, пришедши к свояку, отцу Лаврентию, горько плакал о своем уничижении от владыки, который ни словом, ни духом, ни делом, ни видом не оказал мне любви, и невзлюбил я гордого, как мне думалось, митрополита Исидора, и вот доселе ощущаю в сердце неприязнь к нему, хотя ради подобающего от меня смирения пред архипастырем я не должен считать такое обращение за обиду, а за должную ко мне грешному строгость. И видно, что во мне много самолюбия, гордости, честолюбия, злобы, незнания себя: вместо того чтобы мне его возлюбить, я возненавидел его и чуждаюсь его и боюсь и не терплю видеть его и вспоминать его даже в церкви при богослужении. В сем каюсь сердечно Господу и молю Господа разрушить во мне эту долголетнюю брань, эту вражду и неприязнь к владыке.
О сем я и помолился сию минуту пред Святыми животворящими Тайнами, пред самым лиц ем Господа Бога моего Иисуса Христа купно с Отцем и Духом Святым.
Господи! Как часто изливаются в душу мою живые струи благодати Твоей, по вере моей и покаянию моему! Славлю Тебя, вездесущего и благопослушливого, праведного и святого, всем воздающего по делам.
27 мая
Прекратить мясоядение и всякое пресыщение чем бы то ни было и наблюдать мне строгий пост. Сегодня, при служении ранней обедни мне была чистая беда от немощи или, вернее, смерти сердца, отчего я не мог выговаривать многих слов.
28 мая
Среда. Отдание Пасхи. Благодарю Господа, даровавшего мне, недостойному, благодать прославить окончательно в сем году воскресение Христово – Святую Пасху торжественным пением в храме во время утрени... Дай Бог встретить и в будущем году этот всерадостный праздник.
Увы мне, Господи, яко имею сердце нечистое, не сочувствующее по самолюбию и растлению скорбям и радостям ближних, особенно державных и сильных земли и богатых, знатных и ученых, в том ложном убеждении, что они не знают и не желают знать нужд и бедствий бедного, горемычного народа и до конца испивают чашу удовольствий, забывая Бога, закон Его, правду Его, Суд Его. В семье не без урода: но все ли они таковы? Не многие ли из них люди весьма добрые, с добрым, сочувственным сердцем, с боголюбивым настроением души. Вот я не сочувствовал скорби дома царского и всей России по случаю кончины благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны, как и при жизни ее не вспоминал почти никогда искренно во время литургий, по наваждению дьявольскому, имени ее, наследника и супруги его и чада их первородного. О, испорченное эгоизмом и бесчисленными страстями сердце! Помилуй, Владыко, помилуй душу мою!
Благодарю Господа, избавившего душу мою, по молитве покаяния пред святою иконою Его (в зале моем) 28 мая, в четыре с половиной часа вечера от собрания, от сонма страстей моих: от лицезрения, от ревности и зависти к братии моей (протоиереям товарищам и младшим меня), получившей высшие меня награды (суета!). Чрез эти и подобные плотские страсти я почти непрестанно отпадаю сердцем от Господа, от любви Его, изменяю Ему, всесовершенному, вечному, всеблагому, пресладкому, прекрасному, пресветлому, всемогущему, премудрому, всебогатому и всебогатящему, превысочайшему и возносящему до третьего небесе верных Своих, любящих Его, всеведущему, вседовольному и всеблаженному, – так отпадаю от Него, от Его пресладкого общения чрез помыслы лукавые, блазненные, злые, завистливые, чрез пристрастие к деньгам, к пище, одежде, украшениям жалованным, к лицам, лепотою сияющим, забывая несказанную, нетленную лепоту Лица Божия. Увы! Безумный, я прилепляюсь к твари вместо того, чтобы всем сердцем прилепляться к Творцу, я на каждом шагу, почти на каждом мгновении я изменяю Творцу. Сколько отдельных тварей встречаю я днем, столько у меня и богов, столько кумиров. Слово это истинно. Увы мне! Увы мне, многострастному!
Господи! В любви Твоей утверди мене; любовь мира сего, любовь тварнуто отстави от меня, отринь, отрази от сердца моего. Тебе, Тебе единому да принадлежит сердце мое! Горе, горе да зрю всегда, ибо там, на небе, там, у Тебя отечество мне! Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном [Кол.3:1–2].
Благодарю Господа, принявшего всесердечное и разумное покаяние мое на петербургском пароходе 27 мая, в поездку мою в Петербург и избавившего меня от тесноты, срамоты, помрачения страшного по поводу невольной уплаты мною денег за проезд на пароходе Сергия Федоровича Травлинского. Державно, чудно, скоро избавил меня Господь за покаяние и веру мою от смерти душевной и даровал мне милостиво жизнь, оправдание, святыню, мир, пространство, дерзновение. Благодать привлекла ко мне и директора гимназии Яниша, бывшего на пароходе.
* * *
Благодарю Господа, сегодня во время всенощной избавившего меня за покаяние от смертоносного терния страстей моих и даровавшего мне слезы умиления, избавления, оправдания, мир, простор, дерзновение, свет и силу душе моей и мысли светлые для проповеди в Вознесение Господне.
Вера – охранительница здравия, целомудрия, безопасности, подательница мира, правды, святости, света, силы, мужества, дерзновения и всякого благословения Божия, всякой благодати. Блаженны все, ходящие верою.
29 мая
Вечер. Воскресение. Благодарю Господа за величайшую милость, явленную мне во время литургии, особенно во время чтения Евангелия, когда струя жизни и силы Божией излиялась в сердце мое и прогнала смерть сердца, скорбь и тесноту; благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин.
Благодарю Господа, избавившего меня пред самой вечерней от подозрительности и гордости к отцу диакону Полетаеву, после покаяния и припадания моего к престолу. Благодарю Господа за державную помощь при крещении младенца Константина у Славинского Петра Николаевича.
Сквозь красоту и сладость земных благ мы не видим, близорукие, тленности и скоротечности и суетности их и прельщаемся ими, отпадая сердцами от Бога.
30 мая
Билеты надо написать для экзамена в восьмом классе.
Лакомиться отнюдь мне не надо: мясное есть, пить пиво, сладкий чай, есть варенья сладкие: от всего этого делаются чрезвычайное возбуждение половых органов, теснота в членах – спать нельзя, опасность относительно блуда.
После ранней обедни. О, как я беден, окаянен, нищ, слеп и наг и немощен до крайности! Во время ранней обедни до того враг обнажил и пленил меня, расслабил, умучил меня, что я ударился в слезы жалости о себе и покаяния глубочайшего. Многомилостивый, видя мое смирение и покаяние, умилосердился надо мною и послал мне свыше помощь Свою, приодел меня Своей благодатию, как ризою, умиротворил меня – и я причастился с дерзновением Святых Таин, оживотворившись ими; с дерзновением сказал отпуст, как и вчера во время ранней Вознесенской (праздника) обедни. Благо мне было по причащении. Но, по окончании обедни вошедши в алтарь святых апостолов Петра и Павла, я увидел сапоги настоятеля у царских врат и вознегодовал на него, допустил сердечную к нему неприязнь, которая сильно меня смутила и уязвила: я начал каяться усердно Богу в отпадении от любви, в неприязни, в злобе, просил оправдания кровию Господнею – и Господь, видя искреннее покаяние, простил меня, даровав мне опять мир и жизнь.
Шесть часов вечера. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, яко приял еси усиленное покаяние мое во время прогулки моей в моем садике, в который я вышел после того, как позволил себе поласкать и потрепать по лицу девицу Евдокию [...]. Благодарю Тебя, яко послал Ты мысли благие, светлые, отрезвляющие и благодать милующую и очищающую, умиротворяющую, освящающую. Так Ты, о превысочайший, всеблагий, всесвятый, премудрый Господи, создал природу нашу чистою, святою, прекрасною, бессмертною, нетленною, создал для высочайшей, благой, святой и премудрой цели, а не для плотских, нечистых наслаждений грешной любви или чревоугодия и плотоугодия. Да исчезнут помышляющие таким образом! Но наслаждение скоротечное даровал Ты как побуждение и напоминание и поощрение к продолжению рода человеческого и к поддержанию стихийной земной жизни, ибо тело получает средства к продолжению жизни извне, а не из себя. И средство обращать в цель жизни – нелепо и значит извращать законы естества и ругаться над природою своею, а чрез то и над Самим Творцом природы человеческой.
Что значит богослужение и для чего оно? Что значит служить Богу? – Значит обращаться и прилепляться образу к Первообразу, малой капле жизни к бесконечному Источнику жизни; созданному в преподобии и правде – к Источнику правды вечной, созданному во святыни – к Источнику святыни, созданному с свободною силою – к Источнику свободы, одаренному разумом – к Источнику премудрости и разума. Служить Богу – значит причащаться святыни и правды Его и благости, любви (ибо Бог есть любовь [1Ин.4:8] и благость бесчисленная), мира Его, свободы Его, премудрости и силы, света и благоухания Его, – но всё это только под тем условием, если приступающий к Богу человек приступает с верою, любовию, смирением, усердием, с покаянием нелицемерным, с крайним желанием быть тем, чем всякий человек должен быть по намерению Божию. Служить Богу есть блаженство человека; служение Богу есть непрестанная обязанность всякого человека, особенно христианина, ибо Господь Сам служит ему, его спасению дивным Своим смотрением или промыслом домостроительства. Человек служит своему телу, питает и покоит его, одевает его – кольми паче должно служить душе [своей], обращая ее всецело к Богу.
Служа Богу искренно, человек избавляется от греховного пленения страстей, очищается, освящается, умиротворяется, питается и укрепляется и просвещается духовно, и если не служит Богу, то служит непременно греху, страстям своим, диаволу, врагу своему, отпадает от жизни и впадает в ров погибели. Душа наша – существо деятельное; она не может бездействовать, а потому, если не делает она доброго, то непременно делает худое; кто не собирает со Мною, тот расточает [Мф.12:30].
И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога [Лк.24:53]. Вот урок для христиан, если они хотят быть искренними христианами: они должны быть как можно чаще в церкви и хвалить и благословлять Бога, как и установила это Церковь и как делают это истинные христиане, каждый день бывая в церкви на славословии Божием, ибо этим ослабляется сила диавола над нами, побеждаются страсти, наклонности и поползновения греховные, человек научается святыне и правде чрез всё время своей жизни и таким образом угождает Богу и сподобляется нетления. А это цель всей жизни.
31 мая
Мне дана от Бога благодать молиться за живых и умерших, особенно во время литургии, при приношении Бескровной Жертвы, и это есть долг мой священный. Какое широкое поприще для христианской любви, для проявления в самой высокой степени теплого христианского чувства и горячего желания спасения в Боге всем христианам и всем людям до единого! А так ли бывает со мною на самом деле? Увы, нет. При совершении литургии я оказываюсь по причине своей страстности и множества искушений немощным, грешным, не соответствующим своему высокому положению и тому духу любви, который дышит во всех молитвах церковных; я чувствую себя окаянным, бедным, нищим, слепым, нагим грешником. Я сознаю тогда всё ничтожество пред святителями Василием и Григорием и Иоанном, пред всеми апостолами, иерархами, преподобными, совершавшими Бескоровную Жертву! Они были огнем, а я – лед; они были небом словесным, а я – земля, земля, земля; они были в Духе животворящем, а я – плоть и окаянство!
Шесть часов вечера. Благовест ко всенощной. Благодарю Тебя, Господи, за пять минут пред сим избавившего меня державно и всеблагостно от тесноты и скорби и смерти душевной, постигших меня за лукавое воззрение и похотение на девицу, жившую у Несвицких и просившую у меня совет на поступление в монастырь и книжек духовных для чтения. Я искренно покаялся, пришедши домой и приклонившись на колени пред ликом Спасителя в зале; и сейчас почувствовал струю жизни Духа Святого, струю живительную, исцелившую и очистившую душу мою от страсти похотной. Слава Господу! Утверди меня, Господи, во святыне с целомудрием.
Восемь с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сейчас помиловавшего и исцелившего меня от величайшей скорби и жал змеиных и скорпииных, коими уязвил меня сатана еще в церкви при произнесении молитвы: Христе, Свете истинный, а потом по поводу злобы дьячка Каменоградского, не хотевшего выдать свидетельство о смерти младенца. За веру и упование едино Господь помиловал меня, спас меня, оживил меня, умерщвленного грехом.
* * *
Молитва преподобного Ефрема Сирина.
Наказание (церк.-слав.) – вразумление, назидание.
Неглижировать – пренебрегать, относиться к чему-нибудь без надлежащего усердия, внимания.
Преложение (церк.-слав.) – претворение (литург.).
Совершити (церк.-слав.) – восполнить, довершить, сделать совершенным, освятить.