Знаменитое произведение прп. Иоанна Лествичника «Лествица или Скрижали духовные» написано в конце VI в. по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.28:12).
Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы и состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Количество ступеней имеет символическое значение, которое раскрывается в предисловии: 30 лет – это возраст, в котором Иисус Христос начал свое общественное служение. Считается, что 30 ступеней символизируют духовное возрастание и достижение зрелости в вере, подобно тому, как Христос достиг Своего призвания в возрасте 30 лет.
Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении:
- ступени 1-4: борьба с мирской суетой (отречение мирского жития, беспристрастность, странничество, послушание);
- ступени 5-7: скорби на пути к истинному блаженству (покаяние, память смертная, плач);
- ступени 8-26: борьба с пороками (молчание, целомудрие, телесное бдение и др.);
- ступени 27-29: душевный мир (безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие);
- ступень 30: вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда и любовь).
Идеалом христианина выступает монах (подвижник), основанием жизни которого является незлобие, пост и целомудрие.
Порабощение человека страстям прп. Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью, по мере преодоления которых приобретаются соответствующие добродетели. Он описывает процесс возникновения страсти, состоящий из 6 этапов: прилога, сочетания, согласия, пленения, борьбы и страсти. Учение прп. Иоанна достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения.
Наибольшее распространение в России получил славянский перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским). Его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пустынью, представлен в настоящей публикации.
Слово 17. О нестяжании
1. Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали.
2. Нестяжательный инок есть владыка над миром, вверивший Богу попечение о себе, и верою стяжавший всех своими рабами. Он не будет говорить человеку о своей нужде; а что приходит, то принимает, как от руки Господней.
3. Нестяжательный подвижник есть сын беспристрастия, и что он получает, то считает за ничто. Если случится ему куда-либо отойти, все вменяет за уметы. Если же печалится о чем-нибудь, то еще не сделался нестяжательным.
4. Нестяжательный муж молится чистым умом; а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества.
5. Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностию? Тем только лишаются они пользы, что удобны и готовы к переходам с места на место. Видел я, что вещество родило монахам терпение, чтобы пребывать на одном месте; но я больше их ублажил скитающихся ради Господа.
6. Вкусивший вышних благ легко презирает земные; невкусивший же первых радуется о стяжании последних.
7. Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется, и будущих лишается.
8. О монахи! не будем невернее птиц, которые не пекутся и не собирают.
9. Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый сторицею имением или дарованиями обогатится; а последний жизнь вечную наследует.
10. Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль.
11. Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
12. Непоколебимая вера отсекает суетные попечения; а память о смерти научает отвергаться и тела.
13. В Иове не было и следа сребролюбия; потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения.
14. «Сребролюбие есть и называется корень всем злым» (1Тим.6:10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.
15. Малым огнем сожгли некоторые много вещества; и одною добродетелию избежали многие всех вышеписанных страстей: эта добродетель называется беспристрастием. Она рождается в нас от опытного ведения и вкушения Божественного разума, и от попечения о страшном ответе во время исхода из сего мира.
16. Со вниманием прочитавший слово об объядении, сей матери толиких зол, не не ведает, что в пагубном и проклятом своем чадородии оно назвало вторым своим исчадием камень нечувствия. Но я не мог дать ему места, по порядку ему принадлежащего, быв обязан говорить прежде о многоглавом змие идолослужения, который у рассудительнейших отцов получил третье звено в цепи восьми главных страстей. Теперь, окончивши умеренное об нем слово, мы намерены говорить о нечувствии, занимающем по порядку третье место, а по происхождению второе. Потом будем говорить о сне и о бдении; а также и о детской малодушной боязливости побеседуем кратко; ибо все сии недуги свойственны новоначальным.
Степень семнадцатая. Кто на нее взошел, тот шествует на небо, совлекшись вещества.
