Источник

Январь 1879 г.

28 января

Нет теперь истинно христианского воспитания в России: суета проникла во всё воспитание юношества: воспитывают детей не для Христа, не для неба, но для мира, во зле лежащего, в суетных правилах мира, учат танцам, музыке светской, но не учат, как благоговейно стоять на молитве, как петь хвалу Богу; все науки, годные для мира, считают весьма важными и необходимыми, а науку наук, науку о Боге, Творце, Промыслителе и Спасителе, о богослужении, о христианских добродетелях, возводящих к Богу и соединяющих с Богом, считают почти ненужною для светских воспитанников.

Благодарю Господа за неизреченную Его милость, что Он обновил меня, искусившегося во сне, исцелил болезненного, сделал опять крепким бывшего в немощи великой, ободрил малодушного, утешил бывшего в печали, и всё это Он устроил чрез причащение Божественных Своих Таин Тела и Крови Своей. О, пречудное, Божественное Таинство! О, исполненное неизреченных благ Таинство! Сокровище спасения, здравия, мира, дерзновения, света, силы, премудрости!

О Шляпниковой Шляпникову завтра.

Сон пред пробуждением (на 29 января). Явился ко мне какой-то католик папист со своим сочинением и беседовал со мною, были и другие какие-то. Вдруг раздалось: папа идет; все встрепенулись и спрятали себя, я тоже стоял и ждал; является совсем больной папа в священнической шубе и шляпе, [крестящий], раскрывается – и кто же это? Отец Константин, совершенно изможденный от болезни и старости. Что это значит? Надо мне молиться о тесте моем отце Константине. Ему нехорошо, он мучится.

29 января

Благодарю Господа, милостиво внявшего молитве покаяния моего в коридоре (заднем со двора) у квартиры Ивана Кирилловича Гречухина и избавившего меня от диавольской нечистоты помысла и чувства, навеянной нечистым по причине моего сластолюбия и плотоугодия, и от тесноты и смерти духовной, и даровавшего совершить молебен с величайшим дерзновением и миром, пространством сердца. Свадьбу также венчал великолепно благодатию Божиею, непреткновенно.

После утрени. «Доколе продолжится эта комедия?» – сказал я девятнадцати человекам нищих мещан, стоявших у забора церковного дома в ожидании от меня милостыни, и я подал им сорок копеек не совсем охотно. Согрешил я пред Господом и ближними моими, братиею Христовою, сказав эти безумные и жестокосердые слова. Может быть, для меня, пресыщенного, быть голодным и во всем нуждающимся есть комедия, но для бедных это – горе. Осуждаю себя в самолюбии, гордости, зависти, дерзости, сребролюбии, жестокосердии, скупости, плотоугодии.

30 января

В Великий пост никоим образом не употребляй молока, памятуя, какой от него блуд в членах происходит и какие вонючие ветры бывают от человека по употреблении его; строго пост наблюдай.

31 января

Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа за величайшее чудо спасения, которого я удостоился единственно по милосердию Его, ради посильного покаяния моего и веры моей, яко зерно горушное. Я был озлоблен болезненно и нестерпимо раздражен на пьяного дворника Андрея и на жену его, особенно за прогнание ими из дому усердного помощника Алексея; меня палил, разжигал, губил демон злобы, я был как на угольях, как на терниях, как пронзенный сотнями жал змииных. Долго я каялся, молился Господу, долго несильна была молитва моя, бездействовала. Я всё мучился, наконец несколько слов особенной веры взяли верх над всею злобою и силою диавола; крепость милосердия Владыки и Бога сокрушили крепость злобы бесовской, и я вдруг исцелел.

Это совершилось у престола славы в храме в приделе Покрова Пресвятой Богородицы. Слава Богу! Я опять жив, мирен, пространен, весел. Да будет имя Господне благословенно.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle