Источник

Июль 1880 г.

2 июля

Доселе я не научился воздержанию, чистоте, целомудрию, смирению, терпению, незлобию и никакой добродетели. Боже, просвети тьму мою! Боже, помилуй мя! (На дьячка огорчаюсь за неумелость и слабость пения).

3 июля

Благодарю Господа за непреткновенное, легкое служение утрени с теплотою сердечною и ревностью. Только после утрени смутился и получил тесноту сердечную по поводу неприбытия дьячка Каменоградского к ранней обедни; но после покаяния Господь избавил от тесноты и смущения.

Благодарю Господа за избавление меня от тесноты и скорби пред обедней и во время обедни и за непреткновенное, благодатное с умилением служение литургии и неосужденное причащение Святых Таин. Многократно враг старался запинать и уязвлять меня – и многократно Господь избавлял меня, даруя мне мир и дерзновение. На великом входе отчетливо и громко выговорил все имена царские.

Благодарю Господа, избавившего меня сейчас от нечистого поползновения плотского сердца моего после усердной молитвы покаяния и даровавшего мне после тесноты простор сердечный, после смятения – мир, по стыде – дерзновение, по немощи – силу.

4 июля

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно утреню с ревностию пламенною, с веселием и широтою духа; благодарю Господа за служение литургии со слезами умиления до причастна и до причастия и до причащения и после причащения, ибо во время пения стихир дьячком вместо причастна я огорчился на него за то, что не поет причастна, и не покрыл любовью его опущения, а любовь паче всего, и оттого всё мучился крайне духом, особенно когда еще увидел в церкви стоящего седого иерея (это был тесть моего дьячка Михаила – отец Димитрий Дремяцкий). Только усиленным покаянием и верою с горячею молитвою я испросил у Господа прощение грехов и мир душевный. Но не тот же ли дух спасения, дух Христов, движется и в стихирах дневных, как и в причастнах? Впредь да держусь любви. Заамвонную молитву недочитал и пропустил в ней много слов от смущения. Прости, Господи! Согрешил Тебе чревоугодием и винопитием неумеренным; оттого я и чужд любви нелицемерной, вся терпящей, все покрывающей, нераздражающейся, милосердствующей.

6 июля

Воскресенье. Пред ранней обедней и в начале ее я был очень смущен и утеснен скорбью о кощунстве и злословии меня и любящих меня и Божию службу простых жен, но, размыслив и призвав в помощь благодать Божию, утешающую печальных, успокоился и служил довольно хорошо; только сердце было холодно и как-то болезненно, мертво. Впоследствии, чрез понуждение себя, Господь дал мне слезы умиления. На великом входе не выговорил имен великого князя Николая Александровича, по освящении Даров слов: В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и Господина нашего, Высокопреосвященнейшаго Исидора... Причастился животворно; заамвонную прочитал громко всю, проповедь сказал свою добре; отпуст произнес весь. На военном судне «Гридень» служил молебен добре благодатию Божиею; в конце враг запнул и уязвил меня озлоблением безумным на дьячка Михаила за непение Тебе, Господи при конце водосвятной ектении. Но по окончании молебна покаянием и верою я испросил у Господа прощение и мир душе своей, смятенной и утесненной.

Благодарю Тебя, Господи, сейчас отгнавшего от меня за искреннее покаяние мерзкую, блудную, пагубную лисицу от сердца моего.

Дым мучения их (грешников нераскаянных) будет восходить во веки веков [Откр.14:11], – дым их, то есть беззакония их. О злосмрадное беззаконие! Ты вечно не погибнешь, но живешь и коптишь свет, разъедаешь глаза, бросаешься в нос и в рот и проникаешь всего самого нечестивца!

7 июля

Сегодня, пред самой всенощной я выдрал за волосы и за уши нищего кривого мальчика в озлоблении на него и презрении к нему (о, окаянство!), так как надоел он мне частыми прошениями (о, нетерпение! о, непонимание нужды бедного!), и мне самому пришлось очень пострадать душевно за эти грехи и за жестокосердие, самолюбие, сластолюбие, чревоугодие, пресыщение, винопитие, за гордость, зависть, сребролюбие, за леность, нерадение, дерзость, мятеж против Бога и ближнего – я впал в тесноту, скорбь, боязнь, малодушие. Долго я каялся от всего сердца во всех этих грехах, и наконец Господь помиловал меня, даровав мне прощение и мир. Канон Казанской иконе Божией Матери читал громко, внятно, с чувством, неспешно, помазанно.

8 июля

Видел ясно покойника, полагавшегося в гроб, и кто же этот покойник оказался? Дядя мой Василий Михайлович, еще цветущий здоровьем и умерший как будто от вина, как казалось, и даже как будто не умерший, а заживо положенный во гроб. Сначала в корзину положили его, а потом корзину во гроб. А как бойко и живо, скоро убирал покойника во гроб гробовщик! А фартук его, или покров, коим он подпоясывался и коим, как мешком, накрывал ноги покойника...

О имени Господни обратиться к Павлу Петровичу Синебрюхову с просьбою пожертвовать в пользу попечительства две тысячи рублей на постройку Дома трудолюбия. Дай Боже, Тебе всё возможно. Твоя есть земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [Пс.23:1].

Благодарю Господа за доброе совершение второй ранней литургии в соборе, при чистом, громком голосе и при теплом чувстве. (Обедня Агафоновой по ее муже Антонии.) Благодарю за помощь и избавление при служении всех молебнов и особенно панихиды в театре по жене Тишкова. Благодарю за избавление от поползновения нечистого в сердце моем при чтении Евангелия у Захарии Сидорова в доме Голубева и в других случаях.

9 июля

Напрасно я поел вчера дома вечером студени из телятины и селедки, после того как закусил в гостях у Кожевнина, Захарии Сидорова: сегодня утром тягость и боль в спине.

Вечер. Господи! Воспомнаю милости Твои превеликие, которые Ты удивил на мне в день сей во время утрени, ранней обедни в Думской Успенской церкви и дома, после обедни, избавив меня от мучительства демонского и от озлобления на диакона Владимира и чтеца Димитрия; благодарю за помощь при служении литургии и при чтении седальнов и канона на утрени и за оживление чтением, за действие благодати во мне при чтении и пении, за мир, свободу, дерзновение.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей долгой и усердной от злого мечтания, диаволом во мне действуемого, после вечерни и в начале венчания брака в соборе и даровавшего мне благодать [побеждать] благим злое [Рим.12:21], терпением, кротостью и укрощением сердца моего действительную или мнимую злобу Каменоградского и Полетаева диакона относительно меня. По благодати Христа Бога, я совершенно избавился от злого мечтания во время брака и весьма свободно, мирно, весело, торжественно венчал брак, радуясь о спасении Божием.

Как русские офицеры, награжденные от правительства щедрым жалованьем, проводят время за границей, имея несколько наложниц, тратя на них огромные деньги, вступая в фиктивный брак на год или на два, а пожалуй и на месяц в языческом капище при языческом хулении бонз японских (буддийская вера); как пьянствуют, играют в карты. О, Россия! Россия! Каких ты имеешь сынов! (Откровенный рассказ Федора [Силонова], штурманского офицера священнического сына (отца Афанасия), бывшего в Японии около пятнадцати лет.)

Блуды свои оправдывает широкой натурой и за грех их не считает. Я ему сказал добрую проповедь.

А отставной генерал Рычагов что говорил мне о воспитанниках военно-учебных заведений, как их водят воспитатели на совокупление с женским полом, считая это за предосторожность от более худших грехов и вроде лакомства болящей страстями природе. О, натурализм! О, безобразие! О, нигилизм!

А что мне родственница Галахова рассказывала о русских богохульниках и богохульницах, что они говорят об Иисусе Христе Господе нашем, о зачатии Его, о Пресвятой Деве, высшей Херувимов, какие хулы дерзают говорить о Ней и о Божественном Сыне Ее! Знают ли это наши архипастыри? Боже! Помилуй нас! Где у нас вероучение? Где проповедь слова Божия? Вот к чему приводит светская рассеянная жизнь: гулянки, театры, клубы, чтения романов и газет и вообще только светских книг и отчуждение от духовных! О, язычество в христианстве, горше истого язычества! Не дастся ли Царство Божие языку, творящему плоды его [Мф.21:43] и не отымется ли от нас, язычников по жизни и деяниям?.. (Хоть бы китайцам и японцам?)

Какое чистое сердце, чуждое всякого житейского пристрастия, должен иметь священник, чтобы быть ему вместилищем и носителем Божественной любви и любви святой, пламенной ко всему человечеству, возлюбленному и спасаемому Богом во Христе Иисусе Господе, чтобы приносить Богу Бескровную Жертву о всем мире, о Церкви небесной, земной и преисподней, или о коленах небесных, земных и преисподних, чтобы искренно и от чистого сердца приносить Богу благодарение от лица Церкви – за патриархов, пророков, апостолов, мучеников, евангелистов, иерархов, преподобных и праведных, чтобы искренно молиться за всех умерших и за всех живых, о мире всего мира, благостоянии Церквей и о соединении всех, о Святейшем Синоде, епископах, пресвитерах, диаконах и всем причте, о императоре и всем царском доме, о всех людях, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и пр.?!

О, как высоко, велико, важно в нас то, что по образу Божию, то есть душа, для которой Бог Слово вочеловечился, жил на земле, учил, творил чудеса, страдал, умер, воскрес, для которого видимый мир и всё разнообразие тварей, подчиненных ему, для которого Ветхий и Новый Завет, для которого пророки, апостолы, евангелисты, вся иерархия, для которой основана на земле Церковь еще в лице Адама и Евы, потом патриархов и пророков! Для которой апостолы, евангелисты, мученики, преподобные, для которой столько чудес древних и новых! Что Творец мог дать творению Своему больше того, чем что Он дал ему, сотворив его по образу и подобию Своему, сделав его богом по причастию, по разуму, святыне и правде, по свободному произволению?

О, дорожи, человек, больше всего на свете тем, что в тебе по образу и подобию Божию, и не порабощайся тли греха и страстям плотским. Ревнуй всегда житию святых и будь на земли небесен. Будьте святы... [1Пет.1:16].

О горнем помышляйте, а не о земном... [Кол.3:2].

10 июля

Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от мучительного пристрастия, демонами злыми произведённого во мне во время обедни, пристрастия к ценным воздухам, или покровам, и отвращение от простых, малоценных, хоть чистых, поданных сторожем.

Благодарю Господа за избавление от мучительного блудного помысла, или лукавого, нечистого воззрения на девицу в конце панихиды по окончании обедни. Всё земное – прах пред Господом (и в наших очах должно быть); Бог – единственное верховное благо, красота, сила, жизнь, премудрость.

До третьего неба восхищен был апостол Павел [2Кор.12:2]. Какая честь человеческому естеству! Какие уверения! Какие надежды! Боже мой! И мы ли, христиане, еще прилепляемся к земле, к праху, к земной красоте, к земному богатству, к земным почестям, к земному здравию! Горняя мудрствуйте! Горе сердца!

11 июля

Превысочайшее и животворное служение литургии Божественной есть служение нетления и бессмертия, служение очищения, освящения и примирения людей с Богом, служение на земле небесное, страшное и Ангелам, ибо во время литургии священнодействуется и преподается в пищу и питье верующим Божественное Тело и Божественная Кровь Самого Бога. Как же должен священник совершать это служение, с какою чистотою душевною и телесною, с каким бесстрастием, с какою любовию к Богу и искупленному Божественною кровию человечеству, с каким миром, с каким благоговением и страхом!

Благодарю Господа, избавившего меня в начале утрени от змеиного уязвления, последовавшего за огорчение на благочестивую Параскеву Ивановну Ковригину пред утреней, и даровавшего мне торжественно прочитать каноны: Кресту, Божией Матери, святой великомученице Евфимии Всехвальной и святой благоверной княгине Российской Ольге; после утрени овладело было мною диавольское злое уныние, которое прогнал молитвою и покаянием в Успенской церкви пред обедней. Благодарю Господа за непреткновенное совершение всей литургии и панихиды от Калмыковых и за непреткновенное причащение Святых Таин.

12 июля

После всенощной в соборе на воскресенье. Благодарю Господа всемилостивого и всещедрого за превеликие чудеса милости и спасения, во мне соделанные во время всенощной по тайной молитве покаяния и прощения моего явно и дивно; первый раз, когда я стоял у святого Евангелия и смотрел на подходящих (подходила и прислуга моя, Евдокия); второй раз, после отпуста всенощной, на котором я пропустил святого апостола Андрея Первозванного и Петра и Павла и преподобного Стефана Савваита, и, в-третьих, по произнесении молитвы Христе, Свете истинный и окончательного отпуста: во всех трех случаях Господь избавил душу мою от дьявольского щемления, тоски, бессилия, малодушия и боязни и даровал мне бодрость дерзновение, мир, пространство, силу.

18 июля

По приезде из Новгорода. Благодарю Господа, совершившего со мною милость Свою по молитве покаяния моего и избавившего меня от насилия блудной прелести по разговоре с девицей. Вечер. Десять часов.

Одиннадцать с половиной часов вечера. Благодарю Господа, и еще избавившего меня от мерзости, скорби и тесноты, уязвления и насилия нечистых демонов, по сластолюбию, лености и нерадению моему проникших в сердце мое. Я покаялся и помолился Господу, и Господь тотчас внял молитве моей.

Курением Божества Своего Господь облаговонствовал всю землю, всех людей (курение ладана – образ того курения).

Какое дивное, разумное, прекрасное творение Божие человек, созданный по образу и подобию Своего Господа, Творца и Промыслителя! Какие дела делать на земле умудрил его Господь! Он, так сказать, есть продолжатель дел Божиих на земле: посмотрите на изделия рук человеческих во всех родах: на изделия металлические, художественные, на его разные ткани, льняные, шелковые, бархатные, шерстяные, на изделия из минералов, стекла и хрусталя, на изделия из драгоценных камней; посмотрите на его механические изделия, на его пароходы и паровозы, на его телеграфы, телефоны, железные дороги, на его здания, общественные и частные, на его храмы, дворцы, памятники, музеи, здание общественной выставки – и вы невольно удивитесь величию и силе ума человеческого и прославите Бога, даровавшего человеку такой творческий, смелый ум, излившему на человека такую бездну премудрости Своей, благости, силы. Человек владычествал над землею и водою, над пространством и временем (телеграфы).

В субботу поутру я был у утрени в соборе, читал и пел на клиросе, к концу утрени пришел дьячок Каменоградский, и, когда я в конце утрени вошел в алтарь, он стоял, опершись о ризничный стол, и, увидев меня, не приветствовал меня, не подошел принять благословение, и потом, когда я ушел на клирос петь Избранной Воеводе, пришел и он, тоже не приветствовал меня, не кивнул головой мне. Я огорчился на такую нелюдскость и невежество его и, став пред иконою Господа, молил Его защитить честь священства от дьячка и его вразумить. Осудил я и себя во всем. Что же Господь сделал с дьячком, какую дивную перемену в нем произвел? Прихожу я ко всенощной, которую служить начал настоятель, и Каменоградский подходит ко мне и, чего никогда не бывало, подносит мне для правила Канонник и Служебник. Я возблагодарил Господа за благопослушество и милость Его ко мне и брату Димитрию.

Господи! Избави мя от мерзости запустения, стоящего на месте святе в сердце моем, от кумиров плотской любви и водвори паки святыню в сердце моем, святыню Божественной Твоей любви, даруй мне нелицемерно, нелестно, неплотски любить всех в Тебе и ради Тебя, а не ради угождения своей многострастной плоти... О, любовь плотская есть величайшая вражда против Тебя, против меня самого и против ближнего, того самого, коего плотски любим, и против всех, ибо на всех нечисто взирает плотски любящий. Господи! Я впал в искушение, воспалившись плотскою любовию, и благодать оставила меня. Я каялся потом Тебе и просил избавления от этой мерзости. Сердце мое крайне расслабло и охладело к Тебе, Боже, и к ближним; я умер душевно... Но да восстану скоро и да возжгу [сердце мое] пламенем любве Твоя Божественныя, нетленныя; сие и даруй мне, молю Тя.

При служении ранней обедни Господь явил во мне, умерщвленном грехами, безмерное милосердие и величайшую силу Свою, даруя мне слезы умиления и оживотворяя душу мою, даруя мне силу противиться злым демонам, боровшим и смущавшим меня. В причащении Святых Таин Господь чудно оживил и обновил меня, обветшавшего и умерщвленного страстями. Проповедь свою сказал громко и сильно. При водосвятном молебне враг искушал меня карманом и кошельком, как бы кто ко мне в карман не слазил. О, тщетный страх, нелепый!

Десять часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне в садике моем при богомолении моем и ходьбе слезы глубокого покаяния во грехах моих, отъявшего прелесть и увлечение плотского сластолюбия и оживившего благодатию Своею душу мою. Мучительное жало было во мне.

Господи, даруй мне быть всецело объятым Твоим Божественным желанием, Твоею Божественною любовию; да не будет во мне ни на йоту любовь мира сего, любовь плоти и крови, любовь нечистых страстей, любовь сокровищ, любовь пищи и пития, любовь тварная, крепко противящаяся Твоей любви и разлучающая от Тебя, пресладкого Света моего. Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс.72:26]! Вкусих и видех, яко благ Господь [Пс.33:8]. Даруй мне, Господи, всех любить только в Тебе и для Тебя.

Каких и сколь великих неизреченных даров я сподобился от Бога в Крещении, Миропомазании, Покаянии, Причащении, Браке, Священстве! Сохранил ли и умножил ли я залоги благодати, дарованные мне в этих Таинствах и непрестанно даруемые в Тайне священства, в священнослужении, совершении Таинств, поучении народа и себя самого и в духовном управлении душами, мне вверенными? Сохранил ли великие обеты, данные при крещении? Совлекся ли ветхого человека, тлеющего в обольстительных похотях, облекся ли в нового, обновленного по образу Создателя моего [Еф.4:22–24]? Нет. Я вероломно нарушил обеты, прилагаю грехи ко грехам, к неверности – неверность. Но потерпи еще на мне, Господи, и не посеки меня, как бесплодную смоковницу, даруя мне время на покаяние.

Помяни, Господи, рабу твою Евдокию – и спаси ю, сохрани ю во святыне и правде.

Не даждь мне, Господи, с услаждением и вожделением воспоминать ни об едином женском лице красивом, да не пресытится сердце мое приятностью плотского вида человеческого. Души, души, а не тела любить даруй мне всегда, не кожу тленную, да не прельщает меня красота, доброта лица женского, ибо это дьявольская, гибельная прелесть

Увы мне! Диавол всякий день и час усиливается насадить во мне смертоносное терние страстей: самолюбия, чревоугодия, плотоугодия, сладострастия, корыстолюбия, лукавство, злобу, зависть, гнев, леность и нерадение, а я не усиливаюсь в такой же по крайней мере степени насаждать в себе все виды живоносной добродетели, даже и одного какого-либо вида ее! Мне обещана вечная жизнь за кратковременный труд борьбы с грехами и за упражнение в добродетели, а я нерадею, ленюсь – увы мне! увы мне! Но помоги мне, Господи! Одолей мою леность и воздвигни меня к вечной добродетели.

21 июля

Благодарю Господа, избавившего меня от мучительной подозрительности касательно отца настоятеля, утаившего, как мне думается, десять рублей за молебен на вновь открывшем рейсы пароходе между Кронштадтом и Петербургом: я предоставил этот грех его совести, отбросив сребролюбную ревность мою, и успокоился благодатию Господа, Которого умолял простить мне грех и оживить меня. Канон читал доброгласно.

Литургию раннюю в Успенской церкви служил благодатию Божией добре, обливаясь слезами покаяния; благодарю Господа за дарование глубокого покаяния и умиления и за причащение Святых Таин, оживотворение и обновление ими.

О, как чист, небесен, горяч в любви Божией должен быть священник, приносящий молитвы Господу и Жертвы Бескровные о всех людях! Без чистоты, без любви к Богу и ближнему, при самолюбии, сладострастии или злопамятстве, гневе, корыстолюбии, чревоугодии священник не может быть искренним и достойным совершителем молитв и Таинств.

Вы подносите мне золотой крест; при этом мне приходят на память слова Господа Иисуса Христа в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова Ангелу, или епископу Лаодикийской Церкви: Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное [Откр.3:18], то есть душу, очищенную огнем искушения. Я не купил и не приобрел еще сего духовного нетленного злата, – не всуе ли я буду носить это тленное злато, не стяжав злата нетленного, души чистой и сердца чистого? Вы подносите мне крест, украшенный камнями драгоценными. При виде сих камней припоминаю драгоценные камни, видимые тайнозрителем Иоанном в основании великого града святого Иерусалима (светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному [Откр.21:11]), коих было числом двенадцать: они означали двенадцать апостолов Христовых и добродетели каждого из них. О, если бы моя душа была одним из этих драгоценных камней!

Синебрюхову Павлу: Мое сребро и злато, Моя земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней [Пс.23:1]. Прикрой наготу свою (щедроту убогим), с собою ничего не возьмешь; да не будет на Суде Страшном богатство, тобою скопленное, против тебя, а за тебя; за тебя оно будет тогда, когда употребишь его на дела благие; для того Господь дал тебе время жития, чтобы ты распорядился благоразумно Божиим добром и не понес его с собою во гроб осуждения. Вот в Кронштадте множество нищих без крова, одежды, пищи, больных, увечных, калек – для них необходим дом для жительства, приюта или для труда. Попечительство в заботах своих просило петербургского купца Громова о пожертвовании лесу на постройку его, и он сделал распоряжение об отпуске лесу на две тысячи рублей, но этого крайне мало; надо на покупку кирпича и разных принадлежностей и на постройку до пяти тысяч рублей, – благоволите отпустить нам эту сумму на вечную о вас память; мы внесем имя ваше на вечное поминовение в церкви. Вам Бог воздаст в вечности за доброе дело. Дела их, сказано, идут вслед за ними [Откр.14:13].

23 июля

Благодарю Господа за избавление от многих тяжких искушений вчера во время ранней обедни, бывших следствием моего чревоугодия и нетерпения, особенно в конце литургии и на молебне пред Иверской иконою Божией Матери (диакон Владимир Полетаев казался мне очень груб и неуважителен; важничает). Но благодарю Господа, принявшего мое внутреннее покаяние и избавившего меня от козней вражиих и сподобившего меня причаститься животворно Святых Таин, а на молебне прочитать Евангелие. Даруй мне, Господи, кротость, незлобие, терпение, благость сердца, снисхождение, миролюбие.

После обедни ранней. Как возблагодарю Тебя, Радость моя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, что Ты сегодня во время утрени, во время ранней литургии и после нее, по выходе из церкви, на пути в здание седьмого экипажа флотского в доковом рву даровал мне величайшее спасение (за тайную молитву покаяния и веру) от скорбей и теснот лютых, коими поразил меня супостат за мою подозрительность касательно дьячка Каменоградского, за неприязнь к нему. Я был мертв по прегрешениям, и Ты оживил меня и даровал мне видеть свет душой, ради имени Твоего и ради святых пречистых и животворящих Таин Твоих, ради страданий Твоих, ради безмерного благоутробия Твоего. О, сколь мне благо быть с Тобою! Какая ужасная беда удалиться от Тебя чрез злое расположение сердца хоть на одну минуту! И меня скоро могли бы постигнуть вечные муки со всеми их ужасами, с вечными слезами и скрежетом зубов, если бы цена искупительных страданий Твоих и Пречистой Крови Твоей не выкупала, не избавляла меня, грешника лютейшего, от этих вечных мук. О, даруй мне, Господи, прочее время жизни без порока в сердце, в слове и деле прожить во славу Твою и во спасение мое и других ближних моих.

Мерзость Господу есть по прихоти, а не по крайний нужде в постные дни масло и молоко коровье и тем возбуждать страсти плотские. Так, я окаянный сегодня после ранней обедни поел перед чаем и во время чаю хлеба и булки с маслом в малом количестве и молока также и тем причинил своей плоти крайне сладострастное расположение, которое особенно было сильно во время сна и отдыха (в первом часу дня).

Настоящий день юбилея моего даст мне повод сказать нечто о себе, не в похвалу мою, а в славу Божию, о которой я не могу умолчать, ибо в продолжение 25-летнего моего священства славно прославился во мне Христос Бог, милость и суд Его, сила и правда Его. Впрочем, если и о себе скажу нечто, если похвалюсь чем-либо, не буду безумен: истину бо реку. Похвалюся и немощами моими [2Кор.12:5], и знамениями силы Божией во мне и во многих, многих других, прибегавших к Богу чрез посредство мое.

Синебрюхову Павлу. Многие лишились всего своего, иногда огромного достижения чрез пожар и другие бедствия, а у вас [век] весь хранил Господь достояние ваше. Поблагодарите за сие Господа, принесши дар меньшей братии Христовой, положите сокровище ваше на небе, во влагалище неветшающее, и стяжите сокровище неоскудевающее на небесах [Лк.12:33], да получите оное сторицею в животе вечном.

24 июля

Благодарю Господа за превеликие Его ко мне милости во время утрени и ранней литургии в избавлении от козней супостатов невидимых и за совершенно непреткновенное служение литургии и панихиды.

После обедни, пришедши домой, без нужды, не имея аппетита или желания, поел булки и черного хлеба с маслом, да чаю со сливками, и тем лишил себя благодати Божией чрез свою алчность, ибо когда одна солдатская женщина пришла с больным ребенком, чтобы я помолился о нем с нею, у меня сердце и язык были как бы параличом поражены: я с трудом мог говорить, сердце было холодно, мертво, нелюбительно, немирно, нетерпеливо. От масла и сливок надо мне удаляться: от них расслабевает крайне душа.

25 июля

Премного, всесердечно благодарю Господа, соделавшегося и нынешний день помощником и покровителем моим во спасение во время утрени и ранней обедни, яко даровал мне, грехами умершему, слезы умиления и оживил душу мою, избавив ее от прегрешений вольных и невольных, и сподобил животворно причаститься Святых Таин. Служил непреткновенно благодатию Божиею.

26 июля

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать торжественно прославить всех святых (субботняя служба) и помолиться с святым Дамаскиным за упокоение умерших в вере и надежде и прославить безмерное милосердие Божие к земнородным, живым и умершим. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от козней вражиих и пристрастий мира сего (златой крест с драгоценными камнями) и сподобившего непреткновенно совершить Божественную литургию в Успенской церкви и причаститься животворно Святых Таин. Благодарю Господа, избавившего меня в начале самом всенощной от демонской неприязни и жестокосердия к нищему молодому, хорошо одетому парню, просившему денег на пароход (я с досадой и гневом дал тридцать копеек); потом во время всенощной от хулы диавольской на Пресвятую Богородицу, мгновенно поразившую сердце при каждении на полиелее, потом по чтении Евангелия избавившего от тесноты вражией; затем после большого отпуста и особенно после молитвы Христе, Свете истинный, на которой от смущения преткнулся и замялся и онемел из-за отца диакона Арсения Добронравина, [...] сидящего за службой в приделе. Благодарю за многочисленные дивные спасения Господа моего. Крестил ребенка Николая после всенощной пресвободно, легко, ревностно. (Во время всенощной сильно пострадал я из-за движения в сердце моем дьявольской злобы. О, как необходимо незлобие!)

С 22-го июля доселе (до 27 июля) стоят сильнейшие жары с грозами. Жар доходит до 30 градусов, ночью до 20 градусов. Пот так и льет. Сегодня 25, суббота, сильная гроза вечером после всенощной.

Развращение есть величайшая вражда против Бога, создавшего нас по образу и подобию Своему в чистоте, против ближних, на коих похотствуем, и против себя самих, как растление храма Божия, в котором живет Дух Божий.

27 июля

Воскресенье. Утро. Пред обедней. Благодарю Господа, удивившего на мне милость избавления и спасения Своего, когда я, неправедно озлобившись на нищих, докучавших мне просьбами при следовании моем на требы, покаялся и искренно призвал Господа, спасающего меня всегда и непрестанно: Он услышал меня и тотчас спас меня, избавив от тесноты и скорби и даровав мир и пространство.

После вечерни. Благодарю Господа, даровавшего мне во время литургии глубокое, многослезное покаяние и тем обновившего обветшавшую и растленную грехами душу мою и укрепившего ее к непреткновенному, искреннему совершению литургии со многими слезами. Благодарю Господа, даровавшего мне неосужденное причащение Святых Таин и громогласное, сердечное проповедание слова Божия (моего составления, о силе веры); благодарю Господа за непреткновенное говорение заамвонной молитвы и отпуста и за таковое же совершение благодарственного молебна. Пред литургией надо усердно призывать Святого Духа Утешителя и Помощника, Совершителя Святых Таин.

Благодарю всемилостивого и благопослушливого Господа, двукратно избавившего меня по молитве покаяния моего от всегубительных стрел лукавого борца, люто уязвившего меня – раз в конце всенощной при чтении молитвы Христе, Свете истинный, в которой не выговорил из-за вражьих козней слов и исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, после чего я почувствовал в себе смущение, язву, тесноту, мрак, смерть, но после окончания службы и по припадании к престолу благодати в духе покаяния я удостоился прощения и мира; в другой раз злой дух запял и язвил и умертвил меня чрез наклонность мою к корысти и зависти, после того как дьячок сказал мне, что известный офицер Иван Матвеевич дал отцу Александру за молитву родильнице, его жене, и за молебен два рубля, а дьячку один рубль; я позавидовал отцу Александру и думал: напрасно я отлучался из Кронштадта в Новгород почти на неделю и опустил много доходу, – из-за этого надеяния безумного на деньги, а не на Господа, богатого Подателя всех благ, я ощутил в душе своей скорбь, тесноту, мрак, стыд, смерть и был в таком состоянии до того, пока искренно не покаялся и не умолил Господа, мною прогневанного. Это было после всенощной в соборе и после крестин у означенного офицера Ивана Матвеевича во дворе у купца Луки Попова в Нижней Широкой улице, пред панихидой, когда надо мной стряслась и другая страшная беда – гнев на нищих, гнавшихся по пятам за мною; во всем я раскаялся и удостоился великого, чудного, животворного помилования от Господа, мира, свободы, дерзновения. Слава милующему меня Господу! Слава скоропослушливому Владыке!

С величайшею духовною сладостию, торжественно, радостным гласом прославил я Владычицу Богородицу при чтении канона на всенощной в честь и славу Ее, Госпожи Всемилостивой! Благодарю Господа и Госпожу, что недостойными и нечистыми устами я сподобился прославить добрым чтением и пением красоту и славу рода человеческого, Приснодеву Марию Богородицу.

Благодарю Господа за благопоспешное служение поздней соборной литургии в кладбищенской церкви (по Ксении Никитиной) и за избавление от всех бесовских козней в начале литургии, отягощавших меня. Сколь мне было радостно после того, как я ощутил в себе силу и милость Божию, разрушившую демонское коварство! Но за то поймал меня лукавый на питии в кухмистерской Петра Алекс, в доме Симанского, напустивши на меня малодушный страх за себя, что не смогу сказать ектении и отпуста, что со мною и случилось. Этим он убил мою душу. Это из-за полутора стакана пива, выпитого у отца Николая после обедни. Сколь вредно хмельное питье!

Особенно благодарю Господа за избавление от величайшего искушения и смущения по поводу укоризны отца Александра (товарища из дьяков неученых), будто я перебиваю у него доходы, из-за чего я горячо посчитался с ним. Долго я был сам не свой и причащая больную в доме Цепова, и совершая панихиду над Анной Поповой (Луки Федорова жена), и едучи на пароходе, и ходя по пароходу, и идучи в Ораниенбауме по [Мартынской] на панихиду к Неустроеву. Глубоко и сильно я каялся Господу, наконец молил Его благость простить отцу Таратину его клевету, которой научил его диавол, и я воскрес, истинно воскрес из мертвых. Так убил меня исконный человекоубийца! О, какие искушения и скорби! Но по делом мне за мои страсти и пристрастия житейские и особенно за чревоугодие и корыстолюбие и сластолюбие чрева и чресел.

Сон после обеда крайне для меня вреден, делая меня нервозным, раздражительным. А ночью долго не могу спать.

Я в отце Александре заметил дурную сторону: клеветать на меня и бранить меня понапрасну из-за подозрения, – но и я грешный нередко, тоже по подозрению или хотя и справедливо, дурно отзываюсь сам о настоятеле отце Павле и браню его. Но брань моя не доходит до него, а если бы и доходила, он мог бы и сам взыскивать с меня за клевету и ругательство. Да и других отцев я нередко подозреваю в лукавстве и браню. Прости мне, Господи! Простите мне, братия! Я должен великодушно переносить обиды и клеветы и не озлобляться на обидящих, а молиться о них, да просветит их Господь и да не поставит им во грех обид моих, ибо обидит чрез них диавол.

29 июля

Воистину вера горы переставляет, как вчера после столкновения с отцом Александром, да и всегда. Но еще, Господи, даруй мне верою страсти побеждать, терпеть обиды, гонения, злословия, клеветы и быть искусным в смирении, незлобии, терпении, воздержании, чистоте и целомудрии, послушании и прочих добродетелях.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить утреню победоносно над врагами видимыми и невидимыми, боровшими меня нещадно.

Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою великую и милость неизреченную при служении литургии в соборе и отпевании жены купца Луки Попова и за неосужденное причащение Святых Таин, оживотворившее умерщвленную грехами душу мою. Благодарю Господа за непреткновенное отпевание, служение литий пред обедом в кухмистерской Алексеева. Благодарю Господа за избавление от студного блудного беса, напавшего на меня насильственно и нещадно. Господь принял мое довольно продолжительное покаяние, особенно когда я помолился пред крестинами у молодого Ромашева за городом. После этого я совершил крещение торжественным гласом. Благодарю Господа, вновь избавившего меня сейчас по молитве покаяния от блудного беса, напавшего [на] меня злонасильственно, вынудительно в час сей (двенадцатый ночи).

30 июля

Среда. Чрезвычайно много дано Господом Богом человеку в сотворении, промышлении, искуплении: он сотворен по образу и подобию Божию, сделан царем земли и как бы другом Божиим (Авраам друг Божий наречеся [Иак.2:23] и сыном Божиим); для искупления его от грехопадения, проклятия праведного и смерти вечной Сам Бог воплотился, учил, просвещал его, благодетельствовал всячески, исцеляя всякие болезни, воскрешая мертвых, наконец пострадал, умер и воскрес, сделал его причастником Своего Тела и Крови, отродил водою и Духом, запечатлел печатью святыни Духа Святого, обещал ему воскресение из мертвых и бессмертие. Но смотри, человек, тебе бесконечно много дано – от тебя и требуется и потребуется много и на Суде Божием. Ты должен знать волю Божию и хранить заповедь, любить Бога всем сердцем, всем помыслом, всею силою, паче всего не прилепляться к земному, ни к какой твари, жить чисто, свято, не оскверняться житейскими страстями, особенно блудом, невоздержанием, ненавидеть злобу, зависть, корысть, гордость, леность, нерадение, вольномыслие и пр., – в противном случае ты будешь наказан по достоянию вечным мучением как поправший кровь Сына Божия, кровь завета, кроме которой не обретается более жертвы искупительной. Смотри же! со страхом проводя время жития и содевая свое спасение, преображение столь дорогою ценою, не дремли и не спи.

* * *

После обедни. Благодарю Господа за дар непреткновенного служения Божественной литургии с умилением и слезами и за обновление в причащении Божественных Таин. О, какое блаженство вкушать Божественные Тайны! Какая сила животворящая, обновляющая, умиротворяющая, новотворящая! Какая духовная сладость! Какая радость! Какая легкость! Какое пространство сердечное!

Господи! Мне предстоит подвиг при встрече с сильным, богатым, знатным, опытным придворным протоиереем Гавриилом Любимовым при панихиде, служении обедни и отпевании Алексея Неустроева; даруй мне благодать стать пред ним неблазненно, не малодушно, не раболепно, не ревниво и не ретиво по смущению, в простоте сердца, в мире, с достоинством, с любовию, наипаче с любовию.

* * *

Жары стоят сильнейшие: ночью – 20 градусов тепла и днем сегодня 34 или 35 градусов.

Агница Твоя Евгения жаждет Тебя, Господи, славословия Твоего, причастия Твоего. Соедини же Тебе имиже веси судьбами, освяти, утверди, прослави. Блажени алчущий и жаждущий правды: яко тии насытятся [Мф.5:6].

Имея своим достоянием всещедрого, великодаровитого Господа, чего я еще жажду по причащении Пречистых Тела и Крови Его? Имея в себе вечную жизнь, зачем я прилепляюсь к благам здешней, тленной жизни, питающим только мои душетленные страсти? Имея в себе самый источник мира, зачем подвергаю себя смятению из-за суетных вещей? О, земное, неразумное, страстное сердце!

* * *

Вечер. В сколь великую и тяжкую беду душевную и телесную впал я сего дня при встрече на Ораниенбаумской пристани с семейством Броуна от невоздержания сердца и очей моих, когда подошла поздороваться со мною младшая его дочь Александра! Лукавый и нечистый поймал, изловил меня и врезался в душу мою своею смертоносною, претяжкою, адскою стопою и теснил и давил меня часа полтора до отхода парохода, во время ходу и после выхода из него до окончания литии над Неустроевым. Во время адской тесноты я каялся, умолял Господа всеми молитвами, всеми способами – Господь как бы не слышал меня, отвратил очи Свои. Наконец простер спасительную десницу Свою, избавив от греха и тесноты и прогнав виновника всякой нечистоты. Да живу же в совершенной чистоте сердца.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle