Источник

Июнь 1882 г.

1 июня

Четыре с половиной часа утра. Систематически ведет свое дело со мною окаянный супостат: в нынешнюю ночь искусил меня благодаря чревоугодию и пресыщению моему и теплому покрывалу ночному самым наглым обра­зом под видом знакомой женщины: чего не может сделать благодаря благодатному охранению наяву, то делает в сонном мечтании. Но да обрушит Господь все козни супоста­та на голову его, да восстану и поборю его о Господе Спасе моем, да бегаю сластей в пище и питии и во всяком образе.

(Вчера много соленых килек поел вечером, а за обедом рыбы с соусом скоромным.)

Пакостник коварно и насильственно, нагло учит меня восставать на свое естество и на человеческое рождение – на этот великий, святой акт Божественного милосердия, всемогущества и премудрости, на Самого Бога и святых Его, не давая мне открыто и чисто, прямо, спокойно взи­рать во время молитвы в лицо людям и на лики Господа и святых Его. Но да разрушит Господь и чрез меня козни его и да рассеются, как дым, мечты его! Господи мой, Господи, помоги мне одолеть супостата и все приведения и страхования его.

* * *

После обедни. Благодарю Господа, явившего во мне по молитве веры и покаяния безмерную Свою благость и силу и победившего во мне умноженную злобу диавола, истощившего при стрелянии в меня весь [жезл] свой, особенно после великой ектении и при чте­нии канона и более всего во время литургии при выносе Святых Даров для причащения, когда я увидел, что ста­рая благочестивая дева Параскева подводит крестницу Параскеву для причащения (за что надо бы быть благо­дарным и любить паче7, как и за всю ее жизнь и все полезные дела). Только Твоя благость и сила безмерная могли угасить его пламенную, сильную злобу, а я сам никак не мог бы одолеть ее, а увлекся бы и погиб от нее, всецело ею поглощенный. Вот здесь-то [и] наипаче познай силу и благость Искупителя Иисуса Христа и нужду в Спасителе. Что было бы с нами, бедными людь­ми, если бы не было у нас Искупителя? Ужасная беда! Злоба диавольская содержала меня до конца обедни, хотя я не поддавался ей, а молился и каялся и огребался от нее, не выходя в начале и на панихиду и стоя у Святой Чаши; наконец оставила на панихиде и особенно пред потреблением и при потреблении Святых Таин. Благодарю Господа. А по приходе домой, когда в садике увидел я исторгнутое молодое деревце, разгневался на сестру Анну Константиновну за это – и весь смутился, уязвился, умертвился; но долгим, искренним, глубоким покаянием (полчаса) Господь всё простил и оживил меня. Слава Богу! Да, в моем садике наедине, когда я глу­боко и разумно каялся, совершился во мне акт величай­шего милосердия Божия. Не забуду этой милости Божией. Вскоре после обедни и причащения Святых Таин, имея в себе Господа, я огорчил Его из-за высажен­ной без моего ведома, только что посаженной и приняв­шейся елочки и опечалил Духа Святого, во мне живущего, злобой моей на сестру. И Господь принял мое покаяние и простил меня, и мир мне даровал.

Вечерню отправил добре – непреткновенно, громко, торжественно. Благодарю Господа за дерзновение.

2 июня

Во время утрени борьба с противными силами упорная. Ектению на полунощнице от диавольских стра­хований и смущений не выговорил всю, много возглаше­ний пропустил; малую сугубую тоже не всю; великую произносил в смущении, скоро, при борьбе с борющими; стихи Бог Господь... Исповедайтеся Господеви... Обышедше обыдоша мя... – тоже при борении и противодействии бесовских полков. Каноны пел и читал торжественно, победоносно, и затем утреню до конца. Благодарю Господа, спасающего меня и помогающего мне.

Враг борет то непотребными помыслами и бодениями, то озлоблением, то корыстолюбием, то суетностью или любовещностью.

Даруй мне, Господи, свято, просто, неблазненно8, с благоговением взирать мысленно на бытийные члены обоих полов человечества и всех животных и растений – члены, чрез которые Ты творишь и питаешь земных тва­рей. Ибо Ты вся премудростию сотворил [Пс.103:24] и ничтоже скверно, или нечисто, или блазненно в творе­нии Твоем.

Враг непрестанно ругается творениям Божиим, осо­бенно человеку, мужчине и женщине, производя пре­лесть9 пагубную в мысли, в чувстве и во взорах наших относительно половых членов и не половых, а общих тому и другому полу; извратив совершенно себя, демоны усиливаются извратить и природу людей, их мысли, чувства, верования, взаимные физические и нравственные отношения, осквернить, растлить, погубить, поставить всё вверх дном. О, как отвратителен, нелеп грех, как губителен, мучителен, беспокоен! О сыны человеческие! Ни на едино мгновение не сочувствуйте никакому греху, но всей ненавистью возненавидьте его, это исчадие ада всегубительное, всерастлевающее.

Благодарю Господа, даровавшего мне дерзновение в служении молебнов у письмоводительницы попечитель­ства и в доме Герасима Мурашова у Никифора именин­ника при многих собравшихся.

3 июня

После утрени. Скоро и легко враги бесплот­ные сломили мой мир и дерзновение еще на полунощнице чрез одно пристрастное воззрение на блеск золота (око лукаво), которое святые рабы Божии почитали за брение10 и сено (око просто) и из-за которого я смутился и не выговорил отпуста, онемев от внутреннего пораже­ния диавольского; потом при говорении великой ектении враг поразил душу мою другою страстью – озлоблением на рабу Божию Параскеву за поворачивание головы в сторону моего выхода и в место моего стояния (призор очей11), хотя я благодатью Божией скоро избавился от этой мечты злой сердца моего). Но когда я увидел в дру­гой раз поворачивание головою той же рабы Божией, я опять поражен был озлоблением и долго не мог одолеть смущения, огня, тесноты и посрамления диавольского; сугубую ектению пропустил, не в состоянии будучи успокоиться и говорить мирным и искренним языком любви; потом уже на третьем часе едва-едва одолел врагов покаянной молитвой с припаданием к святому престолу. Параскеве Ивановне Ковригиной высказал я свое искушение и свое недовольство; она выразила только свою неизменную любовь к Богу и ко мне, грешному. Праведная женщина... А из-за чего такие искушения со мною, такая сила вражия? Из-за чревоугодия и винопития.

Вечером я в трех местах пил вино, да еще и скоромную пищу ел (без мяса): молоко, салат на скоромной припра­ве. Сам виноват, что врагу дал силу надо мною.

После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне при совершении важнейшей части литургии слезы благодарности и умиления и вообще многократно оживотворявшего меня, мертвого по грехам моим, и воздвигавшего во мне победу над упорными врагами невидимыми, нещадно, насмерть боровшими меня. Хотя и побеждали они меня на краткое время, но и опять были побеждаемы благодатью Христовою. Великую милость Господь совершил во мне по дороге в таможню после того, как я встретился на Господской улице с Алексеем Платоновичем Морозовым, который крайне холодно и небрежно ответил на приветствие ему по своей отчужденности от Церкви. Я огорчился и обиделся на него втайне (о, самолюбие, злоба и горды­ня моя!), но и в душе умер чрез то, и, когда глубоко покаялся в этом, прося себе у Господа благопременения12 сердца моего от зла во благо, Он избавил меня и даровал мне живот13 и мир. Слава Богу, восставляющему падших! В церкви после обедни при раздаянии антидора теснота вследствие скрадения ради боязни демонской отпуста панихидного. После тайного покаяния и сердечной веры в искупительную Кровь я получил милость и мир.

После обедни 3 июня был у шурина Петра Константиновича Несвицкого и отца Петра Преображенского, у которого обедал дружески. К Сергию [...] на дачу приглашал. Иван Филиппович Туралин усердно к себе приглашал. Но кто лучше всех угощает меня Своей трапезой и притом без всякого сравнения? – Господь на Своей Божественной трапезе, даруя мне в пищу и питие не плоды земные, не плоть животных, рыб и птиц, но Свою Плоть, не вина цельные и драгоценные, а Свою пречистую Кровь, Свою цельную и исцеляющую язвы мои душевные Кровь. Слава Господу!

Око лукаво [Мф.6:23;Лк.11:34]. Например, кто смотрит на женщину с вожделением [Мф.5:28]. Иуда лукаво посмотрел на трату мира драгоценного Марией [Мф.26:7–9; Ин.12:4–6]. Фарисеи и книжники лукаво смотрели на Иисуса Христа, Его учение и чудеса, лукаво толковали Его действия, оклеветали и осудили на смерть. Око лукаво внушает лукавые, скверные и хульные помышления касательно невинных предметов или священных лиц и вещей; на всё творение смотрит лукаво, всё блазнит14 его, всякий человек, всякая вещь, всякое действие, всякий случай; око лукаво, лукавая совесть, отравляет всю жизнь человека. Для чистых всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть [Тит.1:15]. Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? [Мф.20:15]. Где лукавое око, там действует лукавый, с воли человека или насиль­ственно. Лукавое око смотрит подозрительно, во всех видит зло, самолюбие, лукавство, гордость, злобу, нечи­стоту, приражается15 даже ко всему доброму и святому и то сквернит и хулит тайно, всё представляет наизнанку. У кого лукавое око, тому надо непрестанное глубокое покаяние и оплакивание своих согрешений вольных и невольных от самой юности и доселе, усердная молитва, смирение глубочайшее, воздержание, труд всегдашний.

Око лукаво что? Евангелие говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его [Мф.6:33], а око лукавое, или разум лукавый и сердце лукавое, говорят: ищите прежде наслаждения плотского, собирайте богатство всякими средствами, обожайте красоту земную, при­обретайте мудрость или опытность только земную, житейскую, а душу и Царствие Небесное, угождение Богу оставьте на последнем плане. Евангелие говорит: всё земное тленно, пройдет, кончится, исчезнет, как сон, как привидение, как пар или дым, а душа бессмертна и вечна, как вечен Бог, – а око лукавое смотрит на вещи совсем напротив: всё земное ему кажется вечным вопреки явному свидетельству опыта, а душа – существом смертным, разливающимся подобно воздуху. Оттого и вся жизнь людей плотских порочна, мрачна, безнадеж­на, они предаются земным наслаждениям с ненасытимостью, предаются алчности к деньгам с неистовством, обогащаются незаконными средствами, притеснением, грабительством, похищением общественных денег, но зато и сами нередко оканчивают жизнь самоубийством – конец, достойный для людей, сделавшихся хуже скотов и зверей бессловесных! Евангелие говорит: давайте, и дастся вам [Лк.6:38], а человек с оком или сердцем лукавым, неверующим, корыстолюбивым, надеющимся на деньги, а не на Бога, говорит: нет, мне-то пусть дается, а я-то не дам, мне пусть льется богатство рекой и пусть у меня накопится его море, но только пусть из этого моря черпаю я, а другой к нему не приступай и капли из него не бери. Евангелие говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [Мф.5:28], а человек с лукавым [оком] говорит: а я поклонник красоты; Евангелие говорит: любите врагов ваших [Мф.5:44 и др.] и прочее, а чело­век с лукавым оком или сердцем говорит: это невозмож­но, я должен мстить врагам моим, воздавать злом за зло, бесчестием за бесчестье, обидой за обиду, кровью за кровь; или он говорит: этот человек противен мне к видению, я не люблю его, хотя он и не сделал мне зла. Око лукаво, когда видит в человеке только худые стороны или качества и не хочет видеть качеств или сторон хоро­ших, почтенных и достойных любви; око лукаво, когда подозревает в человеке всё недоброе, лукавое, нечистое, злое; око лукаво, когда смотрит на людей или вещи пристрастно, дает им не надлежащую цену, не ту, какую они имеют сами в себе, а какую дает им наше самолюбие, наша страсть, наша суетность, – например, красота земная, злато, сребро, драгоценные камни, красивая одежда, блестящая домашняя обстановка и прочее; око лукавое, когда человека оценивают и уважают по его богатству и его положению в свете, а не по истинным его душевным качествам и достоинствам; око лукаво, когда преклоняются раболепно пред мишурным блеском и унижают, гонят, поносят смиренную, скромную, не бле­стящую наружностью добродетель или даже поносят за самую добродетель, не по их мыслям и вкусам совершае­мую. У таких людей или в таком обществе, где так смот­рят, ценят, судят, и вся жизнь общественная или частная бывает неприглядна, темна, порочна, бесплодна, имею­щая, может быть, только вид благочестия, а силы его отвергшаяся [2Тим.3:5].

У кого нет ока лукавого? Оно замечается даже у младенцев двухлетних и трехлетних: и им уже кажется нередко кусок в руках сверстника больше и лучше, чем его кусок; и в младенцах замечаются зависть, корысть, и лукавство, и злость. Или вот око лукаво: я вижу у тебя сучок, то есть малый грех, а у себя не вижу и бревна, то есть тяжких, закоренелых грехов [Мф.7:3].

Заключение. Постараемся быть чистосердечными все, без высокоумия, подобно Божественной простоте16, ибо Бог наш, Троичный [в Лицах], есть простое Существо, чистейшая святыня, чистейший свет, в Коем нет ни еди­ной тьмы, для Которого невозможен грех, для Которого гнусен и малейший помысл неправедный. Аминь.

Всякий день мы искушаемся различными грехами, но обычнее всего мы уловляемся злобою, сладострастием, корыстолюбием, высокоумием и самомнением и нечистотою, ложью и обманом, самолюбием, завистью, жестокосердием и скупостью, недоброжелательством ближнему, ропотом, малодушием, нетерпеливостью, двоедушием, лицемерием, пристрастием, ложным стыдом, человекоугодием и подобострастием, человекобоязнью и небоязнью Бога, холодностью, лукавством, злорадством, суетностью во всем житии – в мыслях, в словах, в поступках, в одеянии, в обстановке жилища, в удовольствиях, в чтении книг и летучих ежедневных листков, в пении, в играх, в пище и питии, в поступи, во взглядах и во всех движениях.

4 июня

Утреню служил с Божией помощью вначале легко и победоносно, но во время чтения и пения канона враги, видя мою великую ревность, поспешили окоро­тить, подавить ее, вложив сначала жало огорчения на дьячка за табачный запах изо рта, потом мгновенное огорчение на митрополита и некоторое к нему презорство17 за суровость и холодность и кичение в приеме, в чем я старался его извинить старостью и болезненной дряхлостью, большой привычкой к белому духовенству, над коим начальствовал столько лет в разных епархиях (как я привык к моим нищим просителям и сурово до жестокосердия обращаюсь с ними), подобострастием к высшим; себя же я осудил в самолюбии, гордости, злопамятстве, высокоумии, нетерпении, любочестии, непотребстве, малодушии; потом на настоятеля возродилось огорчение и презорство; далее – на неряшество сторо­жа Ивана, разлившего деревянное масло на помосте мраморном. Всё это меня смущало, язвило, убивало. Но Господь наконец избавил меня за покаяние от всех бед и умирил и исцелил меня, особенно после молебна с акафистом в деревянном доме [...]. Слава Господу! Как я нетерпелив, раздражителен, озлобителен из-за пустяков и нарушаю весь закон Евангелия вдруг – закон любви, кротости, смирения, незлобия, терпения, снисхождения и долготерпения. Помилуй мя, Господи!

Спаситель говорит: извнутрь, из сердца человеческо­го, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непот­ребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и осквер­няет человека. [Мк,7:21–23]. Лукавство всякого рода насеяно в человеках (как плевелы в поле) первоначальни­ком лукавства диаволом, и труд всей нашей жизни должен состоять более всего в том, чтобы изгнать лукавство из душ наших; отымите, говорит Господь, лукавства от душ ваших... Научитеся добро творити [Ис.1:16–17]. Блаженны чистые сердцем, говорит Господь, ибо они Бога узрят [Мф.5:8]. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, увещает Апостол, совершая святыню в страхе Божием [2Кор.7:1].

Двенадцать часов ночи. Господь совершил чудо спасе­ния во мне о имени Своем, когда я шел Екатерининским бульваром и был против Морского клуба. Я каялся в огорчении на нищих, и, быв в тесноте и скорби и смерти душевной, призыванием имени Господня и введением Его внутрь себя верою я разрушил твердыню вражию, козни врагов и получил вдруг оправдание, мир, простор, дерзновение, радость. По приходе домой вновь в покая­нии призвал имя Господне, да простит мне Господь новое озлобление на пьяных нищих, просивших милостыни, и Он, Всемилостивый, опять совершил во мне чудо и милость избавления, яко у Него милость и многое избавление [Пс.129:6].

Три перста слагаю в знамение Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и в знак того, что я на молитве и во всякое время и везде должен посвящать три силы души Святой Троице и в молитве Ее всем сердцем любить, исполняя заповеди разумно, сердечно, с твердостью.

5 июня

Вчера из-за крепких напитков я не мог за вечерней говорить ектений и потом по вечерне служить благодарственный молебен молодым гимназистам, окончившим курс. Евангелия не читал, благодарственных прошений, благодарственной молитвы (пил горькую водку, она очень крепка!).

Без числа я получил и получаю благодеяний и мило­стей от Духа Животворящего Утешителя чрез Господа моего Иисуса Христа, чрез веру мою в Него и призыва­ние сладчайшего имени Его. Слава!

Благодарю Господа, с раннего утра явившего мне великую и богатую Свою милость во время полунощницы и всей утрени и ранней обедни, победоносно и с вели­ким торжеством и веселием духа совершенных. Во время обедни причастил больше двадцати причаст­ниц. Благодарю Господа, после обедни по прибытии домой даровавшего мне благодать победить чрез молит­ву покаяния сладострастие во удах18 моих, происшедшее чрез воззрение на девицу. Благодарю Господа, явившего мне милость Свою в квартире Титкова в гимназии, осо­бенно после уязвления Велиаром19 на молебне, когда я умолил Господа уврачевать душу мою, огорченную ядо­витым угрызением лукавого. Благодарю Господа за исце­ление от озлобления на нищих: Господь принял искрен­нее покаяние и исцелил душу мою. Благодарю Господа за помощь на молебне у офицерши родильницы в доме Тимофеева в Нижней Широкой улице. Благодарю Господа за животворные, чистительные слезы умиления во время всенощной в соборе, где я стоял и молился в Петровском приделе.

6 июня

Воскресенье. Безмерно великую милость уди­вил на мне сегодня Господь во время ранней обедни, дав мне живое чувство своего окаянства, своей бедности душевной, слепоты и наготы и горячие, обильные слезы умиления. О, немощи мои душевные! О, сухость, мертвость сердечная! О, насилие врага надо мною, о, мое бес­силие в борьбе с ним! Причастился животворно; заамвонную не всю прочитал по причине смущения и боязни от диавола и страха непонятного перед сильными во граде; отпуст в немотствовании, хотя не совершен­ном, ибо иных святых сказал. Проповедь свою говорил хорошую и хорошо. Четыре молебна служил в квартирах с сильным искушением (в доме Степанова) от уязвления сердца пристрастием к красивому лицу молодой женщи­ны. Увы мне! Везде соблазны лукавого. Когда я буду равнодушен ко всему видимому и [тленному]? Когда возлюблю совершенно Тебя, несозданную доброту и красо­ту, несравненную и превосходную, нетленную, святей­шую? Господи! К любви горней уязви душу мою20. Когда я уязвился плотской красотой, тогда тотчас расслабел и как бы умер душой, впал в тесноту и мрак и не мог говорить, отпав сердцем от Бога. Ибо невозможно двум господам работать: Богу и мамоне [Мф.6:24;Лк.16:13], то есть богатству и вообще земным сокровищам, пристрастиям, земной всяческой любви. Или горнее, или дольнее. А как много долу предметов, привязанностей, отвлекающих от Бога! Потому сказано: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф.16:24;Мк.8:34;Лк.9:23]. После вечерни сильно негодовал и гневался, ярился на нищих, драл за волосы, кричал на них с гневом; впрочем, подал всем, хотя не всё, чего просили. Помилуй мя, Боже мой, Господи Иисусе Христе!

7 июня

Понедельник. Чудную милость сотворил со мною Господь во время утрени, в самом начале, разрушив по молитве моей усердной покаянной, когда я припадал к святому престолу у Покрова, скорбь тяжкую, тесноту мертвящую, причиненную мне древним запинателем и убийцей человека вследствие думы и опасения моего, как бы домашние мои не сходили под замок и не расхитили достояния моего, как это уже было раз и два. Господь про­гнал врага и все беспокойства и скорби, тесноту и томле­ние в ту минуту, когда я с полным упованием сказал в сердце моем: «Господь беспечальная жизнь моя», – всякая теснота и печаль прошли, исчезли и дивный мир и сладость небесная, легкость и простор воцарились в серд­це моем. Затем я спокойно тайно молился, пел и читал каноны и стихиры – служил вместо отца Александра обедню раннюю, и во время оной сподобился чудной помощи мне при наводимых искушениях от врагов неви­димых; прочитал животворно, и не вменил мне Господь, что я не всё правило ко причащению прочитал, ибо вре­мени не имел: только во время утрени сказали, что отец Александр просит меня служить. Заамвонную прочитал свободно, мирно, легко, торжественно.

Экзамен в шестом и четвертом классах. [...] хорошо.

8 июня

Вторник. Вчера вечером был в двух домах гостем, и в том и другом принял угощение хлебом, рыбой, плодами, вином, пряниками, чаем, и хотя умерен­но кушал и пил, но на будущий день утром сердце расслабело; во время утрени прибег к помощи Божией с покаянием, и Господь помиловал меня, укрепил расслаб­ленное сластолюбием сердце; но около девяти часов утра, зайдя к дьячку и увидев жену дьячка, моющую пол, я уязвился сердцем чрез воззрение к вожделению и немедленно убежал от соблазна; минут двадцать было сердце мое в греховном расслаблении и тесноте; дважды и трижды я умолял Господа в покаянии, и Господь очистил и исцелил меня. Литию по младенце усопшем Димитрии совершил достойно, непреткновенно по благодати Божией. Слава Богу!

В два часа вечера пришла ко мне Ковригина Параскева Ивановна, которой я дал пять рублей, а вскоре тут же при ней пришел и ревельский купец Фома Алекс. Горбачев, с коим молились Господу об исцелении его от пьянства. Он дал на бедных десять рублей. Дивны дела Твоего про­мысла о нищих! Я дал пять – мне дали десять.

9 июня

Для чего дана заповедь не прелюбодействуй [Исх.20:14 и др.]? Для того, чтобы хранить в человеке чистоту и нетление образа Божия и содействовать ско­рейшему умножению рода человеческого и чад Божиих и наследников Небесного Царствия. От блудного растле­ния размножение людей крайне сокращается или люди рождаются несовершенными, болезненными, недолговечными. Слава Тебе, Господи! Слава заповедям Твоим, столь благодетельным и спасительным для хранящих оные! Соблюдение седьмой заповеди способствует здо­ровью и бодрости человека и долголетию его жизни, привлекает на человека благословение Божие.

Благодарю Господа, сподобившего меня вчера избе­жать сетей греха во время молебна в квартирах Екатерины М. Лебедевой и Якова К. Маркова и при иных случаях.

Тысячи тысяч смертей духовных разрушил во мне Господь мой Иисус Христос Духом Святым, соестественным и вечно соприсносущным Ему, Слову и Богу, как и Богу Отцу. Это было всякий раз, как я, многогрешный, многострастный, призывал Его искренно в покаянии и сокрушении сердца о содеянных мною злых и лютых согрешениях. Благодарю тьмократно21 Господа о таковом Его во мне чудном спасении.

Во вторник к одиннадцати часам на Петровскую пристань – молебен к водолазам 15 июня.

13 июня

Воскресенье. Благодарю Господа, даровав­шего мне благодать прославить Его в слове моем на недельное Евангелие (об исцелении слуги сотника [Мф.8:5–13]) и слезы умиления при совершении литур­гии. В конце литургии при выносе Святых Даров для причащения я подвигся гневом на диакона Иоанна Ивановича (Владимирской церкви) за неловкость его при держании шелкового плата у уст младенца, и диавол вошел в мое только что обновленное благодатью Святых Таин сердце, смутил, убил, и я не мог прочитать от сму­щения заамвонной молитвы; враг ужасно бесновался во мне, пожирал меня; впрочем, слово говорило ревностью, громко, раздельно. Отпуст скрал. На молебнах препоны, особенно у Маркова после ядения простокваши и сна (с десяти с половиной до двенадцати с половиной часов); в доме Зайцева молебен без преткновения.

О еврейке акт и послать в консисторию.

14 июня

При чтении молитвы родильнице у Кали­нина чувственность взяла верх: смущение, боязнь диавольская, малодушный страх пред священными словами, что не выговорить их, и многих не выговорил. Вот тебе молоко в пост! Вот тебе различное чревоугодие! О, коль неотложно нужен пост! О, как мы легкомысленно отвер­гаем делом его нужду и как скользим на жизненном поприще, на духовном поприще! Как удобопреклонны на грех! Как слабы в борьбе с ним!

15 июня

Вторник. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить .литургию раннюю по рабе Божием Иакове Андрееве с умилением и явной милостью и помо­щью Божией, и причаститься Святых Таин неосужденно, и заамвонную прочитать с дерзновением вполне; как на литургии, так и на панихиде искушался медленным пением дьячка там, где не надо протягивать, и смущался этим. Заказом молебна смутился – не хотелось служить; на чтении Евангелия преткнулся, на отпусте диавол уязвил больно, смутил, только при употреблении Святых Даров исцелился. Слава Богу!

В одиннадцать часов дня отправился служить молебен к водолазам (офицерам и матросам); у церковного дома нищие парни пристали с просьбой о милостыне, и я с огорчением и досадой подал – и уязвил меня диавол; потом еще догнал другой, не бывавший прежде парень, прося денег до Колпина, и я, чтобы отвязаться скорее, и тому подал с бранью двадцать копеек – и вновь еще силь­нее уязвился от лукавого и адскую тесноту почувствовал, срамоту, уныние; стал усильно каяться, всю дорогу каял­ся, прося прощения; в Петровском парке ходил и каялся, переминался, огребался от злых демонов, нещадно напавших на меня, и наконец Господь помиловал – и буря бесовская утихла, теснота, смерть души миновали, и я успокоился и укрепился духом, так что молебен на судне [...] служил спокойно и с достоинством, чего не было бы, если бы не укрепилась душа искушением. Слава Богу за борьбу и скорбь и за помощь при служении. Обедал у офицеров. Приехал домой – поехал в Питер, там искуше­ние (или, точнее, пред пароходом на берегу Васильевского острова) чрез зрение. Покаяние – избавление. По при­езде домой – отпадение от любви и кротости из-за творо­га и вареников, уязвление души, смерть, покаяние, опять избавление и прощение. Слава Богу!

16 июня

На что рассчитываю, употребляя скоромную пищу в пост? От ядения тучной, приятной пищи и питья вина все страсти усиливаются, плоть беснуется страстя­ми и похотями, любовь духовная иссякает больше и больше, благость Божия прогневляется чрез мое окаянство на всякий день и час. Доколе не воспользуюсь врачевством поста, столь спасительного для души и тела? Обрати меня, Господи, и обращусь [Иер.31:18]. Подача милостыни раздражает: скупость, корыстолюбие, алчность усиливаются; домашние из-за многоядения делаются противными; страсть плотская нагло восстает чрез зрение, леность и нерадение; не имеют пределов нетерпение, озлобление, огорчение на брата из-за пустых причин, между тем как любовь христианская должна долготерпеть, покрывать, снисходить, милосерд­ствовать; тщеславие, гордость, честолюбие растут и пустили свои корни в сердце; вместо истинной любви к ближнему, не взирающей на лица, но всех равно объ­емлющей, царит либо человеконенавидение, либо похоть плотская, вместо истины – ложь и обман, вместо благоговения к предержащим властям – осуждение, неприязнь, охлаждение, немоление или неискреннее моление, за исключением немногих случаев, когда побо­решь милостью Божией горьких врагов бесплотных, непрестанно борющих, непрестанно подстрекающих ко греху. Боже мой, что будет?!

Повторяющиеся часто случаи внезапной смерти должны вразумлять нас жить осторожно, в покаянии и добродетели, чтобы не застала и нас смертная секира неготовыми. Дети и взрослые, старые и юные подкаши­ваются, как злак, смертной косой.

Природа наша, зараженная грехом, косна и ленива ко всему доброму и полезному для души; ко всему благому надобно ее принуждать настойчиво. И молитва – эта сладостная пища души – вначале бывает неприятна и противна человеку, доколе он не привыкнет к ней и не войдет во вкус, и к молитве домашней и общественной должно принуждать себя, иначе душа будет бедственно голодать без молитвы, слабеть духовно более и более, омрачаться сильнее и сильнее и наконец совсем может умереть греховной смертью, страсти плотские и духовные совсем возьмут верх. Ужасное состояние!

О здравии тела до мелочности забочусь и избегаю малейших случаев, могущих вредить ему, даже излишнего дыма от фимиама (не говоря о простом дыме), пыли, зловония и малой простуды, а о здравии души мало забочусь, мало прилагаю старания, не убегаю тщательно всех поводов к страстям и грехам, не ищу случаев к доброде­тели и не радуюсь им, а часто скорблю и раздражаюсь, когда они представляются часто (милостыня). О я, окаян­ный и жалкий! А Жених душ близко, суд при дверях.

Уважь великое достоинство души твоей и презри презирающую душу многострастную плоть твою и убивающую ее страстями своими; помни бессмертие души и смертность, ничтожество тела; умерщвляй неленостно и нещадно страсти плоти, чтобы в противном случае не умертвила она души. Почти спешно, еже22 по образу Божию, то есть душу, соблюдай законы Первообраза и Творца ее, да и Он почтит тебя за верность и благоразумие.

Как душа наша во время самого служения Богу неред­ко бедствует пристрастием к ничтожным земным бла­гам, сокровищам, удовольствиям, впадая в смущение, скорбь, тесноту, огнь, срамоту, омрачение, бессилие, смерть! Нередко душа священника во время соверше­ния высочайших Таинств веры – Крещения и Причаще­ния или Покаяния, Миропомазания и Елеосвящения – связывалась и омрачалась пристрастиями к злату и среб­ру, к красивому знаку отличия, к прекрасной ткани и одежде, к красивому лицу женскому, к лицу сильного или богатого, знакомого! Христианин должен быть гор­ним человеком, беспристрастным, мирным, святым. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2 и др.]. Он должен жить достойно высокого, драгоценней­шего звания сына Божия, ибо христиане – чада Божии, презирать всё дольнее; особенно же это должен наблю­дать священник, строитель Таин Божиих, слуга Христов.

Доколе буду чесать струпы души моей сластолюбием? Прошу у Господа чистоты и целомудрия, а сам пролагаю путь к нечистоте сердца и души и всего существа невоздержанием, несоблюдением постов, питием вина не в меру! То как будто созидаю, то опять сам разрушаю дело спасения души, и оно не подвигается вперед! О, бес­смыслие и окаянство! Доколе красота плотская, увядаю­щая прельщает? Доколе неблагообразие и недостатки отвращают от созданного по образу Божию? Доколе не наполняет сердца моего любовь чистая, духовная, все­объемлющая, твердая и неизменная, неотпадающая? Доколе вращаюсь в интересах собственного самолюбия, грубого, плотского, мирского, ложного, диавольского? Господи, претвори сердце мое благодатью Твоею.

У товарища священника Петра Ал. Клепачевского был в гостях (поздравить со скуфейкой) и угостился за хере­сом допьяна, окаянный, алчный, чревоугодливый, пья­ный; нарушил пост и еще тем, что с чаем сливки употре­бил. После сна голова болела, тошнота была, шаги нетверды, рука пишущая нетверда и не прямо пишет, неровно, дрожа; аппетит ненастоящий, нездоровый. О, если пить вино, то строго держаться меры! Помилуй, Господи, много Тебе прегрешившего!

Сам постоянно у других угощаюсь, а когда другие, хотя и свои, мое часто едят-пьют – иногда жалею о том и негодую, несмысленный и неблагодарный, алчный, завистливый, злой.

17 июня

Благодарю Господа, в самом начале дня дважды избавившего меня от диавольского мерзкого жала по молитве покаяния и самоукорения, по молитве разумения. О, сколь нагл и неотступен супостат, ищу­щий моей погибели!

В следующее воскресенье Евангелие об исцелении Господом двух бесноватых [Мф.8:28–34]. О неверовании в нынешние времена многих в существование злых духов, неосновательность этого неверия; не верят потому, что не видят, – но мало ли чего не видим, а верим (и душу свою не видим); Евангелие прямо говорит о бытии злых духов и их пагубных действиях, как и в [нынешнем] Евангелии. Иисус Христос пришел, чтобы разрушить дела диавола [1Ин.3:8], и разрушил, и раз­рушает постоянно во мне, в тебе, во многих чрез веру и покаяние, чрез молитву, чрез призывание имени Господа Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и свя­тых, чрез святые мощи, чудотворные иконы и прочее. О злобе и лютости демонов, об их бесплодной вере в Иисуса Христа, Сына Божия, и в будущие вечные муче­ния, об их страсти бешеной губить людей и животных, об их нечистоте и пребывании в людях, подверженных животным страстям, о борьбе или войне с ними, о духов­ном вооружении против них во всю жизнь, всякий день и всякую ночь (пост, молитва, бодрствование, труд благословенный, смирение, незлобие, терпение, благонадеяние на Господа, не попускающего сверх сил искушение). Плоть наша многострастная есть истинно бесноватая, и в ней гнездятся бесы: сколько страстей – столько и бесов: злоба, раздражительность, ненависть есть беснование; чревоугодие, пьянство есть беснование; страсть плотская и блуд есть бешенство, зависть – бешенство, воровство – бешенство, сребролюбие и скупость, честолюбие, страсть к одежде нарядной, скряжничество – бешен­ство, жестокосердие к бедным – бешенство, посягатель­ство на жизнь других или свою – бешенство, неверие в Бога, в бессмертие души, в суд и воздаяние, в Церковь, в Таинства, непризнание потребности, необходимости и спасительности их или общественной и домашней молит­вы за себя, за живых и умерших, непочитание святых мощей и святых икон – бешенство, страсть к театрам, увеселениям, вредным играм, например картежной, – бешенство, непослушание старшим или родителям, начальству – бешенство. И все эти страсти ведут в веч­ную погибель, если не оставим их.

* * *

Двенадцать часов 17 июня. Воздаю хвалу и благодаре­ние всеблагой, всемилостивой, всеискупительной, все­могущей державе Христа Бога моего, избавившей меня скоро по ясновидящей, несомненной вере моей за покаяние мое от тесноты, скорби сердечной и смерти душевной при подъеме на последнюю лестницу, веду­щую к фотографу Шауману. А теснота и скорбь правед­но постигли меня за огорчение на нищих мальчиков и девочку, издавна ежедневно приходящих ко мне за милостыней и никакой работе не учащихся, хотя они и помогают родительницам своим питаться и жить от моих подаяний. Я покаялся в своем жестокосердии, мало­верии, неблагодарности пред Богом, в корыстолюбии и сребролюбии, скупости, плотоугодии. Ах, невозможно воистину двум господам работать: Богу и мамоне [Мф.6:24;Лк.16:13]! Я работаю доселе более, по-видимому, мамоне, чем Богу; любя мамону, ненавижу часто ближ­него, просящего у меня помощи; усердствуя плоти и миру, не радею о Боге, об угождении Ему, о спасении души, о спасении душ человеческих. Но сколь добро и красно23 быть с Богом! Какое спокойствие, пространство, блаженство душевное! Как иго Господне благо и сколь легко бремя Его [Мф.11:30]! Но сколь зло иго диа­вола, иго страстей, и сколь тяжко бремя его! Братия мои и сестры в Господе! Возьмите иго Господне на себя и научитесь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим [Мф.11:29], и к себе пер­вому обращаю это увещание. Даруй мне, Господи, всегда носить иго Твое, иго закона Твоего, иго любви к Тебе и к ближним. Буди! Ангеле Христов, Хранителю мой святый, помогай мне в благоугождении Господу нашему во все дни живота моего, до последнего издыхания.

18 июня

Возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя24. Вот искреннее желание и молитва христиани­на по восстании от сна. Чтобы безгрешно, свято прове­сти весь день, по писанному: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2]. Святость души и тела есть стихия христианина, как чистый воздух для живых существ, как вода для рыбы, есть свет, сила, жизнь существ разумно-свободных; грех есть яд смертонос­ный, болезнь души, зараза, отрава, ржавчина, смрад диавольский, мука, смерть.

Любовь есть духовная стихия и сила, соединяющая живых и умерших во едино совокупление, во едино тело, сила зиждущая, животворящая, милосердствующая, всё покрывающая, долготерпящая, не мыслящая зла, всё терпящая, всеуповающая, всем желающая горячо спасе­ния вечного, за всех молящаяся. Кто обладает такой животворной стихией и силой? Нами обладает другая, большей частью противоположная, всеразрушающая сила – самолюбие, плотоугодие, нетерпение, раздраже­ние, гнев, злоба, зависть, плотская страсть, сребролю­бие, любовь мира сего. Господи! Исцели и спаси души наши, люто бедствующие и погибающие.

Какой я самолюбивый и нетерпеливый! Вчера, придя в квартиру [Постниковых] и заметив, что старушка-немка дворянка равнодушно и холодно обращается со мною или совсем не обращает внимания, я обиделся на нее, возненавидел ее (о, окаянство!) и только по причине тесноты и боли сердца тотчас покаялся пред Господом, обратился к чувству кротости, незлобия, смирения, терпения, снисхождения, любви покрывающей – и успокоился, стал говорить с нею. Звать ее Каролина...

С благоговением ли и благодарностью к Богу, с усердием ли ты изображаешь на себе крестное знамение, это оружие непобедимое на врагов видимых и невидимых, данное нам в дар неотъемлемый, в щит и охранение Господом нашим Иисусом Христом?

* * *

Благодарю Господа, дважды избавившего меня в десятом часу утра от огорчения и неприязни к домашним моим – сестре Анне и жене моей за ропот их, когда я сказал: «Девять часов, пора вставать», и за то, что они дома держат меня в моих комнатах как бы в опале. Я помолился Господу в покаянии от всего сердца, и Он помиловал меня, окаянного, разорившего весь закон Его, который состоит в любви долготерпящей, милосерд­ствующей, покрывающей, всё терпящей, никогда не перестающей.

Болящую Марию помянуть, да исцелит Господь. Молебен у нее служил с [великим] искушением, которое победил молитвой ко Господу о помощи. Слава Господу! У Хитрова молитву жене родильнице читал и имя мла­денцу нарекал – всё было хорошо в начале и продолже­нии, читал спокойно, благоговейно. Но под конец по наве­ту вражескому воззрел с пристрастием и как бы похотью и завистью на святые иконы, залитые золотом и блестя­щие, и уязвился, смутился, впал в тесноту, немоту, смерть, и едва кончил молитву немым образом. О, как люто иску­сил меня искуситель, как посрамил меня, многострастного, как посмеялся! О, как я осуетился! Потом, идя дорогой, умолил Господа покаянием, познав суету свою, нерадение свое о презрении плоти и мира с его благами тленными, к коим пристрастие столь гибельно для души и так жалко удаляет от Бога и любви к ближнему. Господь есть вседовлеющее25 благо для душ и телес наших, к Нему единому прилепляться подобает всем сердцем.

Мы, многострастные, самолюбивые, неискусные в любви, чуждые святости и правды Божией, не постигаем, как горяча, чиста и неизменно ходатайственна любовь к нам Божией Матери, пречистой и пренепорочной Девы Марии, любовь святых Ангелов Божиих, начиная с выс­ших до нижних, любовь святых угодников Божиих – праотцев, отцов, пророков, апостолов, иерарахов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых, – и весьма часто призываем или славим их не с сердечной любовью и упованием, не горящим духом, а с холодностью, душев­ной дремотой и леностью, что весьма нелепо и неблаго­дарно с нашей стороны и неблагоговейно относительно всех Ангелов и святых, в коих выну26, непрестанно, вечно почивает Дух Святой, как в храмах Своих. Но как можем мы понять хотя несколько сообразно истине любовь к нам Божию, истинно бесконечную, пожертвовавшую для спасения нашего Сыном Своим Единородным?

Явное и превеликое спасение восхитил я у Господа покаянием и молитвой веры и упования во время прогулки по дорожке на западном бульваре около английской церкви в девятом часу вечера и великого избавле­ния сподобился от тесноты и скорби и немощи душевной и телесной. Слава спасению Господню!

19 июня

Суббота. Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты и скорби, постигших меня пра­ведно за гнев и озлобление на нищих и за укорительные и поносные против них слова. Искреннее, глубокое покаяние с живой верой и упованием преклонили ко мне Господа на милость, и сколь утешительно мне было ощу­тить милость Его, росу духовную в сердце, мир, про­странство и свободу, легкость, радость! Во время утрени в церкви много раз я припадал к святому престолу у свя­того апостола Андрея Первозванного и у Петра и Павла в алтарях. Согрешил я тяжко пред Господом, пред Богоматерью, пред всеми святыми Ангелами, пред всеми святыми, пред живыми и умершими самолюбием, нечувствием, гордостью, суровостью, строптивостью, сласто­любием, плотской похотью, сребролюбием, скупостью, алчностью, завистью, лукавством, нетерпением и раздражительностию, чревоугодием и пьянством, неблаго­дарностью, леностью, нерадением, малодушием, отчая­нием, боязнью, ропотом, непослушанием, своенравием и упрямством, легкомыслием, ропотом, боязнью, недобро­желательством, зложелательством, презорством, поно­шением, осуждением, отпадением от любви, обидчи­востью, честолюбием, суетностью и тщеславием и другими бесчисленными грехами.

* * *

После обедни, служенной по моему жела­нию и согласию очередного священника отца Александра. Благодарю Господа, державно избавившего меня по молитве моей от смертельной тесноты, смуще­ния, малодушия во время литургии, немощи и бессилия духовного вследствие чревоугодия. Благодарю Господа за непреткновенное, с постоянным понуждением служе­ние литургии и неосужденное причащение Святых Таин, непреткновенное, с воодушевлением чтение заамвонной молитвы. Новую, чудную жизнь Божию ощутил я в себе после причастия Святых Таин. Да сохра­ню ее в себе навсегда. Буди, Господи, по слову Твоему державному. Аминь.

После всенощной. Прославляю неизреченную милость Владыки и Бога моего Господа Иисуса Христа, явленную во мне по молитве веры и покаяния в Петровском приде­ле храма в начале воскресной всенощной. Когда я увидел служащего настоятеля, то по причине моей страстности и по действию диавольскому я почувствовал сильную неприязнь к нему и с нею великую тесноту и смерть душевную, но тотчас же, сознав и почувствовав свой тяжкий грех, я искренно покаялся, осудил себя и грех нелепый, ибо я разорил своей враждой весь закон Божий, состоящий в любви; просил у Господа всем сердцем прощения и разрешения грехов моих, да победит бесконечная благость Его злобу мою, и Господь тотчас избавил от злобы, переменил, претворил сердце мое, сотворив его благим и мирным, и я пошел от души приветствовать отца Павла, а он, старец, очень кротко, любовно, благостно говорил со мною, и я возрадовался такой ко мне милости Божией и потом умиленно, со слезами читал канон и ака­фист Иисусу Сладчайшему, акафист Божией Матери и канон святому Ангелу Хранителю. Слава благодати Божией, милующей и спасающей!

20 июня

В четвертом часу утра позвали причащать больную Елену Федорову в здании женской гимназии в подвале, а уже в начале последования и даже ранее я чув­ствовал в сердце насилие диавола, смущение, боязнь, узы, тесноту и при чтении молитв оказался бессильным, не мог читать их, ибо враг связал и сердце, и разум, и язык (о, пакость чрезвычайная, диавольская!), раздвоив сердце и убив его плотскими пристрастиями; едва нечто прочи­тал и причастил ее. Это из-за моего чревоугодия, пресы­щения и винопития с вечера у Марковых. О, как чрез плотоугодие и чрево враг обладает мною. На обратном пути от больной я каялся и молил Господа избавить меня от когтей вражиих, и Господь умилостивился, избавил.

Тяжело, тяжело отзывается в душе моей и в сердце моем чревоугодие! Оно лишает меня свободы, мира, легкости, силы и энергии, света духовного, дерзновения.

Я и сам, имея всё нужное для жизни в избытке, смотрю, однако же, часто в чужие руки и ем-пью сладко с чужого стола, – как же нищим не смотреть от нужды в мои руки и как мне не подавать охотно милостыни во имя Самого Христа Бога, дающего нам всё обильно для наслаждения [1Тим.6:17]? Скупость и жестокосердие были бы непростительными мне грехами. Итак, да подаю охотно просящим. Да кроме того, я и одежду получаю дорогую и нарядную от усердия моих духовных чад. Как же мне не давать денег нищим хотя на рубища дешевые, так как нищих очень много и нельзя подавать много, да и из боязни злоупотребления ими? Да подаю охотно и на рубища, и обувь дешевую.

* * *

После ранней обедни и молебнов по домам. Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного грехами моими, и даровавшего мне благодать с умилени­ем совершить литургию и проповедь сказать, и отпуст литургии весь. При служении молебнов было много искушений, и от всех их избавил меня Господь по молит­ве покаяния, особенно в доме Прокофьева по нашей Посадской улице из-за неприязни внутренней к Екатерине Павловне [...].

Два часа вечера. Благодарю Господа за помощь и избавление, явленные мне при служении молебна в Галкиной улице в доме Иванова на вышке флотскому чиновнику, отправляющемуся с семейством во Владивосток с военным грузом на военном судне. Дьячок не взял книги молебных пений, и я было огор­чился и смутился, но Божией помощью оправился и мирно кончил молебен, хотя не без сильной внутренней борьбы. Сам я был виноват в недомолвке дьячку о книге.

Если, став на молитву, ты чувствуешь леность и холодность в сердце, или в твою душу лезут помышления лукавые, скверные и хульные, и твоя молитва идет вкривь и вкось – словом, неискренно, вяло, лукаво, то плачь, а если не имеешь слез – проси у Бога слез о таком дурном состоянии твоей души. Ты, видимо, заелся, изленился, заматорел во грехах, отпал от Бога. Духом Святым молящеся, говорит Апостол [Иуд.1:20], то есть надо молиться горячо, усердно, свято, всем сердцем, со смирением и горячей любовью. Духом пламенейте, Господу служите [Рим.12:11].

Благодарю Господа за чудесное исцеление от единой молитвы, на которую одну возложил я надежду, когда увидел совсем безнадежное положение купца Егора Павловича Репникова (в доме Громова). Мы принесли вместе Вседержителю Богу и Врачу душ и телес краткую молитву Отче Святый, Врачу душ и телес... Господи щедрый и милостивый... Господи, да не яростию Твоею обличиши нас... Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое имя Твое... также Владычице Богородице, нашей крепкой Ходатаице и Заступнице: Заступнице усердная... и Простри длани Твои, имиже всех Владыку яко Младенца прияла еси... – и вскоре Господь совершил чудо: почти мертвого, воскресил челове­ка, [который] много дней уже почти ничего не ел и всякой пищи гнушался, был крайне слаб и не мог ходить, едва сидел. Слава Господу и единой Ходатаице всемощной. Мне же, грешному, неисправленному, стыдение лица ради гре­хов моих, что я всё остаюсь таким же и горшим грешником. Но и меня исцели и исправи от грехов и беззаконий моих, Врачу душ и телес и един Многомилостивый и Человеколюбец! Буди. Аминь. 21 июня 1882 года.

Благодарю Господа, воздвигнувшего меня к утренне­му богослужению и многократно сотворившему со мною чудо спасения Своего в храме и в квартире рыбака Верзина, во время и после молитвы о жене его, болящей рабе Божией Александре, ибо Господь по тайной молит­ве моей разрешил во мне гибельную, мерзкую прелесть вражию, избавив от жала, тесноты и муки, даровав мне мир, простор и прохлаждение душевное, правоту, дерз­новение, свет, крепость и силу.

С неба мы совершенно открыты и видимы, то есть души наши, все их сокровенные помышления, чувства и намерения, не только Господу Богу, Который всех и всё наполняет Собою и пред Коим всё наго и явно, но и Божией Матери, и Ангелам, и святым, которые суть сви­детели нашей внутренней жизни. Поэтому как благоче­стиво и осторожно, с каким страхом должны мы жить здесь, проводя наше странствование дотоле, как Господь воззовет нас в другой мир.

Вы склоняетесь охотно на добрые просьбы, соединен­ные со смирением и любовью, сына и дочери, даже чело­века стороннего, и даете им просимое – не преклонится ли милостиво на наши мольбы Тот, Кто есть пучина милости и человеколюбия, – Господь? Не преклонится ли Матерь Человеколюбца, вся проникнутая человеко­любием Божественным к сынам человеческим? – Да. Поэтому будем молиться Господу, Богородице с совер­шенной верой и совершенным упованием. Просите, и дано будет вам... и пр., или: Есть ли между вами такой человек... и пр. Итак если вы... тем более... даст блага просящим у Него [Мф.7:7,9,11]. Также просить надобно с верою и упованием друзей Божиих – святых Ангелов и святых человеков, кои по благодати Его могут подавать нам всё доброе.

24 июня

Служил раннюю обедню. От невоздержания в употреблении вина (шампанского три стакана), питого с офицерами, я крайне расслабел нравственно и физиче­ски, просто омертвел, и потому обедню служил с трудом, при тяжких искушениях со стороны злых демонов; еще слава Богу, что помянул меня Господь за смирение и сокрушение и дал мне слезы. Заамвонную читал сильным голосом, но упал духом от нечистого воспоминания, сму­тился, изнемог сердцем и не дочитал; отпуст скрал и на обедне, и на панихиде, и на молебне. Потом служил молебны в двух местах непреткновенно. Идя на вынос, вспомнил, что оставил дома и деньги, и ключ от стола, заподозрил домашних в похищении, пожалел – и опять умер душой из-за корыстолюбия. Но, покаявшись усерд­но, опять помилован, успокоился, оживился; когда же стал совершать литию, опять испугался врагов бесплотных и ектению с отпустом скрал, не выговорил; по дороге опять каялся, будучи в тесноте, и опять умиротворен и спасен именем и властью и силою Господа; за воротами опять на литии пакость врага – и опять помилование Божие за покаяние во всё время пути домой и дома на квартире.

Вселукавый и всезлобный диавол извратил и продолжа­ет всячески извращать порядок, установленный Творцом в разумных тварях – в людях, стараясь средства превра­щать в цель: так, например, пищу и питье, назначенные Творцом как средство к поддержанию жизни физической и к укреплению [и содержанию] человека, демон во мно­гих людях обратил в цель жизни: люди едят и пьют для того, чтобы наслаждаться пищей и питьем, лакомиться, пресыщаться, упиваться, а не для того допускают наслаждение умеренное, чтобы поддерживать жизнь.

* * *

Одиннадцать с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от прелести пре­любодейной вследствие искреннего покаяния по долгой молитве.

Диавол ругается Творцу в разумных творениях, вну­шая им лукавые и хульные помышления о Боге и Богоматери и святых, или клевеща людям на других людей, или возбуждая к ним похоть, подозрения, хулу и прочее. Держи ухо сердечное востро.

К Богу, а не к тварям всегда да прилепляется сердце твое, ибо твари легко могут делаться идолами сердца, лишь только оно прилепится к ним. Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь [Пртч.23:26].

25 июня

Благодарю Господа, избавившего меня за молитву покаяния при усердном целовании святого пре­стола, как бы ризы Самого Господа, от тесноты грехов моих (жестокосердия, немилосердия, скупости, огорчения, гнева на нищих) и даровавшего мне пространство души, мир, легкость, правоту и великую ревность и горя­чее чувство милостей Божиих при чтении и пении кано­на Кресту, Богоматери, Предтече и святой мученице Февронии. Благодарю Господа, избавившего меня в моей квартире от поползновений сладострастных, мучивших меня, за молитву покаяния. Благодарю Господа за сон живительный с девяти до одиннадцати часов.

26 июня

Утро. При служении ранней обедни я чув­ствовал себя крайне тяжело: нравственная немощь с физической вместе, душевная теснота, насилие злых демонов. Озлобление тайное на одну монахиню, испове­довавшуюся у меня пред ранней обедней, за то, что она долго живет в Кронштадте по сбору, бессилие преодо­леть эту злобу, срамота, особенно после невыговора молитв причастницам пред самым причастием, делали состояние мое невыносимым, да еще и конца заамвонной не мог прочитать и отпуста сказать вполне от насилия и умерщвления сердца от демонов. А это всё произошло от вчерашнего чревоугодия и пресыщения у Калинина после крестин, от горькой водки (рюмки), шампанского, пива (один стакан), марсалы (полрюмки), так что я был значительно пьян, окаянный. От чревоуго­дия и пресыщения исторгается вера, упование, любовь к Богу и ближнему, вкореняется маловерие, нетерпение, злоба, плотская похоть, леность, праздность.

После вечерни воскресной (с субботы на воскресенье). Благодарю Господа, сподобившего меня со сладкопением прославить Его воскресшего и препрославленную Пречистую Матерь Его в стихирах и непреткновенно проговорить ектению на повечерии и отпуст.

Старая дева, хотя и благочестивая, Ковригина крайне смущает меня. Ни много ни мало она пробирается во дворец и хочет против всей моей воли прославить меня пред царем, меня, нечистого, малодушного, боязливого, со многими немощами! Чистое наказание!

Благодарю Господа, обновившего и укрепившего душу мою причащением Святых Таин за ранней литур­гией и [при] окончательном потреблении Святых Даров после литургии, благодарю за непреткновенно совер­шенные молебны у Денисова, [Сампсонова], [...] и в дру­гих местах (у Набатова, Томасова) явившего мне вели­кую помощь.

27 июня

Зажигая светильню, лампадку или свечку к образу Спасителя, Божией Матери или какого святого, говори в душе: «Господи! Приношу Тебе или Владычице, приношу Тебе малую жертву сию от малых трудов моих за все милости твои ко мне и за всегдашнюю Твою мне помощь в жизни моей и молю Тебя: даруй мне всегда горящим духом ходить пред Тобою, горящим сердцем и любить, и благодарить Тебя всегда. Аминь». А святому: «Угодниче Божий! Помогай мне всегда молитвами свои­ми так же горячо любить Господа и Пресвятую Деву Богородицу и святых друзей Божиих, как ты возлюбил. Аминь».

Или: «Господи! Во огне пославый Духа Святого апостолам Твоим, поели и моей душе огнь благодати Святого Духа, попаляющий и сожигающий всё терние страстей моих и воспламеняющий к любви Твоей оледеневшее сердце мое. Аминь».

Благодарю Господа за слезы умиления, дарованные милостью Его вчера за всенощной при сознании вели­кой, искренней, неотпадающей, всеобъемлющей любви Святой матери Церкви в ее молитвах, ектениях, псалмах и пении и песнях духовных – и моей нелюбви, бедности душевной, окаянства, нищеты, слепоты, наготы, от сознания моего самолюбия, моей холодности к Богу и ближним, моего немилосердия и жестокосердия. Слезы умиления прошибаются и при живом сознании и чув­стве великости любви Божией и благодеяний Божиих к нам, и при представлении великого вселенского, свято­го, живого, взаимодействующего сочленения Церкви Христовой, членом которой и я, недостойный, имею счастье быть и называться и от чудной и пресвятой Главы которой и я всегда оживляюсь, обновляюсь и спа­саюсь и получаю всякое благо молитвами Богородицы и всех святых.

Ходи всегда в живом сознании и в чувстве присут­ствия Божия и Богоматери и как [бы] в виду всего неба, всех святых Ангелов и святых человеков, которые с неба взирают на нас, на все входы и исходы наши, на все помышления, намерения, [предприятия] и дела наши и суть свидетели нашей жизни неподкупные.

Мы печатлеем постоянно крестом чело – седалище ума, сердце – как орудие чувства и мышцы – как ору­дие свободной силы для освящения и посвящения их всецело Богу и ближним, и для ограждения их от грехов и страстных увлечений. И так каждый христианин, ограждая себя крестным знамением, да посвятит всеце­ло Богу свой ум, свое сердце и свою волю, и да возлюбит Его всем сердцем, всем помышлением и всею силою, и да отражает всегда всякий грех от сердца, от ума и от вольной воли своей, от хотения своего силою Распятого на кресте, и да поощряет себя всегда ко всякой добродете­ли в надежде воздаяния от праведного Судии в будущем бесконечном веке.

* * *

Воскресенье. Благодарю Господа, сподобив­шего меня совершить позднюю литургию в соборе при укреплении благодатью Его немощи моей и сказать про­поведь своего сочинения. Заамвонную не всю прочитал от насилия злых демонов; отпуст не весь, в смущении и тесноте и уничижении духа от действия демонов. Причастился животворно.

Грех во всех видах его сиротит душу, отлучая ее от Бога, источника живота, мира, радости, дерзновения, света, правды, любви, силы и крепости; сиротит злоба, зависть, пристрастие к плоти, пристрастие к богатству, к вещам драгоценным, красивым, к лицам красивым. Всякого пристрастия мирского и плотского, как яда, бегай, христианин. Помни, что ты призван к вечной жизни, презирай временную и ее блага, помни, что ты приступил к Сионской горе и ко граду Бога Живого, Иерусалиму Небесному, и тьмам Ангелов [Евр.12:22], и о горнем помышляй, а не о земном [Кол.3:2]...

(На молебне креста пожалел, и сердце [...] охладело, умерло: на повечерии к Третьяковой появилась непри­язнь, и я онемел, – поделом.) Надо иметь ко всем любовь и за всех молиться горячо.

28 июня

Понедельник. Благодарю Господа, укрепив­шего меня благодатью Своею совершить утреню непреткновенно, победоносно при начинавшейся борь­бе с силами противными в самом начале полунощницы. После утрени один знакомый просил служить молебен Божией Матери с акафистом, и на этом акафисте я было ослабел, онемел от козней врага, занявшего мое сердце по причине нечистоты его; я крайне стыдился выговари­вать слова, означавшие детородные органы и деторожде­ние, но потом повторил с силою и одолел врагов, хотя не вдруг, ибо во всё почти продолжение акафиста они препятствовали и наводили лень, тягость, нерасположение читать акафист вслух. Литургию с Божией помощью совершил благополучно и победоносно при немощи телесной, но на дьячка враг производил неудовольствие за растягивание, а при причащении детей некоторое огорчение за то, что Анна Герасимовна совалась вперед с моей крестницей Парашей к причастию, – только молитвою покаяния одолел озлобление, а надо бы тому радоваться, что с усердием Анна Герасимовна подводит дитя к причастию. Какая у меня недобрая душа! Вечерню служил добре.

Изображаем знамение креста на челе – орудии ума, на сердце – орудии чувства, и на плечах – орудиях силы в знамение всецелого посвящения Богу нашего ума, сердца, или чувств, и воли – всего существа нашего, души и тела, как и Господь всего Себя предал за нас на кресте, душу и тело, в искупительную жертву за нас. Уже не я живу, но живет во мне Христос [Гал.2:20].

На молебне во флигеле у Кудрявцевых я подвергся после молебна и подверг рабу Божию, горящую любо­вью к Богу и ко мне, недостойному, Параскеву Ковригину сильному искушению, ибо на молебне враг подстрекал меня к неприязни к ней. А после молебна я обратился к ней с горькими прещениями27 и укоризнами, а она оказалась истинной рабой Божией, любящей любо­вью долготерпеливой, всё терпящей, всё покрывающей, не гордящейся, не раздражающейся, не мыслящей зла, никогда не отпадающей. Она тысячекратно выше меня стоит нравственно. Благослови ее, Боже!

Ты сластью прельщаешь меня, враже, но и сласть от Бога, хотя мы злоупотребляем ею, и без сласти я не был бы на свете. Слава бесконечной сладости – Богу, ибо Он есть истинная сладость и чрез побуждение сладости тво­рящий доселе всех живых тварей. Вся премудростию сотворил еси, Господи [Пс.103:24]! Слава Тебе, сотво­рившему вся и творящему премудро, чисто, неблазненно, державно, всемощно, всеблагостно, всеусердно!

Премудрый Создатель наш сотворил нас с органами самотворения, или детотворения, самопитания, дыхания, кровообращения, самодвижения, самодеятельности, мужской пол и женский, – доброе дело, – благолепными и достойными всякого удивления и благоговения, ибо кроме прекрасного и целесообразного тела, дал нам превосходнейшее и простейшее творение – разумную и свободную душу по образу и подобию Своему, одаренную сверх других даров (разума, самочувствия, свободы) даром бессмертия и способностью разумно и свободно любить Творца своего и друг друга, уподобляться Ему, прославлять Его и вечно блаженствовать. Как не удив­ляться, не благоговеть пред Творцом, как не благодарить и не славословить Его за такое сотворение нас, за такие дарования нам, как не чтить такой прекрасный храм Его премудрости и благости и всяких совершенств – душу и тело наше и употреблять их сообразно с намерением Творца, к славе Его и собственному нашему благополучию и блаженству, то есть свято! Будьте святы, потому что Я свят. ...По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках [1Пет.1:16,15]. Мы же, окаянные, неблагодарные и неразумные, самые эти члены телесные, и разум, и свободную свою волю, и способность любить Творца своего и друг друга извратили, превратив28 их употреблением, и телесные члены сделали предметом и орудием нечистых, бесчестных, растлеваю­щих душу и тело страстей, и осквернили и удалили себя от Бога, источника жизни и всякого блага, всякой радости и блаженства, и потому без числа бедствуем в многоплачев­ной жизни сей и, если не обратимся и не покаемся, будем вечно бедствовать и в будущей, имеющей последовать за воскресением жизни; вместо того чтобы всем сердцем прилепляться к Богу, создавшему нас, животу нашему, мы прилепились к разным тварям, конечным и исчезающим, не могущим отнюдь дать нам жизни и блаженства.

29 июня

В Петропавлов день служил раннюю [обедню] при крайней тесноте и упадке духа вследствие ужасного давления противных сил, для которого я же подал повод своим чревоугодием и лакомством после молебна в кудрявцевском флигеле (Песочная улица). Началось умертвие духа с того, что я вознегодовал на просфорницу за очень рыхлые, воздушные просфоры, точно пух, и таким образом опять выразил свою алчность к пище земной в виду пищи небесной – пречистого Тела и Крови Господа Иисуса Христа, истинной пищи и истинного пития. Долго я боролся с таким расположением сердца, с огорчением и алчностью, убеждая себя, что я пресыщен всегда и мне именно надо воздушные просфоры, чтобы не обременять себя более нимало, и уже пред самым Евангелием адский злодей оставил меня теснить и мучить. Причастился я животворно и служил порядочно; при выносе Святых Даров, когда надо было причащать детей, я увидел жен­щину [...], которой муж и которая сама с детьми не знаю за что охладели ко мне, а я всех детей крестил у них, и они были прежде ласковы, и вот я почувствовал к ней неприязнь, которую едва-едва одолел благодатью Божией.

30 июня

Среда. Слава величию Божию и беспредель­ной благости Божией! Служил сегодня храмовый боль­шой водосвятный молебен перед обедней с перезвоном, а затем литургию и молебен двенадцати апостолам. Чувствуя себя умерщвленным грехами и не готовым к достойному служению литургии, да и молебна, я припадал многократно к святому престолу о помиловании моего недостоинства и даровании помощи – и ощутил эту помощь сердцем и всем существом моим, а вслед за тем и на самом деле, когда с чувством искренним служил молебен непреткновенно, или, вернее, преткнувшись, восстал и победил запнувшего меня врага, снова повторив те слова, на коих преткнулся и уязвился (на водосвятной молитве). Но пред самой обед­ней, когда стал я облачаться и увидел рукава подризника без подвязков (без шнурков), оборванных алтарным сторо­жем по приказанию настоятеля, самочинно распорядивше­гося и подризниками нашими (прочих иереев), не только своим, я закипел от негодования на его самоуправство, рас­сердился на него, выбранил его и сторожа и минут десять кипел гневом, но и умер душой: пронзал меня адский огонь, стеснила меня адская теснота, взяла меня срамота, так что я и лицо показать боялся; стал я горько каяться, умолять Господа о помиловании, да победит бесконечная Его благость мою злобу, да не затворит меня Господь в пропасти адовой, да не оставит меня в когтях сатаны, ищущего погло­тить меня всякую минуту, – и по долгом припадании и после крепкой молитвы покаяния, веры и упования моя смерть, как крепость диавольская, рухнула, во мне воцари­лись жизнь, мир, правота, дерзновение, сила, свет, я стал из мертвеца живым, из волка – агнцем, из обуреваемого и колеблемого – тихим и спокойным; таковым был до чтения молитвы о крамольниках; при чтении ее в конце усумнился, стал неискренно читать ее, смутился, сбился, заспешившись, уязвился и посрамился, не кончив ее как должно. Опять стал горячо каяться в своей немощи, неис­кренности, лукавстве сердца – и опять помилован, исцелен, оживотворен и затем во время остальной части литур­гии имел слезы умиления, особенно при чтении молитв пред Херувимской; заамвонную читал торжественно, с избытком упования; отпуст сказал довольно смело, прямо глядя на народ; молебен служил порядочно, Евангелие читал твердо, отпуст скраден. За всякую помощь благода­рю Господа. Сегодня послана Евдокиму29 офицерская обмундировка. Слава Богу, что и Евдоким – офицером после долгого томительного ожидания! Всё Твоя милость, Владыко Господи! Твоя милость, Владычице Богородице! Твоим предстательством у Господа, Твоим всесильным вла­дычеством, о Богомати, произведен племянник мой в офи­церы. Да будет он генералом, да прославится имя Твое, Владыко, на нем, Твое, о Богомати, на нем! Буди! Аминь.

Благодарю Господа, укрепившего меня к непреткновенному совершению вечерни с повечерием. Служил громко, с чувством, раздельно.

Слова молитв, славословий, благодарений, прошений должны проходить чрез сердце, то есть должны быть прочувствованы, глубоко осознаны, и произноситься с глубоким внутренним убеждением, от горячего сердца. Духом Святым пламенейте; Господу служите [Рим.:12:11]. Бесплотные враги, зная силу молитвы, происхо­дящей от искреннего чувства, стараются всегда пленить чувства какой-либо страстью, как например гнева, сладострастия, сребролюбия и другими, чтобы христиа­нин не мог молиться от всего сердца, с любовью, миром, дерзновением и чтобы обратить молитву его в грех. Потому христианин должен достигать совершенного бесстрастия, особенно во время молитвы.

Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и скорби по вступлении моем (на вечерне) в Екатерининский палисадник и потом после панихиды, на которой враги уязвили меня, смутили, лишили слова. Господь опять принял мое покаяние и избавил от смяте­ния и тесноты, даровав мир.

* * *

7

Паче (церк.-слав.) – более.

8

Неблазненно (церк.-слав.) – без соблазна, непреткно­венно.

9

Прелесть (церк.-слав.) – заблуждение, прельщение, обман.

10

Брение (церк.-слав.) – грязь, пыль, прах.

11

Призор очес (церк.-слав.) – недоброжелательный или завистливый взгляд.

12

Благопременение (церк.-слав.) – перемена к лучшему.

13

Живот (церк.-слав.) – жизнь.

14

Блазнити (церк.-слав.) – соблазнять.

15

Приражатися (церк.-слав.) – ударяться; подступать.

16

Простый (церк.-слав.) – открытый, прямой, чистый.

17

Презорство (церк.-слав.) – презрение, пренебрежение.

18

Уды (церк.-слав.) – члены тела.

19

Велиар (евр.) – букв.: ничтожный, негодный. В Библии это слово прилагается ко всем развратным, нечестивым и злым людям, но в особенности к сатане, как главному виновнику всякого нечестия и зла.

20

Канон Ангелу Хранителю. Тропарь, глас 6-й.

21

Тьмократно (церк.-слав.) – тысячекратно, многократно (от тьма – десять тысяч).

22

Еже (церк.-слав.) – что; которое.

23

Красно (церк.-слав.) – прекрасно.

24

Молитва 2-я, святого Макария Великого, из последова­ния молитв утренних.

25

Вседовлеющий (церк.-слав.) – вседостаточный.

26

Выну (церк.-слав.) – всегда.

27

Прещёние (церк.-слав.) – резкое выражение недоволь­ства, угроза, наказание.

28

Превратите (церк.-слав.) – переворачивать, опрокиды­вать, рушить.

29

Евдоким Васильевич Фиделин, сын родной сестры отца Иоанна Анны Ильиничны Сергиевой (в замужестве Фиделиной). Первоначально Евдоким поступил в семи­нарию, затем оставил обучение в ней и поступил в воен­ное училище.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle