преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Азбука духовная

Содержание

Аннотация

Апостолы Авва Антоний Авва Агафон Ангелы Безмолвники Безмолвники удалялись от бесед с людьми Беседы праздные. Каким образом отучить от праздных бесед приходящих в гости? Бессмертная жизнь Бесстрастие Благость Божия Благоповедение Ближний. Как принимать ближнего? Блудная похоть. Плотские помыслы. Причина их появления Болезни. Кому и для чего они посылаются? Ведение. Ведение плотское, или знание. О первой степени ведения Ведение духовное, о второй степени ведения Ведение или созерцание. О третьей степени ведения, которая есть степень совершенства Ведение духа Совокупное обозрение трех ведений Делание ведения и делание веры. Разница между ведением и откровением Чем приобретается духовное видение Видения и откровения. Причины их явления Разница между видением и откровением Воздаяние за помыслы и изволение воли Что помыслы приносят человеку? Восстановление себя в утерянной добродетели. Что задолжал ты Богу, то и возвращай Ему Геенна. Что она есть? Мучения в геенне есть раскаяние и бич любви Божией. Любовь для одних мучение, а для других отрада Гордость Многие, приявшие благодать священства, по причине гордыни и высокомерия потеряли свое достоинство Гордость и сокрушение Грехи. Грехи произвольные и непроизвольные Чтобы сохранить себя от греха, необходимо удаляться от причин порождающих грех Начало брани со грехом Греховное наслаждение. Оно побеждается только ненавистью к причинам греха Горние обители Дарования. Дарования посылаются человеку во время молитвы Ожидание Божиих дарований видимым образом погрешительно. Это ведет к гордости и падению Дарования и искушения. Их взаимосвязь Делание сердца с рассудительностию Деятельность и созерцание Диавольская брань. О различных способах брани, какую диавол ведет О втором способе диавольских браней О третьем способе вражеской брани с сильными и мужественными О четвертой противодейственной вражеской брани Добро. Добровольная нищета и опасность от стяжания по нищелюбию Добродетель. Что есть добродетель? О тех, кто приемлет действие добродетели, и кто не приемлет Награда за добродетель без смирения не дается Добродетель сопряжена со скорбями Добродетель сопряжена с трудностями Искушения и скорби в добродетели Исцеление души Оно бывает не от знания истин Божиих, а от их делания. Теоретическое знание без делания заповедей Божиих пользы не приносит Крест. Путь Божий – крест ежедневный Кончина праведника Любовь. Любовь к Богу Любовь к ближним – признак духовного совершенства Любовь к плоти Мера всякой вещи Милосердие и безмолвие инока Милосердие и правосудие Милостивый. Кого можно назвать милостивым Милостыня. Следует ли творить милостыню монахам? Молитва. Чего необходимо просить у Господа в молитве, чтобы просимое было благоприятно Богу Почему иногда Господь медлит услышать молитву? Молитва должна быть сообразна с жизнью Участие в молитве нашего тела О чистой молитве. Чистой молитвы достигают немногие Что есть молитва по содержанию? От чего зависит чистота и нечистота молитвы Духовная молитва Что необходимо, чтобы ощутить действие благодатное в молитве Что такое молитва? Молитва будущего века Предстояние Богу в молитве со смирением и полной преданностью Промыслу Божию Благочестивые упражнения во время молитвы и расслабления духовного Монах. Монаху вредно видеть и слышать мирское Мир Мужественный и боязливый Мысли о смерти в начале доброго дела Надежда. Надежда грешника погрешительна Надежда праведника Недоверие. К себе во время душевного покоя В искушениях, не верь себе Нестяжательность и привязанность к мирским вещам Польза от нестяжательности и вред от привязанности к мирской вещи Нравственные наставления Обольщение. Обольщение и поругание от бесов некоторых подвижников Образы от мира приходящие и образы внутреннего человека Опыт Основание всего доброго – собранность, воздержание и богомыслие Последствия скитаний помыслов Последствия чревоугодия Отшельнический чин жития – молитва, а не милостыня Очищение души. Признаки внутреннего очищения от страстей Первая мысль о духовной жизни, или первое делание. Почему диавол противится им Печаль о грехах и поползновение Плоды духа Опасность подвига среди житейских дел Подвиги св. мужей Познание. Чем полезно для человека познание своей немощи? Покаяние Покаяние и молитва Покой. Стремление к покою расслабляет человека Помрачение ума Начало и признаки помрачения ума Помыслы Причины их появления Помыслы лукавые. Для победы над ними необходимо не прекословить им, а молитвою к Богу отсекать их Приемы постоянного внимания к своим помыслам Попущение Божие. Без попущения Божия никто не может сделать нам вреда Посещение Божие и оставление Пост Преждевременная деятельность при душевном недуге пагубна Приближение к Богу своим намерением и Божиим дарованием Привычка Признак истинного зрения Божиих вещей Признаки охлаждения духовной жизни Признаки правого пути Промысл Божий Промысл Божий о праведниках Без нужды нельзя искушать Господа, просить от Него чудес или знамений. Это ведет к пагубе Подвижники благочестия обязаны пребывать в постоянных трудах Промысл Божий открывается в помощи Таинственность Промысла Божия Промысл Божий открывается в искушениях Пересуды. Как вести себя при них Печаль о людях недужных, добрых, злых и страждущих Разумный человек Рай и древо жизни Расслабление и леность. Чем возбуждать себя к рачительности во время расслабления и лености Ревность – основной двигатель добродетели Ревность лукавая Рассуждение Самоисправление, или трезвение о порядке тонкой рассудительности Самомнение. Как с ним бороться? Самомнение усиливает искушения Самоотвержение Самопобуждение к подвигам Самоуничижение Священное Писание. Чтение Священного Писания и Богомыслие Почему так необходимо чтение Св. Писания Сердечная чистота Каковы ее признаки Сердце милующее Скорби Значение скорбей в деле спасения Скорби выше всякой молитвы Готовность к скорбям в простоте сердца и без страха Скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби Слезы. Их различие Слезы – признак Божией милости Слово от деятельности и слово от мудрости Смирение Смирение и смиренномудрый Что есть смирение само по себе? Кто действительно смиренномудр? Возможно ли человеку соделаться таким, и по природе так изменить себя, или нет? Способ приобретения смирения Признак истинного смиренномудрия Причины к смирению Смирение по страху и по любви Соблазн о духовном жительстве Страсти Удаление от причин порождающих страсти Чем лучше отвращать страсти Созерцание истинное и ложное Созерцание. Кому оно дается Суть вещей будущего века и их тайна Тайны Божии Тайна спасительного делания Твердость веры в Бога Телесное движение. От чего оно бывает? Телесное делание. Кому оно полезно и кому нет? Телесное житие по Богу Телесное изнеможение Оно опасно в духовном делании Тело. Страх за тело. Чем он побеждается? Терпение древних языческих философов Терпение и малодушие. Врачевство и малодушие Томление души Упокоение святых Божественным огнем Усовершение себя Для успешной молитвы необходимо уединение Философы. Надо ли обращаться за советом к философу? Хвастовство. За хвастовство Бог попускает изменения Худые помыслы Худое поведение. Отношение к разным людям худого поведения Царство небесное Царство Божие. Признаки приближения и удаления от него Цель скорбей, посылаемых человеку Целомудрие Честь – причина печали Чин сущностей ангелов, демонов и человека Чистота Чистота ума Чистота ума и чистота сердца Чистота ума. Чем она сохраняется и чем нарушается Щедрость. Щедрое подаяние Милостыню необходимо подавать щедро Юродство Явление ангелов подвижникам  

 
Аннотация

Аскетические писания прп. Исаака Сирина (VII в.), епископа Ниневийского, исполненные тонкого духовного ведения и мистического опыта, во все времена были излюбленным чтением не только монахов, но и мирян Православной Церкви. «Слова подвижнические» были переведены с сирийского языка на греческий в конце IX – начале X вв. и получили широкое распространение в восточно-христианском мире. Первый славянский перевод появился в XIV в. Зрение духовных глубин, которого сподобился святой, всецелая устремленность к Богу, проникновение в Божественные тайны поставили писания прп. Исаака в один ряд с творениями величайших богословов Вселенской Церкви.

Преподобный Исаак Сирин писал главным образом для монашествующих. Основная тема его духовных сочинений – конечная цель аскетических подвигов: молитвенное созерцание Бога и обожение человека. Но чтение «Азбуки духовной» научает самоуглублению и вдохновляет на подвиги каждого христианина.

Вам может быть интересно:

1. Слова подвижнические преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Духовный мир преподобного Исаака Сирина митрополит Иларион (Алфеев)

3. Духовные беседы преподобный Макарий Великий, Египетский

4. Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1-4) преподобный Никодим Святогорец

5. Душеполезные поучения и послания преподобный авва Дорофей

6. Аскетические опыты, 1 часть святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Десятигласная духодвижимая труба, Письмо исихасту-пустыннику преподобный Иосиф Исихаст

8. Сокровище духовное от мира собираемое святитель Тихон Задонский

9. Нравственные правила святитель Василий Великий

10. 26. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исайи преподобный авва Исайя (Скитский), отшельник

Комментарии для сайта Cackle