Источник

Сентябрь 1879 г.

1 сентября

В сонном мечтании случилось со мною прелюбодеяние, коему пособницей во сне (не наяву) была сама жена моя (диавол во образе ее), завесившая окна среди белого дня от взоров людских. Взоров людских только я боюсь? А взор Божий, зреющий все сердца? А очи Господни, тьмами тем крат светлейшие солнца? О, растление сердца человеческого! Грех так силен в нас и во мне особенно, что если бы, кажется, не боязнь и стыд людской, то давно бы я сделал тяжкий грех, давно бы растлил себя! А это из-за наслаждения мясною пищею, плодами, сладким чаем! Боже! Помилуй мя и еще! Сохрани меня, Господи, впредь от всякого греха.

С 1 по 7 сентября был на съезде епархиального духовенства в Невском училище; в это время в свободные часы я проживал у родственников и гулял по Петербургу. Благодарю Господа, бывшего Богом спасения моего во все эти дни, особенно 1 сентября в два часа пополудни, когда я ехал в карете конножелезной дороги и по молитве покаяния получил дивное помилование от Испытующего сердца и утробы с миром и свободою в душе, а пред тем были на душе тоска и теснота! Благодарю Господа, даровавшего мне дерзновение сказать слово полезное и справедливое в собрании депутатов о справедливой благодарности совету попечительства об увольняемых из училища учениках Александро-Невского училища. Вот и ныне Господь спас меня за покаяние от внутренней нечистоты сердца моего.

8 сентября

Только ты внимай своей молитве, а Бог внимает. После ранней обедни в Думской церкви. Благодарю Господа всем сердцем моим, яко удостоил меня преизбытка благодати Своей, поколику умножился во мне грех от долгого неслужения (был неделю целую на съезде) и от излишнего наслаждения пищею и питием. Я был немощен сердцем и боязлив, но Господь послал мне дерзновение и силу совершить литургию, исключая некоторых изречений, которые давно восхитил от сердца моего супостат диавол и не дает мне выговаривать их, но я возмогу о Господе и одолею его, ибо силен Господь, помогающий мне; причастился я по милости Божией животворно; заамвонную читал задушевно, тепло, благодатно, непреткновенно, слово читал также задушевно, сильно (силою многою). После обедни на молебне Евангелие Богородичное читал благодатно, умилительно, отпуст сказал весь. Тяжкое искушение, бывшее со мною по поводу записи отца протоиерея в доходную книжку моего имени [в напраслину], победил покаянием и кровию Иисус Христовою. Я дерзнул бранить в алтаре протоиерея стариком алчным, сумасшедшим, сребролюбцем, бросающимся на всех подобно зверю. Встретившись с ним я по милости Божией обошелся с ним очень мягко, и весь гнев мой как воск растаял. Нахожу, что во мне очень много самолюбия самого щекотливого, и оно усиливается особенно от многоядения и питья, сластопитания; от поста, молитвы, причащения Святых Таин, от трудов постоянных самолюбие притупляется, распинается, как бы умирает.

В Невском монастыре на литургии поют каждый день антифоны кратко, на панихиде пред последней ектенией заупокойной первостоятель в служении читает вслух молитву заупокойную Боже духов и всякия плоти... вообще же, в градских приходских церквях, кроме Исаакиевского собора, служба отправляется небрежно, скоро, с большими пропусками.

На минувшей неделе, быв в Петербурге на съезде и у родственников, я в среду и в пятницу дозволял себе, окаянный, есть мясо, скоромные щи, молоко, яйца и пить вино. Что же из этого вышло? Вышло крайнее расположение к нечистым движениям плоти и духа моего, словом, вышло страстное расположение. Я сделал себе величайший нравственный вред, нравственную потерю, о которой должен плакать и которую должен вознаграждать всегдашним воздержанием, молитвою, покаянием, самоумерщвлением, трудами. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!

После всенощной 8 сентября на воскресение. Благодарю Господа за дар умиления во время всенощной и непреткновенного служения, хотя и были искушения от супостата; Евангелие прочитал умилительно, тепло, пропустив, впрочем, слова четыре поневоле и по искушению от противника; отпуст произнес весь непреткновенно; я употребил твердость в борьбе.

Но на первом часе отпуст несколько скрал, говоря его при пении певчими Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Господи, помилуй трижды, и за это скрадение я подпал под мучительное иго диавола, лишился мира и свободы, дерзновения, уязвился жалом змииным, стал раздражительным из-за него, суровым... Домой пришедши, усердно помолился в покаянии Господу и получил сладкое прощение от Господа, мир, свободу, дерзновение. Слава Богу, благопослушнику моему!

9 сентября

После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне великую победу над змием духовным, двадцать с лишком лет попиравшим меня во время литургии, особенно в праздники, на великом входе, и в нынешний день побежденным благодатию Христовою. Я совершил всю обедню непреткновенно, хотя и не без борьбы упорной, и причастился животворно пречистых Таин Христовых (пред причастием стужала70 мне некоторая враждебность на настоятеля, которую я победил покаянием и самоосуждением и благодатию Христовою).

Заамвонную молитву прочитал сердечно и отпуст сказал весь.

Сколь благо душе, на которую Господь воссел, как на коня, ибо Господне еждение есть спасение для души, любящей Его. Но если на ком не сидит Господь, то на том сидит диавол и ездит на нем, непрестанно понуждая его творить волю его, супостата. Среднего пути не может быть. Кто не с Господом, тот против Него, и кто не собирает с Ним, тот расточает [Мф.12:30].

Ты не ходишь в церковь, не совершаешь молитв с верными – ты не с Господом, а на Господа, как неверный; ты не читаешь слова Божия – опять ты на Господа, а не с Господом. Ты не творишь добрых дел – опять ты не с Господом, а против Него. Ты не исправляешь сердца своего, жизни своей, не оставляешь худых наклонностей, привычек, грехов – ты опять против Господа, ты противник, супостат Его.

10 сентября

Обвиняю себя всею силою мысли моей, всею силою чувства моего, всею силою воли моей во всяком содеянном мною грехе словом, делом, помышлением, чувством, примером, опущением, невниманием, нерадением, леностию.

Господи! Благодарю Тебя всем сердцем моим, яко удивил еси на мне спасение Твое утром сегодня во время утренней службы Твоей, отъяв от сердца моего смерть греховную, произшедшую от неправедного гнева моего на нищих. Я покаялся пред престолом славы Твоея, осудил себя, прося милости, и Ты оживотворил меня, умерщвленного грехами моими – чревоугодием, пресыщением, мысленным блудом, самолюбием, честолюбием, гордостию, сребролюбием, скупостию, алчностию, завистию, жестокосердием моим, леностию моею.

Вечер. Одиннадцать часов. Благодарю Господа за безмерно великую Его ко мне милость, ибо Он избавил меня по молитве покаяния от великой бури и величайшего волнения и смятения души моей и всего существа, от огня палящего и тесноты адской, постигших меня после того, как иеромонах Хутынского монастыря Никон сказал мне, что брат диакона Полетаева Феоген подал прошение протоиерею Павлу о принятии его, Полетаева, в клир. Я был раздражен этим и много судительных и порицательных слов говорил заочно о настоятеле отце Павле, в коих я раскаялся потом. Но когда я спросил настоятеля, верно ли то, что Полетаева вы берете, он дал отрицательный ответ. Я был введен в заблуждение отцом Никоном касательно Полетаева и настоятеля.

Часто впадаю я в заблуждение касательно настоятеля собора и моего начальника, имея о нем дурное понятие и понося его за недостатки, слабости, причуды, скупость и излишнюю бережливость. Нередко я был уверен, что он злонамеренный человек, несправедливый, например касательно дьячка Зрелова, которого он отрешает от места за проступки его. Зрелов действительно виноват. Быв на месте благочинного, я не потерпел бы его доселе и сместил бы с места давно. Между тем настоятель долго терпел его.

12 сентября

Согрешил я тяжко пред Господом, без ума смеявшись тогда, когда шла речь инспектора гимназии Цветкова о разговоре придворного протоиерея Рождественского с обер-прокурором графом Дмитрием Толстым о переведении протоиерея Богословского из Архангельского Московского собора в Успенский собор и когда Рождественский, получив согласие обер-прокурора и получив замечание: как другие согласны будут члены Синода, сказал: с теми-то я полажу. Тут я из подобострастия громко смеялся, а в мысли было унижение первенствующего члена Синода, митрополита Исидора. Тяжело согрешил я, осмеяв первенствующего иерарха Русской Церкви. Прости, Господи, меня, кающегося. Да простит мне душа твоя, иерарх Божий, грех мой.

13 сентября

Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе Боже, удивившего на мне и нынешний день чудо милосердия и оживотворения утром, после утрени, когда я в покаянии и молитве сердечной целовал сердечными устами престол славы Твоей в Покровском приделе нашей церкви. Грех мой был тот, что я возымел в сердце зависть, рвение и неприязнь к чередному иерею Александру за сребролюбные, корыстные проделки его, как я думал, с вдовою старицею Матроною Долгановою, отдавшею в распоряжение его (или настоятеля) двести рублей денег на панихиды и погребение и сорокоуст по смерти ее, которые хотела отдать мне. И я впал в сребролюбие и неприязнь, и огнь палящий объял меня, скорбь и теснота, но вот, когда я покаялся искренно, Господь простил грех и оживотворил меня чудно, явно, скоро. Слава долготерпению и милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушеству и скоропослушеству, благоуветливости и благопременению Твоему, Господи!

Если не служим Богу внутренне или внутренне и наружно, дома или общественно – в храме и в домах, то служим непременно плоти и греху и, следовательно, диаволу. Лучше же и необходимо служить Богу, потому и заповедует Апостол: Непрестанно молитеся [1Фес.5:17]. Душа не может быть совершенно праздна, она постоянно в действии или добром, или злом, ибо она – сила деятельная, она и во сне действует или по плоти, или по духу, смотря по тому, чем занимается она наяву: духовным или плотским. О, сколь благо служить Богу!

14 сентября

Благодарю от всей спасенной души моей Господа моего Иисуса Христа, милостивого Спасителя моего, ибо вчера пред всенощной в Успенской церкви я поражен был от врагов бесплотных немощию, бессилием и смертию сердца за чревоугодие и многоядение мои, и, когда воззвал ко Господу в покаянии в сердце моем о избавлении и оживотворении души моей, Он чудно и скоро оживил меня: я ощутил в себе силу, свободу, покой, дерзновение, и голос мой сделался силен и ясен. Затем опять неоднократно чрез искушения и наветы враг умерщвлял меня, но и опять за покаяние и воззрение к Нему с твердою верою и молитвою [Господь] спасал меня. Мясоядение и ядение жирных пирогов особенно вредно для меня: мясоядение [причиняет] сердцу грубость.

* * *

Благодарю Господа, удивившего на мне великую милость Свою во время литургии поздней в Успенской церкви дарованием благодати и силы для совершения ее с сердечною теплотою, слезами умиления; благодарю за непреткновенное совершение великого входа, пропитание заамвонной молитвы, говорение проповеди, заамвонной молитвы и отпуста. Причастился весьма животворно. Благодарю Господа, удивившего на мне скоро милость Свою после молебна Гречухиным в квартире Екатерина Михайловны Лебедевой, когда мысль о корысти лишила меня мира, свободы, простора.

15 сентября

Благодарю Господа всещедрого, ознаменовавшего и день сей в самом его начале милостями ко мне грешному, ибо скорбь и тесноту отъял от сердца моего в начале утрени, когда я покаялся в суровости, строптивости и жестокосердии к нищим, встретившим меня своими просьбами, потом за покаяние же мое отъял от сердца моего злопамятство и неприязнь к владыке митрополиту Исидору, восемнадцать лет назад принявшего меня крайне сурово и уничижительно (по делом моим). Много во мне самолюбия и гордости! Но надо с радостию принимать уничижения, поругания, досаждения, гонения, ибо этим врачуется ветхий человек, истлевающий в похотях прелестных. Еще Господь исцелил меня от уязвления сердечного по воззрении на чуждую доброту мимо проходившей, лепотно украшенной Творцом девы; раскаялся я в своем заблуждении, что не воззрел сердечными [очами] к Творцу всепрекрасному, Виновнику всякой лепоты в тварях, на Его нетленную, святую, несравненную, вечную красоту, и на душу человека, созданную по образу и подобию Божию, дающею красоту и телу, а воззрел на тело тленное, которое есть земля и прах, и телом прельстился. О, сластолюбие! О, безумие!

Скверно, преступно я сделал, что вчера в Воздвижение Креста (пост) я вечером поел икры паясной с булкой: от ней сильный жар и блуд в теле, крепит она сильно, жжет. Не должно мне есть икру, да и рыбу, разве редко и крайне мало.

16 сентября

Воскресение. Благодарю, славлю и превозношу Господа моего и Бога и Спасителя Иисуса Христа, даровавшего мне великую и богатую милость при служении всенощной и ранней обедни в даровании слезного умиления, непреткновенного служения и чудного насыщения души моей небесною Его благодатию. Причастился пречистых, животворящих Таин животворно, обновительно, победительно. Слава Тебе, Господи, Победителю смерти! Слава Тебе, Милосердие неизреченное, непобедимое грехами лютейшими, грехами всех людей.

17 сентября

Благодарю Господа за великую и богатую и скорую Его милость, многократно явленную на мне во время ранней литургии: раз во время уязвления и смятения сердца моего по причине огорчения на диакона Полетаева за его небрежное обращение со мною во время служения; я раскаялся в своем огорчении во глубине души, осудил себя за нетерпение и подозрительность, и Господь разрешил меня от скорби и тесноты, избавил от огня палящего, срамоты и бессилия сердечного; другой раз – во время причастна, когда я огорчился на дьячка Зрелова за его поспешное пение; на него особенно я огорчился и после причащения уже Святых Таин назвал его (вслух) ленивою лошадью в слух диакона; согреших дерзостию, злобою и нетерпением; за это долго мучился скорбию и теснотою почти до вечера, и в гимназии было мне тяжело. По окончании классов, идучи на молебен, я всем сердцем каялся в своих грехах по дороге, и Господь удивил на мне милость Свою, победил бездною милосердия Своего бездну злоб моих.

Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя [Мф.16:24]. Отвергнись самого себя, своего самолюбия, своих страстей, греховных поползновений, наклонностей, привычек, возненавидь всяческий грех, живущий в тебе, и возлюби правду, одну правду. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее [Мк.8:35]. Ты бережешь часто крайне неуместно жизнь свою земную, нерадя о небесной, духовной, святой, например когда очень щадишь тело свое и душу свою, не понуждая себя молиться, ходить в храм или дома, когда любишь много и сладко есть и пить или долго спать, когда, имея хорошие достатки, бываешь скуп и неподатлив на милостыню, когда вообще бережешь себя, не решаясь решительно бороться с живущими в твоей душе страстями, но как бы щадишь их, даешь им в себе место; когда не стоишь за правду и не борешься с неправдою, насилием, боясь подвергнуться неприятности, опасности потерять место, имя, расположение людей сильных и богатых, и прочее. Но если погубишь жизнь свою за правду, то спасешь ее для вечности; так погубили души свои, так спасли души свои апостолы, пророки, мученики, преподобные, бессребреники, все святые.

18 сентября

Благодарю Господа, многократно меня спасшего от грехов моих с их теснотами во время утрени и после того в продолжение всего дня и утешившего меня милостивым избавлением Своим.

Благодарю Владычицу, давшую мне слезы сладкого умиления при чтении Ей канона (Одигитрии на среду).

Возненавидь всякий грех всею силою души как мерзость, как безумие, как нелепость, безобразие, как смерть, как тьму, как ад, хотя он и старается всегда казаться прелестным и увлекательным; ты испытал двадцать миллионов раз, как он льстив и гибелен. Всем сердцем возлюби святыню, правду, простоту, мудрость Божию, чистоту, целомудрие, воздержание, незлобие, кротость, долготерпение, послушание.

19 сентября

Благодарю Господа, удивившего на мне обычную милость Свою во время утрени, когда я, подумав о большом преимуществе настоятеля в получении доходов и жалования, позавидовал ему и оттого получил в душе язву, тесноту, и затем, когда искренно покаялся в этом, признав свою долю весьма достаточною и даже избыточною и признав, что сокровище мое есть и должен быть Господь един, в Котором все сокровища жизни вечной и временной, я получил прощение и успокоился совершенно. Обедню служил с великим умилением, с обильными слезами и ими умилостивил Господа, прогневляемого всякий день моими грехами, особенно чревоугодием и винопитием. Вчера был у купца Лебедева в гостях и между прочим вино пил.

Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние мое от горького, лютого озлобления на свояченицу Анну Константиновну за то, что она скверный запах распространила по всем комнатам своею мазью (на руке). Когда я искренно осудил себя за разорение всего закона Божия, который состоит в любви, и просил всем сердцем прощения грехов, то Господь простил меня, даровав мне исцеление, мир, свободу, дерзновение. А пред тем какой раздирающий огонь был во внутренностях моих!

20 сентября

Четверг. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить с умилением и со слезами непреткновенно Божественную литургию раннюю и панихиду и причаститься животворно пречистых и животворящих Таин Тела и Крови Твоея. Благодарю Господа за победу над врагами невидимыми, уловившими меня и после причащения чрез немощи, страсти мои и бежавшими от молитвы покаяния и веры в Господа Иисуса Христа и в пречистые Тайны, во мне сущие.

Совершенным разумением, совершенным чувством читай и пой в храме.

21 сентября

Пятница. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу в мире совершить Божественную литургию раннюю чистым, ясным, сильным голосом и животворно причаститься Божественных Таин и совершить так же непреткновенно всю панихиду. Благодарю Господа, избавившего меня в час сей (десять часов утра) от великой скорби и тесноты и смерти сердечной, постигших меня за суровое, презорливое, гневное обращение с нищими, просившими у меня милостыни (а их множество, и подходят они часто с просьбою о подаче партиями в несколько человек). Я искренно покаялся в своих грехах, осудил себя всем сердцем, всем помышлением, всею силою воли своей, просил прощения у Имеющего власть прощать грехи и получил богатое прощение, великую и богатую милость.

Господи! Благодарю Тебя за любовь ко мне детей, воспитываемых мною в Законе Твоем, и посторонних и людей Твоих. Не мне, не мне, а Твоей сладкой благодати слава.

В попечительстве поговорить сегодня о безнравственности детей, мужчин и женщин, живущих в здании попечительства, и предложить вразумить их, а если не исправятся, то прогнать их. Это волчья яма, это шайка разбойников.

Вечер, десять часов. Без нужды за ужином я поел скоромного супу и съел два яйца с черным хлебом, не удовлетворившись малым количеством постного винегрета; согрешил пред Господом и пред собою; сердце загрубело от этого. Да не будет впредь такого легкомысленного нарушения поста, составляющего важную заповедь в христианстве, ибо Сам Господь, заповедавший пост, постился сорок дней и сорок ночей, совершенно ничего не вкушая [Мф.4:1–11]. Прости мне грех мой, Многомилостиве, и изглади его последствия.

Я часто сам себя бичую лукавыми и злыми помышлениями о настоятеле отце Павле, и только за искреннее покаяние милует меня Господь многомилостивый. О, даруй мне простоту и незлобие и смирение сердца, Господи!

22 сентября

Суббота. Благодарю Господа за многомилостивое избавление меня недостойного от скорби и тесноты, постигших меня за суровое и строптивое обращение мое с нищими. Это было несколько раз во время утрени и потом в продолжение дня неоднократно. Я каялся в грехах моих, осуждал себя – и был помилован. Благодарю Господа за дар слезного умиления во время всенощной.

23 сентября

В праздник Покрова Божией Матери из текста: яко сотвори Мне величие Сильный [Лк.1:49] о величии Божией Матери как одушевленного Кивота Божия, как сподобившейся всей полноты обожения и как всеблагомощной Помощнице, Заступнице и Избавительнице рода христианского. (Она вечно едина с Богом, Бог вечно в Ней, а Она в Нем.)

Четыре часа пополудни. За свое пресыщение и винопитие я сильно пострадал духом сегодня во время обедни; враг совсем одолевал меня боязнию и страхом, и если бы я не умолил Господа слезами покаяния до обедни, чувствуя свой плен, то не знаю, что бы было со мною при служении литургии. Какое нерадение мое относительно богослужения! Знал я, что в воскресение буду служить позднюю обедню, и при всем том с вечера много пил вина и много ел соленой лососины и прочие закуски немного. Доколе буду искушать Господа, Его долготерпение? Нужно неотложно воздержание, строгое воздержание!

Много я смущался сегодня при мысли о неравномерности трудов по исправлению приходских треб соборными иереями и настоятелем, но наконец Господь послал мне следующую успокоительную мысль: по благодати Божией я стал слугою всем: и братии храма, и прихожанам, но кто служит всем и всем раб, того Господь обещал сделать большим всех во Царствии Своем [Мк.10:43–44]. Если так, то в этом величайшая моя награда, и дай Бог быть мне до конца жизни слугою всех без ропота, с охотою и усердием. Только бы быть мне здоровым духом и телом и продлил бы Господь дни мои для славы имени Его и для спасения моего и многих.

Много раз сегодня Господь ниспосылал мне милость и благодать и мир свыше, отъяв тесноту, огнь, смятение.

О, безумие! О, бессмыслица! Прельстился я сердцем атласным покровом покойницы Гавриш и, смутившись, не мог выговаривать слов ектении! О сердце, сердце нелепое, глупое, безумное! Сердце земное, когда оно должно быть всё небесное, горнее, духовное. Тленом ли ты красивым прельщаешься? Но он сегодня красив, а завтра сотлеет! Сердце! Возлюби умосозерцательную, вечную красоту! Вот так и на лица красивые, гладкие засматривается глаз и вожделевает их сердце! И опять тлен! И опять нелепость! Надо любить душу человека, которая дает красоту лицу! О святые Божии человеки, презревшие мир! Научите меня презирать все прелести мира! Презирать чрево, сладкие яства и питья, красивую, дорогую одежду, деньги, этот идол мира сего, увеселения, зрелища, великолепие в убранстве жилищ! Ибо всё это привязывает к тленному миру и удаляет душу от Бога, умерщвляет ее!

Богородичен. Все доброты, совершенство Вседержителя, вечно сияют в Тебе, Владычице наша Богородице, благоухают, действуют в Тебе и чрез Тебя в мире христианском! Ты истинно выше небес и чище света солнечного! В Тебе всё благоволение Бога Отца! В Тебе почила вся святыня, вся правда Божия, любовь Божия, сила Божия, красота Божия, премудрость Божия, непоколебимость Божия, все блаженство Божие, – оттого не могут Тебя не ублажать все роды.

Видим на деле ежедневно и каждый час суетность, обманчивость, непостоянство всех земных благ, земных вещей, наслаждений, почестей, суетность плотских наслаждений, пристрастий, тленность и самого тела нашего, которые должны бы охлаждать к ним бессмертную душу нашу, созданную по образу Божию, и однако ж мы, как несмысленные дети, прилепляемся к ним и отпадаем от Бога, от единого на потребу, от попечений о душе бессмертной. Но подобает презирати плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней71.

На крестинах у родильниц священнику пиршествовать не должно, потому что мать считается нечистою до сорока дней, а между тем тут приходится иногда чокаться с нею бокал о бокал, да и вообще, я испытал тысячу раз, что тяжело, очень тяжело отзывается при служении в храме на следующий день это питье на крестинах, хотя бы и не в значительном количестве.

25 сентября

Благодарю Господа, явившего мне сегодня великую, многократную, сверхъестественную помощь во время утрени и особенно во время поздней литургии в избавлении меня от лютых, смертельных козней демонских. Я увлекся неосторожно огорчением, перешедшим в озлобление, на протоиерея за его скупость и скряжничество (о чём надо жалеть) и презорством к нему, как к человеку плотскому, малообразованному, отсталому, своенравному, недоброжелательному, крайне самолюбивому и честолюбивому. Но потом, когда меня донял адский огонь, замучила теснота, я раскаялся в своих помыслах и чувствах, отрекся от них, примирился сердечно с настоятелем, и Господь помиловал меня, даровав мне мир и дерзновение в служении. Это было до чтения и по прочтении Евангелия. А в конце литургии по причащении Святых Таин и явлении Святых Даров враг запнул меня чувством нетерпения относительно причащавшихся детей, а во время молебна смехом и разговорами дьяков на клиросе, но это произвело во мне спасительную реакцию, великую ревность по благочестию, и я великолепно, дерзновенно, громко, торжественно прочитал молитву водосвятную всю по Требнику. Но вскоре я опять придрался к ним киванием головы с неудовольствием, и диавол превратил ревность мою в злобу, от которой я сильно уязвился и долго-долго в ней каялся в сердце Господу, доколе Господь простил грех. Заамвонную молитву и отпуст на литургии прочитал с величайшим дерзновением.

26 сентября

Пробудившись в три часа утра, я вспомнил о множестве нищих в Кронштадте и между прочим исполнился великого негодования на настоятеля собора отца Павла за то, что не принимает почти никакого участия в попечительстве и презирает постоянно всех бедных, обзывая без исключения всех их тунеядцами, никому не подавая милостыни и скопляя деньги и умножая свое огромное богатство, не зная кому (одна дочь, [другая дев.] на службе), ругаясь щедротам Божиим и подавая дур- ной пример членам причта. И это двадцать два года! Господи! Умягчи сердца наши, ожесточенные сребролюбием и самолюбием и гордостью! Ибо и я жестокосерд, хотя и подаю милостыню!

Я прежде, как мальчик, боялся авторитетов ума и науки, богатства, знатности, чиноначалия и подавлял ум, сердце, энергию, волю! Отныне да не боюсь никого, но да говорю истину Божию смело и твердо! Помоги, Господи!

Господи! Не осудил ли я настоятеля в сребролюбии? Прости мне, Милосте моя, и даруй ми не отпадати от любви к нему, но с нежною, сыновнею любовию почитать его и молиться о нем и зреть свои великие и бесчисленные согрешения! Покажи его, Господи, примером милосердия, хотя и на старости лет! Даруй нам память смертную и память Страшного Судища Твоего!

* * *

Среда. Благодарю Господа всем сердцем за дивное, благостное, мощное избавление меня от скорби, тесноты и огня за неприязненное движение сердца моего против служащего диакона отца Арсения за утрирование голосом слов и во веки веков (после спаси благочестивыя), в чем я покаялся сердечно, и за неприязненное движение против Александры Ивановой, матросской жены, часто подносящей младенца к причастию (о чем бы надо радоваться); в этом я тоже раскаялся и получил прощение и мирное и любовное расположение сердца. Великие силы избавления совершил во мне и сегодня Господь и Спаситель мой, как в этом, так и в других случаях моих внутренних падений и немощей.

27 сентября

Благодарю, прославляю, пою Господа моего, Его милость и суд во мне, ибо и нынешний день Он был ко мне обычно милостив и благопослушлив и праведен, достойно наказуя за каждое мгновенное уклонение от Его правды и святыни и скоро избавляя меня, кающегося, от всех скорбей и теснот и смерти духовной. Во время обедни по причащении я удостоился неизглаголанной милости Господней – оживотворения сладчайшего и полноты правды Божией, [одеявшей] меня чрез причащение святейшего Тела Его и святейшей Крови Его, и дивного мира, свободы, дерзновения и силы.

Благодарю Господа, скоро избавившего меня от движений и теснот греха при совершении Таинства Крещения у Николая Мацигина, у Кузнецова в доме Мурашова и в доме Климова во флигеле на вышке (восприемницы девицы). Доколе поползновения? Доколе сластолюбие? Доколе не презираю плоти как преходящей и не прилежу о душе бессмертной?

28 сентября

Вечером. Благодарю Господа, даровавшего мне небесную жизнь в причащении Святых Своих Таин и великую победу над грехом и над врагами бесплотными; благодарю Господа, даровавшего мне новую победу над изобретателями злобы, духами злыми по окончании литургии, при пении панихиды, когда я в покаянии усердно призвал имя Господне, которое совершило во мне чудо избавления и спасения. Благодарю Господа, явившего мне Свою великую милость в избавлении меня от внутреннего огня, смятения и тесноты по приходе из гимназии домой и по ретивом разговоре с нищими, которым я с горечью в сердце советовал обратиться за коренною72 помощью к Мещанской управе, к старшине, к губернатору, к самому царю; благодарю Господа, спасшего меня от тесноты и скорби после вечерни и после исповеди некоторых благочестивых женщин; я припал несколько раз к святому престолу и получил милость мира; еще спас меня Господь по выходе из попечительства, где я запутался помыслами нечистыми, от коих спасен молитвою покаяния с слезами умиления, которые суть милость Божия. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над грехами и сохранившего меня в нерастлении от них.

29 сентября

Суббота. Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени от насилия демонского при говорении ектении на полунощнице, которую я прервал и не выговорил всю, что произошло от вечернего чревоугодия вечером в гостях и огорчения на Парасковью Ивановну Ковригину. За молитву покаяния искреннего Господь помиловал меня, умиротворив и укрепив дух мой, прежде смятенный и колеблющийся, и даровал мне благодать с дерзновением и с радостью совершить всю утреню. После утрени, идучи домой, я снова огорчил Господа своим жестокосердным отказом подать собравшимся у забора нищим милостыню, послав их ходить по городу, и за это опять был наказан по достоинству внутреннею скорбию и теснотою и огнем палящим, от коих избавился после усердного покаяния и молитвы и опять вкусил вожделенный мир и свободу. Слава Господу!

О Ты, животворящий Владыко! Слава спасению Твоему великому! Кто оживотворяет умерщвляемое ежедневными сластями и страстями сердце мое, загрубевшее и ожестевшее умягчает, растлевшее обновляет? Господь. Кто окружает меня ежедневно радостями избавления от грехов, от насилий бесовских, от скорбей, бед и разных искушений? Господь. Слава Тебе, Господи!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься животворно Святых Таин. Благодарю Господа за избавление по молитве моей от облияния меня мерзостию бесовскою, причина которой – сластолюбие и чревоугодие – была во мне. Благодарю Господа за слово назидательное, говоренное мною в пятом классе. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня по молитве умиления (да и самое умиление грубого сердца моего от Него же) моего от тесноты и тяготы пресыщения яствами. Грех тяжкий мне есть с алчностию, со страстию, торопливо, много, оттого я впадаю нередко в неумеренность и прогневляю всеблагого Владыку моего, Господа Иисуса Христа, опечаливаю Духа Святого Утешителя.

В акафисте Иисусу Сладчайшему слышен голос всего кающегося человечества, выражающий всю свою греховность, всё растление, всю немощь и всё непотребство свое и неспособность своими силами, без помощи Божией избавиться от греха и погибели, голос, выражающий всю нужду людей в Спасителе и что Спаситель Иисус Христос для человека верующего есть всё, всякое добро: и свет, и дыхание, очищение, освящение, сила, пища, одеяние, сокровище неистощимое, жизнь вечная – всё.

30 сентября

Благодарю Господа, посетившего меня нынешний день величайшим спасением Своим во время литургии при чтении Евангелия, когда Господь избавил меня от великой тесноты греховной, постигшей меня за огорчение на отца диакона и за озлобление на него за то только, что он протяжно и игриво говорил слова и во веки веков пред Трисвятою песнею. Господь приял покаяние мое и избавил меня от смерти душевной. Благодарю Господа за животворное причащение Святых Его Таин; когда я причащал детей, то ни с того ни с сего внутренне презрел добрейшую Любовь Назаровну, жену матроса, подносившую дитя к причащению, и опять смерть вошла в недра мои, и опять я стал сильно каяться пред Святыми Тайнами Господа и просить прощения, и Господь милостиво принял мое покаяние и дал мир и свободу. Слава Господу!

* * *

70

Стужати (церк.-слав.) – теснить, беспокоить; угнетать.

71

Тропарь преподобным общий, глас 8-й

72

Коренной – в значении основной, начальный, настоящий.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle