преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Азбука духовная

Содержание

Аннотация

Апостолы Авва Антоний Авва Агафон Ангелы Безмолвники Безмолвники удалялись от бесед с людьми Беседы праздные. Каким образом отучить от праздных бесед приходящих в гости? Бессмертная жизнь Бесстрастие Благость Божия Благоповедение Ближний. Как принимать ближнего? Блудная похоть. Плотские помыслы. Причина их появления Болезни. Кому и для чего они посылаются? Ведение. Ведение плотское, или знание. О первой степени ведения Ведение духовное, о второй степени ведения Ведение или созерцание. О третьей степени ведения, которая есть степень совершенства Ведение духа Совокупное обозрение трех ведений Делание ведения и делание веры. Разница между ведением и откровением Чем приобретается духовное видение Видения и откровения. Причины их явления Разница между видением и откровением Воздаяние за помыслы и изволение воли Что помыслы приносят человеку? Восстановление себя в утерянной добродетели. Что задолжал ты Богу, то и возвращай Ему Геенна. Что она есть? Мучения в геенне есть раскаяние и бич любви Божией. Любовь для одних мучение, а для других отрада Гордость Многие, приявшие благодать священства, по причине гордыни и высокомерия потеряли свое достоинство Гордость и сокрушение Грехи. Грехи произвольные и непроизвольные Чтобы сохранить себя от греха, необходимо удаляться от причин порождающих грех Начало брани со грехом Греховное наслаждение. Оно побеждается только ненавистью к причинам греха Горние обители Дарования. Дарования посылаются человеку во время молитвы Ожидание Божиих дарований видимым образом погрешительно. Это ведет к гордости и падению Дарования и искушения. Их взаимосвязь Делание сердца с рассудительностию Деятельность и созерцание Диавольская брань. О различных способах брани, какую диавол ведет О втором способе диавольских браней О третьем способе вражеской брани с сильными и мужественными О четвертой противодейственной вражеской брани Добро. Добровольная нищета и опасность от стяжания по нищелюбию Добродетель. Что есть добродетель? О тех, кто приемлет действие добродетели, и кто не приемлет Награда за добродетель без смирения не дается Добродетель сопряжена со скорбями Добродетель сопряжена с трудностями Искушения и скорби в добродетели Исцеление души Оно бывает не от знания истин Божиих, а от их делания. Теоретическое знание без делания заповедей Божиих пользы не приносит Крест. Путь Божий – крест ежедневный Кончина праведника Любовь. Любовь к Богу Любовь к ближним – признак духовного совершенства Любовь к плоти Мера всякой вещи Милосердие и безмолвие инока Милосердие и правосудие Милостивый. Кого можно назвать милостивым Милостыня. Следует ли творить милостыню монахам? Молитва. Чего необходимо просить у Господа в молитве, чтобы просимое было благоприятно Богу Почему иногда Господь медлит услышать молитву? Молитва должна быть сообразна с жизнью Участие в молитве нашего тела О чистой молитве. Чистой молитвы достигают немногие Что есть молитва по содержанию? От чего зависит чистота и нечистота молитвы Духовная молитва Что необходимо, чтобы ощутить действие благодатное в молитве Что такое молитва? Молитва будущего века Предстояние Богу в молитве со смирением и полной преданностью Промыслу Божию Благочестивые упражнения во время молитвы и расслабления духовного Монах. Монаху вредно видеть и слышать мирское Мир Мужественный и боязливый Мысли о смерти в начале доброго дела Надежда. Надежда грешника погрешительна Надежда праведника Недоверие. К себе во время душевного покоя В искушениях, не верь себе Нестяжательность и привязанность к мирским вещам Польза от нестяжательности и вред от привязанности к мирской вещи Нравственные наставления Обольщение. Обольщение и поругание от бесов некоторых подвижников Образы от мира приходящие и образы внутреннего человека Опыт Основание всего доброго – собранность, воздержание и богомыслие Последствия скитаний помыслов Последствия чревоугодия Отшельнический чин жития – молитва, а не милостыня Очищение души. Признаки внутреннего очищения от страстей Первая мысль о духовной жизни, или первое делание. Почему диавол противится им Печаль о грехах и поползновение Плоды духа Опасность подвига среди житейских дел Подвиги св. мужей Познание. Чем полезно для человека познание своей немощи? Покаяние Покаяние и молитва Покой. Стремление к покою расслабляет человека Помрачение ума Начало и признаки помрачения ума Помыслы Причины их появления Помыслы лукавые. Для победы над ними необходимо не прекословить им, а молитвою к Богу отсекать их Приемы постоянного внимания к своим помыслам Попущение Божие. Без попущения Божия никто не может сделать нам вреда Посещение Божие и оставление Пост Преждевременная деятельность при душевном недуге пагубна Приближение к Богу своим намерением и Божиим дарованием Привычка Признак истинного зрения Божиих вещей Признаки охлаждения духовной жизни Признаки правого пути Промысл Божий Промысл Божий о праведниках Без нужды нельзя искушать Господа, просить от Него чудес или знамений. Это ведет к пагубе Подвижники благочестия обязаны пребывать в постоянных трудах Промысл Божий открывается в помощи Таинственность Промысла Божия Промысл Божий открывается в искушениях Пересуды. Как вести себя при них Печаль о людях недужных, добрых, злых и страждущих Разумный человек Рай и древо жизни Расслабление и леность. Чем возбуждать себя к рачительности во время расслабления и лености Ревность – основной двигатель добродетели Ревность лукавая Рассуждение Самоисправление, или трезвение о порядке тонкой рассудительности Самомнение. Как с ним бороться? Самомнение усиливает искушения Самоотвержение Самопобуждение к подвигам Самоуничижение Священное Писание. Чтение Священного Писания и Богомыслие Почему так необходимо чтение Св. Писания Сердечная чистота Каковы ее признаки Сердце милующее Скорби Значение скорбей в деле спасения Скорби выше всякой молитвы Готовность к скорбям в простоте сердца и без страха Скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби Слезы. Их различие Слезы – признак Божией милости Слово от деятельности и слово от мудрости Смирение Смирение и смиренномудрый Что есть смирение само по себе? Кто действительно смиренномудр? Возможно ли человеку соделаться таким, и по природе так изменить себя, или нет? Способ приобретения смирения Признак истинного смиренномудрия Причины к смирению Смирение по страху и по любви Соблазн о духовном жительстве Страсти Удаление от причин порождающих страсти Чем лучше отвращать страсти Созерцание истинное и ложное Созерцание. Кому оно дается Суть вещей будущего века и их тайна Тайны Божии Тайна спасительного делания Твердость веры в Бога Телесное движение. От чего оно бывает? Телесное делание. Кому оно полезно и кому нет? Телесное житие по Богу Телесное изнеможение Оно опасно в духовном делании Тело. Страх за тело. Чем он побеждается? Терпение древних языческих философов Терпение и малодушие. Врачевство и малодушие Томление души Упокоение святых Божественным огнем Усовершение себя Для успешной молитвы необходимо уединение Философы. Надо ли обращаться за советом к философу? Хвастовство. За хвастовство Бог попускает изменения Худые помыслы Худое поведение. Отношение к разным людям худого поведения Царство небесное Царство Божие. Признаки приближения и удаления от него Цель скорбей, посылаемых человеку Целомудрие Честь – причина печали Чин сущностей ангелов, демонов и человека Чистота Чистота ума Чистота ума и чистота сердца Чистота ума. Чем она сохраняется и чем нарушается Щедрость. Щедрое подаяние Милостыню необходимо подавать щедро Юродство Явление ангелов подвижникам  

 
Аннотация

Аскетические писания прп. Исаака Сирина (VII в.), епископа Ниневийского, исполненные тонкого духовного ведения и мистического опыта, во все времена были излюбленным чтением не только монахов, но и мирян Православной Церкви. «Слова подвижнические» были переведены с сирийского языка на греческий в конце IX – начале X вв. и получили широкое распространение в восточно-христианском мире. Первый славянский перевод появился в XIV в. Зрение духовных глубин, которого сподобился святой, всецелая устремленность к Богу, проникновение в Божественные тайны поставили писания прп. Исаака в один ряд с творениями величайших богословов Вселенской Церкви.

Преподобный Исаак Сирин писал главным образом для монашествующих. Основная тема его духовных сочинений – конечная цель аскетических подвигов: молитвенное созерцание Бога и обожение человека. Но чтение «Азбуки духовной» научает самоуглублению и вдохновляет на подвиги каждого христианина.

Комментарии для сайта Cackle