Источник

Август 1882 г.

1 августа

После ранней обедни и молебна. Сколько милостей, сил, избавлений моему недостоинству явлено Господом и в сей день! Сколько благоуветливости, благопременительности ко мне от Господа! А я сам сколь еще грешен и страстен, гневлив, самолюбив, корыстолюбив, сластолюбив, горд, мнителен, малодушен, нетерпелив, боязлив, немощен! Когда я шел к ранней обедне в Думскую церковь, встретились мне нищие, и я разгне­вался, особенно на малых из них, когда стали они припрашивать еще, и гневно сказал: молчать! А после этого злой демон вошел в мое сердце и стал теснить, душить, жечь, смущать меня, и это было дотоле, пока я, всю доро­гу идя в покаянии, пришел в церковь и несколько раз припал к святому престолу в усердном покаянии о своей злобе с верою и упованием на милосердие Господа Иисуса Христа, Который избавил меня всесильной и все­благой державой Своей. Сегодня предлежит Крест в поклонение православных христиан45, а в этот [и подоб­ные] дни враг, видя оружие, коим он побежден, особенно злится на нас и если уловит нас в какой-либо грех, то особенно злобно и с яростью мучает нас. Да и мы должны особенно чтить эти дни Креста любовью и милосердием друг ко другу, поминая безмерную милость к нам Сына Божия и преблагого Отца Небесного, не пощадившего ради нашего спасения Единородного Возлюбленного Сына Своего. Я служил обедню спокойно, мирно. На заамвонной молитве враг смутил меня боязнью силь­ных и богатых во граде, тут стоявших, и я превратился, смутился, не мог выговорить всей молитвы. Потом вышел говорить слово; после слова совершенно замялся от ложного какого-то стыда и боязни и не выговорил отпуста, – новое поражение, новый стыд и срам, новая теснота и обладание от диавола, от которого Господь и еще избавил меня за усердную покаянную тайную молитву и даровал живот и мир. Надобно вперед презирать боязнь диавольскую и стыд людской, идти напролом с дерзновением, никого не стыдясь, не боясь ни самого царя, если бы он был, ибо Бог и святые Его выше всех.

На молебне у Соломонии после поражения от врагов победа Господа во мне за покаяние мое. Слава о всем Господу! Вчерашнее чревоугодие и винопитие расслаби­ли мою душу, и оттого легко победил меня враг.

Благодарю Господа за помощь при совершении молебна [у] Томасовых; служил при всех кознях вражь­их, устрашениях смело, искренно, проворно, победонос­но, торжественно, с достоинством (во втором часу дня).

Человек есть служебное существо по отношению к Богу по самой цели его творения, как и служебные Ангелы. Если не служит человек Богу, то он служит непременно страстям своим, расслабевает нравственно, падает из греха в грех, омрачается и умирает духовно; только в общении с Богом и в служении Богу состоит истинная жизнь нашей души бессмертной, созданной по образу и подобию Божию.

От злопамятования погрешностей и обид ближнего относительно нас, вольных или невольных, действительных или мнимых, образуется в душе злоба, иссякновение в сердце любви, отнюдь не долженствующее быть в христианине, который должен быть исполнен любви, ибо любовь есть сущность христианства. И ни о чем так не старается супостат наш, как о том, чтобы исторгнуть из сердец наших любовь и поселить в них вражду, нена­висть, злобу, зависть. Средствами к тому он употребляет другие страсти: самолюбие, корыстолюбие, сладостра­стие, честолюбие, гордость, непокорность.

Надо всегда иметь в виду, не выпускать из внимания главную цель нашего бытия – любление и прославление Бога, покаяние, умерщвление страстей, святость, воскресение и вечноблаженную жизнь с Богом. К этому направлено всё богослужение, все Таинства, всё учение, всё пастырство церковное.

Благодарю Господа за сладкую, животворную, святую молитву во время воскресной всенощной на 1 августа (каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Иисусу Сладчайшему). Служил отец Петр Клепачевский. Я стоял уединенно в Покровском приделе.

* * *

Благодарю Господа за неизреченную, вели­чайшую милость – за избавление от лютых последствий озлобления на нищего в седьмом часу утра. Милость совершилась в церкви Успения Божией Матери в седь­мом часу.

Двенадцать часов дня. Обедня. Я в церкви в Покровском приделе. Сейчас получил величайшую милость Божию – избавился по молитве покаяния и по припадании многократном главою к верхней деке престола от диавольского озлобления на отца настоятеля за словесную заочную его мне обиду (якобы пользуюсь искомою от меня славой бла­готворителя, а он хотя и всем подает, но не пользуется ею и не желает ее, а потому и не хочет дать бедной женщине ни копейки). Такой ли обиды не снести? И Господу завидова­ли и ненавидели Его за благотворения и учение Его небес­ное, святейшее. Отпусти ему, Господи, и вразуми, не весть бо, что творит. Как капризно и страстно мое сердце! Как не воспитано в духе закона Христова! Как непостоянно! Отвращаюсь себя, своего сердца, всего окаянства страстей. Хочу облечься во Христа, быть Христовым, иметь сердце Христово, ум Христов, волю Христову.

2 августа

Послать Евдокии Ивановой пять рублей. Уварову столько же. Чаю в Холмогоры, в Верколу, в Суру.

* * *

Бесконечно много раз познал я всеблагость, всемогущество, премудрость, величие беспрекладное Господа и Бога моего Иисуса Христа, на всякий день от него милуемый, избавляемый и спасаемый, вспомоществуемый во всех делах моих, особенно в деле спасения своего и других людей, ко мне обращающихся и прося­щих моих недостойных молитв, в прохождении звания священнического и учительского, попечительского (Дома трудолюбия при доме попечительства).

Жив Господь мой – жива будет душа моя, живы будут и души всех благочестивых во веки. Да памятуем это и да ходим путями Господними право во все дни живота нашего. Аминь.

Крестное знамение на челе, сердце и персях. Господь всего Себя предал за меня, душу и тело, и я должен весь предаться Ему – умом, сердцем, волей, всеми силами (таково значение знамения крестного).

После утрени. Троекратно Господь явил мне сегодня милость избавления от озлобления тайного: первое – на настоятеля; во-вторых, на чтеца Адриана, не хотевшего петь стихир на хвалитех первомученику Стефану и свя­тому Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу. Когда я припал в покаянии, с верою и надеждою, к святому престолу, Господь оживил меня, умерщвленного грехами и связанного узами адовыми. Осуждаю свое злонравие, нетерпение, неснисходительность к немощам ближних. Даруй мне, Господи, ревно­вать по Тебе и святым Твоим чисто, не ретясь46 и не ярясь и не служа своему самолюбию.

Только что успел записать предыдущее, вот еще и еще Господь многомилостивый и благопослушливый избавил меня от адской тесноты, от терния диавольского (ровно в восемь часов утра). Слава Богу!

* * *

Вечер. Благодарю Господа, помиловавшего меня скоро на пароходе, шедшем в Рамбов47, когда я искренно воззвал к Нему о благопременении сердца моего, в коем я чувствовал действие Велиара, понуждав­шего меня к тайному неудовольствию и огорчению на бывших тут женщин и мужчин, вообще к нелюбви, отчего на сердце было тяжело, мертво, холодно; но коль скоро я тайно покаялся и помолился – в сердце почувствовалась теплота любви и спокойствие, простор, легкость, свет, сила. Слава Господу! О ветхий мой человек! Когда я совлекусь тебя?

3 августа

Утро. Благодарю Господа за помощь во время утрени и прекрасное чтение канонов Господу (покаянно­го), мученикам Исаакию Далматскому и Фавсту и преподобному Антонию Римлянину и за пение стихир на стихо­вне покаянных и мученикам и Богородице.

Вечер. Благодарю и превозношу Господа, избавивше­го меня от презорства и человеконенавидения диавольского, когда я вышел из паровоза в Стрельне и шел к зем­лякам Павловским, особенно отцу Филетеру. Молитвой покаяния я избавился от наглого демона, щемившего и мертвившего мое сердце, и получил правоту, любление, мир и свободу, а раньше другое избавление получил в Ораниенбауме. Дома вечером поздно Господь избавил меня от демонского убийственного лукавства по выходе из-за стола и после молитвы в кабинете.

Существо веры христианской имей всегда в виду: веру, упование, любовь, покаяние, исправление, освяще­ние, постоянную готовность к смерти и воскресению и вечную жизнь.

С глубоким, искренним благоговением произноси: Верую, Господи, и исповедую... и так далее, потому что стоишь пред лицом Самого Господа. Забудь людей, род­ство, всякое лицеприятие. Так же при богослужении вообще и в особенности при произношении отпустов. Помни слова Господа: кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится [Лк.9:26].

Благодарю Господа за согласие с настоятелем, выразившееся в беседе его со мною на пароходе и в езде на одних дрожках. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. ...Яко тамо заповеда Господь благо­словение и живот до века [Пс.132:1,3]. (Во сне явился мне отец Павел (настоятель) и объяснился, что он чув­ствует душой, когда я имею к нему неприязнь или него­дование за что-либо, и ему бывает неловко, тяжело.)

4 августа

Среда. После ранней обедни. Благодарю Господа, чудно оживившего меня чрез дарование слез­ного умиления. Я был действительно мертв пред сим зна­мением милости Божией и после этого служил обедню с умилением, непреткновенно, причастился животворно; молитвы пред причащением свояченицы Анны Константиновны, дочерей, Лизы и слуги Анны говорил все с умилением, заамвонную прочитал чувствительно всю, при избытке дерзновения, и отпуст произнес весь.

Вечер. Благодарю Господа, четырежды избавившего меня от прелюбодейного наваждения, от насилия мерзо­сти и даровавшего правоту и мир.

Обетование, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная [1Ин.2:25]. Конец, или цель христианской веры, благочестия христианского есть жизнь вечная. Богослужение, вообще молитва домашняя или частная и общественная есть руководство к освящению, обновле­нию, общению с Богом и к животу вечному; всё учитель­ство, пастырство, совершение Таинств имеет последней целью жизнь вечную. Если мы в этой только жизни надеемся... то мы несчастнее всех человеков [1Кор.15:19]. Но кто теперь заботливо вопрошает учителей церковных: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? [Мк.10,17:Лк.18:18]. Очень, очень немногие. Большая часть людей погружена в суету мира; многие не веруют и в бессмертие души человеческой, земная жизнь для них всё – начало и конец, альфа и омега. Или – многие мечтают совместить земные блага, здешнее довольство, здешнюю веселость, богатство, здешние страсти с будущим блаженством, забывая, что сказал Господь о тесном пути, вводящем в живот [Мф.7:14], о самоотвержении, ношении креста скорбей [Мф.16:24;Мк.8:34;Лк.9:23], лишений, болезней, мучений, о девах мудрых и юродивых [Мф.25:1–12], о богатом человеке с богатой нивой и множеством всякого достояния земно­го [Лк.12:16–21] и прочее.

Делай на себе крестное знамение и кланяйся так, чтобы видно было при этом присутствие благоговейной мысли и чувства, а не бессмыслие или легкомыслие и рассеянность.

Священнослужители или миряне часто, принося службу Богу и говоря молитвы и совершая обряды, не много думая о Боге и святых Его, присутствующих благодатно тут же, или мало благоговея к Богу и святым, думают о предстоящих людях и, имея к кому-либо из них подобострастие, лицеприятие или страх, расстраивают дело молитвы, отпадают от Бога сердцем и потому остаются без плодов молитвы, холодными, пустыми, неумиротворенными, ненасыщенными духовно. И поде­лом. Никто не может служить двум господам [Мф.6:24]. И мирская пословица говорит: за двумя зайцами пого­нишься – ни одного не поймаешь. 5 августа.

Как ты видишь на иконе лицо Божией Матери, так Она, Пречистая Матерь Недремлющего Ока, видит всю душу твою, все помышления, чувства, намерения, пред­приятия, всё нравственное твое состояние, все качества твои, все страсти, слабости, недостатки. Конечно и доб­родетели, все вздохи, слезы, всё благоговение слышит, благодарение, славословие, все тайные и явные молит­вы. Чудно ведение Ее! Ибо Она – Матерь Всеведущего и Вездесущего, создавшего сердца наши.

5 августа

Утро. Благодарю Господа за превеликую милость спасения, явленную мне во время утрени по молитве покаяния моего и по многократном благоговей­ном целовании святого престола (главного храма); Господь избавил меня от жал сатанинских, оросив благо­датью Духа Святого и даровав мне мир, свободу, дерзно­вение, силу вместо смятения, тесноты, малодушия, слабости. На чтеца Адриана серчал за крайне борзое48, под нос себе чтение, ревновал о славе Божией нечисто, некротко, нелюбовно, но с озлоблением. После утрени новое величайшее избавление от скорби и тесноты по поводу разглагольствования с диаконом Владимиром о соленых сигах и легкомысленного смеха, в чем я глубоко раскаялся, что в алтаре, пред лицом славы Божией суетное говорил, – там, где Ангелы со страхом пред­стоят, где царство нетления и святыни (прикладывался в Петровском приделе к святому престолу в покаянии, и Господь помиловал).

Храм есть святилище Божественное, небо земное, святилище нетления и святыни, – прочь отселе всякие помыслы тления, все страсти человеческие, всякая корысть, всякое лицеприятие, всякое сладострастие, вся­кая суетность, всякое раболепство знатным, сильным и богатым людям мира сего, всякое подобострастие пред чинами и орденами или суетною ученостью мира, которая есть глупость пред Богом; пред единым безначальным, премудрым, всеблагим, всемогущим, всё осуществовавшим Богом да благоговеет и смиряется всякий человек, пришедший в храм, и да отрешится на время от различе­ния людей по временным и скоропреходящим их преимуществам, да представит свое общее с ними ничтожество пред Богом, общую греховность, немощь, повинность пред Богом, осуждение на смерть, что все мы из земли и в землю пойдем, а душами возвратимся к Богу на суд; вспомним и общую честь в создании по образу и подобию, общее искупление, одну Церковь, мать святую, одну купель Крещения, печать Духа, общую Чашу Плоти и Крови Христовой, из которой причащаемся, общее учи­лище благочестия – храм Божий, общую смерть и общее воскресение – и да смиряемся все пред Богом и друг пред другом, да возлюбим друг друга и да спешим дружно к общей цели жизни – ко спасению со славою вечною.

Мы сорадуемся подвигам, борениям, добродетелям, крепкой вере, надежде и любви святых к Богу и друг к другу и к человечеству, славе святых, но и мы можем подобно им подвизаться, просиять добродетелями, получить вечную жизнь и прославиться от благодати Божией. Поревнуем же им, будем подражать им.

* * *

Благодарю Господа, избавившего меня от нелепого греха – от жалости по бумажкам сортирным, кои я сам приготовляю и которые, думается мне, усердно обирала дворникова жена Анна. Какая скорбь и теснота, какое уныние! Так и бросился бы отыскивать свои мни­мые или действительные, но ничтожные потери, так бы и сделал ей запальчивый выговор и прочитал нотацию! До чего безумие страстей житейских может доходить, до каких мелочей! И здравый смысл-то теряешь! Надо было глубоко, сильно каяться в этом безумии, в этом пристра­стии к пустейшим вещам, в этом земнолюбии, в этой любоименности и любовещности, и по искреннем только раскаянии и вразумлении Господь избавил меня от муки сердечной! Теперь обеими руками сам я согласен отда­вать эти вещи: возьмите, кому и сколько нужно! Благодарю Господа, избавившего от тесноты и скорби и даровавшего мир, простор, живот.

* * *

Благодарю Господа за обильный дождь с громом и молнией, испрошенный моим недостоинством и моей верой вчера и сегодня. Дождь пошел в половине шестого часа вечера, обильный, чудно напоивший землю и освеживший воздух.

6 августа

Преображение. После ранней обедни в Думской церкви. Мучительные терны были в душе моей во время обедни, расслаблена и немощна была она, и я часто припадал к святому престолу с молитвой об избав­лении от скорбей и тесноты, и Господь явно, благостно миловал меня, и причастился я животворно; но молитвы пред причащением женщин сделались для меня камнем преткновения, я смешался, смутился, не выговорил всех молитв; заамвонную читал громко, но сорвался по злей­шему коварству Велиара; проповедь свою произносил хорошо, отпуст оборвал невольно, по действию не отпускающего меня мерзавца сатаны. По приходе домой и в садик для отдыха, мне крайне сильно надоедало плотское сладострастие, еще более бесновавшееся от прихода молодой девицы; только молитвой, терпением и верою я победил врагов своих – демонов сладострастия, плоть свою многострастную. На молебне в Виктор[ской] улице у Соловьевой опять враг запутал меня помыслом о вознаграждении себя за труды, и я не мог порядочно совершить молебна, но обессилен был врагами и обессловлен; тяжко было, всю дорогу каялся, в соборе у престола исце­лился. Около двух часов пополудни панихида по Михаиле Тим. Зарудневе; отпуст не весь сказал, и опять адская тес­нота, от которой избавился у святого престола в соборе по неизреченной милости Господа и по молитве покая­ния. Слава Богу! О, сколь многоразличен сердечный наш блуд, сердечные наши пристрастия, страсти, идолы! То красота плоти, то одежды, то злата и камней драгоцен­ных, то тканей, то алчба денег или злоба, зависть, рев­ность, нетерпение, скупость, леность, непослушание, чревоугодие! И всякое пристрастие причиняет глубокие раны душе, может умертвить душу навеки!

Мы, ослепленные житейскими страстями, часто даем важность тому, что не имеет такой важности, и не ценим того, что должно иметь в глазах наших, как и всех людей, величайшую цену. К первым предметам принадлежат суетные блага мира – пища, питие, нарядная одежда, украшение жилища сверх потребности и меры, чины, отличия, маловажные оскорбления, неважные потери временные, вещественные. К последним принадлежат: спасение души, вечность, угождение Богу, ревность к добродетели, тщательное удаление от всякого греха, посещение богослужения, домашняя молитва, чтение Священного Писания и писаний святых отцов и прочее.

Благодарю Господа за сладостное, дивное избавление меня от адской тесноты вражией, которая постигла меня в конце панихиды по М. Тим. Зарудневе и от которой я избавился усердным призыванием в покаянии имени Господня в конце Екатерининского парка, или, вернее и совершеннее, – идя по панели Господской улицы. О, сладкое мое спасение, Господи! Что в мире может сравняться с милостью Божией? Ничто.

7 августа

После ранней обедни с причастниками. Благодарю Господа, ниспославшего мне, бедному, умиле­ние слезное во время совершения неизмеримо великого Таинства и удостоившего меня неосужденно причастить­ся чудных, животворящих, бессмертных Таин. Благодарю Господа, не попустившего лукавому сатане поглотить меня при раздроблении пречистого Тела для причастни­ков, ибо злодей вложил было огорчение некоторое на просфорницу за жидкое тесто просфор вообще и просфоры агничной в отдельности, и чрез это едва-едва не лишил меня мира, свободы и дерзновения. Уже душа начинала волноваться и опаляться адским огнем, но молитва веры и покаяния и слово, что не в количестве, а в качестве благо­дать Божия и не зависит от пустоты хлеба, а заключается в непреложной воле Божией и в силе совершительных слов: сотвори убо... Преложив Духом. Твоим Святым, спас­ли меня от супостата и его адского смущения и огня; выйдя с Чашей к народу, я со слезами читал молитвы Верую, Господи... Вечери Твоея... и пр[очее] и причащал с миром и теплотою сердца; но тут вскоре враги бесплот­ные своим коварством едва опять не поглотили меня: подошла причащаться крайне неблагообразная старуха; враги внушили было к ней гнушение и неприязнь; я стал всеми силами противиться этой нелепости, этому лице­приятию и оправдывать, [честнить] бедную старушку, нимало не виноватую в своем лице, в его некрасивых и грубых чертах и имеющую одинаковую со всеми душу по образу Божию и, может быть, лучше многих, – и победил едва-едва врагов бесплотных после упорной адской борьбы, и затем победоносно читал заамвонную молитву и отпуст, [и панихиду] хорошо совершил.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от мучительства плотской страсти по усердной молитве покаяния. Обложи меня, Господи, нетлением Твоим, правдою Твоею, чистотою Твоею. Буди! Аминь.

После всенощной и панихиды по Михаиле Зарудневе. Благодарю Тебя, неисчетный и непобедимый в милости Господи, яко грех и смерть многократно в день от сердца и от всех удов моих душевных и телесных отрясаеши, и животворящие струи Духа Святого душе моей подаеши всегда, и избавляеши Твоими [...] душу мою убогую, грешную и смиренную. За невыговор отпуста на панихи­де враг бесплотный ужалил меня смертельным своим жалом, посрамил, умертвил, а Ты за покаяние мое ожи­вил меня, когда я шел бульваром Екатерининским. Слава!

8 августа

Воскресенье. Благодарю Тебя, Господи, за два чуда избавления пред крестинами и после крестин у Ивана Матфеевича Никифорова младенца Олимпиады, от голо­вы до ног паршивой страшно. Тяжелое испытание! Я молился пред крестинами, стоя у святых икон, о проще­нии грехов и мире и получил милость и мир, но потом, когда зашла речь о приделах церковных во Владимирской церкви военной, я позавидовал – и умер духом, и читал молитвы Таинства с величайшим трудом, при жале змеином, выкри­кивал скорее, а не читал; после крестин припал к Богу в покаянии, и Он помиловал, неистощимый в милости.

9 августа

Предаю памяти чудо милосердия со мною Господа, в Успенской церкви явленное, когда я нарочно зашел в смертельной тесноте, чтобы приложиться к свя­тому престолу в покаянии о жестокосердии к нищей девочке, которую выдрал за ухо за частую просьбу. Господь милостиво отъял от души моей грех и смерть.

Не скорби, потеряв какую-либо книгу, – это мало­верие. Не на книгу надейся, а на благодать Святого Духа, которая научит и без той книги всему полезному и спаси­тельному. Апостолы и без книг всё знали, что нужно для них и для людей. Не скорби, потеряв какую-либо вообще любимую вещь. Да не будут они для тебя идолами.

10 августа

Три часа вечера. Господи! Благодарю Тебя, бесконечно милосердного и спасающего, что и нынешний день ты спас меня державно и скоро, благо­стно и щедро раз во время утрени, а потом в девятом часу от адской тесноты сладострастия, уязвившего меня от одного воззрения на деву. Долго я мучился нестерпимо от яда блудного, наконец в церкви, в которую нарочито пришел, приложился с верою в покаянии к святому пре­столу, или, лучше, к Сидящему на нем, несколько раз, и Господь помиловал, исцелил, умиротворил.

Потом дома в третьем часу от той же страсти Господь избавил по молитве покаяния. О пища! Пища! О чревоугодие! О сладострастие! О легкомыслие! О плотоугодие! Сколь вы гибельны!

В прошлое воскресенье был у купца А. Мурашова, неосторожно пил настойку на отрубях морошки и сде­лался пьян; назавтра болела голова, и к вечеру, слава Богу, прошла боль: отчасти причиною послужил тому хороший херес у Калиныча Маркова, но паче всего милость Божия.

О я, окаянный! Нет у меня искренней любви христианской, духовной, святой, самоотверженной, а всё корыстная, лицеприятная; если меня любят, уважают, угождают мне – и я, пожалуй, люблю, уважаю, угождаю; если же ко мне равнодушны, нерасположены, непочтительны, нелюбезны или меня как-либо оскорбляют, пре­небрегают, обижают, чего-либо лишают из благ земных, ненавидят действительно или мне кажется, то и я равным возмездием воздаю им при проявлении людской нелюб­ви, холодности, неприязни. Язычник я, не христианин по сердечным расположениям и поступкам (по поводу при­вета с Мариной Ивановной Таратиной). Я должен непре­менно побеждать богопротивное чувство ветхого человека и внедрять чувства благорасположения, кротости, смирения, незлобия, нелицеприятия и прочие человека нового, любить врагов, благословлять ругателей, добро творить ненавидящим меня.

В богослужебных песнопениях и чтениях непрестанно точится Божественная многоразличная благодать, Божественная мудрость, вера, надежда и любовь, свет, мир, пре­восходящий всяк ум, нетление, бессмертие и вечный живот, правда и святыня, умное благоухание, покаяние, умиление слезное, похвала и слава и радость в Духе Святом.

Благодарю Господа за испрошенную мною искрен­нюю молитву об усопшем Михаиле (Зарудневе) 6 августа в семь часов вечера по зрелом размышлении о беспо­мощности души нашей, отходящей из сей жизни в буду­щую. Даруй, Господи, всегда искренно молиться о живых и умерших. Жертву Твою Бескровную даруй, Господи, приносить всегда чистым и искренно любящим сердцем о всех живых и умерших и благодарственную Жертву о всех святых, особенно (изрядно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Богородице и Приснодеве Марии. Даруй мне всегда проникаться все­объемлющей вселенской любовью – любовью, которой Ты, Господи, возлюбил человечество.

О, сколь сладкое избавление послал мне Господь в церкви за малой вечерней после бешенства плотского сладострастия! Какой мир, какую свободу, прохладу вместо смятения, тесноты, огня адского! Даруй мне работати Тебе, Господи, непрестанно, неизменно, неленостно, вечно и отбегати всегда всякого греха. 7 августа.

Четыре с половиной вечера воскресенья, 8 августа. За малой вечерней в начале при чтении 103-го псалма Владыка явил мне величайшую милость по молитве покаяния и по целовании с верою святого престола у Покрова, избавив меня от смертельной тесноты, умирив и возвеселив душу мою благодатью спасения.

Во время ранней обедни в Успенской церкви Господь явил мне величайшую милость избавления от тесноты душевной и смерти в начале обедни и в самом конце по отпусте, который я не произнес от диавольской боязни, в чем я покаялся и получил от Господа разрешение уз смертных.

11 августа

Благодарю Господа, избавившего меня от прелести, тесноты и нечистоты сердечной по молитве моей покаянной во время утрени. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя49.

Благодарю Господа за дар служения литургии ранней и за удостоение причащения Святых Таин меня, жены и племянницы моей Руфины, для которой я служил литур­гию. Случай с распустившимися исподницами, смуще­ние, восстановление быстрое спокойствия.

Того же числа. Вечер. Благодарю Господа, избавивше­го меня от прелести, тесноты и нечистоты сердечной по молитве моей покаянной вечером во время вечерни после разговора с молодой офицерской женой Надеж­дой Егоровной Алексеевой, а потом после вечерни и побывки у племянника моего, у которого видел картинку нагой молодой женщины и уязвился крайне жалом блуд­ным и потом долго каялся, идя дорогой, опять получил величайшее избавление от бесчестной страсти, очище­ние, мир и свободу.

У Ольги Мирон, спросить касательно краски материи подрясника. Деньги послать Александре Ив., Евдокии […]

12 августа

Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от пагубных последствий озлобления на нищую женщи­ну, неотступно просившую у меня денег на какой-то документ и мною прогнанную. А потом снабженную по раскаянии тридцатью копейками. Я же читал пред тем про себя молитву и хотел быть наедине. Благодарю Господа, доселе не отвергающего моего покаяния и не погубляющего меня со беззакониями моими.

За всенощной по поводу обретения мощей святителя Тихона Задонского Господь сподобил меня умиления слезного при мысли, что святые были подобострастные нам человеки, и своим усердием и трудами в богоугождении, особенно же благодатью Божией достигли святыни и нетления и вечного живота со славой непрестаю­щей, а мы, ленивые и нерадивые, преданные миру и плотским похотям, непрестанно согрешаем и пребываем в тлении, работаем тлению и пожинаем тление, когда могли бы удобно с Божией помощью и при своем усердии достигнуть нетления.

13 августа

Отдание Преображению и память святите­ля Тихона Задонского. Утро. Благодарю Господа, услы­шавшего меня скоро, когда я воззвал к Нему в тесноте и скорби греховной от неудовольствия и огорчения на домашних вследствие дыхания во мне диавольского, и милостиво избавившего меня от смерти греховной, и даровавшего спокойное, мирное настроение духа с пра­вотою. Касательно актового молебна в гимназии злой демон тревожил меня, наводя страх томительный. И от сего избавил Господь. В короткое время дважды через пять минут Господь отъял смерть от внутренностей моих и даровал жизнь. Сколько благодеяний Божиих! Нет им воистину числа. По дороге подбежал ко мне нищий взрослый, когда я молился о даровании мне кротости и любви, и рассердился я на него, что подбежал не вовре­мя, и прогнал его с гневом, а потом смягчился я самой своей молитвой и, подозвав его, дал ему требуемое (десять копеек). Покаялся в своем гневе, и Господь про­стил. О, до конца прости меня, Господи, до последнего моего издыхания прощай меня, Владыко милостивый и долготерпеливый, даруя мне покаяние искреннее, со слезами, и исправление жития.

* * *

Девять с половиной часов. Утро. 13 августа. Благодарю Господа, вновь избавившего меня от тяжкого смятения и борения вражия в церкви пред дачей молитвы в сороко­вой день родильнице и после молитвы. Опять от смерти греховной избавлен благодатью Божией и получил живот и мир. А смятение было оттого, что огорчился на нищего, укоряя его в лености и нерадении.

Изучая науки общего образования, имеем ли мы глав­ным образом науку христианскую, науку богопознания и как прикладную ее часть – науку святости. Ведь всем – нам настоятельно и понудительно вещает Тот, Кто есть вечный источник премудрости и святости: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2]. Апостол говорит:

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без кото­рой никто не увидит Господа [Евр.12:14]. И в образцо­вой молитве, которую дал нам Господь, мы прежде всего выражаем горячее желание и молитву жить свято: Да святится имя Твое... [Мф.6:9;Лк.11:2].

Не без причины я начал вам, други, братья, чада Божии, речь мою словом о настоятельной, неотложной нужде стремиться к святости прежде всего, так чтобы и все науки были ступенями к святости. Вы знаете состоя­ние умов и нравов людей нынешнего времени. Это состояние брожения, разложения, расслабления, рас­тления. Всего более надо учиться науке беречь сердце от малейшего приражения греха... Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение... [1Кор.3:9] (далее выписать и развить).

Все науки, как радиусы от центра, идут от умного Солнца Бога. Когда это Солнце умное, Солнце правды, сияет в наших сердцах, тогда лучи его животворно действуют на все наши силы, на всю жизнь, а когда нет – тогда нет пользы и от лучей или они будут только некоторое время светить, но не будут оживотворять. Берегите все чувства от греха: очи, слух, осязание, вкус и обоняние. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно [Мф.6:22–23]. Плевелы будут непременно сожжены огнем неугасающим [Мф.3:12;Лк.3:17]; древо, не творящее плода, будет посечено и ввержено в огонь [Мф.3:10;7:19;Лк.3:9], неключимый раб будет связан и брошен во тьму внешнюю [Мф.25:30].

Выходит что на поверку? Знают много того-сего, а не знают Бога, начало всех начал, не выучились святость Его [беречь] в сердцах и делах своих, не любят Церкви, не привязаны к ней сердечно, как к нежной, достойной матери, не умеют Богу молиться. Знаний много, а не научились почитать родителей. Сплошь и рядом видишь, что вкусившие от книжной премудрости делаются [...] гордецами и вольнодумцами, выходят из послушания родителям, а, не почитая родителей, будут ли почитать искренно начальство и самую власть предержащую?

Благодарю Господа, сотворившего чудо милосердия и оживотворения моего окаянства пред вечерней (после действия вина) и особенно когда я исповедовал многих, был отозван причащать больную и, возвращаясь в край­ней тесноте и срамоте от невыговора молитв общеупотребительных и других при причащении больных, каял­ся и молил Бога о прощении и избавлении от супостатов, теснивших меня; молитва веры совершила чудо: я полу­чил жизнь, мир, дерзновение, силу слова и исповедовал и говорил молитву разрешительную хорошо.

Благодарю Господа, даровавшего мне, грешнику, слезы умиления, умягчения, одуховления, утешения и очищения во время прогулки моей молитвенной по Купеческой стен­ке у взморья и разрушившего во мне тесноту и скорбь.

Знают, что такое храм, его расположение, его свя­тость, важность, необходимость, а между тем в храме не видать знатоков; знают службу, а у службы их нет.

Знают главнейший догмат христианства – Троичность Лиц Божества и Божественное Лицо Христа, а призвать Господа в нужде, скорби, болезни, страсти, беде и напасти не умеют. Знают чистейшее божественное сердце Богоматери, всех объемлющее любовью, а обращаться к Ней в молитве благодарения словом – навыка не имеют, не привыкли.

Чей это грозный, властный голос гремит во услыша­ние всем векам: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну [1Кор.1:19;ср.Ис.29:14]? Голос вечной Премудрости, вечного Ипостасного Слова Божия, Господа Иисуса Христа. Где мудрец? где книж­ник? где совопросник века сего? [1Кор.1:20]. Если спра­шивает: «Где?» – то, значит, не было [...] в Царстве Христовом завзятых мудрецов и книжников и совопросников века сего, совершенно отвергнувших мудрость, книги и вопросы века будущего, нетленного, вечного, уготованного любящим Бога и век иной.

14 августа

Благодарю Господа, всемилостивого Избавителя моего, даровавшего мне спасение Свое во время всенощной торжественной в Успенской церкви (дважды и трижды) при чтении акафиста; затем по выхо­де из церкви на требу, когда мальчик назойливо гнался за мною, прося милостыню, и я тронул его за рубашку с гневом, отчего крайне смутился, а потом раскаялся и дал ему гривенник, прося Господа умирить и помиловать душу мою, и Он помиловал, дав мир; потом после пани­хиды по умершей старушке, дурно мною отслуженной, отчего я сильно был смущен и утеснен в душе, но также пред иконами усердно покаялся Господу, прося Его благость безмерную, да победит и простит мне грехи мои и да превозможет диавольское ужасное коварство надо мною в службе, и Господь опять помиловал, прогнав вра­гов моих, и я успокоился.

Доселе я жалкое орудие диавольских козней во время частных и общественных служб, доселе супостат испол­няет во мне свои адские, лукавые, злобные, смертонос­ные, убийственные намерения, и я невольно исполняю его нелепую, насилующую меня волю.

Горе мне, нечистому, скверному, корыстолюбивому, сластолюбивому, самолюбивому, боязливому, малодушному, злому, завистливому, подобострастному, нетерпе­ливому, ленивому, нерадивому.

Любя корысть и славу земную, сласти земные, не можем любить Бога и ближнего, служить искренно Богу и ближнему, ибо, где видится труд, а награда за него не предвидится, там человек если наружно и не отказыва­ется от труда для него, но внутренно отрицается и слу­жит неохотно, неусердно, не от души (панихиды по бед­някам, требы для бедных), да и служа богатым, думает о богатом вознаграждении. А между тем душа каждого человека, и бедняка, есть бесценное сокровище, дороже всего мира, ибо она по образу Божию и бессмертна и искуплена кровью Сына Божия. Она дщерь Божия, неве­ста Божия.

Семь с половиной часов утра. Страшная злая буря диавольская постигла меня из-за неправильно передан­ной мне слугой Анной и просителем требы (сказала – причащать, а надо было молебен), и я был в ужасной диавольской беде, в ужасном волнении, тесноте, смерти. Молился долго. Есть начатки избавления. Слава Богу.

16 августа

Благодарю Господа за благодерзновенное, непреткновенное чтение и пение канонов во время литургии, и за служение ранней литургии в восемь часов в Успенской церкви, и причащение Святых Таин, за речь, сказанную на акте в одиннадцать с половиной часов в гимназии, за избавление в настоящую минуту (первый час) от тесноты и скорби, постигших меня за неохотное служение молебна у Мачигина Григория [...]., импровизированного (нечаянно). Я должен был быть готов с радостью служить и нечаянные молебны и вообще быть всегда с радостью на славословие Господа и Богородицы и святых, ибо в этом служении мое спасе­ние, мое очищение и освящение, мой мир, мое дело или мой долг самый животворный.

И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое50. Владычица явила без числа спасение Свое верным христианам по преставлении Своем доныне, и являет тем, что Она жива и по смерти. И все святые живы по преставлении своем и явили миллиарды чудес христианам, призывавшим их на помощь, а иногда и не призывавшим являлись на помощь, и Святая Церковь всякий день в своих стихирах и канонах, молитвах обра­щается к ним как к живым и весьма близким к нам по духу, присутствующим с нами, видимым знамением чего служат их лики на святых иконах. Итак, вот, христианин, какой вожделенный конец веры нашей – жизнь вечная. Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [2Кор.7:1].

Благодарю Господа, даровавшего мне после много­кратных тайных усердных призываний Его сладчайшего имени избавиться от коварств и насилий змия духовного, не допускавшего мне выговаривать слова молитв, славо­словий и благословений во время совершения брака в Успенской церкви. Господь [дал] мне победу и одоление, мир и дерзновение. Слава Богу! А в начале обряда я не мог выговаривать многих слов и славословий (возгласов).

В праздник Успения Божией Матери утром до обедни (поздняя [...]) меня постигла адская ужасная теснота и скорбь, поводом к которой было мое огорчение на одно­го жильца в доме Климова, позвавшего меня на молебен, тогда как прислуга сказала мне, что звали причащать. Долго я был в дьявольской агонии, борьбе, в покаянии, тесноте убийственной, наконец в Успенской церкви после прикосновения многократного к святому престолу Господь помиловал и умирил меня. Слава Господу, не давшему супостату поглотить меня.

Благодарю Господа, даровавшего благодатные слезы умиления при чтении канона Архангелам и Ангелам и святому Предтече (вечером).

Лядвия моя наполнишася поруганий51, говорит святой царь-пророк Давид [Пс.37:8]; поруганий – то есть от диавола, ругающегося человечеству и Самому Господу чрез блудную нечистоту, в которую впал по неосторож­ности и сам царь-пророк. Так, блудники и блудницы ругаются сами над собою или допускают врагу рода человеческого ругаться, посмеваться над природой чело­веческой, созданной руками Божьими чисто, неблазненно, премудро, свято, целесообразно, великолепно. Это поругание враг возобновляет почти непрестанно всякий раз при воззрении мужчины на женщину, а как взирать приходится всякий раз при встрече одного пола с другим, то всякий раз этот ругатель Бога и Божьих дел возобновляет свое ругательство и посмеятельство над мужчиной и женщиной, над бытейскими членами, над детотворными, святыми органами, чрез которые входим и исходим в бытие и жизнь и пред коими должно благоговеть.

17 августа

Благодарю Господа за явленную мне помощь при служении всенощной для господ Гречухиных в бывшей квартире покойной рабы Божией Марии Арсеньевны; при служении молебна в квартире Сергея Ивановича Лебедева в доме Мурашова и на горе в доме Кудрявцева №19 у Анастасии Осиповны и Алексея Макаровича.

18 августа

Благодарю Господа за благодать мирного и свобод­ного, искреннего чтения и пения канонов Успению Божией Матери и мученикам Флору и Лавру.

Матрона Козьминична, мучимая злым духом, просила меня, недостойного, помолиться о ней, и когда я после утрени стал молиться, особенно когда стал читать молит­ву Запрещает тебе Господь, диаволе... – ее начинал сильно бить злой дух, а когда другой раз стал я читать те же молитвы, стал мучить ее еще сильнее, и она начала сильно метаться, наконец злой дух вскричал: «Изругаю тебя, изругаю, измучил ты меня».

Вечером в шесть часов я подвергся ужасно тяжкому искушению от злых духов: просили меня домашние служить дома молебен пред началом учения племянниц Руфины и Елисаветы, а как я дал уже слово быть на бесе­де в доме у Андрея именинника, то сердце мое стало крайне противиться желанию домашних, и во мне про­изошла ужасная борьба с духами противления, крайне теснившими и палившими мою внутренность. Я обра­тился к усердной молитве – и благодатью Божией одо­лел врагов, и несколько овладел собою, и отслужил моле­бен – не без смущения в некоторых частях и не без пропусков и целых возглашений и выражений. Злые демоны отмстили мне за утро, когда я молитвою изгонял бесов из рабы Божией Матроны, петербургской женщины. Да и за чревоугодие мое попущено мне самому страдать от них и подвергаться насилию, смущению, страхам, наруганию, уничижению.

19 августа

На молебне в бывшей квартире покойной Марии Арсеньевны враг низложил меня, люто наругав­шись мне через скверные, лукавые и хульные помышления и уязвив и убив душу мою окаянную. Я пошел с молебна (для детей Руфины и Елисаветы, матери их Анны и жены моей Елисаветы) расстроенным; нищим ребятам и взрослым, просившим милостыню, не подал во гневе ни гроша. Дома со слезами покаяния молился Господу об избавлении от врагов и покровении грехов ради превос­ходящей благости – и Господь преклонился на милость. Беда насилия надо мною врагов бесплотных происходит от всегдашнего моего чревоугодия и сластолюбия: убо52 чувствую, что чрез сласти плотские враги насилуют меня, побеждают меня, умерщвляют, порабощают; кроме того, от сребролюбия, честолюбия, тщеславия, зависти, гордости, нетерпения, ибо по причине этих страстей нет во мне истинного боголюбия и душелюбия. По утрам совсем не должно мне есть, еда утром – безумие, нелепость, кроме незначительных случаев немощи или ранних трудов.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать служения молебна у Андрея Козлова и Ксении [...] искренно, непреткновенно.

Уже не я живу, но живет во мне Христос, говорит Апостол [Гал.2:20]. Крестное знамение, изображаемое нами на челе, сердце и плечах, означает, что мы предаем совершенно Господу ум, сердце и волю – всё существо свое как бы в жертву Ему приносим.

20 августа

Благодарю Господа за многократное избавление от смущения и тесноты страстей.

21 августа

Суббота. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию непреткновенно, с умиле­нием слезным (а в начале холод и бессилие, нечистота на сердце) и причаститься животворно Святых животворя­щих Таин. На отпусте бесплотные злодеи обесчестили, посрамили, расслабили, смутили, утеснили и умертвили душу мою; я поторопился, раздвоился сердцем, обессилев сердцем от смущения бесовского, и не выговорил как должно имен святых. На панихиде не выговорил отпуста, на литии по младенце Павле [...] опять уязвился; пред потреблением Святых Даров был в агонии, изба­вился молитвою веры и покаяния; оживотворился снова чудно Святыми Дарами. Обновленным вышел из церкви. На дороге встретились трое нищих молодых людей из Питера, просивших на пароход; я разгневался на них, окаянный, по ветхому человеку, что они из столицы едут сюда, где без них крайне много нищих, и без денег едут, надеясь не знать на кого, заподозрил их и упрекнул в воровстве и поджогах (предположительно), дал по два­дцать копеек и прогнал. От этого опять умер сам в душе; скорбь, тоска, теснота, беда овладели мною; я не знал куда деваться; прошел домой с купцом (фруктами) Михаилом Васильевичем; в неволе и рабстве и тесноте был я во время разговора; потом отлучился, усердно помолился милосердному Господу, и Он помиловал меня, даровав живот, мир и тишину. Слава Господу! Слава милосердию Его, благопослушеству, скоропослушеству, благоуветливости и благопременительности и Царствию Его, иже есть внутрь нас [Лк.17:21]. Слава Царю Небесному, сотворившему браки Сыну Своему и паки53 обручившему меня, отверженного, Себе в вере и покаянии, в милости и щедротах и силах.

22 августа

После вечерни на воскресенье. Всезлобный и вселукавый демон борет меня на грех и погибель на тысячу ладов: то сладострастием, то злобою; воззрел на красивую молодую знакомую женщину благочестивую, часто бывающую в храме, – и соблазнился, уязвился и умер душой; то опять увидел старуху, весьма некрасивую, с широким носом и широкими ноздрями, морщинистую, подслеповатую, – и озлобился на нее по действу диавольскому, и тысячи жал сатана вонзил в меня, хоть воем вой, – и это во время крещения младенца Александра в церкви после вечерни; со всех сторон беда: и красота блазнит, и неблагообразно блазнит. О, гордость, лукавство, злоба диавольская! Божие ли творение мне хулить? Человека ли, мне равночестного, по образу Божию сотворенного, мне отвращаться и презирать? Сочлена ли моего? Члена ли Христова? Не одинакова ли душа и в красивом, и в некра­сивом, неблагообразном теле? Не прекрасная ли бывает часто душа в некрасивом теле? О, прельщение! О, изне­женность всех чувств и извращение зрения, слуха, вкуса! Извращение мыслей, чувств, духовного вкуса! О, отпаде­ние от духа Христова, от любви Христовой и впадение в дьявольское самолюбие, недруголюбие, чревообъядение, любостяжание! Благодарю Господа, не отпустившего меня вконец [ходить] вслед диаволу за грехи мои, но после многократных припаданий к святому престолу (во время крещения) в покаянии помиловавшего меня и избавившего от зубов змия человекоубийцы.

Помяни, Господи, Захарию милостивого, супругу его Ольгу и чадо их Марию младенца54 и сохрани их от вся­кого зла и напастей и всех заповедавших мне молиться о них. Буди!

Блудники и блудницы насытились ли блудом? – Нет, не насытились, а больше и больше пылали адским этим огнем, тлящим и души и тела, и многие навеки погибли, то есть нераскаянные, а раскаявшиеся многими слезами, подобно ручьям бесчисленным, загладили свои грехи и уже более не возвращались к прежним грехам, возненавиденным ими от всего сердца. Какое смущение, какую срамоту при­чиняют душе помыслы или осязания прелюбодейные! Как жалостно разлучают душу от Бога! Как не дозволяют искренно, спокойно молиться! В какое бессилие при борь­бе со страстью повергают душу, пленницу диавола! А любовь Божия как мирна, чиста, сладостна, крепительна, живительна для души! Как дерзновенна, постоянна, вечна!

* * *

Благодарю Господа, явившего мне милость Свою при служении всенощной воскресной в соборе, осо­бенно пред чтением и при чтении Евангелия, после отпу­ста большого и малого (на первом часе) и во время молебна. Пред чтением Евангелия смутило меня одно видение, от чего я избавился с трудом чрез сердечную молитву.

* * *

Кто верный, вечный, праведный, сладост­нейший друг душ наших? – Господь Иисус Христос. Его возлюбим всем сердцем, к Нему прилепимся всем суще­ством, а всякую иную любовь и дружбу мирскую и плот­скую, как пагубную и минутную, ложную, отвергнем и возненавидим. Аминь.

* * *

Воскресенье. Хитры и ретивы мы каждый против себя на всякий день и час – я разумею лукавство и ретивость, стремительность страстей наших, коим мы следуем, коими обольщаемся всякий день. А вся беда оттого, что хотим наслаждаться, блаженствовать здесь, а не на небе – грубо, плотски, минутно, а не духовно и вечно. Прочь от нас плотские наслаждения, убивающие душу и ее духовные, бессмертные, божественные стрем­ления! Прочь эти ловчие сети диавольские!

О, да воцарится в моей душе всякая добродетель, искренняя любовь к Богу и ближним, искреннее всяко­му доброжелательство, сорадование, соболезнование, искренняя о всяком человеке живом и умершем молит­ва, кротость, незлобие, смиренномудрие, воздержание, нестяжание, целомудрие, послушание, терпение, безропотность, скромность, усердие ко всякому, милосердие, упование на Бога и на все Его обетования, живое чаяние воскресения мертвых, общего Суда, вечной жизни, мрак вечного мучения, возвещенного с такою силою в столь многих речах Господа, святых апостолов и святых отец!

Страстотерпца святого Пантелеймона в хорошую рамочку положить и святого праведного Артемия Веркольского.

Доколе обращаемся в тлении, страстимся к тлению? Доколе не возлюбим нетления, бессмертия, правды, святости, чистоты, воздержания, веры, упования, любви, милосердия, нетленной красоты, нетленной пищи, сла­дости, нетленного богатства, неоскудевающего во веки веков, нетленных сокровищ, нетленной, вечно пребы­вающий главы?

Девять с половиной часов утра. Воскресенье. Благодарю Господа всем существом моим за избавление от лютого сладострастного жала диавольского, от смертоносной сети его во время молебна в доме Гавриловой в Малой Екатерининской улице близ театра (за ним). Слезно взмолился я Господу, опутанный сетями вражьими и пронзенный жалом его, и Господь заступил меня Своею милостью и благодатью. А то говорить не давали враги, Евангелия не мог прочитать Просите, и дастся вам... [Мф.7:7]. После этого-то меня особенно горе вязало, и я сорвал узы вражии благодатью.

* * *

Господи! Преудивленный несказанными милостями Твоими в нынешний день, в торжестве души и тела пою и величаю Тебя, всеблагоутробного Бога, за пачеестественные55 благодеяния Твои мне грешному: во-первых, за избавление от сетей вражиих в квартире офицера Чахлина в Малой Екатерининской улице – это было началом величайшего моего спасения; во-вторых, во время литургии, когда Господь снова оживотворил меня, умерщвленного грехами, и дал мне обливные слезы умиления от сознания грехов и немощей моих. Благодарю Господа за неосужденное причащение Святых Таин и чудное оживотворение от них после благодатной победы над врагами, возбуждавшими во мне осуждение и неприязнь к настоятелю отцу Павлу. На заамвонной споткнулся и не прочитал всей молитвы, проповедь сказал свою с чув­ством, отпуст сказал весь. Слава Богу! При потреблении Святых Даров новое величайшее спасение. Но особенно Господь явил во мне всепобеждающую благодать Свою на молебне у офицера Михаила Даниловича в доме Сизова: едва ли не в первый раз служил оный так искренно, помазанно, победоносно, мирно, торжественно, как никогда. И какой мир! Какая сладость! Благодарю за помощь во время вечерни при сильных искушениях от врагов и за победу над ними, за дерзновение при молебствии об обручении у Сорокиных, у Никитина (молебен).

Во время вечерни отпуст возгласил весь сполна, дерзнув против врагов о имени Господни. Благодарю всемо­гущего Помощника. О, если бы всегда и всё возглашать невозбранно! Даруй, Господи! Утверди, Господи!

23 августа

Благодарю Господа, попустившего мне испытать мою немощь и подвергнуться смятению и немоте от малодушия и нетерпения, а потом даровавшего мне помощь под конец службы утренней, когда я укрепился велегласным прославлением Успения Божией Матери, и даровавшего благодать непреткновенно выговорить ектении малую, сугубую и просительную. Наука: не пить много вина виноградного, оно потопляет и убивает силу души, милость благодати; крайне умеренно надо пить вино.

После обедни. Всем сердцем благодарю Господа, многократно избавившего меня от смерти душевной во время обедни, во-первых, в начале; во-вторых, после Евангелия; с этого момента начинается одушевленная, горячая молитва со слезами и продолжается до самого причащения и после того до заамвонной молитвы, пред которой смутился от торчащего конца вязки рукава подризника в поручах, но тут одолел врагов, смущавших меня; отпуст скрал, после чего опять крайне смутился и впал в тесноту, но Господь по молитве избавил. И после обедни, когда я шел в гимназию, Господь по молитве покаяния избавил меня от великой скорби и тесноты. Дома в три с половиной часа Господь избавил от начинавшегося сладострастия от ласки: я помолился в зале на коленах Господу (образ святого Убруса).

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа за двукратное избавление от когтей сладострастия, коими вцеплялся в меня прелестник: раз по приходе домой из квартиры Ольги Афанасьевны, вдовы (Карповой), у которой молодая племянница Феоктиста, вдова же, и другой – дома во время прогулки между садиками у ворот; в том и другом случае я искренно осудил себя, прося прощения, и получил, и сколь сладостно, мирно, просторно, свободно стало на душе после смятения, скорби, тесноты, огня адского, срама, поношения, уныния и расслабления! Слава Господу! Даруй мне держаться Тебя всегда, неизменно, всем сердцем!

За помощь во время вечерни (с Каменоградским) благодарю, за молебен в церкви и у Никоновых.

Дров Уваровой попросить.

* * *

Благодарю Господа за скорую благодатную помощь во время утрени, когда духи лукавствия бороли и язвили меня, и во время литургии в начале, во всё про­должение и под конец. Как смертоносно нарушают целость душевную житейские пристрастия и не допус­кают совершать спокойно, свободно, с чувством умиле­ния Божественную литургию и вообще службу обще­ственную или домашнюю или Тайну Крещения, как это случилось сегодня из-за полотенца (при крестинах в доме Забоева у офицера)! И в какое противоречие ставят душу мою священному, столько возвышенному, духов­ному смыслу Таинства. Таинство внушает мне, что мне дарована Христом Богом нетленная, бессмертная жизнь, нетленные, вечные, небесные блага и чтобы я нимало не прилеплялся к здешним тленным благам, презирал их, считал их за дым, за сор, за прах, за гной, а между тем действующие во мне страсти, например любостяжание, всё сердце мое, всё существо мое приковывают к земле, отвлекают от небесного, лишают мира, свободы, света, силы и энергии душу мою, убивают ее, омрачают, повер­гают в стыд. И поделом! Не противоречь сам себе! Если ты христианин и священник, будь им, будь небесным, а не земным, возлюби нетление и возненавидь тлен вся­кий – красоту ли, деньги ли, славу ли земную, возлюби правду и оставь беззаконие, люби горячо одного Бога и всех людей в Боге, люби духовное, вечное, а не видимое, вещественное, временное.

Возношение и всесожегаемая [Пс.50:21]. Это Святые Тайны, прообразованные жертвою всесожжения в Ветхом Завете, ибо они совершенно попаляют огнем невидимым грехи верующих и с верою причащающихся.

Тяжкую и преуничижительную борьбу мне пришлось перенести пред концом крестин при чтении водосвятной молитвы и далее до конца, с той минуты, как я отер руки полотенцем длинным новым и вообразил, что оно будет моим, покорыствовшись в сердце. За эту корысть и мне­ние я жестоко был посрамлен. Ну мало ли у меня полоте­нец и на что еще они мне? О, алчность! О, пресмыкание в тлении! О, земное, а не небесное сердце!

25 августа

Утро. Благодарю Господа, явившего во мне во время утрени дивные силы благости и милости Своей, когда враги умерщвляли душу мою, смущая, язвя и раня ее помышлениями (о славленных деньгах и неприязнью неправедною к владыке Исидору). Господь принял мое сердечное покаяние и припадание с верою и упованием к святому престолу и избавил меня от лютейших врагов, даровав мир, дерзновение и силу.

Поминай слова Господа: если с зеленеющим, деревом это делают, то с сухим что будет? [Лк.23:31]. А ты – сухое дерево.

* * *

Среда. И сегодняшняя обедня была для меня чудом милости Божией по избавлению моей немо­щи от множества искушений; в начале Господь избавил меня от омертвелости сердечной, как почти всегда быва­ет в начале службы, потом от неприязни к владыке митрополиту Исидору (минутной); причастился весьма животворно, обновительно, укрепительно, заамвонную прочитал с чувством всю сполна, отпуст сказал весь. После обедни пред потреблением Святых Даров новое избавление от тесноты. Слава Господу Избавителю!

Благодарю Господа за спасение во время вечерни малой с повечерием и за точно сделанные отпусты и последнюю ектению на повечерии. Наипаче и попремногу благодарю и величаю Господа за избавление от тес­ноты и скорби смертельной (вследствие огорчения на нищих) в квартире Екатерины Михайловны Лебедевой пред молебном для Марии Петровны Дементьевой и за добре совершенный с величайшим миром и свободой молебен. Ты окружаешь меня каждый день многократ­но, Господи мой, Господи, радостями избавления. Слава Тебе! Шесть часов вечера, пред всенощной.

26 августа

Сейчас многомилостивый Господь избавил меня от адского огня пристрастия житейского – поже­лания ордена святой Анны второй степени, этой тщет­ной славы мира сего. Окаянный, я оставил истинную и вечную лепоту и славу мою – Христа Господа, истин­ный живот мой, мир мой, свободу мою, силу мою, свет мой, истинное сокровище мое неистощимое и некрадомое, нетленное, славное одеяние мое, – и прилепился к разным идолам бездушным, не могущим ни на одно мгновение дать жизни сердцу моему, ибо сами не имеют ее, томящим только и мучающим меня, к тлену, к дыму, к мыльным пузырям, хотя и разноцветным, но только на мгновение и потом исчезающим. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние и благоутробно помиловав­шего меня, от углей разжженных сатанинских избавив­шего меня и даровавшего мне совершенный мир.

Нет на земле благодарнее и животворнее дела молит­вы, от искреннего, смиренного сердца приносимой Богу. Она приносит нам мир, утешение, отраду, радость, свет умный, бодрость, мужество, силу и крепость, здравие души и тела, избавление от искушений, бед и скорбей, преспеяние во всякой добродетели, освящение и спасе­ние вечное со славою вечною. Отчего же так мало людей, искренно молящихся? – От ненаучения и непривычки к молитве в детстве, от привычки и пристрастия к суете житейской, от рассеянности, от неразвития духовного вкуса и духовных потребностей, от искушения князя тьмы века сего, наводящего скуку и тяжесть на начинаю­щего молиться и возбуждающего в уме и сердце мирские и житейские, плотские представления и страсти.

* * *

Сегодняшняя литургия исполнена была чудес милости ко мне Божией с начала до конца. Сколько раз Господь оживотворил меня, умерщвляемого многократно кознями вражьими! От скольких искушений избавил! Какие даровал слезы умиления! Как обно­вил меня во время литургии и особенно по причащении Святых Таин! Какое даровал дерзновение и достоинство пред людьми! Заамвонную молитву прочитал всю с искренним чувством, отпуст сказал довольно хорошо, только пропустил святого Иоанна Златоустого и святого благоверного Александра Невского. После литургии по дороге встреча с надзирателем морской части, непри­язненное чувство к нему, скорбь и теснота; раскаяние, помилование, мир, дерзновение в гимназии; идя домой, был в тесноте от неловкости в третьем классе гимназии. Господь избавил за покаяние и веру в самой квартире моей: мир и простор. А поутру пред обедней искушение со стороны чувственности, плотского сладострастия, теснота, упадок духа, слабость сердца, покаяние, поми­лование во время молитвы, мир благодатный – за всё слава Господу и святому имени Его, чудодействующему во мне непрестанно. Четыре часа вечера.

27 августа

Пятница. День сей исполнен чудес милосердия Божия ко мне чудного, начиная с утра до вечера включи­тельно. За утреней тяжко было искушение со стороны сто­рожей, а особенно со стороны бесов по причине метения со стуком пола во время службы; едва я мог одолеть молитвой и благодатью озлобление и смущение. Во время обедни сила благодати многократно оживляла меня, умерщвленно­го грехом; особенно Господь явил на мне крепкую руку помощи во время и после причастия до конца обедни по поводу неразумного, диавольского озлобления на дьячка Михаила за однообразие причастна (Милосердия двери...). Удивительно нелепо-пустые причины злобы. [...] при чтении Евангелия к народу. На молебне в церкви и в приход­ском училище враги смущают меня видом женщин и недо­стойным представлением и чувством, – тоже нелепо! Когда я шел в гимназию, встретил старосту В. Д. Никитина и напомнил ему о представлении меня к ордену. Это меня убило, доколе я не раскаялся сердечно в этой суетной славе и в этой заботе о тщетной славе земной и в оскорблении Духа Божия, во мне пребывающего чрез причащение Святых Таин и меня обожающего, в отпадении от духа небесного, от жизни духовной и бессмертной, в меня вселившейся чрез причащение. Господь помиловал меня при самом входе в гимназию: всю дорогу я каялся, Господь умиротворил, прогнав смятение и смерть. В первом классе на мальчика Елагина рассердился за его смех над словами Библии и назвал его мерзавцем в гневе; это слово меня крайне мучило, теснило; я долго каялся в оскорблении младенца или отрока, наконец Господь простил и умиротворил.

Благодарю Господа за помощь при венчании двух бра­ков – одного после вечерни сейчас и другого в семь с половиной часов; во время между первым и вторым случилось искушение у меня с петербургским [времен.] торговцем Козмою Фаддеевичем из-за его даров, за кото­рые я на него и на Параскеву Ивановну Ковригину силь­но разгневался, ибо не велел приносить их по причине его бедности, а он принес; смутился я и впал в тесноту, но молитва покаяния искреннего и вера привлекли ко мне милость Божию (при целовании святого престола), я умирился и венчал свадьбу весьма хорошо, непреткновенно, победоносно. За помощь при служении вечерни благода­рю Господа и за сладкогласное пение пятого гласа.

За помощь при служении двух панихид над умершим пьяницей Александром благодарю Господа. Дивное дело! Дивная помощь! И да оскудеют у врагов невиди­мых оружия против меня вконец и да безмятежен буду, служа Тебе, всеблагому, всеправедному, всесильному! Аминь. 28 августа 1882 года. Утро, шесть часов.

Достоинство и важность Божественного священства даруй мне, Господи, хранить неизменно, твердо, посто­янно пред всеми людьми знакомыми и незнакомыми, знатными и простыми, учеными и неучеными, богатыми и бедными, красивыми и некрасивыми и не взирать ни на чьи лица, да прославится несравненное величие Божие всюду и всегда.

Не унывайте, боримые врагами при служении вашем Господу, – Господь венцы нетленные готовит вам и бессмертное, нескончаемое наслаждение. Мало потерпите – и вечно возрадуетесь. Отчаянию не предавайтесь.

28 августа

Благодарю Господа за исполненные чудес утреню и литургию, особенно литургию, пред которой Господь избавил меня из смертоносной, огненосной сети диавольской, которою он льстиво запутал меня на панихиде по Александре пьянице (в доме [Туркина]) из-за помысла моего о деньгах, что их могут вытащить из кармана, из-за чего я и панихиду не мог спокойно слу­жить. Долго я припадал в покаянии к святому престолу, и наконец Господь избавил меня от когтей Велиара и даро­вал мне служить литургию с дерзновением и умилением, причаститься животворно и причастить человек двена­дцать. Чудно обновленным и обоженным вышел я из храма Божия. О, даруй мне и им всегда причащаться так!

29 августа

После ранней обедни в Думской церкви. Благодарю Господа, даровавшего мне слово для поуче­ния и во время литургии оживотворение, умиление и помощь мне, умерщвленному грехами своими, хладному и немощному.

Благодатью Божией я служил обедню непреткновен­но, с сердечным жаром и благоговейно. Причастился животворно, заамвонную молитву прочитал всю. Слово сказал сердечно, отпуст произнес с умолчанием имен некоторых святых: Златоуста, святого Александра Невского, Иосифа Песнописца, с ослабевшим от дыха­ния Велиара сердцем из-за Евдокии.

Девять с половиной часов утра. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от адского огня и смертельной тесноты, постигших меня за огорчение на нищих, за скупость и жестокосердие. Господь принял мое сердечное, слезное покаяние и избавил душу мою от ада преиспод­него, оживил, и умирил, и распространил, и иго благое и легкое мне даровал. Слава о сем Господу!

30 августа

Благодарю Господа за многократное избавление от злолютых искушений во время и после литургии, на молебне, за помощь и избавление при совершении молебнов и крестин в минной сторожке за цитадельными воротами.

31 августа

Благодарю Господа за прославление Богоматери и положение честнаго Ея пояса во храме, за стихиры и каноны покаянные и прочие, за струи благодати, излиянные в сердце мое.

Господи! Отрази руки домашних моих от любопытно­го поискания моих сокровищ и распечатывания неуместного писем. Буди! Аз раб Твой.

* * *

Десять часов вечера. Благодарю Господа за чудо милости и спасения, явленное сегодня во мне, греш­ном и страстном: придя домой, я увидел вынесенную в зал кушетку мою – и вознегодовал на домашних, и отпал от любви, горечь и теснота неприязни отягчили меня, и я искренно каялся Господу в привязанности к суете и в отпадении от любви христианской. И что же? Господь тотчас помиловал меня, простил грех, даровал мир, свободу, легкость. Слава о сем Господу!

Помни житие и труды святого Андрея, Христа ради юродивого, и его обличения сребролюбивому иноку, отрезвление инока чрез раздачу денег бедным; помни восхищение Андрея на третье небо и внимай его словам и подражай его житию по силам твоим.

* * *

45

1/14 августа празднуется происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

46

Ретиться (церк.-слав.) – спорить, прекословить; реть – ссора, распря, раздор.

47

Рамбов – простонародное название города Ораниенбаума, ныне город Ломоносов.

48

Борзый (церк.-слав.) – скорый, торопливый.

49

Последование святого Крещения, из молитвы на освя­щение воды.

50

Ирмос 9-й песни канона на Успение Пресвятой Богородицы.

51

В переводе П. Юнгерова: Внутренность моя насыщена позором (Пс.37:8).

52

Убо (церк.-слав.) – так, следовательно.

53

Паки (церк.-слав.) – снова, еще.

54

Семья кронштадтского кожевника 3. И. Сидорова, друзья и духовные чада отца Иоанна.

55

Пачеестественные – сверхъестественные.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle