Август 1882 г.
1 августа
После ранней обедни и молебна. Сколько милостей, сил, избавлений моему недостоинству явлено Господом и в сей день! Сколько благоуветливости, благопременительности ко мне от Господа! А я сам сколь еще грешен и страстен, гневлив, самолюбив, корыстолюбив, сластолюбив, горд, мнителен, малодушен, нетерпелив, боязлив, немощен! Когда я шел к ранней обедне в Думскую церковь, встретились мне нищие, и я разгневался, особенно на малых из них, когда стали они припрашивать еще, и гневно сказал: молчать! А после этого злой демон вошел в мое сердце и стал теснить, душить, жечь, смущать меня, и это было дотоле, пока я, всю дорогу идя в покаянии, пришел в церковь и несколько раз припал к святому престолу в усердном покаянии о своей злобе с верою и упованием на милосердие Господа Иисуса Христа, Который избавил меня всесильной и всеблагой державой Своей. Сегодня предлежит Крест в поклонение православных христиан45, а в этот [и подобные] дни враг, видя оружие, коим он побежден, особенно злится на нас и если уловит нас в какой-либо грех, то особенно злобно и с яростью мучает нас. Да и мы должны особенно чтить эти дни Креста любовью и милосердием друг ко другу, поминая безмерную милость к нам Сына Божия и преблагого Отца Небесного, не пощадившего ради нашего спасения Единородного Возлюбленного Сына Своего. Я служил обедню спокойно, мирно. На заамвонной молитве враг смутил меня боязнью сильных и богатых во граде, тут стоявших, и я превратился, смутился, не мог выговорить всей молитвы. Потом вышел говорить слово; после слова совершенно замялся от ложного какого-то стыда и боязни и не выговорил отпуста, – новое поражение, новый стыд и срам, новая теснота и обладание от диавола, от которого Господь и еще избавил меня за усердную покаянную тайную молитву и даровал живот и мир. Надобно вперед презирать боязнь диавольскую и стыд людской, идти напролом с дерзновением, никого не стыдясь, не боясь ни самого царя, если бы он был, ибо Бог и святые Его выше всех.
На молебне у Соломонии после поражения от врагов победа Господа во мне за покаяние мое. Слава о всем Господу! Вчерашнее чревоугодие и винопитие расслабили мою душу, и оттого легко победил меня враг.
Благодарю Господа за помощь при совершении молебна [у] Томасовых; служил при всех кознях вражьих, устрашениях смело, искренно, проворно, победоносно, торжественно, с достоинством (во втором часу дня).
Человек есть служебное существо по отношению к Богу по самой цели его творения, как и служебные Ангелы. Если не служит человек Богу, то он служит непременно страстям своим, расслабевает нравственно, падает из греха в грех, омрачается и умирает духовно; только в общении с Богом и в служении Богу состоит истинная жизнь нашей души бессмертной, созданной по образу и подобию Божию.
От злопамятования погрешностей и обид ближнего относительно нас, вольных или невольных, действительных или мнимых, образуется в душе злоба, иссякновение в сердце любви, отнюдь не долженствующее быть в христианине, который должен быть исполнен любви, ибо любовь есть сущность христианства. И ни о чем так не старается супостат наш, как о том, чтобы исторгнуть из сердец наших любовь и поселить в них вражду, ненависть, злобу, зависть. Средствами к тому он употребляет другие страсти: самолюбие, корыстолюбие, сладострастие, честолюбие, гордость, непокорность.
Надо всегда иметь в виду, не выпускать из внимания главную цель нашего бытия – любление и прославление Бога, покаяние, умерщвление страстей, святость, воскресение и вечноблаженную жизнь с Богом. К этому направлено всё богослужение, все Таинства, всё учение, всё пастырство церковное.
Благодарю Господа за сладкую, животворную, святую молитву во время воскресной всенощной на 1 августа (каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Иисусу Сладчайшему). Служил отец Петр Клепачевский. Я стоял уединенно в Покровском приделе.
* * *
Благодарю Господа за неизреченную, величайшую милость – за избавление от лютых последствий озлобления на нищего в седьмом часу утра. Милость совершилась в церкви Успения Божией Матери в седьмом часу.
Двенадцать часов дня. Обедня. Я в церкви в Покровском приделе. Сейчас получил величайшую милость Божию – избавился по молитве покаяния и по припадании многократном главою к верхней деке престола от диавольского озлобления на отца настоятеля за словесную заочную его мне обиду (якобы пользуюсь искомою от меня славой благотворителя, а он хотя и всем подает, но не пользуется ею и не желает ее, а потому и не хочет дать бедной женщине ни копейки). Такой ли обиды не снести? И Господу завидовали и ненавидели Его за благотворения и учение Его небесное, святейшее. Отпусти ему, Господи, и вразуми, не весть бо, что творит. Как капризно и страстно мое сердце! Как не воспитано в духе закона Христова! Как непостоянно! Отвращаюсь себя, своего сердца, всего окаянства страстей. Хочу облечься во Христа, быть Христовым, иметь сердце Христово, ум Христов, волю Христову.
2 августа
Послать Евдокии Ивановой пять рублей. Уварову столько же. Чаю в Холмогоры, в Верколу, в Суру.
* * *
Бесконечно много раз познал я всеблагость, всемогущество, премудрость, величие беспрекладное Господа и Бога моего Иисуса Христа, на всякий день от него милуемый, избавляемый и спасаемый, вспомоществуемый во всех делах моих, особенно в деле спасения своего и других людей, ко мне обращающихся и просящих моих недостойных молитв, в прохождении звания священнического и учительского, попечительского (Дома трудолюбия при доме попечительства).
Жив Господь мой – жива будет душа моя, живы будут и души всех благочестивых во веки. Да памятуем это и да ходим путями Господними право во все дни живота нашего. Аминь.
Крестное знамение на челе, сердце и персях. Господь всего Себя предал за меня, душу и тело, и я должен весь предаться Ему – умом, сердцем, волей, всеми силами (таково значение знамения крестного).
После утрени. Троекратно Господь явил мне сегодня милость избавления от озлобления тайного: первое – на настоятеля; во-вторых, на чтеца Адриана, не хотевшего петь стихир на хвалитех первомученику Стефану и святому Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу. Когда я припал в покаянии, с верою и надеждою, к святому престолу, Господь оживил меня, умерщвленного грехами и связанного узами адовыми. Осуждаю свое злонравие, нетерпение, неснисходительность к немощам ближних. Даруй мне, Господи, ревновать по Тебе и святым Твоим чисто, не ретясь46 и не ярясь и не служа своему самолюбию.
Только что успел записать предыдущее, вот еще и еще Господь многомилостивый и благопослушливый избавил меня от адской тесноты, от терния диавольского (ровно в восемь часов утра). Слава Богу!
* * *
Вечер. Благодарю Господа, помиловавшего меня скоро на пароходе, шедшем в Рамбов47, когда я искренно воззвал к Нему о благопременении сердца моего, в коем я чувствовал действие Велиара, понуждавшего меня к тайному неудовольствию и огорчению на бывших тут женщин и мужчин, вообще к нелюбви, отчего на сердце было тяжело, мертво, холодно; но коль скоро я тайно покаялся и помолился – в сердце почувствовалась теплота любви и спокойствие, простор, легкость, свет, сила. Слава Господу! О ветхий мой человек! Когда я совлекусь тебя?
3 августа
Утро. Благодарю Господа за помощь во время утрени и прекрасное чтение канонов Господу (покаянного), мученикам Исаакию Далматскому и Фавсту и преподобному Антонию Римлянину и за пение стихир на стиховне покаянных и мученикам и Богородице.
Вечер. Благодарю и превозношу Господа, избавившего меня от презорства и человеконенавидения диавольского, когда я вышел из паровоза в Стрельне и шел к землякам Павловским, особенно отцу Филетеру. Молитвой покаяния я избавился от наглого демона, щемившего и мертвившего мое сердце, и получил правоту, любление, мир и свободу, а раньше другое избавление получил в Ораниенбауме. Дома вечером поздно Господь избавил меня от демонского убийственного лукавства по выходе из-за стола и после молитвы в кабинете.
Существо веры христианской имей всегда в виду: веру, упование, любовь, покаяние, исправление, освящение, постоянную готовность к смерти и воскресению и вечную жизнь.
С глубоким, искренним благоговением произноси: Верую, Господи, и исповедую... и так далее, потому что стоишь пред лицом Самого Господа. Забудь людей, родство, всякое лицеприятие. Так же при богослужении вообще и в особенности при произношении отпустов. Помни слова Господа: кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится [Лк.9:26].
Благодарю Господа за согласие с настоятелем, выразившееся в беседе его со мною на пароходе и в езде на одних дрожках. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. ...Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века [Пс.132:1,3]. (Во сне явился мне отец Павел (настоятель) и объяснился, что он чувствует душой, когда я имею к нему неприязнь или негодование за что-либо, и ему бывает неловко, тяжело.)
4 августа
Среда. После ранней обедни. Благодарю Господа, чудно оживившего меня чрез дарование слезного умиления. Я был действительно мертв пред сим знамением милости Божией и после этого служил обедню с умилением, непреткновенно, причастился животворно; молитвы пред причащением свояченицы Анны Константиновны, дочерей, Лизы и слуги Анны говорил все с умилением, заамвонную прочитал чувствительно всю, при избытке дерзновения, и отпуст произнес весь.
Вечер. Благодарю Господа, четырежды избавившего меня от прелюбодейного наваждения, от насилия мерзости и даровавшего правоту и мир.
Обетование, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная [1Ин.2:25]. Конец, или цель христианской веры, благочестия христианского есть жизнь вечная. Богослужение, вообще молитва домашняя или частная и общественная есть руководство к освящению, обновлению, общению с Богом и к животу вечному; всё учительство, пастырство, совершение Таинств имеет последней целью жизнь вечную. Если мы в этой только жизни надеемся... то мы несчастнее всех человеков [1Кор.15:19]. Но кто теперь заботливо вопрошает учителей церковных: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? [Мк.10,17:Лк.18:18]. Очень, очень немногие. Большая часть людей погружена в суету мира; многие не веруют и в бессмертие души человеческой, земная жизнь для них всё – начало и конец, альфа и омега. Или – многие мечтают совместить земные блага, здешнее довольство, здешнюю веселость, богатство, здешние страсти с будущим блаженством, забывая, что сказал Господь о тесном пути, вводящем в живот [Мф.7:14], о самоотвержении, ношении креста скорбей [Мф.16:24;Мк.8:34;Лк.9:23], лишений, болезней, мучений, о девах мудрых и юродивых [Мф.25:1–12], о богатом человеке с богатой нивой и множеством всякого достояния земного [Лк.12:16–21] и прочее.
Делай на себе крестное знамение и кланяйся так, чтобы видно было при этом присутствие благоговейной мысли и чувства, а не бессмыслие или легкомыслие и рассеянность.
Священнослужители или миряне часто, принося службу Богу и говоря молитвы и совершая обряды, не много думая о Боге и святых Его, присутствующих благодатно тут же, или мало благоговея к Богу и святым, думают о предстоящих людях и, имея к кому-либо из них подобострастие, лицеприятие или страх, расстраивают дело молитвы, отпадают от Бога сердцем и потому остаются без плодов молитвы, холодными, пустыми, неумиротворенными, ненасыщенными духовно. И поделом. Никто не может служить двум господам [Мф.6:24]. И мирская пословица говорит: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 5 августа.
Как ты видишь на иконе лицо Божией Матери, так Она, Пречистая Матерь Недремлющего Ока, видит всю душу твою, все помышления, чувства, намерения, предприятия, всё нравственное твое состояние, все качества твои, все страсти, слабости, недостатки. Конечно и добродетели, все вздохи, слезы, всё благоговение слышит, благодарение, славословие, все тайные и явные молитвы. Чудно ведение Ее! Ибо Она – Матерь Всеведущего и Вездесущего, создавшего сердца наши.
5 августа
Утро. Благодарю Господа за превеликую милость спасения, явленную мне во время утрени по молитве покаяния моего и по многократном благоговейном целовании святого престола (главного храма); Господь избавил меня от жал сатанинских, оросив благодатью Духа Святого и даровав мне мир, свободу, дерзновение, силу вместо смятения, тесноты, малодушия, слабости. На чтеца Адриана серчал за крайне борзое48, под нос себе чтение, ревновал о славе Божией нечисто, некротко, нелюбовно, но с озлоблением. После утрени новое величайшее избавление от скорби и тесноты по поводу разглагольствования с диаконом Владимиром о соленых сигах и легкомысленного смеха, в чем я глубоко раскаялся, что в алтаре, пред лицом славы Божией суетное говорил, – там, где Ангелы со страхом предстоят, где царство нетления и святыни (прикладывался в Петровском приделе к святому престолу в покаянии, и Господь помиловал).
Храм есть святилище Божественное, небо земное, святилище нетления и святыни, – прочь отселе всякие помыслы тления, все страсти человеческие, всякая корысть, всякое лицеприятие, всякое сладострастие, всякая суетность, всякое раболепство знатным, сильным и богатым людям мира сего, всякое подобострастие пред чинами и орденами или суетною ученостью мира, которая есть глупость пред Богом; пред единым безначальным, премудрым, всеблагим, всемогущим, всё осуществовавшим Богом да благоговеет и смиряется всякий человек, пришедший в храм, и да отрешится на время от различения людей по временным и скоропреходящим их преимуществам, да представит свое общее с ними ничтожество пред Богом, общую греховность, немощь, повинность пред Богом, осуждение на смерть, что все мы из земли и в землю пойдем, а душами возвратимся к Богу на суд; вспомним и общую честь в создании по образу и подобию, общее искупление, одну Церковь, мать святую, одну купель Крещения, печать Духа, общую Чашу Плоти и Крови Христовой, из которой причащаемся, общее училище благочестия – храм Божий, общую смерть и общее воскресение – и да смиряемся все пред Богом и друг пред другом, да возлюбим друг друга и да спешим дружно к общей цели жизни – ко спасению со славою вечною.
Мы сорадуемся подвигам, борениям, добродетелям, крепкой вере, надежде и любви святых к Богу и друг к другу и к человечеству, славе святых, но и мы можем подобно им подвизаться, просиять добродетелями, получить вечную жизнь и прославиться от благодати Божией. Поревнуем же им, будем подражать им.
* * *
Благодарю Господа, избавившего меня от нелепого греха – от жалости по бумажкам сортирным, кои я сам приготовляю и которые, думается мне, усердно обирала дворникова жена Анна. Какая скорбь и теснота, какое уныние! Так и бросился бы отыскивать свои мнимые или действительные, но ничтожные потери, так бы и сделал ей запальчивый выговор и прочитал нотацию! До чего безумие страстей житейских может доходить, до каких мелочей! И здравый смысл-то теряешь! Надо было глубоко, сильно каяться в этом безумии, в этом пристрастии к пустейшим вещам, в этом земнолюбии, в этой любоименности и любовещности, и по искреннем только раскаянии и вразумлении Господь избавил меня от муки сердечной! Теперь обеими руками сам я согласен отдавать эти вещи: возьмите, кому и сколько нужно! Благодарю Господа, избавившего от тесноты и скорби и даровавшего мир, простор, живот.
* * *
Благодарю Господа за обильный дождь с громом и молнией, испрошенный моим недостоинством и моей верой вчера и сегодня. Дождь пошел в половине шестого часа вечера, обильный, чудно напоивший землю и освеживший воздух.
6 августа
Преображение. После ранней обедни в Думской церкви. Мучительные терны были в душе моей во время обедни, расслаблена и немощна была она, и я часто припадал к святому престолу с молитвой об избавлении от скорбей и тесноты, и Господь явно, благостно миловал меня, и причастился я животворно; но молитвы пред причащением женщин сделались для меня камнем преткновения, я смешался, смутился, не выговорил всех молитв; заамвонную читал громко, но сорвался по злейшему коварству Велиара; проповедь свою произносил хорошо, отпуст оборвал невольно, по действию не отпускающего меня мерзавца сатаны. По приходе домой и в садик для отдыха, мне крайне сильно надоедало плотское сладострастие, еще более бесновавшееся от прихода молодой девицы; только молитвой, терпением и верою я победил врагов своих – демонов сладострастия, плоть свою многострастную. На молебне в Виктор[ской] улице у Соловьевой опять враг запутал меня помыслом о вознаграждении себя за труды, и я не мог порядочно совершить молебна, но обессилен был врагами и обессловлен; тяжко было, всю дорогу каялся, в соборе у престола исцелился. Около двух часов пополудни панихида по Михаиле Тим. Зарудневе; отпуст не весь сказал, и опять адская теснота, от которой избавился у святого престола в соборе по неизреченной милости Господа и по молитве покаяния. Слава Богу! О, сколь многоразличен сердечный наш блуд, сердечные наши пристрастия, страсти, идолы! То красота плоти, то одежды, то злата и камней драгоценных, то тканей, то алчба денег или злоба, зависть, ревность, нетерпение, скупость, леность, непослушание, чревоугодие! И всякое пристрастие причиняет глубокие раны душе, может умертвить душу навеки!
Мы, ослепленные житейскими страстями, часто даем важность тому, что не имеет такой важности, и не ценим того, что должно иметь в глазах наших, как и всех людей, величайшую цену. К первым предметам принадлежат суетные блага мира – пища, питие, нарядная одежда, украшение жилища сверх потребности и меры, чины, отличия, маловажные оскорбления, неважные потери временные, вещественные. К последним принадлежат: спасение души, вечность, угождение Богу, ревность к добродетели, тщательное удаление от всякого греха, посещение богослужения, домашняя молитва, чтение Священного Писания и писаний святых отцов и прочее.
Благодарю Господа за сладостное, дивное избавление меня от адской тесноты вражией, которая постигла меня в конце панихиды по М. Тим. Зарудневе и от которой я избавился усердным призыванием в покаянии имени Господня в конце Екатерининского парка, или, вернее и совершеннее, – идя по панели Господской улицы. О, сладкое мое спасение, Господи! Что в мире может сравняться с милостью Божией? Ничто.
7 августа
После ранней обедни с причастниками. Благодарю Господа, ниспославшего мне, бедному, умиление слезное во время совершения неизмеримо великого Таинства и удостоившего меня неосужденно причаститься чудных, животворящих, бессмертных Таин. Благодарю Господа, не попустившего лукавому сатане поглотить меня при раздроблении пречистого Тела для причастников, ибо злодей вложил было огорчение некоторое на просфорницу за жидкое тесто просфор вообще и просфоры агничной в отдельности, и чрез это едва-едва не лишил меня мира, свободы и дерзновения. Уже душа начинала волноваться и опаляться адским огнем, но молитва веры и покаяния и слово, что не в количестве, а в качестве благодать Божия и не зависит от пустоты хлеба, а заключается в непреложной воле Божией и в силе совершительных слов: сотвори убо... Преложив Духом. Твоим Святым, спасли меня от супостата и его адского смущения и огня; выйдя с Чашей к народу, я со слезами читал молитвы Верую, Господи... Вечери Твоея... и пр[очее] и причащал с миром и теплотою сердца; но тут вскоре враги бесплотные своим коварством едва опять не поглотили меня: подошла причащаться крайне неблагообразная старуха; враги внушили было к ней гнушение и неприязнь; я стал всеми силами противиться этой нелепости, этому лицеприятию и оправдывать, [честнить] бедную старушку, нимало не виноватую в своем лице, в его некрасивых и грубых чертах и имеющую одинаковую со всеми душу по образу Божию и, может быть, лучше многих, – и победил едва-едва врагов бесплотных после упорной адской борьбы, и затем победоносно читал заамвонную молитву и отпуст, [и панихиду] хорошо совершил.
Четыре часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от мучительства плотской страсти по усердной молитве покаяния. Обложи меня, Господи, нетлением Твоим, правдою Твоею, чистотою Твоею. Буди! Аминь.
После всенощной и панихиды по Михаиле Зарудневе. Благодарю Тебя, неисчетный и непобедимый в милости Господи, яко грех и смерть многократно в день от сердца и от всех удов моих душевных и телесных отрясаеши, и животворящие струи Духа Святого душе моей подаеши всегда, и избавляеши Твоими [...] душу мою убогую, грешную и смиренную. За невыговор отпуста на панихиде враг бесплотный ужалил меня смертельным своим жалом, посрамил, умертвил, а Ты за покаяние мое оживил меня, когда я шел бульваром Екатерининским. Слава!
8 августа
Воскресенье. Благодарю Тебя, Господи, за два чуда избавления пред крестинами и после крестин у Ивана Матфеевича Никифорова младенца Олимпиады, от головы до ног паршивой страшно. Тяжелое испытание! Я молился пред крестинами, стоя у святых икон, о прощении грехов и мире и получил милость и мир, но потом, когда зашла речь о приделах церковных во Владимирской церкви военной, я позавидовал – и умер духом, и читал молитвы Таинства с величайшим трудом, при жале змеином, выкрикивал скорее, а не читал; после крестин припал к Богу в покаянии, и Он помиловал, неистощимый в милости.
9 августа
Предаю памяти чудо милосердия со мною Господа, в Успенской церкви явленное, когда я нарочно зашел в смертельной тесноте, чтобы приложиться к святому престолу в покаянии о жестокосердии к нищей девочке, которую выдрал за ухо за частую просьбу. Господь милостиво отъял от души моей грех и смерть.
Не скорби, потеряв какую-либо книгу, – это маловерие. Не на книгу надейся, а на благодать Святого Духа, которая научит и без той книги всему полезному и спасительному. Апостолы и без книг всё знали, что нужно для них и для людей. Не скорби, потеряв какую-либо вообще любимую вещь. Да не будут они для тебя идолами.
10 августа
Три часа вечера. Господи! Благодарю Тебя, бесконечно милосердного и спасающего, что и нынешний день ты спас меня державно и скоро, благостно и щедро раз во время утрени, а потом в девятом часу от адской тесноты сладострастия, уязвившего меня от одного воззрения на деву. Долго я мучился нестерпимо от яда блудного, наконец в церкви, в которую нарочито пришел, приложился с верою в покаянии к святому престолу, или, лучше, к Сидящему на нем, несколько раз, и Господь помиловал, исцелил, умиротворил.
Потом дома в третьем часу от той же страсти Господь избавил по молитве покаяния. О пища! Пища! О чревоугодие! О сладострастие! О легкомыслие! О плотоугодие! Сколь вы гибельны!
В прошлое воскресенье был у купца А. Мурашова, неосторожно пил настойку на отрубях морошки и сделался пьян; назавтра болела голова, и к вечеру, слава Богу, прошла боль: отчасти причиною послужил тому хороший херес у Калиныча Маркова, но паче всего милость Божия.
О я, окаянный! Нет у меня искренней любви христианской, духовной, святой, самоотверженной, а всё корыстная, лицеприятная; если меня любят, уважают, угождают мне – и я, пожалуй, люблю, уважаю, угождаю; если же ко мне равнодушны, нерасположены, непочтительны, нелюбезны или меня как-либо оскорбляют, пренебрегают, обижают, чего-либо лишают из благ земных, ненавидят действительно или мне кажется, то и я равным возмездием воздаю им при проявлении людской нелюбви, холодности, неприязни. Язычник я, не христианин по сердечным расположениям и поступкам (по поводу привета с Мариной Ивановной Таратиной). Я должен непременно побеждать богопротивное чувство ветхого человека и внедрять чувства благорасположения, кротости, смирения, незлобия, нелицеприятия и прочие человека нового, любить врагов, благословлять ругателей, добро творить ненавидящим меня.
В богослужебных песнопениях и чтениях непрестанно точится Божественная многоразличная благодать, Божественная мудрость, вера, надежда и любовь, свет, мир, превосходящий всяк ум, нетление, бессмертие и вечный живот, правда и святыня, умное благоухание, покаяние, умиление слезное, похвала и слава и радость в Духе Святом.
Благодарю Господа за испрошенную мною искреннюю молитву об усопшем Михаиле (Зарудневе) 6 августа в семь часов вечера по зрелом размышлении о беспомощности души нашей, отходящей из сей жизни в будущую. Даруй, Господи, всегда искренно молиться о живых и умерших. Жертву Твою Бескровную даруй, Господи, приносить всегда чистым и искренно любящим сердцем о всех живых и умерших и благодарственную Жертву о всех святых, особенно (изрядно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Богородице и Приснодеве Марии. Даруй мне всегда проникаться всеобъемлющей вселенской любовью – любовью, которой Ты, Господи, возлюбил человечество.
О, сколь сладкое избавление послал мне Господь в церкви за малой вечерней после бешенства плотского сладострастия! Какой мир, какую свободу, прохладу вместо смятения, тесноты, огня адского! Даруй мне работати Тебе, Господи, непрестанно, неизменно, неленостно, вечно и отбегати всегда всякого греха. 7 августа.
Четыре с половиной вечера воскресенья, 8 августа. За малой вечерней в начале при чтении 103-го псалма Владыка явил мне величайшую милость по молитве покаяния и по целовании с верою святого престола у Покрова, избавив меня от смертельной тесноты, умирив и возвеселив душу мою благодатью спасения.
Во время ранней обедни в Успенской церкви Господь явил мне величайшую милость избавления от тесноты душевной и смерти в начале обедни и в самом конце по отпусте, который я не произнес от диавольской боязни, в чем я покаялся и получил от Господа разрешение уз смертных.
11 августа
Благодарю Господа, избавившего меня от прелести, тесноты и нечистоты сердечной по молитве моей покаянной во время утрени. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя49.
Благодарю Господа за дар служения литургии ранней и за удостоение причащения Святых Таин меня, жены и племянницы моей Руфины, для которой я служил литургию. Случай с распустившимися исподницами, смущение, восстановление быстрое спокойствия.
Того же числа. Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от прелести, тесноты и нечистоты сердечной по молитве моей покаянной вечером во время вечерни после разговора с молодой офицерской женой Надеждой Егоровной Алексеевой, а потом после вечерни и побывки у племянника моего, у которого видел картинку нагой молодой женщины и уязвился крайне жалом блудным и потом долго каялся, идя дорогой, опять получил величайшее избавление от бесчестной страсти, очищение, мир и свободу.
У Ольги Мирон, спросить касательно краски материи подрясника. Деньги послать Александре Ив., Евдокии […]
12 августа
Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от пагубных последствий озлобления на нищую женщину, неотступно просившую у меня денег на какой-то документ и мною прогнанную. А потом снабженную по раскаянии тридцатью копейками. Я же читал пред тем про себя молитву и хотел быть наедине. Благодарю Господа, доселе не отвергающего моего покаяния и не погубляющего меня со беззакониями моими.
За всенощной по поводу обретения мощей святителя Тихона Задонского Господь сподобил меня умиления слезного при мысли, что святые были подобострастные нам человеки, и своим усердием и трудами в богоугождении, особенно же благодатью Божией достигли святыни и нетления и вечного живота со славой непрестающей, а мы, ленивые и нерадивые, преданные миру и плотским похотям, непрестанно согрешаем и пребываем в тлении, работаем тлению и пожинаем тление, когда могли бы удобно с Божией помощью и при своем усердии достигнуть нетления.
13 августа
Отдание Преображению и память святителя Тихона Задонского. Утро. Благодарю Господа, услышавшего меня скоро, когда я воззвал к Нему в тесноте и скорби греховной от неудовольствия и огорчения на домашних вследствие дыхания во мне диавольского, и милостиво избавившего меня от смерти греховной, и даровавшего спокойное, мирное настроение духа с правотою. Касательно актового молебна в гимназии злой демон тревожил меня, наводя страх томительный. И от сего избавил Господь. В короткое время дважды через пять минут Господь отъял смерть от внутренностей моих и даровал жизнь. Сколько благодеяний Божиих! Нет им воистину числа. По дороге подбежал ко мне нищий взрослый, когда я молился о даровании мне кротости и любви, и рассердился я на него, что подбежал не вовремя, и прогнал его с гневом, а потом смягчился я самой своей молитвой и, подозвав его, дал ему требуемое (десять копеек). Покаялся в своем гневе, и Господь простил. О, до конца прости меня, Господи, до последнего моего издыхания прощай меня, Владыко милостивый и долготерпеливый, даруя мне покаяние искреннее, со слезами, и исправление жития.
* * *
Девять с половиной часов. Утро. 13 августа. Благодарю Господа, вновь избавившего меня от тяжкого смятения и борения вражия в церкви пред дачей молитвы в сороковой день родильнице и после молитвы. Опять от смерти греховной избавлен благодатью Божией и получил живот и мир. А смятение было оттого, что огорчился на нищего, укоряя его в лености и нерадении.
Изучая науки общего образования, имеем ли мы главным образом науку христианскую, науку богопознания и как прикладную ее часть – науку святости. Ведь всем – нам настоятельно и понудительно вещает Тот, Кто есть вечный источник премудрости и святости: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2]. Апостол говорит:
Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр.12:14]. И в образцовой молитве, которую дал нам Господь, мы прежде всего выражаем горячее желание и молитву жить свято: Да святится имя Твое... [Мф.6:9;Лк.11:2].
Не без причины я начал вам, други, братья, чада Божии, речь мою словом о настоятельной, неотложной нужде стремиться к святости прежде всего, так чтобы и все науки были ступенями к святости. Вы знаете состояние умов и нравов людей нынешнего времени. Это состояние брожения, разложения, расслабления, растления. Всего более надо учиться науке беречь сердце от малейшего приражения греха... Мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение... [1Кор.3:9] (далее выписать и развить).
Все науки, как радиусы от центра, идут от умного Солнца Бога. Когда это Солнце умное, Солнце правды, сияет в наших сердцах, тогда лучи его животворно действуют на все наши силы, на всю жизнь, а когда нет – тогда нет пользы и от лучей или они будут только некоторое время светить, но не будут оживотворять. Берегите все чувства от греха: очи, слух, осязание, вкус и обоняние. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно [Мф.6:22–23]. Плевелы будут непременно сожжены огнем неугасающим [Мф.3:12;Лк.3:17]; древо, не творящее плода, будет посечено и ввержено в огонь [Мф.3:10;7:19;Лк.3:9], неключимый раб будет связан и брошен во тьму внешнюю [Мф.25:30].
Выходит что на поверку? Знают много того-сего, а не знают Бога, начало всех начал, не выучились святость Его [беречь] в сердцах и делах своих, не любят Церкви, не привязаны к ней сердечно, как к нежной, достойной матери, не умеют Богу молиться. Знаний много, а не научились почитать родителей. Сплошь и рядом видишь, что вкусившие от книжной премудрости делаются [...] гордецами и вольнодумцами, выходят из послушания родителям, а, не почитая родителей, будут ли почитать искренно начальство и самую власть предержащую?
Благодарю Господа, сотворившего чудо милосердия и оживотворения моего окаянства пред вечерней (после действия вина) и особенно когда я исповедовал многих, был отозван причащать больную и, возвращаясь в крайней тесноте и срамоте от невыговора молитв общеупотребительных и других при причащении больных, каялся и молил Бога о прощении и избавлении от супостатов, теснивших меня; молитва веры совершила чудо: я получил жизнь, мир, дерзновение, силу слова и исповедовал и говорил молитву разрешительную хорошо.
Благодарю Господа, даровавшего мне, грешнику, слезы умиления, умягчения, одуховления, утешения и очищения во время прогулки моей молитвенной по Купеческой стенке у взморья и разрушившего во мне тесноту и скорбь.
Знают, что такое храм, его расположение, его святость, важность, необходимость, а между тем в храме не видать знатоков; знают службу, а у службы их нет.
Знают главнейший догмат христианства – Троичность Лиц Божества и Божественное Лицо Христа, а призвать Господа в нужде, скорби, болезни, страсти, беде и напасти не умеют. Знают чистейшее божественное сердце Богоматери, всех объемлющее любовью, а обращаться к Ней в молитве благодарения словом – навыка не имеют, не привыкли.
Чей это грозный, властный голос гремит во услышание всем векам: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну [1Кор.1:19;ср.Ис.29:14]? Голос вечной Премудрости, вечного Ипостасного Слова Божия, Господа Иисуса Христа. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? [1Кор.1:20]. Если спрашивает: «Где?» – то, значит, не было [...] в Царстве Христовом завзятых мудрецов и книжников и совопросников века сего, совершенно отвергнувших мудрость, книги и вопросы века будущего, нетленного, вечного, уготованного любящим Бога и век иной.
14 августа
Благодарю Господа, всемилостивого Избавителя моего, даровавшего мне спасение Свое во время всенощной торжественной в Успенской церкви (дважды и трижды) при чтении акафиста; затем по выходе из церкви на требу, когда мальчик назойливо гнался за мною, прося милостыню, и я тронул его за рубашку с гневом, отчего крайне смутился, а потом раскаялся и дал ему гривенник, прося Господа умирить и помиловать душу мою, и Он помиловал, дав мир; потом после панихиды по умершей старушке, дурно мною отслуженной, отчего я сильно был смущен и утеснен в душе, но также пред иконами усердно покаялся Господу, прося Его благость безмерную, да победит и простит мне грехи мои и да превозможет диавольское ужасное коварство надо мною в службе, и Господь опять помиловал, прогнав врагов моих, и я успокоился.
Доселе я жалкое орудие диавольских козней во время частных и общественных служб, доселе супостат исполняет во мне свои адские, лукавые, злобные, смертоносные, убийственные намерения, и я невольно исполняю его нелепую, насилующую меня волю.
Горе мне, нечистому, скверному, корыстолюбивому, сластолюбивому, самолюбивому, боязливому, малодушному, злому, завистливому, подобострастному, нетерпеливому, ленивому, нерадивому.
Любя корысть и славу земную, сласти земные, не можем любить Бога и ближнего, служить искренно Богу и ближнему, ибо, где видится труд, а награда за него не предвидится, там человек если наружно и не отказывается от труда для него, но внутренно отрицается и служит неохотно, неусердно, не от души (панихиды по беднякам, требы для бедных), да и служа богатым, думает о богатом вознаграждении. А между тем душа каждого человека, и бедняка, есть бесценное сокровище, дороже всего мира, ибо она по образу Божию и бессмертна и искуплена кровью Сына Божия. Она дщерь Божия, невеста Божия.
Семь с половиной часов утра. Страшная злая буря диавольская постигла меня из-за неправильно переданной мне слугой Анной и просителем требы (сказала – причащать, а надо было молебен), и я был в ужасной диавольской беде, в ужасном волнении, тесноте, смерти. Молился долго. Есть начатки избавления. Слава Богу.
16 августа
Благодарю Господа за благодерзновенное, непреткновенное чтение и пение канонов во время литургии, и за служение ранней литургии в восемь часов в Успенской церкви, и причащение Святых Таин, за речь, сказанную на акте в одиннадцать с половиной часов в гимназии, за избавление в настоящую минуту (первый час) от тесноты и скорби, постигших меня за неохотное служение молебна у Мачигина Григория [...]., импровизированного (нечаянно). Я должен был быть готов с радостью служить и нечаянные молебны и вообще быть всегда с радостью на славословие Господа и Богородицы и святых, ибо в этом служении мое спасение, мое очищение и освящение, мой мир, мое дело или мой долг самый животворный.
И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое50. Владычица явила без числа спасение Свое верным христианам по преставлении Своем доныне, и являет тем, что Она жива и по смерти. И все святые живы по преставлении своем и явили миллиарды чудес христианам, призывавшим их на помощь, а иногда и не призывавшим являлись на помощь, и Святая Церковь всякий день в своих стихирах и канонах, молитвах обращается к ним как к живым и весьма близким к нам по духу, присутствующим с нами, видимым знамением чего служат их лики на святых иконах. Итак, вот, христианин, какой вожделенный конец веры нашей – жизнь вечная. Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [2Кор.7:1].
Благодарю Господа, даровавшего мне после многократных тайных усердных призываний Его сладчайшего имени избавиться от коварств и насилий змия духовного, не допускавшего мне выговаривать слова молитв, славословий и благословений во время совершения брака в Успенской церкви. Господь [дал] мне победу и одоление, мир и дерзновение. Слава Богу! А в начале обряда я не мог выговаривать многих слов и славословий (возгласов).
В праздник Успения Божией Матери утром до обедни (поздняя [...]) меня постигла адская ужасная теснота и скорбь, поводом к которой было мое огорчение на одного жильца в доме Климова, позвавшего меня на молебен, тогда как прислуга сказала мне, что звали причащать. Долго я был в дьявольской агонии, борьбе, в покаянии, тесноте убийственной, наконец в Успенской церкви после прикосновения многократного к святому престолу Господь помиловал и умирил меня. Слава Господу, не давшему супостату поглотить меня.
Благодарю Господа, даровавшего благодатные слезы умиления при чтении канона Архангелам и Ангелам и святому Предтече (вечером).
Лядвия моя наполнишася поруганий51, говорит святой царь-пророк Давид [Пс.37:8]; поруганий – то есть от диавола, ругающегося человечеству и Самому Господу чрез блудную нечистоту, в которую впал по неосторожности и сам царь-пророк. Так, блудники и блудницы ругаются сами над собою или допускают врагу рода человеческого ругаться, посмеваться над природой человеческой, созданной руками Божьими чисто, неблазненно, премудро, свято, целесообразно, великолепно. Это поругание враг возобновляет почти непрестанно всякий раз при воззрении мужчины на женщину, а как взирать приходится всякий раз при встрече одного пола с другим, то всякий раз этот ругатель Бога и Божьих дел возобновляет свое ругательство и посмеятельство над мужчиной и женщиной, над бытейскими членами, над детотворными, святыми органами, чрез которые входим и исходим в бытие и жизнь и пред коими должно благоговеть.
17 августа
Благодарю Господа за явленную мне помощь при служении всенощной для господ Гречухиных в бывшей квартире покойной рабы Божией Марии Арсеньевны; при служении молебна в квартире Сергея Ивановича Лебедева в доме Мурашова и на горе в доме Кудрявцева №19 у Анастасии Осиповны и Алексея Макаровича.
18 августа
Благодарю Господа за благодать мирного и свободного, искреннего чтения и пения канонов Успению Божией Матери и мученикам Флору и Лавру.
Матрона Козьминична, мучимая злым духом, просила меня, недостойного, помолиться о ней, и когда я после утрени стал молиться, особенно когда стал читать молитву Запрещает тебе Господь, диаволе... – ее начинал сильно бить злой дух, а когда другой раз стал я читать те же молитвы, стал мучить ее еще сильнее, и она начала сильно метаться, наконец злой дух вскричал: «Изругаю тебя, изругаю, измучил ты меня».
Вечером в шесть часов я подвергся ужасно тяжкому искушению от злых духов: просили меня домашние служить дома молебен пред началом учения племянниц Руфины и Елисаветы, а как я дал уже слово быть на беседе в доме у Андрея именинника, то сердце мое стало крайне противиться желанию домашних, и во мне произошла ужасная борьба с духами противления, крайне теснившими и палившими мою внутренность. Я обратился к усердной молитве – и благодатью Божией одолел врагов, и несколько овладел собою, и отслужил молебен – не без смущения в некоторых частях и не без пропусков и целых возглашений и выражений. Злые демоны отмстили мне за утро, когда я молитвою изгонял бесов из рабы Божией Матроны, петербургской женщины. Да и за чревоугодие мое попущено мне самому страдать от них и подвергаться насилию, смущению, страхам, наруганию, уничижению.
19 августа
На молебне в бывшей квартире покойной Марии Арсеньевны враг низложил меня, люто наругавшись мне через скверные, лукавые и хульные помышления и уязвив и убив душу мою окаянную. Я пошел с молебна (для детей Руфины и Елисаветы, матери их Анны и жены моей Елисаветы) расстроенным; нищим ребятам и взрослым, просившим милостыню, не подал во гневе ни гроша. Дома со слезами покаяния молился Господу об избавлении от врагов и покровении грехов ради превосходящей благости – и Господь преклонился на милость. Беда насилия надо мною врагов бесплотных происходит от всегдашнего моего чревоугодия и сластолюбия: убо52 чувствую, что чрез сласти плотские враги насилуют меня, побеждают меня, умерщвляют, порабощают; кроме того, от сребролюбия, честолюбия, тщеславия, зависти, гордости, нетерпения, ибо по причине этих страстей нет во мне истинного боголюбия и душелюбия. По утрам совсем не должно мне есть, еда утром – безумие, нелепость, кроме незначительных случаев немощи или ранних трудов.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать служения молебна у Андрея Козлова и Ксении [...] искренно, непреткновенно.
Уже не я живу, но живет во мне Христос, говорит Апостол [Гал.2:20]. Крестное знамение, изображаемое нами на челе, сердце и плечах, означает, что мы предаем совершенно Господу ум, сердце и волю – всё существо свое как бы в жертву Ему приносим.
20 августа
Благодарю Господа за многократное избавление от смущения и тесноты страстей.
21 августа
Суббота. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию непреткновенно, с умилением слезным (а в начале холод и бессилие, нечистота на сердце) и причаститься животворно Святых животворящих Таин. На отпусте бесплотные злодеи обесчестили, посрамили, расслабили, смутили, утеснили и умертвили душу мою; я поторопился, раздвоился сердцем, обессилев сердцем от смущения бесовского, и не выговорил как должно имен святых. На панихиде не выговорил отпуста, на литии по младенце Павле [...] опять уязвился; пред потреблением Святых Даров был в агонии, избавился молитвою веры и покаяния; оживотворился снова чудно Святыми Дарами. Обновленным вышел из церкви. На дороге встретились трое нищих молодых людей из Питера, просивших на пароход; я разгневался на них, окаянный, по ветхому человеку, что они из столицы едут сюда, где без них крайне много нищих, и без денег едут, надеясь не знать на кого, заподозрил их и упрекнул в воровстве и поджогах (предположительно), дал по двадцать копеек и прогнал. От этого опять умер сам в душе; скорбь, тоска, теснота, беда овладели мною; я не знал куда деваться; прошел домой с купцом (фруктами) Михаилом Васильевичем; в неволе и рабстве и тесноте был я во время разговора; потом отлучился, усердно помолился милосердному Господу, и Он помиловал меня, даровав живот, мир и тишину. Слава Господу! Слава милосердию Его, благопослушеству, скоропослушеству, благоуветливости и благопременительности и Царствию Его, иже есть внутрь нас [Лк.17:21]. Слава Царю Небесному, сотворившему браки Сыну Своему и паки53 обручившему меня, отверженного, Себе в вере и покаянии, в милости и щедротах и силах.
22 августа
После вечерни на воскресенье. Всезлобный и вселукавый демон борет меня на грех и погибель на тысячу ладов: то сладострастием, то злобою; воззрел на красивую молодую знакомую женщину благочестивую, часто бывающую в храме, – и соблазнился, уязвился и умер душой; то опять увидел старуху, весьма некрасивую, с широким носом и широкими ноздрями, морщинистую, подслеповатую, – и озлобился на нее по действу диавольскому, и тысячи жал сатана вонзил в меня, хоть воем вой, – и это во время крещения младенца Александра в церкви после вечерни; со всех сторон беда: и красота блазнит, и неблагообразно блазнит. О, гордость, лукавство, злоба диавольская! Божие ли творение мне хулить? Человека ли, мне равночестного, по образу Божию сотворенного, мне отвращаться и презирать? Сочлена ли моего? Члена ли Христова? Не одинакова ли душа и в красивом, и в некрасивом, неблагообразном теле? Не прекрасная ли бывает часто душа в некрасивом теле? О, прельщение! О, изнеженность всех чувств и извращение зрения, слуха, вкуса! Извращение мыслей, чувств, духовного вкуса! О, отпадение от духа Христова, от любви Христовой и впадение в дьявольское самолюбие, недруголюбие, чревообъядение, любостяжание! Благодарю Господа, не отпустившего меня вконец [ходить] вслед диаволу за грехи мои, но после многократных припаданий к святому престолу (во время крещения) в покаянии помиловавшего меня и избавившего от зубов змия человекоубийцы.
Помяни, Господи, Захарию милостивого, супругу его Ольгу и чадо их Марию младенца54 и сохрани их от всякого зла и напастей и всех заповедавших мне молиться о них. Буди!
Блудники и блудницы насытились ли блудом? – Нет, не насытились, а больше и больше пылали адским этим огнем, тлящим и души и тела, и многие навеки погибли, то есть нераскаянные, а раскаявшиеся многими слезами, подобно ручьям бесчисленным, загладили свои грехи и уже более не возвращались к прежним грехам, возненавиденным ими от всего сердца. Какое смущение, какую срамоту причиняют душе помыслы или осязания прелюбодейные! Как жалостно разлучают душу от Бога! Как не дозволяют искренно, спокойно молиться! В какое бессилие при борьбе со страстью повергают душу, пленницу диавола! А любовь Божия как мирна, чиста, сладостна, крепительна, живительна для души! Как дерзновенна, постоянна, вечна!
* * *
Благодарю Господа, явившего мне милость Свою при служении всенощной воскресной в соборе, особенно пред чтением и при чтении Евангелия, после отпуста большого и малого (на первом часе) и во время молебна. Пред чтением Евангелия смутило меня одно видение, от чего я избавился с трудом чрез сердечную молитву.
* * *
Кто верный, вечный, праведный, сладостнейший друг душ наших? – Господь Иисус Христос. Его возлюбим всем сердцем, к Нему прилепимся всем существом, а всякую иную любовь и дружбу мирскую и плотскую, как пагубную и минутную, ложную, отвергнем и возненавидим. Аминь.
* * *
Воскресенье. Хитры и ретивы мы каждый против себя на всякий день и час – я разумею лукавство и ретивость, стремительность страстей наших, коим мы следуем, коими обольщаемся всякий день. А вся беда оттого, что хотим наслаждаться, блаженствовать здесь, а не на небе – грубо, плотски, минутно, а не духовно и вечно. Прочь от нас плотские наслаждения, убивающие душу и ее духовные, бессмертные, божественные стремления! Прочь эти ловчие сети диавольские!
О, да воцарится в моей душе всякая добродетель, искренняя любовь к Богу и ближним, искреннее всякому доброжелательство, сорадование, соболезнование, искренняя о всяком человеке живом и умершем молитва, кротость, незлобие, смиренномудрие, воздержание, нестяжание, целомудрие, послушание, терпение, безропотность, скромность, усердие ко всякому, милосердие, упование на Бога и на все Его обетования, живое чаяние воскресения мертвых, общего Суда, вечной жизни, мрак вечного мучения, возвещенного с такою силою в столь многих речах Господа, святых апостолов и святых отец!
Страстотерпца святого Пантелеймона в хорошую рамочку положить и святого праведного Артемия Веркольского.
Доколе обращаемся в тлении, страстимся к тлению? Доколе не возлюбим нетления, бессмертия, правды, святости, чистоты, воздержания, веры, упования, любви, милосердия, нетленной красоты, нетленной пищи, сладости, нетленного богатства, неоскудевающего во веки веков, нетленных сокровищ, нетленной, вечно пребывающий главы?
Девять с половиной часов утра. Воскресенье. Благодарю Господа всем существом моим за избавление от лютого сладострастного жала диавольского, от смертоносной сети его во время молебна в доме Гавриловой в Малой Екатерининской улице близ театра (за ним). Слезно взмолился я Господу, опутанный сетями вражьими и пронзенный жалом его, и Господь заступил меня Своею милостью и благодатью. А то говорить не давали враги, Евангелия не мог прочитать Просите, и дастся вам... [Мф.7:7]. После этого-то меня особенно горе вязало, и я сорвал узы вражии благодатью.
* * *
Господи! Преудивленный несказанными милостями Твоими в нынешний день, в торжестве души и тела пою и величаю Тебя, всеблагоутробного Бога, за пачеестественные55 благодеяния Твои мне грешному: во-первых, за избавление от сетей вражиих в квартире офицера Чахлина в Малой Екатерининской улице – это было началом величайшего моего спасения; во-вторых, во время литургии, когда Господь снова оживотворил меня, умерщвленного грехами, и дал мне обливные слезы умиления от сознания грехов и немощей моих. Благодарю Господа за неосужденное причащение Святых Таин и чудное оживотворение от них после благодатной победы над врагами, возбуждавшими во мне осуждение и неприязнь к настоятелю отцу Павлу. На заамвонной споткнулся и не прочитал всей молитвы, проповедь сказал свою с чувством, отпуст сказал весь. Слава Богу! При потреблении Святых Даров новое величайшее спасение. Но особенно Господь явил во мне всепобеждающую благодать Свою на молебне у офицера Михаила Даниловича в доме Сизова: едва ли не в первый раз служил оный так искренно, помазанно, победоносно, мирно, торжественно, как никогда. И какой мир! Какая сладость! Благодарю за помощь во время вечерни при сильных искушениях от врагов и за победу над ними, за дерзновение при молебствии об обручении у Сорокиных, у Никитина (молебен).
Во время вечерни отпуст возгласил весь сполна, дерзнув против врагов о имени Господни. Благодарю всемогущего Помощника. О, если бы всегда и всё возглашать невозбранно! Даруй, Господи! Утверди, Господи!
23 августа
Благодарю Господа, попустившего мне испытать мою немощь и подвергнуться смятению и немоте от малодушия и нетерпения, а потом даровавшего мне помощь под конец службы утренней, когда я укрепился велегласным прославлением Успения Божией Матери, и даровавшего благодать непреткновенно выговорить ектении малую, сугубую и просительную. Наука: не пить много вина виноградного, оно потопляет и убивает силу души, милость благодати; крайне умеренно надо пить вино.
После обедни. Всем сердцем благодарю Господа, многократно избавившего меня от смерти душевной во время обедни, во-первых, в начале; во-вторых, после Евангелия; с этого момента начинается одушевленная, горячая молитва со слезами и продолжается до самого причащения и после того до заамвонной молитвы, пред которой смутился от торчащего конца вязки рукава подризника в поручах, но тут одолел врагов, смущавших меня; отпуст скрал, после чего опять крайне смутился и впал в тесноту, но Господь по молитве избавил. И после обедни, когда я шел в гимназию, Господь по молитве покаяния избавил меня от великой скорби и тесноты. Дома в три с половиной часа Господь избавил от начинавшегося сладострастия от ласки: я помолился в зале на коленах Господу (образ святого Убруса).
Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа за двукратное избавление от когтей сладострастия, коими вцеплялся в меня прелестник: раз по приходе домой из квартиры Ольги Афанасьевны, вдовы (Карповой), у которой молодая племянница Феоктиста, вдова же, и другой – дома во время прогулки между садиками у ворот; в том и другом случае я искренно осудил себя, прося прощения, и получил, и сколь сладостно, мирно, просторно, свободно стало на душе после смятения, скорби, тесноты, огня адского, срама, поношения, уныния и расслабления! Слава Господу! Даруй мне держаться Тебя всегда, неизменно, всем сердцем!
За помощь во время вечерни (с Каменоградским) благодарю, за молебен в церкви и у Никоновых.
Дров Уваровой попросить.
* * *
Благодарю Господа за скорую благодатную помощь во время утрени, когда духи лукавствия бороли и язвили меня, и во время литургии в начале, во всё продолжение и под конец. Как смертоносно нарушают целость душевную житейские пристрастия и не допускают совершать спокойно, свободно, с чувством умиления Божественную литургию и вообще службу общественную или домашнюю или Тайну Крещения, как это случилось сегодня из-за полотенца (при крестинах в доме Забоева у офицера)! И в какое противоречие ставят душу мою священному, столько возвышенному, духовному смыслу Таинства. Таинство внушает мне, что мне дарована Христом Богом нетленная, бессмертная жизнь, нетленные, вечные, небесные блага и чтобы я нимало не прилеплялся к здешним тленным благам, презирал их, считал их за дым, за сор, за прах, за гной, а между тем действующие во мне страсти, например любостяжание, всё сердце мое, всё существо мое приковывают к земле, отвлекают от небесного, лишают мира, свободы, света, силы и энергии душу мою, убивают ее, омрачают, повергают в стыд. И поделом! Не противоречь сам себе! Если ты христианин и священник, будь им, будь небесным, а не земным, возлюби нетление и возненавидь тлен всякий – красоту ли, деньги ли, славу ли земную, возлюби правду и оставь беззаконие, люби горячо одного Бога и всех людей в Боге, люби духовное, вечное, а не видимое, вещественное, временное.
Возношение и всесожегаемая [Пс.50:21]. Это Святые Тайны, прообразованные жертвою всесожжения в Ветхом Завете, ибо они совершенно попаляют огнем невидимым грехи верующих и с верою причащающихся.
Тяжкую и преуничижительную борьбу мне пришлось перенести пред концом крестин при чтении водосвятной молитвы и далее до конца, с той минуты, как я отер руки полотенцем длинным новым и вообразил, что оно будет моим, покорыствовшись в сердце. За эту корысть и мнение я жестоко был посрамлен. Ну мало ли у меня полотенец и на что еще они мне? О, алчность! О, пресмыкание в тлении! О, земное, а не небесное сердце!
25 августа
Утро. Благодарю Господа, явившего во мне во время утрени дивные силы благости и милости Своей, когда враги умерщвляли душу мою, смущая, язвя и раня ее помышлениями (о славленных деньгах и неприязнью неправедною к владыке Исидору). Господь принял мое сердечное покаяние и припадание с верою и упованием к святому престолу и избавил меня от лютейших врагов, даровав мир, дерзновение и силу.
Поминай слова Господа: если с зеленеющим, деревом это делают, то с сухим что будет? [Лк.23:31]. А ты – сухое дерево.
* * *
Среда. И сегодняшняя обедня была для меня чудом милости Божией по избавлению моей немощи от множества искушений; в начале Господь избавил меня от омертвелости сердечной, как почти всегда бывает в начале службы, потом от неприязни к владыке митрополиту Исидору (минутной); причастился весьма животворно, обновительно, укрепительно, заамвонную прочитал с чувством всю сполна, отпуст сказал весь. После обедни пред потреблением Святых Даров новое избавление от тесноты. Слава Господу Избавителю!
Благодарю Господа за спасение во время вечерни малой с повечерием и за точно сделанные отпусты и последнюю ектению на повечерии. Наипаче и попремногу благодарю и величаю Господа за избавление от тесноты и скорби смертельной (вследствие огорчения на нищих) в квартире Екатерины Михайловны Лебедевой пред молебном для Марии Петровны Дементьевой и за добре совершенный с величайшим миром и свободой молебен. Ты окружаешь меня каждый день многократно, Господи мой, Господи, радостями избавления. Слава Тебе! Шесть часов вечера, пред всенощной.
26 августа
Сейчас многомилостивый Господь избавил меня от адского огня пристрастия житейского – пожелания ордена святой Анны второй степени, этой тщетной славы мира сего. Окаянный, я оставил истинную и вечную лепоту и славу мою – Христа Господа, истинный живот мой, мир мой, свободу мою, силу мою, свет мой, истинное сокровище мое неистощимое и некрадомое, нетленное, славное одеяние мое, – и прилепился к разным идолам бездушным, не могущим ни на одно мгновение дать жизни сердцу моему, ибо сами не имеют ее, томящим только и мучающим меня, к тлену, к дыму, к мыльным пузырям, хотя и разноцветным, но только на мгновение и потом исчезающим. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние и благоутробно помиловавшего меня, от углей разжженных сатанинских избавившего меня и даровавшего мне совершенный мир.
Нет на земле благодарнее и животворнее дела молитвы, от искреннего, смиренного сердца приносимой Богу. Она приносит нам мир, утешение, отраду, радость, свет умный, бодрость, мужество, силу и крепость, здравие души и тела, избавление от искушений, бед и скорбей, преспеяние во всякой добродетели, освящение и спасение вечное со славою вечною. Отчего же так мало людей, искренно молящихся? – От ненаучения и непривычки к молитве в детстве, от привычки и пристрастия к суете житейской, от рассеянности, от неразвития духовного вкуса и духовных потребностей, от искушения князя тьмы века сего, наводящего скуку и тяжесть на начинающего молиться и возбуждающего в уме и сердце мирские и житейские, плотские представления и страсти.
* * *
Сегодняшняя литургия исполнена была чудес милости ко мне Божией с начала до конца. Сколько раз Господь оживотворил меня, умерщвляемого многократно кознями вражьими! От скольких искушений избавил! Какие даровал слезы умиления! Как обновил меня во время литургии и особенно по причащении Святых Таин! Какое даровал дерзновение и достоинство пред людьми! Заамвонную молитву прочитал всю с искренним чувством, отпуст сказал довольно хорошо, только пропустил святого Иоанна Златоустого и святого благоверного Александра Невского. После литургии по дороге встреча с надзирателем морской части, неприязненное чувство к нему, скорбь и теснота; раскаяние, помилование, мир, дерзновение в гимназии; идя домой, был в тесноте от неловкости в третьем классе гимназии. Господь избавил за покаяние и веру в самой квартире моей: мир и простор. А поутру пред обедней искушение со стороны чувственности, плотского сладострастия, теснота, упадок духа, слабость сердца, покаяние, помилование во время молитвы, мир благодатный – за всё слава Господу и святому имени Его, чудодействующему во мне непрестанно. Четыре часа вечера.
27 августа
Пятница. День сей исполнен чудес милосердия Божия ко мне чудного, начиная с утра до вечера включительно. За утреней тяжко было искушение со стороны сторожей, а особенно со стороны бесов по причине метения со стуком пола во время службы; едва я мог одолеть молитвой и благодатью озлобление и смущение. Во время обедни сила благодати многократно оживляла меня, умерщвленного грехом; особенно Господь явил на мне крепкую руку помощи во время и после причастия до конца обедни по поводу неразумного, диавольского озлобления на дьячка Михаила за однообразие причастна (Милосердия двери...). Удивительно нелепо-пустые причины злобы. [...] при чтении Евангелия к народу. На молебне в церкви и в приходском училище враги смущают меня видом женщин и недостойным представлением и чувством, – тоже нелепо! Когда я шел в гимназию, встретил старосту В. Д. Никитина и напомнил ему о представлении меня к ордену. Это меня убило, доколе я не раскаялся сердечно в этой суетной славе и в этой заботе о тщетной славе земной и в оскорблении Духа Божия, во мне пребывающего чрез причащение Святых Таин и меня обожающего, в отпадении от духа небесного, от жизни духовной и бессмертной, в меня вселившейся чрез причащение. Господь помиловал меня при самом входе в гимназию: всю дорогу я каялся, Господь умиротворил, прогнав смятение и смерть. В первом классе на мальчика Елагина рассердился за его смех над словами Библии и назвал его мерзавцем в гневе; это слово меня крайне мучило, теснило; я долго каялся в оскорблении младенца или отрока, наконец Господь простил и умиротворил.
Благодарю Господа за помощь при венчании двух браков – одного после вечерни сейчас и другого в семь с половиной часов; во время между первым и вторым случилось искушение у меня с петербургским [времен.] торговцем Козмою Фаддеевичем из-за его даров, за которые я на него и на Параскеву Ивановну Ковригину сильно разгневался, ибо не велел приносить их по причине его бедности, а он принес; смутился я и впал в тесноту, но молитва покаяния искреннего и вера привлекли ко мне милость Божию (при целовании святого престола), я умирился и венчал свадьбу весьма хорошо, непреткновенно, победоносно. За помощь при служении вечерни благодарю Господа и за сладкогласное пение пятого гласа.
За помощь при служении двух панихид над умершим пьяницей Александром благодарю Господа. Дивное дело! Дивная помощь! И да оскудеют у врагов невидимых оружия против меня вконец и да безмятежен буду, служа Тебе, всеблагому, всеправедному, всесильному! Аминь. 28 августа 1882 года. Утро, шесть часов.
Достоинство и важность Божественного священства даруй мне, Господи, хранить неизменно, твердо, постоянно пред всеми людьми знакомыми и незнакомыми, знатными и простыми, учеными и неучеными, богатыми и бедными, красивыми и некрасивыми и не взирать ни на чьи лица, да прославится несравненное величие Божие всюду и всегда.
Не унывайте, боримые врагами при служении вашем Господу, – Господь венцы нетленные готовит вам и бессмертное, нескончаемое наслаждение. Мало потерпите – и вечно возрадуетесь. Отчаянию не предавайтесь.
28 августа
Благодарю Господа за исполненные чудес утреню и литургию, особенно литургию, пред которой Господь избавил меня из смертоносной, огненосной сети диавольской, которою он льстиво запутал меня на панихиде по Александре пьянице (в доме [Туркина]) из-за помысла моего о деньгах, что их могут вытащить из кармана, из-за чего я и панихиду не мог спокойно служить. Долго я припадал в покаянии к святому престолу, и наконец Господь избавил меня от когтей Велиара и даровал мне служить литургию с дерзновением и умилением, причаститься животворно и причастить человек двенадцать. Чудно обновленным и обоженным вышел я из храма Божия. О, даруй мне и им всегда причащаться так!
29 августа
После ранней обедни в Думской церкви. Благодарю Господа, даровавшего мне слово для поучения и во время литургии оживотворение, умиление и помощь мне, умерщвленному грехами своими, хладному и немощному.
Благодатью Божией я служил обедню непреткновенно, с сердечным жаром и благоговейно. Причастился животворно, заамвонную молитву прочитал всю. Слово сказал сердечно, отпуст произнес с умолчанием имен некоторых святых: Златоуста, святого Александра Невского, Иосифа Песнописца, с ослабевшим от дыхания Велиара сердцем из-за Евдокии.
Девять с половиной часов утра. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от адского огня и смертельной тесноты, постигших меня за огорчение на нищих, за скупость и жестокосердие. Господь принял мое сердечное, слезное покаяние и избавил душу мою от ада преисподнего, оживил, и умирил, и распространил, и иго благое и легкое мне даровал. Слава о сем Господу!
30 августа
Благодарю Господа за многократное избавление от злолютых искушений во время и после литургии, на молебне, за помощь и избавление при совершении молебнов и крестин в минной сторожке за цитадельными воротами.
31 августа
Благодарю Господа за прославление Богоматери и положение честнаго Ея пояса во храме, за стихиры и каноны покаянные и прочие, за струи благодати, излиянные в сердце мое.
Господи! Отрази руки домашних моих от любопытного поискания моих сокровищ и распечатывания неуместного писем. Буди! Аз раб Твой.
* * *
Десять часов вечера. Благодарю Господа за чудо милости и спасения, явленное сегодня во мне, грешном и страстном: придя домой, я увидел вынесенную в зал кушетку мою – и вознегодовал на домашних, и отпал от любви, горечь и теснота неприязни отягчили меня, и я искренно каялся Господу в привязанности к суете и в отпадении от любви христианской. И что же? Господь тотчас помиловал меня, простил грех, даровал мир, свободу, легкость. Слава о сем Господу!
Помни житие и труды святого Андрея, Христа ради юродивого, и его обличения сребролюбивому иноку, отрезвление инока чрез раздачу денег бедным; помни восхищение Андрея на третье небо и внимай его словам и подражай его житию по силам твоим.
* * *
1/14 августа празднуется происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Ретиться (церк.-слав.) – спорить, прекословить; реть – ссора, распря, раздор.
Рамбов – простонародное название города Ораниенбаума, ныне город Ломоносов.
Борзый (церк.-слав.) – скорый, торопливый.
Последование святого Крещения, из молитвы на освящение воды.
Ирмос 9-й песни канона на Успение Пресвятой Богородицы.
В переводе П. Юнгерова: Внутренность моя насыщена позором (Пс.37:8).
Убо (церк.-слав.) – так, следовательно.
Паки (церк.-слав.) – снова, еще.
Семья кронштадтского кожевника 3. И. Сидорова, друзья и духовные чада отца Иоанна.
Пачеестественные – сверхъестественные.