Источник

Июнь 1880 г.

1 июня

Благодарю Господа, избавившего меня от лукавого похотения, нашедшего на меня вчера вечером в двенадцать часов ночи, когда я сидел у [...].

Приношу Господу благодарение за возвышенные помыслы и чувства во время воскресной всенощной и за возвышенную и всеобъемлющую молитву ко Господу о всех и за вся, во время которой я был духовен, возвышен, мирен, блажен, ибо чувствовал в себе веяние Духа Божия.

После обедни. Горе и увы (!) мне было во время обедни то от утомления сочинением головоломным (проповеди), то от малого сна, то от чревоугодия (немного пива, вина пил, ел бульон, мяса немножко, наконец стакан молока), то от неслужения в продолжение двух дней, слабость, болезненности нервов, бешенство детородных частей, злоба дьявола невыносимая ужасно мучила меня, подавляла, стесняла: я корчился, ежился, беспокоился, раздражался на стоявших в алтаре Попова капитана и прочих. После причащения успокоился. Заамвонную читал довольно хорошо, отпуст весь сполна.

После вечерни. Благодарю Господа, явившего во мне величайшую милость и силу Свою в служении литургии и в причащении Божественных и животворящих Таин Своих, коими решительно оживил меня, умерщвленного грехами моими и болезнею головы и внутренностей. Обедню совершил благодатию, милостию и помощию Его непреткновенно.

Величайшую милость и силу Свою Божественную явил во мне Господь и после вечерни, когда я, сильно взволнованный, утесненный, омраченный, посрамленный, убитый врагом чрез гнев на сторожа, разлившего деревянное масло на полу у иконы местной Спасителя и у самого ковра, мною добытого, в покаянии глубоком, с верою и упованием припадал многократно к престолу благодати Его (в Покровском храме придельном), и, хотя враг адски злобно усиливался удержаться во мне, наконец чрез усиленную и упорную, твердую веру мою, непобедимой благостью и силой Божией был изгнан из внутренностей моих, – я был помилован и получил мир и свободу с дерзновением. Ну уж и борьба была – на жизнь или на смерть; враг крайне упорствовал, злился, мучительствовал, язвил, терзал, но власть и милость Божия превозмогли: заслуги Господа, за меня пострадавшего, искупили меня, и я избавлен из ада, истинно из ада. О, какой я самолюбивый, земнолюбивый, страстный! Из-за пролитого масла на мраморный пол и из-за воображаемого повреждения ковра я разгневался и озлобился на человека, на создание по образу Божию, коего душа выше, дороже, почтеннее всего мира; я отпал от любви, кротости, незлобия, разорил весь закон Божий, состоящий в любви. Учу других, а сам не научился. Легко учить других, а самому не исполнять того, чему учишь; но надо непременно исполнить наперед самому то, чему учу. А пришел к вечерне заспанный. Спать не должно пред вечерней или если спать, то за час вставать до вечерни, чтобы бодрым идти к службе Божией, чтобы враг не мог нечаянно низринуть полудремотного и неуготованного на брань. (У меня сегодня с утра болела голова и в желудке чувствовался беспорядок, окоченение от несварения желудка или от скопления нечистот; после обедни мало-помалу прошла боль.)

Как мы не прозреваем сквозь сладость брашен и питей их последующего смрада и тления, да и смрада и тления чрева, их приемлющего, и всего тела, когда оно разлучится с душою, его оживлявшею и украшавшею? Как мы не прозреваем сквозь нежность и красоту лица и всего тела человеческого его будущей грубости, безобразия, тления, смрада и наконец праха, в который оно обратится по смерти, или его грубости, неблагообразия и дряблости в преклонных летах человека? Как мы прельщаемся тленом и не удивляемся Творцу, создавшему из праха столь прекрасное тело, и не пленяемся любовию Его, бесконечною красотою Его нетленною, вечною, первообразною, первоначальною, первовиновною? Как мы останавливаемся на тени и не видим истины? Как останавливаемся на преходящем подобно дыму и забываем Вечного и Присносущего? Поистине грех ослепил нас и часто не дает нам видеть света и истины, кружит нас, как кубарей124, и представляет нам все вещи наизнанку. Но истина должна восторжествовать – не вечно враг будет ругаться созданию Божию словесному, льстец и убийца рода человеческого должен получить возмездие от Праведного Творца и Судии, и мы да внимаем себе и слову Божию, как светильнику, сияющему в темном месте.

Враг диавол, подвигнув меня на гнев на сторожа за пролитие елея, наклеветал мне на него сильно, представив мне поступок его крайне тяжким и непростительным, едва не злонамеренным и рисуя мне картину и будущего небрежного обращения с деревянным маслом. А на поверку вышло, что он совсем нечаянно толкнул лампадку, и она упала и разбилась... Он потом замыл всё хорошо... Слава Богу, что дьявольская буря прошла без особого вреда.

О, сколь немощно сердце мое, дебело, грубо, нечисто, исполнено бед и скорбей и смертей бесчисленных от чревоугодия и пресыщения и пристрастий житейских, таких же грубых, греховных, смертоносных! Но сколь оно бывает мирно, сильно, тонко, чисто, светло, проникнуто истинною жизнию и блаженством, когда бывает соединено верою и любовию с Богом, истинным Животом! А между тем по причине долговременного навыка не престаю прилепляться к тленным вещам мира!

3 июня

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно языком Божественную литургию и чудно оживившего меня, мертвого прегрешениями, чрез причащение Божественных Своих Таин: я ощущал струи жизни духовной, проникающие чудно все внутренности мои, и возблагодарил Господа; но вскоре душа моя умертвилась чрез лукавое, с гнушением воззрение на одного некрасивого младенца, поднесенного к Святой Чаше. Я покаялся искренно в своем сердце в своем согрешении, и Господь помиловал.

Чего мы еще прилепляемся к земле, когда естество наше спосажено со Иисусом Христом на небесах, на престоле и туда предтечею о нас вошел Иисус Христос? О, неразумие! О, безумие! Отвержение своей существенной пользы! Святые угодники, понимая благодатию Божиею всю цену вечных благ, отверглись поспешно всяких мирских похотей и возлюбили всем сердцем Бога. А мы маловажное предпочитаем бесконечно важному!

4 июня

Среда. Открылось сильное течение золотушной материи ночью. Накануне и накануне кануна чувствовалось что-то неловкое, тяжелое, постороннее, гнилое, безжизненное в желудке и голова болела, голос был нечистый, слабый, болезненный. Я полагал, что засорен желудок (да это отчасти и справедливо, ибо несколько времени неправильно ходил за большой нуждой), а вышло, что в животе или около желудка скопилась золотушная материя, которая и стала течь ночью, хотя текла несколько раньше, дня два-три. Теперь стало мне легко, а было тяжело, невесело, неловко. Благодарю Пречистую Нетленную Матерь Божию, потребительницу тления, ибо в ушах была хлопчатая бумага, обмоченная в елей от Ее святой иконы у меня в кабинете. (И содовый порошок, мною выпитый вечером, по предложению Анны Константиновны, изволением Божией Матери, вся назирающей, имел полезное действие.) Взять еще.

Мати Дево Владычице, чистоты Сокровище, источи мне и всем нам чистоту сердечную и телесную; премудрости Сокровище, источи нам мудрость духовную, нужную ко спасению, к уклонению от греха и к деланию добрых дел! Аминь.

Среда. Утро. Благодарю Господа, восторжествовавшего благодатию Своею, милостию и силою Своею над всеми кознями врагов бесплотных, сильно уязвлявших и смущавших меня в начале утрени по причине мнительности моей касательно странного поступка свояченицы Анны Цветковой. Как дым рассеялись все смертоносные пакости во мне врагов, и я с величайшим веселием духовным, бодро и торжественно пел и читал каноны и говорил ектении, молитвы, отпусты. Слава милосердию и благопослушливости Владыки и Бога моего, Господа Иисуса Христа! Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу [Еф.5:18–19].

Благодарю и славлю Господа моего Иисуса Христа со Отцем и Духом Святым за дивное, державное избавление моего недостоинства от лютых во мне козней вражиих в то время, когда я шел в гимназию утром в девятом часу на экзамен учеников восьмого выпускного класса, и за дарование мира и тишины, света и силы и дерзновения, с которыми я оставался в продолжении всего испытания.

5 июня

Благодарю Господа, совершившего во мне, по молитве веры и покаяния моего, чудеса милосердия и избавления от лап диавольских во время утрени, в которые я впал за озлобление мое внутреннее на рабу Божию Параскеву Ивановну Ковригину за ее неблаговременный приступ ко мне за благословением, ибо в это время (пред утреней на улице) я выслушивал тайны совсем другой рабы Божией Екатерины Степановны Солоухиной. В продолжение утрени, в продолжение всего канона враг жалил и терзал меня, давил, губил, пока наконец усилинным покаянием и припадением к престолу благодати я совсем избавился от его козней. Обедню совершал с великим умилением, слезно. Слава Богу.

Причастился животворно и причастил человек двенадцать благочестивых женщин. Слава в них и за них Богу!

Благодарю Господа, милостиво и скоро услышавшего меня, кающегося в сладострастии мысленном и ощущаемом в движении сердца и плоти, и избавившего скоро от этого подслащенного, но гибельного яда, и даровавшего мне мир, свободу и сладость духовную, несравнимую ни с какою земною сладостию. О, да презираю слепую сладость земную и да возлюблю навсегда, на веки и вечность сладость духовную, непреходящую, святую, нетленную. Троекратное спасение.

6 июня

Пятница. Чревоугодие, лакомство, винопитие частое губит меня, душу мою. Сегодня во время утрени и ранней обедни мне была беда от искушений вражиих, от жал его ядовитых, смертельных, наглых, насильственных. А под конец утрени, когда я увидел купчиху Параскеву Ильиничну Андрееву, я, по действию врагов бесплотных и по своей страстности, почувствовал к ней неприязнь, убившую меня: я начал сильно каяться и молиться Господу у святого престола, да избавит меня от ней, да утвердит меня в любви ко всем; я обвинял себя в самолюбии, сластолюбии, чревоугодии, нелюбви, злобе, зависти, оправдывал ее, старался побудить себя к уважению и любви к ней христианской (ибо за богатство и за скупость ее она опротивела мне за то, что бедным не помогает, себе угождает).

Доколе я не буду жалеть и любить даже явных грешников как немощных, больных духом, как страждущих общею со мною болезнию душевною – грехом, страстями душевными? Ибо что в них, то и во мне.

Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от огорчения на дьячка за неблаговременную подачу (как казалось) записки с именами на молебен.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать помолиться с великою верою и усердием в квартире Марьи Ермолаевны Гречухиной. Благодарю Господа, милостиво и державно избавившего меня от скорби и тесноты и смерти душевной за покаяние мое в негодовании, укоризнах и гневе на нищих после молебна для Гречухиных, и за избавление от ядоносного вожделения при воззрении на [...].

Благодарю Тебя, Господи, яко потоки беззакония во мне иссушаешь за покаяние и веру и струи жизни и правды мне всегда источаеши милостию Твоею; благодарю Тебя, яко сечеши терние страстей моих.

7 июня

Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу [Еф.5:18–19]. Значит, исполняются духом мира сего те, кои поют светские песни, бывают в театре, кои читают светские книги, не читая Святого Евангелия и других священных книг; кои проводят время в ядении и питии и пьянстве и в разных увеселениях. (Я по опыту знаю, как исполняюсь Духом, читая и поя Богу в церкви, и как исполняюсь духом мира, когда живу для плоти и крови.)

Любовь к Богу несовместима с любовию к плоти и крови, то есть к многострастной плоти нашей и сторонней, людской, ибо какая совместность храма Божия с идолами?.. Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [2Кор.6:16,14,15].

После утрени и ранней обедни. Увидев во время утрени отца Павла настоятеля, занимающегося у свечной выручки посторонним делом, а не молитвою, и не в алтаре, в общении с нами (как и всегда почти бывает: а прежде, при отце Матфее ключаре в алтаре стоял), я весьма смутился его обычным невниманием и неблагоговением и даже огорчился на него (вот это последнее очень худо) и не мог спокойно говорить общую заупокойную ектению (родительская суббота Троицкая), ибо диавол язвил и умерщвлял душу. Когда же он ушел из церкви, я стал спокойнее. Во время обедни из-за того же настоятеля, из-за холодности его к церкви и нерадения о богослужении крайнее смущение и неприязнь к нему (это худо с моей стороны!), и я часто ежился и беспокоился; затем из-за натуги голоса дьячка Михаила Алексеевича тоже огорчение на него и неприязнь (дурно!). Змеи невидимые постоянно язвили меня крайне, постоянно я боролся, мучился; я был мучеником во время утрени и обедни, но Господь принимал мое сердечное покаяние и прогонял невидимых змиев и сподоблял меня мира. После причащения же Святых Таин оживил меня чудно, обновил, утешил. Слава Господу! Во время панихиды у Лебедева мне крайне тяжко было по малодушию моему из-за настоятеля и из-за нелюбви его, из-за холодного, надменного отношения его ко мне и прочей братии. Конечно, нужно было делать приличную сану важность, но не важничать без меры и обычаи братства не пренебрегать, как он (свечи не изволил сам раздавать братии и вместе не служит на праздники всенощной). Впрочем, даждь мне, Господи, зрети моя прегрешения и не взирать на недостатки ближнего и не предначертывать ему образа действия и манер обращения, а покрывать всё любовию и видя как бы не видеть. И знать больше себя, ибо каждый за себя ответит и каждый свое бремя понесет [Гал.6:5].

Церковь – рай, и святые и праведные люди – живые древа рая Божия, носящие ветви благоделания, носящие плоды добродетели. Поэтому как прилично и назидательно украшена церковь иконами святых угодников Божиих. Лютеранские и англиканские церкви лишены лучшего украшения и назидания в лицах и [подобиях].

8 июня

Троицын день начался для меня тяжкими искушениями во время ранней обедни. Встал я рано, в четыре часа утра, немного помолился и, озабоченный проповедью, стал писать, – проповедь не клеилась, напряжение умственное утомляло меня и наконец крайне утомило. Я пошел к обедне в болезненном, нервном раздражении. Пред обедней и во время ее обычные тяжкие дьявольские козни удручали меня. Молитвою покаяния я избавлялся от них – благодарю Господа. Но когда на великом входе враг поразил мое сердце немощью, параличом до того, что я не мог говорить имен наследника и наследницы с сыном, я впал в ропот на Господа, что Господь не помогает мне наступить на змию и на скорпию и на всю силу вражию [Лк.10:20], между тем как они наступают на меня и попирают меня столь нагло в такие торжественные дни пред лицом множества народа; я возроптал, упал духом, но не отчаялся, и снова стал умолять Господа о помиловании. Насколько просил, настолько и помилован. Канон Евхаристии совершил довольно мирно, хотя не совсем, но когда дошло до поминовения Святейшего Синода и митрополита, враг бесплотный опять напер на меня, наложил на меня тяжелую свою лапу, опять убил меня и не дал мне по малодушию моему выговорить спокойно титула митрополичьего – какая-то боязнь и стыд ложный поразили душу мою. Причастился спокойно, в мир душевных сил, но раздражение нервическое не кончилось: когда приобщал я малых детей и при чтении заамвонной молитвы, я путался от действия подлых сил демонских и должен был снова начать заамвонную молитву, и опять-таки не кончил ее по действию вражескому; сказал краткое слово поучительное. Отпуст не мог сказать от потрясения душевного по действу супостата и опять впал в роптание на Бога, что не помогает, будучи всеблаг, всесилен, всеведущ, вездесущ, всебодр. – А я сам не достоин помощи, как поправший столько раз дары Его благости и милости моим плотоугодием, чревоугодием, пресыщением, винопитием, суетностью, страстностью к лепоте одушевленной, телесной.

Дух Святой соделал апостолов, мучеников, иерархов, преподобных пламенными к Богу и ближнему, небесными, бесстрастными, сильными на всё доброе, непоползновенными на злое, обновленными, просвещенными.

9 июня

Благодарю Господа моего за служение ранней литургии в Успенской церкви и за причащение Божественных пречудных, прелюбвеобильных, животворящих Таин Его, коими я паки ожил духом, очистился, освятился, умиротворился, избавился от диавольского обладания и диавольских козней, особенно при венчании свадьбы и крещении младенца у капитана Верховского Владимира Павловича. Эти Таинства я совершал торжественно, непреткновенно, с великою верою и ревностию Божиею. Се, и еще жив есмь Тобою, Господи мой, Господи! Слава тебе, Живот мой, дыхание мое, Свете мой, Сила моя!

10 июня

Утро. Крайне осуждаю себя за то, что вечером 9 июня поел я с алчностью (аппетитом) телятины и мясного бульона тарелку, ибо по причине малейшей моей потребности в пище, которую я употребил хотя в малом количестве, но с избытком для тела моего, я обременил себя, а ночью дома не мог спать от избытка питания и обременения себя; должен был вставать неоднократно и делать необыкновенные, сильные движения по комнате, чтобы пища обратилась в пользу тела. О, да не поднимется больше рука моя на принятие пищи, особенно мясной, на ночь, да не прогневляю Бога моего более, да не буду врагом себе самому, да не будет чрево мое богом моим, да не погубляю души моей и тела моего.

Даруй мне, Господи, благодать искренно всегда молиться за живых и умерших и искренно благословлять именем Твоим всех ищущих благословения Твоего; избавь меня от боязни диявольской, запинающей и умерщвляющей меня во время общественной молитвы.

* * *

Вечер. Как я опишу страшные, непрерывные, до крайности наглые и насильственные козни врагов бесплотных над душою моею пред самой обедней и во время и после обедни на отпевании купца Лебедева в соборе нашем? Как часто духи злобы впускали в сердце мое адские жала свои, удручали, томили меня! Но, с другой стороны, как я возблагодарю и восхвалю Господа моего, державно, благостно и скоро избавлявшего меня от смерти духовной, которою поражали меня бесы, от жал их, от яда их, от адского огня их! Многократно Он спасал меня, окружая меня радостями избавления. Причастился я Святых Таин весьма животворно, утешился, укрепился, возрадовался. На отпевании возглас произнес по окончании ектении спокойно, твердо, разрешительную молитву прочитал твердо и громко.

11 июня

Среда. От вчерашнего сытного (с мясом) обеда на поминках ночь провел я довольно нехорошо – от тягости и тесноты в боках и крайнего беспокойства детородного члена. Еще напоминаю и повелеваю себе: не есть ни мяса, ни рыбы, а довольствоваться растительною пищею.

Вечер. Благодарю Тебя, многомилостиве Господи, троекратно (дважды утром и раз вечером) избавившего меня от внутреннего сластолюбия, когда я, в покаянии и глубоком сознании греховности своей, воззвал к Тебе внутренним воплем о помиловании, избавлении и очищении грехов моих. Даруй мне, Господи, благодать быть всегда верным пред Тобою и правым во всех путях моих и кроме Тебя не желать никакой другой сладости тленной, плотской, нечистой, да храню всегда в чистоте храм Духа Святого Твоего – тело мое, зданное125 пречистыми руками Твоими, и тела ближних всех, сколько возможно и зависит от меня.

12 июня

Что удерживает нас на пути греха во всю жизнь? – Прелесть, тьма, насилие греха, маловерие, леность и нерадение наше. По какому-то непостижимому безумию мы как бы забываем или не верим, что душа наша бессмертна, что мы воскреснем телами, что дадим ответ за всю жизнь, слова, дела и помышления; забываем, что весь вещественный мир, как стихийный, сложный, прейдет, он в самой природе своей носит начало разрушения. По какому-то безумию мы предпочитаем Сущему и Всесоздавшему, Первоисточнику и Первовине126 нашей тварей земных, вещество преходящее: плоть, ее красоту, силу, наслаждение, богатство, славу временную – и прилепляемся сердцем к тварям, а не к Творцу, у Которого всякая красота, сладость, богатство, свет, сила, вечный живот, вечная радость, вечная правда, святыня (существо души нашей), неотъемлемый мир, широта, пространство.

В ту самую минуту, когда ты из пристрастия или алчности к пище и питью, или к деньгам, или к другому чему пожалеешь этого тлена для ближних в их нужде или потребе, ты отпадешь от любви к Богу и ближним. Нарушишь весь Закон Божий, состоящий в любви, и умрешь душой, которую можно воскресить только искренним покаянием.

Поэтому не жалей потребного для ближнего никогда, кем бы он ни был, – это противно Евангелию; тебе Бог воздаст. Потому что доброхотного, а не невольного дателя любит Бог [2Кор.9:7]. Помни еще, как охотно и усердно и с какою любовию тебя угощают и тебе жертвуют добрые люди, и как часто, – вот искренняя глубокая любовь этих людей, духовных чад твоих к тебе! Учись у них этой альфе и омеге христианского закона; не слушайся наветов змия завистника и человекоубийцы. Мудрствуй горняя, презирай дольнее. Всеми силами стремись во всей жизни являть ко всем любовь и услужливость во всем; учись благоискусству любви и не попускай врагам бесплотным и плотским ругаться над тобою и окрадывать тебя, твое благоразумие, твою веру и любовь, твое спокойствие. (Из-за [...], часто обедавшей у нас после уроков гувернёрства, о чем бы надо радоваться и быть довольным, ибо и она – член Христа и Церкви Его и наш член. И вы тело Христово, а порознь члены [1Кор.12:27]).

Благодарю Господа, даровавшего мне великую и богатую милость пред служением литии по [Домнике], рабе Божией за городом, пред которой я смутился и получил язву в душе за огорчение на настоятеля, неправедно поступающего относительно дьячка моего (недостаток дров). Я покаялся втайне и получил милость, мир, свободу. Потом в кладбищенской церкви Господь помиловал меня, даровав мне благодать совершить непреткновенно всю службу и причаститься животворно. После литии на могиле у матери, когда дьячок мой Михаил напомнил мне о литии у тестя и тещи, я обиделся, ибо я служил недавно и не хотел теперь служить, хотя и отслужил с прискорбием на дьячка. В богадельне, покаявшись, я получил опять прощение от Бога. Пришедши домой, увидел Пасынкову, обедающую у нас, и очень огорчился; каялся дома, размышлял, молился, и Господь помиловал, умирил меня.

Когда действует в тебе страсть какая-либо, тогда не говори и не делай того, к чему побуждает и понуждает твоя страсть, а говори и делай противное ей: например если хочешь в горечи и гневе выговаривать кому за неисправность, действительную или кажущуюся, тогда найди что-либо хорошее в действиях виновного и похвали за то или вовсе не говори ничего, а скажи после, когда пройдет гнев; и опять, не спеши с выговором, а дай пройти пылу; или когда жалеешь кому яств и питей на столе и алчность понуждает тебя не приглашать к столу сторонних, ты, напротив, охотно и усердно предлагай есть и пить, говоря: пожалуйте, покушайте еще и еще, вы сделаете мне удовольствие. И так всегда поступай с людьми честными, чтобы и они благословили тебя в душе своей и прославили Бога за тебя и поставили тебя в пример себе и другим. Ибо так славится имя Божие в людях.

Крестное знамение во время богослужения, особенно при священнодействиях и при благословении народа или вне богослужения отдельных лиц, изображай всегда со вниманием и верою и с сердечным убеждением, а не кое-как, не небрежно, не без силы и вяло, как часто делывал ты, ибо крестное знамение всегда есть для верующих сила Божия во спасение. Прости мне, Владыко Господи, все бывшие грехи маловерия и нерадения при изображении крестного знамения на себе, на людях, на вещах.

Не по любви поступил я по приходе домой, увидев обедающих у меня посторонних лиц: Пасынкову и К., пожалев для них яств и питей и не пожалев их, но охладев к ним и почувствовав к ним неприязнь за хлеб-соль якобы мои. О, алчность, самолюбие, зависть, небратолюбие, сребролюбие, сластолюбие, нелюбовь, презорство, безумие, бессловесие, животность, зверство, ехидство! Сам угощаюсь постоянно у добрых людей радушнейшим образом: мне угождают, меня обожают, ласкают без меры, не жалея предлагают мне приятнейшие и дорогие яства и напитки, по напитании в руки влагают от преизбытка усердия душевного, а я в отношении к другим делаю напротив: жалею, смущаюсь, утесняюсь в сердце, трясусь, как Каин, ни смотреть, ни говорить не хочу с угощаемыми моею женою не по моему желанию. А ведь они члены Христовы, члены мои, любовь моя: я должен радоваться их радости, быть довольным их удовольствием; соуслаждаться внутренне их наслаждению, покоиться их покоем – как и печалиться их печалью, страдать их страданием, болеть их болями и болезнями, скорбеть их скорбями, их преткновения, их недостатки, неуспехи, гонения и озлобления считать своими собственными. Благодарю Господа, принявшего покаяние и помиловавшего меня, когда я помыслил и почувствовал так.

13 июня

Пятница. Благодарю Господа за бездну милости и силы Его во мне, недостойном, многострастном, ибо, когда стеклось во мне множество зол по причине пристрастия моего к веществу и по злобе моей, зависти, алчности, скупости и я палим был внутренне как в аду, и лишь я припал в покаянии к престолу благодати в надежде на милосердие Божие, как тотчас получил разрешение зол, болезней, тесноты и скорби и смерти душевной, получил мир, свободу, дерзновение, пространство, здравие души и тела и воскресение духом, возрадовался столь великому, чудному избавлению Господа; и на экзамен пошел с добрым духом. (Досада была на дьячка Каменоградского из-за заплаченных денег – жалованья из Думы.) Я подозревал его в злонамеренности, мстительности.

Пред очами моими сердечными рушатся милостию и силою Твоею врата и затворы смертные в душе моей и зиждется вновь жизнь в умершей пред тем грехами окаянной душе моей; Ты даришь мне жизнь столько раз, сколько я восстаю искренним покаянием, прибегая к Тебе, долготерпеливому и многомилостивому.

Крестное знамение на челе, сердце и персях для того, чтобы освящал Господь непрестанно наши мысли, чувства, все дела, чтобы весь человек был свят непрестанно; чтобы всецело мы посвящали себя ежедневно Богу, а не к тому себе жили, но Умершему за нас и Воскресшему.

Текст и тема на Неделю всех святых. Будьте святы... [1Пет.1:16]. Мы все должны стремиться неуклонно к святости и совершенству, как отрожденные водою и Духом, как взятые в удел [1Пет.2:9].

14 июня

Суббота. После всенощной. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе [Флп.4:13]: благодатию и силою Его сегодня на всенощной при говорении отпуста и молитвы Христе, Свете истинный попрал змию и скорпию [Лк.10:19], льва и змия [Пс.90:13], крайне устрашавших и расслаблявших меня пристрастием моим. Я припал с крепкою, непостыдною верою ко Господу, сидящему на престоле, и ощутил чудную струю силы благодатной, струю жизни Божией, уврачевавшей раны сердца моего и укрепившей меня. Но при чтении Евангелия супостат злой смутил, расслабил сердце и запнул меня языком моим, уязвил меня – но за покаяние Господь исцелил язву змиину. Слава Богу!

Двенадцать часов ночи. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от поползновения в растление и даровавшего мне мир и нетление. О, Ты непрестанно оживотворяешь меня, умерщвляемого грехами, и даруешь мне пакибытия спасение, в сыновство вводишь меня, утрачивающего оное грехами.

15 июня

Будь проклята моя алчность, что я вчера вечером, как и нередко прежде, наелся рыбы жареной, отчего не мог писать проповедь и молиться с горячностию, но как в дремотном состоянии и холодным, нечувствительным сердцем, и ночью не мог хорошо спать по причине тесноты в боках.

Лицеприятие и лицезрение, как и плотская любовь, есть вид нелепого нашего самолюбия: мы любим животною любовию некоторых людей потому, что они по своей красоте, имуществу, силе и влиянию доставляют удовлетворение нашей плоти и крови, но коль скоро не будет в них этих условий и они будут больны, некрасивы, безобразны, бедны, бессильны, у нас, того гляди, любовь перейдет в неприязнь; истинная же, христианская любовь относится главным образом к душе человеческой и ко всем истинным, действительным потребностям телесным и никогда не отпадает потому, что истинна и оттого, что основание ее глубоко и твердо.

Любовь к Богу и ближним и терпение при прочих добродетелях в святых угодниках поистине удивительны; они претерпели всякия лишения, скорби, болезни, изгнания, гонения, мучения, ради Бога и Царства Небесного, а мы не хотим, ленимся обуздать свое алчное чрево и работаем не Богу, а гнусному идолу чрева, которое будет упразднено, исчезнет, обратившись в прах и во веки не будет уже принимать ничего.

Лучше огорчить человека грешного, чем Господа Бога.

* * *

Вечер. Хочу принести благодарение Тебе, Господу Богу моему, за благодеяния Твои неисчетные, явленные мне в день сей с утра и доселе. За помощь при служении панихид, литургии поздней, за данное слово для проповедания людям, за молебны после литургии (при закладке дома Афан. Гаврилова, у лейтенанта Пеля по случаю отправления в заграничное плавание в Тихий океан, у Коршунова, в пять с половиной часов вечера; за панихиды вечерние и молебен в доме Брусова; за напутствие больного в дому Коновалова). Благодарю Тебя, Господи, за многократное избавление от теснот моих во время обедни и за скоропослушество Твое по искреннем покаянии моем; так, когда я после вечерни шел в церковь и выбранил двух нищих, особенно одного из них, сказав: ты у меня как бельмо на глазу, и грозил совсем прогнать его и оттого у меня сделалась скорбь и теснота на сердце, Ты простил мне мое жестокосердие, грубость и скупость, когда я покаялся пред престолом славы Твоей тайно, и даровал мне мир, тишину, дерзновение, пространство; а когда я лукаво взглянул в доме Коновалова и (я лежал больной на [...]) уязвлялся сердцем, а затем сейчас покаялся, – Ты возвратил мне мир, правоту, целость, свободу и дерзновение духа. Ну, словом сказать, как нет числа грехопадениям моим, так нет числа милостям Твоим ко мне, нет числа спасениям Твоим, нет числа пакибытий и обновлений Духа Святого. За всё сие слава и благодарение Тебе: благодарю Тебя за обличения Твои и наказания Твои, Судия праведнейший и Отец и Спаситель всемилостивейший, яко ревностию божественною ревнуеши о святости и целости образа Твоего во мне и достижении мною подобия Тебя, да вечно меня с Собою соединиши, на веки бесконечные меня Себе присвоили. Ибо ничто скверно или нечисто не войдет в Царство Твое [Откр.21:27].

16 июня

Понедельник. Сегодня, по поводу резолюции настоятеля на отношение полиции о высылке священника в окружной суд и извета его на нас, будто бы мы уклоняемся от исполнения треб, или служб по церкви, я крайне рассердился на него и заочно бранил его, поносил, укорял в безумии, сребролюбии, скряжничестве, в зависти, ненависти и злобе, особенно ко мне. Не стерпел я неправды и вышел из себя, на ненависть ответил ненавистью, на нелюбовь – нелюбовью, нетерпением, раздражением, ругательством. И таким образом нарушил весь закон Господа Иисуса Христа, состоящий в любви. Я должен бы был равнодушно перенести клевету настоятеля, отличающегося своею несправедливостью и мелочною придирчивостью, неприязнию к нам, недостойным (исправлял бы нас своим примером); я должен бы был предать дело мое Судии праведному Господу Иисусу Христу, судящему без лицеприятия не только благочинных и настоятелей, но и царей, и, творя правду, быть покойным и не обращать внимание на злой, из зависти и досады извет на нас, клевету, неправду. Ибо так и Господь поступал во дни плоти Своей: укоримый не укорял, страдая не возбранял127, но предавал дело Свое Судии праведному – Отцу Своему [1Пет.2:23], так и Святая Церковь ежедневно учит нас предавать себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу.

А я заочно стал дышать сам ненавистью, бранью, недоброжелательством к нему, угрозами, высказать ему то и то, то есть его неправды. Себя самого оправдывал (о, мнимая праведность! о, бездна греховная), а его обвинял во всем (хотя, впрочем, и действительно он виноват сам во многом, но это не мое дело: я должен знать свои грехи). Итак, я оказался виновнее всех в самом деле чрез свою ярость, ненависть, нетерпение, ругательство, свое расстройство и смятение душевное. Я разрушил закон любви и мира, не исполнил слов и советов, которые сам же предлагал народу в проповедях церковных и оказался медью звенящею и кимвалом звяцающим [1Кор.13:1], лжецом, лицемером, говорящим одно, а делающим другое. Каюсь от всей души во всем этом и во всех грехах моих и прошу милости у Господа, просвещения сердечных очей моих, ослепленных самолюбием, сластолюбием, гордостию и злобою и мира и тишины с братиею на будущее время. Молю Господа просветить сердечные очи и настоятеля нашего, да не дышит к нам неприязнию, завистью, клеветою, но да живет с нами в братской любви и ценит наши труды по приходу и по церкви как своих сотрудников, зиждущих общее благо прихожан и притча.

21 июня

Благодарю Господа, избавившего меня сейчас по молитве покаяния и духовного размышления от прелести блудной и даровавшего мне мир, духовную свободу и сладость, пространство и дерзновение. О, сколь благо ходить путем заповедей Божиих и быть в соединении с Богом! Сколь худо, бедственно, постыдно нарушать заповеди Божии, в коих состоит жизнь наша – временная и вечная!

Благодарение и слава чудному, всеблагому Богу нашему за дарование прекрасной погоды: с 15-го июня началась отличная, теплая с перепадающими дождями погода: вся природа оделась в веселый, цветистый, благоухающий, праздничный наряд. Вся тварь хвалит громко Господа.

Благодарю Господа за многократное избавление меня от борющих меня страстей и скорбей, теснот и упадка духа всякий раз, как я искренно прибегал к Нему в покаянии.

22 июня

Воскресенье. Благодарю Господа, даровавшего мне по прошению моему благодать совершить непреткновенно Божественную раннюю литургию, сказать на великом входе все имена, Святейшего Синода и митрополита по освящении Даров Святых, заамвонную всю, проповедь и отпуст.

Священник должен быть свят телом и духом и других вести к святости. Он должен ненавидеть всей душой всякий грех – блуд, сластолюбие, зависть, гнев, гордость, леность, невоздержание, корысть, жестокосердие и прочие грехи; лицезрение, лицеприятие, лицемерие и прочие грехи. Он должен быть святыней Господней, как древние ветхозаветные первосвященники, у коих на челе была надпись: святыня Господня [Исх.28:36].

Одиннадцать с половиной часов вечера. Благодарю Господа, сотворившего во мне великое чудо милости и спасения во время всенощной (в соборе), которую я стоял, готовясь к ранней обедни назавтра: Господь дал мне слезы умиления и омыл ими смертную тину грехов моих, совершенных в сердце и осязанием головы и лица девицы с пристрастием. Я ощущал прежде растление сердца, тесноту, скорбь, а теперь благодатию Божиею обновился, очистился, освятился, ожил.

Мне дано быть разумным по существу и быть непорочным и святым по благодати, я должен употребить для того внимание, прилежание, понуждение, труд, иногда очень тяжелый, чтобы я не слишком мечтал о себе и ценил дары Божии, достигаемые трудами своими.

Как ты, человек, орудия жизни обратил в орудия смерти (закон деторождения и органы его), орудия благости – в орудия смерти, орудия премудрости Божией – в орудия твоего безумия, орудия сладости Божией – в орудия дьявольского сладострастия, орудия правды – в орудия греха, орудия святыни – в орудия неправды и сквернения? Зачем ты, чудно, прекрасно, неблазненно, благостно устроенная тварь, ругаешься Создателю своему нелепыми сладострастиями твоими?

Если диакон или дьячок или сам священник, с тобою служащие, нерадивы и поспешны в служении или горды и надменны, не бойся и не стыдись их и не церемонься с ними, но смотри, говори и действуй искренно, открыто, мужественно, нимало не послабляя ни им, ни себе: уступка им была бы уступка диаволу, как и уступка и поблажка своим слабостям. Так поступай и со всеми, имеющими к тебе отношение по службе: со всеми действуй искренно, по правде, любя больше Бога, чем людей и не потворствуя человеческим слабостям, ибо потворство ведет к усилению их и в них, и в тебе самом. Будь строг к себе и к другим; имей соль в себе и другим ее сообщай, чтобы в тебе и в них был вкус добрый, Богу благоприятный.

Осуждаю себя за то, что я пожалел (во время литургии) о том, что меня не позвали на панихиду к Екатерине Щетининой, а только протоиерея и отца Александра. Ибо для чего я желал быть на панихиде? Для того, чтобы получить в свое время деньги, а не для того, чтобы с любовию помолиться о упокоении и прощении ее согрешений, – по алчности, самолюбию, чревоугодию, по пристрастию к праху и нерадению о душе, о ее спасении желал я быть на панихиде! О, алчность! О, самолюбие нелепое! О, отпадение от Бога, от веры в Него, упования на Него, от любви к Нему! О, безумие и дерзость, о, нелепость! Но всё довольство мое должно быть в Боге, Который для меня есть всякое благо: Он промышляет обо мне и по всех, Он подает всё...

В Петров день и вместе в воскресенье об апостольской и священнической богодарованной власти прощать грехи... С какою благодарностью, верою, упованием, любовью должно пользоваться благодатью прощения грехов; с каким святым намерением и каким усердием должно притекать к покаянию, как исправляться, усовершенствоваться во всякой добродетели! Воскресное Евангелие о простоте сердечной, нелукавстве, о нераздвоенности сердечной при служении, о превосходстве души, нами забываемой, и о том, как мы попираем ежедневно душу и ее потребности и как радеем о тленном теле, поставив жизнь свою вверх дном!

Православные члены царства русского должны помнить всегда, что они вместе и члены Царства Христова духовного, вечного, всемогущего, члены Церкви Божией и, памятуя, не забывать во всякое время – во время мира и брани, в благоденствии и злоденствии, в здравии и болезни, в счастье и несчастии, в бедности и богатстве, в знатной и простой доле, предавать себя всецело Христу Богу, призывать усердно как имя Господа Бога, так и Пресвятую и Пречистую Богородицу и всех святых, прославлять и благодарить за благодеяния. Церковь этому и учит в своем чине богослужебном.

Как свято должен жить священник, почти ежедневно соединяясь со Всесвятым в животворящих Тайнах!

Мне было крайне томно, тяжело, потливо (и желудок подергивало болями) пред сильным дождем, при юго-западном ветре 24 и 25 июня. Сегодня, слава Богу, при сильном дожде, начавшимся ночью, здравствую. Долго не спал ночью, но после прочтения правила к причащению, слава Богу, заснул.

25 июня

После ранней обедни. Согрешил ко Господу и пред людьми и пред собою, что возымел в душе сильнейшее негодование и почти озлобление на настоятеля собора Павла, обогатившегося без меры алчностию своею, жестокосердием и немилосердием непокаянным к бедным и к причту вполне равнодушного, негостеприимного, высокомерного; а вместе с ним вознегодовал и на всех сильных и богатых на земле, в жестокосердии и немилосердии живущих, только себе собирающих, а не в Бога богатеющих, и ревниво пожелал им всем кончины по делам их. О, да познают они, что сами они прах и ничтожество и что их ожидает суд немилостивый, как не сотворивших милости и бывших преткновением для многих. Но мене, Господи, утверди в любви и к самым сим людям, хотя часто и старым, ибо они закоснели в жестокосердии своем и в прочих грехах своих, и надо с любовью молиться за них Богу, могущему избавить души их от смерти вечной; да и ведь сам я не без греха, не без грехов и немощей, да и тяжких.

26 июня

Благодарю Господа, явившего на мне вчера знамение милости Своей многократно, но особенно во время всенощной, когда одолевало меня злое уныние при виде и слухе отца настоятеля служившего и дьячка Каменоградского. Во избежание этого злоуныния я молился за них, да помянет их Владыка Господь по милости Своей и благопременит сердца их, как и мое сердце. И сотворил сие Господь со мною и с ними. Протоиерей ласково просил меня прислать ему листок газеты, гласящей о духовном суде: я обещал непременно прислать (и вот беру!). После того я читал канон Тихвинской чудотворной иконе Богоматери торжественно, непреткновенно; дьячок Дмитрий Каменоградский смирился.

Какое прискорбие, что грех во мне не умирает, но живет и действует и пакостит во мне непрестанно и что я доселе нелепые мечтания его во мне принимаю как что-то действительное и смущаюсь от них, теряю мир душевный, впадаю в тесноту, уныние, тоску!

О, борьба, борьба с грехом! Когда ты кончишься? Когда перестану я воевать с тобою? – Только со смертию: смерть бо мужу (человеку) покой [Иов.3:23]; в этом отношении смерть вожделенна как прекращение войны с нелепейшим и злейшим и лукавнейшим грехом.

* * *

Благодарю Господа за избавление вчера, во время всенощной, за избавление по молитве покаяния от разрушительного действия плотских движений и дарование истинной жизни сердцу и органам телесным и за избавление от напряженных чувств к дьячку Камено- градскому, крайне много пропускавшему службу (паримии особенно).

Искоренять в себе всеусильно и всемерно ветхого человека, ибо во мне и в других людях находится странное двоедушие в одно и то же время: например, во время молитвы новый человек молится, славословит, благодарит – ветхий хулит; один доброжелателен – другой нет, один стремится к святости и правде – другой ко греху и неправде.

Благодать Божия – истинная жизнь моя, истинная, нетленная сладость моя, истинная, нетленная превожделенная красота моя, сила моя, слава моя, мудрость моя, радость моя, блаженство мне, мир мой, пространство мое (весь мир Божий, небо и земля при благодати – мои), богатство мое, знаменитость моя, труба моя громогласная, пение мое непрестанное, хвала моя, мольба моя.

При разрешении грехов кающегося благоговейно взирай сердечными очами на небо, ибо оттоле нисходит благодать и власть прощать грехи людские, благодать благостнейшая, неоцененная.

Прочь животные инстинкты и страсти, удаляющие меня от Бога и благодати Его и повергающие меня в растление душевное и телесное!

Крестное знамение на челе, на сердце и на плечах для того, чтобы Отец Бог восседал всегда в уме, Сын Божий – в сердце и Дух Святой во всей воле, во всех действиях; чтобы Святая Троица всегда проникала всё существо наше и управляла нами, также чтобы распинать помыслы, чувства и стремления греховные и посвятить Богу всецело ум, сердце и волю.

29 июня

Увы мне! Как сердце мое греховно, лукаво, плотяно, страстно, слабо, шатко! Увидел я вчера открытую грудь девицы во время литургии и поколебался, смутился, встревожился и едва умолил Господа избавить меня от беды, ибо сам довел себя до такой страстности! Вот до чего доводит пристрастие к тлену, праху, сену! А если бы я презирал всё земное, тогда я был бы как гора Сион – непоколебим и мир мой был бы как река. Но еще двоится часто сердце мое! И сколько мне бед от этой двойственности!

30 июня

Согрешил я вчера, неоднократно оговорив и осудив заочно настоятеля Павла в непригодности, бессердечности, глупости его служения, и особенно сказывания (хоть крайне редко) им проповедей. От Бога дар доброго, сердечного, плодовитого служения, а не от нас. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? [1Кор.4:7]. Моли же Бога, да даст Всеблагий и тебе и настоятелю дар горнего служения, ангельского, пламенного, святого, многоплодного.

Крайне мучительно было служение вчера ранней обедни в главном Андреевском храме по причине тяжких борений, искушений, козней бесовских, от которых по молитве покаяния и веры спасал меня Многомилостивый. Всякая безделица крайне раздражала и злила меня, особенно дьячковская неумелость в служении (на Блаженны... стихи канона читал без блаженных). Причастный стих не пел, а стихиры. Я был крайне взволновал и едва успокоился, употребив Святые Дары. После поздней обедни, когда с умыслом испытать настоятеля предложил ему, чтобы он позвал братию на пирог или на чай для праздника и ради дня его Ангела, а он наотрез отказал, я опять крайне смутился и впал в острую тесноту, от которой избавился покаянием и верою, припадая часто к святому престолу. Чувствую, что настоятель неблагодатный, холодный, мертвый, бессердечный человек, весь погруженный в корысть и самость, самообожение, человек хитрый, лукавый, самолюбивый, расчетливый, недружелюбный, презорливый, ни о ком добра не говорящий, а почти всегда зло. Господь да судит нас. Господь да просветит и его и наши сердечные очи к взаимному миру, уважению и любви. Что он имеет, чего бы не приял единою милостию Господа, а не по делам своим? И этого он не хочет видеть, думая, что всё приемлет по делам своим, все богатство даров вещественных. О, слепота! О, безумие вольное! Но посмотрим, куда пойдет твое богатство!.. Это даст нам видеть Господь в посрамление слепоты и безумия страстей человеческих. И теперь дочери уже разъезжают по России. Да видит Господь и судит. А нищие, нищие в презрении всегдашнем у настоятеля. Господи! Когда откроешь сердечные очи его? Доколе он будет камнем преткновения для меня и других со своими воззрениями, помышлениями, поступками противоевангельскими? И он же возносится, он же и правый человек, он же укоряет правоидущих!..

Впрочем, что же? Он праведник и не имеет нужды в умилостивлении Господа милостынями и в очищении грехов, а я грешник величайший воистину, и я имею нужду на всякий день в милости Божией и в очищении грехов моих жертвами Божественными.

30 июня и 1 июля

Благодарю Господа за избавление от величайших искушений, коим я подвергся по причине страстности своей, самолюбия, подозрительности, злобы, чревоугодия, честолюбия; 30-го числа из-за настоятеля Павла, когда он вышел на соборную панихиду в нижнем соборе, а я на хорах в приделе кончил службу Божию, крайне враг разжег меня на настоятеля (за его скряжничество и неподатливость, жестокосердие к бедным, хотя и сам я жесток сердцем и немилосерд); и 1 июля пред концом обедни разжег враг искру неудовольствия на отца Александра Таратина до злобы на него за обман, что хотел придти крестить ребенка в церковь, коему молитву давал, и – не пришел, сказав, что чередный священник окрестит... Долго мучила меня злоба, и уже в Успенской церкви спустя час, когда я там полагал Святые Дары в Дароносицу и припадал усердно к престолу, обличая себя, Господь избавил меня от злобных врагов. О, нет во мне смирения, благости, простоты, кротости, терпения! Не Божие ли мы дело делали? Не за счастье ли должны считать всякое служение Богу и спасению ближних? Этого в нас нет.

Нам всё нужна корысть, а не слава Божия, не спасение душ ближних. Мы охотно спешим туда, где наша материальная выгода, а где общая польза и общая кружка, туда не всегда охотно, особенно к бедным.

Сколько раз меня Господь спасал и кроме упомянутого случая во время утрени и обедни – нет числа! Слава Спасителю Богу!

* * *

124

Кубарь (устар.) – детская игрушка, волчок.

125

Здати (церк.-слав.) – созидать, творить, строить.

126

Вина (церк.-слав.) – причина, источник.

127

Возбранять (церк.-слав.) – запрещать, препятствовать.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle